Анахронизм

Анахронизм [греч. ἀνά... обратно, назад, против + χρόνος время] - 1) ошибка против хронологии, отнесение какого-либо события, явления к другому времени, к другой эпохе; внесение в изображение какой-либо эпохи черт, ей несвойственных; 2) пережиток старины, не вяжущийся с современным укладом жизни; устарелый взгляд или обычай.

Анахронизм - неотъемлемая черта средневековой историографии. Прошлое рисуется в тех же категориях, что и современность. Герои древности мыслят подобно современникам хрониста. Сознание местного и исторического колорита полностью отсутствует и у поэтов и у художников. Библейские и античные персонажи фигурируют в средневековых костюмах и в обстановке, привычной для европейца, и художника, скульптора, автора рыцарского романа, историка нисколько не волнует то, что в иные эпохи или в других странах нравы, мораль, природа, одежда, здания, быт были не такими, каковы они у него на родине и в его время. Анонимный средневековый моралист в поэме "Морали истории" приписывает древним римлянам "куртуазию" - специфическое рыцарское достоинство.

В Монтекассинском действе (Страстная литургическая драма XII в.) среди воинов, несущих караул у гроба, оказывается и Тристан, изобретатель фехтования. В "Мистерии об Адаме" (XII в.) говорят, как говорили простые французы (tel paltonier qui ço ad fait - "этакий негодяй, этакий дубина"). В "Мистерии Ветхого завета" Бог и ангелы говорят на французском языке, очень приближенном к латыни, ремесленники же и мошенники и, кроме того, Валаам со своей ослицей говорят на весьма наперченном обиходном наречии. Во фрагменте французской пасхальной драмы начала XIII в. солдат Пилата называют chivalers ("кавалерами") и обращаются к ним, именуя их vaissal ("вассалами") 1.

Различия между эпохами упирается лишь в одно, решающее, по сравнению с которыми все остальные не существенны: история до пришествия Христа и после него. Но эпохи Ветхого и Нового заветов не находятся в простой временной последовательности. История до воплощения Христа и после него - симметрична. Каждому лицу и событию Нового завета соответствует как префигурация аналогичное явление в Ветхом завете, они находятся между собой во внутренней сакраментальной, исполненной глубочайшего смысла символической связи. Вполне естественное и оправданное в сознании средневекового человека соседство на порталах соборов ветхозаветных царей и патриархов с античными мудрецами и евангельскими персонажами лучше всего раскрывает анахроническое отношение к истории. Эти изображения располагаются по определенной схеме, символически соответствуют друг другу, образуя стройные, гармонические ряды. Их обозрение порождало чувство плотности, связности и единства истории, а вместе с тем и ее неподвижности, пребывания ее всей - и ветхой и новой - в современности, точнее, во "вневременной одновременности". Микрокосм храма содержит в себе весь универсум и все времена. Собор - зримое и законченное выражение средневекового хронотопа, ценностно окрашенного единства времени и пространства.

Анахронично представление о самой природе человека. Все люди, во всех поколениях, несут ответственность за первородный грех, совершенный Адамом и Евой, подобно тому как все евреи виновны в распятии Христа, ибо эти события - грехопадение и страсти Господни - не принадлежат только прошлому, но вечно длятся и пребывают в нынешнем моменте. Крестоносцы в конце XI в. были убеждены, что карают не потомков палачей Спасителя, но самих этих палачей. Протекшие века ничего не значили для них 2.

Список литературы

1. Ауэрбах Э. Мимесис. М., 1976, с. 170-171

2. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972, с. 140-142.