Автоблокировка переезда
труда; выдачу специальной одежды, средств индивидуальной защиты; установление продолжительности рабочего времени, обязательных перерывов в работе для отдыха и приема пищи; выдачу молока, лечебно-профилактического питания и медицинские осмотры рабочих и служащих, занятых на работах с вредными , условиями труда; материальную ответственность предприятий, - учреждений и организаций за ущерб, причиненный здоровью рабочих и служащих.Производственная санитария представляет собой систему организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.
Техника безопасности - это система организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение воздействия на работающих опасных производственных факторов.
Пожарная защита составляет комплекс организационных мероприятий и технических средств, предназначенных для предотвращения воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничение материального ущерба от него.
На основе использования достижений науки и техники совершенствуются технологические процессы, выпускаемые машины, оборудование и приборы, повышается их технический уровень, производительность, надежность и безопасность в эксплуатации. Труд приобретает все более творческий характер. Сокращается доля ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда. Проводятся мероприятия по охране окружающей среды, созданию более благоприятных условий для охраны здоровья, увеличения продолжительности жизни и деятельности человека.
Крупные мероприятия по охране труда проводятся на железнодорожном транспорте. На предприятиях разработаны комплексные планы улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий. Основные направления работы в области охраны труда на железнодорожном транспорте включают в себя:
предупреждение наездов подвижного состава на работающих на путях станций и перегонах;
совершенствование технологических процессов и технических средств, разработку нормативно-технических документов по безопасности труда;
предупреждение электротравматизма при эксплуатации и обслуживании электроустановок, контактной сети и электроподвижного состава железных дорог;
улучшение условий труда работников железнодорожного транспорта - создание и внедрение средств, позволяющих довести параметры санитарно-гигиенических условий (шум, вибрация на рабочих местах, запыленность и загазованность воздушной среды, освещенность рабочих мест, температура в летний и зимний периоды, влажность воздуха) до уровня санитарных норм, разработка технических и гигиенических требований на новые виды спецодежды и средств индивидуальной защиты для специфических профессий железнодорожников, организация производственных испытаний и массовое внедрение новых видов спецодежды.
Широкое внедрение электрической и тепловозной тяги, усовершенствование конструкций подвижного состава, применение наиболее эффективных систем защиты и блокировки, освещения и вентиляции, усиление шумоизоляции, внедрение разнообразных средств механизации и автоматизации значительно улучшили условия труда железнодорожников.
6.2. Служебные и специальные расследования случаев травматизма
Железнодорожный транспорт является зоной повышенной опасности, поэтому не соблюдение техники безопасности в зоне работ приводят к несчастным случаям.
Каждый несчастный случай на производстве происходит в результате стечения целого ряда неблагоприятных обстоятельств, которые обычно являются причинами производственной травмы. В каждом случае, как правило, рассматривают прямые, косвенные и сопутствующие причины.
Причины производственного травматизма устанавливают в результате изучения материалов служебного расследования несчастных случаев. Все случаи производственного травматизма, происходящие с работниками железнодорожного транспорта, расследуют в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.
Важнейшими задачами служебного расследования наряду с регистрацией и учетом несчастных случаев являются:
обеспечение безотлагательных и своевременных мер по оказанию первой помощи пострадавшему;
тщательное и всестороннее выявление, разбор и глубокий анализ обстоятельств, условий и причин, вследствие которых произошел несчастный случай;
разработка и проведение в жизнь мероприятий по оздоровлению условий труда, обеспечению техники безопасности, исключающих возможность возникновения подобных несчастных случаев с работниками на производстве;
установление виновных лиц, определение степени их ответственности и меры наказания.
Несчастный случай на производстве, вызвавший у работника потерю трудоспособности не менее чем на один рабочий день или перевод его с работы по основной профессии на другую работу, оформляют актом по форме Н-1.
Акт по форме Н-1 с материалами расследования подлежит хранению в течение 45 лет на предприятии, где взят на учет этот несчастный случай. Ответственность за правильное и своевременное расследование и учет несчастных случаев, оформление актов по форме Н-1 и выполнение намеченных мероприятий по предупреждению подобных несчастных случаев несет руководитель предприятия.
Контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев на предприятии, а также за выполнением мероприятий по устранению причин, вызвавших несчастный случай, осуществляют вышестоящие организации - управления и отделения дорог, техническая инспекция труда, органы государственного, а также ведомственного надзора, ревизоры по безопасности движения поездов на подконтрольных им предприятиях.
В случае отказа администрации в составлении акта по форме Н-1, а также при несогласии пострадавшего или другого заинтересованного лица с содержанием акта или квалификацией несчастного случая конфликт рассматривается комитетом предприятия в срок не более 7 дней с момента подачи заявления.
Решение комитета является обязательным для исполнения администрацией.
По запросу комитета предприятия технический инспектор труда дает свое заключение. Его заключение о связи несчастного случая с производством, а также о причинах несчастного случая является обязательным для администрации предприятия и профсоюзного комитета.
О каждом несчастном случае на производстве, в том числе без утраты трудоспособности, пострадавший или очевидец несчастного случай не, медленно извещает мастера или соответствующего руководителя работ, который должен немедленно организовать первую помощь пострадавшему и направить его в медицинский пункт, сообщить о происшедшем случае руководителю организации и профсоюзному комитету, сохранить до расследования обстановку на рабочем месте и состояние оборудования такими, какими они были в момент происшествия.
В тех случаях, когда пострадавший или очевидец не сообщил в течение рабочей смены о происшедшем несчастном случае или когда потеря трудоспособности наступила не сразу после несчастного случая, а спустя некоторое время, акт по форме Н-1 составляют только после всесторонней проверки заявления работника о происшедшем с ним несчастном случае с учетом всех обстоятельств, в том числе справок медицинских учреждений о характере травмы и причине ее происхождения, показаний очевидцев и других доказательств в срок не более 1 месяца со дня подачи заявления.
Для расследования каждого несчастного случая на производстве создается комиссия в составе начальника предприятия, начальника отдела охраны труда предприятия, председателя профсоюзного комитета, старшего общественного инспектора по охране труда, которая должна в течение 3 суток расследовать обстоятельства и причины происшедшего несчастного случая, определить мероприятия по предупреждению подобных случаев, а также составить акт о несчастном случае по форме Н-1 в четырех экземплярах.
Руководитель предприятия незамедлительно принимает меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве, в течение 3 суток после окончания расследования направляет по одному экземпляру акта формы Н-1 пострадавшему или лицу, представляющему его интересы, начальнику цеха, начальнику отдела охраны труда предприятия с материалами расследования, техническому инспектору труда.
Несчастный случай, происшедший в организации с работником, направленным другим предприятием, расследуется и учитывается организацией, где он произошел. Материалы расследования направляют по месту работы пострадавшего.
Если работник работает по совместительству и с ним произошел несчастный случай, то такой несчастней случай расследуют и учитывают там, где он произошел.
Несчастные случаи, происшедшие с учащимися общеобразовательной школы, профтехучилища, среднего специального учебного заведения, студентами вуза, проходящими производственную практику под руководством персонала предприятия, расследует комиссия предприятия совместно с представителем учебного заведения и учитывает предприятие. Копии акта пересылают по одному экземпляру администрации и профсоюзному комитету в учебное заведение пострадавшего.
Несчастные случаи, происшедшие с учащимися и студентами, проходящими производственную практику под руководством преподавателя на выделенном организацией участке, расследует комиссия учебного заведения совместно с представителем предприятия и учитывает учебное заведение.
Специальному расследованию подлежат: групповой несчастный случай, происшедший одновременно с двумя и более работниками независимо от тяжести травм пострадавших; несчастный случай со смертельным исходом.
О каждом групповом несчастном случае и несчастном случае со смертельным исходом руководитель предприятия обязан немедленно сообщить по телефону или телеграммой:
а) руководителю вышестоящей организации:
по предприятиям, находящимся в непосредственной подчиненности главного управления министерства, - телеграммой начальнику этого главного управления;
по предприятиям, входящим в состав объединений, трестов и управлений транспортного строительства, - начальнику объединения, управления строительства, управляющему трестом;
б) техническому инспектору труда, а при отсутствии технического инспектора труда главному техническому инспектору труда;
в) в транспортную прокуратуру по месту, где произошел несчастный случай;
г) местным органам государственного и ведомственного надзора если указанные несчастные случаи произошли на объектах, подконтрольных этим органам, или если эти органы причастны к расследованию несчастных случаев;
д) ревизору по безопасности движения - о несчастных случаях, происшедших вследствие нарушений Правил технической эксплуатации железных дорог, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах.
О несчастном случае со смертельным исходом и о групповом несчастном случае управляющий трестом; начальник управления строительства, руководитель предприятия, находящегося в непосредственном подчинении управления, в суточный срок сообщают телеграммой по подчиненности начальнику соответствующего главного управления, начальнику отдела охраны труда и техники безопасности.
Технический инспектор труда о несчастном случае со смертельным исходом и о групповом несчастном случае в суточный срок сообщает телеграммой отделу охраны труда.
Сообщение должно соответствовать следующей схеме: название предприятия, министерства; обстоятельства - дата, местное время, место происшествия, выполняемая работа, обстоятельства и причины, при которых произошел несчастный случай; число пострадавших, в том числе погибших; фамилия, имя, отчество, профессия, должность погибшего, сведения о членах семьи, находящихся на иждивении (для случаев со смертельным исходом); дата и время отправления сообщения, фамилия, должность лица, подписавшего сообщение; должности и фамилии лиц, выехавших на расследование.
Расследование несчастного случая с особо тяжелыми последствиями, при котором погибли 5 чел. и более, проводит комиссия, назначаемая министром, руководителем ведомства по согласованию с соответствующим профсоюзным органом. В состав комиссии наряду с ответственными работниками министерства, ведомства включают представителей органов здравоохранения, социального обеспечения, профсоюзов, технической инспекции труда, а при необходимости также представителей органов государственного и ведомственного надзора.
В необходимых случаях расследование несчастного случая проводит комиссия по специальному расследованию. Комиссия по специальному расследованию немедленно расследует несчастный случай и в течение 10 дней составляет акт специального расследования и оформляет другие необходимые материалы и документы, которые направляют на предприятия, в вышестоящий хозяйственный орган, областной, республиканский (краевой, районный, городской) комитеты, прокуратуру по месту, где произошел несчастный случай. Материалы специального расследования несчастных случаев со смертельным исходом направляют также в ОАО «РЖД» и Московский научно-исследовательский институт охраны труда.
6.3. Вопросы экологии на железнодорожном транспорте
Главной задачей экологии является охрана окружающей среды. Охрана окружающей среды- система государственных мероприятий, направленных на рациональное природопользование, сохранение и оздоровление окружающей среды в интересах ныне живущих и будущих поколений людей.
Научно-технический прогресс неизбежно усиливает воздействие человека на природу. В связи с этим вопросы охраны окружающей среды приобрели особое значение и требуют немедленного решения. Это относится непосредственно и к железнодорожному транспорту и транспортному строительству.
К факторам неблагоприятного воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду относят выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, внешние шумы железнодорожных объектов, загрязнение почвы и водоемов.
Источниками загрязнения атмосферного воздуха являются многие производственные объекты, гражданские сооружения, подвижной состав, промывочно-пропарочные и дезинфекционнопромывочные станции, шпалопропиточные и щебеночные заводы, локомотивные и вагонные депо.
Особенно неблагоприятно в санитарном отношении загрязнение ограниченных объемов окружающей среды, в которых постоянно или периодически должны работать люди. Железнодорожные тоннели в большей степени загрязняются выпускными газами дизелей тепловозов.
Важнейшим мероприятием по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха вредными веществами является уменьшение их выделения в источниках образования. Этому служат механизация и автоматизация производственных процессов, уплотнение, герметизация и вакуумизация оборудования, создание поточных и непрерывных технологических линий, замена вредных летучих веществ менее вредными и летучими, а твердого топлива-газообразным.
Для каждого производства характерны свои технические решения, обеспечивающие уменьшение выделения вредных веществ в атмосферу, например максимальный слив из цистерн остатков жидких грузов перед промывкой и пропаркой, замена сварочных электродов, содержащих марганец и фтористые соединения, электродами с малотоксичными рутиловыми покрытиями. Решению проблемы снижения загрязнения атмосферного воздуха способствуют современные установки, позволяющие улавливать вредную пыль, пары и газы механические сухие пылеуловители типа "Циклон", гидроциклоны, орошаемые скрубберы, различные пылеотделители, матерчатые и электрические фильтры. Очистка промышленных выбросов в атмосферу на современных предприятиях является составной частью технологического процесса. Цель ее - предотвращение загрязнения атмосферного воздуха, удаление вредных пылей из технологических выбросов, уменьшение механического износа оборудования из-за абразивного действия пыли, извлечение из отходов ценных продуктов и использование их как вторичного сырья.
На железнодорожном транспорте наибольшую опасность в отношении загрязнения поверхностных источников питьевого назначения представляют локомотиво- и вагоноремонтные заводы, депо, шпалопропиточные заводы, промывочно-пропарочные и дезинфекционно-промывочные станции, рельсосварочные поезда, литейно-механические, электромеханические и другие производства.
Большие количества поверхностно-активных веществ, нитратов и других вредных продуктов содержат сточные воды смотровых канав стойловых цехов локомотивных депо. Значительно загрязнены вредными веществами сточные воды гальванических цехов, аккумуляторных отделений, деповских прачечных.
Обезвреживание сточных вод - важная санитарно-техническая проблема, от решения которой зависят безопасное водопользование населения и развитие живого мира рек, озер, водохранилищ. Поэтому при осуществлен, и санитарного контроля исследуют сточные воды и воды водоемов на содержание многочисленных химических веществ, оценивают их запеки, прозрачность, кислотность или щелочность. Особое внимание обращают на потребление кислорода, необходимое для окисления различных неорганических продуктов, присутствующих в воде. В сточных водах дезпромстанций обязательно определяют бактериальный состав.
В зависимости от степени и качества загрязнений применяют разные способы очистки сточных вод.
Несмотря на высокий эффект очистки сточных вод, остаточное содержание вредных веществ в них остается существенным и нарушает санитарный режим водоемов. Ведется большая работа по усовершенствованию способов очистки и внедрению оборотных систем водоснабжения. При повторном использовании в производстве сточных вод необязательна их глубокая очистка, вполне достаточна степень очистки, которая достигается на существующих очистных сооружениях. Внедрение оборотных систем водоснабжения позволяет значительно сократить потребление пресной воды для технических нужд и уменьшить объемы загрязненных стоков, сбрасываемых в водоемы.
Объектами санитарной охраны почвы являются балластная призма железнодорожного полотна, территория станций, промышленных объектов и железнодорожных поселков.
При строительстве и эксплуатации железных дорог изменяются свойства и структура почвы, что приводит к нарушению сложившегося равновесия природной среды в полосе отвода.
Почва загрязняется промышленными и бытовыми отходами, причем интенсивность загрязнения зависит от интенсивности образования и степени обезвреживания этих отходов. Большой урон почве наносят ядохимикаты.
Опасность вредного воздействия того или иного химического вещества определяется не только степенью его токсичности, но и устойчивости.
Основные задачи отдела охраны природы и рационального использования природных ресурсов следующие: контроль за своевременным включением в план управлениями ОАО «РЖД» и железными дорогами природоохранных объектов железнодорожного транспорта, предусмотренных директивными органами; разработка на основе экономических расчетов и обоснований с учетом материалов управлений ОАО «РЖД» и железных дорог проектов перспективных и годовых планов по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, включая разделы по охране и рациональному использованию водных и лесных ресурсов, земель, по охране воздушного бассейна, вводу в действие природоохранных объектов; согласование разрабатываемых проектов перспективных и годовых планов по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов с соответствующими министерствами и ведомствами; доведение установленных плановых заданий по разделу "Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов" до управлений и железных дорог, контроль за ходом выполнения управлениями планов строительства природоохранных объектов, контроль за ходом разработки управлениями проектов норм предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду.
Используемая литература
1.ПТЭ, Инструкции ЦШ-720, ЦШ-530, ЦШ-796, ЦРБ-757. Устройства СЦБ. Технология обслуживания.
2. В.Ю. Виноградова и др. «Перегонные системы автоматики». 2005 г.
3. Г. П. Лабецкая и др. «Организация, планирование и управление в хозяйстве сигнализации и связи. 2004 г.
4. Э. Е. Асе, Г. П. Маслов «Монтаж устройств автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте»
5. В. И. Жуков «Охрана труда на железнодорожном транспорте»
6. Б.Д. Перникис, Р. Ш. Ягудин «Предупреждение и устранение неисправностей в устройствах СЦБ»
7. Д.А. Коган и З.Л. Эткин «Аппаратура электропитания железнодорожной автоматики»
8. Технологические карты по безопасному производству работ при техническом обслуживании и ремонте устройств СЦБ, автоматизированных и механизированных сортировочных горок и связи.
9. Журналы Автоматика связь, информатика.
10. Сороко В.И., Милюков В.А.»Аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики» Справочник том 1,2.
11. П.Архипов Е.В., Гуревич В.Н. Справочник электромонтера СЦБ. Транспорт 1999г.