Национальная валютная система

колебаниями в зафиксированных пределах) всегда отдается предпочтение, связанное с простотой и удобством применения для осуществления и оценки результатов внешнеэкономической деятельности.

Устойчивость валютных курсов зависит от соблюдения двух важнейших условий: сбалансированности платежей между государствами и достаточности валютных резервов для поддержания обменного курса на рынке при нарушении платежного равновесия.

Плавающие (в обусловленных границах) валютные курсы устранят проблему консервации структуры и пропорций экономики, поскольку ухудшение позиций валюты на свободном рынке сразу сигнализирует о неблагополучном состоянии в том или ином секторе народного хозяйства и необходимости принятия корректирующих мер средствами экономической политики на национальном или межгосударственном уровне.

В заключение данного вопроса следует повторить, что валютный курс представляет собой цену денежной единицы данной страны, выраженную в денежных единицах другой страны. Выделяют фиксированные, плавающие и смешанные валютные курсы, официальные и неофициальные, реальные и номинальные, паритетные и фактические валютные курсы и прочие.

3. Валютный рынок и валютное регулирование в Республике Беларусь.

Валютный рынок представляет собой организационную форму купли-продажи иностранной валюты, а также платежных документов и ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте [4, с.277].

Первоначально сделки на валютных рынках носили главным образом вторичный характер и обслуживали проведение международных коммерческих операций, т. е. спрос на валютные ресурсы формировался в основном в связи с осуществлением расчетов по внешнеторговым контрактам, движением капитала и т.п.

Основными профессиональными участниками валютных рынков являются банки, имеющие лицензию на проведение валютных операций (так называемые уполномоченные, валютные или девизные банки). Как правило, это транснациональные и международные банки, имеющие сеть отделений и филиалов за рубежом, а также крупные национальные коммерческие банки. Помимо них, участниками валютных рынков выступают центральные банки, брокерские фирмы, валютные биржи, крупнейшие торгово-промышленные корпорации, международные и особенно транснациональные, роль которых на валютных рынках увеличивается в связи с расширением масштабов их функционирования. Будучи международными по сфере деятельности, транснациональные корпорации проводят операции по диверсификации своих валютных активов и страхованию валютных рисков, а также спекулятивные валютные сделки во все возрастающих объемах. Некоторые из них (как правило крупнейшие) включают в свою организационную структуру специализированные дилерские подразделения и даже дочерние банковские компании, осуществляющие разнообразные валютные сделки в таких масштабах, что иногда оказывают ощутимое влияние на конъюнктуру валютного рынка.

Брокерские фирмы выступают в роли профессиональных посредников как на межбанковском валютном рынке, так и при проведении валютных операций фирм и физических лиц и взимают за свои услуги определенную комиссию. Брокерский валютный рынок по своим масштабам весьма значителен, в частности, на нем совершается до половины всех межбанковских валютных сделок. Некоторые брокерские фирмы представляют собой крупные компании, осуществляющие всевозможные кредитно-финансовые операции в целях диверсификации своего капитала.

Валютная биржа является институтом валютного рынка, который организует регулярные торги иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте на основе складывающегося спроса и предложения. Участники торгов (акционеры и члены биржи) могут осуществлять операции на валютной бирже через своих дилеров от своего имени по поручению клиентов или от своего имени и за свой счет. С них взимается комиссионное вознаграждение, однако целью деятельности валютной биржи является не получение максимальной прибыли, а организация торгов валютными ресурсами, проведение расчетов по ним и определение текущих курсов валют. Проведение торгов и определение валютных курсов осуществляется курсовым маклером, который является сотрудником биржи [4, с.279].

Торги на валютной бирже могут осуществляться на основе фиксинга, в этом случае участники торгов подают заявки курсовому маклеру на покупку или продажу валюты по курсу не ниже зафиксированного на предыдущих торгах и в сумме не менее установленного минимума. Отталкиваясь от начального курса (курс предыдущих торгов), курсовой маклер повышает или понижает его в зависимости от спроса и предложения валюты после того, как дилеры сообщат ему о принятых решениях в отношении объемов покупки и продажи валюты по последнему объявленному курсу. Текущий курс валюты фиксируется биржевым маклером в момент уравновешивания ее предложения и спроса, по этому курсу осуществляются расчеты по всем проведенным сделкам в данной валюте. Механизм торгов на валютной бирже может быть также лотовым: курсовому маклеру перед началом торговой сессии подаются заявки только на продажу валюты, при этом продажа каждого лота производится по принципу аукциона, а курс каждой валюты определяется как средневзвешенный по заключенным по этой валюте сделкам.

Валютный рынок как собирательное понятие неоднороден и может быть структурирован по различным признакам. Обычно выделяют следующие виды валютных рынков:

в зависимости от масштабов, характера и объектов валютных операций — национальные, региональные и мировые. Национальный (внутренний) рынок функционирует в рамках отдельной страны. Для региональных рынков характерно преимущественное использование доминирующей в данном географическом регионе конвертируемой валюты, например сингапурского доллара, кувейтского динара и др. На мировых валютных рынках осуществляются операции с резервными валютами, размещаются они в мировых финансовых центрах — в Нью-Йорке, Лондоне, Цюрихе, Франкфурте-на-Майне, Париже, Токио, Сингапуре и т. д. Будучи расположены в различных часовых поясах, мировые финансовые рынки как система функционирует круглосуточно и связаны между собой современными коммуникациями, позволяющими оперативно осуществлять перелив валютных ресурсов с одного рынка на другой. Объемы операций на крупнейших мировых валютных рынках достигают сотен миллиардов долларов США в день;

• в зависимости от порядка валютного регулирования — свободный и несвободный. Свободными считаются валютные рынки, на которых нет ограничений по проведению операций. Для несвободных валютных рынков характерно действие валютных ограничений, направленных на установление контроля над валютными операциями и регулирование их со стороны официальных органов;

в зависимости от режима валютного курса — валютный рынок с одним режимом и валютный рынок с двойным режимом. Валютный рынок с одним режимом представляет собой рынок, на котором операции осуществляются на базе плавающих валютных курсов, устанавливаемых на основе спроса и предложения на ту или иную валюту. Валютный рынок с двойным режимом (или двойной валютный рынок) предполагает одновременное использование плавающего и фиксированного курсов национальной валюты и вводится с целью ограничения влияния внешних факторов на национальную экономическую конъюнктуру. В условиях двойного валютного рынка по одним видам операций применяется валютный курс, свободно устанавливаемый на рынке в зависимости от спроса и предложения, а по другим, подлежащим регулированию со стороны государства в соответствии с намеченной валютной политикой — официальный курс, фиксация которого осуществляется Центральным банком путем проведения валютных интервенций, использования мер валютного контроля;

в зависимости от механизма функционирования — биржевой и внебиржевой. Биржевой валютный рынок представляет собой организованный рынок, где операции совершаются на валютных биржах с установленной периодичностью во время биржевых сессий. На внебиржевом валютном рынке, который является главным образом межбанковским, сделки совершаются круглосуточно дилерами и брокерами с использованием современных средств связи и компьютерных технологий.

Валютное регулирование в каждом государстве зависит прежде всего от того, какая используется система валютных курсов: система твердых курсов или плавающих. Поэтому валютный (обменный) курс национальной валюты является одним из ключевых моментов в проведении экономических преобразований, опирающихся на механизм валютных курсов.

Существует рыночное и государственное регулирование валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, а также спроса и предложения, осуществляется относительно стихийно. Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики — комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Юридически валютная политика оформляется валютным законодательством и валютными соглашениями между государствами. К мерам государственного воздействия на величину валютного курса относятся валютные интервенции, дисконтная политика, протекционистские меры [7, с.29].

Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать иностранные валюты, скупая национальную. Тем самым уменьшается спрос на иностранную валюту, а следовательно, увеличивается курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк продает национальную валюту, скупая иностранную. Это приводит к повышению курса иностранной валюты и снижению курса национальной валюты [8, с.21].

Дисконтная или учетная политика — это изменение центральным банком учетной ставки, в том числе с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала.

Учетная политика — традиционный метод регулирования валютного курса. Однако в современных условиях эффективность данного метода воздействия на валютный курс значительно снизилась, что обусловлено интернационализацией хозяйственных связей, регулированием государством движения капиталов и кредита и отрицательным влиянием удорожания кредита на развитие национальной экономики. Поэтому основным инструментом воздействия государства на валютный курс в современных условиях является валютная интервенция — прямое вмешательство центрального банка в деятельность валютного рынка с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты.

Протекционистские меры — это меры, направленные на защиту собственной экономики, в данном случае национальной валюты [7, с.30].

К ним относятся, в первую очередь, валютные ограничения. Валютные ограничения — законодательное или административное запрещение или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями. Видами валютных ограничений являются валютная блокада, запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты, регулирование международных платежей и движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг, концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей. Государство достаточно часто манипулирует величиной валютного курса с целью изменения условий внешней торговли страны, используя такие методы валютного регулирования, как двойной валютный рынок, девальвация и ревальвация.

В Республике Беларусь валютное регулирование осуществляется на основании Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» [1].

Принятие Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле» является, безусловно, позитивным явлением, так как означает некоторую стабилизацию системы валютного регулирования и контроля в стране.

В целом новый белорусский Закон основывается на тех же принципах, что и Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» Поэтому планируемый российско-белорусский валютный союз принципиально не изменит механизм валютного регулирования и валютного контроля, заложенный в Законе.

Законом текстуально изменено понятие валютных операций. При этом может сложиться впечатление, что валютными операциями (соответственно попадающими в орбиту валютного регулирования) отныне признаются не только фактическое использование валютных ценностей, но и сами договоры (сделки), которыми предусматривается такое использование. Если руководствоваться этой логикой, то отныне сам факт заключения договора, предусматривающего расчеты в инвалюте, является валютной операцией. Но ведь заключение договора не всегда приводит к его исполнению, в частности, к использованию валютных ценностей.

Под сделкой, предусматривающей использование валюты, ценных бумаг и т. д., можно понимать совокупность операций, составляющих такое использование для достижения единой цели сделки. Соответственно валютной операцией будет не отдельная такого рода операция, а вся их цельная совокупность Характерным здесь будет сравнение с российским валютным законодательством, где под валютной операцией понимается не сделка, предусматривающая использование валютных ценностей, а отдельная операция.

К текущим валютным операциям Законом отнесены операции неторгового характера. Ранее они назывались переводами неторгового характера. Очевидно нынешний термин «операции шире, чем «переводы, и включает как безналичные перечисления, так и выплаты наличных денег. К неторговым операциям отнесено отныне получение резидентами от нерезидентов валютных ценностей на хранение. Следует обратить внимание, что перечень операций неторгового характера не является исчерпывающим. Но если ранее этот перечень определял Нацбанк, то отныне к неторговым операциям помимо прямо указанных в ст.6 Закона относятся и иные операции, определяемые Президентом или по его поручению Совмином, а также международными договорами Беларуси [1].

В целом проведение валютных операций, связанных с движением капитала, в ряде случаев поставлено под более жесткий контроль.

Во-первых, расширился перечень валютных операций, рассматриваемых как капитальные, за счет отнесения к ним: а) операций по приобретению пая в имуществе нерезидентов (видимо, речь идет о приобретении пая в кооперативах и подобных юридических лицах, не имеющих во многих странах уставных фондов); б) операций по приобретению ценных бумаг не только нерезидентов (что ранее понималось под портфельными инвестициями), но и резидентов (правда, сразу же Законом разрешено проводить операции с ценными бумагами, выпущенными резидентами, без разрешений Нацбанка); в) переводов не только в счет приобретения недвижимости, но и прав на нее. В частности, отныне осуществление резидентами расчетов с нерезидентами по договорам аренды недвижимости, находящейся за пределами Беларуси (например, при содержании резидентом представительства за границей), требует разрешения Нацбанка как валютная операция, связанная с движением капитала.

В силу части 5 ст. 10 Закона не требуется разрешения Нацбанка для осуществления вкладов нерезидента в инвалюте, белорусских рублях, ценных бумагах в инвалюте или рублях в уставный фонд юридического лица-резидента.

Во-вторых, если ранее Нацбанк имел возможность давать общие разрешения на проведения тех или иных валютных операций, связанных с движением капитала, без дополнительного оформления разрешения в каждом отдельном случае и без иных дополнительных процедур контроля за их проведением, то в настоящее время перечень капитальных операций, осуществляемых без разрешения, устанавливается Законом [1]. Нацбанк может установить, что для отдельных капитальных операций (кроме прямо указанных в Законе) не требуется разрешения Нацбанка, но только при условии, что такие операции будут подвержены контролю в иных формах — будут проводиться в уведомительном и (или) регистрационном порядке.

В то же время правила проведения валютных операций, связанных с движением капитала, для физических лиц и для нерезидентов значительно упрощены. И наконец, нерезидентам вообще не нужно разрешений для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала (ч. 2 ст.10 Закона). Кроме того, упрощены правила проведения капитальных операций при обслуживании госдолга, в бюджетных отношениях.

Что касается валютных операций между резидентами-юридическими лицами, то здесь Закон более жесток. Такие операции можно проводить в случаях, установленных Законом и иными актами валютного законодательства. Обращает на себя внимание, что речь в Законе идет не вообще об актах законодательства, а именно об актах валютного законодательства (понятие таких актов предусмотрено ст.2 Закона) [1].

По-прежнему, органами валютного регулирования и валютного контроля являются Совмин и Нацбанк, а органами валютного контроля — Комитет госконтроля и ГТК [8, с.21]. Впрочем такая система в любой момент может быть изменена Президентом, которому по Закону предоставлено право определять систему органов валютного регулирования и валютного контроля. Впервые Закон определил, что включается в понятия «валютное регулирование» и «валютный контроль» (ст.1 Закона), а также определил основные направления валютного контроля (ст.23 Закона) [1].

Таким образом, проводить проверки соблюдения валютного законодательства и осуществлять иной валютный контроль налоговые органы Законом не уполномочены, за исключением случаев, когда порядок проведения валютных операций непосредственно влияет на решение налоговых вопросов, либо когда это предусмотрено актами более высокой юридической силы, чем Закон о валютном регулировании

Таким образом, валютный рынок представляет собой организационную форму купли-продажи иностранной валюты, а также платежных документов и ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте. В Республике Беларусь валютное регулирование осуществляется на основании Закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Список литературы

О валютном регулировании и валютном контроле: Закон Республики Беларусь от 22.06.2003 г. № 226-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2003. - № 25. – Ст.2/978.

Банки и банковские операции: учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, О.М. Маркова и др.; Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и