История России (шпаргалка)

1.«Русь изначальная». Исторические версии происхождения славян и древнерусской государственности.

Предки славян являлись частью древнего индоевропейского единства, расселенного на необъятных просторах Евразии. С течением времени из массы индоевропейских племен выделяются общности, родственные по языку, хозяйственным занятиям, культуре. Одним из таких объединений племен стали славяне. Славяне заселяли земли Центральной и Восточной Европы. Прародиной славян считают территорию от реки Эльбы до Днепра. С этой территории славяне в первой половине 1-го тысячелетия начали расселение в бассейн Днепра, а так же на север - в район озера Ильмень. Эта часть славян получила название «восточных». Летописи рассказывают о четырнадцати племенных объединениях восточных славян.

Постепенно славянские племена разделяются на западную (венеды) и восточную (анты) ветви. С конца IV в. н.э. славяне на ряду с другими племенами Восточной Европы оказались вовлеченными в масштабные миграционные процессы, получившие название Великое переселение народов. В течение VI-VIII славяне заняли новые обширные пространства в Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европе. На юге славянская миграционная волна преодолела дунайскую границу Византийской империи, заселив Балканы, это привело к возникновению новой, южной ветви славянства. В ходе этих значительных перемещений, заселения и освоения новых территорий внутри славянского массива складываются новые обшности, носящие уже иной – политический характер. Это были так называемые «союзы племен» - прообразы будущего государственного объединения. Древние славяне были язычниками. У славян на ранней ступени развития сложился пантеон (богов) они верили в злых и добрых духов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Славяне жили не родовым строем, объединяющим началом была сельская община или зарождающийся город. Главным занятием восточных славян было земледелие в сочетании с разведением скота и различного рода промыслами.

Образованию государства у восточных славян предшествовало разложение племенного строя. Постепенно складывался господствующий социальный слой, основу которого составляла военно-служивая знать киевских князей – дружина. Дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе, укрепляя вместе с тем власть князя. Древнерусское государство представляло из себя своеобразную федерацию полунезависимых княжеств, подчинявшихся великому князю. В начале IX в Восточной Европе сформировалось два догусударственных, этнополитических объединения. Одним из них был союз полян с центром в Киеве. Другим – объединение словен, кривичей и финноязычных племен с центром в Новгороде. Русское государство было создано варягами (норманнами), а его первая правящая династия (Рюриковичи) имела варяжское происхождение.

Центром образования Древнерусского государства стали города Киев и Новгород, они объединили вокруг себя обе группы восточнославянских племен – северную и южную. В конце IX в. произошло объединение южной и северной групп восточных славян в единое Древнерусское государство, вошедшее в историю под именем Киевской Руси.


2.Принятие христианства. Политические, экономические и культурные последствия крещения Руси.

Большое значение для укрепления княжеской власти имело крещение Руси. Созрели необходимые предпосылки: налаживались торговые пути с востоком, протесты против жертвоприношения, развитие государства движется к феодализму. После тщательного знакомства с крупнейшими монотеистическими религиями Владимир решил остановить свой выбор на православии. Вероятно, главной причиной такого решения была политическая ориентация на Византию – одно из наиболее могущественных государств Европы и Азии того времени, где православие было господствующей религией.

Крещение Руси началось в 988 г., после того как крестился сам Владимир и его дружинники. Несмотря на то, что этот процесс проходил сложно и драматично (так как значительная часть населения Руси не желала расставаться с верой в языческих богов), принятие Русью христианства во многом способствовало дальнейшему укреплению и развитию Руси.

Усилилась власть киевского князя, поскольку она приобрела божественный характер. Значительно возрос международный авторитет Руси. Христианизация Руси способствовала ее просвещению, развитию культуры. Расцвет Руси приходится на время правления Ярослава Мудрого, пришедшего к власти в 1019 г. после ожесточенной междоусобной борьбы за власть со своими братьями Святославом и Мстиславом. При Ярославе Мудром Русь стала одним из сильнейших государств Европы. Это выразилось не только в военных успехах, но и в переменах внутри государства. Был принят первый письменный свод законов – «Русская Правда». Происходит дальнейшее развитие экономики. Серьезные изменения произошли в церковной организации. Церковь стала феодальной организацией, в ее пользу собирали налог - «Десятину» – десятая часть назначаемых князьям оброков и дани отдавалось на нужды церкви. Главой церкви был митрополит, назначаемый из Византии патриархом. Первый христианский храм, построенный в Киеве, получил название Десятиной церкви. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм. В этот период на Руси возникают первые монастыри, наиболее значимым из которых был Киево-Печерский. Монастыри являлись центрами культуры и просвещения, в которых создавались первые русские летописи. Отличительной чертой времени Ярослава Мудрого было распространение книжности, которая стала выходить и за пределы монастырей.

Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Оно содействовало завершению объединения восточных славян, укрепило международный престиж Руси, экономические, культурные связи с другими христианскими государствами, повлияло на развитие политических и правовых отношений в Древней Руси. Русь признали цивилизованным государством.

Религия является цементирующим центром для образования государства.


3. Период феодальной раздробленности. Возникновение независимых княжеств и их особенности. Последствия раздробленности русских земель.

Во второй половине XI в. на Руси все отчетливее проявляются тенденции феодальной раздробленности. Между наследниками Ярослава Мудрого разворачивается острейшая борьба за власть в Киеве и отдельных княжествах. Эта борьба сопровождалась кровавыми распрями и ослабляла Русь. Но не только раздоры русских князей дали толчок феодальной раздробленности, но и объективные обстоятельства: все государства в период складывания народности и государственности проходят через этап раздробленности и Россия этого не избежала. Русские земли были еще слишком экономически слабы и слишком велики политические амбиции каждого князя.

В 1097 г. в Любече состоялся съезд князей, на котором, с целью прекращения междоусобиц, было принято решение установить новый принцип организации власти на Руси, в соответствии с которым каждое княжество становилось наследственной собственностью местного княжеского рода. Таким образом, нарушалась целостность Древнерусского государства и закрепилась феодальная раздробленность.

В начале XII в. в годы правления киевского князя Владимира Мономаха единство на Руси было временно восстановлено. Но с середины XII в. феодальная раздробленность окончательно утверждается на Руси. На месте некогда единого государства теперь существует ряд независимых государственных образований. К середине XII в. Русь распалась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева.

Среди ряда независимых государственных образований наиболее крупными и влиятельными были Владимиро-Суздальское, Галицко-волынское княжества, а также Новгородская феодальная республика.

Владимиро-Суздальское княжество находилось на северо-востоке Руси. В XI – XIIвв. Сюда переселяется значительная часть населения с южных земель, которые постоянно разорялись кочевниками. В результате этого переселения осваиваются новые территории, распахиваются пашни, возникают новые центры ремесла и торговли, среди которых выделялись Суздаль и Владимир.

Галицко-Волынское княжество, располагавшееся на юго-западе Руси, было образовано в конце XII в. в результате объединения Голиции и Волыни князем Романом Мстиславовичем. Благодаря теплому климату и плодородной земле здесь успешно развивалось земледелие. Соседство с европейскими странами способствовало развитию ремесла и торговли. Но это соседство имело и негативную сторону – постоянные набеги со стороны Польши, Венгрии создавали серьезную угрозу независимости княжества.

Новгородская феодальная республика занимала северо-западные территории Руси и существенно отличалось от других русских земель своей экономикой и государственным устройством. Суровый климат и неплодородные почвы делали местное земледелие малопродуктивным. Но, несмотря на это, Новгород был одним из наиболее богатых и экономически развитых городов на Руси. Достигнуто это было благодаря тому, что этот город занимал очень выгодное географическое положение – он стоял у начала известного торгового маршрута «из варяг в греки». В результате чего здесь процветали торговля и ремесло, что, в свою очередь, способствовало складыванию богатой и независимой боярской торгово-ремесленной верхушки. А это вело к формированию особого социально-политического строя – феодальной республике. Высшим органом власти было народное собрание – вече, решавшее путем голосования вопросы жизни города.

Последствием феодальной раздробленности стало нашествие на Русь монголо-татарского ига.


4. Татаро-монгольское иго на Руси. Возвышение Москвы. Образование русской государственности при Иване III. Конец татаро-монгольского ига и его последствия.

В середине XIII в. один из внуков Чингисхана Батый основал государство Золотая Орда. Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша. Столицей Золотой Орды был город Сарай, расположенный в низовьях Волги. Это было государство, состоявшее из полу самостоятельных улусов, объединенных под властью хана. Управляли ими братья Батыя и местная аристократия. Религией Золотой Орды было язычество. Золотая Орда была одним из самых крупных государств своего времени. В начале XIV в. она могла выставить 300-тысячное войско. Расцвет Золотой Орды приходится на правление хана Узбека (1312-1342 гг.) В эту эпоху государственной религией Золотой Орды стал ислам. Основной причиной захвата монгола-татарами Русского государства была его раздробленность. Для системы контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков - руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. Некоторые князья, стремились поскорее избавиться от вассальной зависимости от Орды, стали на путь открытого вооруженного сопротивления. Однако сил свергнуть власть захватчиков не хватало.

В XV в. в жизни Руси происходят важные изменения. В первой половине столетия идет война за великое княжение на Руси. Победителем из нее выходит Московское княжество. Во второй половине XV в., в годы правления Иван III, ускоряется процесс объединения русских земель вокруг Москвы, итогом, которого является создание единого Русского государства.

В 1478 г. Иван III захватил Новгород и лишил его самостоятельности. В 1485 г. войско Ивана III вторгается на территорию Тверского княжества и захватывает Тверь. Присоединение Новгородской и Тверской земель стало началом образования единого русского государства. Одновременно с началом складывания единого государства происходит свержение монголо-татарского ига. В середине XV в. Золотая Орда переживает раздробленность и распадается на несколько независимых ханств, что вело к ослаблению татарского ига. Иван III, свергнув иго, стремился к расширению своего государства. В 1487 г. после военного похода казанский хан признал зависимость от Москвы. К концу XV в. в состав сформировавшегося Русского государства входят новые территории на северо-востоке. Кроме восточных земель Иван III отвоевывает у Польши и Литвы ряд белорусских и украинских земель. Монгольское нашествие и золотоордынское иго стало одной из причин отставания русских земель от развитых стран Западной Европы. Был нанесен огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Десятки тысяч людей погибли в битвах или были угнаны в рабство. Значительная часть дохода в виде дани отправлялась в Орду. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Упростились, а порой и исчезли многие ремесла, что тормозило создание мелкотоварного производства и в конечном итоге сдерживало экономическое развитие. Замедлились темпы культурного развития русских земель.

В годы правления Ивана III происходят важнейшие изменения, способствовавшие превращению Московского княжества в единое Русское государство. Сам Иван в последующие годы своего правления принимает титул «государя всея Руси». Тогда же был принят новый государственный герб с изображением двуглавого орла и символами государственной власти.


5. Формирование абсолютизма при Иване IV. Специфика российского абсолютизма и отличие от западноевропейского.

Первым шагом на пути укрепления власти становится венчание Ивана IV на царство, проведенное митрополитом Макарием в 1547 г. Это по тогдашним понятиям резко возвышало Ивана над русской знатью и уравнивало его с западно-европейскими государями. Иван IV принял шапку Мономаха и другие знаки царской власти. Отныне великий князь Московский стал называться царем. В период, когда складывалось централизованное государство, также во время междуцарствий и внутренних распрей роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла боярская дума. Во время царствий Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии. Первые шаги государя московского направлены на достижение компромисса между феодалами. Создается “Избранная рада”, в которую входят представители разных сословий из приближенных царя. В 1549 г. создается Земский собор - совещательный орган, в котором представлена аристократия, духовенство, “государевы люди”, позднее избираются представители купечества и городской верхушки. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Он принял решение составить новый Судебник и наметил программу реформ. Стала складываться единая система управления на местах. Продолжается реформирование, ограничение власти феодалов. В 1550 г. принимается Судебник, закрепляющий ограничение власти наместников, отменяющий податные льготы монастырей. Создается стрелецкое войско - зачатки будущей армии. В стрельцы могли поступать свободные люди, за службу стрелец получал земельный надел, не имеющий надела получал денежное и хлебное жалование. Помимо создания стрелецкого войска принимается “Уложение о службе”, регламентирующее военную службу дворян, за которую также выплачивалось жалование. Все это требовало от казны денег. Была проведена реформа налогообложения, ограничивающая льготы феодалов. Создается система приказов, в основе которой лежали принципы неразделимости судебной и административной властей. Усиление государства во главе с царем, ослабление позиций феодальной знати вновь ставит вопрос о месте церкви в обществе и государстве. В 1551 г. был собран так называемый Стоглавый собор, утвердивший, освятивший Судебник, одобривший проводимые реформы. Между церковью и царской властью достигается компромисс.

В западной Европе главной причиной для образования государства был развивающийся рынок. В России была только одна политическая предпосылка для образования государства – свержение монголо-татарсткого ига. От того, что образование государства прошло не в силу объективных причин, оно у нас образовывается уродливым путем: власть возникла как деспотическая, только таким путем можно было подчинить себе русских князей. Эти тенденции закрепились в последующие столетия. Власть становилась все более жестокой и при Петре I уже сформировалась абсолютная монархия.


6.Опричнина и ее роль в утверждении режима личной власти.

Реформы государственного управления 50-х гг. XVI в. подорвали политическую власть боярства. У представителей родовой феодальной знати ущемление их прав вызывало протест. Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-княжеские оппозиции и боярские привилегии. Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба. Острота момента и общая неразвитость форм государственного аппарата, а также особенности характера царя, бывшего, по-видимому, человеком крайне неуравновешенным, привели к установлению опричнины. Название опричнина происходит от древнерусского слова «опричь» - «кроме». Так Иван IV назвал территорию, которую просил выделить себе. Иван IV расправлялся с остатками раздробленности чисто средневековыми средствами. Это был хорошо рассчитанный политический маневр. После жестокого поражения в войне с Ливонией царь бежит в Александрову слободу в конце 1564 г. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину, в которой создавалась параллельная система органов управления и особое войско из 1000 служилых людей и земщину, которая по-прежнему управлялась Боярской думой и приказами. В опричнину Иван IV включил наиболее важные земли: поморские города, стратегически важные и экономически развитые районы страны. Этим он создал себе экономическую опору. Опричнина являлась не только административной, но и земельной реформой. В результате 90% земель не обрабатывалась, начался страшный голод. Созданием опричнины царь хотел покончить с теми, кого считал своими врагами. Малейшее подозрение в измене, в неповиновении царю влекло за собой пытки, казни, ссылки, лишение состояния. Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не остановился ни перед какими жестокостями. Была учереждена тайная полиция – войска опричники. В их задачу входило найти и уничтожить ересь, тех, кто против.

Правление Ивана Грозного во многом предопределило ход дальнейшей истории нашей страны - «проруху» 70-80-х годов XVI в., установление крепостного права в государственном масштабе и тот сложный узел противоречий рубежа XVI-XVII вв., который современники называли «смутой». В 1572 г. опричнина была отменена. Причина этого была не только в том, что основные силы оппозиционного боярства к этому моменту были сломлены. Причины отмены опричнины заключаются в назревавшем общем недовольстве различных слоев населения, не боеспособности опричного войска.


7. Причины и особенности «смутного времени» в России. Самозванство как порождение дестабилизации власти.

Почему смута, начатая чиновниками-меньшенством, не встретила сопротивление большинства, а наоборот была подхвачена. Дело в том, что причины к появлению Смуты появились уже давно. Борьба между князьями за волости сменилась борьбой государей московских с основанными на старине притязаниями князей служебных и дружины вообще. Особенно ужасных размеров эта борьба достигла во времена правления Ивана Грозного. Воцарилась привычка не уважать жизнь, честь ближнего. Действовало право сильного. Следствием всего этого стало то, что каждый преследовал только свои интересы, ни сколько не принимая во внимание интересов ближнего. Годунов, с которого, как считается все началось, в начале своего правления проявил себя как хороший царь, которым доволен народ. Но потом он внезапно сильно изменился. Эти изменения, выраженные в гонениях и репрессиях (в первую очередь дворян), обычно объясняются отсутствием у него царского величия и воспитания, тем, что воспитание у него было чисто боярское, что он боялся потерять трон. При этом не принимается в расчет то, что правя страной ему часто приходилось общаться с иноземными посольствами, руководя страной ему приходилось заниматься и законоуправлением, и экономикой. В период Смутного времени в России сложилась следующая ситуация: период правления Василия Шуйского большая группа дворян выехала в Польшу и договорилась о восшествии на российский престол Владислава, сына Сигизмунда. Был заключен союз с Польшей. В это же время царь Василий Шуйский заключил политический союз со Швецией. В сражении под Клушиным объединенные русско-шведские войска противостояли полякам. Шведы бежали с поля боя, чем обрекли российские войска на поражение. Начинается борьба русского народа против засилья интервентов. Зимой 1611-12гг. возникает первое народное ополчение. В марте 1612г. в Москве против поляков вспыхивает восстание. На улицах шло сражение, но первое ополчение не смогло выполнить поставленной задачи. Интервентам удалось добиться больших успехов. Новгородские бояре пустили шведов с согласия, что Новгород и вся земля до Урала входят в состав Швеции. Был предательски сдан Смоленск. В Нижнем Новгороде начинает формироваться второе ополчение во главе которого встают Минин и князь Пожарский. Цель у них была одна — освобождение Москвы и создание своего правительства. В августе 1612г. происходит сражение с поляками в Москве. В октябре поляки капитулируют, и Москва была освобождена. Итогами Смутного времени стала потеря северных земель, разрушение городов, истребление почти половины российского населения, запущение земель. Но Россия вышла новой, обновленной после Смутного времени. В России произошла поляризация сил. Угроза иностранного завоевания России сплотила все патриотические силы в стране.

Бедствия Смутного времени потрясли русских людей. Многие современники винили во всём самозванцев, в которых видели польских ставленников, однако это была лишь полу правда, так как почву для самозванства подготовили не соседи России, а глубокий внутренний недуг, поразивший русское общество. Самозванство явилось одной из специфических и устойчивых форм антифеодального движения в России в XVII в. Закрепощение крестьян и ухудшение их положения в конце XVI в., резкие формы борьбы Ивана Грозного с боярством, политика церкви, окружившей престол ореолом святости, - вот некоторые факторы, благоприятствовавшие широкому распространению в народе легенды о пришествии царя-избавителя.

В итоге страна оказалась на грани катастрофы, грозила потеря национальной независимости.


8.Воцарение династии Романовых. Церковный раскол. Конец «смутного времени».

К концу 17 в Россия на грани национальной катастрофы. Власть не способна организовать силы для отпора внешнему врагу. Поляки подошли к Москве. Положение критическое. Россию спасает сам народ. Во главе народного ополчения встали воевода князь Пожарский, а материально обеспечил войско купец Минин. Поляки разбиты и сразу встал вопрос о власти. В 1613 г. состоялся Земский собой в Москве, на котором стоял вопрос о выборе нового русского царя. 21 февраля собор остановил свой выбор на Михаиле Федоровиче Романове, 16-летнем внучатом племяннике первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовой. 2 мая 1613 г. Михаил прибыл в Москву, 11 июля венчался на царство. Вскоре ведущее место в управлении страной занял его отец - Патриарх Филарет, которые «всеми делами царскими и ратными ведал». Власть восстановилась в форме самодержавной монархии.

После нескольких военных столкновений, а затем переговоров 1617 г. был заключен Столбовский мир. Швеция возвращала России новгородскую землю, но удерживала за собой Балтийское побережье и получила денежную компенсацию. В селе Деулино в 1618 гг. было заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой, за которой оставались Смоленские и Черниговские земли. Таким образом, в основном территориальное единство России было восстановлено, хотя часть русских земель оставалась за Речью Посполитой и Швецией. В ходе смуты, в которой приняли участие все слои и сословия русского общества, решался вопрос о самом существовании Российского государства, о выборе пути развития страны. Смута поселилась прежде всего в умах и душах людей. В конкретных условиях начала XVII в. выход из смуты был найден осознании регионами и центром необходимости сильной государственности. В сознании людей победили идея отдать все ради всеобщего блага, а не искать личной выгоды. После смутного времени был сделан выбор в пользу сохранения крупнейшей на востоке Европы державы. В конкретных геополитических условиях того времени был избран путь дальнейшего развития России: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики, православие как идеология. Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Сын мордовского крестьянина Никон сделал стремительную карьеру. Приняв монашеский постриг на далеких Соловецких островах, Никон вскоре стал игуменом Кожеозерского монастыря. Никона связывали знакомство и дружба с царем Алексеем Михайловичем, чей поддержкой он долго пользовался. Никон становится архимандритом московского Новоспасского монастыря - родовой усыпальницы Романовых. После короткого пребывания митрополитом Новгородским Никон в 1652 г. избирается московским патриархом. Стремясь превратить русскою церковь в центр мирового православия, властный патриарх Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила. Реформы, проводившиеся в условиях массового народного недовольства, вызывали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены церкви подорвут ее авторитет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков - старообрядцы - выступали за возврат к дореформенным порядкам. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Но Михаил поддержал новую церковь и Никон переоценил свои силы, перестал считаться с царем и был сослан в ссылку. Но тем не менее новая церковь победила. И она помогла укрепить абсолютизм в России.


9. Возникновение и утверждение крепостного права в России. Его влияние на экономическое и социально-культурное развитие страны.

В 17 и 18 веках крепостное право окончательно утверждается в России. Введен Юрьев день (28 ноября). В течении двух недель крестьяне могли выбирать помещика. Позже Юрьев день отменен. В 1648-1649 гг. проходили заседания Земского собора, завершившиеся принятием «Соборного уложения» царя Алексея Михайловича. Это был крупнейший Земский собор в истории России. Важнейшим разделом «Соборного уложения» была глава XI «Суд о крестьянах»: водился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы от одного владельца к другому. Это означало юридическое оформление системы крепостного права.

Крепостническая система организации сельского хо­зяйства на рубеже XVIII—XIX вв. переживала период разложения и кризиса. Производительные силы в сель­ском хозяйстве к этому времени достигли относительно высокого развития, показателем чего было применение машин, определенные достижения в области агрономи­ческой науки, распространение посевов новых трудоем­ких технических культур. В крестьянском хозяйстве также имелись определен­ные сдвиги, хотя они и не получили здесь сколько-ни­будь заметного развития. Переход к различного рода усовершенствованиям наблюдался преимущественно у государственных, а также иногда и у помещичьих кре­стьян, находившихся на оброке. Это находило свое вы­ражение в некоторых улучшениях сельскохозяйственных орудий, выращивании породистого скота, посевах технических культур и т.д. Эти новые производственные силы были несовмести­мы со старыми, феодальными производственными отно­шениями, основанными на подневольном крепостном труде с присущей ему рутинной техникой, вследствие чего они и не могли получить значитель­ного развития. Основой крепостного хозяйства являлась феодальная собственность на землю. Этот вид собственности харак­теризовался следующими признаками: монопольное право владения землей принадлежало лишь дворянству; непосредственный производитель, крепостной кресть­янин, находившийся в личной зависимости от помещика, был прикреплен к земле, чтобы гарантировать рабочие руки феодалу. Поэтому за крепостными крестьянами за­креплялся определенный надел, который отнюдь не яв­лялся его собственностью и мог быть у него отнят помещиком. Этой системе хозяйства соответствовало низкое состояние техники, отражавшее в свою очередь низкий уровень развития производительных сил при феодализ­ме. Крепостное хозяйство было по своему характеру на­туральным, представляя собой замкнутое целое. Формами эксплуатации крепостного труда в этот период являлись барщина и оброк, нередко переплетав­шиеся между собой. Эти фор­мы крепостной зависимости дополнялись различными натуральными сборами и другими повинностями. Таким образом, на протяжении первой половины ХIХв. в условиях кризиса феодально-крепостнической системы наблюдается ухудшение экономического поло­жения помещичьих крестьян, что являлось следствием усиления эксплуатации и частичного их обезземеливания, вместе с тем ухудшается и правовое положение крестьян. Это в свою очередь приводило к обострению классовых противоре­чий, к усилению борьбы народных масс, не желавших мириться с существующим порядком вещей.


10.Содержание и оценка государственных, экономических, военных, социальных и культурных преобразований Петра I.

В начале своей деятельности Петр I сосредоточил усилия на борьбу за выход России в Азовское и Черные моря. Первым внешнеполитическим шагом, направленным к осуществлению этой цели, явились Азовские походы. Их результатом стало овладение в 1696 г. крепостью Азов.

Стрелецкий бунт в Москве летом 1698 г. стал для Петра сигналом о необходимости реорганизации вооруженных сил. Стрелецкое войско было расформировано. С 1699 г. правительство переходит к новой системе комплектования армии – набору рекрутов для постоянной строевой службы в регулярных полках. Это был важный