Причины и ход реформирования экономики России: приватизация, либерализация цен и их результаты

Размещено на /

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Контрольная работа по дисциплине

«Экономическая теория»

по теме:

«Причины и ход реформирования экономики России: приватизация, либерализация цен и их результаты»


студентки 1 курса

заочного отделения

Факультета международных

Отношений (специальность

«Мировая экономика»)

Дьячковой Оксаны Ивановны

Преподаватель:

Лутова Марина Сергеевна


Воронеж 2011

Содержание


Введение

Теория приватизации

Либерализация цен

Причины, цели, ход приватизации в России

Вывод

Источники

Введение


Экономика, как и любая другая сфера человеческой деятельности отражает коренные перемены в жизни общества, серьезные преобразования в сфере производительных сил и производственных отношений, а также в области науки, культуры, просвещения. Изучение отношений собственности составляет один из основных вопросов экономической теории.

Идеями развития систем собственности древнего мира, в XVII-XIX веках и в современный период являются, соответственно, обеспечение благосостояния узкой группы общества, ограниченных слоев и всех членов общества. Эволюция содержания этих целей приводит к усложнению системы отношений собственности в виду использования новых и совершенствования традиционных форм соединения участников производства со средствами производства. Собственность трактовалась как власть лица над имеющимся у него имуществом.

Значительное развитие учение о собственности получило в работах Карла Маркса. Им был сформулирован ряд фундаментальных положений, которые и сейчас могут служить основой научного представления о собственности как социальном явлении.

В современной экономической теории обычно различают три подхода в исследовании понятия собственности — марксистский, неоклассический и неоинституциональный.

До начала перестройки исследования проблемы собственности в нашей стране основывались на марксистской теории. Собственность интерпретировалась как экономическая категория вне субъективной юридической трактовки, активно обсуждался вопрос о роли отношений собственности в экономических системах. Большинством советских экономистов собственность признавалась как экономическая категория, отражающая сущность и содержание той или иной общественно-экономической формации. Однако известная ограниченность марксистского подхода, связанная с выводом о неизбежной обреченности капитализма, затрудняла отечественным ученым получение объективных оценок степени адаптации форм собственности в условиях различных способов производства.

Многие представители неоклассической школы считали, что собственность связана с проблемой ограниченности благ и что юридические формы собственности являются фактором производства и объектом рационального выбора для достижения экономической эффективности. Развитие учения о собственности связано с исследованием возможностей ее трансформации в зависимости от конкретных социально-экономических условий жизни общества. Анализируя современные представления о приватизации как об одном из методов преобразований отношений собственности, отметим многообразие подходов и оценок ее последствий (Е.Ф. Борисов, А.В. Бузгалин, В.А. Виноградов, П.А. Канапухин, СП. Клинова, И.В. Ларионов, А.Д. Радыгин, Ю.И. Хаустов, С.С. Шаталин, А.Ф. Шишкин, Г.А. Явлинский и др.). Однако изучение причин и движущих сил приватизации является все еще незавершенным. Исследование последствий переходной экономики позволит с научных позиций обосновать наиболее рациональные пути социально-экономических преобразований в стране.

В условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. Для того, чтобы понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, необходимо выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.

Цель исследования - изучение особенностей преобразования отношений собственности в транзитивной экономике 1990-х годов, проанализировать и обобщить накопленный опыт приватизации, рассмотреть перспективы приватизации в России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. определить экономическое содержание процесса приватизации;

. провести сравнительный анализ форм и способов осуществления приватизации;

. изучить основные подходы, концепции и этапы приватизации;

. проанализировать социально-экономические последствия преобразований в Российской Федерации и связанные с ней структурные изменения в отраслях экономики; предварительные итоги приватизации в стране, плюсы и минусы приватизационного процесса в России;

. рассмотреть перспективы приватизации и пути дальнейших социально-экономических преобразований в России.

Предметом исследования являются отношения собственности в условиях перехода к постиндустриальному развитию общества. В качестве объекта исследования выступает процесс преобразования отношения собственности в транзитивной экономике. В качестве методов использовались диалектический подход, включая единство логического и исторического, переход от абстрактного к конкретному, анализ применительно к экономическим явлениям и процессам.

Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Данное исследование выявляет и обосновывает необходимость взаимодополнения различных форм собственности, при этом устанавливает, что их многообразие при необходимом уровне регулирования гарантирует надежное функционирование системы в целом.

Теория приватизации


Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя продажу государственной собственности, активов государственных предприятий частным лицам; приватизация является разгосударствлением собственности. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частный сектор экономики. Но до сих пор нет единого определения приватизации.

В процессе приватизации частная собственность является экономической основой рыночного хозяйства, формирования эффективной конкурентной среды. Приватизация имеет ряд функций:

. экономическая (способствует экономическому росту национального хозяйства);

. социальная (образование слоя частных владельцев);

. мотивационная (стимулы хозяйственной деятельности предпринимателей и наемных работников);

. фискальная (увеличение дохода государственного бюджета).

Несмотря на разнообразие форм можно выделить две основные модели приватизации: бесплатная и платная.

Бесплатная приватизация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами. Так, каждый гражданин был наделен правом реального собственника, владеющего частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Часть ведущих экономистов полагает, что реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;

. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;

. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу;

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников - основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Выбор способа приватизации зависит от отраслевой принадлежности и размера предприятия, также должны учитываться принципа социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Данные критерии обусловили следующие основные способы приватизации:

акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций); .продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе); выкуп арендованного имущества; банкротство.

Продажа государственной собственности физическим и юридическим лицам позволяет пополнить бюджет доходами и увеличить средства, направляемые в другие секторы экономики, расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду, привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес, повысить эффективность использования общественного капитала.

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

. приватизация не должна являться догмой, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;

. приватизации должны предшествовать реструктуризация неоправданных монополий;

. изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;

.обязательными условиями приватизации должны быть инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;

. приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности; каждый ее шаг должен быть обоснованным, публичным.

В условиях перехода российской экономики к рынку в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация». Существует четыре основных подхода понимания частной собственности:

. в соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной.

. второй подход — «трудовой» - на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.

. третий подход, который по его собственному критерию можно назвать «субъектным», тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

. четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся - отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.

Основные этапы процесса приватизации предприятия:

. предпродажный анализ и оценка предприятия;

. стратегический анализ и оценка предприятия;

. определение мероприятий по реструктуризации и разукрупнению предприятия;

. определение потребности в капитале, ноу-хау, технологиях, обучении;

. анализ потенциальных покупателей;

. определение методов продажи;

.определение критериев проведения тендера, поиска инвесторов, оценки поступающих предложений, которые должны обеспечить объективность и «прозрачность» соответствующих процедур;

. образование комиссии по оценке поступающих предложений;

. подготовка предприятия к продаже;

. реализация необходимых мероприятий по реструктуризации;

. разукрупнение;

. осуществление кадровых перестановок.

Маркетинг предприятия:

. организация рекламы, выпуск информационных брошюр и т.д., призванных пробудить интерес потенциальных покупателей;

. проведение национальных или международных тендеров. Оценка предложений;

. рассмотрение всех поступивших предложений комиссией по проведению тендера;

. проведение переговоров с одной или несколькими заинтересованными сторонами;

. заключение договора;

. разработка текста стандартных договоров.

Реализация целей приватизации взаимно противоречива. Явные противоречия существуют между принципами социальной справедливости и экономической эффективности. Здесь пришлось поступиться нормами справедливости в целях ускорения процесса разгосударствления и приватизации.

Важным средством приватизации является перераспределение доходов и имущества. Приватизация способствует демонополизации производства. К сожалению, резкий переход к акционированию крупных предприятий произошел в нашей стране без их предварительной реорганизации и коммерциализации. Это не позволило увязать задачи приватизации и демонополизации. Следует учитывать, что проблему демонополизации удается решить не во всех отраслях народного хозяйства и не только методами разукрупнения.


Либерализация цен


Народное хозяйство бывшего СССР имело систему планового ценообразования - централизованное установление государственных фиксированных цен на большинство видов продукции и услуг, что являлось неотъемлемой составной частью плановой экономики. Она позволяла через систему государственных нормативов учитывать уровни издержек производства и прибыли на предприятии, сравнительную эффективность того или иного вида продукции для народного хозяйства, исчислять абсолютные уровни и динамику различных валовых показателей развития производства.

Государственные цены являлись плановыми нормативами затрат и дохода в народном хозяйстве. До 85% цены занимала себестоимость продукции. Поскольку цены служили прежде всего средством покрытия и учета затрат, а спрос, как правило не влиял на уровень цены, то такое ценообразование стали называть затратным. Поэтому переход к рыночной экономике, где спрос определяет через уровень цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему цен.

Экономические реформы в России 1990-х годов проводились в каждой сфере с разной скоростью и интенсивностью. Для анализа последствий экономических реформ необходимо выявить особенности и задачи процесса либерализации цен, его проблемы.

Либерализация цен - ликвидация тотального государственного контроля над ценами. Либерализация цен наряду с приватизацией стала самым ощутимым проявлением изменений в экономике. Так как рыночный механизм основан на свободных ценах, выступающих индикатором соотношения спроса и предложения, то он и является ориентиром для субъектов рыночной экономики. Основой действия законов рынка является свобода экономических решений субъекта в области ценообразования. Без гибких цен невозможно установить соотношение спроса и предложения, связи производства и потребления. Поэтому в ходе проведения экономических реформ по переходу к рынку встаёт вопрос о реформе ценообразования, или либерализации цен.

На основе практического опыта рыночных реформ 90-х годов сформировались радикальная и постепенная системы образования цен. В первом случае это быстрая и широкомасштабная, полная либерализация цен, основной элемент так называемых «шоковых» экономических реформ. Во втором случае это поэтапная и рассчитанная на длительный период времени либерализация цен как элемент концепции осторожных и постепенных рыночных преобразований.

Государственная и рыночная модели ценообразования противоположны по своему содержанию. Если первая ориентирована на интерес предприятия-изготовителя, то вторая – на интересы потребителя, представленные его спросом на рынке. Государственные плановые цены стабильны и ориентированы на полный учет затрат, а рыночные цены, напротив, отличаются гибкостью, подвижностью и максимальным учетом потребительских свойств продукции. Поскольку принципы ценообразования очень существенно отличаются, следовательно, имеется различный уровень цен на аналогичную продукцию. Поэтому переход от одной модели ценообразования к другой является процессом сложным, так как затрагивает интересы предприятий, государства и самых широких слоёв населения.

В 1992 году в России центральным элементом экономической реформы стала либерализация цен. 2 января 1992 года было отпущено 80% оптовых и 90% потребительских цен. Исключения составили товары первой необходимости, а также особо важные материальные ресурсы, освобождение цен на которые могло бы резко затруднить работу промышленности (энергоносители и транспорт). Однако, оставаясь под контролем государства эти цены, выросли в 3-5 раз. Далее в марте были отпущены цены практически всех остальных потребительских товаров, а в мае резко (в 6 раз) были подняты цены на нефть.

Либерализация цен вызвала почти пятикратное увеличение цен за первые три месяца 1992 года (по сравнению с декабрём 1991года), а оптовые цены возросли уже за первые два месяца почти в 3 раза. Рост цен после их либерализации в России оказался выше, чем в других восточно-европейских странах, проводящих реформу.

Таблица роста цен в первый год после их либерализации:

Страна, год Рост цен, %
Россия (1992) 2501
Болгария (1991) 457
Чехословакия (1991) 54
Венгрия (1991) 33
Польша (1990) 249
Румыния(1991) 252

собственность приватизация ценообразование

Рост цен в промышленности был очень неравномерным, что было особенно ощутимо в рамках военно-промышленного комплекса, т.к. либерализация цен лишила отрасль традиционного привилегированного доступа к материальным ресурсам. Например, цена тяжелого трактора, производимого оборонным предприятием, составляла до либерализации цен 21 тыс. рублей, а в конце марта 1992 года – уже 600тыс. рублей. Объём денежной массы увеличился в первые месяцы либерализации цен только на 25%, в то время как цены выросли в 5-7 раз. Тем самым избыточная денежная масса была в значительной мере ликвидирована уже в самом начале радикальной либерализации цен. Это воспринималось как положительный знак макроэкономического оздоровления авторами реформы. Однако вместо долгожданного равновесия образовался рост инфляции.

С учетом размеров избытка денежной массы к моменту либерализации первоначальный всплеск инфляции нельзя считать неожиданным. Из скрытой формы, характеризующейся нарастанием дефицита, произошел довольно резкий переход к форме открытой ценовой инфляции.

Развитию инфляции способствовали различные факторы:

Так как в российской промышленности опыт планового управления был значительно более длительным, чем в других странах. С точки зрения рыночной экономики крупные предприятия являются менее гибкими и эффективными, они хуже ориентируются на спрос. К инфляции также вело резкое увеличение заработной платы в декабре 1991 года и значительное повышение цен на сырьё. Предприятия путем увеличения цен переложили на плечи заказчиков дополнительные расходы на материальные ресурсы, что, в свою очередь, вызвало дальнейший рост цен на сырьё и т.д.

Сыграли свою роль здесь и рост цен, резкое сокращение соотношения между денежной массой и доходами и затоваривание можно рассматривать в какой-то мере и как рациональную реакцию предприятий и населения, испытывающих потребность в деньгах. В период либерализации цен, одним из немногих реальных активов, альтернативных деньгам, являлось накопление товаров. Накопление денежных активов было мало привлекательным из-за низкой процентной ставки (менее 10% на годовые вклады) и инфляционных ожиданий. Поэтому рост цен был вызван не только избытком денежной массы, но и бегством от денег. Это выразилось в стремлении к накоплению товаров, ставших доступными (появившихся в продаже) после либерализации цен.

Либерализация цен сопровождалась ужесточением кредитной политики и строгим ограничением эмиссии. Такой теоретический подход на практике ещё больше осложнил ситуацию. Уже в январе 1992 года жесткое ограничение цен создало кризис ликвидности. Это в свою очередь, привело к резкому росту просроченной задолженности во взаимных расчетах между предприятиями.

Далее дефицит рубля вызвал задержки в выплате зарплаты, ограничил доступ к сберегательным счетам и тем самым привел к увеличению спроса на наличные активы. Предприятия-производители получили в конце 1991 года, т.е. на кануне либерализации цен достаточное количество кредитных ресурсов, чтобы в дальнейшем осуществлять какое-то время взаимные расчеты при помощи безналичных средств. Однако они не умели возможности обратить эти средства в наличные. Постепенно отсутствие фактических сделок по продаже привело к образованию просроченной задолженности сначала у продавцов по отношению к поставщикам, а затем это явление охватило всю экономику.

Годовые нормы инфляции (в процентах):


1991 1992 1993

Дек. 91/дек.90 Дек.90/дек.91 Дек.93/дек.92
Общая 160,3 2501 839,9
Продукты питания 136,1 2130 804,9
Непродовольственные товары 210,6 2570 641,8
Услуги 78,8 3260 2311,2

Данные таблицы показывают, что высокие темпы роста цен в России были характерны не только для 1992года – непосредственно после либерализации цен, но и позднее – в 1993году.


Причины, цели и ход приватизации в России


Попыткой выхода из сложившегося положения явилось создание рыночной экономики в России. Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:

. приватизация собственности и самостоятельность субъектов рынка;

. система социальной поддержки населения;

. право субъектов самостоятельно договариваться о цене;

.устойчивость рубля и денежного обращения;

. демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных связей;

. наличие конкуренции;

. развитие внешнеэкономических связей;

. формирование у людей рыночных норм поведения.

В ходе приватизации в России государство, будучи практически главным инвестором и содержателем хозяйственных объектов, отказалось от огромного числа убыточных и малорентабельных предприятий, т.к. при сохранении монопольного положения одного собственника (в данном случае государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений.

Таким образом, цель приватизации, заключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в стране возможно рациональное изменение структуры хозяйства с целью повышения эффективности производства и роста национального дохода.

При этом важную роль при достижении целей приватизации играла программа Российского правительства, определявшая очередность практических шагов приватизации:

. преодоление монополии государства и создание условий гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности;

. преодоление дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;

. стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики;

. изменение роли государства, которое перестает быть монопольным собственником, но берет на себя функции регулирования рынка в основном экономическими методами.

На основании всего вышеизложенного можно сказать, что при участии государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные предприятия. Такая структура и характерна для многоукладной рыночной экономики. Таким образом, создание рынка для российского государства могло являться средством решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России командно-административного управления экономикой.

Приватизацию в России принято делить на два основных этапа.

Первый этап - ваучерная приватизация. Этот этап продолжался в России около трех лет. Если говорить о правовом аспекте первого этапа приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в России, явился Закон, который определял и устанавливал государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной социально ориентированной рыночной экономики.

В соответствии с этой программой были определены объекты приватизации. Три группы - объекты, не подлежавшие и не подлежащие в ближайшее время приватизации. Сюда входят: недра, земельные и водные ресурсы, континентальный шельф, железнодорожные, трубопроводные и автомагистрали, объекты, представляющие собой национальное достояние. Сюда же относится подавляющая часть оборонного комплекса, за исключением тех предприятий, которые уже переключились на производство гражданской продукции; объекты немедленной приватизации, где была рекомендована немедленная приватизация. Это: торговля, сфера услуг, коммунальное хозяйство, жилье, мелкие и средние предприятия, муниципальный транспорт и т.п.; объекты, которые остались в собственности государства. К ним относятся: топливно-энергетический комплекс, индустрия, фармацевтическая промышленность, и другие объекты особой значимости). В программе также были установлены требования к местным программам приватизации, задания органам государственной власти и управления по приватизации государственного имущества, предпочтительные способы приватизации (конкурс (предложение лучших условий выкупа; аукцион (предложение более высокой цены); выкуп (чаще всего через аренду);акционирование) и формы платежа, льготы членам трудовых коллективов приватизируемых - предприятий, условия кредитования и размеры кредитных ресурсов, которые предполагается использовать для приватизации, величину сумму приватизационных вкладов, распределяемых среди граждан Российской Федерации в планируемом периоде, условия использования при приватизации иностранных инвестиций, прогноз поступлений средств от приватизации в данный период и нормативы их распределения в республиканский бюджет Российской Федерации, бюджеты республик в составе Российской Федерации, местные бюджеты, внебюджетные фонды и на другие цели, порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств, и, наконец, перечень, сроки и порядок образования за счет средств, полученных от приватизации, целевых фондов для инвестирования в наиболее отсталых в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации, структурной перестройки народного хозяйства, восстановления природной среды или другие цели.

В программе также перечислен список государственных предприятий, не подлежащих приватизации. Организация приватизационной компании по Закону от 3 июля 1991 года возлагалась на Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

Действующая модель приватизации 1992 года предусматривала определенные базовые идеи - упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов. Широко распространены были и денежные формы приватизации имущества на начальном этапе - аукционы и конкурсы приватизируемых объектов. Аукционы позволили приблизить оценку имущества к реальной, рыночной, а ведь оценка имущества на этом этапе была главной проблемой. Эта была важная черта процесса, которая одновременно являлась и действенным способом борьбы с коррупцией. При иных способах, прямой продаже трудно даже было представить возможный размах коррупции - она была бы колоссальной.

Акции - инвестиционные фонды, формировавшие первичный рынок ценных бумаг. С помощью их на сегодняшний день основной преобладающей организационной формой в России стали акционерные предприятия. Часть этих акций передавалась безвозмездно или продавалась на льготных условиях членам трудового коллектива. В целом к 1 июня 1993 г. свыше 17 тыс. крупных и средних предприятий и подразделений находились в той или иной стадии корпоратизации (или акционирования).

В процессе акционирования немаловажную роль играли и чековые аукционы (например, в декабре 1992 г. - июне 1993 г. на чековые аукционы в 72 регионах страны были вынесены в общей сложности акции 2108 российских АО, представляющих практически все основные отрасли экономики и с числом занятых 2,38 млн. человек. Суммарный уставный капитал этих предприятий (номинал акций в старых ценах) составил 104 млрд. рублей, в том числе 22,3 млрд. было предложено на чековые аукционы). Среди основных участников чековых аукционов были трудовые коллективы, мелкие инвесторы, чековые инвестиционные фонды и крупные институциональные и частные инвесторы.

Понятие ваучера связано с источниками платежа при приватизации. В связи с этим нужно сказать, что существовавшая, в свое время, идея бесплатной передачи имущества населению, была связана с Законом о приватизационных счетах. Однако этот Закон никогда практически не был действующим - его цели на практике выполнил Указ о приватизационных чеках.

Приватизационный чек - это государственная ценная бумага на предъявителя, которая использовалась гражданами РФ в качестве средства платежа при приватизации государственного или муниципального имущества, а также при покупке акций (паев) инвестиционных фондов.Чеки, в сущности, являлись бумагой «на предъявителя».

Положительной стороной приватизационного чека явилось и то, что чековая приватизация предопределяла крупные масштабы и высокие темпы процесса - ведь чеки розданы всему населению и сроки их реализации были ограничены. Тем самым в процесс приватизации было вовлечено большое количество населения и объектами приватизации стала огромная часть госимущества, чего не знала история денационализации других стран. В этом есть своя специфика приватизации в России на начальном этапе.

Так, уже к началу 1994 года, было погашено около половины приватизационных чеков - около 90 миллионов. Однако, в связи с тем, что до конца чековой приватизации оставалось несколько месяцев, это потребовало от правительства создания новой программы приватизации на 1994 год. Это должно было подготовить почву для завершения этапа реформ 1991-1993 гг. и перехода к следующему этапу - денежной приватизации, становлению вторичного рынка ценных бумаг, утверждению всех необходимых структур нормального, цивилизованного фондового рынка в России. Эта программа ставила своей целью, как и прошлая, формирование широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений. Использовались все основные способы приватизации, принципы бесплатной чековой приватизации, действующий механизм чековых аукционов и т.д.

Новый раздел об иностранных инвестициях практически снял все ограничения для участия зарубежных предпринимателей в аукционах и при покупке акций как за; деньги, так и за чеки. Программа также предусматривала значительное укрепление роли инвестиционных фондов. Им, наконец, разрешено было увеличить долю акций одного предприятия в своих активах до 25 процентов, вместо прежних десяти, что позволило фондам реально участвовать в управлении акционерными обществами, некоторые из фондов собрали всего по тысяче ваучеров и, поняв, что просто не могут функционировать, вынуждены были уступить свои акции более крупным и сильным коллегам. Такая практика «поглощения» одних фондов другими была легализована Программой.

Значительное место в Программе 1994 года было уделено защите прав акционеров. Среди главных ее постулатов - защита акционерного «меньшинства», которому обеспечена возможность «коммулятивного» голосования.

Государственная программа приватизации на 1994 год, Указы Президента о новом статусе Фонда федерального имущества и мерах, активизировали механизм действия Закона о банкротстве предприятий. Однако нельзя было забывать о главном принципе приватизации - предотвращении банкротства. Таковую проблему удалось решить, когда были найдены принципы, позволяющие не только не наносить ущерба приватизации, но и решительно ускорить процесс смены собственности, причем именно через приватизацию избежать массовой ликвидации предприятий- банкротов. Было создано Федеральное управление, для того, чтобы привести в действие процесс банкротства.

Применялась обязательная (принудительная) смена собственности, срочная приватизация, если финансовый крах неизбежен, Такая норма была заложена в Указе, который поручал Федеральному управлению по делам о несостоятельности принимать решения о принудительной приватизации. Причем ее план, принятый управлением, был обязателен для реализации. В этом случае трудовой коллектив уже не получал всех льгот, предусмотренных при обычной приватизации. Необходимо было находить инвестора для предприятия, продавать на инвестиционном конкурсе необходимый пакет акций по тем условиям, которые одобрит потенциальный покупатель. Конкурсные и аукционные торги были в таких случаях необходимы: это предотвращало возможную коррупцию и позволяло одновременно более четко и взвешенно ускорить процесс принудительной приватизации.

Структура современного предпринимательства в России характеризуется многообразием критериев ее формирования. Можно выделить экономическую структуру бизнеса (по различным формам собственности) и организационно-правовую структуру (показывающую распределение бизнеса по формам предприятий).

Для национальной экономики важными являются отраслевая и региональная структура бизнеса. Отраслевая структура отражает степень дифференциации и специализации отраслей народного хозяйства и специфику экономических взаимосвязей между ними.

Становление структуры российского бизнеса характеризуется нарастанием многообразия видов структур. В процессе приватизации жесткая иерархичность государственного предпринимательства сменяется слабой экономической иерархичностью, которая постепенно усиливается.

Структурам предпринимательства присуща эластичность, обуславливаемая общим ходом экономических реформ. В процессе приватизации происходит массовая смена организационно-правовой формы производственных единиц, появляются организации с новыми функциями.

В настоящее время значительна эластичность социально-экономической структуры и предпринимательства. Почти неэластичны отраслевая и региональные структуры предпринимательства.

Новый этап приватизации характеризуется необходимостью решения следующих стратегических задач: привлечение инвестиций в промышленность и сельское хозяйство, создание рынка недвижимости и земли, создание цивилизованного рынка ценных бумаг.

Приватизация объектов недвижимости, особенно крупных, и земельных участков в городах является одной из проблем эластичность социально-экономической структуры и предпринимательства. Непродуманный механизм их приватизации (приватизация земельных участков в ценах 1992 г.; предоставление права выкупа недвижимости не только арендаторам, но и пользователям) приводит к замедленному и малоэффективному течению данного процесса в регионах.

Реформирование приватизации в России может осуществляться через продажу предприятий (имущества, пакетов акций) по инвестиционному конкурсу. Условия реорганизации оставшихся государственных научно-производственных комплексов могут быть индивидуальны вследствие дифференцированного отраслевого и внутриотраслевого подхода к приватизации. Большую роль должны играть ранее слабо используемые способы приватизации малых и средних предприятий (банкротство, инвестиционные контракты).

Вывод


Анализ причин и хода реформирования экономики России 1990-х годов и переход к рыночной системе происходил с учетом тенденций развития хозяйственной структуры СССР. В России в результате реформ 1990-х годов практически исключена возможность реставрации старой политической и хозяйственной системы, созданы определенные условия для развития предпринимательства и бизнеса, ликвидирован товарный дефицит. Однако попытки коррекции неблагоприятных тенденций в социально-экономическом развитии страны полностью себя не оправдали. По-видимому, экономические и социальные преобразования в данный период времени не носили обоснованного системного характера и не обеспечивали устойчивого процесса развития общества. Остается открытым вопрос об оптимальном сочетании различных форм собственности, при этом общий критерий обоснования ее структуры в направлении обеспечения максимума благосостояния членов общества и частные критерии, в своей совокупности определяющие работоспособность системы в целом, разработаны недостаточно. Дополнение и взаимодействие разных форм собственности, которое на данном этапе исторического развития общества отвечало бы повышению требований к улучшению качества жизни людей, ориентации личности на духовные и экологические ценности, тем самым сводится к доминированию частного способа присвоения.

В условиях транзитивной экономики России приватизация имеет свои особенности. Во-первых, она отличается ориентацией на формирование рыночных отношений; во-вторых, псевдосправедливыми условиями, так как значительная часть населения не имела ни средств, ни заинтересованности в приобретении акций; в-третьих, слабой мотивацией внешних инвесторов; в-четвертых, отсутствием планирования реформационных макроэкономических эффектов, структурных преобразований; в-пятых, ускоренными, «шоковыми» темпами; в-шестых, недостаточной легитимностью, что создало сильный эффект криминализации.

Акцент реформирования господствующей в начале 1990-х годов государственной собственности путем ее приватизации оказался явно несостоятельным. Основная цель российской приватизации, связанная с появлением собственников и позволяющая резко повысить эффективность общественного производства, не была достигнута. Экономическая ситуация в стране усугублялась из-за разрыва налаженных производственных связей с бывшими советскими республиками и между регионами, неподготовленностью преобразований, включая отсутствие необходимых управленческих кадров нужной квалификации, сложностью использования, опыта приватизации в странах, реформирующих командно-административную систему хозяйствования, где эти процессы проходили практически параллельно.

Проведение приватизационных мероприятий в России сталкивается с целым рядом объективных препятствий. Прежде всего масштаб предполагаемых преобразований несопоставим с аналогичными процессами в других странах.

К началу приватизации в России практически отсутствовала инфраструктура рынка капиталов. Резкий спад производства значительно усложнил оценку потенциала низко рентабельных предприятий. Наблюдалась нехватка финансовых средств у населения. Из этого следуют неэквивалентность продажи государственного имущества и необходимость привилегий для различных групп населения (трудовых коллективов, безработных и т.п.).

Одним из