Вексель. Специфика работы с векселями в России
состоящие из депозитных сертификатов, акций ссудо-сберегательных ассоциаций, казначейских обязательств, кредитных обязательств, удостоверяющих право на получение дохода (вексель попадает под эту категорию) и других ценных бумаг. Таким образом, в настоящее время в России объем и структура денежной массы в полной мере не контролируются органами регулирования.Хаотичное и кризисное состояние вексельного рынка в России даже не позволяет Центральному банку заниматься традиционной для «Банка банков» операцией-переучетом коммерческих и банковских векселей.
Неуправляемый и опасный для народного хозяйства характер развития вексельного рынка был осознан государством в 1996г.
В сентябре1996г. Банк России вводит норматив Н13 (норматив риска вексельных обязательств кредитных организаций), который ограничил операции коммерческих банков с векселями 200% от размера собственных средств (с 1 марта1997г. этот норматив ужесточен до 100%).
Центральный банк не разрешает в настоящее время кредитным организациям работать с векселями в бездокументарной форме. И, наконец, под эгидой ЦБ создается АУВЕР, призванная создать необходимую правовую, технологическую инфраструктуру вексельного рынка, обеспечить его информационную прозрачность.
Экономика России, в том числе вексельный рынок, в настоящее время совершает переход от состояния laissez-faire к активному государственному регулированию. В годы такого же перехода американской экономики президент США Франклин Рузвельт сформулировал роль государства следующим образом: «Я имею в виду не всеобъемлющее регламентирование и планирование экономической жизни, а необходимость властного вмешательства государства во имя истинной общности интересов но только различных регионов и групп населения нашей великой страны, но и между различными отраслями ее народного хозяйства». Последние инициативы Центрального банка свидетельствуют о том, что в основу регулирования вексельного рынка положена концепция, сформулированная великим американским реформатором.
2.2. Документооборот по векселям
Согласно основным законам вексельного обращения, вексель не нуждается в дополнительном оформлении, кроме записей, оформленных на нем, но как показывает практика, качество векселей, возможность их дальнейшего использования зависит от оформления действий с векселем.
Рекомендуется оформлять операции с векселями следующим образом:
1. Оформление договоров на само действие с векселем:
договор купли-продажи, договора поручения, договор комиссии;
2. копии векселя (лицевая и оборотная сторона);
3. Акт приема-передачи векселя;
4. При погашении векселя – расписку плательщика.
При совершении сделок по векселям на бирже существует ряд отличительных особенностей.
При приеме векселей на хранение на бирже составляется договор хранения векселей, в котором оговаривается количество векселей, их номинал и прочие условия;
При совершении сделок купли-продажи через биржу составляется договор о порядке проведения расчетов.
Кроме того, некоторые эмитенты, требуют регистрации всех индоссаментов в специализированных отделах.
3. Операции банков и предприятий с векселями
3.1. Вексельные кредиты
Вексельно-кредитные операции в банке, в какой бы форме они ни осуществлялись, начинаются с получения клиентом вексельного кредита. Кредиты в форме учета векселей и в форме специального ссудного счета под обеспечение векселей открываются раздельно. Вексельные кредиты делятся на постоянные и единовременные.
Кредиты по учету векселей могут быть предъявительскими и векселедательскими. Первый открывает для учета передаваемых клиентами банку векселей. Хозорганы, обладающие большим количеством покупательских векселей, используют предъявительские кредиты.
Векселедательский кредит предоставляется клиентам, которые выдают под этот кредит векселя на оплату товарно-материальных ценностей, работ и услуг, оказываемых другим хозорганам, предприятиям и лицам. Последние представляются такие векселя в банк, который пересылает их для учета в банк векселедателя за счет открытого ему векселедетелем кредита.
Кредиты открываются по заявкам. Заявка по вексельному кредиту представляется обычно в банк, в котором открыты основные счета предприятий, хозорганов, в том числе расчетный (текущий) счет.
В негосударственной сфере, наиболее характерно преобладание финансовых векселей над коммерческими. Это и понятно - порожденный инфляцией дефицит денежной массы определяет главное применение векселей - служить заменой денег. Отчасти поэтому векселя приобретают все более несвойственную им функцию ГКО. Специфическая практика обращения векселей в России показывает также, что получили распространение некие расчетные бумаги, имеющие форму векселей (а иногда и ее нарушающие), но по сути векселями не являющиеся. Условия их погашения таковы, что котировки этих бумаг (цены купли-продажи на вторичном рынке) не достигают номинала даже после наступления соответствующих сроков. Вызвано это, в частности, отсутствием у этих бумаг одного из важнейших вексельных свойств - безусловности обязательства. В отечественной практике почти не встречается корпоративных векселей, которые гасились бы «живыми деньгами».
Например, векселя Энергетического союза погашаются электроэнергией, точнее принимаются в счет задолженностей перед определенным кругом энергетических предприятий по платежам за электроэнергию. Векселя Министерства путей сообщения гасятся так называемыми железнодорожными тарифами, т.е. правом перевозки грузов на определенную сумму по железной дороге. Иногда векселя выпускаются для расчетов внутри замкнутых цепочек. Выпадая из них, вексель может значительно потерять в цене, или, более того, быть отозванным векселедателем. Существуют векселя «бензиновые», «угольные», «металлургические» и др.
Подобный беспредел налагает порой несколько криминальный оттенок на порядок обращения расчетных векселей. Криминальные структуры, традиционно работающие на рынке долгов, начинают активно осваивать и вексельный рынок. Ситуация благоприятствует этому: с одной стороны, - цены вторичного рынка, сложившиеся на уровне 20-60% от номинала, с другой стороны, - возможность использования по номиналу.
Значение банков в вексельном обращении велико, что обусловлено соблюдением ими законов. Опишем несколько активно используемых операций. Так платеж по векселю может быть полностью или частично обеспечен посредством аваля, выдаваемого банком, для которого он представляет один из видов выдаваемого кредита. Авальный кредит (или банковский аваль) представляет собой ответственность банка по вексельному обязательству клиента. При этом реальная выплата денег банком происходит лишь в том случае, если получатель такого кредита не в состоянии рассчитаться по своему долгу. В противном же случае сделка ограничивается согласием банка авалировать вексель со взиманием комиссионных платежей, размер которых зависит от срока действия аваля, условий его предоставления, платежеспособности клиента.
Наряду с уже упомянутой операцией по инкассированию векселей, когда банки берут на себя ответственность по предъявлению векселей в срок плательщику и получению причитающихся по ним платежей в пользу их держателей, существует еще и операция домицилирования векселей, когда плательщиком по ним являются сами банки. Это операции по оплате банками по поручению и за счет векселедателей (трассатов) векселей. В этом случае векселедатели заключают с банком договор, в котором банк назначается плательщиком по векселям и обязуется своевременно их оплачивать, а векселедатель обязуется своевременно предоставить банку денежные суммы, необходимые для оплаты его векселей. Внешним признаком домицилированного векселя служат слова «уплата в ... банке», помещенные в тексте векселя.
Также банкам принадлежит важная роль в реализации третьей возможности векселедержателя использовать вексель. Ее суть заключается в покупке векселя коммерческим банком (учетный кредит); при этом банк заплатит бывшему владельцу векселя не всю сумму, указанную в нем, а за вычетом так называемой учетной ставки (дисконта), т.е. процентов, по которым банк «учитывает» (покупает) вексель.
Кроме продажи векселя коммерческому банку, векселедержатель может продать его и другим желающим по цене несколько ниже суммы, по которой вексель должен быть погашен. Еще одной возможностью досрочного использования векселя является получение в банке кредита под залог банковского векселя.
3.2. Финансовые (банковские) векселя
Основанием большинства вексельных сделок в условиях российской экономики являются коммерческие товарные векселя. Кроме товарных, существуют и финансовые векселя, когда одна сторона выдает другой определенную сумму денег, получая взамен долговое обязательство должника – вексель. Наличие финансовых векселей возможно по причине отсутствия в их тексте упоминания об основании их выставления. Но одновременно это приводит и к появлению фиктивных векселей, не связанных с реальным перемещением ни товаров, ни денежных средств; среди финансовых векселей выделяют дружеские, встречные и бронзовые, которые к использованию в России запрещены, но в узких кругах используются.
Настоящим финансовым векселем сейчас можно назвать только банковский, получившим значительное распространение в последние годы как среди граждан (рассматривающих их в качестве одного из способов более или менее надежного вложения своих сбережений), так и среди предприятий (для которых в условиях длительного прохождения платежей через банковскую систему на первый план выходит возможность осуществления расчетов векселем). Для их приобретения необходимо внести вексельную сумму на счет (в кассу) банка, после чего последний выписывает вексель. При этом датой его составления является дата поступления денежных средств в банк.
Существует также две основные формы вексельного кредитования: предъявительский (в форме учета векселей) и векселедательский. В последнем случае также возможны варианты:
1. Банк может кредитовать своих клиентов векселями с одновременным заключением кредитного договора. Векселедержатели расплачиваются ими со своими поставщиками. Затем вексель может пройти по цепочке от одного предприятия к другому, производя расчеты между ними, и на каком-то этапе будет предъявлен в банк для оплаты. Погашение векселя банком может быть осуществлено за счет средств, полученных в погашение договора кредита.
2. Предприятие, являющееся получателем векселедательского кредита, выставляет переводной вексель на банк, который акцептует его (банковский акцепт). При этом по договоренности банка с клиентом последний обязан до срока погашения векселя предоставить денежное покрытие.
В обоих случаях практикуется применение банком льготных процентных ставок, поскольку в нормальной ситуации он не использует собственных ресурсов.
Различают дисконтные и процентные банковские векселя. Дисконтные векселя погашаются по номиналу, а продаются со скидкой (дисконтом), размер которой и составляет доход векселедержателя. Процентные векселя продаются по номиналу, а погашаются по цене, включающей в себя сумму, «набежавшую» в соответствии с процентной ставкой, указанной в векселе. В последнее время наблюдается тенденция увеличения роли процентных векселей, как более выгодных и для векселедателей, и для векселеполучателей. Объясняется это, во-первых, тем, что сумма, взимаемая Центробанком с выпускающего вексель рассчитывается к номиналу; вторая причина - странность закона о налогообложении, в результате которой доходы, получаемые в форме дивидендов и процентов облагаются налогом по ставке 15%, а доходы в форме разницы между ценой покупки и ценой продажи (погашения) долговых обязательств включаются в полной сумме в состав вне реализационных доходов и облагаются соответственным налогом - 35%.
Важный вклад в развитие оборота банковскими векселями внёс Тверьуниверсалбанк.
И то, что история начавшаяся в 1994г. закончилась в 1996г. не говорит о плохой программе вексельного обращения, которую сегодня претворяют в жизнь многие банки России.
В начале 1994 г. в соответствии с принятой стратегией разрешения кризиса неплатежей Тверьуниверсалбанком совместно с Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии Наук были проведены исследования и анализ экономического состояния российской промышленности и возможностей применения векселей для улучшения положения предприятий.
Банком была разработана программа разрешения кризиса неплатежей и совершенствования системы расчетов с использованием векселей в качестве платежного средства. В разработке вексельной программы принимали участие специалисты администрации Президента РФ и Правительства РФ; сама программа была представлена и нашла поддержку в Государственной Думе России. По сути, было предложено замещение в обороте коммерческих долговых обязательств банковскими. Таким образом, сомнительные долговые обязательства предприятий, которыми и являются неплатежи, замещаются достаточно надежными и однородными, надлежащим образом финансово оформленные, обратимыми и сравнительно доходными банковскими бумагами. Тем самым одновременно хозяйство получает выигрыш по всем трем основным характеристикам долгов, поступающих в оборот (ликвидности, риску и доходности вложений в соответствующие обязательства). При этом появляется возможность дифференцированного подхода к различным коммерческим обязательствам и реальной оценки ответственности должников. Никакой банк никогда не станет эмитировать собственные обязательства, если их обеспечением будут лишь сомнительные обязательства клиента. Таким образом, становилось возможным:
преодолеть необоснованное и неэффективное ограничение платежеспособного спроса и в целом ряде случаев можно добиться роста производственной активности.
предприятия, получая на свой актив более надежные и более ликвидные обязательства, оказываются в существенно более привлекательном (и, что крайне важно, поддающемся достаточно точной оценке) финансовом положении, что должно сказаться как на их ценовой политике, так и на качестве формирования производственных программ.
банковская гарантия платежа снимает необходимость предоплаты в тех нередких случаях, когда она служит исключительно для защиты от риска неплатежа. Таким образом, появляется возможность для ускорения материального оборота.
С помощью векселя Тверьуниверсалбанка можно было уменьшить сроки платежа по сравнению с безналичными банковскими расчетами, т.к. расчетные счета при этом не использовались. При наступлении срока платежа векселя оплачивались Тверьуниверсалбанком в тот же банковский день.
Таким образом, эти векселя были быстрым, простым и удобным способом расчета между юридическими лицами, во многих городах существовала практика зачета выплат в областной бюджет векселями Тверьуниверсалбанка.
Даже такие органы, как Пенсионный фонд РФ активно стали работать по зачёту в счёт платежей векселей отдельных банков, например, что обусловлено тем, что ПФ РФ берёт кредиты в банках, которые участвуют в денежных зачётах.
4. Перспективы развития вексельного рынка России
Скептики говорят, что вексельный рынок в России не имеет будущего. Некоторая доля правды в данном суждении есть. И это связано не столько с существованием реального противоречия между «изобретениями» российской практики так называемыми эмиссионными векселями («энергетическими», «приватизационными», «бездокументарными») и деловым оборотом цивилизованного рынка классических векселей, сколько с реальной угрозой «прихлопнуть» его законодательным путем.
Государство уже предпринимало в 1991-1994гг. усилия по перестройке законодательства и системы государственного регулирования и надзора за вексельным рынком. Делались попытки в приказном порядке организовать вексельное обращение в стране. Как показали последующие события, эти усилия во многом оказались тщетными, и возрождающаяся практика вексельного оборота их постоянно сводила на нет.
Последняя попытка подвести законодательную базу под «правила игры» на вексельном рынке связана с принятием Госдумой РФ 21 февраля 1997г. федерального закона «О Переводном и Простом векселе» и подписанием его Президентом РФ 11 марта.
Существующие противоречия в развитии вексельного рынка обусловлены многими причинами: объективными и субъективными; внешними и внутренними; носящими как макро-, так и микроэкономический характер. Рассмотрим одно из противоречий.
Так, с одной стороны, российское вексельное законодательство, основанное на Женевских вексельных конвенциях, подчинено нормам международного права, нормам достаточно жестким и рассчитанным на развитость обычаев вексельного делового оборота. С другой стороны, в современной России практически полностью отсутствуют обычаи, и только начала возрождаться практика вексельного оборота. Какими же путями возможно разрешение этого противоречия? В настоящее время существуют три пути решения этой проблемы.
Первый путь - наиболее простой и логичный. Суть его состоит в том, что Женевские конвенции устарели и должны быть заменены в России нормативными актами, которые бы детализировали в будущем правовое регулирование вексельного обращения (в сфере применения векселей, в контролирующих органах, в процедуре совершения протеста и др.). Вслед за денонсацией международных договоров началось бы формирование практики и обычаев вексельного оборота, включая «вексельный всеобуч», и наконец -законодательное закрепление этих обычаев и выбор системы вексельного права (англо-американская, континентальная или собственная), к которой стоило бы присоединиться в последующем. С точки зрения логики, это наиболее верный путь. Сначала формируются обычаи делового оборота, нарабатывается практика, все это учитывается в нормативных документах, в вексельном законодательстве.
Однако этим путем вряд ли можно воспользоваться для разрешения сложившегося противоречия, на что есть веские причины: во-первых, отсутствие вексельного права на рынке будет моментально заполнено другими видами - гражданским, торговым, финансовым правом: во-вторых, длительное отсутствие вексельной нормативной базы (понадобятся десятилетия для создания обычаев делового оборота) приведет к значительному росту злоупотреблений на вексельном рынке; в третьих, мы вступим в противоречие с международным торговым правом (в конце 1996г. Россия получила «режим наибольшего благоприятствования» в торговле, ратифицировав Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом, а также подала заявку на вступление во Всемирную торговую организацию).
Второй путь - традиционный, именно по нему сейчас и развивается российский вексельный рынок. Действующее вексельное законодательство остается в силе с 1937г. Со временем происходит постепенная регламентация неурегулированных проблем вексельного оборота ведомственными нормативными актами-инструкциями, распоряжениями и постановлениями Правительства РФ, Минфина РФ, Банка России, ФКЦБ России - которые основываются на обобщениях практического опыта формирующегося вексельного оборота в стране.
Данный путь не в полной мере отвечает потребностям и возможностям российской экономики. Это связано с тем, что, во-первых, соответствие российского вексельного законодательства нормам Женевских конвенций само по себе еще не является гарантией успешного правового регулирования вексельного обращения. Необходимо отметить, что Положение о переводном и простом векселе, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР № 104/1341 от 7 августа 1937г., практически не является дословным воспроизведением текста Единообразного вексельного закона с языка оригинала на русский и требует в дальнейшем подготовки новой редакции его перевода.
Во-вторых, выход в свет многочисленных противоречивых подзаконных актов (например, постановление ФКЦБ России от 21 марта 1996г. об обращении «бездокументарных простых векселей») уже породил определенные «напряжения» в вексельном обороте.
В-третьих, развитие вексельного рынка, пущенное «на самотек» без жестких регуляторов, привело к заполнению рынка «дружескими», «бронзовыми» и фальшивыми векселями, большинство из которых, по сути, стали криминальными денежными суррогатами или приняли вид «секъюритизированных» неплатежей. Влияние этого феномена на экономику далеко не однозначно и оценивается специалистами в основном негативно. Похоже, и тут мы идем своим путем: в мире использование векселей все последние годы сокращается.
Что придет на место суррогатов?
Скорее всего, это будут коммерческие бумаги - вид краткосрочных долговых бумаг компаний со сроком обращения до 9 месяцев. Западный опыт показывает, что в 10 наиболее развитых странах их доля составляет не менее 10% по отношению к задолженности компаний по облигациям, при этом в Великобритании – 25%, а в Испании - даже 70%. Парадоксально, но векселя российских компаний на сотни миллионов долларов размещены и на рынках Запада. Это сделали "Сибнефть", "ЛУКОЙЛ", "Татнефть", "СИДАНКО", "Черногорнефть", "Иркутскэнерго", Магнитогорский металлургический комбинат. Для этого используются различные схемы: бумаги продаются через дочерние структуры банков и финансовых компаний на Кипре и в других странах, чтобы избежать двойного налогообложения. Потенциал подобных вложений довольно велик. По словам представителя одного крупного российского банка, его банк завален предложениями западных банков - покажите, куда направлять инвестиции в России, а показывать, собственно, нечего. Многие российские предприятия заинтересованы не в получении банковских кредитов, а в размещении своих долговых бумаг (векселей, облигаций) на более выгодных условиях. За последний год только через упоминавшийся банк продано векселей на сотни миллионов долларов. При этом иностранцы с удовольствием берут векселя со сроком более одного года - по ним доходность выше. Основная проблема, из-за которой рынок развивается медленно, - невозможность списания выплачиваемого дохода по векселям (процентов и дисконта) в расходы предприятия. Например, компании могут взять кредит в банке под 22% годовых, а они хотят выпустить векселя под 20%. Однако из-за налога на прибыль в размере 40% они должны размещать их под 28%, что, естественно, никто делать не будет. Есть и другая проблема. Для развития рынка долговых бумаг компаний нужен приход западных инвесторов. Однако у них нет возможности вывоза прибыли из России - пока это можно делать только в случае с гособлигациями. Западные банки и компании нашли схемы обхода и здесь, как раньше они это делали при работе с гособлигациями. По мнению экспертов, проблема требует законодательного решения со стороны ЦБ РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Это придаст импульс развитию рынка долговых бумаг компаний, а одновременно мелким, средним и региональным банкам. Сейчас они практически не имеют возможности приобретать, например, долговые бумаги российских нефтяных компаний, так как эта ниша принадлежит крупным банкам. В результате свободной продажи на рынке коммерческих бумаг компаний это смогут делать все банки и инвестиционные компании.
Действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений по выпуску векселей, что позволяет государству, субъектам РФ и муниципальным образованиям размещать векселя в неограниченном количестве. Зачастую такая неурегулированность приводит к тому, что местная администрация выпускает векселей на сумму, превосходящую доходную часть своего бюджета, превращая «классический» вексель в эмиссионную ценную бумагу.
Третий путь представляется оптимальным и состоит из подготовки и проведения в стране вексельной реформы, то есть комплекса мор по созданию правовой, организационной, технологической, региональной и информационной инфраструктуры цивилизованного вексельного оборота в России. Целью реформы должны стать, с одной стороны, усиление защиты интересов векселедержателей, с другой, повышение ответственности всех обязанных по векселю лиц.
Реформа должна опираться на разработанную Концепцию развития вексельного рынка, увязанную с Концепцией развития рынка ценных бумаг в РФ (Указ Президента РФ №1008 от 01.07.1996г.), а также учитывать как внешние факторы (переключение денежных потоков в реальный сектор, проведение налоговой реформы, реструктуризацию предприятий, коммунальную и военную реформы в стране), так и внутренние факторы (рост объемов выпуска векселей и повышение доли корпоративных векселей, резкое увеличение необеспеченных «дружеских», «бронзовых» и фальшивых векселей, усложнение самого вексельного рынка, особенности бухучета и налогообложения операций с векселями).
Хотя уже сейчас можно назвать основные принципы проведения вексельной реформы, лучше ограничиться только принципами, на которых должна строиться система российского вексельного законодательства.
Первый - сохранение вексельного законодательства на основе Женевских конвенций (возможно, с применением ряда оговорок).
Второй - самодостаточность вексельного законодательства.
Третий - построение вексельного законодательства в основном на системе диспозитивных норм, а императивные нормы должны регулировать только минимум вексельных отношений, без которых невозможно избежание злоупотреблений.
Четвертый - нормы вексельного законодательства должны быть жестко привязаны к налоговому и валютному законодательству, а также регулировать вопросы, отсутствующие в регламенте вексельного права.
Пятый - вексельное законодательство должно адекватно отражать формирующиеся обычаи делового оборота, иначе получится система неработающих норм, которую все знают, но не выполняют. Реформа должна в первую очередь включать:
внесение изменений в Гражданский кодекс РФ о порядке удовлетворения требований кредиторов и выделении требований кредиторов по векселям в отдельную очередь;
приведение в соответствии с ЕВЗ сроков совершения протеста и определение на законодательном уровне процедуры совершения протеста;
внесение изменений в Арбитражный процессуальный кодекс о введении ускоренной процедуры рассмотрения исков по векселям;
предоставление права уполномоченному государственному органу (ФКЦБ, ЦБ РФ, Минфину РФ) получать от нотариальных контор сведения о фактах совершения протеста и вменение в обязанность этому органу либо уполномоченному им лицу предоставлять полученную информацию всем заинтересованным лицам и средствам массовой информации;
создание законодательной базы саморегулируемых организаций, объединяющих участников вексельного рынка (например АУВЕР);
реформа налоговой системы и унификация налогообложения доходов физических и юридических лиц по различным ценным бумагам;
разработка и принятие Свода вексельных нормативных документов (Вексельного Кодекса).
Создание правовой, организационной, информационной инфраструктуры цивилизованного вексельного оборота невозможно без обучения специалистов, работников коммерческих структур, судей, руководителей государственных организаций, населения навыкам работы с векселями, изучения как российского опыта, так и обычаев вексельного оборота других стран.
5. Возможность использования иных видов ценных бумаг
Одновременно с векселями все более широкое распространение получает в России еще один вид ценных бумаг – складские свидетельства.
Согласно ГК РФ (ст.912) существуют:
простое складское свидетельство;
двойное складское свидетельство.
Двойное складское свидетельство состоит из двух частей - складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта), которые могут быть отделены одно от другого. Двойное складское свидетельство, каждая из двух его частей и простое складское свидетельство являются ценными бумагами.
Товар, принятый на хранение по двойному или простому складскому свидетельству, может быть в течение его хранения предметом залога путем залога соответствующего свидетельства.
Двойное складское свидетельство должно иметь следующие обязательные реквизиты (ст. 913 ГК РФ):
1. В каждой части двойного складского свидетельства должны быть одинаково указаны:
наименование и место нахождения товарного склада, принявшего товар на хранение;
текущий номер складского свидетельства по реестру склада;
наименование юридического лица либо имя гражданина, от которого принят товар на хранение, а также место нахождения (место жительства) товаровладельца;
наименование и количество принятого на хранение товара - число единиц и (или) товарных мест и (или) мера (вес, объем) товара;
срок, на который товар принят на хранение, если такой срок устанавливается, либо указание, что товар принят на хранение до востребования;
размер вознаграждения за хранение либо тарифы, на основании которых он исчисляется, и порядок оплаты хранения;
дата выдачи складского свидетельства.
Обе части двойного складского свидетельства должны иметь идентичные подписи уполномоченного лица и печати товарного склада.
2. Документ, не соответствующий требованиям настоящей статьи, не является двойным складским свидетельством.
Варрант - вид сертификата, предусматривающий возможность приобретения пакета ценных бумаг по номиналу до их выпуска в обращение. Особенностью варранта является разрыв сроков приобретения сертификата и приобретения ценных бумаг.
Цена варранта - это не произведение номинальной цены ценных бумаг на их количество, а величина, "исходящая" из прогноза курсовой стоимости данных ценных бумаг. Цена, или премия, выплачивается сразу при покупке варранта, сами же ценные бумаги (номинал х на количество) оплачиваются непосредственно при их получении. От покупки ценных бумаг можно отказаться, но при этом премия плательщику не возвращается.
Простое складское свидетельство (ст. 917 ГК РФ).
1. Простое складское свидетельство выдается на предъявителя.
2. Простое складское свидетельство должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1 , 2 , 4 - 7 пункта 1 и последним абзацем статьи 913 настоящего Кодекса, а также указание на то, что оно выдано на предъявителя.
3. Документ, не соответствующий требованиям настоящей статьи, не является простым складским свидетельством.
Возможности использования складского свидетельства.
1. Использование варранта как предоставление залога в банк для получения кредита.
2. Складское свидетельство может продаваться и покупаться как товар. Это очень удобная форма работы с крупнооптовыми партиями товаров. Чтобы избежать транспортных расходов при перемещении товаров поступают следующим образом: на партию товаров, хранящихся на складе выписывается пакет складских свидетельств (разбивая таким образом товар по частям) и при перепродаже товар остается на месте, перепродаются только складские свидетельства. Конечный покупатель осуществляет вывоз товара со склада.
Еще одно применение складским свидетельствам нашли в Чувашии.
В ближайшее время проблемы вексельного обращения в Чувашии должны быть «сняты», благодаря новым ценным бумагам - складским свидетельствам, ряд предприятий республики уже выпустили новую ценную бумагу. Благодаря складским свидетельствам в рамках реализации республиканской жилищной программы предприятия смогут передавать некоторую свою продукцию Минфину Чувашии в счет отсрочки налоговых платежей. Минфин же не сразу будет забирать товар, а оставит его на хранение у самого предприятия, которое в качестве подтверждения принятия товара на хранение выпишет министерству складское свидетельство. Минфин, получив данную бумагу, приобретет возможность распоряжаться помещенным на хранение товаром, не совершая его физического перемещения. Далее Минфин будет финансировать ценной бумагой генподрядчиков республиканской жилищной программы. При этом перечень и стоимость всей продукции, на которую выписываются складские свидетельства, предварительно будут согласовываться с ее получателями, т.е. с генподрядчиками. В свою очередь предприятия, выпускающие складские свидетельства, смогут заплатить республиканские налоги, такие как налог на имущество, НДС, налог на прибыль и некоторые другие, производимой продукцией.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день основными вопросами вексельного рынка являются региональная замкнутость вексельных расчетов, технологическая не ликвидность документарных векселей, слабая регулируемость вексельного рынка со стороны государства, отсутствие информационной базы по надежности векселей и индоссантов. Подводя итог, назовем ряд причин, сдерживающих широкое распространение настоящих векселей:
частое отсутствие должного доверия к деловым партнерам;
неуверенность в возможности предельно быстрого удовлетворения своих интересов через процедуру судебного рассмотрения исков о погашении векселей (если партнеры оказались нечестными, либо неплатежеспособными);
отсутствие ускоренной процедуры внеочередного судебного рассмотрения исков о погашении векселей;
отсутствие широко описанных прецедентов регрессных требований по векселям в случае отказа векселедателей от платежа, что насторожило бы нечистых на руку;
отсутствие у большинства банков опыта учетно-ссудных операций с векселями и невозможность в настоящее время их переучета в ЦБ РФ;
опасения получить фальшивый вексель - известны подделки векселей Сбербанка, Ленэнерго и др.
Следует отметить - векселя в России необходимы, поскольку активизация вексельного обращения приводит:
во-первых, к ускорению расчетов и оборачиваемости оборотных средств;
во-вторых, уменьшается потребность в банковском кредите, соответственно снижаются процентные ставки за его использование и в результате сокращается эмиссия денег. Оборот векселей в ближайшее время должен оставаться массовым.
Однако я надеюсь, что в дальнейшем вексельное обращение в России примет более цивилизованные формы, когда досконально будут исполняться законы и не будут эмитировать векселя вместо обычных товарных обязательств, предприятия-должники будут самостоятельно выпускать векселя, получать под них вексельное поручительство банка и расплачиваться авалированным векселем со своими кредиторами. При этом банки, с целью минимизации своих рисков, сопровождающих гарантийные операции, могут практиковать авалирование векселей под залог конкретного имущества или прав векселедателей. Будут решены проблемы гражданского права процедуры «ареста» векселя, солидарной ответственности, и другие.
7. Использованная литература и нормативно-правовая база
Антонов Н.Г., Пессель М.А. «Денежное обращение, кредит и банки». -М:Финстатинформ, 1998г. -272с.
Едронова В.Н., Мизиковский Е.А. «Регулирование и учёт операций с векселями». -М:Финансы и статистика, 1996г. -128с.
«Рынок ценных бумаг: Учебник», под ред. Галанова В.А., Басова А.И. -М:Финансы и статистика, 1996г. -352с.
Фельдман А.А. «Вексельное обращение. Российская и международная практика». - М:ИНФРА-М, 1998г. -352с.
Фельдман А.А. «Государственные ценные бумаги». -М:ИНФРА-М, 1995г. -240с.
Хабарова Л.П. «Учёт и налогообложение операций с векселями». -М:журнал Бухгалтерский бюллетень, 1997г. -176с.
«Положение о переводном и простом векселе», Постановление ЦИК и СНК СССР от 07.08.37 №104/1341 (Женевская конвенция от 07.06.1930г.), «Кодекс».
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1 и 2);
«О переводном и простом векселе», ФЗ РФ от 11.03.97 № 48-ФЗ, «Кодекс».
«Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения», Постановление Правительства РФ от 26.09.1994г. №1094, «Кодекс».
«О рынке ценных бумаг», ФЗ РФ от 22.04.96 № 39-ФЗ, «Кодекс».
Постановление Пленума ВС РФ № 133, Пленума ВАС РФ № 14 от 04.12.2000г. «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей» / РГ № 7-8, 13.01.2001г.
Письмо МНС РФ от 12.07.2000г. № ВП-6-18-526 «О необоснованном зачете НДС при использовании векселей в расчетах за поставленные материальные ресурсы» (С постановлением ВАС РФ от 25.01.2000г. № 4553/99), / «Консультант плюс».
Письмо Минфина РФ от 25.05.1998г. №