Рерих Н К
Николай Константинович Рерих
(1874-1947)
Р А Н Н И Е Г О Д Ы
Николай
Константинович
Рерих родился
в России, в
Санкт-Петербурге,
9 октября 1874 г.,
и был старшим
ребенком в
семье юриста-нотариуса
Константина
Рериха и его
жены Марии. Он
вырос в благополучной
обстановке
русской семьи,
принадлежавшей
к верхушке
среднего класса,
со всеми связанными
с этим положением
преимуществами
- например,
возможностями
контакта с
писателями,
художниками,
учеными, которые
были частыми
гостями в доме
Рерихов. Уже
в раннем возрасте
он проявил
интерес и талант
к самым разным
занятиям. Когда
ему было девять
лет, известный
археолог приехал
для исследований
в их районе и
взял юного
Рериха с собой
на раскопки
древних захоронений.
Захватывающий
процесс раскрытия
своими собственными
руками тайн
забытых веков
зажег в нем
любовь к археологии;
эта любовь
осталась с ним
на всю жизнь.
Благодаря
другим контактам,
в нем развился
интерес к
коллекционированию
доисторических
предметов,
монет, минералов.
Он создал свой
собственный
гербарий для
изучения трав
и деревьев. С
самого раннего
возраста он
проявлял особые
способности
к рисованию,
и к шестнадцати
годам начал
всерьез думать
о поступлении
в Художественную
Академию, чтобы
стать профессиональным
художником.
Его отец, однако,
не считал живопись
подходящим
занятием для
достойного
члена общества
и настаивал
на том, чтобы
сын пошел по
его стопам и
начал изучать
юриспруденцию.
Сошлись на
компромиссном
решении, и осенью
1893 года Николай
поступил одновременно
в Художественную
Академию и в
Санкт-Петербургский
yниверситет.
В
1895 г. Рерих встретился
с выдающимся
писателем,
историком и
критиком Владимиром
Стасовым, который
затем познакомил
его с многими
композиторами
и артистами
того времени
: с Мусоргским,
Римским-Корсаковым,
Стравинским,
Федором Шаляпиным.
Посещая концерты
в Консерватории,
он впервые
услышал музыку
Глазунова,
Лядова, Аренского,
Вагнера, Скрябина
и Прокофьева,
и горячо и на
всю жизнь полюбил
музыку. Особенно
близок был ему
Вагнер, и впоследствии,
работая для
театра, он создал
оформление
к почти всем
операм этого
композитора.
Более того,
музыкальные
термины и аналогии
могут быть
непосредственно
применены к
живописи Рериха.
Он часто связывал
музыку с использованием
красок и цветовых
сочетаний, и
применял эти
свои ощущения
в оформлении
опер. В своей
книге “Мир
Рериха” Нина
Селиванова
писала: “Оригинальная
сила творчества
Рериха заключается
в его мастерской
и ярко выраженной
симметрии и
в определенном
ритме, как в
мелодии эпической
песни.”
Конец
1890-х годов принес
расцвет русского
искусства,
особенно в
Санкт-Петербурге,
где, под предводительством
Сергея Дягилева,
формировались
авангардистские
группы и союзы.
Дягилев учился
на юридическом
факультете
Университета
на год или два
раньше Рериха
и был одним из
первых ценителей
его как художника
и исследователя
русской старины.
Одним
из первых достижений
Дягилева было
основание,
вместе с княгиней
М. Тенишевой
и другими, журнала
“Мир Искусства.”
Журнал просуществовал
сравнительно
недолго, но
оказал большое
влияние на
творческие
круги России.
“Мир Искусства”
объявил себя
врагом академизма,
сентиментализма
и реализма и
познакомил
своих читателей
- в основном,
интеллигенцию
- с европейским
постимпрессионизмом
и модернистским
движением.
Рерих принимал
участие в выпуске
этого журнала
и входил в состав
редколлегии,
вместе с Александром
Бенуа и Леоном
Бакстом, которые
впоследствии
стали его
сотрудниками
на ранней стадии
Дягилевских
“Русских Балетов.”
Закончив
Университет
и получив диплом,
Рерих решил
провести год
в Европе, чтобы
посетить музеи,
выставки, студии
и салоны Парижа
и Берлина. Перед
самым отъездом
он познакомился
с Еленой Шапошниковой,
дочерью архитектора
Ивана Шапошникова
и племянницей
композитора
Модеста Мусоргского.
Между молодыми
людьми мгновенно
возникло взаимное
притяжение,
и вскоре они
были помолвлены.
Свадьба состоялась
по возвращении
Рериха из Европы.
Елена
Ивановна Рерих
была необычайно
одаренной
женщиной, талантливой
пианисткой
и автором многих
книг, включая
“Основы Буддизма”
и перевод на
русский язык
“Тайной
Доктрины”
Е.П.Блаватской.
Собрание писем
Е.Рерих является
кладезем мудрости,
духовных прозрений
и практических
жизненных
советов; всем
этим она делилась
со множеством
своих корреспондентов
- с друзьями,
врагами и
сотрудниками
равно.
Позже,
в Нью-Йорке,
Николай и Елена
Рерихи основали
Общество Агни-Йоги,
посвященное
Живой Этике
- учению, которое
обнимает и
синтезирует
философские
и религиозные
учения всех
веков...
Вскоре
после женитьбы
возникла
необходимость
в средствах
на содержание
молодой семьи,
и Н.К.Рерих подал
заявление на
замещение
должности
Секретаря Школы
при Обществе
Поощрения
Искусств. Должность
он получил и
позже стал
директором
этой школы. Это
была первая
из многих его
ролей как учителя
и глашатая
искусств...
Рерих
был полон решимости
реорганизовать
Общество и
спасти его от
академической
посредственности,
в которой оно
прозябало много
лет. Он ввел
систему художественного
образования,
которая даже
по сегодняшним
стандартам
кажется революционной.
Эта система
основана на
обучении всем
искусствам
- живописи, музыке,
пению, танцам,
театру, а также
так называемому
“прикладному
искусству”
- керамике, росписи
фарфора, черчению
- под одной крышей,
и на предоставлении
преподавателям
права свободного
выбора программы
обучения.
Взаимное
обогащение
различных видов
искусств, к
которому призывал
Рерих, свидетельствовало
о его склонности
к гармонизации,
к сведению
вместе, к нахождению
соответствий
между внешне
несхожими и
даже конфликтными
сторонами и
явлениями
жизни. Это было
характерной
чертой его
мышления, которая
сказалась на
всех направлениях
его деятельности.
Рерих
был одарен
способностью
видеть эти
связи и соответствия
как вполне
естественные
и очевидные
во всех проявлениях
жизни. Именно
эта способность
к синтезу, - талант,
которым он так
восхищался
в других и поощрял
в молодежи, -
давала ему
возможность
видеть связь
между субъективным
и объективным,
философским
и научным, Восточной
мудростью и
Западным знанием,
и строить мосты
взаимопонимания
между такими,
казалось бы,
противоречивыми
явлениями.
Рерих напоминал
нам, что противоречия
часто возникают
как результат
человеческого
невежества,
и что долгом
каждого человека
является развитие
и расширение
сознания, что
в конечном
счете приведет
к пониманию
иллюзорности,
относительности
всех вещей. Как
пишет Гарабед
Паэлиан в своей
книге “Николай
Рерих”, Рерих
“...изучал то,
что не замечалось
другими; видел
связи между
внешне не связанными
явлениями, и
подсознательно
чувствовал
присутствие
некоего неизвестного
сокровища”.
Может быть, это
“неизвестное
сокровище”
и есть то, что
в картинах
Рериха обращается
прямо к сердцу
зрителя, настроенного
на поиски внутреннего
смысла, и объясняет
трансцедентальные
ощущения, возникающие
у многих под
влиянием живописи
Рериха.
В
1902 году Рерихи
отпраздновали
рождение их
первенца Юрия,
а летом 1903-го и
1904-го годов совершили
большое путешествие
по сорока городам
России. Целью
Рериха было
сравнительное
изучение стилей
и исторического
своеобразия
русской архитектуры.
Вся эта экспедиция
была одним
непрерывным
открытием, так
как в каждом
из посещенных
ими мест Рериху
удавалось
открыть следы
русского прошлого:
древние монументы,
церкви, городские
стены, замки.
Во многих случаях
все это находилось
в полном запустении
в течение многих
веков. Как археолог
и историк искусства,
Рерих понимал,
что эти памятники
старины являются
ключом к истории
русской культуры,
и пришел к решению
привлечь общественное
внимание к этой
проблеме и
каким-то образом
найти пути и
возможности
для сохранения
и защите этих
ценностей. В
качестве первого
шага к этой
цели он написал
серию из семидесяти
пяти картин,
изображающих
древние строения.
Это путешествие
оказало глубокое
влияние на всю
дальнейшую
деятельность
Н.К.Рериха, так
как по возвращении
в Санкт-Петербург
он начал развивать
план, который,
как он надеялся,
должен был
привести к
организации
повсеместной
защиты культурных
ценностей.
Тридцать один
год спустя эта
его деятельность
увенчалась
принятием
международного
Пакта Рериха.
Такое направление
мышления не
было типичным
для начала
века; оно предвосхищало
понимание
важности
сохранения
культурного
наследия, -
понимание,
существующее
ныне почти во
всех странах
мира..
В
1904 году Рерих
написал первые
из своих картин
на религиозные
темы. Полотна
эти в основном
отражали русские
легенды и образы
русских святых
и включали
картины “Послание
к Тирону”, “Пещь
Огненная” и
“Ангел Последний”.
К этой тематике
Рерих возвращался
не раз, и позже
были написаны
разные варианты
этих картин.
Один автор так
описывает
“Сокровище
Ангелов”:
“Ангельское
воинство в
белых одеждах
стоит безмолвно,
ряд за рядом,
охраняя таинственное
сокровище, с
которым связаны
судьбы всего
мира. Это черно-синий
камень с высеченным
на нем изображением
распятия, сияющим
изумрудными
тонами.” Ангелы
были ранним
изображением
Иерархии Учителей;
убежденность
в их существовании
была основой
веры Рериха
в Великое Братство,
охраняющее
и направляющее
человечество
на вечном пути
эволюции. “Камень”,
изображенный
Рерихом, часто
фигурирует
в той или иной
форме в его
художественном
и литературном
творчестве.
Идея “сокровища”
используется
в названии
многих его
картин, - таких,
как “Сокровище
Гор”, “Клад
Захороненный”.
Совершенно
ясно, что он
имеет в виду
не материальные
богатства, а
духовные сокровища,
которые спрятаны,
как клад, но
доступны тем,
кто стремится
их найти.
Тем
временем, Рериховский
поиск археологических
сокровищ продолжался.
Особенный
интерес вызывал
в нем Каменный
Век, и он собрал
большую коллекцию
предметов этой
эпохи. Многие
из картин Рериха
отражают этот
интерес, - например,
картина “Три
Меча”, написанная
на археологичестую
тему и связанная
с древней легендой.
Рерих писал
о необычном
сходстве
принадлежавших
Каменному Веку
техники и методов
орнаментации
в самых далеких
друг от друга
районах мира.
Анализируя
эти соответствия,
он пришел к
весьма важному
выводу об общей
природе человеческого
самовыражения
и творчества.
Т Е А Т Р А Л Ь Н Ы Е Г О Д Ы
В 1906 году Сергей
Дягилев организовал
первую выставку
русской живописи
в Париже. Это
было первым
из многих его
антрепренерских
усилий, направленных
на привлечение
внимания европейцев
к русской музыке
и русскому
искусству.
Первая выставка
включала шестнадцать
картин Рериха.
На следующий
год Дягилев
познакомил
парижскую
аудиторию с
новым для нее
талантом Федора
Шаляпина,
исполнявшего
музыку Мусоргского,
Римского-Корсакова,
Бородина,
Рахманинова,
Скрябина, Глазунова,
Стравинского
и др. В 1909 году он
представил
Шаляпина в
опере Римского-Корсакова
“Иван Грозный”,
с костюмами
и сценическим
оформлением
Рериха. Поставив
- также в оформлении
Рериха - “Половецкие
танцы” из оперы
Бородина “Князь
Игорь”, Дягилев
вывел на сцену
группу русских
танцоров, положив
начало прославившимся
позднее “Русским
Балетам”. В
число новых
звезд входили
Павлова, Фокин,
Нижинский.
Оформление
Рериха, отличавшееся
выразительностью
изображения
древней культуры,
еще больше
укрепило его
репутацию как
художника.
Дягилев первым
ввел форму
искусства, в
которой оформитель
спектакля был
в то же время
и его соавтором.
Так, Александр
Бенуа повлиял
на создание
балета “Петрушка”,
а Николай Рерих
стал движущей
силой и, вместе
с Игорем Стравинским,
соавтором
балета “Весна
Священная”.
Называвшийся
вначале “Великая
Жертва: Картины
Языческой
Руси”, мотив
балета вырос
из всепоглощавшего
интереса Рериха
к древности
и, как он сам
писал в письме
к Дягилеву, из
“прекрасной
космогонии
земли и неба”.
В этом балете
Рерих пытался
изобразить
примитивные
обычаи древних
людей, приветствующих
весну-жизнедательницу
и приносящих
жертву Богу
Солнца Яриле.
Балетов на
подобные темы
до тех пор вообще
не существовало.
В равной степени
необычными
и неожиданными
были и музыка
Стравинского,
и хореография
Нижинского.
Все это вместе
вызвало противоречивое
отношение к
этому балету,
сохранившееся
на многие годы.
Один
из зрителей
так описывал
премьеру 29 Мая
1913 года в Париже:
“Ничто из когда-либо
написанного
о битве “Весны
Священной”
не дает даже
слабого представления
о
том, что происходило
на самом деле.
Театр, казалось,
дрожал от
землетрясения.
Он сотрясался.
Люди выкрикивали
ругательства,
завывали и
свистели, заглушая
музыку. Раздавались
пощечины и
удары... сам же
балет был удивительно
прекрасен”.
Объясняя
эту отрицательную,
варварскую
реакцию, Рерих
позднее писал:
“Я помню, как
во время первого
представления
публика свистела
и кричала так,
что ничего
нельзя было
услышать. Кто
знает, может
быть, в этот
самый момент
люди находились
в состоянии
внутренней
экзальтации
и выражали свои
чувства, как
самые примитивные
из племен. Но
я должен сказать,
что этот дикий
примитивизм
не имел ничего
общего с утонченным
примитивизмом
наших предков,
для которых
ритм, священный
символ и утонченность
жеста были
великими и
святыми понятиями”.
“Весна
Священная”
была кульминацией
сотрудничества
Рериха с Дягилевым,
в котором он
признавал
истинного
глашатая русского
искусства.
После смерти
Дягилева в 1929
году Рерих
писал: “Мы можем
считать достижения
Дягилева достижениями
великого человека,
но еще точнее
было бы видеть
в нем истинного
представителя
целого движения
синтеза, вечно-юного
представителя
великого момента,
когда современное
искусство
пошатнуло так
много условного
и внешнего”.
Т У Ч И В О Й Н Ы
В годы, непосредственно
предшествовавшие
Первой Мировой
войне, Рерих
предчувствовал
назревающую
катастрофу,
и его полотна
символически
выражали ужасающий
размах конфликта,
который, как
он понимал,
надвигался
на мир. В этих
работах Рерих
впервые выступает
как “пророк”.
В
картине “Небесный
Бой” Рерих
использовал
резкие контрасты
света и тьмы
как знамение
страшных событий
, ожидавших
Россию и всю
Европу в ближайшем
будущем. К этому
времени в его
манере изображения
как исторической,
так и природной
тематики символизм
и обращение
к аллегории
стали существенным
элементом. Как
писал один
критик: “Он
населял свой
мир не участниками
преходящих
драм и комедий,
но глашатаями
самых глубоких
идей о правде
жизни, об извечной
борьбе добра
и зла, о триумфе
светлого будущего
для всех людей”.
П
У Т Е Ш Е С Т В И
Е К
Д Р У Г
И М Б Е Р Е Г А
М
В 1915 году Рерих
заболел воспалением
легких. Для
выздоровления
врачи послали
его, вместе со
всей его семьей,
в Финляндию,
в Сортавалу.
В жизни семьи
Рерихов, как
и в судьбах
всего мира, это
время было
очень неспокойным.
В его картинах
того периода
- таких, как “Карелия
- Вечное Ожидание”
и “Ждущая”
- сама природа
этого холодного,
сурового края
скал и пустынных
берегов, казалось,
выражала острую
тоску. На полотне
“Ждущая”
взгляд женщины
устремлен на
горизонт, как
будто она ждет
какого-то знака
возвращения
давно ушедших
в море путешественников.
К
1917 году в России
бушевала революция,
и возвращаться
туда было опасно.
Семья начала
строить планы
путешествия
в Индию, к которой
их тянуло, как
магнитом, все
сильнее и сильнее.
Эти планы стали
вполне реальными,
когда в 1918 году
Рерих получил
приглашение
от шведского
антрепренера
приехать в
Стокгольм с
выставкой своих
работ. Оттуда
семья переехала
в Лондон по
приглашению
сэра Томаса
Бичема, который
предложил
Рериху оформить
новую постановку
“Князя Игоря”
в театре Ковент
Гарден.
А М Е Р И К А
Тем временем,
из Америки
пришло приглашение
от Чикагского
Института
Искусств. Приглашение
было принято,
и первая выставка
картин Рериха
с успехом открылась
в галерее Кингор
в Нью-Йорке в
1920 году. В Америке
Рерих не только
провел выставки
четырехсот
своих работ
в разных городах
страны, но и
оформил декорации
и костюмы к
постановкам
“Снегурочки”
и “Тристана
и Изольды”
в Чикагском
оперном театре.
Путешествуя
по Америке,
Рерих написал
серию картин
в штате Нью-
Мексико, а также
“Океанскую
Серию” на острове
Монхиган в
штате Мэйн, где
его семья провела
лето. Ему оказался
близок дух
предприимчивости,
с которым он
встретился
в Америке, и он
часто писал
о положительном
влиянии развивающейся
американской
технологии
на будущее
всего мира. В
Америке было
посеяны семена
будущей работы
и определены
судьбы тех
людей, на кого
повлияли рериховский
магнетизм и
сознание определенной
жизненной
миссии.
В
1921 году в Нью-Йорке
Рерих основал
Главный Институт
Объединенных
Искусств, который,
по его замыслу,
должен был
воплотить идеи
образования,
применявшиеся
им в Санкт-Петербурге.
Рерих сумел
привлечь талантливых
преподавателей.
В их число входили
Диммс Тэйлор,
преподававший
теорию музыки
и композицию;
Роберт Эдмунд
Джонс и Ли Симпсон,
обучавшие
театрально-
оформительскому
искусству, и
ряд других
высоко-квалифицированных
педагогов,
преподававших
такие предметы,
как игра на
всевозможных
музыкальных
инструментах,
рисование и
живопись, оформление
и иллюстрация,
скульптура,
архитектура,
балет, драма,
журналистика,
иностранные
языки. Среди
лекторов были
такие выдающиеся
личности, как
Джордж Беллоус,
Клод Брэгдон,
Норман Бел
Геддес и Старк
Янг.
Институт
процветал, но
просуществовал
только до 1937 года.
Страна была
в тисках Великой
Депрессии,
семья Рерихов
- в экспедиции
на Востоке,
фонды иссякли,
и ход событий
привел к полному
развалу организации,
которую Рерих
и его сотрудники
строили с таким
трудом.
В
1949 году учреждение
возродилось
как Музей Николая
Рериха под
руководством
Зинаиды Григорьевны
Фосдик, которая
была одним из
учредителей
Главного Института
и членом его
преподавательского
состава. Музей
поселился в
небольшом
особняке на
Западной стороне
Манхэттена,
на 107-ой улице,
где он и находится
до сих пор. Здесь
можно видеть
многие полотна
из первоначальной
коллекции; за
прошедшие годы
коллекция Музея
пополнилась
некоторыми
из важнейших
картин Н.К.Рериха
и сейчас является
одним из самых
широко-представленных
собраний его
живописи.
Живя
в Америке, Рерих
продолжал
планировать
путешествие
в Индию. Влияние
духовных ценностей
Востока сказывается
на творчестве
Рериха того
времени. Его
можно видеть
в его “Океанской
Серии”, состоящей
из трех картин:
“Сам Вышел”,
“Мост Славы”
и “Чудо”. Эти
полотна выражают
духовную силу,
которая становилась
характерной
для его работ.
На полотне
“Мост Славы”
Св.Сергий Радонежский
в глубокой
задумчивости
идет на фоне
синего моста,
образованного
северным сиянием;
для Рериха это
было символом
духовного
моста, который
соединит небо
и землю.
Между
1916 и 1919 гг. Рерих
написал цикл
белых стихов,
опубликованных
сначала в Берлине
на русском
языке под названием
“Цветы Мории”,
а затем на английском
под названием
“Пламя в Чаше”.
В этих стихах
читатель может
найти описание
внутренних
странствий
Рериха и его
стремления
к духовным
поискам. Поэзия
Рериха вызывает
образы, позднее
использованные
им в картинах,
и отчасти помогает
нам понять
символику и
значение некоторых
из них.
В
очерке “Цветы
Мории: Тема
духовного
странствия
в поэзии Николая
Рериха” Ирина
Кортен пишет:
“Сердцевину
философии
Рериха составляет
индийская
концепция
безначальной
и бесконечной
вселенной,
которая проявляется
в повторяющихся
циклах создания
и разрушения
материальных
форм в результате
пульсации
божественной
энергии. На
человеческом
плане это выражается
в подъеме и
падении цивилизаций
и, в применении
к индивидуальной
жизни, в реинкарнации
души...” Как пишет
Рерих-поэт в
поэме “О Вечном”
:
......Брат, покинем
все, что меняется
быстро.
Иначе
мы не успеем
подумать о
том, что
для
всех неизменно.
Подумать
о
Вечном.
В мае 1923 года Рерихи, наконец, были на пути в Индию - в эту страну без возраста, где среди снегов Гималайских вершин они надеялись обратить свои мысли к Вечному.
И Н Д И Я
Рерихи
прибыли в Бомбей
в декабре 1923 года
и сразу же начали
путешествие
по культурным
центрам и
историческим
местам, встречаясь
в то же время
с индийскими
исследователями,
учеными, художниками
и писателями.
К концу декабря
они уже были
на южных склонах
Гималаев, в
Сиккиме, и по
скорости, с
которой они
достигли гор,
ясно было, что
Гималаи были
их главной
целью.
Они
начали исследовательскую
экспедицию,
которая прошла
по Китайскому
Туркестану,
Алтаю, Монголии
и Тибету. Это
было путешествие
по неисследованным
районам, где
они намеревались
изучать религиозные
верования,
языки, обычаи
и культуру
местных обитателей.
Об
этой первой
своей Центрально-Азиатской
экспедиции
Рерих написал
книгу “Сердце
Азии” - живой
рассказ о чудесах
земли и населяющих
ее людей. Но
еще более живыми
и выразительными
были его картины
- около пятисот
полотен, созданных
за время этого
путешествия.
В картинах
“Канченджунга”,
“Сиккимский
Перевал”, “Его
Страна”, “Великий
Дух Гималаев”,
в серии “Знамена
Востока” мы
видим, как
философские
идеи и концепции
превращаются
в зрительные
образы, окруженные
великолепной
природой Северной
Индии.
На
картине “Путь”
мы видим фигуру
Христа; он идет
по мучительно
трудному пути,
пролегающему
через ущелья
и пики Гималаев
- метафора
препятствий
и опасностей,
встречающих
духовного
путника. На
картинах Рериха
того времени
можно видеть
религиозные
образы и символы,
и особенно
важными были
образы Майтрейи
- Буддистского
Мессии, известного
в Пуранах как
Калки-Аватар,
в Монголии как
Ригден-Джапо,
на Алтае как
Белый Бурхан;
все эти образы
были описаны
в легендах,
связывавших
их с Правителем
Шамбалы, который
“появится на
земле для
окончательного
разрушения
зла, для обновления
всего сущего
и восстановления
чистоты”. (Цитируется
по “Теософскому
Словарю”
Е.П.Блаватской).
Путь
рериховской
экспедиции
был временами
очень труден.
Рерих говорит
о тридцати пяти
пересеченных
ими горных
перевалах
высотой от
четырнадцати
до двадцати
одной тысячи
футов. Однако
он чувствовал
себя рожденным
для этих испытаний,
веря, что суровость
гор помогает
человеку найти
в себе мужество
и развить силу
духа. И, несмотря
на все трудности
и препятствия,
рериховская
вера в заложенное
в жизни доброе
начало и духовность
человека только
укрепилась.
Написанная
Рерихом серия
из девятнадцати
картин “Знамена
Востока”
свидетельствовала
о единстве
религиозных
устремлений
и об общих корнях
человеческой
веры.
Контрастом
этой тематике
звучит другая
тема в живописи
Рериха: образ
Женщины и ее
предназначение
в будущем, и мы
можем предположить,
что написанное
Е.Рерих одному
из ее друзей
9 августа 1937 году
выражает и
точку зрения
самого Николая
Константиновича:
“...женщина должна
осознать, что
в ней заключены
все силы, и стоит
ей сбросить
с себя вековой
гипноз в своей
якобы законной
подчиненности
и умственной
слабости, заняться
всесторонне
своим образованием,
и она, в сотрудничестве
с мужским началом,
создаст новый
и лучший мир...
Космос утверждает
величие творческого
начала женщины.
Женщина есть
олицетворение
Природы, и не
человек учит
Природу, но
Природа учит
человека. Поэтому
пусть женщины
осознают все
величие своего
начала и устремятся
к знанию.”
(Цитируется
по изданию
“Письма Е.Рерих,
1935 - 1939, т.II”)
В картинах
“Ведущая”,
“Труды Мадонны”,
“Матерь Мира”
Рерих изобразил
женскую божественную
сущность в
разных ее ипостасях.
Образ “Матери
Мира”, - эквивалент
индийских
Лакшми и Кали,
- выполненный
в величественно-глубоких
синих и фиолетовых
тонах, представляет
собой один из
наиболее
вдохновляющих
образов в творчестве
Рериха. Невозможно
переоценить
роль Елены
Ивановны Рерих
в жизни и творчестве
Николая Константиновича.
Их союз можно
рассматривать
как полное и
всестороннее
взаимное
сотрудничество,
продолжавшееся
всю жизнь. Ее
философские
взгляды, выраженные
в книгах Живой
Этики, полностью
разделялись
Рерихом и были
движущей силой,
вдохновлявшей
его в искусстве
и жизни. Незадолго
до сорокалетнего
юбилея их совместной
жизни он записал
в своем дневнике:
“Сорок лет -
немалый срок.
В таком дальнем
плавании могут
быть извне
встречены
многие бури
и грозы. Дружно
проходили
всякие препоны.
И препятствия
обращались
в возможности.
Посвящал я
книги мои: “Елене,
жене моей, другине,
спутнице,
вдохновительнице”.
Каждое из этих
понятий было
испытано в огне
жизни. И в Питере,
и в Скандинавии,
и в Англии, и в
Америке, и по
всей Азии мы
трудились,
учились, расширяли
сознание. Творили
вместе, и