Великий Устюг
Великий Устюг - родина Деда Мороза
Великий Устюг - один из древних городов-заповедников русского зодчества и градостроительного искусства 17-19 столетий, основан в 1147 г., расположен на северо-востоке Вологодской области в 600 км от Вологды.
Сохранившееся в нем архитектурное наследие создало Великому Устюгу славу "северного Суздаля" - настолько велики его художественная ценность и значение.
Великий Устюг расположен на северо-востоке Вологодской области у слияния рек Сухоны и Юга. Это старинный русский город, ровесник Москвы и Вологды - основан в 1147 году. Путешественника Великий Устюг встречает своим главным фасадом - набережной с длинной вереницей храмов, колоколен, невысоких старинных особняков, прихотливо выстроившихся вдоль берега. Словно сама история города, как молчаливая каменная летопись, безмолвная и прекрасная, смотрится в зеркало речной воды. С незапамятных времен Великий Устюг привлекает туристов со всего мира.
Великий Устюг, определенно, самый большой из "малых" городов Севера - в настоящее время в нем проживает около 36 тысяч жителей. Город расположен примерно в 450 километрах от Вологды на северо-восток, в одном из самых удаленных углов Вологодской области вблизи ее границы с Архангельской и Кировской областями. Райцентр. Имеет статус города-заповедника. Великий Устюг вытянут вдоль левого берега реки Сухоны чуть выше места ее слияния с рекой Юг. Факт слияния двух рек нашел отражение как в названии города - Усть-Юг, так и в его гербе. Союз двух рек имеет уже новое название - Северная Двина.
Великий Устюг чрезвычайно богат достопримечательностями, в нем сохранилось впечатляющее количество замечательных храмов и купеческих домов 17-19 веков, но он, к величайшему сожалению, утратил очарование тихого уездного города, в отличие от находящейся неподалеку Тотьмы или Каргополя. Конечно же, до Москвы ему далеко, но все-таки в Великом Устюге слишком много автомобилей, новостроек, местных жителей, а в последнее время еще и туристов. Чтобы не испортить впечатление от действительно красивого города, можно порекомендовать начать знакомство с северными русскими городами именно с него.
Впервые Устюг упоминается в 1207 году среди городов, отданных Всеволодом Большое Гнездо в удел одному из своих сыновей. Но, по всей вероятности, город был основан много раньше - летописец, сообщая об основании в 1212 году Михайло-Архангельского монастыря, указывает, что место было выбрано "за острожной осыпью" (вне городских стен).
Жизнь далекого форпоста русской колонизации была непростой. В 1218 году Устюг был разорен камскими болгарами, через год устюжане участвовали в ответной карательной акции. Одновременно с колонизацией края шла его христианизация. Про Михайло-Архангельский монастырь уже было сказано выше, Троицкий монастырь вблизи Гледена был основан, по некоторым данным, еще в 12-м веке, а в 1262 году появился еще один - Иоанно-Предтеченский монастырь.
Устюг не был разорен татарами (спасибо болотам), но проблем в его жизни хватало и без того. Промосковская ориентация Устюга крепко досаждала новгородцам, поскольку мешала им контролировать важнейший речной узел. Что особенно действовало новгородцам на нервы, так это то, что верховья Сухоны и берега Северной Двины ими уже контролировались и не хватало лишь Устюга чтобы прибрать к рукам весь Сухоно-Двинский водный путь. Новгородские караваны грабились устюжанами, окрестности Устюга опустошались новгородцами. Короче, жизнь кипела. В 1386 году устюжская рать в составе войск Дмитрия Донского оказывается под стенами Новгорода. Через 12 лет роли меняются.
Во второй четверти 15-го века Устюг затрагивает феодальная усобица между московским князем Василием II и Юрием Звенигородским с сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. В 1436 году Василий Косой осадил Гледен и после 2 месяцев осады вошел в город, поклявшись не причинять вреда его защитникам. Как водится, Василий "преступил клятву" и казнил множество жителей во главе с воеводой. А еще через 2 года город был сожжен и опустошен вятичами, на чем его история и завершилась. Другой же сын Юрия, Дмитрий Шемяка, в 1450 году занял Устюг, заставил жителей присягнуть на верность и княжил в течение двух лет. Княжение окончилось с появлением под стенами города дружины великого князя Ивана Васильевича. Шемяка бежал в Новгород, где вскоре и умер.
Важную роль сыграл Устюг во второй половине 15-го века, собирая под власть Москвы северные земли. Устюжские полки совершили более полутора десятков военных походов против самого разнообразного врага. В 1465 году "охочие люди" из Устюга ходили воевать Югорскую землю и пленив тамошних князей, наложили дань. В 1471 году имел место поход на двинские колонии Новгорода, завершившийся победным сражением на реке Шиленге. В 1472 году, не без участия устюжан, к московскому государству была присоединена Пермская земля, в 1489 году - земля вятичей. Куда только не хаживали удалые устюжские ребятушки - ходили в Сибирь до Оби, по Двине выходили в океан и сражались со шведами, добирались и до западных рубежей - в 1503 году "стерегли Иван-город от немец".
Вскоре, однако, основным занятием местных жителей стала не война, а торговля - в 1553 году в устье Северной Двины было занесено штормом английское судно. Так был открыт новый торговый путь на Запад - от Вологды через Сухону и Северную Двину в Белое Море. Устюг же на этом пути занимал ключевое положение. И уже в 1565 году Иван Грозный включает Устюг в число опричных городов (всего 19 штук). В официальных же документах второй половины 16-го века к названию города начинают присоединять эпитет "Великий".
В 17-м веке Великий Устюг становится одним из богатейших городов на Руси, чему способствовало также и то, что он избежал разорения в войне с поляками в Смутное время. Важно и то, что в Устюге торговый путь на Запад (по Северной Двине) сходился с древним Печорским путем (по Вычегде в северо-западную Сибирь). Поэтому Великий Устюг стал главным пушным рынком страны.
Бурное развитие промышленности и торговли сопровождалось, как водится, процессом классового расслоения. В 1632 и 1648 годах в округе прокатилась волна стихийных народных восстаний. И вот, в конце 17-го века массовый характер приобретает такая пассивная форма протеста трудящихся масс против угнетателей, как уход в Сибирь. Кроме того, царское правительство, будучи заинтересованным в скорейшем освоении богатых сибирских земель, предоставляло переселенцам определенные льготы. Так формировалось русское население Сибири, существенную часть которого составили бывшие жители Устюга.
Но еще раньше в Сибирь из Устюга направились промышленники. Предприимчивые устюжане раньше прочих прошли вдоль и поперек всю Сибирь от Урала до Тихого океана, что и послужило толчком к началу великих географических открытий русских землепроходцев в Восточной Сибири и далее. Открытия эти начались в 1648 году походом Семена Ивановича Дежнева, жителя Устюга. Отправившись в путешествие на небольших судах - "кочах", Дежнев первым в мире доказал существование пролива между Азией и Америкой, подробно описал Чукотку, основал Анадырский острог и вернулся в Москву, где и получил по заслугам. Пролив впоследствии стал называться Беринговым, но открыл его именно Дежнев на 80 лет раньше. Историческая справедливость отчасти восстановлена - именем Дежнева теперь называется самая восточная точка Азии. А вот как встретила Дежнева и товарищей его Чукотка: "И шли мы все в гору, сами пути себе не знаем, холодны и голодны, наги и босы... И попали на Анадырь-реку близко к морю и рыбы добыть не могли, лесу нет и с голоду мы, бедные, врозь разбрелись..."
В 1649 году еще один устюжанин Ерофей Павлович Хабаров установил кратчайший путь из Якутска на Амур, проплыл по последнему до самого моря, составил описание увиденных земель и "чертеж реке Амуру". Теперь в его честь назван город Хабаровск.
Но и на этом замечательные экспедиции устюжан не закончились. В 1697 году Владимир Атласов открыл и описал Камчатку и Курильские острова, открыв тем самым период интенсивного исследования берегов и островов Тихого океана. Именно донесения В.Атласова о Камчатке заинтересовали Петра I, и он распорядился организовать экспедицию к "неведомым землям". Начальником был назначен Витус Беринг. Экспедиция не дала желаемых результатов, зато вторая попытка удалась и вошла в историю как Великая Северная. Участники экспедиции не только описали северные и восточные берега России, но и проложили путь в Америку вдоль Алеутских островов. Интересно, что последняя экспедиция Беринга имела своей отправной точкой Вологду, а ее участники на две трети состояли из ее жителей.
С открытием нового торгового пути в Западную Европу через Балтику, который был и удобнее и короче Северного морского пути, Сухоно-Двинская водная магистраль утратила свое былое значение. Так города русского севера оказались в стороне от новых торговых путей, что подорвало их экономику. Но судьба Великого Устюга отличалась от прочих. Причиной дальнейшему процветанию города послужили хорошо развитые многочисленные художественные ремесла (как, например, серебряная чернь), а также сохранившиеся связи с богатыми землями Сибири. И вот, прекратив торговать с Западом, устюжские купцы переключились на Восток.
В 1745 году Михаил Неводчиков исследовал Алеутские острова, в 1748 году Афанасий Бахов совместно с якутским купцом Новиковым увидел неизведанные ранее северные берега Америки, в 1764 году купец Василий Шилов составил карту Алеутских островов и принял активное участие в их освоении. За это он получил от Екатерины II медаль "за усердие о взыскании за Камчаткою новых островов".
В результате всех этих "взысканий" в 1789 году была организована Северо-Восточная компания, которая впоследствии стала называться Российско-Американской. Этой компании принадлежали все промыслы, расположенные по северным берегам Америки, на Алеутских, Курильских и других островах, "по Северо-Восточному океану лежащих". Одним из первых директоров компании становится устюжский купец Михаил Булдаков, зять Григория Шелихова (одного из основателей компании).
Говоря о Шелихове, нельзя не упомянуть об одном занятном топонимическом казусе. Дело в том, что в Иркутской области существует город, названный в честь Шелихова. Честь эта, однако, является весьма сомнительной - в указе 1956 года о присвоении названия фамилия предпринимателя была принята в неправильном написании - Шелехов.
Другие подробности истории освоения Северного Морского Пути, Дальнего Востока, Камчатки, Алеутских островов, Аляски и всей Русской Америки в целом можно прочитать в рассказах о Тотьме и Каргополе.
Но вернемся к истории Устюжского купечества. Означенные купцы, в приграничном с Китаем городе Кяхте, основывают свое торговое общество. Проходит немного времени и Кяхта становится центром русско-китайской торговли.
Но вскоре Россия в результате русско-турецких войн получает выход к южным морям. Что обернулось выгодой для государства в целом, для Великого Устюга послужило началом упадка - сибирские товары стали следовать с Камы на Волгу и далее на юг. А когда в 1869 году открылся Суэцкий канал утратила свое значение и Кяхта, что привело к полному разорению тамошнего устюжского торгового общества. Неудивительно, что строящиеся во второй половине 19-го века железные дороги обходят город стороной и Великий Устюг полностью утрачивает свое прежнее экономическое значение и величие.
Дороги, транспорт
Основной способ добраться до Великого Устюга - поездом до станции Ядриха (прямое сообщение с Москвой, Петербургом, Архангельском; годятся поезда на Воркуту, Лабытнанги, Котлас, Сыктывкар) и далее автобусом до города. Время пути сокращается часа на три, если ехать поездом лишь до Вологды и там пересесть на прямой автобус до самого Устюга. Минусы - автобус ходит 6 раз в неделю и идет целых 9,5 часов. Можно также добраться из Вологды до Устюга на самолете - это всего вдвое дороже чем на автобусе, но ровно в 10 раз быстрее. К сожалению, самолет летает лишь 2 раза в неделю. Самый невыгодный по времени способ, хотя и самый простой - воспользоваться прямым вагоном Москва - Великий Устюг.
Главные дороги из Великого Устюга ведут на Вологду через Тотьму, на Урень через Никольск и Шарью, а также на железнодорожную станцию Ядриха (последняя дорога недавно продлена до поселка Березник, лежащего на трасса Москва - Архангельск). До 1998 года, когда провели новую дорогу на Вологду, связь Великого Устюга с внешним миром осуществлялась, в основном, именно через эту самую Ядриху. Это маленькая станция примерно в 60 км от Устюга на магистральной железной дороге Коноша - Воркута. Останавливается большинство поездов. Пункты назначения - Москва, Петербург, Архангельск, Вологда, Котлас, Сыктывкар, Воркута, Лабытнанги. От Ядрихи отходит ветка до самого Устюга, но по ней ходит всего один пассажирский поезд в день.
В окрестностях Великого Устюга наиболее оживлена дорога на Ядриху и далее до Щипицыно в связи с близостью крупного промышленного центра Архангельской области - Котласа. Внимание! Все существующие автомобильные мосты через Северную Двину (а их целых два) расположены в Архангельске (свыше 600 км от Устюга). Для того чтобы попасть из Великого Устюга в Котлас на автомобиле, надо либо воспользоваться понтоном в Щипицыно, либо железнодорожной переправой (по железнодорожному же мосту) со станции Ядриха до станции Сольвычегодск. Автомобили заезжают на открытые платформы со специальной эстакады. Переправа осуществляется 6 раз в сутки в каждую сторону. Внимание! Ситуация изменилась - читайте новости!
Вокзал в Великом Устюге расположен на северо-западной окраине у городской объездной. Здание вокзала огромно, с завидной регулярностью подъезжают городские автобусы (здесь конечная одного из маршрутов), что совершенно никак не вяжется с наличием всего одного поезда в день. Что касается маршрутов городских автобусов, то их как минимум 4(!), ходят на удивление часто. Есть даже возможность купить месячный проездной. Автостанция расположена на северной окраине города. Междугородные рейсы редки и, как следствие, процветает таксизм. Особенно много частников "работает" на участке до Ядрихи, в меньшей степени - по дороге на Никольск. Основная дорога огибает город с запада и севера - именно к западу находится новый мост через Сухону. В связи с этим, транзитный транспорт в городе отсутствует, но и внутригородского остается больше чем хотелось бы.
С марта по октябрь в городском аэропорту дважды в неделю садятся самолеты, следующие по маршруту Вологда - Ухта (это в Коми) и обратно. Цены на Вологду, на удивление, низкие (около 8 долларов в 99 году, около 14 - в 2000).
Что касается водного сообщения, то можно упомянуть лишь рейсы пассажирского теплохода из Вологды, совершаемые в мае-июне по достаточно большой воде с регулярностью примерно раз в неделю. Маршрут красивый, но билеты уж очень дороги.
Местные жители
Население приветливо, за исключением таксистов и работников ГИБДД. Если Вы приехали в Великий Устюг не на личном автомобиле, приготовьтесь иметь дело с первыми. В противном случае - со вторыми. Процедура пересечения моста через Сухону, по части отлаженности процесса, схожа с въездом на платную дорогу где-нибудь на Диком Западе. Но остальная, и большая, часть местных жителей очень приятна, как внешним своим видом, так и обхождением. Сильное окание также радует слух.
Жизнь города
В результате последних событий приток туристов в Великий Устюг заметно увеличился, что немедленно начало сказываться на жизни города