Управление капиталом, вложенным в имущество предприятия

рост стоимости имущества к концу года составил 104%, при этом величина выбывших основных средств составляет 32% от величины поступивших за исследуемый период.

В 2006 году наблюдается тенденция увеличения доли выбывших основных средств. Она составляет 7% от общей стоимости, при этом поступление составило только 3%. Стоимость основных средств на конец года составляет 96% от стоимости начала года, т.е. общее снижение составило 4%. Кроме того, можно сказать, что величина выбывших основных средств в 2,19 раза превышает в исследуемом году величину поступивших средств, о чем свидетельствует коэффициент интенсивности.


Таблица 2.20 – Показатели эффективности управления основными средствами депо

Наименование показателя 2005 год 2006 год 2007 год
Коэффициент обновления 0,05 0,03 0,03
Коэффициент выбытия 0,02 0,07 0,04
Коэффициент роста 1,04 0,96 0,99
Коэффициент прироста 0,04 -0,04 -0,01
Коэффициент масштабности 0,05 0,03 0,03
Коэффициент интенсивности 0,32 2,19 1,23

Обновление основных средств в 2007 году составило также 3% от общей их величины, выбытие, соответственно, - 4%. Величина основных средств на конец года снизилась по сравнению с началом года на 1%. Стоимость выбывших средств в 1,23 раза превышает стоимость поступивших за тот же период.

Результаты расчета показателей эффективности управления основными средствами Кавказского локомотивного депо представлены на рисунке 2.16 и 2.17.


Рисунок 2.16 – Показатели эффективности управления основными средствами депо


Рисунок 2.17 – Динамика фондоворуженности депо, тыс.руб./чел.


Рассчитать показатели эффективности управления, т.е. фондоотдачу, фондоемкость, рентабельность, фондорентабельность, в данном дипломном проекте не представляется возможным, так как Кавказское локомотивное депо в своей финансовой отчетности не отражает значений выручки, доходов и прибыли по основной деятельности.

Оборотные средства наряду с основными средствами и рабочей силой является важнейшим элементом капитала любого предприятия. Недостаточная обеспеченность предприятия оборотными средствами парализует его деятельность и приводит к ухудшению финансового положения.

Денежные средства предприятия, используемые для финансирования текущей (эксплуатационной) деятельности, т.е. вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, и обеспечивающие непрерывность процесса производства и реализации, образуют оборотный капитал предприятия.

Наличие, изменение и структура оборотного капитала Кавказского локомотивного депо за исследуемый период приведены в таблицах 2.21-2.22.

Общая стоимость оборотного капитала депо за исследуемый период имеет тенденцию к значительному сокращению, т.е. за период 2005-2006 годы оборотный капитал уменьшился до 33,2%, а за период 2006-2007 годы – уменьшился до 61,9%. При этом наибольшему снижению подверглись дебиторская задолженность и прочие оборотные активы, т.е. задолженность подразделений ОАО «РЖД» перед локомотивным депо. Величина запасов остается стабильной и составляет в 2007 году 26928 тыс.руб., из них наибольшую часть занимают сырье и материалы – 25965 тыс.руб., из них в свою очередь - запасные части для ремонта локомотивов – 12209 тыс.руб.

В структуре оборотного капитала 2007 года наибольший удельный вес занимают запасы – 97,1%. Они в свою очередь подразделяются на сырье и материалы, занимающие 93,6%, топливо – 23% , смазку – 4% и запасные части для ремонта локомотивов – 44%.


Таблица 2.21 – Изменение стоимости оборотных средств депо тысяч рублей

Наименование показателя 2005 год 2006 год 2007 год Изменение 2007 к 2005, проценты Изменение 2007 к 2006, проценты
Запасы, в том числе: 28280 29727 26928 95,2 90,6
сырье, материалы и прочее, из них: 27742 28776 25965 103,7 90,2
топливо 2172 5727 5507 263,7 96,2
смазка 1120 979 1113 87,4 113,7
запасные части для ремонта локомотивов 12209 6308 12209 51,7 193,5
НДС 5102 1672 544 32,8 32,5
Дебиторская задолженность 3876 74 129 1,9 174,3
Денежные средства 3 8 24 2,7 300,0
Прочие оборотные активы 97276 13282 103 13,7 0,8
Итого 134543 44763 27728 33,2 61,9

Рисунок 2.18 – Изменение величины оборотных средств депо, тысяч рублей


Таблица 2.22 – Структура оборотных средств локомотивного депо тысяч рублей

Наименование показателя 2005 год 2006 год 2007 год Удельный вес на 2006 год, проценты Удельный вес на 2007 год, проценты
Запасы, в том числе: 28280 29727 26928 66,4 7,1
сырье, материалы и прочее, из них: 27742 28776 25965 64,3 93,6
топливо 2172 5727 5507 12,8 23,0
смазка 1120 979 1113 2,2 4,0
запасные части для ремонта локомотивов 12209 6308 12209 14,1 44,0
НДС 5102 1672 544 3,7 2,0
Дебиторская задолженность 3876 74 129 0,1 0,5
Денежные средства 3 8 24 0,1 0,1
Прочие оборотные активы 97276 13282 103 29,7 0,3
Итого 134543 44763 27728 100,0 100,0

В заключение необходимо сказать, что в деятельности Кавказского локомотивного депо за исследуемый период выявлены две основные тенденции: с одной стороны, значительное увеличение объемов производства, следствием чего является возрастание численности контингента и эксплуатационных расходов, с другой стороны, недостаточность обеспечения объемов работ основным и оборотным капиталом, имеющим, кроме того, значительную долю износа и низкие показатели эффективности использования.


3. Повышение эффективности управления капиталом, вложенным в имущество Кавказского локомотивного депо


Резервы роста капиталоотдачи связаны с мобилизацией как экстенсивных факторов – увеличение времени полезного использования машин, так и интенсивных факторов – повышение производительности оборудования в единицу времени.

Главным фактором повышения эффективности использования капитала, вложенного в имущество (основные и оборотные фонды) является их обновление и техническое совершенствование. Внедрение достижения НТП повышает уровень механизации и автоматизации производства, повышает производительность труда рабочих, способствует экономии материальных затрат, повышает культуру и безопасность производства.

Значительные резервы находятся в увеличении времени работы машин и механизмов. Основными причинами целосменных и целосуточных простоев оборудования являются ремонт, неисправность и наладка, а также организационные неполадки: отсутствие материалов, заготовок, инструмента, энергии и др. Система резервов улучшения использования капитала, вложенного в имущество (основные фонды) предприятия может быть представлена следующим образом.

1 Техническое совершенствование средств труда:

• техническое перевооружение на базе комплексной автоматизации и гибких производственных систем;

• замена устаревшей техники, модернизация оборудования;

• ликвидация узких мест и диспропорции в производственных мощностях предприятия;

• механизация вспомогательных и обслуживающих производств;

• внедрение прогрессивной технологии спецоснастки;

• развитие изобретательства и рационализации.

2 Увеличение времени работы машин и оборудования;

• ликвидация бездействующего оборудования (сдача в аренду, лизинг, реализация и проч.);

• сокращение сроков ремонта оборудования;

• снижение простоев: целосменных и внутрисменных.

3 Улучшение организации и управления производством:

• ускорение достижения проектной производительности вновь введенных производственных систем;

• внедрение научной организации труда и производства;

• улучшение обеспечения материально-техническими ресурсами;

• совершенствование управления производством на базе ЭВМ;

• развитие материальных стимулов у работников, способствующих повышению эффективности производства.

На рисунке 3.1 представлены направления и пути улучшения использования имущества локомотивного депо Кавказская.

Основными направлениями улучшения использования имущества локомотивного депо в данном дипломном проекте являются:

- изменение плеч обслуживания локомотивных бригад в грузовом и пассажирском движении;

- частичное техническое перевооружение цехов по ремонту локомотивов.

Для повышения производительности труда предлагается осуществить удлинение плеч обслуживания локомотивных бригад. Например, предлагается водить поезда в грузовом движении на участках Кавказская-Тихорецкая-Котельников, 345 км (до 6 пар в сутки), Кавказская-Тихорецкая-Крымская, 222 км (до 6 пар в сутки), Кавказская-Тихорецкая-Горячий Ключ, 201 км (до 3 пар в сутки), Кавказкая-Тихорецкая-Белореченская, 232 км (до 3 поездов в сутки). Внедрение новых плеч обслуживания позволить более эффективно использовать локомотивы, так как произойдет увеличение среднесуточной производительности локомотива.


















Рисунок 3.1 – Направления и пути улучшения использования имущества локомотивного депо


Таким образом, при внедрении новых плеч обслуживания прогнозируется увеличение такого показателя, как объем перевозочной работы. При сохранении численности персонала локомотивных бригад на уровне 2007 года среднесуточная производительность локомотива составит 1213,4 тысяч тонно-км брутто, что на 7% выше уровня среднесуточной производительности локомотива в 2007 году.

Для улучшения технологии ремонта и эксплуатации локомотивов на базе внедрения передовых, ресурсосберегающих и информационных технологий в Кавказском локомотивном депо разработан проект доведения технической оснащенности депо до уровня базового ремонтного предприятия.

Внедрение в депо необходимого оборудования и замены существующего и устаревшего позволит:

сократить ручной труд в трудоемких операциях;

повысить качество деповского ремонта локомотивов;

задействовать эффективнее производственные площади;

производить ремонт локомотивов с более лучшими качественными характеристиками.

Проект предлагается разработать с учетом достигнутого уровня технической оснащенности локомотивного депо, внедрения передового опыта и передовых ресурсосберегающих технологий ремонта и восстановления локомотива и его узлов.

По каждому оборудованию, предлагаемому к внедрению, дается краткая характеристика и эффект, который может быть достигнут, то есть обоснование внедрения именно данного оборудования.

Моечная машина тележек взамен устаревшей улучшит качество, позволит увеличить производительность на операциях по очистке и мойке тележек. Ее экономический эффект составит 197 тыс руб и срок окупаемости 6,1 года.

Станок токарно-винторезный М6056 взамен устаревшего улучшит качество, позволит увеличить производительность труда и исключить простои станка для проведения ремонта. Экономический эффект составит 124,8 тыс.руб, срок окупаемости составит 3,9 года.

Кран мостовой грузоподъемностью 10 т улучшит качество ремонта, позволит увеличить производительность труда и исключить простои существующего крана для проведения ремонта. Экономический эффект составит 140 тыс.руб, срок окупаемости составит 10 лет.

Станок деревообрабатывающий 4-х сторонний улучшит качество ремонта, позволит увеличить производительность труда и исключить простои для проведения ремонта. Экономический эффект составит 390тыс.руб, срок окупаемости составит 1,8 года.

Поточная линия для ремонта подшипников «Робокон» внедрение линии позволит улучшить качество ремонта, увеличить производительность труда. Экономический эффект составит 440 тыс.руб, срок окупаемости составит 4,5 года.

Внедрение моечной машины для обмывки тормозной арматуры в ремонтном цехе позволит сократить затраты труда и материалов для очистки, повысить качество очистки, увеличить производительность труда. Экономический эффект составит 67,6 тыс.руб, срок окупаемости внедрения – 4,4 года.

Установка для сухой очистки колесных пар. Позволит высвободить ручной труд. Увеличит производительность. Эффект от внедрения 409 тыс руб срок окупаемости составит 1,3 года.

Кран-балка грузоподъёмностью 3т позволит увеличить производительность труда и исключить простои для проведения ремонта. Экономический эффект составит 65,8 тыс.руб, срок окупаемости составит 6,4 года.

Воздухосборник необходим для работы технологического оборудования депо, замена позволит избежать затрат на специальное обследование, исключить неисправности компьютерных стендов. Экономический эффект составит 18 тыс.руб, срок окупаемости составит 5,8 года.

Установка кислородная позволит снизить затраты на приобретение газообразного кислорода для газосварочных и газорезных работ. Экономический эффект составит 574 тыс.руб, срок окупаемости составит 1 год.

Моечная машина для подшипников позволит увеличить производительность труда и исключить простои для проведения ремонта. Экономический эффект составит 169 тыс.руб, срок окупаемости составит 3,8 года.

Станок горизонтально-фрезерный позволит увеличить производительность труда. Экономический эффект составит 69,5 тыс.руб, срок окупаемости составит 9,3 года.

Приспособление для обработки внутренних и наружных колец, роликов подшипников позволит увеличить производительность труда. Экономический эффект составит 670 тыс.руб, срок окупаемости составит 0,6 года.

Все итоговые значения по расчетам экономического обоснования внедрения технологического оборудования в локомотивном депо приведены в таблице 3.1.

Внедрение и обновление оборудования позволит улучшить качество и количество ремонтируемых локомотивов до 1177 приведенных единиц, что приведет к увеличению объема ремонта в 2008 году на 5% по сравнению с 2007 годом.

Проведем расчет экономического эффекта от внедрения моечной машины для промывки тормозной арматуры локомотива.

В настоящее время тормозная арматура очищается вручную металлическими щетками, такая очистка не обеспечивает необходимое качество, кроме того, ручная очистка занимает больше времени, чем на новой установке.

Экономический эффект определяем по формуле:


Э= ((С1+ЕнК1) – (С2+ Ен К2)) Аг - Самор , (3.1)


где С1 – себестоимость до внедрения;

С2 – себестоимость после внедрения;

Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений

Ен = 0,15;

К1 – удельные капитальные вложения в производственные фонды до внедрения К1 = 0;

Самор – амортизационные отчисления за год, Самор = 30000 рублей;

К2 – удельные капитальные вложения в производственные фонды после внедрения К2 = 1,52;

Аг – максимальная годовая программа мойки для моечной машины данного типа, Аг = 19760 деталей.

Определяем себестоимость до внедрения по формуле:


С1 = (Т1 Кпр К тар.ст. Ксн. К зам.) + С пр , (3.2)


где Т1(час) – время очистки 1 детали = 0,12;

К тар.ст. - часовая тарифная ставка слесаря 5 разряда = 21,111;

Ксн - коэффициент отчислений на соц.нужды Ксн = 1,267;

К пр – коэффициент, учитывающий выслугу и премию слесаря 5 разряда К пр = 1,5;

Спр. - коэффициент, учитывающий накладные расходы, Спр.=0,5 от размера оплаты труда персонала.

С1 =(0,12 1,5 21,111 1,267) + ( 5,18 0,5 ) = 7,77 рубля

Определяем себестоимость после внедрения техники:


С2 = (Т2 Кпр К тар.ст. К сн К зам.) +Спр , (3.3)


где Т 2(час)– время мойки одной детали = 0,04;

К тар.ст. - часовая тарифная ставка слесаря 5 разряда = 21,111;

Ксн – коэффициент отчислений на соц.нужды Ксн = 1,267;

К пр – коэффициент, учитывающий выслугу и премию слесаря 5 разряда

К пр = 1,5;

Спр .- коэффициент, учитывающий накладные расходы, Спр.=0,5 от размера оплаты труда персонала.

С2 = (0,04 1,5 21,111 1,267) + ( 1,73 0,5) = 2,60 рубля

Годовой экономический эффект от внедрения моечной машины:

Э = (7,77 – (2,60 + 0,15 1,52 )) 19760 – 30000 = 67614,4 рубля.

Срок окупаемости рассчитывается по формуле:


(3.4)


где Ток – срок окупаемости проекта, лет

Ц - цена внедряемой моечной машины, Ц = 300000 рублей;

Э – годовой экономический эффект, рубли

Таким образом, предлагаемая к внедрению моечная машина окупится через 4,4 года и имеет годовой экономический эффект в размере 67,6 тысячи рублей.

Проведем расчет экономического эффекта от замены токарно-винторезного станка в ремонтном цехе.

Замена токарно-винторезного станка модели ИТ-1М на станок модели М-6056 в ремонтном цехе позволит значительно сократить затраты труда и материалов, увеличить производительность труда и исключить случаи простоя цеха.

В настоящее время используемый станок ИТ-1М выпуска 1982года выработал установленный ресурс и нуждается в укрупненном капитальном ремонте, что, учитывая стоимость запасных частей и производительность станка нерентабельно.

На данном станке изготавливается и ремонтируется широкая номенклатура деталей для ремонта локомотивов.

Экономический эффект будет определяться по формуле 3.1. При этом удельные капитальные вложения в производственные фонды после внедрения составят К2 = 25,1.

Определяем себестоимость до внедрения по формуле:


С1 = (Т1 Кпр К тар.ст. Ксн. К зам.) N + С пр , (3.5)


где Т1 – время производства ремонтных работ, Т1 = 820час ;

К тар.ст. - часовая тарифная ставка слесаря 5 разряда = 21,111;

Ксн – коэффициент отчислений на соц.нужды Ксн = 1,267;

К пр – коэффициент, учитывающий выслугу и премию слесаря 5 разряда

К пр = 1,5;

Спр. - коэффициент, учитывающий накладные расходы, Спр.=0,5 от размера оплаты труда персонала.

N – количество рабочих, N = 4 чел.

С1 = (820 1,5 21,111 1,267) 4 + (141570 0,5 ) = 212355 рубля

Определяем себестоимость после внедрения техники по формуле:


С2 = (Т2 Кпр К тар.ст. К сн К зам.) N +Спр + Самор, (3.6)


где Т 2 – время производства ремонтных работ, Т 2 = 290 часов;

К тар.ст. - часовая тарифная ставка слесаря 5 разряда = 21,111;

Ксн – коэффициент отчислений на соц.нужды, Ксн = 1,267;

К пр – коэффициент, учитывающий выслугу и премию слесаря 5 разряда

К пр = 1,5;

Спр. - коэффициент, учитывающий накладные расходы, Спр.=0,5 от размера оплаты труда персонала.

N – количество рабочих, N = 2 чел.

Самор – годовые амортизационные отчисления, Самор = 50000 рублей

С2 = (290 1,5 21,111 1,267)