Служба внешней разведки

в военные годы сведениям о разработке в США и Англии атомного оружия, нашей стране удалось в нелегкие послевоенные годы создать собственную бомбу и преодолеть монополию США в этой области.

Разведка и создание атомной бомбы

16 июля 1945 г. в обстановке полной секретности в пустынной местности штата Нью-Мексико, в Аламогордо, США произвели первое в истории испытание атомного оружия. Президент США Г. Трумен, которому доложили об успешном испытании "сверхбомбы", был потрясен, поскольку внезапно почувствовал себя властелином мира. Даже будучи еще вице-президентом, он не знал и не догадывался о том, что тайно на создание оружия колоссальной разрушительной силы тратятся миллиарды долларов.

А степень секретности , действительно, была чрезвычайно высокой. Американский атомный "Манхэттенский проект" осуществлялся в пустынном месте. Для переписки с родственниками, работающими в Лос-Аламосе, письма следовало адресовать в Армию США, почтовый ящик 1663.

То, что являлось секретом для сенатора, а затем вице-президента США Г. Трумена, не было секретом для советской внешней разведки, которая еще в 1941 г. получила в Лондоне информацию о заседании Уранового комитета и рекомендации Комитета начальников штабов о немедленном начале работ по созданию атомного оружия.

Внешняя разведка информировала Москву и о ведущихся в США работах по "Манхэттенскому проекту". В ноябре 1941 г. Центр получил телеграмму, в которой говорилось о попытках группы американских ученых создать "взрывчатое вещество" огромной силы. Разумеется, речь шла об "урановой бомбе", как первоначально называлось атомное оружие.

В июле 1945 г. СССР, США и Англия все еще были союзниками: предстояла кровопролитная война на Дальнем Востоке против Японии, и президент Г. Трумен был заинтересован в том, чтобы Сталин сдержал свое слово о вступлении в эту войну. 17 июля в Потсдаме начала работу конференция глав правительств СССР, США и Великобритании, которая обсуждала вопросы послевоенного устройства Германии. По рекомендации премьер-министра У. Черчилля президент Г. Трумен, только что получивший шифрованную телеграмму об успешном испытании атомной бомбы, сообщил Сталину о создании в США оружия огромной разрушительной силы. Руководители США и Англии хотели проверить реакцию кремлевского диктатора на это сообщение.

Однако реакция Сталина была весьма сдержанной. Он поблагодарил Г. Трумена за сообщенные сведения и никак их не комментировал. Его поведение казалось настолько странным, что Трумен и Черчилль подумали, что Сталин просто не понял, о чем идет речь. Их попытка оказать давление на советского руководителя в ходе Потсдамской конференции и сделать его более сговорчивым успехом не увенчалась.

А Сталин, как свидетельствуют очевидцы, все понял прекрасно. После беседы с западными лидерами он позвонил в Москву И. Курчатову и дал указание ускорить работы по созданию советского атомного оружия.

На самом деле Сталин уже давно был в курсе работ, которые велись в США и Великобритании по созданию ядерного оружия. Внешняя разведка постоянно его информировала об этом. И когда в августе 1949 г. в СССР была взорвана собственная атомная бомба, США и Великобритания, которые считали, что это может произойти не раньше 1955-1957 г, поняли, что американской монополии на ядерное оружие больше не существует.

В последнее время много говорится и пишется о роли внешней разведки в деле создания ядерного оружия в СССР. Для США все ясно: эти коварные русские разведчики просто выкрали атомные секреты у доверчивых янки. Некоторые отставные разведчики, например, П. Судоплатов, готовы приписать все заслуги в создании этого оружия почти исключительно внешней разведке.

Разумеется, и те и другие впадают в крайность. Ядерное оружие в СССР было создано героическим трудом советских ученых, всего народа, создававшего в тяжелейших условиях современную экономику. Что же касается внешней разведки, то ее заслуга в том, что она своевременно привлекла внимание политического руководства страны к ведущимся на Западе работам по созданию принципиально нового оружия и постоянно держало его в курсе событий.

Роль внешней разведки в создании атомного оружия

Внешняя разведка не приписывает себе ведущей роли в создании атомного оружия в нашей стране. Однако ее важную роль в этом признают наши ученые. Начиная с 1943 г., когда только разворачивалась широкомасштабная работа научно-технической разведки по "Энормозу" и до испытания в 1945 г. первой американской атомной бомбы, внешняя разведка получила несколько тысяч листов секретной документальной информации.

Выдающийся советский ученый-атомщик И.Курчатов, которому направлялись добытые внешней разведкой материалы по "Энормозу", неоднократно давал им высокую оценку.Так, в заключении по материалам к препроводительной (записке) номер 1/3/22500 от 25 декабря 1944 г. он пишет: " Очень богатый и в разных отношениях поучительный материал. Он содержит теоретически важные указания..."

В марте 1945 г. И.Курчатов, оценивая очередной материал по атомной бомбе, полученный разведкой, пишет: "Материал представляет большой интерес. В нем наряду с разрабатываемыми нами методами и схемами, указаны возможности, которые до сих пор у нас не рассматривались".

В рукописной записке на имя министра госбезопасности В.Абакумова от 31 декабря 1946 г. И.Курчатов отмечает " Материал, с которым меня сегодня ознакомил т.Василевский, по вопросам:

а) американские работы по сверх-бомбе,

б) некоторые особенности в работе атомных котлов в Хенфорде, по-моему, правдоподобны и представляют большой интерес для наших отечественных работ".

Внешняя разведка не только привлекла внимание руководства страны к проблеме создания на Западе атомного оружия и тем самым инициировала проведение подобных работ в нашей стране. Благодаря информации внешней разведки, по признанию академиков А.Александрова, Ю.Харитона и других, И.Курчатов не сделал больших ошибок, нам удалось избежать тупиковых направлений в создании атомного оружия и создать в более короткие сроки атомную бомбу в СССР, всего за три года, тогда как США на это потратили четыре года, израсходовав на ее создание пять миллиардов долларов.

Как отметил академик Ю.Харитон в интервью газете "Известия" от 8 декабря 1992 г., первый советский атомный заряд был изготовлен по американскому образцу с помощью сведений, полученных от К.Фукса. По словам академика, когда вручались правительственные награды участникам советского атомного проекта, Сталин, удовлетворенный тем, что американской монополии в этой области не существует, заметил: "Если бы мы опоздали на один-полтора года, то, наверное, испробовали бы этот заряд на себе".

Внешняя разведка в 50-х - начале 60-х годов

В марте 1953 г. скончался Сталин, в течение почти тридцати лет стоявший у руля партии и государства. С его смертью закончилась целая эпоха в жизни страны. Народ ожидал перемен и, в первую очередь, прекращения репрессий и освобождения всех политзаключенных. Однако эти перемены пришли не сразу. В правящих кругах развернулась острая борьба за власть, исход которой никто не мог предопределить. К власти в стране рвался Берия, который понимал, что изменение политического курса не сулит ему и его сторонникам ничего хорошего.

Однако в июле 1953 г. Берия был смещен со всех постов и арестован. В стране не сразу, но началась так называемая "хрущевская оттепель". Были освобождены сотни тысяч политических заключенных, ликвидированы гулаги, восстановлено доброе имя многих честных людей, репрессированных в сталинские годы.

На ХХ съезде КПСС Н.С. Хрущев огласил доклад ЦК о культе личности Сталина и его последствиях, положивший начало десталинизации внешней и внутренней политики страны. Изменилась внутриполитическая обстановка в Советском Союзе, а также внешняя политика страны, которая стала более открытой и предсказуемой.

С изменениями, происшедшими в СССР и на международной арене, задачи внешней разведки стали формулироваться по-новому.

Внешняя разведка органов безопасности играла важную роль в осуществлении внешней политики государства. Благодаря полученным ею военным планам США и НАТО в отношении СССР, планировавших, в частности, развязывание полномасштабной войны с применением ядерного оружия, политическое руководство нашей страны предпринимало адекватные меры по усилению обороноспособности и срыву замыслов США и НАТО.

Внешняя разведка переживала в начале этого периода серьезные трудности. В 1953 г. ее центральный аппарат по прихоти Берии подвергся ряду неоправданных перестроек. В марте 1953 г. Первое главное управление МГБ СССР было преобразовано во Второе главное управление МВД СССР. В мае того же года Берия, вновь поставивший внешнюю разведку под свой прямой контроль, провел новую ломку ее структуры и сокращение штатов. Большое количество руководителей и оперработников "легальных" резидентур была отозвана в Москву для отчета о работе. Массовой чистке подверглась агентурная сеть разведки, что нанесло ей серьезный урон.

После ареста Берии руководством страны были приняты меры по укреплению внешней разведки органов безопасности. 13 марта 1954 г. решением Президиума Верховного Совета был образован Комитет государственной безопасности при Совете министров СССР.

30 июня того же года было принято решение ЦК КПСС "О мерах по усилению разведывательной работы органов государственной безопасности за границей". В соответствии с ним, перед внешней разведкой ставились следующие основные задачи:

- усилить разведывательную работу против США и Англии как главных агрессивных государств,

- своевременно выявлять агрессивные планы США и НАТО, других враждебных СССР стран, направленные на подготовку и развязывание новой войны,

- добывать достоверную, главным образом документальную, разведывательную информацию о внешнеполитических планах и практических мероприятиях США и Англии, противоречиях между ними и другими капиталистическими странами,

- освещать внутриполитическое и экономическое положение ведущих капиталистических стран, их торговую и экономическую политику, деятельность международных организаций и планов США и Англии по использованию этих организаций против СССР и других стран Варшавского договора.

В области научно-технической разведки ставились задачи добывания документальных материалов по важнейшим открытиям и  военным изобретениям в области атомной энергии, реактивной техники, радиолокации и образцов новейшей техники.

По линии внешней контрразведки ставилась задача агентурного проникновения в разведывательные, контрразведывательные и полицейские органы стран НАТО, предупреждать и парализовывать их подрывную деятельность против СССР.

В 1953 - 1954 г. временно исполняющим обязанности начальника внешней разведки являлся видный разведчик-нелегал Коротков Александр Михайлович.

В 1954 г. решением ЦК КПСС ее возглавил Панюшкин Александр Семенович.

В связи с переходом Панюшкина А.С. на работу в ЦК КПСС в 1956 г. внешнюю разведку органов безопасности возглавил Сахаровский Александр Михайлович, который оставался на этом посту бессменно до 1972 г.

В 1953 г. были созданы советнические аппараты МГБ СССР при органах безопасности стран Варшавского договора. В 1955 г. на совещании руководителей органов безопасности этих стран были определены основные задачи для каждой из разведок. Была достигнута договоренность о проведении совместных оперативных мероприятий по проникновению в спецслужбы противника, а также по добыванию разведывательной политической, научно-технической и военной информации.

Внешняя разведка в 60-х годах

Начало 60-х годов ознаменовалось бурными событиями во всем мире. После Суэцкого кризиса 1956 г, поставившего Европу на грань атомной войны с Советским Союзом, в 1961 году возник острый Берлинский кризис, вызванный решением властей ГДР и СССР соорудить стену вокруг Западного Берлина. В апреле 1961 г. кубинские контрас при поддержке ЦРУ совершили вторжение на Кубу, но были разгромлены в заливе Свиней (Кочинос). А в октябре 1962 г. весь мир был поставлен перед лицом угрозы ядерного столкновения между США и СССР из-за Кубы, где по указанию Н.С.Хрущева были размещены советские ракеты среднего радиуса действия, способные поразить всю территорию США.

В ноябре 1963 г. президент США Дж. Кеннеди, вынужденный пойти на компромисс с советским руководством, был убит в Далласе. А в следующем году руководитель другой сверхдержавы Н.С. Хрущев был смещен со всех постов и отправлен на пенсию. Во главе Советского Союза стал Брежнев Л.И. Началась новая эпоха в истории СССР, которая впоследствии получит наименование застоя.

В начале 60-х годов противоречия, которые ранее подспудно существовали между компартиями Китая и СССР, резко обострились, а в 1969 г. они вылились в вооруженные столкновения в районе советско-китайской границы на о. Даманский.

В 1965 г. американские войска высадились в Дананге, Южный Вьетнам. Разумеется, речь шла о спасении демократии, хотя марионеточный режим Нго Дин Дьема даже при всем желании нельзя было назвать демократическим. Возник еще один очаг напряженности в мире. Президент США Джонсон подумывал о применении тактического ядерного оружия против Северного Вьетнама.

В июне 1967 г, началась третья арабо-израильская война, закончившаяся поражением арабских стран и оккупацией части их территории, которая продолжается по настоящее время.

Список драматических событий на международной арене можно продолжать и дальше. 60-е годы были весьма бурными. Однако после Карибского кризиса, поставившего мир перед угрозой глобальной катастрофы, постепенно стала пробивать дорогу идея разрядки напряженности и мирного сосуществования, которая заявила о себе во весь голос в 70-е - 80-е годы.

В эти столь бурные времена внешняя разведка не сидела без дела. В темных коридорах политических интриг, противоборства двух сверхдержав, взаимной подозрительности и недоверия она высвечивала перспективы установления более мирных отношений между государствами Востока и Запада.

В 60-х годах условия деятельности внешней разведки органов безопасности значительно осложнились в основных разведываемых странах Запада. Страны НАТО рассматривали СССР в качестве своего основного противника и главного объекта вероятного ядерного нападения. Ежегодно Пентагон пересматривал в сторону увеличения количество объектов для нанесения ядерных ударов на территории СССР в будущей мировой войне.

От предателей (Носенко, Лялин) спецслужбы США и Англии узнали об основных устремлениях внешней разведки в Западном полушарии и направлениях ее работы и принимали меры по затруднению ее деятельности.

В 60-х годах перед внешней разведкой стояли следующие основные задачи:

- следить за подготовкой США и НАТО к нанесению упреждающего ядерного удара против СССР и стран Варшавского договора;

- выявлять враждебные СССР планы и замыслы США и других стран НАТО, особенно в военной области, осуществлять активные мероприятия в странах Запада в целях пресечения их подрывных действий против нашей страны;

- вести активную, наступательную разведывательную работу против США, Великобритании и используемых ими против Советского Союза стран, в первую очередь ФРГ, Франции, Австрии, Турции, Ирана, Пакистана и Японии;

- в связи с распадом колониальной системы и образованием независимых государств в странах "третьего мира" стояла задача организовать работу с территории этих стран против основных стран Запада, обратив внимание на выявление стратегических планов США, Англии и Франции в Азии, Африке, Латинской Америке, а также возникающие между ними противоречия;

- в дальнейшем, учитывая враждебную СССР позицию руководства Китая на международной арене перед внешней разведкой в 60-е годы ставилась также задача по выявлению и разоблачению подрывных планов Пекина в отношении СССР и международного коммунистического движения.

В 60-х годах четко сформировались три основных направления деятельности внешней разведки:

- политическая,

- научно-техническая,

- внешняя контрразведка, в задачи которой входило обеспечение разведывательной деятельности за рубежом от проникновения вражеской агентуры, а также безопасности советских учреждений и граждан за рубежом.

С 1956 г. по 1972 г. на посту Начальника Первого главного управления КГБ при Совете министров СССР (внешней разведки органов безопасности) бессменно находился генерал-полковник Сахаровский Александр Михайлович.

Как писал в книге воспоминаний "Из архива разведчика" бывший первый заместитель начальника разведки генерал-лейтенант Кирпиченко В.А., близко знавший Сахаровского А.М., этого руководителя "отличала внешняя и внутренняя строгость, к людям он относился требовательно, но без мелочной придирчивости. Доверием к окружающим он проникался не сразу, лишь после долгих лет испытания работой.

Работал Александр Михайлович допоздна, во все старался вникнуть сам. Он не обзаводился впрок полезными связями в верхах и вообще не способен был жить по формуле "Ты - мне, я - тебе". Создавалось впечатление, что он очень ценил свою личную независимость и поэтому был весьма осторожен в выборе друзей".

Несмотря на то, что в 60-е годы "холодная война" между СССР и США была в разгаре, отношения между Западом и Востоком были весьма напряженными, внешняя разведка не только сумела сохранить свой разведывательный потенциал, но и значительно нарастить его в различных странах. Ее информация была крайне важна для политического руководства нашей страны, позволяла ему правильно ориентироваться в бурном море политических событий, принимать верные решения. Так было, например, в период Берлинского кризиса, во время событий начала 60-х годов вокруг Кубы. Это позволило избежать всеобщей ядерной катастрофы и убедило Запад в необходимости серьезных переговоров с СССР о сокращении стратегических наступательных вооружений.

Ведя свою тайную работу, внешняя разведка не только добывала политическую информацию, но и через свои секретные каналы готовила международное общественное мнение к необходимости разрядки международной напряженности. В 70-х годах это привело к известным восточным договорам ФРГ с рядом социалистических стран и Хельсинкскому совещанию.

Не переоценивая вклада разведки в процесс разрядки международной информации, необходимо отметить, что без ее информации этот процесс мог бы значительно замедлиться. Лишенная пропагандистского налета, объективная разведывательная информация является фактором сохранения нормальных отношений между различными странами.

Внешняя разведка в 70-х годах

Семидесятые годы ХХ столетия вошли в историю как эпоха разрядки международной напряженности, десятилетие Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Казалось, что возникшая после крушения германского нацизма и японского милитаризма холодная война после хельсинкских договоренностей канет в небытие.

Заключительный акт Хельсинкского совещания рассматривался в Москве как большая политическая победа Советского Союза, ибо он утверждал послевоенные границы в Европе, которые могли изменяться только мирным путем. Вместо конфронтации и противостояния блоков в Европе был намечен курс на разрядку и сотрудничество.

Однако и после Хельсинки мир не стал более спокойным. Война во Вьетнаме, закончившаяся сокрушительным поражением США, вызвала глубокие потрясения в американском обществе и значительные изменения в Юго-Восточной Азии. Но в Камбодже власть захватили поддерживаемые Пекином красные кхмеры, установившие режим геноцида в этой опустошенной американцами стране. В конце семидесятых между Вьетнамом, свергнувшим ненавистный режим Пол Пота в Кампучии, и Китаем, всемерно его поддерживавшим, вспыхнула приграничная война.

Неспокойно было и на Ближнем Востоке. В 1973 году возникла новая арабо-израильская война. Первоначально довольно успешная для арабских стран, она, благодаря стратегическому партнерству Тель-Авива с Вашингтоном, в очередной раз закончилась поражением арабов.
     В 1975 году после "революции гвоздик" в Португалии ее африканские колонии получили независимость. Однако в том же году в Анголе и Мозамбике вспыхнули гражданские войны, которые длятся по сей день.

Бурные политические процессы происходили и в Латинской Америке: Панаме, Чили, Перу, Никарагуа, где позиции США стали заметно ослабевать.

Разумеется, в 70-х годах внешняя разведка не оставалась без работы. Бурные политические процессы, происходившие в мире, постоянно находились в поле ее зрения.

Главные задачи и направления деятельности разведки в 70-х годах

В этот период приоритеты внешней разведки в целом оставались прежними. Ее основными задачами в 70-х годах было:

- своевременно добывать достоверную информацию о военных и политических замыслах противника;

- информировать Центр о новых видах вооружений, особенно ядерных, способных изменить баланс военных сил в пользу США и НАТО;

- не просмотреть подготовку США к нанесению первого ядерного удара против СССР и его союзников;

- отслеживать тайные шаги спецслужб противника , направленные на подрыв СССР и других социалистических стран;

- на основе получаемой разведывательной информации проводить по каналам разведки активные мероприятия для содействия внешнеполитическому курсу Советского государства;

- следить за достижениями развитых капиталистических стран в области науки и техники, своевременно получать и направлять в Центр НИОКР, образцы техники и технологий для их внедрения в народное хозяйство СССР.

Внешняя разведка в 70-х годах не претерпела существенных организационных перемен и работала в стабильных условиях. В этот период произошло расширение ее центрального и периферийного аппаратов, были открыты ряд новых резидентур за рубежом, особенно в странах "третьего мира". Возникли некоторые новые управления и отделы.

В 1972 году Сахаровского Александра Михайловича на посту начальника разведки сменил новый Начальник Первого главного управления КГБ при СМ СССР генерал-лейтенант Мортин Федор Константинович, который находился на этом посту до 1974 года.

В 1974 году начальником внешней разведки был назначен Крючков Владимир Александрович, возглавлявший ПГУ КГБ СССР до 1988 года.

В 70-х годах внешняя разведка вела активную деятельность во всех регионах, в которых имелись политические, экономические и иные интересы СССР. Большое внимание уделялось выявлению позиции основных стран Запада в отношении нашей страны. Благодаря координации разведывательных усилий со спецслужбами социалистических стран, она добывала важнейшие сведения по всем интересующим инстанции проблемам.

Внешняя разведка внесла важный вклад в информационное обеспечение договоров СССР, Польши и Чехословакии с ФРГ, в подписание Хельсинкских соглашений о сотрудничестве в Европе.

Активно велась научно-техническая разведка. Получаемые разработки новейших образцов техники в развитых странах регулярно передавались в народное хозяйство страны и многие из них были внедрены.

Разведка отслеживала негативные для СССР тенденции развития ситуации в различных региона мира, признаки кризиса на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии, других регионах мира. Получаемая по разведывательным каналам информация позволяла руководству страны заранее быть в курсе событий и предпринимать необходимые меры по предотвращению негативных для СССР последствий.

Внешняя разведка в 80-х годах

80-е годы также были непростыми для деятельности внешней разведки. Условно их можно разделить на два периода - до 1985 года, когда в Советском Союзе внешне ничего не происходило, и начатая Горбачевым в 1985 году перестройка, приведшая к краху сначала социалистической системы, а затем и самого Советского Союза.

Подспудно эти процессы происходили на протяжении последних десятилетий и выявили слабости и недостатки социалистической системы в первую очередь в сфере материального производства. Несмотря на официальную доктрину о загнивании и умирании капитализма Запад демонстрировал всему миру динамизм и жизнеспособность, в то время как на Востоке в бастионах социализма появились трещины и расколы.

Серьезным сигналом нездоровья Варшавского договора были события в Польше летом 1980 года, приведшие к политическим изменениям в стране и создавшие серьезные проблемы для всей Восточной Европы. Однако Варшавский договор на этот раз не рискнул на организацию вооруженного вмешательства во внутрипольские дела.

Коммунистический Китай первым из социалистических стран понял опасность идеологических догм и без лишнего шума в конце 70-х годов приступил к проведению коренных экономических реформ, серьезно улучшивших материальное положение своего миллиардного населения. Попытки же стран Совета экономической взаимопомощи и Варшавского договора сообща выйти из кризисной ситуации успехом не увенчались. Не было уже прежнего единства, каждая из стран, входящих в эти организации, пыталась спастись в одиночку.

Роль разведки в 80-е годы возросла, задачи ее стали более широкими и разнообразными. Предпринимались попытки заменить разведывательной деятельностью некомпетентность и бюрократизм государственных органов. Политическое руководство страны стало ставить перед разведкой задачи, которые с успехом могли бы решать другие органы.

В 80-х годах официальные задачи внешней разведки практически не претерпели изменений.

По-прежнему перед Первым главным управлением КГБ СССР стояли следующие проблемы:

- своевременно отслеживать и докладывать политическому руководству страны секретную информацию о военно-политических замыслах США и НАТО в отношении СССР и других социалистических стран, попытки Запада дестабилизировать обстановку в них и изменить соотношение сил на международной арене в свою пользу;

- информировать Центр о новых видах вооружений, особенно тех, которые могут появиться при реализации Стратегической оборонной инициативы (СОИ) США и создать реальную угрозу безопасности СССР и стран Варшавского договора;

- не просмотреть подготовку США к нанесению первого ядерного удара против СССР и его союзников;

- внимательно следить за подрывной деятельностью спецслужб США и других стран НАТО, направленные на дестабилизацию внутриполитического положения в СССР и ликвидацию социалистического строя в других странах, прогрессивных режимов в "третьем мире";

- на основе получаемой внешней разведкой информации проводить активные мероприятия с целью оказания содействия внешнеполитического курса Советского Союза;

- внимательно следить за появлением новых разработок в области науки и техники в развитых капиталистических стран, своевременно получать и направлять в Центр образцы науки и техники для их внедрения в народное хозяйство СССР.

До 1988 года внешнюю разведку органов государственной безопасности возглавлял генерал-полковник Крючков Владимир Александрович.

В связи с его назначением на пост Председателя КГБ в 1989 году начальником внешней разведки стал Шебаршин Леонид Владимирович, который занимал этот пост до 1991 года.

В 80-е годы внешняя разведка активно работала во всех регионах мира, снабжая политическое руководство страны необходимой политической, экономической и научно-технической информацией. Ее прогнозы в целом были малоутешительными для руководства СССР: наша страна постепенно теряла позиции, лишалась союзников и друзей.

Разумеется, в этом не было вины разведчиков, которые добросовестно докладывали в Центр получаемую информацию. Происходившие внутри СССР процессы не могли не сказаться на положении нашей страны на международной арене. Сказывались они и на деятельности самой разведки, которая в конце 80-х годов почувствовала, что ее информация, особенно негативная, прохладно воспринимается руководством страны, а зачастую просто игнорируется.

Однако несмотря на эти негативные явления внешняя разведка продолжала выполнять свой долг, по-прежнему докладывая в Центр разнообразную информацию.

Внешняя разведка в 90-х годах

90-е годы ХХ столетия стали трагическими для СССР. В декабре 1991 года в Беловежской пуще было объявлено о роспуске Советского Союза. Началась новая полоса в истории России. Изменилось ее международное положение, ее связи с зарубежными странами. Новая ситуация требовала новых подходов на международной арене.

Внешняя разведка как один из инструментов политики в создавшейся ситуации не могла оставаться в прежнем виде. Требовалось переосмыслить разведывательную доктрину, разработать новую концепцию ведения разведывательной деятельности, соответствующую сложившимся реалиям.

Разведка не формулирует собственные задачи, они определяются руководством страны, исходя из национальных интересов. Разведка ведется в тех и только тех регионах, где присутствуют интересы России.

     Главные задачи и направления деятельности внешней разведки в 90-х годах

Деятельность Службы внешней разведки регулируется Законом Российской Федерации "О внешней разведке", вступившим в силу 8 декабря 1995 года.

Согласно закону, "внешняя разведка РФ является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных Законом методов и средств".

Необходимость ведения разведывательной деятельности определяют высшие органы законодательной и исполнительной власти, исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности страны иными способами.

В соответствии с разведывательной доктриной, внешняя разведка России в 90-х годах отказалась от глобализма . Если в период конфронтации между Западом и Востоком внешняя разведка велась практически во всех странах мира, где присутствовали спецслужбы США и других стран НАТО, то в настоящее время СВР действует только в тех регионах, где у России имеются подлинные, а не мнимые интересы.

СВР России считает, что у нее нет основных или второстепенных противников. Кроме того, в настоящее время в разведке происходит переход от конфронтации со спецслужбами различных стран к взаимодействию и сотрудничеству в тех областях, где совпадают их интересы (борьба с международным терроризмом, контрабандой наркотиков, проблема распространения оружия массового поражения и т.п.).

Разумеется, это взаимодействие не носит всеобъемлющего характера и не исключает ведение разведки на территории тех или иных стран, исходя из национальных интересов России.

В настоящее время разведка ведется по пяти основным направлениям:

политическое;

экономическое;

оборонное;

научно-техническое;

экологическое.

В области политической разведки перед СВР стоят задачи:

- получать упреждающую информацию о политике основных стран на международной арене, особенно в отношении России; защита национальных интересов страны;

- отслеживать развитие кризисных ситуаций в "горячих точках" планеты, могущих представить угрозу для национальной безопасности страны;

- добывать сведения о попытках отдельных стран создать новые виды вооружений, особенно ядерных, способных создать угрозу территории России и стран СНГ;

- через свои каналы оказывать активное содействие осуществлению внешней политики России.

В области экономической разведки перед СВР стоят задачи защиты экономических интересов России, получение секретных сведений о надежности торгово-экономических партнеров нашей страны, деятельности международных экономических и финансовых организаций, затрагивающей интересы России, обеспечение экономической безопасности страны.

По линии научно-технической разведки задачи СВР практически остались прежними. Они заключаются в получении новейших достижений в области науки и техники, особенно военных технологий, могущих способствовать укреплению обороноспособности нашей страны.

Указом Президента России от 18 декабря 1991 года ПГУ КГБ (внешняя разведка) было выделено из Комитета государственной безопасности и преобразовано в самостоятельную службу, получившую название Служба внешней разведки России. Организационная структура СВР РФ