Основные этапы истории России

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ


ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ РОССИИ»


Билет 1. (1). Возникновение и развитие древнерусского государства. Ранняя древнерусская держава (IX–XII века). Роль христианизации на Руси


1. Возникновение и развитие древнерусского государства


1.1 Происхождение славян

Вопрос о происхождении и ранней истории славянства относится к одному из самых сложных в современной исторической науке. По данным лингвистики славянские языки относятся к семейству индоевропейских языков. Как самостоятельная этноязыковая единица славяне начали формироваться примерно в середине I тысячелетия до н.э. восточнее реки Висла.

Славянские племена под именем венеды известны римскому историку I века до н.э. Тациту. Начиная с VI века н.э. письменные источники о славян встречаются главным образом у византийских авторов. В это время славяне вторглись на земли Балканского полуострова. Византийцы делят славян на склавинов (южные), антов (восточные) и венедов (западные).


1.2 Восточные славяне


Анты жили в Поднепровье. У них происходили процессы разложения первобытнообщинного строя: укреплялась власть племенных князей и родоплеменной знати, выделялась профессиональная военная дружина, кровнородственные связи внутри общины заменялись на соседские. Однако, большое значение сохраняет племенное ополчение. Все мужчины племени принимают участие в военных походах и в управлении племенем на общем собрании – вече, которое выбирало руководителя ополчения. Кроме того важнейшим элементом политической организации племени был совет старейшин. Такая форма называется военная демократия. У славян совершенствуется земледелие, выделяется кузнечное и гончарное дело. Все это создает предпосылки к образованию государства. Первая русская летопись «Повесть временных лет» сообщает о пятнадцати племенах, заселявших Восточно-Европейскую равнину. К IX веку эти племена объединились в два суперсоюза: Северныйс центром в городе Новгород, и Южный с центром в городе Киев.


1.3 Соседи славян


На северо-западе, севере и северо-востоке славяне соседствовали с угро-финскими племенами. На юге низовье Волги и Днепра занимал Хазарский каганат, который защищал славян от кочевников из Сибири. На востоке расположилась Волжская Булгария. На западе были балты, германцы и западные славяне. Славяне вели активную торговлю как со своими соседями, так и с более отдаленными народами (Византия, арабы, Персия).


1.4 Нормандская теория происхождения русского государства


Теория была выдвинута в XVIII веке немецким историком Миллером. Основываясь на «Повести временных лет» Миллер утверждал, что в 862 году новгородские словени пригласили князем в Новгород нормандцев Рюрика, Синиуса и Трувора. В это время киевскими князьями стали Аскольд и Дир.


1.5 Антинормандская теория


Миллеру стал возражать Михаил Васильевич Ломоносов. Он считал, что славяне никого не приглашали и самостоятельно создали государство, а призвание варягов более поздняя вставка в летопись. Спор между норманистами и антинорманистами не окончен до настоящего времени.

Князь появился из предводителя народного ополчения. Вокруг князя на постоянной основе группировалась дружина. Князь и дружина защищали интересы всего племени, а не отдельного рода, выступали в качестве судей. На содержание князя и дружины племя выделяло часть своего продукта, то есть возникала дань. Таким образом князь и дружина уже выполняли государственные функции и тем самым ограничивали функции совета старейшин и народного вече.


2.Ранняя древнерусская держава (IX–XII века)


2.1 От Олега до Святослава

После смерти Рюрика (879 год) стал княжить Олег, опекун малолетнего Игоря. В 882 году он захватил Киев, тем самым объединив два суперсоюза в одно государство, и перенес в Киев столицу. Олег также подчинил своей власти племена древлян, родимичей и северян. Власть князя над покоренными выражалась в защите от врагов и в сборе дани в виде полюдья (когда князь лично объезжает владения и собирает дань). Норма полюдья была произвольной. Памятники отделяют дань от полюдья. Дань была платежом, который собирался с побежденных народов под угрозой еще большего разорения, то есть за границей земли победителей. Полюдье выступает в качестве дара, предоставляемого князю жителями поселения, в котором князь является управителем. Полюдье собиралось на основе соглашения между князем и жителями. На местах прежнюю власть сохраняла старая племенная знать.

После Олега в 912 году князем стал Игорь. Но в 945 году он попытался дважды взять дань с древлян, за что и был убит восставшими древлянами. За смерть своего мужа древлянам отомстила княгиня Ольга. Вместе с тем Ольга установила определенный размер дани – урок и основывает административные центры для пребывания княжеской администрации – погост (там где гость). В погосты назначались доверенные лица из княжеской дружины. Так начало формироваться боярство. При этом часть старой племенной знати перевозилась в Киев в качестве почетных заложников и постепенно входила в состав киевского боярства.

Деятельность первых русских князей была направлена на подчинение окрестных племен и обложение их данью. Само древнерусское государство держалось на авторитете и военной силе киевского князя. Четкой системы передачи власти не было. Поэтому после смерти князя между наследниками вспыхивала борьба за власть, а покоренные племена стремились освободиться от завоевателей. С целью укрепления своей власти Святослав начал по крупным городам рассылать своих детей с титулом князя и правами наместников. Сам Святослав стал именоваться Великим князем Киевским.

Важное место в экономике древней Руси занимала внешняя торговля. Олег в 907 году совершил военный поход на Константинополь и добился права беспошлинной торговли в Византии для русских купцов. Это право было закреплено письменным договором в 911 году, который стал первым русским письменным договором. Договор был подтвержден и при князе Игоре в 944 году. В 965 годуСвятослав разгромил Хазарию, взял под контроль низовья Дона и Волги, чем облегчил торговлю с арабами и персами. Из русских поселений в Причерноморье на территории бывшего Хазарского кагоната было образовано Тмутараканское княжество. Освободившиеся земли в низовьях Волги вскоре были заняты кочевым народом печенегами. В 968 – 971 годах Святослав боролся с Болгарией и Византией за устье Дуная, но эту борьбу проиграл и погиб в 972 году от подкупленных византийцами печенегов.


2.2 От Владимира до Ярослава Мудрого

Победив своих братьев в 980 году на Киевском престоле утвердился князь Владимир. Своих детей он расселил по 12 городам. Владимир расширил пределы Древнерусского государства, присоединив дулебов и хорватов в Прикарпатье, печенегов на северо-западе и ятвягов в Прибалтике. Успешной была и борьба Владимира с печенегами на южных границах. В правление Владимира и Ярослава на южных границах возводят засеки (систему укреплений против печенегов).

После смерти Владимира Ярославу Мудрому пришлось вести борьбу за Киев с братом Ярополком Окаянным, который убил Бориса и Глеба. Утвердившись в Киеве Ярослав Мудрый (1019–1054) продолжил дело Владимира. В Прибалтике он основал город Юрьев (позднее Дерпт, современный Тарту). При Ярославе был составлен первый письменный сборник законов «Русская правда». Сборник составлялся на основе существовавших обычаев или обычного права. Многие обычаи были смягчены: так, например, во многих случаях кровная месть заменялась крупным денежным штрафом. Русская правда отражает и сложившиеся социальные отношения. Крестьяне делятся на свободных общинников – «люди» и зависимых – «челядь», «холопы» и «закупы».

Сыновья Ярослава дополнили Русскую правду, создав «Правду Ярославичей».


3. Роль христианизации на Руси


В 980 году Владимир провел первую религиозную реформу. Он собрал всех богов, которым поклонялись славяне, и возле Киева составил общеславянский пантеон. Целью реформы было религиозное объединение славянских племен и укрепление государства. Но эта реформа не достигла своей цели.

Вторая религиозная реформа была проведена в 988 году известная как Крещение Руси. С христианством славяне познакомились намного раньше. Княгиня Ольга приняла крещение в 955 году и построила в Киеве деревянную церковь пророка Ильи. В результате победы Владимира у Корсуни (византийские владения в Крыму), византийский император был вынужден отдать свою сестру в жены Владимиру. Крестившись сам, Владимир велел крестить народ. Часть принимало крещение добровольно, часть людей оказывало сопротивление.

Принятие христианства способствовало усвоению русскими культуры Византии. На Руси начинается каменное строительство, зарождается иконопись, летописание и книжное дело, открываются школы. Однако в толще простого народа продолжали жить и языческие традиции. Таким образом сложилась ситуация двоеверия, характерная для этапа усвоения новой религии.


Билет 1. (2). Развитие культуры России второй половины XIX века


Либеральные реформы 60-70-х годов, ускоренное развитие экономики, подъем общественного движения – все это дало толчок к развитию культуры. Развитие экономики стимулировало распространение просвещения, прогресс в науке и технике. Выдвижение на передовые позиции интеллигенции усиливало ее общественную роль и способствовало появлению новых общественнозначимых тем и стилей в искусстве.

Уровень грамотности населения в пореформенный период значительно повысился с 6% в начале века до 21% в конце века. Система образования было трехступенчатой. Большое значение развитию церковноприходских школ для простого народа и крестьянства придавал обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев. В городах для взрослых устраивались воскресные школы. Продолжали открываться университеты, специальные учебные заведения (сельскохозяйственные, педагогические, горные, лесные). В 1878 году открыты Высшие женское курсы в которых женщины могли получать высшее образование.

60–70-е годы – «золотой век» русской химии: Бутлеров открыл связи между атомами в молекуле, Д.И. Менделеев в 1871 году сформулировал периодический закон химических элементов. В биологии К. Тимерязев исследовал явление фотосинтеза и заложил основы агрономии, И. Мечников создал учение об иммунитете. Мировое значение получили труды математиков П. Чебышева и С. Ковалевской. В физике А. Столетов открыл явление фотоэффекта, П. Яблочков создал лампу накаливания (после изобретения Эдисоном цоколя лампы вошли в быт). Русские географы П. Семенов-Тян-Шанский, П. Пржевальский, Н. Миклухо-Маклай исследовали центральную Азию и Папуа-Новую Гвинею, создали Императорское Географическое общество. Свои исторические труды создают В. Ключевский «Курс русской истории», митрополит Макарий (Булгаков) «История русской Церкви». С деятельностью митрополита Филарета (Дроздова) связывают расцвет русской богословской мысли.

Вторая половина XIX века стала временем расцвета в литературе критического реализма. В это время творили И. Тургенев, Ф. Достоевский, А. Чехов, Л. Толстой, Ф. Тютчев. Ведущим драматическим театром остается Малый театр, для которого пишет пьесы А. Островский и в котором блистает М. Ермолова. В Мариинском театре начинается взлет русского балета, связанный с творчеством М. Кшесинской.

В музыке на позициях народности стоит творческое объединение «Могучая кучка» в составе М. Балакирева, М. Мусорского, Н. Римского-Корсакова. Мировое признание получает творчество П. Чайковского. Художники В. Перов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков обращаются к сценам жизни простого народа и русской истории. В ноябре 1863 года 14 выпускников Академии художеств покидают Академию и организовывают «Товарищество передвижных выставок». Они устраивают свои выставки во многих городах России, чем способствуют приобщению широких слоев населения к живописи. Психологические портреты пишет В. Серов, над темами из русской истории и русских легенд и сказок работают В. Васнецов и М. Нестеров.

В скульптуре тему русской истории раскрыл М. Антакольский. скульптор А. Опекушин увековечивает память Пушкина. В 1862 году в Новгороде открыт памятный знак «1000-летию Руси». В архитектуре складывается псевдорусский стиль, ориентирующийся на архитектуру XVII века, и эклектика, стремящаяся соединить все стили воедино.


Билет 2. (1). Русские земли в XII-XIII веках. Русь удельная


Ярослав Мудрый попытался предотвратить междоусобицы после своей смерти и установил между своими детьми порядок наследования Киевского престола по старшинству: от брата к брату и от дяди к старшему племяннику. Но и это не помогло избежать между братьями борьбы за власть. В 1097 году Ярославичи съехались в городе Любич (Любический съезд князей) и запретили князьям переходить на княжение из княжества в княжество. Так были созданы предпосылки для феодальной раздробленности. Но и это решение не прекратило междоусобных войн. Теперь князья заботились о расширении территорий своих княжеств.

На короткое время мир удалось восстановить внуку Ярослава Владимиру Мономаху (1113-1125). Но после его смерти войны вспыхнули с новой силой. Киев, ослабленный постоянной борьбой с половцами и внутренними усобицами, постепенно утрачивает свое ведущее значение. Население ищет спасения от постоянного разграбленная и переселяется в более спокойные княжества: Галицко-Волынское (Верховье Днепра) и в Ростово-Суздальское (междуречье Волги и Оки). Во многом на захват новых земель князей толкало боярство, заинтересованное в расширении своих вотчинных земель. Из-за того, что в своих княжествах князья устанавливали киевский порядок наследования, то и в них начались процессы дробления: если в начале XII века было 15 княжеств, то к концу XIII века уже 250 княжеств.

Феодальная раздробленность была закономерным процессом развития государственности. Она сопровождалась оживлением экономики, подъемом культуры и формировании местных культурных центров. Вместе с тем в период раздробленности не было утрачено осознание национального единства.

Причины раздробленности: 1) отсутствие твердых экономических связей между отдельными княжествами – каждое княжество производило все необходимое внутри себя, то есть жило натуральным хозяйством; 2) возникновение и укрепление на местах собственных княжеских династий; 3) ослабление центральной власти Киевского князя; 4) упадок торгового пути по Днепру «из варяг в греки» и усиление значение Волги как торгового пути.

Галицко-Волынское княжество находиться в предгорьях Карпат. Через княжество проходили торговые пути из Византии в Европу. В княжестве возникла борьба между князем и крупными боярами – землевладельцами. В борьбу часто вмешивались Польша и Венгрия.

Галицкое княжество особенно усилилось при Ярославе Владимировиче Осмомысле (1157–1182). После его смерти галицкое княжество было присоединено к Волыни князем Романом Мстиславовичем (1199–1205). Роман сумел захватить Киев, объявил себя Великим князем, отбросить половцев от южных границ. Политику Романа продолжил его сын Даниил Романович (1205–1264). На его время пришлось нашествие татаро-монголов и князю пришлось признать над собой власть хана. После смерти Даниила в княжестве вспыхнула борьба между боярскими семьями, в результате которой Волынь была захвачена Литвой, а Галиция – Польшей.

Новгородские княжество простиралось по всему Русскому Северу от Прибалтики до Урала. Через Новгород шла оживленная торговля с Европой по Балтийскому морю. В эту торговлю было втянуто и новгородское боярство. После восстания 1136 года князь Всеволод был изгнан и Новгородцы стали приглашать к себе князей, то есть установилась феодальная республика. Княжеская власть была значительно ограничена городским вече (собранием) и Советом господ. Функция князя сводилась к организации обороны города и внешнему представительству. Реально управлял городом избранный на вече посадник и Совет господ. Вече имело право изгнать князя из города. В вече принимали участие делегаты от городских концов (кончанские вече). Участвовать в кончанском вече могли все свободные горожане данного конца.

Республиканская организация власти в Новгороде носила сословный характер. Новгород стал центром борьбы с немецкой и шведской агрессией.

Владимиро-Суздальское княжество находилось в междуречье Волги и Оки и было защищено от степняков лесами. Привлекая население на пустынные земли, князья основывают новые города, не дают сформироваться городскому самоуправлению (вече) и крупному боярскому землевладению. Вместе с тем, поселяясь на княжеских землях, свободные общинники попадали в зависимость от землевладельца, то есть развитие крепостного права продолжилось и усилилось.

Начало местной династии положил сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий (1125–1157). Он основал ряд городов: Дмитров, Звенигород, Москву. Но Юрий стремился попасть на великое княжение в Киев. Настоящим хозяином княжества стал Андрей Юрьевич Боголюбский (1157–1174). Он основал город Владимир-на-Клязьме и перенес туда из Ростова столицу княжества. Желая расширить границы своего княжества Андрей много воевал с соседями. Отстраненные от власти бояре организовали заговор и убили Андрея Боголюбского. Политику Андрея продолжил его брат Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1176–1212) и сын Всеволода Юрий (1218–1238). В 1221 году Юрий Всеволодович основал Нижний Новгород. Развитие Руси было замедленно татаро-монгольским нашествием 1237–1241 годов.


Билет 2. (2). Внутренняя политика императора Александра III Александровича


Царствование императора Александра III (1881–1894) вошли в историю как время «контрреформ». Александр III вступил на престол после убийства своего отца 1 марта 1881 года. Идеологами нового царствования стали обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел Д. Толстой и издатель М. Катков. Причины общественного кризиса Александр видел в: 1) в проникновении в Россию вредных революционных идей из Европы; 2) ослаблении единства царя – народа – церкви. Целями нового царствования стали: 1) укрепление авторитета самодержавия; 2) искоренение революционных идей и улучшение начал, созданных реформами Александра II. Для достижения этих целей Александр III провел ряд реформ.

1) Земские начальники (1889 год) назначались министром внутренних дел из местных дворян и осуществляли полицейско-административный надзор за крестьянами: следили за порядком, сбором податей, могли подвергать крестьян краткосрочному аресту и телесным наказаниям. Введение земских начальников укрепило власть правительства на местах.

2) Земская реформа (1890). Понижен имущественный ценз для дворян и повышен имущественный ценз для недворян, что увеличило в местном самоуправлении количество дворян.

3) Городовое положение (1892) повышен имущественный ценз для избирателей, что увеличило в городских думах количество дворян и крупной буржуазии. Все решения думы утверждались губернатором и только после этого вступали в силу.

4) Судебная реформа: повышен имущественный ценз для кандидатов в присяжные заседатели, что усиливало положение дворян и буржуазии, из ведения суда присяжных изымались все политические дела, ограничивалось гласность судебных заседаний.

5) Печать – усилена цензура, ряд изданий закрыты.

6) Университеты – ректоров и профессоров назначат правительство, увеличена плата за обучение, за поведением студентов надзирает особая инспекция, ограничен прием детей из недворянских семей.

7) Административные реформы – правительство в любой момент может объявить чрезвычайное положение, во время которого приостанавливается действие всех гражданских свобод и власть переходит к военным. Местные власти могут высылать из губернии подозрительных и неблагонадежных лиц, предавать их военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати.

8) Национальные окраины – ограничены в правах представители других религий и национальностей, евреям запрещено проживать внутри черты оседлости и в столицах. На национальных окраинах проводится активная политика по русификации.

9) крестьянство: все помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп земли, понижены выкупные платежи. Крестьяне кредитуются через Крестьянский банк. Отменена подушная подать, оказывается помощь в переселении крестьян в Сибирь.

10) рабочие – заложены основы трудового законодательства, регулирующего отношения между рабочими и владельцами фабрик: запрещен труд детей моложе 12 ти лет, создана фабричная инспекция надзирающая за соблюдение законодательства, запрещен ночной труд детей и женщин, ограничена сумма штрафов и продолжительность рабочего дня 11 часами.


Билет 3.1. Древнерусская культура X–XIII веков


1. Культура славян – язычников


В славянском язычестве прослеживается два направления: поклонение силам природы и культ предков. Наиболее почитаемыми богами у славян были Перун – бог грома и молнии, Рода – богиня земли, Дажбог – бог солнца. Низшими божествами были леший (лесной бог), кикиморы (богини болот), русалки (богини рек), домовые (обожествленный предок, хозяин дома), Баба Яга (богиня смерти). Языческая мифология не имела развитого института жрецов и четкой систематизации. Религиозные обряды совершали волхвы, кудесники и колдуны. Славяне не имели храмов. Языческие святилища, где стояли изображения богов, делятся на три вида: 1) домашние – в красном углу дома у очага стояли идолы (чурки) домашних богов и обожествленных предков; 2) возле поселений специально выделенные участки; 3) в потаенных местахкапища – где жили волхвы и кудесники и совершали обряды в честь верховных божеств. Возможно, что в капищах совершались и человеческие жертвоприношения.

Из животных славяне обожествляли петуха и коня (солнечные символы), быка (символ земного плодородия и силы), медведя (хозяин леса). Строительство славяне вели в северных районах из древесины (избы), в южных районах – из плетеных веток, которые обмазывали глиной (мазанки). Из природных материалов славяне активно обрабатывали глину, дерево, шкуры, кость, металлы, камень был малоупотребителен. В орнаментах большое значение придавалось изображению богов охранителей, то есть декор выполнял функции магического оберега. Устное народное творчество представлено былинами, богатырскими сказаниями, сказками, песнями, пословицами и т.д.


2. Культура славян X–XIII веков


После Крещения Руси начался процесс объединения самобытной славянской культуры и культуры Византии, Сербии и Болгарии в русле православия. С начала Х века появляется принесенная из Сербии письменность, созданная братьями Кириллом и Мефодием. Центрами книжности и летописания становятся монастыри. К XI веку письменность была довольно широко распространена среди населения, что подтверждает большое количество берестяных грамот.

Становление письменности способствовало созданию и развитию древнерусской литературы. Широко переводились с греческого и сербского языков богослужебная литература, исторические сочинения, сборники изречений античных и византийских авторов. К 1057 году относят создание древнейшей русской книги – Остромирова Евангелия. В середине XI века появляется оригинальная русская литература: «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Иллариона. Своего расцвета древнерусская литература достигает в XII–XIII веках. Жемчужиной древнерусской литературы становится «Слово о полку Игореве» – повесть о походе князя Игоря в 1185 году против половцев. В конце XI века возникает летописание – погодная запись о событиях. Автором первой русской летописи считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. После начала периода феодальной раздробленности каждое княжество старается самостоятельно вести летописание.

Декоративно-прикладное искусство обогатилось техниками, привезенными из Византии: филигрань – напаивание тонкой проволоки и шариков, чернь – заливка серебряной поверхности черным фоном, эмаль – создание цветного рисунка на металической поверхности.

С конца Х века в Киеве начинается каменное строительство. Первой каменной постройкой была церковь Богоматери (Десятинная церковь), получавшая от князя Владимира десятую часть его доходов. К наиболее значительным памятникам построенных Ярославом Мудрым относят Киевскую Софию (1054) и Новгородскую Софию (1050).

После крещения Руси из ее культуры постепенно исчезает «круглая» скульптура, которая ассоциируется с языческим идолами. Рельефы сохраняется в декоре каменных построек.

Храмы украшаются мозаиками, фресками и деревянными иконами. Особенно широко применяется фреска – роспись по сырой штукатурке – на которой изображаются религиозные и светские сюжеты.

После начала периода феодальной раздробленности в наиболее крупных княжествах формируются самостоятельные архитектурные и иконописные школы. При князе Андрее Боголюбском во Владимире возводятся Успенский собор, Золотые ворота, княжеский замок в Боголюбове и поэтичный храм Покрова на Нерли.


Билет 3.2. Основные направления и события внешней политики России во второй половине XIX века при императорах Александре II (1855–1881) и Александре III (1881–1894)


Поражение России в Крымской войне уменьшило ее влияние на международные дела, но не привело к утрате статуса великой державы. Европейские государства стремились изолировать Россию. Стараниями министра иностранных дел России князя А.М. Горчакова на Парижской конференции в 1856 году удалось сохранить свои территории.

Во внешней политике России второй половины XIX века выделяют два этапа:

1) 1856–1871 – от Парижского конгресса и нейтрализации Черного моря до отмены решений Парижского конгресса о статусе Черного моря. Основными задачами внешний политики России на этом этапе были выход из политической изоляции, поиск союзников в Европе, борьба за отмену решений Парижской конференции. Эти задачи решались дипломатическими способами. Новая внешнеполитическая концепция России была сформулирована Горчаковым как «собирание сил». Это означало, что Россия должна использовать возникающие между европейскими государствами противоречия в свою пользу. Главным партнером России в Европе в это время становится Пруссия.

2)1871–1891 – до заключения союза с республиканской Францией и начала формирования Антанты. После поражения Франции в 1870 году во франко-австрийской войне Россия освободила себя от решений Парижского конгресса и начала активно вмешиваться в европейские дела. Но международную ситуацию осложняло образование Германии и возникшие противоречия между Россией и Германией. В 1873 году Россия заключила союз с Германией и Австрией, но этот союз не удержал Германию от новой войны с Францией. С 1875 года Россия начинает сближаться с Францией и в 1891 году был заключен союзный договор. Таким образом в Европе сложилось два крупных военных блока: Тройственный союз (Германия – Австрия – Турция), стремившиеся к захвату колоний и переделу сфер влияния и Антанта (Россия – Франция – Англия), стремившиеся не допустить мирового передела.

Балканы. Во второй половине XIX века православные народы Балкан начали войну за освобождения от рабской зависимости от мусульманской Османской империи. В 1875–1876 году началось восстание в Болгарии, Сербии, Черногории. В ходе восстания часть славянских территорий заняла Австрия, объявившая себя покровительницей православных народов. В 1877 году Европейские державы потребовали от Турции провести реформы в пользу славян. Турция такие реформы проводить отказалась и тогда Россия ввела свои войска в Болгарию.

В ходе русско-турецкой войны 1877–1878 годов особо жестокие бои шли за перевал Шипка и за город Плевна. 8 января 1878 года русские вошли в город Адрианополь и угрожали захватить Константинополь. Ввиду этой угрозы Турция согласилась на все условия России. По Сан-Стефанскому мирному договору с Турцией были образованы славянские государства Сербия, Черногория, Румыния и Болгария. В Болгарии введена конституция.

Победа в русско-турецкой войне была омрачена проигрышем на Берлинской конференции. Конгресс сохранил Сербию и Черногорию, разделил Болгарию, вернув большую ее часть Турции, закрепил захваты Австрии.

Средняя Азия. Во второй половине XIX века Россия продолжила движение на юг в Азербайджан, Казахстан и Туркмению. Во многом это движение было вызвано постоянным встречным движением англичан и сокращением поставок хлопка из США. Многие среднеазиатские ханства добровольно принимали Российское подданство, но некоторые приходилось и захватывать. В присоединенных областях русское правительство сохраняло местное управление, развивало производство хлопка и животноводство, отменяло рабство, прокладывало железные дороги и стремилось поднять культуру местного населения.

Дальний Восток. Путем мирных переговоров с Китаем России удалось присоединить к себе Уссурийский край и Амурскую область, установить четкую границу с Китаем. В 1855 году были установлены постоянные дипломатические отношения с Японией. В Японии открыта православная миссия во главе с епископом Николаем (Касаткиным), уроженцем Тверской области. В 1867 году Россия и Япония договорились о совместном обладании островом Сахалин, а в 1875 году в обмен на Сахалин Россия отказалась от Курильских островов. В 1867 году рискуя потерять Аляску и не имея возможности к ее эффективному экономическому развитию, Россия продает ее США за 7,2 миллиона долларов.


Билет 4.1. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII веке


Главными направлениями борьбы Руси в XIII веке было южное (татары) и западное (немецкие рыцарские ордена и Швеция).


1. Борьба с татарами


Татаро-монгольские племена в XII–XIII веках занимали территорию современной Монголии и Бурятии и находились на стадии разложения первобытно-общинного строя. В начале XIII века разрозненные племена были объединены Чингисханом. В 1211 году Чингисхан начал завоевательные походы и к началу 1220-х годов столкнулся с половцами. Половцы просили помощи у русских князей и в 1223 году состоялась сражение на реке Калка, которое татары выиграли. Но дальше они не пошли. В 1235 году курултай (съезд племен) принимает решение о вторжении на Русь и назначает главнокомандующим внука Чингисхана ханаБатыя. В 1236 году монголы разгромили Волжскую Булгарию и зимой 1237 года вторглись в пределы Рязанского княжества. Монголы прошли всю Северо-Восточную Русь, разорив практически все города, кроме Новгорода. В марте 1238 года решающее сражение между монголами и объединенным русским войском по руководством Великого князя Владимирского Юрия Всеволодовича произошло на реке Сить. Князь Юрий в битве погиб, а войско было разгромлено.

В 1240 году Батый пошел на Южную Русь. В декабре был взят Киев, в 1241 году разгромлено Галицко-Волынское княжество. Из Южной Руси Батый двинулся в Западную Европу и дошел до Вены. Папа Римский призвал европейских королей к крестовому походу против монголов. Но монголы уже были ослаблены в боях, и поэтому повернули обратно. В 1242 – 43 годах монголы основали в нижнем Поволжье свое государство – Золотую Орду. Русь не утратила своей государственности и религии, но стала вассалом Орды. Иго включало в себя целый ряд мер. В 1257–1259 годах была проведена перепись русского населения монголами для исчисления дани (ордынский выход с каждого двора). В 50–60 годах XIII века оформилась система баскачества. В русские земли назначались наместники – баскаки – с целью удержания населения в повиновении и сбора дани. После волны восстаний в Ростове, Ярославе, Владимире