Холокост в годы Второй Мировой войны
в гетто. Скрыться из него или подготовить вооруженное сопротивление также было сложнее, чем в гетто. Эти концлагеря были ликвидированы нацистами буквально накануне вступления в них советских войск в сентябре 1944 г. Узники, по мере приближения фронта, частично были уничтожены, а частично перевезены на территорию рейха.В 1941-1942 гг. в Польше были созданы 6 лагерей смерти для уничтожения евреев - Хелмно, Белжец, Собибор, Треблинка, Майданек, Освенцим. Только в Освенциме (Аушвице) было убито более 1 миллиона евреев. Он был впервые опробован на советских военнопленных. Врачи Освенцима проводили селекцию и опыты над обреченными. Узников уничтожали вплоть до середины января 1945г.
Воздухонепроницаемые фургоны с выведенными внутрь выхлопными газами использовались в лагере смерти Хелмно (здесь уничтожили 300.000 евреев). Он начал действовать уже в декабре 1941 г.
Лагерь смерти Белжец функционировал с марта по декабрь 1942 г. Здесь погибло около 600.000 евреев.
В Треблинке до августа 1943 г. нацисты уничтожили 870.000 евреев.
В октябре 1943 г. (после восстания и побега узников) прекратил существование лагерь смерти Собибор, в котором погибли 250.000 евреев.
Сотни тысяч евреев были уничтожены в Майданеке под Люблином.
На всём протяжении многовековой еврейской истории никогда антисемитизм не принимал столь чудовищных размеров и таких звериных форм, как в период нацистского владычества.
Заключение
Полное осознание Холокоста лежит за пределами человеческого разума. На Земле уже живут поколения, которые, к их счастью, не могут помнить о "сожженных заживо". По тематике Холокоста десятки лет в странах Европы, а также у нас, работают особые мемориальные и научные учреждения, собираются тысячи свидетельств случайно уцелевших, со временем все более редких очевидцев, издается множество документальных сборников, судебно-следственных материалов, монографий и статей. И все-таки простому читателю мало что известно о страшном всемирно-историческом феномене Холокоста.
В 2000 году в столице Швеции прошел первый международный форум по Холокосту. В этом форуме участвовали 600 делегатов из 47 стран, в том числе из России, среди них 20 президентов и премьер-министров. Представляется неслучайным тот факт, что первым о Холокосте людям поведал швед Свен Норман, в годы войны выполнявший роль курьера польского движения сопротивления.
В 2002 году министры образования стран-участниц Совета Европы приняли резолюцию о том, что во всех школах их государств следует проводить "День памяти", призванный почтить память жертв Холокоста.
В 2005 году на 60-том заседании Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение о том, что 27 января станет Международным днем памяти жертв Холокоста.
Не прошло и полувека, как западные немцы стали осознавать, что их отцы и деды, служившие в вермахте, - военные преступники, которые под предлогом борьбы с коммунизмом, а заодно и с евреями, с нечеловеческой жестокостью расчищали мир для германской экспансии.
Огромные деньги выплачивает до сих пор немецкое государство жертвам нацизма любых стран и национальностей. Канцлер ФРГ Вилли Брандт встал на колени в Освенциме с мольбой о прощении за гибель евреев от рук его соотечественников.
Холокост имеет универсальные черты. Во-первых, это пропаганда ненависти к какому-либо народу, требования ограничения его прав и изгнания со своей территории. Во-вторых, осуществление геноцида по этническому принципу. В каждом политическом движении, использующем расистские и националистические лозунги, видна тень Холокоста. В-третьих, равнодушие и отсутствие противодействия со стороны мирового сообщества тенденции распространения расизма в отдельно взятом государстве, в итоге обернувшееся гибелью 6 миллионов человек.
Без стремления осознать истоки, ход и последствия антисемитизма в Германии, как одного из наиболее значимых примеров истории, человечество не застраховано от повторения ошибок своих предков.
Нельзя не отметить, в свете печально известных событий начала XXI века, связанных с межэтническими конфликтами и войнами на Ближнем Востоке, все большее количество людей проявляет интерес к проблемам национального неравенства, требуя их решения мирным путем.
1 Большая российская энциклопедия.- М., 1999.-С. 57.
2 Соломон Лурье, Антисемитизм в древнем мире.- М., 1996.-С. 5.
1 Асиновский А.И. Евреи по страницам истории. - Ростов-на-Дону, 1997.-С. 34.
1 Крейг Г. Немцы. - М., 1997.-С. 45.
1 Крейг Г. Немцы. - М., 1997.-С. 47.
2 Таланцев Д.А. Истоки и следствия антисемитизма. - М., 2000.-С. 22.
1 Гаднелин К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ века//Вопросы философии. - 1992. - № 2.-С. 19.
1 Лакёр У. Холокост. - М., 2005.-С. 36.
1 Ветте В. Война на уничтожение: Вермахт и Холокост//Новая и Новейшая История. - 1999. - № 3.-С. 24.
2 Крейг Г. Немцы. - М., 1997.-С. 56.
1 Альтман И.И. Жертвы ненависти. Холокост в СССР. 1941-1945 гг.. - М., 2002.-С. 15.
1 Мадиевский С. Почему Холокост?//Новый мир. - 1999. - № 9.-С. 13.
1 Рашковский С. Судьбы Европы или недоученные уроки Холокоста//Эхо планеты. - 2005. - N 4.-С. 18.