Проблемы реформирования налоговой системы Российской Федерации
НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
ВАЛОВА ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА
ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автореферат магистерской диссертации
Новосибирск 1999
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. Важнейшая задача экономики страны на современном этапе – превращение ее в конкурентоспособное хозяйство, активно участвующее в мирохозяйственных связях. Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
Обзор литературы по теме диссертационного исследования свидетельствует о том, что действующая в России уже пять с половиной лет налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. С каждыми очередными выборами создается впечатление, что первым шагом новых людей, пришедших в выборные органы власти, станут коренные изменения в области налогов. Проходит некоторое время, ожидания не оправдываются, надежды на улучшение налоговой системы рассеиваются, поскольку новые законодательные акты в этой области чаще ухудшают ее, чем совершенствуют, а критика остается.
Предметами для критики выступают:
излишне фискальный характер налоговой системы;
отсутствие должного стимулирования отечественных производителей;
чрезмерное налогообложение прибыли (дохода);
низкое налогообложение имущества;
высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда;
слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога;
недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет;
частые изменения отдельных налогов.
И этот перечень можно продолжать еще долго. Наиболее радикальные предложения сводятся к тому, что налоговую систему следует отменить и вместо нее "придумать" какую-нибудь новую.
Однако, оценивая прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же дней своего существования развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.
Таким образом, актуальность темы обуславливается важностью и необходимостью реформирования налоговой системы, выработки принципов и методов работы налоговых органов, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики и обеспечили реализацию социально-экономической политики и условия для экономического роста России.
Цель работы: выявление проблем в налоговой системе Российской Федерации и вынесение предложений по реконструированию системы налогообложения России.
В соответствии с поставленной целью в диссертации рассматривались и решались следующие задачи:
исследование основных этапов развития налоговой системы в России;
проведение анализа действующей системы налогообложения в Российской Федерации;
рассмотрение зарубежной практики построения налоговой системы;
оценка влияния последних реформ в налоговой системе на финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
разработка предложений по реконструированию налоговой системы России.
Объект исследования – совокупность теоретических и практических вопросов, связанных с формированием налоговой системы Российской Федерации и ее влиянием на финансово-хозяйственную деятельность предприятий.
Теоретической и информационной базой исследования служат труды отечественных и зарубежных экономистов, нормативные, инструктивные и методические материалы, касающиеся рассматриваемых в диссертации вопросов, а также фактические материалы деятельности ООО «Титан», собранные автором в период стажировки.
Научная новизна исследования:
рассмотрены недостатки существующей налоговой системы и обоснована необходимость их совершенствования;
проведено обобщение анализа влияния действующей системы налогообложения на финансово-хозяйственную деятельность предприятий и сделана попытка усовершенствования его методики.
Практическая значимость:
предложена методика расчета налоговых платежей на основании измененной налогооблагаемой базы и ставок основных налогов;
произведены расчеты основных налогов до и после реформирования, и в результате анализа выявлена эффективность снижения налоговых ставок не только для предприятия, но и для повышения собираемости налогов, что в глобальном масштабе означает увеличение доходов консолидированного бюджета.
Апробация результатов исследования: Основные положения диссертационной работы обозначены автором в статье «Налоговая система: от проблем к их решению», принятой к опубликованию в сборник научных работ НГАЭиУ.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы цель, задачи научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Налоговая система: необходимость, сущность и принципы построения» определяется экономическое содержание налогов, подчеркивается их роль для государства и предпринимательской деятельности в период становления рыночной экономики, раскрываются сущность и принципы построения налоговой системы в Российской Федерации.
Во второй главе «Современное состояние налоговой системы Российской Федерации и тенденции ее изменения» рассматривается действующая система налогообложения, определяется роль и значение основных налогов, их влияние на предпринимательскую деятельность предприятий и организаций, исследуются зарубежные методики налогообложения, и оценивается возможность применения некоторых положений в российской практике.
В третьей главе «Налоговая реформа и создание эффективной налоговой системы в Российской Федерации» рассматривается методика снижения налоговых ставок, изменения существующей системы налоговых льгот, рассчитывается эффективность этих мер для предпринимателей и государства, доказывается необходимость реформирования налоговой системы в соответствии с произведенными расчетами.
В заключении сформулированы основные выводы и предложения по результатам научного исследования.
Содержание работы
Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
С самого начала построения налоговой системы России был взят фискальный ориентир. Налоговая система стала приобретать конфискационный характер. Через различные налоги у предприятий изымается 85-90% прибыли. Современная российская налоговая система лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения - фискальной, распределительной и регулирующей.
Основной целью российской налоговой системы была определена, прежде всего, ликвидация дефицита бюджета. Это определялось не только преобладанием монетаристского подхода к ее построению в его одностороннем понимании без учета конкретных российских условий, но и требованиями международных финансово-кредитных организаций, которые для предоставления кредитов поставили условия - стабилизация рубля и сокращение бюджетного дефицита.
Основной недостаток налоговой системы России состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. Нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов - предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, - сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной. Этому способствует почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании. Налоговая система должна быть повернута к производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения.
Налоговая политика России строится пока исходя из принципа - “чем больше ставка, тем лучше для государства и построения рыночной экономики”. В итоге - недобор налогов (как минимум 20-30% налоговых сумм), сокращение производства товаров, падение инвестиционной активности и отсутствие какой-либо заинтересованности предприятия в развитии производства.
Налоговая система должна базироваться на оптимальном сочетании интересов всех социальных слоев общества - предпринимателей, работников, государственных служащих, учащихся, пенсионеров и других, которые имеют большие различия в получаемых доходах. Такая социальная функция налогов имеет большое значение для обеспечения социального равновесия в обществе. В ведущих промышленно развитых странах мира соотношение доходов 10% населения, имеющего наибольшие доходы, и такой же численности с наименьшими доходами колеблется в пределах 1:5-10 раз. В настоящее время в России такое соотношение составляет не менее 1:2-25. Это значительно усиливает социальное расслоение общества по доходам. Налоговая система призвана смягчать такие различия путем прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, что четко прослеживается в налоговых системах Запада. Российская же налоговая система не выполняет в достаточной мере эту функцию, что является существенным ее недостатком.
Налоговая система России не учитывает и то, что она функционирует в условиях монопольного ценообразования. Это обусловливает ее инфляционный характер, так как она стимулирует “вздувание” цен. И такое явление вполне закономерно - ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на непосредственных и конечных потребителей товаров - население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на потребителя, включая в цену. Это становится возможным благодаря тому, что производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и увеличивать ее, стараясь получить большую массу прибыли для собственного использования. В России доля косвенных налогов в налогообложении возрастает. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремление увеличивать налоговые поступления “любой ценой”. А цена такой политики высока - экономическая стагнация, инфляция, многократный (в тысячи раз) рост цен на потребительские товары.
Налоговая система должна соответствовать элементарным требованиям теории налогообложения. В России же базой налога на добавленную стоимость является не только прибыль и заработная плата (реальные элементы вновь созданной стоимости), но и амортизационные отчисления. Кроме того, в базу этого налога включаются акциз, а также таможенные пошлины, которые никакого отношения к добавленной стоимости не имеют. Необоснованно и то, что одним налогом (НДС) облагается другой налоговый платеж - акциз. Вследствие этого налог на добавленную стоимость теряет свое действительное содержание и практически превращается в налог с продаж (своеобразный многократный налог с оборота), выступающий в условиях монопольного рынка в качестве элемента цены на товар и косвенного налога, значительно увеличивающего цену.
Часть налоговых платежей из прибыли предприятий также перекладывается на потребителя, имея возможность компенсировать уплату налогов ростом свободных цен. Это можно отнести и к другим налоговым платежам, а также тем начислениям на фонд заработной платы, которые включаются в себестоимость продукции (платежи в пенсионный фонд, в фонды социального и медицинского страхования и другие фонды).
Наша налоговая система построена так, что налоговые платежи возрастают по мере роста цен. Это очень удобно с точки зрения фискального содержания системы, но совершенно неприемлемо с позиций обоснованности налогообложения. Создается иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле все это обусловлено инфляционным фактором - идет процесс “накачивания” налоговой массы, но в то же время увеличивается дефицитность бюджета, так как инфляционный фактор еще в большей степени влияет на его расходы.
Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой системы является то, что она почти не стимулирует формирования в экономике наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности является соотношение темпов роста производительности труда и фонда потребления, как на макро- , так и на микроуровне.
Пока же налоговая система России не ориентирована на косвенное поддержание указанного соотношения налоговыми методами, хотя и была сделана попытка через налогообложения прибыли предприятий воздействовать на сокращение темпов роста фонда потребления на предприятиях через минимальный необлагаемый его размер. Но такой порядок налогообложения не решает главнейшей проблемы - стимулирования роста производительности труда, вызывая у предприятий желание найти всевозможные ухищрения для сокрытия фонда заработной платы, и, прежде всего его распределения на большую численность работников, то есть фактически стимулирует непроизводительный труд с минимальной оплатой, падение его производительности.
Налоговая система России неадекватна экономическим условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций развития налоговой системы экономически развитых стран и мирового опыта в целом. В связи с этим актуальной остается задача обеспечить формирования такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту. Понятно, что взвешенной налоговой политике принадлежит особая роль. Наряду с фискальной ролью налоговая система в условиях становления рынка должна выполнять активную стимулирующую функцию. Чтобы соответствовать этим требованиям налоговая система России должна быть принципиально реформирована. Требует изменения механизма и целевая направленность налогов.
Пути оптимизации налоговой системы России.
Что же должна представлять собой в сегодняшних условиях налоговая реформа? Думается, что здесь не следует вести речи о радикальных изменениях. Имеется в виду укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Нужно существенно повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля над эффективностью использования государственных финансовых ресурсов. Основная задача этого этапа - обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать экономическое развитие страны.
Основные направления налоговой реформы в России в этом общем контексте видятся следующими:
ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов;
расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом “налоговой справедливости”;
постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц;
решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.
На данный момент целесообразно:
- резко увеличить налогооблагаемую базу и ставки ресурсных платежей как основной составляющей дифференциальной ренты, которая должна поступать в доход государства;
- расширить права местных органов при установлении ставок налогов на имущество юридических лиц (но исключить налогообложение оборотных средств) и граждан;
- расширить меры по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;
- усилить социальную направленность налогов. Для этого нужно постоянно увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с другой - ставку подоходного налога для лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.
В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную (для обеспечения потребностей государства), но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.
Какие стратегические цели в области планирования налогообложения должно иметь наше государство на ближайший период?
Очевидно, ответ на этот вопрос таков:
ужесточение налоговой дисциплины, формирование цивилизованного института налогоплательщиков;
упрощение налоговой системы;
налоговое стимулирование производства и реализации конкурентоспособных отечественных товаров;
совершенствование принципов федерализма, развитие в стране муниципальных налоговых систем.
Реформирование действующей налоговой системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики. Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным и региональным налогам. Среди них ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.
Список использованной литературы:
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая // Российская газета, 6 августа 1998 г.
О налоге на добавленную стоимость/ Закон РФ от 06.12.91 года №1992-1//
Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
О налоге на прибыль предприятий и организаций/ Закон РФ от 27.12.97 года №2116-1//Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
О подоходном налоге с физических лиц/ Закон РФ от 07.12.97 года №1998-1//Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.: Инструкция ГНС РФ от 11.05.95 года №39 //Справосно-правовая система “Консультант Плюс”
Акуленок М. Налоговый портфель -М.: Соминтек-1998.
Барулин С.В. Налоги как инструмент государственного регулирования экономики //Финансы,1999, №1
Болотин В. НДС: преодоление иррационального//РЭЖ, 1998, №10.
Брызгалин А.В. Современное налоговое законодательство: особенности и проблемы правоприменения//Финансы, 1999, №5.
Бузгалин А.В. Переходная экономика. М.,1998.
Галкин В,Ю. Новые методы хозяйствования: налоговые платежи из прибыли предприятий и их роль в формировании дохлдов государственного бюджета.--М.,1998.
Гулев В.И. Налоги - состояние, проблемы и решения - Финансы, 1999, №3.
Жевакин С.Н. Общие проблемы налоговой системы Российской Федерации//Финансовая Россия, 1999, №6.
Карпова В.В., Лукина Н.В. Все налоги России: документы, комментарии, разъяснения.- М.,1998.
Кипеман Г.Я., Белялов А.З. Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации- М.,1998.
Крылов Г.З. Подготовка к налоговой реформе//Финансовая газета, 23 января 1999 года.
Кудряшова Е., Юцковская И. Передача имущества без оплаты //Налоги №5-1999.
Кузакова Е. Сроки налоговой давности за налоговые правонарушения //Налоги №5-1999.
Кузнецов Л. Налоговый кодекс в вопросах и ответах // Налоги,№9-1999.
Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю Экономикс: принципы, проблемы и политика – Баку,1997.
Логвина А. Вопросы налогового законодательства - Экономист, №2-1999.
Лопатников А. Удержание подоходного налога//Налоги,№6-1999.
Маклур Ч.Е. Налоговая политика для России - МЭиМО, 1998, №8.
Митин Б.М. Разъяснение по бухгалтерскому учету и налогообложению операции новации//Финансовая Россия,№18-1999.
Налоговый портфель. - М.,1998.
Нехамкин А.Н. О поэтапном снижении налогов в различных сферах бизнеса – Налоговый вестник , 1999, №3.
Никитин С., Глазова Е., Степанова М. Налоги в странах рыночной экономики и в России - МЭиМО, 1998, №9.
Николаев В. Налоги снизят, если их соберут в достаточном количестве// Финансовая Россия №7-1998.
Николаев В. ФСНП начнет широкомасштабные проверки по всей России //Налоги №2-1999.
Павлова Л.П., Ефремов А.В. Налоговая реформа и создание модели эффективной налоговой системы в Россия //Налоговый вестник, 1998, №11.
Пансков В. Еще раз о назревших изменениях в российской налоговой политике - РЭЖ,1999, №3.
Пансков В. Налоги и налоговая политика - РЭЖ, 1998, №11.
Пансков В., Игнатьев Д. Налоговый федерализм и местные налоги - РЭЖ, 1999, №4.
Пашкинскас В. Как получить налоговый кредит //Финансовая Россия,1999, №19.
Пеньков Б. Оптимизация налоговой системы - Экономист, 1999, №4.
Рябова Р. Ставки налога на прибыль с 1 апреля 1999г.//Налоги №9-1999.
Рябова Р., Иванова О. Налог на прибыль//Налоги,№8-1999.
Селиванова М. Лекарство от «черного нала» //Финансовая Россия,1999,№14.
Сорокина Е.Л. Налоговая система России - Экономист, 1999,№4.
Столяров В.Ф., Хасан-Бек Ц.М. Налогообложение и рыночная экономика-Киев,1998.
Черник Д.Г. Налоги - М.: Финансы и статистика,1998.
Черник Д.Г., Воронков В.А., Глинкин А.А. и др. Налоги: учеб. пособие для вузов.- М.,1998.
Экономика переходного периода /под ред. В.В.Радаева, А.В.Бузгалина. --М.,1995.
Содержание
Введение…………………………………………………………………3
Налоговая система: необходимость,
сущность и принципы построения……………… ...………………5
Возникновение и развитие налогообложения….………..…5
Сущность и принципы построения налоговой системы в Российской Федерации…………………………….………..21
Современное состояние налоговой системы в Российской Федерации и тенденции ее изменения……………………………34
Действующая система налогообложения в Российской Федерации…………………………………………….……..34
Основные налоги в Российской Федерации……………….49
Налог на прибыль…………………………………….….49
Налог на добавленную стоимость………………………60
Акцизы……………………………………………………69
Подоходный налог с физических лиц………………….71
Налоговое законодательство зарубежных государств…...76
Налоговая реформа и создание эффективной налоговой системы в Российской Федерации...…………………………………………107
Заключение……………………………………………………………119
Список литературы…………………………………………………...126
Налоговая система: необходимость, сущность
и принципы построения
1.1. Возникновение и развитие налогообложения
Налоги (опр.) - обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа.
Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.
Итак, как уже говорилось выше, налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних стадиях государственной организации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным, а являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано: «... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу». Видно, что процентная ставка данного «налога» четко определена.
По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с церковной десятиной. Данная практика существовала в течение многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так в Древней Греции в VII-VI вв. до новой эры представителями знати были введены налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, строительство храмов, укреплений и т.д.
В то же время в др. мире имелось и серьезное противодействие прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело - добровольные пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.
Многие же стороны современного государства зародились в Древнем Риме. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время граждане не платили денежных податей. Расходы по управлению городом и государством были минимальны; избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно, порой вкладывая собственные средства, т.к. это было почетно. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий, а эти расходы обычно покрывались сдачей в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами.
Определение суммы налога определялась, каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах.
В IV-III вв. до новой эры Римское государство разрасталось, основывались и завоевывались все новые города-колонии. Происходили изменения и в налоговом праве. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан, и их определение происходило каждые 5 лет. Римские граждане, проживавшие за пределами Рима, платили как государственные, так и местные налоги.
В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой совсем отменялись. Необходимые средства же обеспечивались контрибуцией завоеванных земель. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались постоянно.
Рим превращался в империю, в состав которой входили провинции, жители которых были подданными империи, но не пользовались правами гражданства. Они были обязаны платить налоги, что было свидетельством их зависимого положения. При этом единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация часто сохраняла местную систему налогов. Изменялось лишь ее направление и использование.
Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла должным образом контролировать. Результатом была коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до новой эры.
Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства, в том числе и налоговая реформа, были одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63г. до н.э. -14 г. н.э.). Была значительно сокращена практика откупов, переоценена налоговая база провинций, составлены кадастры, проведена перепись, введены обязательные декларации, налоговая служба стала преемственной (т.е. опиралась на предшествующие результаты).
Основным налогом в Древнем Риме был поземельный и единая подушная подать для жителей провинций. Существовали и косвенные налоги (с оборота, налог на наследство и т.д.)
Уже в Древнем Риме налоги выполняли не только фискальную, но и стимулирующую функцию, т.к. население вносило налоги деньгами, оно вынуждено было развивать рынок и товарно-денежные отношения.
Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Широко практиковались в Византии и чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр. Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, чрезмерное налоговое бремя имело своим последствием сокращение налоговой базы, а далее последовали финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.
Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX века. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Это был, по сути, сначала нерегулярный, а затем систематический налог. Князь Олег после своего утверждения в Киеве занялся установлением дани с подвластных племен. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдъем», когда князья или княжеские дружины сами ехали за нею.
Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Так пошлины взимались за перевоз через реку, за право иметь склады и пр.
После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. Каждый удельный князь собирал дань в своем уделе сам и передавал ее потом великому князю для отправления в Орду. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами. Кроме «выхода» было еще несколько ордынских тягот. В результате, взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» - для производства пушек, сборы на строительство укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные налоги. Для определения размера прямых налогов служило «сошное письмо», которое предусматривало измерение земельных площадей и перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха как единица измерения была отменена лишь в 1679 г., когда единицей налогообложения стал двор.
Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей - 10 денег с рубля оборота.
Хотя политическое объединение русских земель относится к концу XV века, стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода, однако, одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В связи с этим финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.
Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего в 1655г. Счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет (выяснилось, что в 1680г. 53,3% государственных доходов - за счет косвенных налогов).
Надо отметить, что неупорядоченность финансовой системы в то время была характерна и для других стран.
Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Это государство еще не имело теории налогов. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налога обычно являлись люди, принадлежащие к 3-му сословию.
Государство не имело достаточного количества профессиональных чиновников, и в результате сборщиком налогов стал, как правило, откупщик. В Европе практиковался метод продажи с аукциона права взимания налога. К чему это приводило - понятно. Поэтому проблема справедливости налогообложения стояла очень остро и привлекала внимание многих ученых и государственных деятелей. Так Ф. Бэкон в книге «Опыты или наставления нравственные и политические» писал: «Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество; примером тому могут служить пошлины в Нидерландах. Заметьте, что речь у нас сейчас идет не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа».
Но только в конце XVII-XVIII в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создавшее чиновничий аппарат и рациональную налоговую систему, состоявшую из косвенных (главная роль - акциз) и прямых (главная роль - подушный и податной) налогов.
Но отсутствие теории налогообложения, необдуманность практических мер приводила порой к тяжелым последствиям (примером чему могут являться соляные бунты в царствование Алексея Михайловича)
Эпоха Петра I (1672-1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, крупного строительства и пр. Для пополнения казны вводились все новые налоги (гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и т.д.). Но в то же время был принят ряд мер для обеспечения справедливости налогообложения, была введена подушная подать.
В последней трети XVIII в Европе активно разрабатывались проблемы теории и практики налогообложения.
В 1770 г. мин. финансов Франции Тэрре писал: «Я больше стараюсь добиться равенства в распределении налога, чем точной уплаты десятины» и, хотя Тэрре был вынужден вводить новые налоги (в связи с финансовым кризисом), он отдавал предпочтение косвенным налогом, которые дифференцировались исходя из того класса, к которому принадлежал предмет (товар первой необходимости, товар роскоши и т.д.)
В это же время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с косвенными (где основная роль - отчисления от казенной питейной продажи).
В этот же период создавалась теория налогообложения. Ее основоположником считается шотландский экономист и философ А. Смит.
В вышедшей в