Преступления против интересов службы

совершаемому преступлению.

Если должностное лицо вопреки интересам службы не принимает по службе соответствующие меры по изобличению преступников или привлечению их к ответственности после того, как преступление совершено, для наличия состава преступного бездействия необходимо установить, что таким бездействием по службе был причинен существенный вред законным правам и интересам граждан либо государственным или общественным интересам.

С субъективной стороны бездействие должностного лица характеризуется умышленной виной по отношению к неисполнению (неисполнению в полном объеме) должностным лицом требуемых служебных действий и к наступившим последствиям (3, ч. 1 ст. 425).

Для бездействия должностного лица, сопряженного с попустительством необходимо установить прямой умысел по отношению к факту служебного попустительства преступлению: должностное лицо достоверно знает о готовящемся или совершенном преступлении, сознает, что в соответствии со служебной компетенции (обязанностями) оно должно и может воспрепятствовать совершению преступления, но вопреки интересам службы принимает решение бездействовать.

Квалифицированными видами данного преступления (ч. 2 и 3 ст. 426) - является бездействие должностного лица;

- из корыстной или иной личной заинтересованности;

- занимающего ответственное положение;

- повлекшее тяжкие последствия.

При оценке тяжести причиненных последствий в виде причинения телесных повреждений или смерти следует учитывать, что такие последствия причиняются вследствие бездействия - невмешательства.

В отношении тяжких последствий, выходящих в пределы ущерба в крупном размере или существенного вреда, допустима и неосторожная вина.

Заранее обещанное со стороны должностного лица попустительство совершению преступления квалифицируется по совокупности как бездействие должностного лица и соучастие (в виде пособничества) в совершении соответствующего преступления.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что бездействие должностного лица - это специальная форма злоупотребления властью или служебными полномочиями. Поэтому все конструктивные объективные признаки данного преступления - обусловленность бездействия служебными полномочиями (обязанностями) должностного лица; невыполнение обязанностей по службе (с учетом их содержания и служебных полномочий должностного лица при исполнении лицом служебных обязанностей; содержание понятий «вопреки интересам службы», существенного вреда, тяжких последствий - аналогичны содержанию таких же признаков при злоупотреблении властью или служебными полномочиями.


3. СЛУЖЕБНЫЙ ПОДЛОГ. СЛУЖЕБНАЯ ХАЛАТНОСТЬ


Предметом должностного подлога являются официальные документы, то есть имеющие юридическую значимость после утверждения, подписания соответствующим должностным лицом государственного и общественного органа, предприятия, учреждения или организации.

Официальным документом является письменный документ, исходящий от учреждения, предприятия и организации, надлежаще составленный и содержащий все необходимые реквизиты, предназначенный для удостоверения фактов и событий, имеющих юридическое значение. Предметом подлога могут быть и частные документы, то есть бумаги, составленные частными лицами, но находящееся в ведении государственных или общественных организаций (например, долговые обязательства).

Подлог документов с объективной стороны может выражаться:

- во внесении в документы заведомо ложных сведений и записей. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты подлинного. Ложными являются внесенные в его текст цифровые материалы, пометки другим числом даты выдачи, регистрации документа (напр., в официально выданной справке ложно утверждается, что данное лицо является сотрудником органов внутренних дел);

- в подделке официальных документов, когда должностное или иное уполномоченное лицо либо полностью изготавливает подложный документ, как по форме, так и по содержанию, либо вносит искажения в подлинный документ (заменяется часть текста на новый, проставляются новые цифры, изменяется дата выдачи). Способом подделки в этих случаях, как правило, является подчистка (вытравливание, стирание и т.п.) прежнего текста с заменой его на новый. Подделка поможет заключаться и во внесении в официальный документ дополнительных записей. В этом случае речь идет о подделке официального документа, содержание и реквизиты которого до этого были уже удостоверены;

- в составлении и выдаче заведомо ложных документов. В первой своей части (составление) в официальный документ вносятся заведомо ложные сведения или записи, после чего документ удостоверяется должностным лицом как подлинный. Под выдачей понимается передача (вручение) такого подложного документа заинтересованному лицу. Для данной формы подлога необходимо сочетание обоих фактов (составление и выдача подложного документа).

Служебный подлог считается оконченным с момента совершения одного из указанных действий независимо от дальнейшего использования такого документа.

Служебный подлог должен быть совершен должностным или иным уполномоченным лицом с использованием служебного положения (служебных полномочий) в пределах их служебной компетенции и при исполнении обязанностей по службе.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление может быть совершено только с прямым умыслом по отношению к факту подлога официального документа. Более того, обязательным признаком субъективной стороны служебного подлога является совершение указанных действий из корыстной или иной личной заинтересованности.

Субъектом служебного подлога наряду с должностным лицом может быть и иное уполномоченное лицо. Речь идет о служащих и работниках, которые по занимаемой ими должности не выполняют обязанностей организационно-распорядительного и административно-хозяйственного характера, но в силу их служебных обязанностей либо по специальному поручению осуществляют непосредственно подготовку официального документа для предоставления его на удостоверение (подпись) соответствующему должностному лицу (референты, консультанты, советники, отраслевые специалисты и т.д.). В ряде случаев подготовка и составление официального документа связаны с проведением аналитической, поисковой работы (обращение к материалам, хранящимся в архиве и в других отделах учреждения). Естественно, что должностное лицо в этом случае вынуждено доверять фактам, изложенным в представленном на подпись документе, и, следовательно, уполномоченному лицу.

В таких случаях должностное лицо в отношении недостоверности сведений (подложности) подписываемого им документа всегда проявляет неосторожность, что, однако, исключает его ответственность за служебный подлог.

Ответственность может и должно нести уполномоченное на составление официального документа лицо, если оно совершило подлог такого документа.

Совершение служебного подлога часто сочетается с совершением других преступлений. Вопрос о квалификации в этом случае зависит от того, кто непосредственно (в качестве исполнителя) совершает преступление, связанное с использованием подложных документов (само должностное лицо, учинившее служебный подлог или другое лицо, получившее от должностного лица заведомо подложный документ).

Если подложный документ непосредственно используется для совершения преступления самим должностным лицом то:

- содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, если служебный подлог (равно как и злоупотребление властью или служебными полномочиями) не является конструктивным признаком состава этого преступления (напр., использование поддельного удостоверения сотрудника МВД и самовольное присвоение звания или власти должностного лица), а равно, когда служебный подлог выступает не в качестве способа совершения другого преступления, а используется с целью сокрытия ранее совершенного преступления);

- содеянное квалифицируется только по статье, предусматривающей ответственность за преступление, способ совершения которого объективно включает совершение (возможность совершения) служебного подлога. Так, совершение хищения должностным лицом посредством учинения служебного подлога квалифицируется по ст. 210, подлог избирательных документов - по ст. 192.

Если подложный документ предназначен для совершения преступления другим лицом, о чем было известно должностному лицу, содеянное в целом для должностного лица квалифицируется по совокупности как служебный подлог и соучастие в совершении преступления.

Служебный подлог квалифицируется по ст. 427 при отсутствии более тяжкого преступления (имеется в виду более тяжкое преступление против интересов службы). Так, более тяжким преступлением может выступать злоупотребление властью или служебными полномочиями (ст. 424). В связи с этим служебный подлог повлекший последствия, указанные в ч. 2 ст. 424, или совершенный при наличии признаков, указанных в ч. 3 ст. 424 квалифицируется соответственно по ч. 2 или 3 ст. 424.

Служебный подлог, совершенный должностным лицом при отсутствии корыстной или иной личной заинтересованности, но повлекший причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам квалифицируется по ч. 1 ст. 424.

Служебный подлог учиненный за взятку квалифицируется по совокупности преступлений (3, ст. 427 и ч. 2 ст. 430).

Служебная халатность - особая форма пассивно-активного поведения должностного лица по службе, которое характеризуется неисполнением или ненадлежащим исполнением служебных обязанностей.

Следует учитывать, что неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей является оценочной характеристикой соответствующего бездействия или действий по службе, а не формой объективного выражения служебной халатности. Исполнение служебных обязанностей требует адекватных (надлежащих) действий по службе в плане оперативности, своевременности, полноты и необходимости их совершения с учетом складывающихся условий и интересов службы.

С объективной стороны служебная халатность проявляется либо в несовершении необходимых по службе действий при исполнении служебных обязанностей, когда требуемые действия вовсе не были совершены либо в отсутствии требуемой оперативности, своевременности, полноты, системности и последовательности в совершении необходимых по службе действий (действия по службе вроде совершены, но вследствие указанных «пороков» не дали и не могли дать нужного эффекта (ненадлежащее исполнение служебных обязанностей).

Констатация указанных объективных фактов в поведении должностного лица не предрешает вопроса о том, является ли указанное поведение проявлением служебной халатности должностного лица по службе.

При служебной халатности несовершение требуемых по службе действий или их совершение, но не в соответствии с требуемым уровнем и качеством их исполнения происходит по причинам недобросовестного или небрежного отношения к службе, а не вследствие осознанного противостояния должностного лица интересам службы.

Для служебной халатности характерно лишенное должного внимания, заботливости, бережливости отношение к интересам службы. Отсюда и неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.

Если должностное лицо не совершает требуемые по службе действия, то служебная халатность будет тогда, когда эти действия не совершаются, напр., потому, что лицо считает возможным пока их не совершать (нет острой необходимости, можно подождать и т.п., наконец просто по забывчивости).

Ненадлежащее исполнение требуемых действий по службе (что чаще всего характерно для служебной халатности) происходит вследствие отсутствия необходимого интереса к служебным делам, а отсюда и небрежное отношение (без особой заботы, бережливости, вдумчивости) отношение к выполняемым по службе действиям.

Слова закона «вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе» характеризуют не только содержание вины, но и психологическую неосознанность ненадлежащего отношения лица к своим служебным обязанностям.

Служебная халатность предполагает неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, которые обусловлены служебной компетенцией и полномочиями данного должностного лица, а не его сугубо, напр., профессиональной деятельностью. Так, врач (он же заведующий отделением больницы) не может нести ответственность за халатность, если он неправильно поставит диагноз больному.

Ответственность за служебную халатность может наступить, если должностное лицо не только должно было совершить определенные действия по службе, но и имело реальную возможность совершить их, в том числе надлежащим образом.

Если должностное лицо по неопытности или из-за отсутствия надлежащей квалификации (субъективные причины) либо отсутствия необходимых объективных условий для надлежащего выполнения служебных обязанностей (отсутствие помещения для хранения имущества, необходимого количества техники, транспорта) не могло надлежащим образом исполнить соответствующие действия по службе, ответственность за халатность исключается.

Конструктивным признаком объективной стороны служебной халатности является причинение ущерба в особо крупном размере (в тысячу и более раз превышающий размер минимальной заработной платы - см. ч. 2 примечаний к настоящей главе) или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.

Преобладающим для служебной халатности является имущественный (материальный) ущерб, вред здоровью людей, реже - последствия в виде дезорганизации работы транспорта, предприятия, учреждения.

Важнейшим моментом обвинения в халатности является установление причинной связи между неисполнением или ненадлежащим исполнением служебных обязанностей и наступившими последствиями.

С субъективной стороны служебная халатность - это неосторожное преступление. Вина к последствиям может быть выражена только в виде неосторожности (преступного легкомыслия или преступной небрежности). Об этом прямо сказано в диспозиции ст. 428.

Психическое отношение к факту несовершения требуемых по службе действий или их ненадлежащего совершения чаще всего характеризуется небрежностью, когда лицо не осознает, что его пассивное (бездействие) или недостаточно-активное поведение по службе по исполнению возложенных на него служебных обязанностей противоречит интересам службы. Такая психологическая установка, как правило, основана на том, что лицо не предвидит общественно опасных последствий такого поведения по службе.

Не исключено, что психическое отношение к факту несовершения или ненадлежащего совершения требуемых по службе действий основано и на осознании, что такое поведение должностного лица в отношении исполнения служебных обязанностей противоречит интересам службы, но виновный не изменяет своего отношения к исполнению служебных обязанностей, рассчитывая что никаких нежелательных последствий не возникнет в силу наличия ряда противодействующих этому обстоятельств. В отличие от бездействия должностного лица при служебной халатности виновный бездействует хотя и умышленно, но не вопреки интересам службы.

Служебная халатность со стороны должностного лица, повлекшая по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия квалифицируется по ч. 2 ст. 428 УК.

Из вышесказанного следует, что для обвинения должностного лица в халатности необходимо точно указать, в чем конкретно выразилось неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей и каких именно обязанностей.


4.НЕЗАКОННОЕ УЧАСТИЕ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Закон Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате» от 23 ноября 1993 г. запрещает служащим государственного аппарата заниматься предпринимательской деятельностью (ст. 12).

Уголовно-правовой запрет касается только тех государственных служащих, которые относятся к категории должностных лиц.

Объективная сторона незаконного участия в предпринимательской деятельности должностного лица, состоящего на государственной службе, может выражаться в следующих действиях:

- в учреждении организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность;

- в участии лично или через доверенное лицо в управлении такой организацией.

Под учреждением организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, имеется в виду ее организационное оформление и регистрация в установленном порядке. Должностное лицо может самостоятельно учредить такую предпринимательскую структуру или быть одним из ее соучредителей.

К организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность, относятся только коммерческие организации, то есть осуществляющие свою деятельность посредством выполнения работ или оказания услуг с целью извлечения прибыли, распределяемой между участниками предпринимательской деятельности.

Создание некоммерческих организаций, основной целью деятельности которых является не извлечение прибыли, а гуманитарные цели, не может составлять данного преступления. Следует учитывать, что некоммерческие организации также могут заниматься предпринимательской деятельностью, прибыль от которой, однако, полностью идет на покрытие расходов и развития основной уставной деятельности такой организации.

Участие в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, может выражаться во введении должностного лица в члены коллективного руководства организации (члена правления, члена совета директоров) либо зачислении по совместительству на работу в качестве руководителя отдела, представительства и т. п. Непосредственно управленческие функции должностное лицо может выполнять лично либо через доверенное лицо. Важно установить организационное оформление (участие) должностного лица, состоящего на государственной службе, в управлении предпринимательской структурой.

Необходимо также установить, что должностное лицо в связи с таковым его участием в предпринимательской деятельности, используя свои служебные полномочия по государственной службе, представило данной предпринимательской организации льготы и преимущества или покровительство в иной форме.

Льготы и преимущества, которые могут быть предоставлены предпринимательской организации, могут выражаться в установлении налоговых, таможенных льгот, льготном кредитовании, в создании преимуществ при приватизации объектов государственной собственности, в содействии размещению государственного заказа в данной организации и т.п.

Покровительство в иной форме предполагает учет интересов данной предпринимательской организации при подготовке, планировании и принятии решений по вопросам, которые влияют или могут повлиять в будущем на эффективность предпринимательской деятельности данной организации (это и определение приоритетных сфер инвестиционного вложения капитала, и кредитование, и введение или снятие определенных ограничений в осуществлении соответствующих видов предпринимательской деятельности, и установление перечня и видов объектов, подлежащих приватизации в текущем году и т.д.).

С субъективной стороны данное преступление совершается только с прямым умыслом. Мотивы такого поведения должностного лица на квалификацию не влияют.

Если предоставление льгот, преимуществ предпринимательской организации было связано к тому же с совершением служебных действий вопреки интересам службы, что повлекло причинение ущерба в крупном размере или существенный вред (ч. 1 ст. 424) либо тяжкие последствия (ч. 3 ст. 424) или если эти действия совершены при иных квалифицирующих обстоятельствах, указанных в ч. 2 и 3 ст. 424, содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений (ст. 429 и соответствующей части ст. 424).

Из вышесказанного следует, что для наличия состава рассматриваемого преступления недостаточно установить только факт учреждения состоящим на государственной службе должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, или участия в управлении такой организацией.


5. ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО


Перед тем как дать понятие взятке и взяточничеству, необходимо ответить на следующий вопрос: чем же отличается коррупция от взяточничества? Понятно, что суть коррупции и взяточничества – подкуп должностных лиц. Но подкуп этот должен быть не единичным, а, по крайней мере, неоднократным, систематическим. Поведение должностного лица при этом может быть как активным, так и выражаться в форме бездействия. Например, оказание покровительства, обнадеживание, прикрытие именем, авторитетом, занимаемой должностью. Чаще всего коррупция проявляется в активных действиях. Примером могут служить случаи, когда работники СИЗО или исправительных колоний за взятки поддерживают скрытую связь между лицами, отбывающими наказание, и внешней преступной средой, передают в зону наркотики, спиртные напитки, деньги, создают благоприятные условия отбывания наказания для отдельных преступников. Либо другой пример, когда работники внутренних дел входили в сговор с организованными преступными группами и оказывали содействие в транспортировке товаров, продукции и т.д. Коррупция в свою очередь заключается не только в подкупе должностного лица, но и в его продажности. Речь идет о случаях, когда при подкупе инициатива исходит от заинтересованного взяткодателя. В тех же случаях, когда активные действия порождены самим чиновником, и он находится в состоянии поиска лиц, кому за взятки он сможет распределить кредит, осуществить приватизацию, государственные закупки, подрядные работы и т.д., то такого рода действия являются уже не подкупом, а продажностью должностного лица. Поэтому суть коррупции и заключается в создании устойчивой преступной связи.

Взятка – это различного рода выгоды материального характера, получаемые должностным лицом за выполнение либо невыполнение в интересах дающего или представляемых им лиц каких-либо действий (бездействия), если такое деяние входит в служебные полномочия субъекта либо он в силу должностного положения может способствовать таким деяниям, а равно за общее покровительство или попустительство по службе [9, с. 609].

Внешне взятка напоминает договор дарения, хотя по существу не имеет с ним ничего общего.

В отечественной и зарубежной литературе имеются различные классификации взяток. Так, американский исследователь В. Рейсман выделяет три типа взятки:

- деловые – платеж государственным служащим с целью обеспечения и ускорения выполнения ими своих должностных обязанностей;

- тормозящие – плата должностному лицу за приостановку действия соответствующей нормы или неприменение ее в деле, где она в принципе должна быть применена;

- прямой подкуп – это покупка не услуги, а самого служащего. Ее целью является приобретение должностного лица с тем, чтобы оно, оставаясь на работе в государственных или муниципальных организациях и внешне соблюдая полную лояльность, на деле пеклось о своекорыстных интересах взяткодателя. Эту взятку А. Яковлев очень точно назвал «тотальным подкупом».

По предмету взятки делятся на три вида:

деньгами и ценными бумагами,

предметами, имеющими материальную ценность.

По способу вручения различают два вида взяток:

явная, при которой, вручая предмет взятки должностному лицу, оговаривают те деяния, которые от него требуются;

завуалированная, которую маскируют под передачу денег в долг, подарок к торжественным датам, фиктивно оформленную страховку, проигрыш в карты и т. п.

По времени вручения выделяют два вида взяток:

взятка-подкуп, вручаемая до совершения должностным лицом желаемого деяния;

взятка-благодарность, которая передается после выполнения обусловленных действий. На наш взгляд, передачу такого вознаграждения можно признать взяткой лишь в случае, если она была заранее оговорена между взяткодателем и взяткополучателем. В противном случае мы имеем дело с гражданско-правовым договором дарения.

Любой вид взятки обладает следующими признаками:

это должно быть имущественное вознаграждение;

оно вручается должностному лицу государственного органа или органа местного самоуправления;

передача вознаграждения обусловлена совершением либо несовершением в интересах дающего каких-либо действий, которые входят в компетенцию данного должностного лица [17, с. 611-612].

Взяточничество широко исследовалось, определялись его характерные черты, выделялись определенные признаки, виды взяточничества, чтобы наиболее глубоко изучить данную «болезнь» и найти средства борьбы с ней.

Получение взятки — это принятие должностным лицом для себя или своих близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий (3, ст. 430).

Получение взятки — специальный вид злоупотребления властью или служебными полномочиями. Момент злоупотребления властью или служебными полномочиями при получении взятки (несоответствие их интересам службы) заключается в том, что должностное лицо получает материальное вознаграждение, официально не предусмотренное для него в связи с занимаемой им должностью, за использование служебных полномочий в интересах дающего такое вознаграждение безотносительно к тому, являются законными или незаконными соответствующие действия по службе, совершаемые за взятку.

Предметом взятки могут быть материальные ценности (деньги, ценные бумаги, вещи и т.п.) либо выгоды имущественного характера независимо от их стоимости, предоставляемые должностному лицу исключительно в связи с занимаемым должностным положением (различного вида услуги, оказываемые безвозмездно либо на льготных основаниях, но подлежащие оплате, производство строительных, ремонтных, иных работ и т.п.) (7, п.5).

Хочется отметить, что определение предмета взятки является одним из спорных вопросов в юридической литературе.

Некоторые криминалисты придерживаются мнения, что «предмет - это реализация объекта, то есть тех общественных отношений, которые его создают». Однако передаваемые взяткополучателю материальные ценности лишь меняют своего собственника, каких-либо изменений не претерпевают, посягательства на себя не терпят, поэтому можно сделать вывод о том, что предмет взятки находится вне объекта. Как правильно подчеркивает Н.А.Бабий, «объект отвечает на вопрос: что нарушается преступлением, а предмет отвечает на вопрос: воздействием на что нарушается объект». Вместе с тем С.В.Бакланов считает, что «все те ценности или материальные блага, которые передаются взяткодателем взяткополучателю, являются средством совершения преступления, и называть их предметом взятки будет не совсем правильно, так как нельзя назвать отмычку, которой преступник вскрывает замок, предметом кражи». По мнению А.К.Квициния, «предмет взятки - это именно средство, и нужно, учитывая содержание объекта взяточничества, выяснить, каким может и должно быть это средство, чтобы быть способным причинить ущерб объекту», «предмет взятки - это то, что находится вне общественных отношений и является средством совершения взяточничества». Однако таким образом необоснованно отождествляются понятия предмета взятки со средством совершения преступления. В Толковом словаре русского языка Д.М.Ушакова средство определяется как «способ действий для достижения чего-нибудь». Если объектом преступления являются общественные отношения, то предметом преступления - материальные вещи [13, c.57].

В действующем уголовном законодательстве предмет взятки определяется в виде материальных ценностей или приобретении выгод имущественного характера. Как справедливо писал еще А. Эстрин, взяточничество - это «торговля должностным лицом своей должностью, с превращением им своего должностного положения в источник обогащения» [13, c.57]. Тем не менее, некоторые криминалисты все же придерживаются мнения о том, что понятие материальной ценности предмета взятки должно трактоваться более широко, то есть необязательно, чтобы вещь имела ценность, выраженную в денежной единице, или имелась возможность ее реализации, достаточно, что она имеет ценность для взяткополучателя. При подобном чрезмерно широком понимании к предметам взятки можно отнести и предметы, имеющие ценность только для взяткополучателя, например, имеют ценность для человека фотографии близких людей из прошлого, предметы их обихода и так далее, которые не могут быть оценены в денежном выражении, однако для должностного лица представляют несомненную ценность. Профессор В. Меньшагин совершенно прав, отмечая, что к предмету взятки можно отнести либо материальные ценности - деньги, вещи, продукты, материалы и тому подобное, либо получение должностным лицом каких-либо материальных услуг. Более того, в основе понятия взятки лежит корысть, подкуп должностного лица. Само слово «взятка» по словарю русского языка С.И.Ожегова означает деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий. За вещь либо за иную выгоду имущественного характера взяткополучатель при других условиях должен был бы заплатить или потратить определенную сумму денег, как точно и кратко отмечает В.Е.Мельникова: «Взятка - конкретная выгода имущественного содержания, извлекаемая должностным лицом из своего служебного положения» [13, c.58].

В частности, предметом взятки, как видно из судебной практики, являлись деревообрабатывающий станок, бутылка вина, два смесителя для ванны, жеребенок, аудиоплеер, газовый пистолет и чехлы для автомашины, бутылка шампанского и другие предметы. По данным официальной судебной статистики в Республике Беларусь предметом взятки в 83% случаев являются деньги. Согласно статистическим данным проведенного обобщения уголовных дел по взяточничеству в Минской области за 2001 год, в 62,5% случаев взятка предоставлялась в виде долларов США, при этом наиболее часто в качестве предмета взятки фигурируют 100 долларов США. Следует отметить, что взяткой могут выступать и предметы, ограниченные или запрещенные к обращению, например, наркотические средства, драгоценные камни, огнестрельное оружие. Так, по одному из уголовных дел в качестве взятки передавалось 40 литров самогона.

При этом, исходя из характера материального блага, предмет взятки может быть передан во временное пользование без приобретения на него должностным лицом права собственности. В частности, автомашина, отданная в распоряжение должностному лицу по доверенности, будет предметом взятки, точно также взяткой является и предоставление для временного проживания квартиры или дачи без надлежащей арендной платы. Причем, под взяткой понимается не только получение материального вознаграждения, но и освобождение должностного лица от обязательств имущественного характера, а также оплата вещи или услуги по символической цене, не соответствующей их реальной стоимости, а равно продажа и реализация вещи или услуги по завышенным ценам.

В., работая старшим налоговым инспектором, получал взятки от частных предпринимателей в виде выгод имущественного характера от комиссионной продажи своих личных вещей по явно завышенной цене указанным лицам за укрывательство выявленных нарушений налогового законодательства.

Между тем, услуга как объект гражданских прав заключается в совершении определенных действий, некоторые их них могут и не иметь материального воплощения, например, медицинские, информационные. Тем не менее, такого рода услуги поддаются имущественной (стоимостной) оценке в денежном эквиваленте и поэтому могут, по нашему мнению, выступать в качестве предмета взятки. Когда должностное лицо публикует объявление о продаже своего дома, то поиск клиентов по его приобретению и соответствующие услуги могут быть предметом взятки, как и публикация рекламных материалов в газете за совершение обусловленных служебных действий, предоставление медицинских услуг - лечение в клиниках за символическую плату, проведение оплаченной операции или ее удешевление для должностного лица в частной клинике и тому подобное.

Как считает К.С.Соловьев, не могут рассматриваться в качестве предметов взятки услуги интимного характера [13, c.58]. Однако обоснованность подобной позиции подвергается сомнению. При анализе ситуации, когда должностное лицо приглашается для «отдыха» в баню или иное увеселительное заведение, где «девушки легкого поведения» за полученное от заинтересованного в служебных действиях должностного лица вознаграждение, предоставляют тому различного рода сексуальные услуги, и после такого «отдыха» должностное лицо совершает обусловленное или ожидаемое от него действие, несомненно, для должностного лица определяется выгода имущественного характера, поскольку оно осознает безусловно стоимостный характер предоставляемых ему сексуальных услуг, и что подобные сексуальные услуги невозможно было получить без надлежащей оплаты их со стороны взяткодателя. Должностное лицо прекрасно сознает, что за организацию подобного «отдыха» заинтересованным лицом (взяткодателем) тратятся деньги, и к тому же немалые. И вряд ли можно в таком случае считать подобное поведение взяткодателя бескорыстным, равно как и последующее служебное поведение должностного лица, не обусловленное происшедшим. Более того, представляется обоснованным мнение о том, что платная сексуальная услуга, независимо от легализации проституции в государстве, объективно представляет собой услугу имущественного (материального) характера. Вряд ли можно признать такую услугу неимущественной лишь потому, что проституция запрещена законом. Следует отметить, что когда тот, кто заинтересован в совершении обусловленных от должностного лица служебных действий, сам оказывает должностному лицу интимные услуги, то такого рода услуги, несомненно, не могут иметь стоимостного выражения, не являются взяткой. В подобных случаях, при наличии соответствующих признаков, не исключается ответственность должностного лица по ст.170 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК) за понуждение к действиям сексуального характера при использовании должностным лицом служебной, материальной или иной зависимости понуждаемого лица.

Вместе с тем, в качестве взятки некоторые ученые рассматривают незаконное получение квартиры, выгодной работы, фиктивных дипломов, трудовых книжек. Как правило, в обоснование этого приводятся аргументы о том, что в подобных случаях возможно определить имущественную составляющую данных приобретений и преимуществ для должностного лица. Представляется, что здесь необоснованно смешиваются признаки выгоды имущественного характера в качестве предмета взятки и корыстной заинтересованности как элемента злоупотребления властью или служебными полномочиями. Представляет интерес в этом отношении уголовное дело в отношении Н., осужденного за получение взятки при следующих обстоятельствах. Н., за оказание содействия и благоприятное решение вопросов с одной из коммерческих фирм, была выделена квартира в Минске, принадлежавшая на праве собственности фирме, на условиях найма указанного жилого помещения семьей сына Н. Как противоречиво указал суд в приговоре, квартира сыну Н. была выделена не в собственность, а по договору найма жилого помещения, а сам Н. в то же время приобрел выгоду имущественного характера, выразившуюся в улучшении жилищных условий и приобретении возможности пользоваться всей своей квартирой. В данном случае, на наш взгляд, в действиях Н. отсутствует состав преступления - получение взятки, поскольку отсутствует сам предмет взятки как выгода имущественного характера. Несомненно, эти действия носят незаконный характер, причиняют существенный ущерб законным правам и интересам других граждан, предоставляют определенную выгоду для должностного лица, но не имеют имущественного содержания. И если должностное лицо извлекло эту выгоду в улучшении жилищных условий, используя свое служебное положение вопреки интересам службы, то наличествуют основания для квалификации его действий именно как злоупотребление властью или служебными полномочиями, а не как получение взятки. В этой связи и получение выгодной для должностного лица работы как основания для извлечения в дальнейшем материальных выгод незаконного характера, получение фиктивного диплома или трудовой книжки не является признаком взяточничества.

Подобные ситуации весьма схожи с угощением в ресторане должностного лица, которое является своего рода освобождением должностного лица от обязательств материального характера. Под понятие имущественной выгоды, в которой может выражаться взятка, как считает А.Ф.Оспинников, подпадают и случаи угощения [13, c.59]. По мнению А.Я.Светлова, к предметам взятки следует отнести и «безвозмездное угощение в ресторане» [13, c.59]. Эти мнения мне также кажутся спорными, ибо важно установить не стоимость предмета взятки в таком случае, а стремление (цель и мотив) лица, дающего «подарок» должностному лицу, чтобы это последнее выполнило какое-либо деяние или воздержалось от действий, входящих в его служебные обязанности, в интересах дающего «подарок». Как взяточничество угощение должно рассматриваться лишь