Жанна д'Арк
была достигнута 27 мая 1431 г., когда, спустя три дня после отречения, осужденная вновь надела мужской костюм. Спрошенная опричинах такого поступка, она ответила в числе всего прочего: "Потому что не выполнены данные мне обещания: допустить меня к мессе, дать причаститься святых даров и снять оковы"40. Рецидив ересибыл для судей налицо. Своим шагом Жанна обрекла себя на смерть,причиной которой в глазах многих явился костюм. Ожидавший Девукостер обеспечил ее костюму славу среди современников и памятьпотомков.Ношение женщиной мужской одежды, разумеется, не считалось вте времена нормой, как, впрочем, не считается и сегодня. Отклоненияот нормы, однако, не всегда вызывают немедленное наказание, иногда их сознательно (применительно к обстоятельствам) терпят, а иногда грань между нормой и отклонением настолько незаметна, что этоотклонение игнорируют, пока на него не укажут со стороны. Такбыло, по нашему мнению, и в случае Жанны д'Арк. Современники,безусловно, видели в ее облике нечто необычное, но не все из них читали Второзаконие и задумывались над тем, нарушает ли она ветхозаветный запрет. Житейский опыт, напротив, подсказывал, что поведение девушки вполне разумно в тех условиях, в каких она оказалась.Иначе думало меньшинство, но именно его мнение определило судьбу Жанны.
* Такое значение слово consilium имеет в тексте процесса.
Список литературы
1 Proces en nullite de la condamnation de Jeanne d'Arc / Ed. par P. Duparc. P., 1977. Vol. 1.P.290.
2 Journal d'un bourgeois de Paris / Ed. par C. Beaune. P., 1990 (annee 1431, 580). P.297-298.
3 Quicherat J. Supplement aux temoignages contemporains sur Jeanne d'Arc // Revue historique. 1882. T. XIX. P. 83.
4 Proces de condamnation et de la rehabilitation de Jeanne d'Arc, dite la Pucelle: In 4 t. // Ed. par J. Quicherat. P., 1841-1849. T. III. P. 304.
5 Допрос 28 мая 1431 r. Proces de condamnation de Jeanne d'Arc / Ed. par P. TissetY.Lahers.P., 1960. T. I. P. 396.
6 Ayroles J.-B.-J. La vraie Jeanne d'Arc: La Pucelle devant 1'eglise de son temps.Documents nouveaux. P., 1890. Liv. I, ch. II. P. 28; Roy J.-J.-E. Histoire de Jeanned'Arc dite la Pucelle d'Orleans. Tours, 1865. P. 246; Hanotaux G. Jeanne d'Arc. P.,1938. P. 78; ср. также мнение Режин Перну: Перну Р., Клэн М.-В. Жаннад'Арк. М., 1992. С. 28; PemoudR. La spirituality de Jeanne d'Arc. P., 1992. P. 106.В последней работе содержится ко всему прочему гневная отповедь тем, ктодает мужскому костюму Жанны медицинское объяснение (С. 107-108).
7 Lucie-Smith E. Joan of Arc. L., 1976. P. 34. С ним отчасти соглашался В.И. Райцес: Райцес В.И. Жанна д'Арк: Факты, легенды, гипотезы. Л., 1982.С. 98-99.
8 Райцес В.И. Указ. соч. С. 102; Barstow A.L. Joan of Arc: heretic, mystic, shaman.Lampeter, 1986. P. 107; Bynum C. Jeunes et festins sacres. Les femmes et la nourriture dans la spiritualite medievale. P., 1994. P. 399, 409; DekkerRM., PolL.C. vande. The Tradition of female transvestism in Early Modem Europe. N.Y., 1989. P. 46;Warner M. Joan of Arc, the image of femal heroism. L., 1981. P. 150-152.
9 Его датируют периодом между победой под Патэ 17 июня и 12 июля - днемсмерти знаменитого богослова. См. Proces de condamnation et de la rehabilitation... T. III. P. 304.
10 Valois N. Un nouveau temoignage sur Jeanne d'Arc, texte de la reponse d'un clercparisien a 1'Apologie de Jeanne d'Arc par Gerson. P., 1907. P. 16.
11 Proces de condamnation de Jeanne d'Arc. T. 1. P. 1.
12 Ibid. P. 423. "Появилась на свете некая женщина, вызывающая удивлениесвоей дерзостью, прозванная среди черни Девой. Надев против веления природы мужскую одежду, облачившись в боевые доспехи, она отважилась причинить многим гибель в боях и стычках, в которые она вмешивалась".
13 Delisie L. Nouveau temoignage relatif a la mission de Jeanne d'Arc // Bibliothequede 1'Ecole des Chartes. 1885. T. 46. P. 664-665.
14 Lefivre-Pontalis G. Les sources allemandes de 1'histoire de Jeanne d'Arc P 1903P. 99.
15 Proces de condamnation et de la rehabilitation... T. V. P. 120.
16 Journal de Clement de Fauquembergue, greffier du Parlement de Paris. 1417-1435.In: 3 t. Ed. par. A. Tuctey. P., 1909. T. II. P. 306.
17 Morosini A. Chronique. Extraits relatifs b 1'histoire de France / Ed. par G. Lefevre-Pontalis ct L. Dorez. T. I-IV. P. 1901. T. III. P. 38.
l8 Proces de condamnation et de la rehabilitation... T. V. P. 129.
19 Morosini A. Op. cit. T. III. P. 133.
20 Blanc 0. Vetement feminin, vetement masculm a la fin du Moyen Age. Le point devue des moralistes // Cahicrs de Leopard d'or. P.. 1989, N 1. P. 249.
21 Нам кажется очень важным замечание М. Уорнер о том, что предшественницы Жанны носили мужскую одежду из смирения, а она одевалась модно(Warner M. Op. cit. P. 152). Уже находясь в бургундском плену, в Аррасе, она заказала себе новый костюм на деньги, что ей прислали горожане Турнэ,пикардийского города, признававшего над собой власть Карла VII. О богатстве одеяния Жанны см.: HarmandA. Jeanne d'Arc. Ses costumes, son armure.Essai de reconstitution. P., 1929. P. 7.
22 Warner M. Op. cit. P. 156.
23 Miracles de Nostre Dame par personnages / Ed. par G. Paris, U. Robert. P., 1930.T. VII.
24 Penn D. The staging of the "Miracles de Nostre Dame par personnages". N.Y., 1933. P. 9; Kohigson E. Structures elementaires de quelques fictions dramatiques dans lesmiracles par personnages du manuscrit Cangd // Revue de la Soci6tee d'histoire dutheatre. 1957. T. 29, P. 105.
25 Roy E. Etudes sur le theatre Francais du XIVe et du XVe siecle. La comedie sans litreet les Miracles de Notre-Dame par personnages. P., 1902. P. II.
26 Статья 5 обвинительного заключения. Proces de condamnation de Jeanne d'Arc.T. I. P. 377; Journal d'un bourgeois de Paris... P. 294.
27 На допросе 24 февраля Жанна призналась в том, что часто пела со своимиподругами под сенью "Древа фей" - большого бука, росшего неподалеку отдеревни. Что она пела? В числе песен - баллады о героических девах, дочерях королей ("Алевин").
28 Chronique d'Enguerrand de Monstrelet / Ed. par L. Douet-d' Arcq. P., T. IV. P. 248.
29 Chronique de Jean Froissart. Liv. I. T. II. Ch. 166. P. 144-145.
30 Proces de condamnation et de la rehabilitation... T. IV. P. 496-498; T. V. P. 264.
31 Мы не согласны с А.Л. Барстоу, апеллирующей к тому, что «тем из нас, ктопривержен стилю "унисекс", сложно осознать, насколько злило теологовпоявление Жанны в брюках» (Barstow A.L. Op. cit. P. 106). Мы видим, что даже незнакомые со стилем "унисекс" современники Орлеанской Девы не были едины в осуждении ее костюма.
32 Proces de condamnation de Jeanne d'Arc. T. I. P. 389, 391. 423, 426.
33 Quicherat J. Supplement aux temoignages... P. 62, 83.
34 Восходящая к Августину традиция разделяла видения на "видения плоти" -visio corporalis, "души" - visio spiritualis и "разума" - visio intellectualis. Плотские видения считали плодом дьявольского наваждения. Божественномупроисхождению приписывали видения разума - "невидимое и невыразимоесловами", чистое созерцание Бога (cm. Schmitt J.-C. Les revenants. Les vivantset les morts dans la societd medievale. P.,-1994. P. 37-38). Одним из центральныхпунктов обвинения были доказательства плотского происхождения голосов и видений Жанны.
35 Journal d'un bourgeois... P. 298-299.
36 Жанна не побоялась появиться на людях в мужской одежде еще до прибытия в Шинон. Так, по дороге из Вокулера она вместе со спутниками присутствовала на мессе в соборе города Осер, о чем рассказала на допросе 22 февраля (Proces de condamnation de Jeanne d'Arc. T. I. P. 50).
37 Ibid. P. 167.
38 Ibid. P. 181.
39 Допрос 25 марта (Ibid. P. 182).
40 Ibid. P. 396.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта ec-dejavu