Рыцарство
Вокруг рыцарей,которых одни называют неустрашимыми воинами,преданнымивассалами,защитниками слабых,благородными слугами прекрасных дам,галан-тными кавалерами,а другие-неустойчивыми в бою,нарушающими свое слово,алчными грабителями,жестокими угнетателями,дикими насильниками,кичливы-ми невеждами,вертелась в сущности история европейского средневековья,потому что они в те времена были единственной реальной силой.
Cилой ко-торая нужна была всем:королям против соседей и непокорных вассалов,кре-стьян,церкви;церкви-против иноверцев,королей,крестьян,горожан;владыкампомельче-против соседей,короля,крестьян;крестьянам-против рыцарей сосе-дних владык.Горожанам,правда,рыцари были не нужны,но они всегда исполь-зовали их военный опыт.Ведь рыцарь-это прежде всего профессиональныйвоин.Но не просто воин.Рыцарь,рейтер,шевалье и т.д. на всех языках зна-чит всадник.Но не просто всадник,А всадник в шлеме,панцире,со щитом,ко-пьем и мечом.Все это снаряжение было весьма дорогим:еще в конце X в.,когда расчет велся не на деньги,а на скот,комплект вооружения,тогда ещене столь обильного и сложного,вместе с конем стоил 45 коров или 15 ко-былиц.А это величина стада или табуна целой деревни. Но мало взять в руки оружие-им надо уметь отлично пользоваться.Дляэтого необходимы беспрестанные утомительные тренировки с самого юноговозраста.Недаром мальчиков из рыцарских семей с детства приучали носитьдоспехи-известны полные комплекты для 6-8 -летних детей.Следовательно,тяжеловооруженный всадник должен быть богатым человеком,располагающимвременем.
Крупные владетели могли содержать при дворе лишь очень неболь-шое число таких воинов.А где взять остальных ? Ведь крепкий крестьянин,если и имеет 45 коров,то не отдаст их за груду железа и красивого,но негодного для хозяйства коня.Выход нашелся:король обязывал мелких земле-владельцев работать определенное время на крупного,снабжать его нужнымколичеством продуктов и ремесленных изделий,а тот должен был быть готовопределенное количество дней в году служить королю в качестве тяжелово-оруженного всадника. На подобных отношениях в Европе выстроилась сложная феодальная систе-ма.И к XI-XII вв. тяжеловооруженные всадники превратились в касту рыца-рей.
Доступ в это привилегированное сословие становился все более труд-ным,основанным уже на родовитости,которая подтверждалась грамотами игербами.Еще бы:кому хочется тесниться и допускать к жирному куску пос-торонних.А кусок был жирным,и чем дальше,тем больше. За клятву верности сеньору рыцарь получал землю с работающими на негокрестьянами,право суда над ними,право сбора и присвоение налогов,правоохоты,право первой ночи и т.д. Он мог ездить ко дворам владык,развлека-ться целыми днями,пропивать,проигрывать в городах деньги,собранные смужиков.Обязанности его сводились к тому,чтобы во время военных дей-ствий служить на своих харчах сеньору около месяца в году,а обычно итого меньше. Ну а как рыцари воевали? По-разному.Сравнивать их с кем-то оченьтрудно,т.к. они в Европе были в военном отношении предоставлены самимсебе.Разумеется в сражениях участвовала и пехота-каждый рыцарь приводилс собой слуг,вооруженных копьями и топорами,да и крупные владетели на-нимали большие отряды лучников и арбалетчиков.Но до XIV в. исход сраже-ния всегда определяли немногие господа-рыцари,многочисленные же слуги-пехотинцы были для господ хоть и необходимым,но лишь полспорьем.Рыцариих в расчет вообще не принимали.Да и что могла сделать толпа необучен-ных крестьян против закованного в доспехи профессионального бойца намогучем коне ? Рыцари презирали собственную же пехоту.Горя нетерпениемсразиться с достойным противником,то есть рыцарем же,они топтали коня-ми мешающих им своих же пещих воинов.С таким же равнодушием рыцари от-носились и к всадникам без доспехов,лишь с мечами и легкими копьями. Водной из битв,когда на группу рыцарей налетел отряд легких всадников,они даже не сдвинулись с места,а просто перекололи своими длинными ко-пьями лошадей противника и только тогда поскакали на достойного врага-рыцарей. Вот тут-то и происходил настоящий бой:два закованных в железо всад-ника закрытых щитами,выставив вперед длинные копья,сшибались с налета,и от страшного таранного удара,усиленного тяжестью доспехов и весомлошади в сочетании со скоростью движения,враг с треснувшим щитом ираспоротой кольчугой или просто оглушенный вылетал из седла.Если жедоспехи выдерживали,а копья ломались,начиналась рубка на мечах.Это бы-ло отнюдь не изящное фехтование:удары были редкими но страшными.Об ихсиле говорят останки воинов,погибших в сражениях средневековья,-раз-рубленные черепа,перерубленные берцовые кости.Вот ради такого боя ижили рыцари.В такой бой они кидались очертя голову,забыв об осторожно-сти,об элементарном строе,нарушая приказы командующих.Хотя какие тамприказы-рыцарям лишь предлагали держать строй,их просили. При малейшем признаке победы рыцарь кидался грабить лагерь врага,за-бывая обо всем,-и ради этого тоже жили рыцари.Недаром некоторые короли,запрещая бойцам ломать боевой порядок при наступлении и ход битвы из-за грабежа строили перед боем виселицы для несдержанных вассалов.Боймог быть довольно долгим.Ведь он распадался обычно на нескончаемое ко-личество поединков,когда противники гонялись друг за другом. Рыцарская честь понималась весьма своеобразно.Устав тамплиеров раз-решал рыцарю нападать на противника спереди и сзади,справа и слева,ве-зде где можно нанести ему урон.Но если противнику удавалось заставитьотступить хоть нескольких рыцарей,их соратники,заметив это,как правило,ударялись в паническое бегство,которое не в силах был остановить ниодин полклводец.Сколько королей лишились победы только потому,что пре-ждевременно теряли голову от страха! Никакой воинской дисциплины у рыцарей не было и быть не могло.Ибо ры-царь-индивидуальный боец,привилегированный воин с болезнено острым чув-ством собственного достоинства.Он профессионал от рождения и в военномделе равен любому из своего сословия вплоть до короля.В бою он зависиттолько сам от себя и выделиться,быть первым может,только показав своюхрабрость,добротность своих доспехов и резвость коня.И он показывал этовсеми силами.Да кто же тут мог что-то ему указать,приказать ? Рыцарьсам знает все,и любой приказ для него-урон чести.Такое самосознание ры-царя было хорошо известно полководцам,государственным деятелям,светскими церковным.Видя,что несокрушимые всадники терпят поражение из-за своейгорячности и своеволия,вылетая в атаку разрозненными группами,и зная,что тяжелая конница непобедима,когда наваливаются всей массой,государ-ственная и церковная админестрации принимали меры,чтобы навести хотькакой-то порядок.Ведь к тому же рыцарей было мало.Например,во всей Анг-лии в 70-х гг. XIII в. насчитывалось 2750 рыцарей.В боях участвовалообычно несколько десятков рыцарей,и лишь в больших сражениях они исчис-лялист сотнями,редко переваливая за тысячу.Понятно,что это мизерное ко-личество полноценных бойцов нельзя было растрачивать,распылять по мело-чам.И тогда с конца XI-го века,во время крестовых походов,стали возни-кать духовно-рыцарские ордена со строгими уставами,регламентирующимибоевые действия.
Р Ы Ц А Р С К И Е О Р Д Е Н А С 1100 по 1300 г. в
Европе образовалось 12 рыцарских духовных орденов.Наиболее мощными и жизнеспособными оказались три: орден тамплиеров,орден госпитальеров и тевтонский орден.ТАМПЛИЕРЫ. Официально этот орден назывался "Тайное рыцарство Христово и ХрамаСоломона",но в Европе был более известен как Орден рыцарей Храма.(Егорезиденция находилась в Иерусалиме,на месте,где,по преданиям был рас-положен храм царя Соломона (tample-храм(франц.)).Самих же рыцарей назы-вали храмовниками.Создание ордена было провозглашено в 1118-1119 гг.девятью французскими рыцарями во главе с Хуго де Пейнсом из Шампани.Де-вять лет эти девять рыцарей хранили молчание,о них не упоминает ни одинхронист того времени.Но в 1127 г. они возвратились во Францию и заявилио себе.А в 1128 г. церковный Собор в Труа (Шампань) официально призналорден. На печати тамплиеров были изображены два рыцаря,скачущих на одной ло-шади,что должно было говорить о бедности и о братстве.Символом орденастал белый плащ с красным восьмиконечным крестом. Целью его членов было "по возможности заботиться о дорогах и путях, аособенно об охране паломников".Устав запрещал любые светские развлече-ния,смех,пение и т.д. Рыцари должны были дать три обета:целомудрие,бед-ности и послушания.Дисциплина была жесткой:"Каждый совершенно не следу-ет собственной воле,но более заботится о том,чтобы повиноваться прика-зывающему".Орден становится самостоятельной боевой еденицей,подчиня-ющийся только Великому магистру (им сразу был провозглашен де Пейнс) иПапе римскому. Тамплиеры к XII в. стали обдадателями неслыханных богатств и владелине только землями,но и верфями,портами,имели мощный флот.Они ссужалиденьги обедневшим монархам и тем самым могли влиять на государственныедела.Кстати,именно тамплиеры первыми ввели бухгалтерские документы ибанковские чеки. Рыцари Храма поощряли развитие науки,и немудрено,что многие техниче-ские достижения (например,компас) оказывались в первую очередь у них вруках. Искусные рыцари-хирурги врачевали раненых-это была одна из обязан-ностей ордена. В XI в. тамплиерам как "храбрейшим и опытнейшим в ратном деле лю-дям" была дарована крепость Газа в Святой земле.Но заносчивость принес-ла немало вреда "воинам Христовым" и явилась одной из причин пораженияхристиан в Палестине.В 1191 г. рухнувшие стены последней обороняемойтамплиерами крепости Сен-Жан-д'Акр погребли не только храмовников и ихВеликого магистра,но и славу ордена как непобедимого воинства.
ГОСПИТАЛЬЕРЫ.
Официальное название-"Орден всадников госпиталя святого Иоанна Иеру-салимского".В 1070 г. в Палестине купцом Мауро из Амальфи был основангоспиталь для паломников к святым местам.Постепенно там образовалосьбратство для ухода за больными и ранеными.Оно крепло,увеличивалось,на-чало оказывать достаточно сильное влияние и в 1113 г. было официальнопризнано Папой в качестве духовно-рыцарского ордена. Рыцари принимали три обета:бедности,целомудрия и послушания.Символомордена стал восьмиконечный белый крест.Первоначально он находился налевом плече черной мантии.У мантии были очень узкие рукава,что символи-зировало отсутствие свободы у инока.Позднее рыцари стали носить красныеодеяния с нашитым на груди крестом.В ордене были три категории:рыцари,капелланы и служащая братия.С 1155 г. во гдаве ордена становится Вели-кий магистр,которым был провозглашен Раймонд де Пюи.Для принятия важне-йших решений собирался генеральный капитул.Члены капитула отдавали Ве-ликому магистру кошель с восемью динариями,что должно было символизиро-вать отказ рыцаря от богатства. Первоначально главно главной задачей ордена был уход за больными иранеными.В главном госпитале в Палестине размещалось около 2 тыс. коек.Рыцари раздавали безвозмездную помощь беднякам,устраивали для них трираза в неделю бесплатные обеды.Госпитальеры располагали приютом дляподкидышей и грудных младенцев.Для всех больных и раненых были одинако-вые условия:одежда и пища одного качества вне зависимости от происхо-ждения.С середины XII в. главной обязанностью рыцарей становится войнас неверными и охрана паломников.Орден уже располагает владениями в Па-лестине и Южной Франции.Иоанниты начинают также,как и тамплиеры приоб-ретать большое влияние в Европе.
В конце XII в.,когда христиан выбили из Палестины,иоанниты обоснова-лись на Кипре.В 1309 г. госпитальеры стали форпостом христиан на Восто-ке.В 1453 г. пал Константинополь-Малая Азия и Греция полностью оказала-сь в руках турок. У иоанитов почти не было земель в Европе.И вот защитники христианстваприбыли к берегам Европы.Император Священный Римской империи Карл Vпредложил госпитальерам для проживания Мальтийский архипелаг.Отныне ры-цари госпитальеры стали называться Орденом мальтийских рыцарей. Уже с 1262 г. чтобы всупить в орден госпитальеров,необходимо былоиметь благородное происхождение.В последствии существовали две катего-рии втупающих в орден-рыцари по праву рождения и по призванию.В послед-нюю категорию попадают люди,которые не должны представлять доказатель-ств благородного происхождения.Им достаточно было доказать,что их отеци дед не были рабами и ремесленниками.Также в орден принимались мона-рхи,доказавшие свою верность христианству.В Мальтийском ордене моглисостоять и женщины. Рыцари имели определенные обязанности перед орденом-они не могли по-кинуть казармы без разрешения Великого магистра,проводили в общей сло-жности пять лет в конвенте (казарме рыцарей) на острове Мальта.Рыцаридолжны были проплавать на кораблях ордена не менее 2,5 лет-эта обязанн-ость называлась "караван". К середине XIX в. Мальтийский орден превращается из военной в духов-но-благотворительную корпорацию,коей остается и поныне.Резиденция маль-тийский рыцарей сейчас находится в Риме.
ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН.
Образован в 1199 г. Однако лишь в 1221 г. на тевтонцев распространи-лись все привилегии,которые имели и другие,старшие ордена тамплиеров ииоанитов.Рыцари ордена давали обеты целомудрия,послушания и бедности.Вотличие от других орденов,рыцари которых были разных национальностей,Тевтонский орден в основном состоял из немецких рыцарей. Тевтонский орден существует в Германии и по сей день.