Комплексная оценка государственного регулирования экономикой России
развития. Функционирование экономической системы затруднено системным кризисом экономики и отсутствием научно-обоснованного курса экономической политики государства, неадекватным использованием рекомендаций, являющихся полезными в условиях развитой рыночной экономики, но абсолютно неприемлемых для страны с развивающимся рынком.Актуальные задачи, продиктованные необходимостью государственного регулирования экономики, являются органическим соединением финансовых ресурсов с реальной экономикой в интересах реанимации экономического и научно-технического потенциалов в России, в целях повышения уровня жизни населения страны.
В числе приоритетных задач государственного регулирования экономики следует назвать такие, как:
принятие неотложных мер по оздоровлению финансово-банковской системы и обеспечение её ориентации на развитие реальной экономики страны;
проведение национальной экономически обоснованной валютной политики укрепления российской денежной валюты – рубля;
развитие страхового поля страны как стратегического сектора, обеспечивающего дополнительное внебюджетное инвестирование экономики страны;
проведение последовательной государственной политики по развитию национального рынка ценных бумаг и обеспечению его защиты от недобросовестной конкуренции иностранных инвесторов и отечественных монополистов;
приоритетное развитие науки и образования в сферах функционирования рынка ценных бумаг в стране.
Система государственного регулирования в условиях смешанной экономики России нуждается в реструктуризации. Основной смысл этой важнейшей задачи состоит в том, чтобы определить рациональную структуру различных форм собственности и с помощью рыночных методов активно воздействовать на улучшение работы в сфере реальной экономики.
Одной из важнейших задач, связанных с совершенствованием системы государственного регулирования рыночной экономики является оценка эффективности приватизации в стране в соответствии с критериями экономики и права.
В целях обеспечения нормального функционирования реальной экономики требуется осуществлять контрольно-аналитические функции с помощью системы показателей, характеризующих эффективность работы владельцев контрольных пакетов акций.
В интересах экономического роста требуется приступить к разработке реального инвестиционного механизма, позволяющего концентрировать инвестиционные ресурсы на перспективных направлениях реальной экономики с учетом интересов населения, предпринимателей и государства в целом.
Государство должно осуществлять с помощью системы экономических, статистических и правовых органов реальный контроль за выпуском и рыночным оборотом ценных бумаг, не допуская возможности образования спекулятивных пирамид.
Основой создаваемой федеральной программы являются показатели экономической эффективности, и в частности инвестиционных вложений, и правовые механизмы государственного регулирования экономики как главное содержательное звено математической модели управления в этой сфере.
Основные положения федеральной программы, разработанной автором, закрепленные в методических положениях, обеспечивают правовую систему и экономические механизмы своевременного внедрения инвестиционных программ и реализацию возможностей диверсификации и конверсии производства.
Создание федеральных структур государственного регулирования экономикой создает фундамент широких возможностей осуществления государственного руководства не только отдельными отраслями, но и всей экономикой страны в целом, что позволяет обеспечить решение, как государственных функций, так и осуществить подъем жизненного уровня населения России.
Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:
Ярцун С.В. Социально-экономические проблемы комплексной системы государственного регулирования экономики России как фундаментальной основы развития общества в период перехода к рыночным отношениям (монография). Международная академия информатизации, 2000. – 5,0 п.л. (Для служебного пользования).
Третьяков Р.М., Ярцун С.В. Методологические основы создания комплексной системы государственного регулирования экономики России как стратегической основы развития общества в условиях рыночных отношений. – М.: Сб. Вопросы оборонной техники. Сер. 3., вып. 6, 2000. – 0,25 п.л.
Ярцун С.В., Коваленко В.А. Актуальные проблемы реструктуризации экономики России на рубеже XXI века. – М., Экономическая газета, № 12, 2000. – 0,4 п.л.
Ярцун С.В. Создание правовых механизмов совершенствования системы управления промышленным потенциалом России. – М.: Сб. Вопросы оборонной техники. Сер. 5., вып. 6, 2000. – 0,3 п.л.
Ярцун С.В. Оптимизация системы государственного регулирования рыночной экономики страны на базе экономико-математических методов. – М.: Сб. Проблемы теории и практики управления. Сер. 4., вып. 7, 2000. – 0,35 п.л.
Ярцун С.В. Правовые основы государственного регулирования экономики России на современном этапе. М.: Юридическая литература, вып. 3., 2000. – 0,4 п.л.