Социально-психологические характеристики сотрудников уголовно-исправительной системы
испытуемогоВ результате математической обработки полученных данных по шкале чувство вины мы получили следующее: Uэмп.=40,5, Uэмп.≥ Uкр. (при p ≤ 0,05). Уровень показателя чувства вины сотрудников УИС выше уровня показателя чувства вины сотрудников других сфер деятельности.
Рис.1. Частота встречаемости уровней агрессии у сотрудников УИС и сотрудников других сфер деятельности
Из числа всех стратегий поведения в конфликтной ситуации, предлагаемых методикой К. Томаса, на первое место по степени значимости для испытуемых первой выборки (сотрудники УИС) выходит приспособление.
Таблица 8
Сравнение показателей стратегии поведения «приспособление» у сотрудников УИС и сотрудников других различных сфер деятельности
№ испытуемого | Сотрудники УИС | Сотрудники других сфер деятельности |
1. | 7 | 4 |
2. | 2 | 2 |
3. | 9 | 5 |
4. | 10 | 5 |
5. | 9 | 5 |
6. | 9 | 5 |
7. | 9 | 10 |
8. | 6 | 6 |
9. | 5 | 10 |
10. | 6 | 5 |
В результате математической обработки полученных данных по такой стратегии поведения, как приспособление, мы получили следующее: Uэмп.=31, Uэмп.≥ Uкр. (при p ≤ 0,05). Исходя из правила принятия Н и отклонения Н0, частота использования стратегии поведения «приспособление» в конфликтной ситуации сотрудников УИС выше частоты использования стратегии поседения «приспособление» в конфликтной сотрудников других сфер деятельности.
Для сотрудников ИТУ наиболее характерен такой стиль поведения в конфликтной ситуации, как приспособление, в то время как работники других различных учреждений чаще предпочитают идти на компромисс, а не жертвовать своими интересами ради интереса другого.
Из всех восьми субшкал методики Лири мы взяли две – авторитарность и эгоцентричность, потому что именно они более значимы для нашей гипотезы:
Таблица 9.
Сравнение показателей уровня авторитарности у сотрудников УИС и сотрудников других различных сфер деятельности
№ испытуемого | Сотрудники УИС | Сотрудники других сфер деятельности |
1. | 3 | 10 |
2. | 10 | 2 |
3. | 3 | 5 |
4. | 6 | 2 |
5. | 1 | 4 |
6. | 5 | 3 |
7. | 5 | 2 |
8. | 4 | 3 |
9. | 9 | 3 |
10. | 5 | 1 |
В результате математической обработки полученных данных по шкале авторитарность мы получили следующее: Uэмп.=28, Uэмп.≥ Uкр. (при p ≤ 0,05). Уровень авторитарности сотрудников УИС выше уровня авторитарности сотрудников других сфер деятельности.
Таблица 10
Сравнение показателей уровня эгоистичности у сотрудников УИС и сотрудников других различных сфер деятельности
№ испытуемого | Сотрудники УИС | Сотрудники других сфер деятельности |
1. | 2 | 1 |
2. | 7 | 6 |
3. | 3 | 1 |
4. | 4 | 7 |
5. | 2 | 1 |
6. | 3 | 9 |
7. | 3 | 2 |
8. | 3 | 3 |
9. | 8 | 5 |
10. | 7 | 3 |
В результате математической обработки полученных данных по шкале эгоистичность мы получили следующее: Uэмп.=41, Uэмп.≥ Uкр. (при p ≤ 0,05). Уровень эгоистичности сотрудников УИС выше уровня эгоистичности сотрудников других сфер деятельности.
Рис.2. Частота встречаемости уровней авторитарности и эгоистичности у сотрудников УИС и сотрудников других сфер деятельности
Таблица 11
Сравнение показателей уровня коммуникативного контроля у сотрудников УИС и сотрудников других различных сфер деятельности
№ испытуемого | Сотрудники УИС | Сотрудники других сфер деятельности |
1. | 7 | 9 |
2. | 5 | 6 |
3. | 5 | 8 |
4. | 3 | 5 |
5. | 2 | 8 |
6. | 7 | 6 |
7. | 3 | 5 |
8. | 6 | 2 |
9. | 2 | 6 |
10. | 5 | 8 |
В результате математической обработки полученных данных по шкале «уровень коммуникативного контроля» мы получили следующее: Uэмп.=25,5, Uэмп попадает в зону неопределенности, поэтому уровень коммуникативного контроля сотрудников УИС не отличается от уровня коммуникативного контроля сотрудников других сфер деятельности.
Уровни среднего значения коммуникативного контроля в каждой из двух выборок имеют крайние его значения (в первой выборке (сотрудники УИС) этот уровень принимает минимальное значение, а во второй – максимальное).
На основании проделанных расчетов можно сделать вывод о том, что первоначально выдвинутая гипотеза подтверждается: сотрудники, работающие в уголовно-исправительной системе характеризуются следующими особенностями:
– эмоциональным напряжением в общении и снижением коммуникативности;
– высоким уровнем агрессивности, раздражительности, негативизма, подозрительности;
– сниженной требовательностью к себе, своим поступкам, действиям, решениям;
– возрастающим со временем чувством вины.
Сотрудники, работающие в уголовно-исполнительной системе, сталкиваются с проблемой профессионально-нравственной деформации. Они иногда утрачивают способность самостоятельно мыслить, принимать решения, нешаблонно действовать, теряется способность к самооценке. Происходит огрубление чувств, развивается черствость, конфликтность, раздражительность, нарастает неуравновешенность. Со временем все это обостряет и усиливает чувство вины, поэтому в некоторых ситуациях они нередко жертвуют своими интересами ради удовлетворения интересов других людей.
Выводы по главе 2
В ходе проведенного нами исследования была подтверждена в теоретическом и практическом аспекте гипотеза о том, что сотрудники, работающие в уголовно-исправительной системе характеризуются следующими особенностями:
– эмоциональным напряжением в общении и снижением коммуникативности;
– высоким уровнем агрессивности, раздражительности, негативизма, подозрительности;
– сниженной требовательностью к себе, своим поступкам, действиям, решениям;
– возрастающим со временем чувством вины.
Сотрудники, работающие в уголовно-исполнительной системе, сталкиваются с проблемой профессионально-нравственной деформации, которая нередко влечет за собой значительное сужение круга интересов, потребностей и снижение их уровня, огрубление личности в целом. Это проявляется в обычных межличностных отношениях: стиль профессионального общения с осужденными переносится на контакты с другими людьми, когда это не обусловлено ситуацией; зачастую возникают множественные конфликты. У сотрудников исправительных учреждений постоянно снижается требовательность к себе, своим поступкам, действиям, решениям, сильно возрастает чувство эгоистичности. Они иногда утрачивают способность самостоятельно мыслить, принимать решения, нешаблонно действовать, теряется способность к самооценке; происходит огрубление чувств, развивается черствость, конфликтность, раздражительность, нарастает неуравновешенность. Такое поведение со временем может усилить чувство вины перед другими людьми, в этом случае нередко сотрудникам уголовно-исправительной системы приходится жертвовать своими собственными интересами ради интересов других, что наглядно демонстрируют показатели использования такой стратегии поведения в конфликтной ситуации, как приспособление (результаты, полученные с помощью конфликтологической методики К. Томаса).
Заключение
В ходе проведенного нами исследования была достигнута поставленная перед нами цель – изучить и рассмотреть тему «Исследование социально-психологических особенностей сотрудников пенитенциарных учреждений». Были проанализированы теоретические и экспериментальные работы по проблеме социально-психологических особенностей сотрудников уголовно-исполнительной системы; проведено эмпирическое исследование социально-психологических особенностей сотрудников уголовно-исполнительной системы; был произведен качественный и количественный анализ первичных эмпирических данных. Выдвинутая в начале исследования гипотеза нашла свое подтверждение. Действительно, сотрудники, работающие в уголовно-исправительной системе, имеют следующие социально-психологические особенности:
– эмоциональная напряженность в общении;
– высокий уровень агрессивности, раздражительности, негативизма, подозрительности;
– сниженная требовательность к себе, своим поступкам, действиям, решениям;
– высокий уровень эгоистичности и авторитарности.
Специфика деятельности в уголовно-исполнительной системе нередко влечет за собой профессионально-нравственную деформацию сотрудников и представляет собой системный кризис личности. Причины деформации всегда индивидуальны и коренятся в психике его носителя. Агрессивного поведения можно избежать. Вероятность его возникновения зависит от влияния множества способствующих и препятствующих агрессии факторов, связанных как с самой личностью, так и с внешней средой. Нужно повышать уровень стрессоустойчивости, желательно заняться какой-либо деятельностью, отличительной от профессиональной (как, например, спорт, творчество, обучение и т.д.). Видимо, творческая деятельность выступает механизмом компенсации негативных переживаний, которые появляются в процессе работы, и способствует конструктивному поведению в условиях напряжения.
Исследование имеет позитивное значение и может быть использовано при разработке рекомендаций сотрудникам пенитенциарных учреждений, которые должны сами менять стиль взаимодействия с коллегами по работе и с другими людьми во избежание деструктивного влияния профессионально-нравственной деформации.
Библиографический список
Алферов Ю.А., Козюля В.Г. Дезадаптация и стрессоустойчивость человека в преступной среде. Домодедово, 1996. С. 93–94.
Безносов С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. СПб., 1995.
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
Белослудцев В.И., Козюля В.Г. Организационно-управленческие и педагогические проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных с психическими аномалиями. Домодедово, 1996. С. 56–57.
Беляева Л.И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001. С.531–533.
Буданов А.В. Обучение сотрудников тактике и методам обеспечения личной безопасности. М., 1997.
Буданов А.В. Профилактика профессиональной деформации работников ИТУ как фактор, способствующий соблюдению и укреплению законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений // Проблемы совершенствования деятельности психологической службы в ИТУ: Сборник статей / Под ред. А.В. Пилещко. Домодедово, 1996. С. 42–43.
Грибов В. В тюремном интерьере // Ветеран. 2003. № 5 (718). С. 14.
Дебольский М.Г. Основные направления психологического обеспечения работы с кадрами // Прикладная юридическая психология / Под ред. А.М. Столяренко. М., 2001. С. 312–324.
Дебольский М.Г. Психологический анализ взаимоотношений между администрацией ИТУ и осужденными // Педагогическое наследие А.С. Макаренко и проблемы воспитания осужденных. Рязань, 1978.
Зимбардо Ф.-Дж. Стэнфордский тюремный эксперимент // Эксперименты и жизнь. СПб., 2007. С. 4–23.
Ильина Е.С. Экстремальная профессия – сотрудник УИС // Развитие личности. 2002. № 4. С. 169–173.
Лихачев Д.С. Черты первобытного примитивизма воровской речи // Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона. М., 1992. С. 359–364.
Мухина В.С. Пожизненно заключенные: мотивация к жизни // Развитие личности. 2002. № 4. С. 100–114.
Панкин И.Н. Личная безопасность сотрудников внутренних дел: тактика и психология безопасной деятельности. М., 1996.
Свинаренко И.Н. Русские сидят. М., 2002. С. 330.
Ушатиков А.И. Пенитенциарная психология: Программа для высших учебных заведений МВД РФ. Рязань, 1995. С. 21.
Филиппов А.Г. Изолятор. Добро и зло меняются местами: Записки надзирателя. М., 2001. С. 373.
Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999. С. 376-389.
Фуко М. Ненормальные. СПб., 2005.
Хэйни К. СТЭ и анализ социальных институтов // Эксперименты и жизнь. СПб., 2007. С. 32.
Энциклопедия юридической психологии / Под общей ред. А.М. Столяренко. М., 2003.
Приложения
Результаты конфликтологической методики К. Томаса
Таблица 12
Результаты в баллах, полученные в первой выборке (работники уголовно-исполнительной системы).
№ |
пол, возраст испытуемого |
соперничество | сотрудничество | компромисс | избегание | приспособление |
1. | Ж, 38 лет | 0 | 10 | 6 | 7 | 7 |
2. | Ж, 38 лет | 2 | 5 | 6 | 8 | 9 |
3. | М, 38 лет | 8 | 5 | 6 | 9 | 2 |
4. | М, 52 года | 0 | 8 | 4 | 6 | 9 |
5. | М, 38 лет | 1 | 6 | 9 | 4 | 10 |
6. | М, 49 лет | 2 | 6 | 8 | 5 | 9 |
7. | М, 37 лет | 3 | 7 | 8 | 3 | 9 |
8. | М, 23 года | 6 | 9 | 6 | 3 | 6 |
9. | М, 42 года | 5 | 5 | 6 | 9 | 5 |
10. | М, 35 лет | 2 | 9 | 4 | 9 | 6 |
Таблица 13.
Результаты в баллах, полученные во второй выборке (работники других различных сфер деятельности)
№ |
пол, возраст испытуемого |
соперничество | сотрудничество | компромисс | избегание | приспособление |
1. | Ж, 43 года | 2 | 7 | 11 | 5 | 4 |
2. | Ж, 34 года | 1 | 8 | 11 | 5 | 5 |
3. | М, 31 год | 5 | 10 | 7 | 6 | 2 |
4. | М, 40 лет | 5 | 6 | 5 | 9 | 5 |
5. | М, 29 лет | 0 | 9 | 12 | 4 | 5 |
6. | М, 40 лет | 5 | 5 | 5 | 10 | 5 |
7. | М, 32 года | 3 | 7 | 5 | 5 | 10 |
8. | М, 27 лет | 4 | 6 | 5 | 9 | 6 |
9. | М, 37 лет | 2 | 6 | 5 | 7 | 10 |
10. | М, 23 года | 1 | 7 | 12 | 5 | 5 |
2. Результаты методики диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки
Таблица 14
Результаты в баллах, полученные в первой выборке (работники уголовно-исполнительной системы)
№ | пол, возраст испытуемого | Физическая агрессия | косвенная агрессия | раздражение | негативизм | обида | подозрительность | вербальная агрессия | чувство вины |
1. | Ж, 38 лет | 5 | 6 | 7 | 2 | 4 | 4 | 7 | 9 |
2. | Ж, 38 лет | 9 | 7 | 5 | 5 | 6 | 9 | 11 | 7 |
3. | М, 38 лет | 8 | 6 | 7 | 2 | 3 | 7 | 9 | 6 |
4. | М, 52 года | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 6 | 8 | 5 |
5. | М, 38 лет | 4 | 4 | 1 | 0 | 1 | 5 | 6 | 5 |
6. | М, 49 лет | 2 | 4 | 1 | 0 | 1 | 5 | 4 | 5 |
7. | М, 37 лет | 7 | 8 | 4 | 5 | 6 | 9 | 11 | 7 |
8. | М, 23 года | 5 | 4 | 6 | 2 | 2 | 3 | 9 | 2 |
9. | М, 42 года | 5 | 7 | 8 | 3 | 5 | 5 | 8 | 8 |
10. | М, 35 лет | 5 | 4 | 5 | 1 | 3 | 6 | 9 | 7 |
Таблица 15.
Результаты в баллах, полученные во второй выборке (работники других различных сфер деятельности)
№ | Пол, возраст испытуемого | Физическая агрессия | Косвенная агрессия | Раздражение | Негативизм | Обида | Подозрительность | Вербальная агрессия | Чувство вины |
1. | Ж, 43 года | 4 | 6 | 7 | 3 | 4 | 3 | 8 | 6 |
2. | Ж, 34 года | 5 | 4 | 5 | 2 | 5 | 4 | 8 | 9 |
3. | М, 31 год | 5 | 3 | 3 | 1 | 3 | 5 | 7 | 9 |
4. | М, 40 лет | 6 | 6 | 4 | 4 | 3 | 4 | 7 | 7 |
5. | М, 39 лет | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 4 | 6 | 8 |
6. | М, 40 лет | 6 | 7 | 8 | 3 | 3 | 6 | 8 | 5 |
7. | М, 32 года | 4 | 5 | 5 | 2 | 4 | 5 | 8 | 7 |
8. | М, 27 лет | 6 | 4 | 7 | 3 | 2 | 7 | 9 | 5 |
9. | М, 37 лет | 4 | 5 | 6 | 3 | 5 | 6 | 8 | 4 |
10. | М, 23 года | 3 | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 5 | 8 |
3. Результаты интерперсональной методики диагностики межличностных отношений Т. Лири
Таблица 16
Результаты в баллах, полученные в первой выборке (работники уголовно-исполнительной системы)
№ | Пол, возраст испытуемого | Авторитарность | Эгоистичность | Агрессивность | Подозрительность | Подчинение | Зависимость | Дружелюбие | Альтруистичность |
1. | Ж, 38 лет | 3 | 2 | 7 | 9 | 11 | 13 | 12 | 10 |
2. | Ж, 38 лет | 1 | 2 | 3 | 5 | 3 | 4 | 2 | 4 |
3. | М, 38 лет | 10 | 7 | 9 | 8 | 2 | 3 | 8 | 4 |
4. | М, 52 года | 3 | 3 | 6 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 |
5. | М, 38 лет | 6 | 4 | 3 | 3 | 2 | 7 | 5 | 7 |
6. | М, 49 лет | 5 | 3 | 2 | 2 | 2 | 7 | 4 | 7 |
7. | М, 37 лет | 5 | 3 | 2 | 2 | 2 | 7 | 4 | 7 |
8. | М, 23 лет | 4 | 3 | 7 | 5 | 5 | 3 | 5 | 4 |
9. | М, 42 года | 9 | 8 | 11 | 6 | 2 | 3 | 6 | 9 |
10. | М, 35 лет | 5 | 7 | 3 | 2 | 4 | 2 | 9 | 12 |
Таблица 17
Результаты в баллах, полученные во второй выборке (работники других различных сфер деятельности)
№ | Пол, возраст испытуемого | Авторитарность | Эгоистичность | Агрессивность | Подозрительность | Подчинение | Зависимость | Дружелюбие | Альтруистичность |
1. | Ж, 43 года | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 |
2. | Ж, 34 года | 2 | 1 | 2 | 2 | 4 | 6 | 7 | 6 |
3. | М, 31 год | 10 | 6 | 4 | 5 | 6 | 12 | 11 | 15 |
4. | М, 40 лет | 5 | 7 | 6 | 4 | 4 | 5 | 8 | 11 |
5. | М, 29 лет | 2 | 1 | 1 | 3 | 4 | 5 | 7 | 5 |
6. | М, 40 лет | 4 | 9 | 4 | 6 | 2 | 4 | 5 | 7 |
7. | М, 32 года | 3 | 2 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 |
8. | М, 27 лет | 2 | 3 | 4 | 2 | 0 | 2 | 4 | 3 |
9. | М, 37 лет | 3 | 5 | 6 | 4 | 5 | 7 | 6 | 11 |
10. | М, 23 года | 3 | 3 | 4 | 5 | 9 | 11 | 12 | 10 |
4. Результаты методики диагностики коммуникативного контроля М. Шнайдера
Таблица 18
Результаты в баллах, полученные в первой выборке (работники уголовно-исполнительной системы)
№ | Пол, возраст испытуемого | Уровень коммуникативного контроля |
1. | Ж, 38 лет | 7 |
2. | Ж, 38 лет | 2 |
3. | М, 38 лет | 5 |
4. | М, 52 года | 5 |
5. | М, 38 лет | 3 |
6. | М, 49 лет | 7 |
7. | М, 37 лет | 3 |
8. | М, 23 года | 6 |
9. | М, 42 года | 2 |
10. | М, 35 лет | 5 |
Таблица 19
Результаты в баллах, полученные во второй выборке (работники других различных сфер деятельности)
№ | Пол, возраст испытуемого | Уровень коммуникативного контроля |
1. | Ж, 43 года | 9 |
2. | Ж, 34 года | 8 |
3. | М, 31 год | 6 |
4. | М, 40 лет | 5 |
5. | М, 29 лет | 8 |
6. | М, 40 лет | 6 |
7. | М, 32 года | 5 |
8. | М, 27 лет | 2 |
9. | М, 37 лет | 6 |
10. | М, 23 года | 8 |
Размещено на