Смутное время в России
Оглавление
Введение
Борьба за московский трон
Польская интервенция
Народные ополчения
Заключение
Приложение
Список литературы
Введение
До недавнего времени Смутное время рассматривался историками как период крестьянской войны и иностранной интервенции. Сегодня в отношении этих событий смело можно сказать, что это была гражданская война, т.к. в трагических событиях начала 17 в. участвовали все классы и сословия российского общества. Историк С.М. Соловьев усматривает одну из важнейших причин Смуты в поколебавшихся нравственных основах: последствия политики Ивана Грозного. Борис Годунов, будучи хорошим политиком, в нравственном отношении, имел в своем характере недостатки, которые не позволили ему удержаться у власти. Соловьев упоминает о «подозрительности и злобе» Бориса Годунова и о его боязливости. Эти характеристики Соловьев дает на основании свидетельств Годунова. Дело усугублялось и бедственным положением правосудия. Суд вершился по судебнику Ивана Грозного составленному в 1550 г. Установленные в нем законы не способствовали защите слабых и угнетенных, а всецело были в пользу знатных и богатых людей. Средневековое правосудие не ставило своей целью уважать жизнь и здоровье людей. По мнению Соловьева еще одной причиной смуты является голод в России в 1601-1603г. и притеснение крестьян. Но существуют и другие гипотезы. К.С. Аксаков выдвинул мнение, что бессмысленно искать причины Смуты в голоде, притеснении крестьян, в народном гневе - эти явления лишь ускорили развитие Смуты либо сами были следствием его начала. Аксаков полагает, что в Смуте повинны не противообщественные настроения казацкой среды, а исключительно власть. Чтобы понять истинную причину Смуты следует упомянуть о тех изменениях, которые произошли во времена правления Бориса Годунова. При нем началась активная борьба с взяточниками и казнокрадами в провинциях. Годунов предпринял попытку к ликвидации местничества,1 чем и нажил себе врагов среди людей при чинах. Смута началась как противодействие бояр царю и его приверженцам, способных осуществить свои реформы и удержать в повиновении огромную страну.
Борьба за московский трон
Лето 1601 г. Выдалось дождливым, из-за чего посевы на полях не могли, созреет до середины августа, а заморозки, напавшие в конце августа, уничтожили и без того скудный урожай. Запасов едва хватило до следующего сева. Но и он не оправдал надежд: все, что было посажено, погибло в земле. В стране наступил голод. Если верить современникам той эпохи голод на Руси разрывал семейные узы: родители бросали детей дети отказывались от родителей. Люди ели собак лошадей и даже ворон и мышей. Затем стали есть человечину, нередко люди съедали своих близких, человеческое мясо продавали на рынках.
Обезумевшие от голода люди жевали траву, сено, кал, навоз. Годунов приказал раздать деньги, однако еду достать было невозможно. Вельможи использовали голод в своих целях: они скрывали хлеб от народа, присваивали выделенные деньги. Из-за трупов на улице, началась холера. По подсчетам ученых только в Москве за время голода(16001-1603 г.) от недоедания и холеры умерло свыше 127тыс. человек. Бедствие удалось остановить только в 1604г. когда на полях вырос большой урожай. В голодные годы землевладельцы отпускали и даже выгоняли своих холопов, не имея возможности их кормить. Холопы собирались в разбойничьи шайки и нападали на торговцев и своих земляков. В 1603г. был издан указ, позволяющий таким холопам получить отпускную грамоту, но разбои на этом не закончились. Не имея средств к существованию, холопы уходили на окраины страны, таким образом, угроза государственности возникла из нутрии. На севере Украины еще со времен Ивана Грозного искали спасения бунтари, они обзаводились семьями, передавали свои убеждения детям и в результате спустя одно два поколения на Украине зародилось казачество. События начала 17 в. превратили северную Украину в источник будущих волнений. Видя независимую и сытую жизнь казаков, чествуя их военную силу, беглые и отпущенные холопы стали сомневаться во власти обрекшую их на голод и нищету. Они присоединялись к казакам и быстро перенимали их вольные обычаи.
Не чувствуя над собой власти, не страшась наказания эти люди собирались в разбойничьи отряды. Разорив окрестные украинские земли, они, под предводительством атамана Хлопко Косолапа, двинулись на север к Волге и центральным областям, и в 1603г. дошли до Подмосковья. Когда они подошли к Москве, их встретило войско, под предводительством Ивана Басманова, посланное Годуновым. Казаки боролись отчаянно, Иван Басманов был убит, однако его войско взяло верх. Хлопко Косолапа и часть его отряда взяли в плен, остальных ловили по дороге на Украину и казнили. Но на юге уже появился человек, которому предстояло свергнуть с трона Годунова.
Исследователи до сих пор не пришли к единому выводу, о том кем на самом деле был человек объявивший себя царевичем Дмитрием. Большинством признается следующая версия: самозванцем был Григорий Отрепьев, беглый дьякон Чудова монастыря. Существует мнение, что Отрепьев испытывал внушение со стороны неких людей выставляющих его царевичем Дмитрием, в результате к началу Смуты он и сам поверил в это. Многие историки полагают, что в создании этой легенды главную роль сыграл польский канцлер Лев Сапега. Русское происхождение самозванца подтверждается многими свидетельствами его появления. Современные историки предполагают, что у самого начала интриги с Отрепьевым стояли родственники первой жены Ивана Грозного, то есть основатели династии Романовых. Юрий Отрепьев (Григорием он стал в монастыре) являлся потомком Богдана Отрепьева, и в юности служил холопом у бояр Романовых. Когда его хозяева оказались в опале, он принял, подстриг в Чудовом монастыре. Уже в монастыре он во всеуслышание объявлял себя наследником трона, о чем было доложено Годунову. Царь приказал выслать Отрепьева в Кирилов монастырь в Белозерске.
Узнав об этом Отрепьев, пошел в Киев, который в то время принадлежал Польше. Там он расстригся, и стол учится у монахов - францисканцев, затем служил у польского князя Адама Вишневского. В 1602г. начали распространяться слухи о спасенном царевиче Дмитрии якобы скрывающимся в Польше под именем Григория Отрепьева. В городе Самборе1 Отрепьев познакомился с семьей польского воеводы Юрия Мнишека и влюбился в его старшую дочь Марину. В начале 1604г. Отрепьев сумел убедить польского короля Сигизмунда в осуществимости своих планов в отношении московского трона. Сигизмунд чтобы не нарушать перемирия между Россией и Польшей решил в прямую Отрепьева не поддерживать, но позволил поддерживать его панам, а Мнишеку приказал опекать Отрепьева во всех его делах.
При возращении в Самбор Отрепьев делает предложение Марине Мнишек, она соглашается при условии: до свадьбы жених должен занять московский трон. В помощь самозванцу Мнишек организовал ополчение из 1,6 тыс. человек остальное войско следовало набрать на Украине. Казаки и беглые холопы радушно встречали Лжедмитрия, и признали его наследникам трона, затем к самозванцу примкнули и донские казаки. В итоге войско самозванца составило 4 тыс. человек. Слухи о том, что спасенный царевич собирается отвоевать трон, достигли Москвы. Борис Годунов под предлогом защиты южных районов от крымских татар собирался направить войска в Ливны, но воеводы отговорили его.
Действительно Лжедмитрий на юге имел огромную поддержку, большинство местных жителей признавали его законным наследником трона. Поход Лжедмитрия на Россию начался 15 августа 1604г. его войско собралось под Глинянами и направилось к Днепру. Сопротивления они не встречали, но полки князя Острожного внимательно следили за передвижениями самозванца. В октябре войско Лжедмитрия достигло границ Российского государства, первыми ему присягнули жители пограничного Моровска, потом и Чернигов присоединился к самозванцу. Первое серьезное сопротивление Лжедмитрий получил в Новгороде - северном самозванцу не удалось взять город. До середины января 1605г. Годунов и Отрепьев наращивали численность своих войск, 21 января Отрепьев навязывает бой войску Годунова под городом Добрыничи, проиграв его, он поворачивает на юг к Путевилю. Борис Годунов решает отравить самозванца, но отправленные для этого агенты были схвачены с зельем, и Лжедмитрий остался жив. Вскоре1 Борис Годунов был отравлен. Получив известие о смерти семьи Годуновых, Лжедмитрий, находящийся в Туле начал собираться в Москву.
В конце июня 1605гю он под колокольный звон въехал в Москву. Его встречали стоя на коленях, как по давнему обычаю встречали царей. Новый патриарх архиепископ Игнатий первым из духовенства признал перед народом самозванца спасенным царевичем Дмитрием. Мать царевича Дмитрия, Мария Нагая2 тоже находилась в Москве, ей предстояло в Отрепьеве признать своего «сына». Когда Лжедмитрий вступил на Красную площадь, погода резко переменилась, ясный день сменился ненастьем и сильным ветром. Народ увидел в этом плохое предзнаменование. Венчание на царство состоялось 30 июля 1605г. новый царь раздавал чины и звания, многие из тех, кто был в опале при Годунове, были восстановлены в правах, в их числе были и Романовы. Лжедмитрий удивлял всех своими привычками, каждый день он участвовал в заседаниях думы и действительно участвовал в решении вопросов, он доказывал боярам о пользе образования и путешествий.
Два дня в неделю он лично рассматривал прошения, а приказным велел вершить дела без взяток. Тем, у кого при прежних царях были взяты в займы, возвратили долги. Заняв трон, Лжедмитрий больше не нуждался в польском войске, и он решил вернуть их домой, однако, прогуляв полученные от царя деньги на дорогу и оставшись в Москве, поляки потребовали от царя финансовой поддержки, но получили решительный отказ. Только тогда они направились в Польшу, предварительно послав своим панам грамоты о недовольстве новым русским царем. В начале ноября 1605г. состоялось обручение самозванца и Марии Мнишек. на торжественной церемонии присутствовал король польский Сигизмунд. Католический Рим благословил этот брак, папа римский даровал самозванцу высокий титул « Светлейший и непобедимый монарх Дмитрий Иванович царь и великий князь всея Руси». Пока Лжедмитрий раздавал обещания Риму и Польше, угроза его царствованию возникла внутри страны, терские казаки стали распространять слухи о еще одном наследнике престола, была придумана история будто бы через год после смерти царевича Дмитрия, царица Ирина родила от Ивана Грозного наследника названного Петром.
Петром выбрали молодого казака Илью Гончарова из Мурома. Казаки не спешили объявить о самозванце, сначала они под предводительством атамана Федора Бодырина пошли к Астрахани и вверх по Волге, по дороге занимаясь разбоем. Известия о бесчинствах казаков и о «царевиче Петре» не встревожили Отрепьева. Он настолько был уверен в прочности своего положения, что пригласил «Петра» в Москву, но встретится с ним, он не успел. Московские бояре во главе с Василием Шуйским готовили заговор против Лжедмитрия. Из отрядов Псковичей и Новгородцев в тайне было создано войско численностью 18 тыс. человек. Действовать начали в ночь с 16 на 17 Мая 1606г. заговорщики заняли все ворота, ведущие в цент города. Частям немецкой стражи именем царя было приказано покинуть дворец, в нем осталось около 30 человек. Перед рассветом послышался колокольный звон, за ним раздался набат всех колоколен. Вооружившись, чем придется, народ двинулся к Красной площади. Там их встретили около двух сотен бояр и дворян, услышав от них, что литовцы и поляки хотят убить царя, народ бросился по улицам искать иноземцев. Тем временем заговорщики были уже в кремле, на шум вышел Петр Басманов, от него потребовали выдать Лжедмитрия. Басманов поднял стражу, вместе с ним вооруженной мечем, сражался царь, но силы были неравны, Басманов был убит, а Отрепьев скрылся во дворце. Попытавшись бежать через окно, он оступился и упал с большой высоты, повредив ногу и грудь. Его жена, воспользовавшись суматохой, укрылась в доме Юрия Мнишека, и толпа ее не тронула. Князь Голицын расспросив Марию Нагую, передал народу ее слова, что московский государь- обманщик. Услышанное взбудоражило толпу, она требовала покончить с самозванцем. Возможно, убийцей Лжедмитрия был сам Шуйский. Трупы Лжедмитрия и Басманова раздели и выволокли на красную площадь, где они пролежали три дня, после чего их захоронили. Однако в народе прошла молва, что могила убиенного царя приносит исцеление, тогда бояре выкопали тело Лжедмитрия и сожгли, а прах выстрелили из царь – пушки. Это был единственный за всю историю выстрел из царь – пушки. С Лжедмитрием было покончено, но народ продолжал разбираться с иностранцами, расправы над поляками могли спровоцировать поход Сигизмунда на Россию и бояре выступили на их защиту. Бунт продолжался до полудня, общие количество его жертв около 3,5 тыс. поляков и русских. Через два дня народ вновь собрался на красной площади. Толпа кричала, что нужен царь и им будет Шуйский. Так на троне появился третий государь не царских кровей. Став царем, Шуйский издал присяжную грамоту, в ней он обещал народу, что не будет никого наказывать без праведного труда; не стане без вины преследовать родственников и не будет чинить сыск, по доносу не проверив его. Бояре из окружения Шуйского не одобряли присяжную грамоту. Впрочем, Шуйский нарушал клятву каждый раз, как это было в его интересах. Венчание Шуйского на царство состоялось в начале лета1606г. К этому времени сам институт верховной власти в России утратил авторитет, Шуйский лишь формально назывался самодержцем, фактически он был «первым среди равных» что и привело к противостоянию между царем и боярами. Новая угроза спокойствия в стране возникла уже в день убийства Лжедмитрия. Михаил Молчанов, служивший Отрепьеву, тайно от заговорщиков бежал из кремля и двинулся в сторону Литвы, по дороге он говорил, что убитый в Москве был подставным человеком, а он спасшийся царь. Слухи, распространяемые Молчановым, встревожили Шуйского, и он придумал выход, чтобы раз и навсегда положить конец слухам; он причислил царевича Дмитрия к лику святых. Но, несмотря на это новая опасность для Шуйского возникла в Путивиле, где воеводой служил Григорий Шаховский сосланный туда за поддержку Лжедмитрия. Во время заговора он выкрал царскую печать, что открывало перед ним множество возможностей. Вскоре Шаховский узнал о холопе Иване Болотникове. В молодые годы Болотников попал в плен сначала к татарам затем к туркам, которые отправили его на галеры. Случайно освободившись, он попал в Венецию, оттуда поехал на родину в Россию. Путь его лежал через Польшу, где Болотникова задержали и отправили к Молчанову. Холоп показался Молчанову стоящим человеком, и он написал о Болотникове Шаховскому. В Путивиле Болотникову был дан отряд княжеского войска, знакомый с венным делом Болотников оказался хорошим предводителем и вскоре его отряд значительно пополнился. Основу войска составляли казаки, к ним присоединились крестьяне, холопы, преступники, скрывающиеся от правосудия. Отряды Болотникова бесчинствовали на Украине, действуя от имени нового Лжедмитрия (Молчанова). В Москву Молчанов стал присылать грамоты, склоняя на свою сторону жителей столицы, в случае неповиновения он обещал к осени со своими отрядами войти в Москву. Шуйский послал в районы занятые Болотниковым Михаила Нагого, он вез с собой грамоту Марфы и икону святого Дмитрия, но население уму не поверило. Тогда Шуйский направил в южные земли полки Трубецкого и Воротынского, но закрепиться им не удалось: Болотников, имея в четыре раза меньше людей1, разбил посланные против него полки. Восстание постепенно распространялось на север, Болотников дошел до Тулы и Каширы. Тульскими и Каширскими мятежниками руководил, Истома Пашков, в Рязани восстание возглавлял Прокопий Ляпунов. Жители Рязани, доверявшие Лжедмитрию, стали примыкать к войску Ляпунова, желая свергнуть Шуйского. Их примеру последовали многие другие города. Полки Болотникова не встречая сопротивления, соединились с войсками Ляпунова и вместе с ними перешли Оку и разорили Коломну. Направленные против них правительственные войска были полностью разбиты. Болотников распространял грамоты, адресованные беднейшим людям. В них он призывал грабить и убивать дворян, купцов и иностранцев. Это возмутило многих дворян выступавших на стороне Болотникова, и в итоге отряды Ляпунова отказались идти с ним дальше, и вновь присягнули Шуйскому. Архиепископ Феоктист призвал жителей Твери встать на защиту Шуйского, в результате ополчение против Болотникова в сентябре 1606 соединились в Можайске с войском Шуйского, теперь Шуйский располагал значительной силой. Он предложил Болотникову сдаться добровольно и пообещал высокий чин. Болотников отказался. 1 декабря войска Шуйского нанесли удар по восставшим. Бой длился три дня, и закончился поражением Болотникова, который отступил в Калугу. Казаки все чаще требовали от Болотникова показать им царевича, но Молчанов ехать в Москву отказался. Тогда вспомнили о «Лжепетре». Шаховской с лжепетром подошли к Туле и разбили высланное против них правительственное войско, после победы их войско увеличилось на 15 тыс. человек за счет перебежчиков из полков Шуйского. Узнав об этом, Болотников двинулся к Туле. После соединения восставших Шуйскому пришлось срочно собирать служивых людей из всех подвластных ему земель, пока его войско не достигло 100 тыс. человек. В мае 1607 они возглавляемые самим Шуйским осадили Тулу. Лжепетр не вызывал у казаков особого доверия, в этот момент появился человек подходящий на роль «царевича Дмитрия». Настоящие происхождение не известно, по одним данным он был родом из Москвы, по другим из северских краев1. первые известия о Лжедмитрии 2 поступили из польского городка Пропойска, где его задержали как русского, полякам он представился родственником Лжедмитрия 1 бежавшим из России с целью попасть в Стародуб. Прибыв туда, он стал распространять слухи, о якобы бежавшим из России царе намекая на себя. Вначале уму не верили, но он вел себя как царь чем и убедил население и завоевать расположение горожан. Ему удалось получить от них деньги. Лжедмитрии 2 разослал грамоты с просьбой поддержать его в борьбе с Москвой. Постепенно он набрал войско численностью 3 тыс. человек. Он хотел пойти на помощь Болотникову, но осажденная Тула, спустя 4 мес. сдалась. Болотникова и оставшихся в живых бунтовщиков казнили. Польский князь Роман Рождественский с войском в 4тыс. человек присоединился к Лжедмитрию 2 и вместе с ним перешел границу, к ним присоединились 8 тыс. донских и запорожских казаков. Зиму Лжедмитрии 2 провел в Орле и весной 1608 отправился в Бохов, где одержал победу над царскими воеводами. 1 июня 1608 отряды Лжедмитрия 2 подошли к Москве и встали на берегу Москвы реки. Свой лагерь Лжедмитрии 2 устроил в Тушине1 защищенной с двух сторон естественными препятствиями – реками Москвой и Всходней. Чтобы сделать историю своего вождя правдоподобной Тушинцы в июле 1608г. пленили Марию Мнишек и потребовали от нее признания Лжедмитрия 2 своего мужа. Мнишек долго упорствовала, но была вынуждена, согласится. Не выдержав издевательств Мнишек 11февраля 1610г. сбежит из лагеря, переодевшись гусаром. У Шуйского было войско в 70 тыс. человек у самозванца – около 50 тыс. человек. Лжедмитрии 2 несколько раз пытался выбить Шуйского из Москвы, после чего оба войска прекращали боевые действия, восстанавливая силы. Спустя полтора месяца после занятия Тушина Лжедмитрии 2 послал в Москву грамоту с предложением о переговорах, но бояре от них отказались. Они потребовали выдать самозванца и покинуть Россию, напомнив о договоре с Сигизмундом2. В ответ на ультиматум Тушинский лагерь стал пополняться новыми отрядами из казаков и поляков. После закрепления самозванца в Тушине поляки перестали скрывать враждебные планы против России, и Шуйский пришлось искать помощи у третьих стран. Для переговоров в Новгород занятый шведами был послан князь Скопин – Шуйский. Несмотря на понижение авторитета, Шуйского он был необходим русскому дворянству и земским людям, власть Лжедмитрия 2 грозила уничтожением искомо русских уклада жизни и православных традиций. Поэтому активных действий направленных на свержение Шуйского с трона не предпринималось, хотя отдельные попытки были. Московское правительство получило, наконец, подкрепление от шведского короля. Находившийся в Новгороде Скопин – Шуйский получил под свое командование более 5 тыс. человек шведского войска и 10 тысячное ополчение под командованием Якова Делагарди.
Польская интервенция
Осенью 1608г. часть польских отрядов под предводительством Яна Сапеги из Тушина направились в сторону Ростова к Троице–Сергиевому монастырю и осадили его. Монастырь защищали около 1,5 тыс. человек – в основном дворяне, казаки, стрельцы и монахи в прошлом служившие ратниками. Обороной руководил князь Роща - Долгорукий. В тоже время Польша решилась на военный поход против России, король Сигизмунд лично приехал в приграничные земли. Стратегическое значение для Сигизмунда имел город- крепость Смоленск, воеводой в нем служил Михаил Шейн. Ему был хорошо известен план поляков: в Литве и Польше у Шеина было много осведомителей. Один из них и передал Шейну планы поляков, в связи с этим воевода начал укреплять город. В декабре 1608гю польское войско численностью 27 тыс. человек перешло русско-польскую границу, к ним присоединись крестьяне из окрестностей Смоленска: в случае победы им была обещана вольная. Как только о смоленском походе стало известно в Тушинском лагере, в стане Лжедмитрия 2 началось замешательство. Многие шляхтичи стали опасаться прихода Сигизмунда, против которого они недавно выступали, и они решают принять все меры, чтобы именно Лжедмитрий 2 занял трон. С одной стороны Тушину грозили войска Сигизмунда с другой, отряды Скопина-Шуйского подходящего все ближе к Москве. В октябре 1608г. Сигизмунд, стоящий у стен Смоленска, послал в Тушино переговорщиков. Король надеялся убедить отступников вернутся к нему на службу. За послушание тушинским поляком было обещаны награды и деньги, а русским решившим бросить Лжедмитрия 2 и перейти к нему гарантировалось сохранение православной веры и национальных традиций. Послам короля предписывалось доставить такие же грамоты московскому царю и патриарху. Тушинские паны сначала не приняли условий короля, но со временем частично на них согласились Ян Сапега осаждавший Троице–Сергиевой монастырь, и практический зажатый между его стенами и войсками Скопина-Шуйского, также стал, склонятся на сторону короля. С приездом королевских послов кончилась мнимая власть Лжедмитрия 2, и 27 декабря1609 он, спасая свою жизнь, бежал в Калугу. Русские, находившиеся в Тушине и решившие принять предложение короля, выдвинули для согласования окончательных условий своих представителей. Ими была подписана грамота, в которой говорилось, что королевич Владислав должен принять царский венец из рук патриарха в Москве. Бояре настаивали на сохранении православной веры в России, но пообещали строить и католические храмы для поляков и литовцев. Шляхтичи и русские дворяне заключили союз с Сигизмундом, однако простые люди- рядовые ратники, слуги и пр. - были готовы по-прежнему следовать за самозванцем. Тушинский лагерь распался на две враждующие стороны, дело дошло до вооруженного конфликта, и в результате тушинский лагерь распался. Теперь серьезное сопротивление воскам Скопина-Шуйского могли оказать только поляки Яна Сапеги, которые осаждали Троеце-Серьгиевый монастырь. Ян Сапега потерпел поражение от войск Скопина-Шуйского и отступил к Волоколамску. К середине марта 1610 г. Скопин-Шуйский прибыл в столицу. Смоленск продолжал держаться, Сигизмунду так и не удалось взять город. Лжедмитрий собрал новое войско более 6тыс. человек и стоял с ними около Калуги, поляки осаждали Смоленск. У Скопина-Шуйского появился шанс разбить их по отдельности, но он умирает от неизвестной болезни. После его смерти правительственные войска возглавил Дмитрий Шуйский. В сражении близь деревни Клушино царское войско терпит поражение от поляков. Узнав об этом, Лжедмитрий соединился с остатками войск Яна Сапеги и выступил из Калуги в Москву. Шуйский решает принять предложение Сигизмунда, но бояре не дали ему сделать это, 1 июля 1610 Шуйский был подстрижен насильно в монахи и отправлен в Чудов монастырь, позже в монастыре его найдут поляки и он умрет в плену в 1612г. Так к власти пришла боярская верхушка, период их правления 1610-1612 известен в истории как «семибоярщина». После свержения Шуйского бояре видели царем не польского королевича, и не Лжедмитрия – новым царем должен был стать или Голицын или Михаил Романов которому тогда было 14 лет. Москва по-прежнему находилась в сложном положении: ее окружали войска Лжедмитрия и гетмана Жолтовского, они почти одновременно приблизились к Москве и стали занимать близь лежащие села. В конце августа 1610г. люди Москвы присягнули Владиславу как московскому царю. «Семибоярщина» решила одну проблему: новый царь избран, угроза Москве миновала, и разногласия с собственным народом прекратились. Осада Смоленска, продолжилась, на этом настаивал Сигизмунд. Узнав о воцарении на московском троне Владислава, жители города согласились на переговоры, однако польский король потребовал отдать город ему, а не Владиславу. Горожане отказались, и осада продолжилась. После утверждения Владислава на московском престоле Шведы превратились в прямых врагов московского государства, они заняли все побережье Ладожского озера. Сторонники Сигизмунда стремились создать видимость, что именно Лжедмитрий представляет опасность для Москвы, это давало повод гетманам ввести в Москву свое войско - якобы для защиты от самозванца. В ночь с 20 на 21 сентября 1610 польские войска прошли по улицам Москвы и заняли Китай город. Чтобы предупредить восстание они подкупили стрельцов. 11 декабря 1610г. татары под Калугой убили Лжедмитрия. В Москве это известие приняли с воодушевлением: поляки дали клятву, что со смертью самозванца уйдут из города, однако этого не произошло.
Народные ополчения
Одним из самых активных противников польского вмешательства в дела Москвы был Прокопий Ляпунов. Пока был жив самозванец, он выступал против него и считался сторонником королевича Владислава. Однако уже в начале 1611г. Ляпунов в Рязани поднял восстание против поляков, вскоре к восстанию присоединились Москва и другие города России. В России началось собираться ополчение - в истории оно осталось