Предпринимательство в экономической структуре общества

Реферат

на тему:

«Основы предпринимательства»


Выполнила:


Проверила:


2007 год


Содержание


Ведение

I. Предпринимательство в экономической структуре общества

II. История становления предпринимательства в России

III. Ресурсы и факторы производства

IV. Трудовой коллектив. Производительность и система оплаты труда

V.Налогообложение

VI. Предпринимательская фирма

VII. Нормативная база предприятия

VIII. Менеджмент в деятельности предприятия

IX. Маркетинг в деятельности предприятия.

X. Цена товаров и услуг

XI. Реализация товаров и услуг

XII. Реклама в системе предпринимательства

XIII. Предпринимательская идея
XIV. Технология претворения предпринимательской идеи в проект, товар или услугу

XI. Бизнес- план

Заключение

Список используемой литературы

Введение.


В современном мире существует множество разных профессий. В своём реферате я хочу рассказать об одной из них – о предпринимательстве. Возможно, после окончания школы мне придётся заниматься этим не простым делом. С каждым годом увеличивается количество людей, которые присоединяются к бизнесу, увеличивается количество тех, кому удаётся достичь значительных успехов в этом деле. Но к большому сожалению, достичь наивысшего уровня получается не у всех. Успех не придёт сам по себе – за него надо бороться.

Невозможно строить бизнес в одиночку. Необходимо получать помощь от спонсорской линии и чем больше и крепче будет команда единомышленников, тем большего успеха можно достичь. Для того, чтобы изучить эту профессию, мне необходимо знать основы предпринимательства. Я постараюсь приложить все усилия и во всём разобраться, что нужно знать при выборе этой профессии.

I. Предпринимательство в экономической структуре общества.

В современном деловом мире часто употребляются слова «бизнес», «предпринимательство», «предприниматель», «менеджер», «собственник». Все эти понятия связаны с предпринимательской деятельностью. Слово «бизнес» - «business» переводится с английского как «занятие». Предпринимательство – это инициативная, в рамках действующего законодательства деятельности по созданию, ведению и развитию предприятия, имеющего своей целью производство и сбыт продукции, получение прибыли. «Предпринимательство» занятие, дело ,которое приносит прибыль. /Закон Р.Ф. «О предприятиях и предпринимательской деятельности», введённый 1 января 1991г. закрепляет основные признаки этой деятельности и утверждает, что предприниматель ведёт своё дело: во-первых, от своего имени, во-вторых, на свой риск, в-третьих, под свою имущественную ответственность. Все 3 условия говорят, как о свободе предпринимателя заниматься собственным делом и извлекать из него личную выгоду, прибыль, так и о его свободе либо выиграть, либо разориться, потеряв даже собственное имущество./ Закон разъясняет, что заниматься предпринимательством может, как юридическое, так и физическое лицо.

Физическое лицо – это любой свободный человек, гражданин данной страны, иностранец, даже лицо без гражданства, которое действует в экономике самостоятельно, обладает правом осуществлять хозяйственные мероприятия, вступать в хозяйственные отношения другими физическими лицами, так же как и с юридическими.

Юридическое лицо – это уже организация, предприятие, фирма. Выступает как единый самостоятельный носитель прав и обязанностей, имеет своё название, устав, юридический адрес, печать, расчётный счёт а банке. Юридическое лицо проходит государственную регистрацию и заноситься в государственный реестр. /Ключевые слова свободного предпринимательства – самостоятельность и инициативность. Они означают, что вмешательство в предпринимательскую деятельность органов власти и управления возложено лишь в установленных законом пределах. Предпринимательская деятельность требует от предпринимателя коммерческой инициативы, деловой хватки, способности принимать решения с учётом риска./

Предприниматель находиться в свободном поиске новых идей, технологий, нового более экономичного и выгодного сырья, новых рынков сбыта, всего, что может сделать эффективнее работу его предприятия, его торговой фирмы или сельскохозяйственной фермы; он постоянно должен следить за тем, что пользуется спросом на рынке именно сегодня и предвидеть, что потребуется людям завтра, он должен следить за всем новым, что появляется у его конкурентов, таких же, как он, предпринимателей./

Возможность самореализации – самое драгоценное для человеческой личности возможность – была чрезвычайно затруднена. Возможность самореализации, в том числе в предпринимательстве, осуществляется при экономической системе основанной на частной собственности. В сфере конкурентного соперничества включились и идеи экологии: экологически чистые продукты, экологичная машина быстрее находят покупателей даже при более высокой цене. /Свободное предпринимательство является структурным элементом рыночной экономики. Оно обеспечивает непрерывное развитие совершенствование экономической системы страны, её постоянное обновление, создаёт инновационную среду.


II. История становления предпринимательства в России.

Предпринимательство возникло очень давно. Ещё во времена Киевской Руси оно существовало в виде торговли и промыслов, звероловства и лесного пчеловодства. Русские купцы были первыми массовыми представителями российского предпринимательства. К XI веку на Руси появился первый документ, регулирующий предпринимательскую деятельность и отношения между предпринимателями и обществом. Это был кодекс «Русская правда», составленный князем Ярославом Мудрым. В нём излагается принцип права владения и права неприкосновенности имущества, предусматривалось возможность продажи имущества за долги, т.е . закладывалось начало понятия о банкротстве. Продажа в рабство собственных свободных соотечественников прямо противоречила началам развития свободного предпринимательства в русских княжествах. На дальнейшем развитии предпринимательства отрицательно сказалось монголо-татарское иго, задержкой его на несколько столетий. Вплоть до XV-XVI веков предпринимательство существовало в виде сельских промыслов: звероловства, рыболовства, бортничество, солеварения, изготовление могол и т.д. Постепенно росла торговля, в основном ярмарочная. С XVI века в Московской Руси начинается расцвет торговли и промышленности. Зарождается поколение промышленников, первыми представителями которого были Строгановы. Мощный импульс своего развития предпринимательство получило в период правления Петра I. Число мануфактур при нём увеличилось с 10 до 230. Особенно прославилась семья Демидовых, которые построили более 40 заводов, где производилось 40% чугуна всей России. Также прославились они своей благотворительной деятельностью. Дальнейший подъём предпринимательства в России был связан с отменой крепостного права в 1861 году, но только проведение земельной реформы (1864г.) по-настоящему открывает путь свободному предпринимательству. К началу XX века предпринимательством в России занималось около 5 млн. человек.

Развитию торгового предпринимательства способствовало биржевое и финансово – банковское дело. Столыпинская аграрная реформа создала предпосылки для развития предпринимательства и в сельском хозяйстве. Теперь лишь привычные организационные формы правления в России царизм, бюрократическая система, засилье чиновников на всех уровнях власти – сдерживали развитие свободного предпринимательства. Национализация т.е изъятие частной собственности на средства производства в пользу государства, как единого хозяина, вместе с Гражданской войной нанесли такой удар по всем у производству в России, что большевистское правительство во главе с Лениным было вынуждено временно отступить от принципов социализма и ввести в стране НЭП (новую экономическую политику). Новым в ней было то, что вернулись на время к свободе предпринимательства, и результаты не замедлили сказаться: здоровье промышленности было восстановлено, жизненный уровень населения поднялся.


III. Ресурсы и факторы производства.

Все ресурсы подразделяются на природные, материальные, трудовые и финансовые. Природные, материальные, трудовые ресурсы – ресурсы, без которых не может существовать ни одно производство, поэтому они получили название базовых. Финансовые ресурсы возникшие в условиях рынка, получили название производных. Ресурсы производства – это всё то, что может быть вовлечено в процесс производства, а факторы производства обозначают ресурсы, реально вовлечённые в процесс производства. В отличии от ресурсов, факторы становятся таковыми только в процессе производства, взаимодействия друг с другом. Различают 3 основных фактора производства: земли, труд, капитал.

1.Земля в сфере производства имеет троякое значение:

а) земля, как источник естественных ресурсов, используемых в процессе производства;

б) земля как объект хозяйствования (в аграрной, добывающей, рыбной отросли и т.д.) – выступает одновременно и предметом труда и средством труда;

в) земля, как объект собственности (сдача в аренду).

2. Труд. Трудовое население – та часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства. Трудящиеся продают свою способность работать. Этот фактор – фактор труда – включает и предпринимательство как деятельность, требующую способности к организации производства, умение ориентироваться в рыночных условиях и бесстрашие риска. Предприниматель тоже трудиться

3. Капитал объединяет материальные и трудовые ресурсы производства: здания, машины, сырьё, топливо и другое, а также заработную плату рабочим.

Предприниматель – новатор, трудолюбивый, порядочный, высокой культуры и развитого интеллекта человек. Он создаёт новые товары и услуги внедряет новые достижения научно – технического прогресса и современные производственные технологии для более рационального использования природных, трудовых и финансовых ресурсов, усовершенствует условия труда, способствует образованию новых рабочих мест, т.е. он в различных комбинациях соединяет факторы производства.

Ресурсы и факторы производства


Ресурсы Факторы Доходы

↓ ↓ ↓

природные → земля → Рента

↓ ↓ ↓

материальные, → капитал → процент

финансовые

↓ ↓ ↓

трудовые → труд → зарплата


IV. Трудовой коллектив. Производительность и система оплаты труда.

Коллектив – объединение 2-х и более людей, которые имеют общую цель, наличие определённых правил и норм, свою организационную структуру и систему коммуникации, т.е. связи, взаимопонимания. В процессе труда возникают отношения между работниками и нанимателями, оплачивающими их труд. Эти отношения называют трудовыми. На рынке труда рабочая сила представляет товар, который её собственник, работник, продаёт за определённую плату. Происходит акт купли- продажи, и возникают отношения найма рабочей силы между администрацией предприятия и тружеником. При этом каждая из сторон в праве соглашаться или не соглашаться на условия купли – продажи. Трудовые отношения в ходе трудовой деятельности строятся на контрактных началах и регулируются трудовым договором. Трудовые права людей защищаются трудовым законодательством, предусматривающим правила предоставления работы, найма, увольнения, охраны труда, его оплата, отпусков, отдыха, компенсации вредных и тяжёлых условий труда, ограничение продолжительности рабочего дня и обязательное соблюдение правил техники безопасности. В случае возникновения трудовых конфликтов между работниками и администрацией интересы работников могут защищать государственные органы власти, ведающие трудовыми отношениями, и правовые органы в лице прокуратуры и суда. Интересы работников отстаивают также профсоюзы организации, которые создаются на предприятиях. Они являются третьей стороной в отношениях между трудовыми коллективами и администрацией предприятия.

Производительность труда – способность человека произвести за определённое время некоторое количество изделий или оказать услуги. Это показатель эффективности работы предприятия, и исчисляется он количеством продукции, выпускаемой за час, смену, месяц, год. Он определяется в натуральном и денежном выражении. В натуральном выражении производительность труда определяется как объём произведённой продукции, делённый на количество работников предприятия, или как объём произведенной продукции, делённый на затраченное время.

Выработка – количество времени, потраченное на изготовление единицы продукции. Пути повышения производительности труда могут быть как индивидуальные, так и коллективные. Наиболее важными условиями могут быть:

заинтересованность работников;

квалификация, т.е. профессионализм, опыт, знания;

организация труда, качество управления производством;

качество машин, оборудования, прогрессивность технологических процессов.

Производительность труда и заработная плата два взаимосвязанных понятия. Чем выше производительность труда, тем больше должна быть заработная плата. В промышленности применяются следующие формы заработной платы: сдельная, повремённая, договорная.


V.Налогообложение.

Налог – один из структурных элементов рыночной экономики. Налог – это обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиком на условиях, определяемых законодательными органами. Совокупность налогов образует налоговую систему. Налоговые отчисления от любого вида прибыли и заработков формирует бюджет всего государства. Бюджет необходим государству для решения:

1) социальных задач – систем образования, здравоохранения, науки, культуры;

2) для целей управления государством, т.е. содержания правительства, армии, милиции, судов и других необходимых служб управления;

3) для повышения эффективности народного хозяйства с помощью налоговых льгот: льготы по налогам предоставляют тем предпринимателям, тем производствам, которые в данный период наиболее значимы для всего государства.

Налоговая служба – одна из важнейших в государстве с рыночной системой экономики. Существует два важнейших принципа построения налоговой системы:

величина налога должна быть одинакова для предприятий разных форм собственности и организационно – правовых форм;

размер налога должен соответствовать с возможностью его выплаты плательщиком – с его имуществом и доходами.

Налоги различаются как прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Прогрессивные налоги – наименьшего возможного уровня, которые позволяют производству, предпринимателю расширять своё хозяйство, модернизировать технику, повышать заработную плату работникам и тем способствовать улучшению социальной обстановки в стране, регионе или городе.

Регрессивные – наоборот, столь высоки, что не оставляют возможности все эти действия предпринимать. При длительном применении регрессивные налоги ведут к разорению предпринимателя или государственного производства.

Пропорциональные – являют величину выплат, соответствующую размеру дохода налогоплательщика.

Налогами облагаются доходы и прибыль предприятий и граждан, стоимость отдельных товаров, определённые виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество граждан и предприятий, добавочная стоимость продукции, работ и услуг, а также другие объекты.

Различают прямые и косвенные налоги. Прямой налог взимается непосредственно с плательщика. Это налог на доход или прибыль, налог на имущество предприятий и граждан. Косвенный налог обычно включается производителем в стоимость товара, работы услуги перекладывается , таким образом на покупателя. Это налог на добавленную стоимость, всевозможные пошлины, акцизные сборы.

Плательщиками налогов являются как предприятия (юридические лица), так и граждане (физические лица). Налогоплательщик обязан стать на учёт в государственном органе, собирающем налоги, вести бухгалтерский учёт, составлять отчёты о финансово – хозяйственной деятельности, представлять налоговым органам все необходимые для начисления и уплаты налогов документы.

Налоги делятся на:

федеральные налоги (поступающие в федеральный бюджет, т.е. в бюджет всей России;

налоги республик в составе РФ и налоги краёв, областей, автономных областей и округов (те, что поступают в бюджет соответствующего субъекта Федерации). Они устанавливаются законодательными актами Федерального собрания России, а их конкретные ставки – органами власти соответствующего субъекта федерации;

местные налоги - поступающие в местный бюджет районов, городов, посёлков и т.д. Они устанавливаются законодательными актами РФ и местными органами власти; последние определяют и конкретные ставки налогов.

Предприятие может получать прибыль:

от реализации продукции, работ и услуг;

от реализации основных фондов предприятия;

от внереализационных операций.

Сумма налога на прибыль определяется плательщиком налога самостоятельно на основании бухгалтерского учёта и отчётности. Налог выплачивается ежеквартально. Не облагается налогом та часть прибыли, которая израсходована на техническую реконструкцию, перевооружение, расширение, освоение производства. Эта льгота касается тех предприятий, которые работают в приоритетных направлениях (нефтяная и угольная промышленность, производство медицинской техники, продовольствия, медикаментов и т.д.) Налог на доход физических лиц. Этот налог выплачивают все граждане (физические лица), постоянно или временно проживающие на территории России. Данным налогом облагается общий доход, полученный в календарном году, от источников в России и за её пределами в денежной либо натуральной форме. В облагаемую налогом сумму дохода не включается:

государственные пособия (по уходу за ребёнком, по беременности и родам, инвалидам детства и т.д.);

все виды пенсий;

пособие по безработице;

выигрыши по облигациям государственных займов и лотереям;

проценты и выигрыши по вкладам в сберегательный банк;

алименты и др.

По доходам, получаемым гражданами по месту основной работы, налог изымается из начисленной ежемесячной заработной платы, уменьшенной на величину её минимального размера. Доходы, получаемые гражданами не по месту основной работы, облагаются при получении данных доходов в том же порядке.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой изъятие определённого процента прироста стоимости, который создаётся на всех стадиях производства товаров, работ и услуг и вноситься в бюджет по мере их реализации. Это косвенный налог, которым облагаются товары народного потребления и производственно – технического назначения, а также работы и услуги. НДС включается предприятием, реализующим товар (работу, услугу), в цену товара и уплачивается этим предприятием в бюджет ежемесячно, исходя их фактического оборота по реализации товаров, работ и услуг.


VI. Предпринимательская фирма.

Основной формой организации предпринимательской деятельности в сфере производства выступает предприятие. Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект, предназначенный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Основание создания предприятия является:

владение имуществом;

самостоятельность;

прибыльность.

Основные признаки юридического лица:

Организационное единство . Это коллектив с его структурой и порядком управления, которые отражены в документах предприятия.

Обособленное имущество. Это имущество предприятия – основные и оборотные средства, которые предприятие может самостоятельно приобретать, учитывать, использовать, продавать, списывать, платить налог на имущество.

Имущественная ответственность. Предприятие несёт ответственность по своим обязательствам.

Выступление в гражданских делах от своего имени. Предприятие имеет право выступать от своего имени в суде в качестве истца или ответчика.

Виды предпринимательской деятельности.

Существует несколько видов предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая (торговая), финансовая, страховая, посредничество.

Производственное предпринимательство – самый трудный вид деятельности, потому что для производства любого товара или услуги нужны основные и оборотные средства.

Основные средства производства: здания, сооружения, оборудование, станки, машины, транспортные средства и т.д. Они используются длительное время. Если у предпринимателя основных средств нет, то их надо приобрести или арендовать на время. Для этого ему нужны деньги. Сколько – зависит от вида и количества необходимых для производства основных средств и цен на них. Оборотные средства: сырьё, материалы, полуфабрикаты (т.е. готовые составные части, которые будут использоваться при изготовлении товара, шурупы, гайки пуговицы и т.д.). Сумма денег на материалы определяется их количеством, необходимым для производства продукции, и ценами по которым они приобретаются. Поэтому предприниматель должен организовать своё производство так, чтобы доход, получаемый от продажи товара, покрывал затраты на содержание основных средств, расходы на покупку материалов и приносил прибыль.

Торговое предпринимательство – деятельность, связанная с куплей – продажей товаров.

Коммерция – торговля, коммерсант – человек, занятый торговлей. Предприниматель – коммерсант закупает товар у обладателя товара, чаще всего у производителя. Товар для коммерсантов является основным фактором бизнеса. Доход он получает от продажи товара, купленного или взятого у производителя для реализации под проценты.

Финансовое предпринимательство – особый вид деятельности, объектом купли – продажи являются деньги, иностранная валюта, ценные бумаги (акции, облигации, сертификаты). Суть финансовой предпринимательской деятельности состоит в том, что предприниматель приобретает основной фактор 9деньги, валюту, ценные бумаги) за определённую сумму у обладателя денежных средств. Затем приобретённые средства продаёт покупателям за плату, превышающую первоначальную , в результате чего образуется доход.

Посредничество – специфический вид предпринимательской деятельности, тесно примыкающий к другим видам, он является составной частью производственного, финансового и коммерческого предпринимательства. Посредничество характеризуется тем, что посредник сам не производит, не торгует товарами, валютой т др. Он стоит между производителем или продавцом с одной стороны и покупателем с другой, соединяя их в одно цепь предпринимательской сделки.

Объектом купли – продажи является информация, которую посредник получает от производителя (продавца) и передаёт покупателю. За так называемую услугу он получает вознаграждение по договорённости или установленным нормам. Этот вид деятельности чаще относиться к услугам.

Страховое предпринимательство. В советской экономике существовало только государственное страхование. С переходом к рыночным отношениям возник страховой рынок, на котором находит себе место страховое предпринимательство, включающие добровольные формы имущественного страхования, личного страхования здоровья и жизни, риска, ответственности. Здесь предприниматель выступает в качестве продавца страховых услуг, предлагает лично или через посредников – страховых агентов – приобрести услуги потенциальному покупателю. Объектом предпринимательской деятельности становиться страховая услуга, которая продаётся за определённую плату. Страховщик выдаёт страхователю документ, страховое свидетельство в виде договора о страховании, т. е. страховку. Документ удостоверяет право покупателя страховой услуги или его наследников в случае потери страхователем здоровья, имущества, жизни получать от страховщика денежную компенсацию потерь. Предоставление страхового документа, гарантирующего компенсацию потерь и есть страховая услуга, которую оказывает предприниматель покупателю.

Предпринимательство может иметь и отрицательные последствия. При несовершенстве законодательной базы оно способствует формированию отрицательных качеств человека: жадности, эгоизма, агрессивности, а также усилению криминогенной обстановки. Особо опасно предпринимательство, которое ведут различные мошенники, воры. Предпринимательство как стремительный поток. Он может вращать турбины, давать свет и тепло, а может разрывать берега, сносить плотины, принося миллионам людей страдания и убытки.


VII. Нормативная база предприятия.

Для открытия своего дела и регистрации предприятия необходимы следующие документы: Устав предприятия, Учредительный договор, юридический адрес предприятия, расчётный счёт банка, печать и угловой штамп предприятия, товарный знак. Предприятие должно быть зарегистрировано и внесено в товарный реестр. Реестр фирмы – книга учёта зарегистрированных предприятий. В России предприятия регистрируются в местных органах власти или в администрации города.

Юридический адрес – адрес, на который регистрируется предприятие. Он указывается в реквизитах при заключении договоров, переписке и прочих случаях. Адрес может служить квартира одного из учредителей предприятия, арендуемое помещение, местонахождение организации, при которой создано предприятие и т.д. Расчётный счёт банка открывается в любом выбранном учреждении банка по месту нахождения предприятия, его филиалов и представительств. Для открытия счёта необходимы следующие документы: Устав (копия утверждённого Устава предприятия), решение органа власти о регистрации Устава, карточки с образцами подписей и оттиска печати (в 2-х экземплярах), заявление на открытие счёта. Печать и угловой штамп. Разрешение на печать и угловой штамп выдают органы МВД. После получения разрешения обращаются на гравёрную фабрику с эскизами и гарантийным письмом об уплате за изготовлением печати и штампа.

Товарный знак – оригинально оформленное графическое, буквенное или иное обозначение, которое служит для отличия товаров или услуг одних предприятий от однородных товаров других предприятий.

Устав предприятия разрабатывается самими предпринимателями и утверждается на общем собрании. В Уставе указываются: вид предприятия, его наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления, их компетенция, порядок образования имущества предприятия и его выкупа, распределение прибыли, условия реорганизации и прекращения деятельности. В него могут включаться сведения о предполагаемой численности работающих и объёме реализации. Устав предоставляет отношения между будущим предприятием и обществом. Разработка его трудная и кропотливая работа, т.к. он является главным законом, по которому будет работать предприятие. Устав – это свод правил и положений, устанавливающих порядок деятельности предприятия. Требования, предъявляемые к Уставу: ни одно из положений не должно противоречить действующему законодательству того государства, на территории оно расположено; все разделы должны быть написаны ясно, чётко, не вызывать разногласий.

Структура и содержание устава разрабатываются самими предпринимателями или учредителями, и они могут быть разными в зависимости от рода деятельности целей предприятия.

Учредительный договор определяет отношения между членами коллектива внутри предприятия. Это правовой документ, в котором отражаются основные правила управления предприятием, права и обязанности учредителей, условия распределения прибыли, разрешение непредвиденных обстоятельств, прекращение договора. Он разрабатывается самими учредителями предприятия. Возможны следующие варианты: учредитель – юридическое лицо; учредитель – физическое лицо; учредитель – юридическое и физическое лицо.

Учредительный договор состоит из следующих общих разделов:

Правовые документы, позволяющие создавать предприятие. Цели и задачи; его наименование; юридический адрес.

Статус предприятия.

Предмет деятельности.

Уставной фонд.

Обязанности учредителя.

Обязанности предприятия.

Ответственность по обязательствам

Нормативы и лимиты: а) отчисления в фонд; б) отчисления от прибыли в пользу учредителей.

Права учредителей.

Права предприятия.

Управление.

Ответственность сторон.

Порядок разрешения споров.

Условия прекращения договора.

Срок действия договора.


VIII. Менеджмент в деятельности предприятия.

Менеджмент – система управления производством, принимаемая с целью повышения его эффективности и получения прибыли. Он является, прежде всего, процессом управления людьми, которые осуществляют производственно – экономическую деятельность в условиях рынка. Главной целью менеджмента – получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей. Поэтому не всякое управление является менеджментом. Управление процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации предприятия, руководства, фирмы.

Основные задачи менеджмента:

постановка целей (определение цели управления);

планирование (разработка плана управления);

организация (структура управления);

контроль (выполнение контроля управления);

мотивация (заинтересованность работников фирмы в успехе начатого дела);

коммуникация (отношения между членами фирмы).


IX. Маркетинг в деятельности предприятия.


Маркетинг – это не просто торговля. Суть его в том, что производители сначала должны выяснить потребности людей, потом на основе этого знания и создавать товар, как можно полнее удовлетворяющий эти потребности. Главная задача маркетинга – гибкое и постоянное реагирование на изменение рынка, а значит, на изменение условий сбыта продукта. Маркетизация – применение, внедрение маркетинга в предпринимательскую деятельность. Процесс управления маркетингом включает:

анализ рыночных возможностей;

отбор целевых рынков или сегментов;

разработку комплекса маркетинга;

претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.

Анализ рыночных возможностей является отправной точкой маркетинговой деятельности. Руководству фирмы (предприятия) необходимо знать, как следует выявлять и оценивать эти возможности. Для этого нужно провести тщательную оценку текущего и будущего спроса, и не только: нужно принять меры чтобы сформировать спрос на свой товар. Средством достижения этой цели является: дизайны, функциональные и эстетические свойства товара, реклама, потребительский кредит, совершенствование ассортимента и качества продукции, торговое обслуживание – обходительность, вежливость персонала.

Товар продукт труда, произведённый для продажи, обладающий меновой стоимостью и потребительской стоимостью. У каждого товара есть свой жизненный цикл (процесс продаж и получения прибыли за весь период от появления до исчезновения товара): внедрение, рост, зрелость, падение. На стадии внедрения товара: торговля обычно убыточна, объём продаж небольшой, маркетинговые расходы велики. Мероприятия: информировать потенциальных потребителей о новом товаре, побудить их к опробованию товара, обеспечить ему распространение через предприятия розничной торговли.

Стадия роста: признание товара, увеличение спроса, цены остаются на прежнем уровне или слегка снижены, затраты на стимулирование сбыта на прежнем уровне, прибыль растёт. Мероприятия: повышение качества новинки, проникновение в новые сегменты рынка, использование новых каналов товародвижения, переориентирование части рекламы с объявлений о товаре на стимулирование его потребления, незначительное снижение цены.

Стадия зрелости: большинство потенциальных покупателей приобрели товар, поэтому темпы роста продажи снижаются, прибыль падает, появляются сложные задачи по управлению маркетингом. Мероприятия: модификация рынка за счёт поиска новых потребителей, сегментов рынка, стимулирования продажи, придание товару новых свойств и большей привлекательности, снижение цены, усовершенствование видов услуг и т.д.

Стадия спада: сбыт товара резко понижается, и важно определить эту стадию, т.к. она подрывает рентабельную деятельность фирмы. Определение товаров, вступивших в стадию спада, осуществляется путём анализа их сбыта, доли рынка, уровня издержек и рентабельности. После этого руководство фирмы принимает решение о продолжении выпуска этих товаров или о прекращении выпуска.

Цена. На разных стадиях жизненного цикла товара выбираются те или иные методики установления цен.


Ценообразование


Постановка цели, задачи

↓ ↓ ↓

определение спроса оценка издержек анализ цен и товаров конкурентов

выбор метода ценообразования

↓ ↓ ↓

низкая цена возможная цена высокая цена

↓ ↓ ↓

Получение прибыли себестоимость товара формирование спроса

не возможно ↓ при этой цене невозможно

цены товаров – конкурентов

и товаров – заменителей

уникальные достоинства товар

установление окончательной цены

X. Цена товаров и услуг.

Ценообразование – один из важнейших вопросов, стоящих перед предпринимателем. Именно цена отражает состояние дел на рынке определённой продукции и уровень рентабельности предприятия. В зависимости от конечных целей предпринимателя целесообразно применять следующие стратегии ценообразования:

стратегия низких цен используется в том случае, когда предприниматель надеется именно таким образом захватить наибольшую часть рынка сбыта данного товара (услуги).

стратегия умеренных цен избирается, когда фирма пытается создать себе имидж стабильного производителя и поставщика, и в результате использования умеренных цен достигается уверенное стабильное развитие предприятия.

Стратегия высоких цен применяется для получения наибольшей прибыли в кратчайшие сроки.


XI. Реализация товаров и услуг.

Произвести товар – только полдела, главное – довести его до потребителя. И это зависит от того, насколько рационально организовано движение продукции в сфере обращения (товародвижения). Рационально – значит с наименьшими затратами. А они состоят из затрат на транспортировку, упаковку, хранение, ремонт. Распределение товаров осуществляется по каналам. Канал – путь движения товара от производителя к потребителю, в нём участвуют организации или отдельные лица. Каналы товародвижения подразделяются на прямые и косвенные. Прямые каналы – перемещение товара от производителя к потребителю без посредников. Реализация товара осуществляется через собственные магазины предприятий, фирм, по почте и т.д. Этот тип канала позволяет контролировать весь процесс реализации и обеспечивает тесные контакты с потребителем. Но так поступает или мелкий производитель, где он сам и продавец, или фирма, которая покрывает все издержки на сбыт и имеет прибыль. Косвенные каналы – связаны с использованием независимых посредников, к которым товар перемещается от производителя, а затем они его реализуют. Каналы могут быть простыми, основанными на устном договоре, и сложными, основой которых является заключение контрактов, где оговариваются ценовая политика, условия продажи, структура услуг, ответственность, продолжительность и условия прекращения контракта и т.д. Каналы товародвижения характеризуются по числу составляющих их уровней. Уровень канала – любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара к конечному покупателю.

Функции реализации товаров и услуг на разных этапах товародвижения выполняет оптовая и розничная торговля.

Оптовая торговля – деятельность по перемещению товара от производителя к потребителю или предприятию, приобретающему его с целью перепродажи. В оптовой торговле участвуют предприятия 3 категорий:

оптовые службы производителей (сбытовые отделения и сбытовые конторы);

коммерческие оптовые организации (независимые торговые предприятия, которые приобретают вместе с продукцией право собственности на неё – оптовики с полным обслуживанием и оптовики с ограниченным обслуживанием);

агенты и брокеры (выполняют посреднические функции по купле – продаже за комиссионное вознаграждение). Агенты используются на постоянной основе, брокеры – на временной.

Розничная торговля