Рерих Н К

недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени - женское и мужское.” (Н.К.Рерих, “Из литературного наследия”, изд. “Изобразительное Искусство”, Москва, 1974, стр.239, статья “Сорок лет”)
По окончании их большой экспедиции в 1928 году семья поселилась в долине Кулу на высоте 6500 футов у подножья Гималаев, с великолепным видом на долину и окружающие ее горы. Это место стало их домом на долгие годы. Здесь они организовали Гималайский Исследовательский Институт “Урусвати”, целью которого было изучение и систематизация материалов только что завершенной экспедиции, а также и будущих исследований. Научные направления Института включали ботанику, этнографию, лингвистические исследования и изучение археологических находок. Под руководством отца сыновья Рерихов, Юрий и Святослав, создали коллекцию лекарственных трав и провели глубокое исследование по ботанике и древней медицине, а также тибетской и китайской фармакопее.
В следующем году, во время своего приезда в Нью-Йорк на открытие нового здания Музея Рериха, Николай Константинович поднял вопрос, который был так близок его сердцу в течение многих лет. Используя Красный Крест как пример, он предложил проект международного пакта о защите культурных ценностей как в военные, так и в мирные времена, - тот самый проект, который ему не удалось осуществить в 1914 году. С помощью юристов, специализировавшихся в международном праве, он написал первоначальный текст Пакта. Он также предложил особое знамя, - Знамя Мира, - которое должно было отмечать места, находящиеся под защитой Пакта. По его предложению, на белом фоне Знамени должны были быть изображены три красных круга, заключенные в красное кольцо. Существует много различных интерпретаций этого символа. Самые распространенные из них видят в нем символ Религии, Искусства и Науки как аспектов Культуры, представленной замыкающим их кольцом, или символ прошлых, настоящих и будущих достижений человечества, охраняемых кольцом вечности. Этот символ можно найти на печати Тамерлана, на тибетских, кавказских и скандинавских украшениях, на византийских и римских древностях. Он украшает образ Страсбургской Мадонны. Его можно видеть на многих из полотен Рериха; особенно выделяется он на картине “Мадонна Орифламма”, изображающей Женщину как держательницу и защитницу Знамени. Этот знак и сопровождающий его девиз: “Pax Cultura” - “Мир через Культуру” - символизировали рериховское видение, его представление о будущем человечества. Он писал: “Давайте объединимся - вы спросите, как? Согласитесь, что самым легким было бы создать общий, искренний язык, - может быть, язык Красоты и Знания”. В результате усилий Рериха и его сотрудников 13 апреля 1935 года Пакт, наконец, был подписан в Вашингтоне, в Белом Доме, странами Северной и Южной Америк - членами Пан-Американского Союза. Этот Пакт не потерял силы и поныне. И в наше время множество отдельных людей, групп и ассоциаций продолжают распространять идеи Пакта Рериха, Знамени Мира и стоящих за ними принципов.
В живописи Рериха, связанной с Гималаями, сильнее всего выражаются величие его духа и сознание своей миссии, которые вели его по избранному пути. В этих картинах чувствуется драматичность, сознание неотложности послания, которое надо передать либо получить, понимание необходимости приветствовать путника, выполнить миссию, пройти свой путь...Горы высятся как символ духовных целей, которые человечество должно себе поставить. Рерих направляет людей к их духовному предназначению и напоминает им, что это их обязанность и ответственность - подготовиться к Новой Эре, когда Ригден-Джапо соберет свое войско и под Знаменем Света победит силы тьмы. Рерих- воин уже был вооружен и готов к бою; его целью было собрать и подготовить к битве армию воинов, на доспехах которых начертано слово “культура”.
Вечный поиск утонченности и красоты был для Рериха священным. Он верил, что, хотя земные храмы и предметы искусства могут гибнуть, мысль, которая вызывает их к жизни, не умирает, но составляет часть вечного потока сознания, и что устремления человека питаются его целенаправленной волей и энергией его мысли. И, наконец, Рерих верил, что мир на Земле есть необходимое условие для выживания планеты и для непрерывного процесса духовной эволюции, и призывал людей помочь достижению мира, найдя общий язык в сознании Красоты и Знания.
Николай Константинович Рерих умер в Кулу 13 декабря 1947 года. Его тело было кремировано, и часть праха захоронена на склоне, обращенном к его любимым горам, которые он изображал на многих из почти семи тысяч своих картин.


Семья Рерихов
(Н.К. Рерих первый справа)



Елена Ивановна Рерих



1947. Tempera on board, 36.8 x 52.7 cm
Nicholas Roerich Museum, New York, New York



1924. Tempera
Bolling Collection, Miami, Florida



1937. Oil on canvas, 137 x 150 cm
Nicholas Roerich Museum, New York