Экономический рост

ТЕМА 19. .


Экономический рост – это увеличение реального ВНП в долгосрочном периоде, это наиболее важный показатель экономических успехов станы. Для измерения экономического роста используются показатели абсолютного прироста или темпов прироста реального ВНП в целом или на душу населения.

Принято выделять три основных типа экономического роста: экстенсивный, интенсивный и смешанный (реальный). Характеристика этих типов дана выше. Особенность современного экономического роста состоит в том, что он тесно связан с ростом производительности труда.

Экономический рост определяется следующими основными факторами:

1.Вложениями в человеческий капитал, что дает возможность использовать труд высококвалифицированных работников.

2.Наличием основного капитала, количеством и качеством природных ресурсов и новыми технологиями.

3.Эффективностью использования всех ресурсов.

4.Увеличением совокупного спроса, особенно такого его компонента как инвестиции. Доля инвестиций в ВВП более 25 % способствует высоким темпам экономического роста.

Также немаловажную роль играют благоприятные погодные условия и отсутствие природных катаклизмов, грамотная государственная политика, достаточно высокий уровень сбережений (не менее 12-14 % ВВП), причем направляемых на фондовый рынок, увеличение расходов на науку и образование.

Существуют следующие модели экономического роста:

Классические модели.

Один из имеющихся на сегодня подходов основан на теории производственных функций. Реальные темпы прироста ВНП можно разложить на совокупный вклад факторов производства (затраты труда и затраты капитала) и остаток (названный именем лауреата Нобелевской премии, американского экономиста Р.Солоу), принимаемый как вклад повышения производительности на единицу затрат, делится на вклад «улучшения распределения ресурсов» и вклад «научно-технического прогресса». Остальное составляют совершенствование системы управления, маркетинга, повышение эффективности внешнеэкономических связей и т.д. Остаток Солоу можно считать вкладом научно-технического прогресса, т.к. все его компоненты связаны с научно-техническим прогрессом. Определяется остаток Солоу из следующей производственной функции:

∆Y =∆ A • ∆Ka • ∆ Lb ,

где ∆Y - темп экономического роста,

∆ A – вклад научно-технического прогресса,

∆K- изменение капиталовооруженности,

∆ L- изменение занятости,

a,b-степенные коэффициенты, показывающие долю факторов K и L в национальном доходе.

В кейнсианских моделях (Домара-Харрода) рассматривается влияние на экономический рост инвестиций, как компонента AD, с учетом мультипликатора и акселератора.

Основными целями экономического роста любой страны, в том числе Республики Казахстан, являются повышение благосостояния населения. В последнее десятилетие в мире все более актуальным становится вопрос о качестве экономического роста, в связи с чем, все больше внимания уделяется таким аспектам экономического роста как экологическая безопасность, социальная направленность и использование высоких технологий. Приоритетным направлением является достижение экономического роста путем укрепления внутриполитической стабильности и единства общества.

Государственная политика Республики Казахстан в области экономического развития определяется такими стратегическими документами, как Программа «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» и Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы.

Послание Президента страны народу Казахстана. Н. А. Назарбаев «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» включает следующие семь долгосрочных приоритетов:

Национальная оборона.

Внутриполитическая стабильность и консолидация общества.

Экономический рост, базирующийся на открытой

рыночной экономике с высоким уровнем масштаба иностранных инвестиций и внутренних сбережений.

Здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана.

Энергетические ресурсы.

Инфраструктура, в особенности транспорт и связь

Профессиональное государство.

Эти долгосрочные приоритеты должны служить для концентрации усилий государства и наших граждан, стать основой критериев при формировании бюджета страны и кадровой политики. Стратегия концентрирует усилия на конкретных действиях, намеченных в годовых, трех и пятилетних планах. Приоритетные цели стратегического плана:

Укрепление национальной безопасности путем более активных отношений с ведущими странами, привлечения капитала в энергетический сектор Казахстана и разработки военной доктрины нашей страны.

Решение наиболее острых проблем села.

Борьба с бедностью и безработицей.

Достижение экономического роста путем укрепления внутриполитической стабильности и единства общества.

Завершение всех социально-экономических реформ, итогом которых является своевременная выплата пенсий, заработной платы и социальных пособий.

Создание благоприятного инвестиционного климата.

Ускорение реформы правительства и государственной службы, усиление борьбы с коррупцией и злоупотреблениями.

В Республике Казахстан документом, определяющим изменение качества экономического роста на современном этапе, является Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, правовой основой которой является Указ Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года № 1096 «О Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы», а также Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 августа 2003 года № 775 «О неотложных мерах по развитию институционального обеспечения научно-инновационной деятельности, направленной на реализацию Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы», Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 июля 2003 года № 712-1 «Об утверждении Плана мероприятий на 2003-2005 годы по реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы» (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства РК от 29.12.03 г. № 1341; от 22.01.04 г. № 68; от 18.11.04 г. № 1218; от 03.12.04 г. №1257, Программа Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы от 16.02.2006).

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан была принята с целью достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике. Основным вопросом Стратегии является увеличение производства конкурентных товаров и услуг в обрабатывающей промышленности, а также стимулирование развития экспортоориентированной продукции. Ее реализация осуществляется в 3 этапа: первый – 2003-2005 гг., второй – 2006-2010 гг., третий – 2011-2015 гг.

Наиболее важными задачами Стратегии являются:

1) Обеспечение в обрабатывающей промышленности среднегодовых темпов роста в размере 8-8,4%. По данным статистики, начиная с 2005 г., темпы роста в обрабатывающей промышленности превысили аналогичный показатель в горнодобывающей промышленности (соответственно 106 и 103,2 %%). Учитывая, что СИИР была принята в 2003 г., внешний временной лаг составил 2 года.

2) Повышение производительности труда к 2015 г. по сравнению с 2000 г. не менее чем в 3 раза и снижение энергоемкости ВВП в 2 раза. В качестве индикаторов международной конкурентоспособности выпускаемой продукции отраслей, включенных в кластеры, приняты:

- превышение доли продукции отрасли на мировом рынке над суммарной долей страны в общей мировой торговле;

- превышение отраслевого экспорта над импортом.

Потенциальная конкурентоспособность имеет место при превышении следующих мировых показателей: темпов роста объемов продаж; прибыли и инвестиций; уровня производительности труда в отрасли .

3) Повышение производительности основных фондов обрабатывающей промышленности;

4) Стимулирование создания наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств. Научно-технологическая политика Казахстана направлена на внедрение новых технологических укладов, освоение новых переделов в обрабатывающей промышленности, развитие национального научно-технического потенциала, преодоление разрыва между наукой и производством, стимулирование инновационной деятельности, обеспечение реального трансферта передовой иностранной технологии;

5) Переход на мировые стандарты во всех отраслях экономики и управления;

6) Создание предпринимательского климата, структуры и содержания общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор и совершенствовать конкурентное преимущество, осваивать элементы в цепочке добавленных стоимостей (ЦДС) в конкретных производствах в виде кластеров, добиваясь наибольшей добавленной стоимости. Теория ЦДС первоначально являлась микроэкономической концепцией, а затем стала применяться на макроэкономическом уровне. В настоящее время устойчивое развитие страны зависит от того, насколько она интегрирована в ЦДС, поэтому важно вовлечь отечественные компании в те отрасли, где ЦДС высокая. Под «кластером» (английский, «пучок») понимается группа компаний или фирм, работающих в разных секторах экономики, деятельность которых направлена на производство одного конечного продукта. По определению М.Портера, кластеры – группы промышленных отраслей, зависимых от связей разного вида. Национальные кластеры формируются компаниями и секторами экономики посредством вертикальных (покупатель-поставщик) или горизонтальных (общие потребители, технология) связей с основными участниками, находящимися в одном регионе. Кластеры должны располагаться поблизости, обычно на расстоянии одного дня езды на машине, дальние расстояния ассоциируются с низкой динамикой и снижением конкурентоспособности. Географическое сосредоточение конкурентов, потребителей и поставщиков в регионе способствует инновационным внедрениям и конкурентоспособности в кластере. Конкурентоспособность кластера будет больше, чем сумма его составляющих компонентов, так как дополнительные сравнительные преимущества возникают через связи внутри этой системы.

Система включает в себя фирмы (потребители, поставщики, многоотраслевые компании) и организации со вспомогательными функциями (обучение и модификация, относящиеся к промышленности услуги, рекламные агентства, исследовательские институты, администрация). Отношения в системе характеризуются такими особенностями, как высокий уровень внутренней конкуренции, сбалансированность и интенсивное внутрикластерное сотрудничество в развитии основных, сопутствующих производств и специализированного сервиса. В мировой практике появилась тенденция, когда крупные компании концентрируются на главном, отдавая другим производство промежуточных продуктов, поэтому кластеры оказывают мощный эффект на развитие малого бизнеса.

В Республике Казахстан определены 7 кластеров: «Туризм», «Пищевая промышленность», «Текстильная промышленность», «Металлургия», «Нефтегазовое машиностроение», «Строительные материалы», «Транспортная логистика» [92].


Динамика роста физического объема обрабатывающей промышленности.


Годы Прогноз без учета СИИР Прогноз с учетом СИИР Фактические данные

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

8,6

8,6

8,6

5,6

5,6

5,6

5,6

5,6

8,9

8,9

8,6

6,9

6,9

6,9

6,9

6,9

7,9

8,9*

6


Источник: Жумагалиева Р. Роль институтов развития Казахстана в реализации Стратегии индустриально-инновационного развития //Экономика и статистика.-2005.-№3.-с.91-95

* По данным статистики 9,2 %.

Представляет интерес прогноз развития экономики Казахстана в целом до 2015 г., сделанный казахстанскими учеными А.Байзаковым и Ж.Бопиевой. Благодаря реализации Стратегии индустриально-инновационного развития (СИИР) произойдут следующие изменения экономических показателей:

-валовая добавленная стоимость увеличится с 2077,8 до2380,2 млрд. тенге (в ценах 2000 г.);

- энергоемкость ВВП сократится с 4,99 до 2,46 %;

-производительность труда увеличится с 0,0045 до 0,0101 млрд. тенге на человека в год;

- выпуск в основных ценах увеличится с 5590,3 до 5764,6 млрд. тенге;

-капиталоотдача сократится с 1,923 до 1,666 тенге/тенге;

-зарплатоемкость сократится с 13,2 до 8,3 % за счет сокращения численности занятых в экономике с 1239,8 до 571,3 тыс. чел. [103].

Прирост показателя ВДС с учетом СИИР за период 2006-2015 гг. составит 144,8 % против 113,7 % без учета СИИР. Если использовать прознозы вышеуказанных авторов, темпы роста ВДС по годам составят:

Прогнозные темпы увеличения ВДС в экономике Казахстана. в процентах к предыдущему году


год Темп увеличения ВДС без учета СИИР Темп увеличения ВДС с учетом СИИР

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

4,5

8,6

8,7

8.9

9,0

9,2

6,8

6,9

6,9

6,9

7,0

4,5

9,5

9,6

9,7

9,7

9,8

9.1

9,1

9,1

9,1

9,1


*Источник: Байзаков А., Бопиева Ж. Методика построения макроэкономических прогнозов на основе балансовых моделей //Транзитная экономика.-2005.-№ 2.-с.12-23.

Вопросы для контроля:


Что такое экономический рост? Имеет ли место экономический рост в настоящее время в Республики Казахстан?

Каковы факторы экономического роста? Какие факторы, по Вашему мнению, оказали существенное влияние на высокие темпы экономического роста в Республики Казахстан в настоящее время?

Какой программный документ определяет стратегию экономического развития Республики Казахстан?

Насколько важно развитие обрабатывающих отраслей промышленности?

Какова роль образования в достижении устойчивого экономического роста экономики?

a

b