Особенности выбора таможенных режимов при перемещении товаров через таможенную границу
(вывоза) только в течение установленных сроков их временного пребывания на (вне) таможенной территории. Продление сроков должно рассматриваться как исключительная мера. По истечение этих сроков лицо, временно ввезшее/ вывезшее товары, обязано выполнить установленные процедуры по завершении таможенного режима.Таможенный режим временного ввоза/ вывоза завершается по истечении установленных сроков и при обратном вывозе (ввозе) находившегося под этим режимом товаров либо до момента истечения сроков – при заявлении таких товаров под иной таможенный режим. При надлежащем выполнении процедур, обозначающих завершение действия режима, лицо, которое временно ввезло (вывезло) товары, освобождается от обязательств, возложенных на него как на бенефициара режима. В противном случае оно несет ответственность за нарушение установленных правил предоставления и пользования таможенным режимом.
1.8. Таможенные режимы переработки: переработка товаров на таможенной территории, переработка под таможенным контролем, переработка вне таможенной территории
В ТК РФ установлено три таможенных режима, связанных с переработкой товаров; переработка товаров на таможенной территории, переработка товаров под таможенным контролем и переработка товаров вне таможенной территории.
Под переработкой товаров на таможенной территории понимается таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и иных налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации (ст. 58 ТК РФ).
Переработкой товаров под таможенным контролем называется таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим помещением продуктов переработки под таможенный режим выпуска для свободного обращения или под иной таможенный режим (ст. 65 ТК РФ).
Переработка товаров вне таможенной территории - это таможенный режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (ст. 87 ТК РФ).
Упомянутые таможенные режимы преследуют общую цель – перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации для их последующей переработки. При этом один из названных режимов допускает использование российских товаров с целью их переработки вне таможенной территории Российской Федерации, а два других, наоборот, позволяют использовать иностранные товары для переработки на российской таможенной территории.
Очень близки по своей сути таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем. Оба таможенных режима предполагают осуществление таможенного контроля за товарами, заявленными к переработке. В соответствии со ст. 180 ТК РФ одной из форм таможенного контроля является осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли, а также других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, или осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, в том числе и переработка товаров. Гарантии реализации этой формы таможенного контроля содержатся в ст. 184 ТК РФ, закрепляющей право доступа должностных лиц таможенного органа в указанные места, а также в ст. 264 ТК ГФ, устанавливающей ответственность за воспрепятствование такому доступу.
По существу эти два схожих таможенных режима различаются только налоговым регулированием: если товары, помещаемые под таможенный режим переработки под таможенным контролем, освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин и иных налогов, то при использовании таможенного режима переработки на таможенной территории таможенные платежи уплачиваются с возможностью их последующего возврата.
В процессе переработки участвуют два вида товаров: товары, помещенные под таможенный режим переработки (далее – предмет переработки), и товары, с помощью которых производится такая переработка (далее – служебные товары). Служебными товарами могут быть только товары, происходящие с территории страны, на которой осуществляется переработка, либо товары, выпущенные на этой территории для свободного обращения.
В качестве служебных товаров допускается использование товаров, которые применяются при создании вооружения и военной техники, товаров двойного применения (т.е. материалов и оборудования, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании ракетного, ядерного, химического и других видов оружия массового уничтожения), а также товаров, экспорт которых осуществляется в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Использование некоторых служебных товаров для переработки товаров на таможенной территории возможно только при наличии разрешения Минэкономики России. К таким товарам относятся, например, слоновая кость, кораллы, ракообразные, моллюски, драгоценные металлы, драгоценные природные камни, ядерные материалы (перечень утверждается Президентом РФ и Правительством РФ), наркотические и психотропные средства (согласно спискам, издаваемым Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве России).
Переработка товаров производится в соответствии с производственным процессом, под которым в таможенном законодательстве понимается совокупность всех действий людей и орудий груда, необходимых для изготовления и/или ремонта товарной продукции,
В результате переработки появляется новый вид товаров, именуемый товарной продукцией (компенсационные товары). Также могут образовываться отходы производства и производственные потери. В совокупности товарная продукция, отходы производства и производственные потери представляют собой продукты переработки.
Под товарной продукцией (компенсационными товарами) понимаются товары, полученные в результате переработки временно ввезенных из-за границы на территорию Российской Федерации иностранных товаров либо полученные в результате переработки за границей временно вывезенных российских товаров.
Товарной продукцией могут являться только те товары, которые произведены по используемому переработчиком производственному процессу до полного изготовления, достаточного для целей вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Отходы производства - товары, неизбежно образующиеся в производственном процессе товарной продукции, получение которых не было целью заявления режима и которые не находят применения у заявителя таможенного режима. Неизбежность образования отходов выражается не в обязательности их появления, а в том, что они появляются независимо от воли лиц, задействованных в процессе переработки, в том, что их появление обусловлено исключительно самим технологическим процессом.
Производственными потерями являются материалы, вещества и т.п., образующиеся и/или безвозвратно теряющиеся в результате производственного процесса при изготовлении товарной продукции.
В ряде случаев предмет переработки используется не полностью, что влечет за собой образование остатков, под которыми понимают оставшуюся часть товаров, помешенных под таможенный режим переработки, не использованных для изготовления товарной продукции и классифицируемых по ТН ВЭД СНГ в той же девятизначной товарной позиции, что и товары, первоначально помещенные под таможенный режим.
Как и остальные таможенные режимы, таможенные режимы переработки имеют свою структуру, которая представляет собой совокупность условий, ограничений и требований, а также предоставляемых льгот. Одинаковое предназначение таможенных режимов переработки не только обусловливает одинаковый процесс переработки товаров, но и объясняет предъявление в рамках указанных таможенных режимов преимущественно одинаковых условий, ограничений и требований.
1.9. Магазин беспошлинной торговли
Магазин беспошлинной торговли – это таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемыми таможенными органами РФ) без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики.
Развитие международной торговли привело к появлению ряда новых таможенных режимов, одним из которых и является магазин беспошлинной торговли. Его использование дает возможность продавать иностранный товар под таможенным контролем на таможенной территории страны без взимания таможенных налогов и применения к товарам мер экономической политики. Причем в качестве объекта данного таможенного режима могут выступать как товары иностранного производства, так и отечественные. Как те, так и другие предназначаются для продажи только физическим лицам и только выезжающим за пределы таможенной территории Российской Федерации. Таким образом, вывоз приобретенных в магазине беспошлинной торговли товаров за пределы российской таможенной территории – это непременное условие применения данного таможенного режима.
Как правило, магазины беспошлинной торговли открываются в залах ожидания для пассажиров, отъезжающих за границу, а также для транзитных пассажиров в крупных аэропортах, портах, открытых для международного пассажирского сообщения, в пунктах пропуска через государственную границу, предназначенных для пересечения границы физическими лицами. Торговые залы должны находиться обязательно за линией таможенного контроля. В то же время расположение торговых залов должно исключать возможность доступа в них лиц, въезжающих на территорию Российской Федерации (п. 3.8 Положения о таможенном режиме магазина беспошлинной торговли; далее - Положение).
Обустройство торговых залов, подсобных помещений и складов магазина беспошлинной торговли должно исключать возможность поступления и изъятия товаров помимо таможенного контроля и доступа к ним посторонних.
Основой экономической целесообразности применения данного таможенного режима является возможность получения прибыли фактически за счет импортного товара и внешнего потребителя. Значительное снижение себестоимости товара за счет фактического отсутствия таможенных издержек увеличивает товарооборот магазина, создает благоприятные условия развития инфраструктуры аэропортов, портов и т.д. Ограниченность применения данного таможенного режима диктуется уровнем развития международных пассажирских сообщений.
1.10. Свободная таможенная зона и свободный склад
Свободная таможенная зона и свободный склад – это таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом таможенным законодательством РФ (в частности, главой 14 ТК РФ).
Под свободной зоной в международной таможенной практике понимают часть территории одного государства, на которой ввезенные товары рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам, и не подвергаются обычному таможенному контролю.
В соответствии со ст. 75 ТК РФ содержание таможенных режимов свободной таможенной зоны и свободного склада сводится к тому, что иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики (квотирования, лицензирования), а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.
В отношении мер таможенно-тарифного регулирования свободная таможенная зона и свободный склад представляют собой беспошлинную торговую и складскую территорию, где товары иностранного происхождения могут храниться, продаваться и покупаться без оплаты таможенных пошлин и налогов, то есть с точки зрения налогового режима она рассматривается как находящаяся за пределами таможенной границы.
В свободных таможенных зонах и на свободных таможенных складах товары могут находиться без ограничения сроков (ст. 80 ТК РФ). В свободной таможенной зоне допускается любая производственная и коммерческая деятельность, исключающая розничную торговлю и деятельность, запрещенную действующим российским законодательством.
Свободный склад учреждается при наличии лицензии ГТК РФ. К обустройству складов предъявляются жесткие требования, чтобы исключить возможность изъятия помимо таможенного контроля товаров, находящихся на складе, либо поместить туда товары, а также чтобы не затруднять таможенный контроль.
Владелец свободного склада обязан соблюдать условия лицензии на учреждение свободного склада и выполнять все требования таможенных органов относительно таможенного контроля и таможенного оформления товаров, находящихся на свободном складе.
Товары, ввозимые, вывозимые и хранящиеся в пределах свободных таможенных зон и свободных складов, подлежат учету. Любые изменения, происходящие с ними в пределах свободных таможенных зон и свободных складов, должны отражаться в учетных документах.
В соответствии со ст. 81 ТК РФ таможенные органы в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле при наличии достаточных оснований вправе осуществить таможенный контроль за товарами, находящимися в свободных таможенных зонах и на свободных складах. И это право сводит к минимуму возможность использования таможенных свободных зон и свободных складов в качестве первоначальных пунктов контрабандных предметов, в частности антиквариата, оружия и наркотиков.
1.11. Таможенный склад
Таможенный склад – это таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов, без применения к товарам мер экономической политики на период хранения, а товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, хранятся под таможенным контролем с предоставлением льгот, предусмотренных Таможенным кодексом РФ (освобождением от таможенных пошлин, возвратов ранее уплаченных сумм и пр.).
Под режим таможенного склада могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу в Россию или вывозу из нее, а также иных товаров, перечень которых может определиться России (ст. 42 ТК РФ).
Обеспечение хранения товаров осуществляется путем использования специального выделенного и обустроенного помещения – таможенного склада.
Таможенные склады по степени открытости подразделяются на открытые и закрытые. Склады открытого типа предназначены для использования любыми лицами, закрытые – строго ограниченным кругом лиц.
По составу учредителей склады делятся на склады, учреждаемые таможенными органами, и склады, учреждаемые российскими лицами. Склады, учрежденные таможенными органами, во всех случаях являются открытыми. В случае учреждения таможенных складов российскими лицами они могут быть как открытого, так и закрытого типа, и для его открытия владельцу необходимо получить в таможне лицензию на открытие таможенного склада, которая выдается только при выполнении ряда условий в частности оборудования склада, площади, оплаты сборов.
Таможенный склад может учреждаться только при наличии лицензии ГТК России. Лицензия не требуется, если учредителем таможенного склада является таможенный орган Российской Федерации (ст. 48 ТК РФ).
Товары могут находиться в режиме таможенного склада в течение трех лет. Для отдельных категорий товаров срок нахождения в режиме таможенного склада может быть сокращен до одного года. По истечении установленных сроков хранения товар должен быть заявлен и помещен под иной таможенный режим.
1.12. Таможенные режимы уничтожения товаров и отказа в пользу государства
Уничтожение товаров – это таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние, непригодное для использования, без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
Чаще всего импортер выбирает режим уничтожения, когда его товар после перемещения через таможенную границу утратил свое качество или оказался с истекшим сроком хранения (нередко подобное случается, когда товар длительное время хранится на таможенном складе). Таможенный режим уничтожения применяется также в выставочном деле: стоимость обратной транспортировки может оказаться выше стоимости самих стендов, рекламного оборудования и некоторых экспонатов что и побуждает уничтожать их под таможенным контролем либо передавать в собственность государства. Просто «оставить», «забыть» эти предметы участник выставки или ярмарки не может, так как ввозил их на таможенную территорию Российской Федерации под обязательство обратного вывоза, а, следовательно, если не состоится перемещение груза за пределы таможенной территории Российской Федерации, его владелец (декларант) должен будет уплатить причитающиеся таможенные пошлины и налоги. Легальной возможностью не вывозить груз обратно и в то же время не уплачивать таможенные платежи является представление на таможню надлежащим образом оформленного акта об уничтожении товара под таможенным контролем либо отказе от него в пользу государства.
Отказ от товара в пользу государства – таможенный режим, при котором лицо отказывается от товара без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономической политики.
Использование режима отказа в пользу государства так же, как и режима уничтожения напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации импортного товара на российском рынке. Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа в пользу государства в связи со значительным повышением ставок ввозных таможенных пошлин. Резкое увеличение таможенных платежей может сделать импортный товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией отечественного производства. К такому же результату могут привести и непредвиденные длительные транспортные простои при морских и железнодорожных перевозках. Штрафы, уплачиваемые железной дороге, портовой администрации, ведут к значительному удорожанию товара. Определив рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях (с учетом новых таможенных тарифов, штрафов транспортным организациям и т.д.), импортер может посчитать нецелесообразной реализацию своего товара на российском рынке.
Если вывоз такого товара с таможенной территории Российской Федерации также оказывается невыгодным, участник внешнеторговой деятельности, смирившись с потерей товара, стремится свести материальные убытки к минимуму и освободиться от таможенных платежей. Для этого он может выбрать таможенные режимы отказа в пользу государства или уничтожения товара.
Первый, как правило, выглядит предпочтительнее. Безвозмездная передача товара в собственность государства может положительно сказаться на деловой репутации импортера. Кроме того, уничтожение товара производится за счет заинтересованного в этом лица и приводит при прочих равных условиях к дополнительным для него расходам.
Глава 2. Таможенные режимы, особенности таможенного оформления и начисления таможенных платежей
Все перемещаемые через таможенную границу России товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению.
Таможенное оформление – это процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса РФ. Таким образом, целью таможенного оформления является помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.
Таможенное оформление товаров и транспортных средств может осуществляться в упрощенном (льготном) порядке, например – при ввозе на таможенную территорию России и вывозе с этой территории товаров, необходимых при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, живых животных, скоропортящихся продуктов, радиоактивных материалов и пр. Упрощенный порядок таможенного оформления предусматривает упрощение процедуры таможенного оформления и сокращения времени его производства, но при этом строго в рамках и с соблюдением основных принципов таможенного оформления, предусмотренных ТК РФ.
Производство таможенного оформления производится в специально определенных для этого местах в регионе деятельности таможенного органа, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение и его осуществление возложено на специализированные подразделения таможенных органов – отделы таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО и ТК) таможен и таможенных постов.
Таможенное оформление, включая заполнение таможенных документов для таможенных целей, производится на русском языке, но при определенных условиях согласно ст. 174 ТК РФ таможенные органы могут принимать и использовать документы, составленные на иностранных языках.
Таможенный режим имеет сложную правовую природу и сочетает в себе элементы административно-правового и финансово-правового регулирования. Отказ от государственной монополии на внешнюю торговлю и либерализация внешнеэкономических связей обусловили активизацию таможенно-тарифных (экономических) методов. На законодательном уровне закреплен принцип приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности (ст. 4 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»).
Действительно, было бы нелогичным со стороны законодателя устанавливать одинаковый размер таможенных платежей применительно к таможенному режиму выпуска для свободного обращения, допускающему полную свободу владения, пользования и распоряжения ввезенными товарами, и к остальным таможенным режимам, помещение товаров под которые предполагает соблюдение установленных условий, ограничений и требований. Различный объем свободы при использовании таможенных режимов обусловливает применение различного режима обложения таможенными пошлинами и иными налогами: если условием таможенного режима выпуска для свободного обращения является уплата всех таможенных платежей, то остальные таможенные режимы сопряжены с предоставлением в отношении ввозимых (вывозимых) товаров определенных льгот.
Сразу же следует обозначить, в отношении каких из таможенных платежей предоставляются льготы в рамках таможенных режимов. Все таможенные платежи можно разделить на две группы: взимаемые при перемещении через таможенную границу Российской Федерации и взимаемые в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами по таможенному делу. При этом из платежей, взимаемых при перемещении через таможенную границу Российской Федерации, следует выделить отдельную группу - платежи, взимаемые при таможенном оформлении. К ним относятся таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и акциз. В рамках таможенных режимов предоставляются льготы только по таможенным платежам, составляющим эту последнюю группу.
Применительно к конкретному таможенному режиму лицу, перемещающему товары, могут предоставляться следующие виды льгот: полное освобождение от уплаты таможенных платежей, частичное освобождение от уплаты таможенных платежей, возврат ранее уплаченных таможенных платежей.
Указанные льготы можно условно подразделить на две группы: льготы по таможенным платежам, уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим (основные льготы по таможенным платежам), и льготы по таможенным платежам, не уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим, но связанные с его использованием (дополнительные льготы по таможенным платежам). В ряде случаев льготы применяются только в отношении отдельных категорий товаров, помещаемых под таможенный режим.
Рассмотрим отдельные случаи применения льгот.
Полное освобождение от уплаты таможенных платежей. Данная льгота используется чаще, чем остальные. От таможенной пошлины и иных налогов освобождаются товары, помещаемые под таможенные режимы реимпорта, реэкспорта, транзита, переработки под таможенным контролем, магазина беспошлинной торговли, уничтожения, отказа в пользу государства и другие режимы.
При помещении товаров под таможенные режимы свободной таможенной зоны, свободного склада или таможенного склада от таможенной пошлины и иных налогов освобождаются только иностранные товары. Российские товары (свободная таможенная зона, свободный склад), а также товары, предназначенные для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта (таможенный склад), освобождаются от уплаты таможенных платежей постольку, поскольку такое освобождение предусмотрено при вывозе товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта.
В рамках таможенного режима временного ввоза (вывоза) освобождение от уплаты таможенных платежей применяется также только в отношении определенных категорий товаров. Их перечень приведен в приложении № 1 к указанию ГТК России от 25 апреля 1994 г. № 01-12/328 «О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза)». В частности, полному освобождению от уплаты таможенных пошлин и иных налогов подлежат транспортные средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров; товары, перемещаемые для демонстрации на выставках, ярмарках и других подобных мероприятиях; многооборотная тара и упаковка и др. Постановлением Правительства РФ от 22 августа 1997 г. № 198 «О временном ввозе (вывозе) научных приборов и оборудования» к случаям полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов отнесен временный ввоз (вывоз) научных приборов и оборудования, отвечающих ряду условий.
Частичное освобождение от уплаты таможенных платежей. Эта льгота применяется к временно ввезенным (вывезенным) товарам, на которые не распространяется полное освобождение от уплаты таможенных платежей, а также к товарам, срок временного ввоза (вывоза) которых продлен. При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и иных налогов за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается 3 % от суммы таможенных пошлин и иных налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения или при их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта (периодические таможенные платежи). В случае если уплаченные суммы периодических таможенных платежей станут равными сумме таможенных пошлин и иных налогов, товар считается выпущенным в соответствии с указанными режимами при условии, что к таким товарам не применяются меры экономической политики.
Возврат ранее уплаченных таможенных платежей. Возврат ранее уплаченных налогов используется в целях стимулирования экспорта.
Уплаченные суммы таможенных пошлин и налогов возвращаются при использовании таможенных режимов переработки товаров на таможенной территории и вне таможенной территории Российской Федерации.
Дополнительными являются льготы по таможенным платежам, уплачиваемым до помещения товаров под таможенный режим, а также льготы, предоставляемые при завершении действия таможенного режима.
Так, реимпорт представляет собой таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории Российской Федерации в соответствии в таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, иных налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики (ст. 32 ТК РФ). Как видно, при помещении товаров под таможенный режим реимпорта участнику внешнеэкономической деятельности предоставляются льготы по таможенным платежам в виде полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и иных налогов. Однако он может воспользоваться также дополнительной льготой, которая заключается в возврате сумм вывозных таможенных пошлин и иных налогов, уплаченных таможенному органу задолго до заявления таможенного режима реимпорта (ст. 34 ТК РФ).
Аналогичная система действует при использовании реэкспорта - таможенного режима, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и иных налогов и без применения мер экономической политики (ст. 100 ТК РФ), в данном случае также имеет место факт предоставления льгот по таможенным платежам, уплачиваемым до помещения товаров под режим реэкспорта.
Таможенный режим переработки на таможенной территории Российской Федерации предполагает полное освобождение продуктов переработки от вывозных таможенных пошлин и иных налогов, таможенный режим переработки вне таможенной территории Российской Федерации - полное или частичное освобождение продуктов переработки от ввозных таможенных пошлин и иных налогов.
Условия предоставления льгот по таможенным платежам.
Участники внешнеэкономической деятельности могут получить льготы по таможенным платежам только при соблюдении существенных условий, ограничений и требований таможенного режима, под который они поместили товары и транспортные средства. Существенными можно считать те условия, требования или ограничения, которые образуют понятие таможенного режима или относительно которых сделана особая оговорка о том, что их несоблюдение влечет уплату таможенных платежей в большем размере. Это означает, например, что льготы по таможенным платежам, предусмотренные таможенными режимами экспорта, реэкспорта, а также транзита, предоставляются только при фактическом вывозе товаров за пределы территории Российской Федерации. При несоблюдении этого требования таможенные платежи подлежат уплате в установленном порядке. Так, ст. 40 ТК РФ (таможенный режим транзита) закрепляет, что при выдаче без разрешения таможенного органа, утрате товаров или недоставлении их в таможенный орган назначения перевозчик должен уплатить таможенные платежи, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения или экспорта.
В некоторых случаях таможенное законодательство связывает возможность получения налоговой льготы с соблюдением одного или нескольких самостоятельных условий. Они не составляют содержание самого таможенного режима (т.е. не являются его условиями, ограничениями или требованиями), однако без их соблюдения получение льготы невозможно. Несоблюдение самостоятельных условий предоставления льгот по таможенным платежам не является нарушением таможенного режима и не образует составов нарушений таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена ТК РФ. Неблагоприятные последствия для лица, их не исполнившего, выражаются лишь в отказе в предоставлении льготы.
В качестве примеров приведем следующие ситуации.
Ранее было отмечено, что таможенный режим реэкспорта предполагает освобождение товаров от ввозных таможенных пошлин или их возврат. Однако если возврат ввозных таможенных пошлин производится в любом случае, то освобождение от ввозных таможенных пошлин допускается, только если товары заявляются таможенному органу в качестве ввозимых исключительно и непосредственно для реэкспорта.
Условием для возврата вывозных таможенных пошлин при использовании таможенного режима реимпорта является осуществление реимпорта товаров в течение трех лет с момента их вывоза.
Полное освобождение временно ввозимых (вывозимых) товаров от таможенных пошлин и налогов допускается только при их ввозе сроком на один год. В случае продления срока временного ввоза (вывоза) применяется частичное освобождение от уплаты таможенных платежей.
Возврат таможенных пошлин и налогов, уплаченных при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории Российской Федерации, осуществляется при одновременном соблюдении следующих условий: во-первых, продукты переработки должны быть вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, а во-вторых, вывоз должен быть осуществлен не позднее двух лет со дня перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Льготы, применяемые в рамках таможенных режимов, а также условия их предоставления приводятся в таблице 2.1.
Льготы, предоставляемые в связи с заявлением таможенного режима
Таблица 2.1.
Таможенный режим |
Основные льготы по таможенным платежам |
Условия предоставления основных льгот по таможенным платежам |
Дополнительные льготы по таможенным платежам |
Условия предоставления дополнительных льгот по таможенным платежам |
||
Таможенная пошлина |
НДС, акцизы |
Сборы за таможенное оформление | ||||
Выпуск для свободного обращения |
+ | + | + | |||
Экспорт |
+ | возврат | + | |||
Реимпорт |
- | - | + | Возврат вывозных таможенных пошлин и налогов | Осуществление реимпорта товаров в течение трех лет с момента их вывоза | |
Реэкспорт |
- | - | + | Невзимание таможенных пошлин и налогов при ввозе товаров | Заявление товаров таможенному органу в качестве ввозимых непосредственно и исключительно для реэкспорта | |
Возврат ввозных таможенных пошлин и налогов | ||||||
Транзит |
- | - | + | |||
Временный ввоз (вывоз) товары с полным освобождением от таможенных платежей |
- | - | + | Ввоз (вывоз) товаров на срок не более чем один год | ||
Временный ввоз (вывоз) иные товары |
Частичное освобождение | Частичное освобождение | + | |||
Переработка на таможенной территории |
возврат | возврат | + |
-Вывоз продуктов переработки за пределы таможенной территории РФ в соответствии с режимом экспорта. -Вывоз продуктов переработки не позднее двух лет со дня перемещения товаров через таможенную границу РФ. |
О Продолжение таблицы 2.1. свобождение иностранных товаров и продуктов переработки от вывозных таможенных пошлин и налогов |
|
Переработка под таможенным контролем |
- | - | + | |||
Переработка вне таможенной территории |
возврат | возврат | + | Полное освобождение продуктов переработки от таможенных пошлин и налогов |
-Помещение продуктов переработки под режим выпуска для свободного обращения. -Заявление режима лицом, получившим лицензию на переработку вне таможенной территории. -Вывоз товаров для ремонта, осуществляемого безвозмездно. |
|
Магазин беспошлинной торговли |
- | - | + | Частичное освобождение продуктов переработки от таможенных пошлин и налогов |
-Помещение продуктов пе-реработки под режим выпуска для свободного обращения -Заявление режима лицом, получившим лицензию на переработку вне таможенной территории -Вывоз товаров для возмездного ремонта или иных операций по переработке |
|
Таможенная зона/ свободный склад |
- | - | + |
Продолжение таблицы 2.1. |
||
Иностранные товары | ||||||
Российские товары | Применительно к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта | |||||
Таможенный склад |
- | - | + | |||
Ввезенные товары | ||||||
Товары, предназначенные для вывоза в соответствии с режимом экспорта | Применительно к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта |