Образование и распад империи Тимура

серьезно собрали войско. Битва вошедшая в история под названием "Джанги лой"-"Грязевая битва", произошла между Чиназом и Ташкентом. В момент сражения начался сильный ливень. Образовалась липкая, скользкая грязь, лошади теряли равновесие и падали, Тимур и Хусейн проиграли сражение. Такое поведение обоих противников открыло сразу свободную дорогу на Самарканд, который не имел ни укрепленных стен, ни цитадели. Более того Хусейн не оставил ни одного гарнизона. Таким образом, население города было оставлено на произвол судьбы. Но к счастью в Самарканде в то время находилась крупная группа сарбадаров. В то время сарбадарское движение было широко распространено в Северо-Восточном Иране, главным образом в Хорасане и в Мавераннахре. Они, под руководством Абу Бекра и Мавлян Заде вместе с населением города приступили к его защите. Когда Ильяс Ходжа напал на Самарканд ему было оказано достаточное сопротивление. Хотя неизвестно, завоевал бы Самарканд Ильяс-Ходжа или нет, но в один момент начался мор среди его лошадей (из каждых 4-х осталась лишь одна). Поэтому Ильяс-Ходжа ушел. Воспользовавшись этим Тимур и Хусейн хитростью захватили город и когда вошли, они казнили всех сарбадаров кроме Мавлян Заде за которого заступился Тимур (что показывает что у Тимура были тесные связи с предводителями сарбадарского движения).

Несмотря на все злоключения Тимуру, его зятю и близкому другу Хусейну удалось победить внешних врагов и захватить власть в Мавераннахре. Однако родственные отношения между ними не предотвратили столкновения. В 1366 г. после усмирения Самаркандского движения эмир Хусейн наложил пени на друзей Тимура, и чтобы помочь друзьям Тимур отдал все что мог, в том числе и серьги своей жены.

Хусейн узнал украшения, но не возвратил их. Вскоре после этих событий умирает жена Тимура и с ее смертью окончательно разрывается связь между бывшими друзьями, которые некогда были очень близки. И затем после распада родственных уз между Тимуром и Хусейном начались новые противоречия в борьбе за власть и после нескольких военных походов, измен и возвращений эмира Хусейна он был убит двумя своими офицерами за вероломство, которое он проявлял.

Тимур же после смерти эмира Хусейна становится неограниченным и единственным владельцем Чагатайской империи. Ему тогда исполнилось 34 года.


Тимур как правитель Мавераннахра.


Сразу же после этих событий он начал наводить порядок в землях империи. Столицей своей зарождающейся империи он сделал город Самарканд потому, что этот город был в центре всего Мавераннахра. И начал Тимур этот город расстраивать и украшать. Надо заметить, что кроме его увлечений, таких как игра в шахматы и охота, было еще и архитектура. Он очень любил строить, украшать. Позже нельзя было найти ни одного места в Самарканде и близлежащих землях, которое было пустым. Именно в его годы правления сюда были свезены тысячи и тысячи ремесленников, строителей и т. п. И они создали поистине уникальное творение - город-цветок - Самарканд.

Тимур к тому времени стал эмиром и гурганом, посылает посольство к правителю Хорезма - Хусейну Суфи. С требованиями о присоединении Хивы, Ката и других городов он не согласился и отказался выполнять их. Тогда Тимур пошел в поход, чтобы завоевать Хорезм, и он добился этого. Хусейн Суфи умер и на его место стал Юсуф Суфи. Отношения с Хорезмом Тимур превратил в родственные после свадьбы своего старшего сына Джахангира с Севин Беги заде. Затем он возвратился в Самарканд и после двухмесячного отдыха отправился в "3-й раз в страну Джетте" против Камар-ад-дина. Тимур побеждает его и захватывает в плен жену его Хужан Агу и ее дочь Дильшод Агу. Кстати по версии Шаши, Джахангир дарит Тимуру Дильшод Агу вместе с захваченными отарами овец. И позже происходит пышный обряд бракосочетания между Дильшад Агой и Тимуром.

Затем, опять начинается смута в Хорезме, Тимур отправляет туда своего сына Джахангира который подавляет врага.


Поход в страну Джетте.


Из числа тех эмиров, которых Тимур выслал в страну Джетте, Сарбуга и Адыл-шах обнаружив что область пуста, захватили Китай-бахадура и Энги Буга. Мажус, которого Тимур назначил эмиром и правителем Андижана, присоединился к ним, и они, собрав свои племена - джалаиров пошли на Самарканд. Но после того как Джахангир рассеял врага и поделил улус джалаиров, Адыл-шах и Сарбуга начали подстрекать Камар-ад-дина к мятежу. И Камар-ад-дин, собрав свое войско, двинулся в Андижан, но проиграл в битве с Тимуром. Тимур догнал их и разбил окончательно. Но после возвращения из похода против Джетте, Тимура ожидала печальная весть, умеp его стаpший сын Джахангиp. Между тем появилась весть о том что Адыл-шах все еще бродит в горах. Из-за этого Тимур посылает Умаp-шайха и на этот pаз окончательно уничтожает Камар-ад-дина и Адыл-шаха

Возведение на престол Тохтамышхана.


Hа то время когда Тимур уже захватил весь Мавеpаннахp, в Золотой Оpде начались смуты. Тохтамышхан, котоpый боpолся за власть спеpва с Уpус-ханом обpатился за помощью к Тимуpу. И он в свою очеpедь оказал ее. К счастью, Уpус-хан умеp своей смеpтью и возвести Тохтамышхана на пpестол не составляло тpуда. Hо после ухода Тимуpа на Тохтамышхана напал сын Уpус-хана Темуp-Малик и pазбил его. Затем Тимуp отпpавляет войско с Тохтамышханом во главе, пpотив Тимуpа-Малика и побеждает его. Таким обpазом Тохтамышхан становится официальным пpавителем Золотой Оpды с помощью Тимуpа. Дальше Тимуp идет пpотив Хоpезма в четвертый pаз и окончательно побеждает его.


Устpойство госудаpства Тимуpа.


Во главу своего сильного центpализованного госудаpства, Тимуp поставил аpмию. Она, по его мнению должна быть хоpошо обеспеченной и польностью подчиняться, то есть не должно быть никакого неповиновения. Hадо отметить тот факт, что Тимуp особое внимание обращал на аpмию.

Структуру своего государства он сохранил такой же как и во времена Чингисхана считал, что разделение на тумены и т. п. наиболее подходит для его типа государства, т. к. возможно было довольно легкое управление и в случае мобилизации можно было легко взять людей для нее. Кроме самоличного административно-территориального деления он также осуществлял различные реформы. Например, он начал раздавать землю в пожизненное владение и наследство (так называемый суюргал). Он раздавал своим приближенным, родственникам и просто людям, которые по его мнению заслуживали этого, не только провинции, но и целые страны. Но управление центром он осуществлял самолично.

Государство управлялось с центра главным Диваном (советом или канцелярией), в регионах же управление было представлено областными диванами. В их задачи входило - сбор налогов, поддержание порядка, при необходимости мобилизация населения, строительство дорог, караван-сараев, бань и других общественных построек. Также они вели книгу приходов и расходов, она велась на узбекско-тюркском и персо-таджикском языках. Время от времени из центра приезжали на проверку, при этом проверялось абсолютно все.

Тимур разделил население на 12 классов:

1. Духовные и религиозные лица, шейхи, потомки Али, ученые, законоведы которые были допущены в его общество.

2. Интеллигенция, опытные люди которые ему давали советы.

3. Благочестивые люди, советы и пожелания которых были важны для Тимура.

4. Эмиры, шейхи, офицеры и другие, т. е. военное руководство с которыми он держал совет.

5.Войско и народ.

6. Советники (достойные люди обладавшие мудростью).

7. Визири и секретари (государственный аппарат).

8. Врачи, астрологи и архитекторы услугами которых он всегда пользовался.

9. Историки, которые записывали все события происходящие в то время.

10. Старцы, дервиши, и другие люди удаленные от мира для изучения религии и созерцательной жизни.

11.Мастера и ремесленники.

12. Путешественники, торговцы, посланники и другие люди (Кстати они и составляли в основном шпионские миссии Тимура в других странах).

Также, в его постановления, были определены 12 принципов, которыми он руководствовался.

1. Правитель должен управлять только от себя, т.е. никто не должен руководить им.

2. Соблюдение справедливости, а также он (правитель в дальнейшем) должен избрать неподкупного и добродетельного первого министра (визиря). 3. Приказания и запрещения требуют твердости. Нужно самому принимать решения, так чтоб никто не мог изменить их.

4. Он должен быть непоколебим в своих решениях.

5. Какие бы ни было приказания монарха, должно последовать немедленное их исполнение. Ни один подданный не может быть настолько могущественным и смелым чтобы остановить их исполнение, даже если бы казалось что эти приказания могут понести тяжелые последствия.

6. Безопасность требует чтобы, правители не полагались на других в государственных делах, и не вверяли бразды правления в чужие руки.

7. Он не должен пренебрегать ничьими советами и пожеланиями.

8. В делах правления, он не должен руководствоваться поведением и речами кого то ни было.

9. Уважение к власти повелителя должно так крепко сидеть в сердцах подданных и войска, чтобы никто не смог ослушаться государя.

10. Все что монарх не сделает, чтобы он сам был непоколебим в приказаниях раз и навсегда отданных, ибо твердость - это самая большая сила для правителя.

11. В управлении, при обнародовании приказов, монарх должен остерегаться признать кого-нибудь сотоварищем и он не должен принимать к себе товарища в управлении.

12. Другая важная предосторожность - это узнать тех, которые окружают его, и быть постоянно настороже в отношении их.

Далее он сформулировал правила для формирования армии; раздачи жалованья войску, военному руководству, чиновникам; раздача доходов с областей, содержание детей и потомков и наказания сыновей, внуков и других родственников, эмиров и визирей. В государственном аппарате он определил основные постановления для министров - лиц служащих твердых

и верных столпов величия. В основном для министров он определил 2 критерия - финансы (может провороваться или использование служебного положения в личных целях) и предательства. В этих постановлениях, он сформулировал основы уголовного и гражданского судопроизводства, преступления и наказания за них. В военной сфере Тимур создал правила производств в эмиры и правители; правила для повышения солдат от самого низшего до самого высокого рангов; приемы поощрения солдат и военного руководства; правила раздачи литавр и знамен; и правила обмундирования и вооружения.

Вспомогательным органом управления для Тимура был Совет (Диван). Он состоял из четырех визирей (министров) :

1-й. Визирь провинции и народа. Он сообщал о событиях и делах происходящих в администрации, а также о состоянии народа. Он доставлял в казну суммы податей и налогов, а также советы о распределении всей массы сборов, давал точный отчет о количестве населения, его культуре, о развитии торговли и положении полицейского надзора.

2-ой. Военный визирь. Его обязанности состояли в представлении росписей войск и реестров жалования, в ознакомлении с расположением отрядов для предупреждения разбросанности и в совете обо всем, что касается военного дела.

3-й. Визирь охраняющий от расхищения имущество отсутствующих, умерших, дезертировавших и распоряжающийся им при отсутствии наследников; он же следил за пожертвованиями, и налогами.

4-й. Визирь управляющий делами всей империи. Он следил за деятельностью и финансами всех учреждений империи, наблюдал за казной вплоть до расходов на содержание лошадей и других вьючных животных. Помимо них еще существовали три визиря в пограничных областях и внутри государства, для неусыпного надзора за охраной провинции и управлением государственным имуществом. Эти семь визирей были подчинены Диванбеги (начальнику дивана), и обсудив с ним все дела, касающиеся финансов они доводили их до его сведения.

Существовал также азларбеги - начальник прошений, который заботился о том, чтобы эти прошения достигали престола. Духовный судья доносил ему о делах касающихся религии, а гражданский - о делах касавшихся его ведомства. Были и представители духовной власти, докладывающие ему о состоянии пенсионов назначенных потомкам пророка, о жаловании другим духовным лицам, равно как и о распределении других вкладов и фондов, определенных на дела религии. Он имел также секретарей для протоколирования всего, что происходило в совете (вопросы распределения войск, назначения эмиров и многое другое) и секретарей аудиенции для записи публичного совета всех основных событий. Последнее - это были постановления о назначении начальников (эмиров) улусов, кушуни и тумыней, правила отношения руководителя к подчиненному и наоборот и правила обращения с друзьями и врагами. Как видно все эти правила представляют собой опыт жизни своей и других скомпилированный в одном произведении. Этими правилами или (уложенями) Тимур руководствовался всю жизнь, и некоторые его потомки использовали эти уложения в своем правлении.


О расположениях в лагерях.


При расположении на ночлег в лагерях, в военное время , стан войск охранялся особой стражей. При Тимуре, когда он сам начальствовал своими войсками, для охранения стана от внезапных нападений назначалось 12000 конницы, из них по 3000 назначалось на каждый фас. Стан Тимуpа в том случае обкапывался рвами и укреплялся тыном и щитами. Войска эти, располагаясь от стана на расстоянии полуфаpсанги, высылали от себя передовые посты, а эти выставляли от себя часовых, которые были между собой в беспpеpывном контакте и доносили в стан все сведения полученные о неприятеле. В самом стане была особая полиция, наблюдавшая за порядком, за ценой съестных припасов и отвечавшая за воровство случавшиеся в стане. Четыре особые команды наблюдали за безопасностью воинов вне стана, и если кого-нибудь ограбили или убили на расстоянии в 4 фоpсанги от стана, то отвечали за это вышеперечисленные команды.


Сpедства Тимуpа для получения сведений о состоянии дpугих госудаpств.


Сведения о состоянии пограничных государств Тимур собирал посредством легких отрядов силою человек в 1000, которые в местах степных и безводных сажались на верблюды, в прочих же местах состояла из конницы и легкой пехоты. Проникая в соседние земли и употребляя без сомнения военные хитрости, подобные вышеизложенным, они собирали сведения о состоянии пограничных земель, узнавали, не было ли приготовлений к войне и т. д. Собирая сведения, доставленные этими отрядами Тимур принимал надлежащие меры. Сведения также получались посредством торговых сношений. Тимур так же, как и Чингисхан, посылал с товарами купцов и начальников караванов в разные владения Средней Азии, в Китай, Индию, Египет, Аравию и даже в европейские государства. По возвращению караванов назначенные в число купцов и посланные в виде дервишей чиновники сообщали сделанные ими на пути замечания о состоянии народа, нравах и обычаях и в особенности должны были выведывать об отношениях государей и их подданных.

Путешественники всех земель, купцы, караван-баши были очень покровительствуемы Тимуром. Им оказывали всякого рода помощь и между тем от них узнавали о положении виденных им государств. Для получения от них требуемых сведений, Тимур имел особых доверенных чиновников, которые должны были доставлять точные сведения о ввозе и вывозе разных товаров, о выезде и въезде разных иностранцев, ученых, желающих явиться к Тимуру, узнавать, через разведывание о намерениях иностранных государей в отношении к нему и сообщать все эти сведения ему как можно чаще и вернее. Если этих сведений было недостаточно, то Тимур отправлял послов и посланники были обязаны доставить ему те сведения, которые нужны были ему, но иногда он посылал для получения этих сведений дервишей.


Обозы и способ продовольствия.


Из описания запасов оружия, шатров и других предметов которые

должен брать с собой в поход воин, мы можем видеть что за войсками Тимура должны следовать большое количество обозов, простиравшихся не менее как в три раза против числа воинов, запасы оружия вероятно возились на верблюдах и других вьючных животных. В последние свои походы Тимур имел при армии постоянно медные котлы (вероятно мортиры), для метания григорианского огня, камней и других тяжестей, также катапульты, которые должны были, хотя и не на дальних расстояниях возится с войсками, равно как и запасы материалов и инструментов, необходимых для осадных работ. Если прибавить к этому награбленные имущества, пленных и стада скота то можно представить себе какие огромные обозы должны были следовать за армией.

Но каким образом эти войска могли иметь с собой, при движении в военное время, эти огромные обозы, множество табунов, перекочевывать со своими имуществами и в то же время вести войну вдали от своих аулов и среди враждебных им народов. Хотя можно предполагать, что они большей частью имели значительное превосходство в силах против неприятеля и могли отделять часть войска для прикрытия обозов, однако, тем не менее, надо удивляться умению кочевых народов пасти и перегонять свои многочисленные табуны лошадей и верблюдов, перевозить огромные запасы в землях неприятельских, часто при недостатке воды и корма. В случае опасности защищать их или укрывать в безопасные места и предохранять себя и их от внезапных нападений. Это может объясняться только необыкновенной способностью кочевых народов к малой войне и истребительною, кровопролитною системой их войн.


Военно-политические и административные правила Тимура для завоевания государств.


При завоеваниях государств он учитывал военно-политическое состояние государства. "Когда государство становится добычей тирании, насилий и жестокости, тогда долг каждого государя, верного законам правосудия, употребить все усилия для искоренения всех этих бичей, вторгаясь в страну. Всевышний сам вырвет такое государство из рук притеснителя и подчинит его этому государю."

Если правитель и народ не были в согласии друг с другом он не употреблял значительные воинские силы т.к. победить было легко. Дальше мы можем сказать, что Тимур вел свои походы также под прикрытием веры или точнее из-за ее упадка. Также, он утверждает, что если в каком-то государстве наблюдается безверие, ересь и появление многочисленных сект, то его можно и нужно также завоевать. И, наконец он говорит, что нужно очищать государства с другими вероисповеданиями для вывода ее народа из заблуждения, т. е. официально для распространения религии он завоевывает другие государства.


О походах Тимура на Баязида.


Если посмотреть на завоевательские походы Тимура то можно разделить их на 3 больших похода :

1. - 3-х летний поход,

2. - 5-ти летний поход,

3. - и последний 7-и летний поход (1398-1404).

Встреча Тимура с Баязидом принадлежит к числу великих событий всеобщей истории. Оба они носили один и тот же тип восточного завоевателя. Но Баязид коснулся европейской цивилизации и принял от нее влияние. Он думал об основании крепкого, имеющего прочные основания государства. Еще до начала войны, между Тимуром и Баязидом завязалась интересная переписка, где были использованы все возможные в восточной дипломатии изощренные формы ругательства.

Первый город Баязида, на который пали удары Тимура, был Сиваш, взятый после довольно долгой осады, при которой показали свое искусство монгольские военные инженеры. В этом отношении Тимур был великий человек, истинный художник. В его войске было несравненно более порядка чем в войске Баязида, он ввел разделение на полки, ввел однообразие одежды и многое другое, что впоследствии вошло в употребление у европейских народов. Сиваш пал перед военным искусством монголов. Затем на полях вблизи Анкары сошлись лицом к лицу Баязид и Тимур. Произошла одна из величайших битв, о которых помнит история. В деле было около миллиона ратников пришедших со всей Азии. В войске Баязид находилось 20000 сербов-христиан, которые составляли лучшую часть, за ними стояли янычары набранные из пленных христианских детей, и уже за янычарами следовали настоящие турки. Но Баязид был разбит наголову. Кстати, есть какое-то мрачное и поэтическое величие в рассказе о свидании Тимура с Баязидом. Тимур принял его сидя на ковре. "Велик Господь, сказал он,- даровавший полмира мне, хромцу и полмира тебе больному; ты видишь как мало в глазах Господа земное величие". Тимур не оскорблял своего пленного. И хотя по рассказам более поздних писателей и Ибн Арабшаха значит то, что Тимур заключил его в клетку, это неправда. Напротив, мы имеем верные доказательства того, что Тимур, до конца жизни своего военнопленного, обращался с ним по должному.


Тимур как дипломат - или Тимур и Запад.


В конце XIV в. молодая Османская империя одержала в Европе ряд побед, подчиняя себе Сербию и Болгарию. Турки угрожали Венгрии и в 1396 г. нанесли поражение рыцарям Западной Европы. Теперь у них на очереди стояла одна задача - сокрушить одряхлевшую Византию и овладеть ее столицей Константинополем. Но международная обстановка вскоре резко изменилась и под угрозу было поставлено само существование самой Османской империи. Опаснейшим соперником турецкого султана Баязида в Малой Азии явился Тимур (Тамерлан). Здесь столкнулись интересы двух завоевателей - Тимура, бывшего в то время в зените военной мощи, и Баязида, перед которым трепетали правители Западной Европы.

Решению Тимура начать борьбу с турками, помимо отказа Баязида выполнить его требования, содействовали также призывы о помощи со стороны государств Запада. До нас дошло письмо Тимура к Иоанну Палеологу, наместника Византийского императора в Константинополе. Это письмо, подлинность которого не вызывает сомнения, было составлено на таджикском языке, но сохранилось несколько в искаженном итальянском переводе. Из письма видно, что Тимур, уже выступивший против Баязида, требовал от императора Трапезунта, где находились послы Тимура, морских подкреплений в виде 20 кораблей. Из письма далее следует, что Тимур в переговорах с Баязидом требовал от него возмещения нанесенного Византии ущерба и возвращения отнятых у нее областей. От наместника Византийского императора Тимур требовал выполнения договора, который судя по письму, состоял в том, что наместник должен взять 20 кораблей и прибыть с ними в Трапезунт. Однако после Анкарской битвы, отсрочившей падение Византии, Трапезунтский император Мануил не выполнил договора и открыто помогал разбитым туркам, а у Тимура не было флота, чтобы отомстить Мануилу.

Об обмене официальными посольствами между Тимуром и французским королем Карлом VI можно заключить, что и до этого письма Тимура Карлу VI между ними велась переписка. Из этой переписки видно что предложение французского короля не были отвергнуты Тимуром и что Карл VI встретил со стороны Тимура поддержку в его восточной политике. До нас дошло только одно послание Тимура Карлу VI, подлинность которого не вызывает сомнения уже по одному тому, что в двух местах была поставлена печать Тимура. Факсимиле этого письма было издано в Бомбее в 1928г. в сборнике статей иранского востоковеда Мирзы Мухаммедхана Кзвини. Письмо датировано 1 августа 1402 г. Следовательно оно было отправлено почти тотчас же после разгрома турок при Анкаре. однако Тимур ни словом не обмолвился в этом письме о блестящей победе над турками. Трудно допустить что Тимур не сообщил бы Карлу VI о своей победе над их общим врагом. Молчанию Тимура можно дать такое объяснение: по всей вероятности, это письмо было заготовлено до анкарского сражения а датировано и отправлено после него.

Далее, если рассматривать письма Тимура к английскому королю Генриху IV, то можно сделать вывод что в посланиях к английскому королю есть много общего по отношению к посланиям французскому королю. Там также просилось об установление взаимных торговых и культурных контактов о беспошлинной торговле и т. д. Таким образом Тимур был не только великим правителем, полководцем но и искусным дипломатом, где с традиционно восточной мудростью он вел переговоры.


Заключение.


К концу жизни Тимура созданная им путем бесконечных войн держава включала, кроме Мавераннахра, Туркестана (Южный Казахстан) и Хорезма, территории Ирана, Ирака, Афганистана, Закавказья и часть Индии. Зимой 1404—1405 гг. Тимур вновь выступил в направле­нии Могулистана, направив через Южный Казахстан огромное войс­ко на Китай, но в феврале 1405 г. умер в Отраре.

Ради прославления своего имени Тимур воздвигал, чаще всего при помощи принудительного труда, пышные постройки, привлекая для этого лучших архитекторов, художников и мастеров. Были проведены большие работы по перепланировке и перестройке Самарканда. Однако ни блестящие постройки, ни искусственно вызванный расцвет ремёсел и торговли в Мавераннахре, ни крупные оросительные работы не могут оправдать опустошения Тимуром богатых и культурных стран, разграбление городов и захват в плен ремесленников. Правление Тимура сыграло отрицательную роль для самих народов Средней Азии, ибо все эфемерные успехи Тимура достигались за счёт утверждения режима бесправия в Мавераннахре и нищеты в покорённых странах.

Сам Тимур похоронен в городе Самарканде, в мавзолее Гур-Эмир, который находится возле небольшого пруда на площади Регистан. Сначала Гур-Эмир предназначался для погребения Мухамеда Султана — любимого внука Тимура, но теперь здесь похоронены сам Тимур, его сыновья и другой внук — великий средневековый ученый Улугбек, при котором мавзолей и превратился в фамильную усыпальницу Тимуридов. Голубой ребристый купол мавзолея поднимается на высоту 40 метров, деревянные двери с инкрустацией из слоновой кости ведут в парадный зал. Лучи солнца, прорываясь сквозь мраморные решетки, полосами ложатся на восемь надгробных плит, сами могилы находятся внизу — в подземелье.


Список использованной литературы.


Уложение Тимура, Т.,"Чулпон", 1992г.

Хильда Хукхэм, "Властитель семи созвездий", Т., "Адолат", 1994г.

История народов Узбекистана, Т., 1992г.

Детская Историческая Энциклопедия, М., 1978г.

Ибн Арабшах "Тамерлан"

Низамиддин Шами, "Зафар-наме"

С.П. Толстов, "Древний Хорезм", М.,1948г.

И. Муминов "Роль и место Амира Тимура в истории Средней Азии", Т., 1993г.

9. stranymira.mskш

10. mnogo-referatov.narod/


48