Стремление к личному духовному совершенству родителей – основа семейного воспитания ребенка
Тумановская О. М.
В рамках основной темы сформулирована тема традиционного ежегодного родительского собрания: "Стремление к личному духовному совершенству родителей – основа семейного воспитания ребенка". Это высшее напряжение всех духовных сил человека, это мудрость. И каждый человек, каждый родитель должен находить в этом ни с чем не сравнимое счастье.
"Ах, чем бы мир для нас вдруг стал,
Когда б в нем не было детей,
За нами – только пустота,
А впереди – лишь смерти тень.
Что значат листья для дерев?
И свет, и воздух через них,
Сгущаясь в сладкий, нежный сок,
Идут в стволы, питая их.
Как будто листья в том лесу –
Для мира дети; их глазами
Воспринимаем мы красу,
Дарованную небесами".
Великое дело – взять на себя ответственность за эти нежные юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые также легко могут погибнуть; великое дело – пестовать их, формировать их характер, духовно совершенствуясь самим – вот о чем можно думать, когда устраиваешь свой дом, создаешь семью. И как сказала последняя русская императрица Александра Федоровна: "Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истины и благородной жизни, для Бога".
Иван Александрович Ильин – выдающийся русский мыслитель, чье наследие насчитывает более 30 книг. Сегодня они возвращаются к нам, и мы с трепетной радостью переворачиваем страницы его произведений по философии, истории, педагогике. Философ называет семью лабораторией человеческих судеб.
Сегодня говорят о мировоззренческом кризисе, о том, что поколением растет вялым и беспринципным. Ильин по этому поводу предостерегал: наступят времена, когда безответственность родителей будет расти из поколения в поколение. "Это как раз в те эпохи, - настаивает философ, - когда духовное начало начинает колебаться в душах, слабеть и как бы исчезать; это эпохи крепнущего безбожия и приверженности к материальному, эпохи бессовестности, бесчестия, карьеризма и цинизма. Тогда между родителями и детьми вырастает пропасть, отец и мать перестают понимать своих детей, а дети начнут жаловаться на абсолютную отчужденность, и уже много лет спустя дети воспроизведут в своих семьях эту же отчужденность: новая эпоха оборачивается новым оскудением, новым заболеванием. Этот кризис подрывает семью, общество, государство".
Семья, по Ильину, призвано поддерживать и передавать из поколения в поколение некую духовно религиозную традицию. Духовно пробудить ребенка – первостепенная родительская задача.
Ильин делает такой вывод: "… Из духа семьи и рода, из духовного и осмысленного приятия своих родителей и предков родиться, и утверждается в человеке чувство собственного духовного достоинства, эта первая основа внутренней свободы духовного характера и здоровой гражданственности".
По статистике сегодня в России 700.000 детей-сирот, 3,5 миллиона детей – беспризорные, 900.000 – социальные сироты, это в ,5 раза больше в процентном соотношении, чем после войны.
Ежегодно 2 миллиона детей попадают под тяжелую руку своих родителей. 50.000 уходят из дома. Каждый год распадаются 500-600.000 семей, образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей группы риска.
Но пойдемте сегодня вами от обратного. Наша жизнь так далека от совершенства, каждый день мы погрязаем в мирской суете, я предлагаю погрузиться в другой мир, и каждому из нас сопоставить то, как мы живем и воспитываем детей, с тем, что мы услышим сегодня.
Ранее мы много говорили о последнем императоре земли русской – Николае II и о членах его семьи, сегодня попытаемся раскрыть тему нашего собрания, используя дневниковые записи, переписку императрицы Александры Федоровны, которая представлена в замечательной книге "Дивный свет", составленной монахиней Нектарией, выпущена книга издательским Домом "Русский Паломник".
Эти письма имеют для России и для всего мира историческое значение. Вера, стремление к духовному совершенствованию, самопожертвование и благородства, столь редкие для людей, светят со страниц и побуждают любить их, даже если бы они не были такими известными историческими личностями.
Не нужно доказывать простую истину, чтобы дети получили хорошее воспитание, воспитывать себя и прежде всего духовно совершенствуясь, должны сами родители.
Создание семьи, вступление в брак, мотивы, причины и настроения, с которыми мужчина и женщина создают семью, могут иметь существенное влияние на будущее потомство.
Любовь – это основа основ всех человеческих отношений, на которой и должно возводиться здание малой Церкви – семьи.
Серьезное испытание силы воли пришлось выдержать наследнику цесаревичу Николаю Александровичу, последнему русскому царю, в связи с его женитьбой на принцессе Алисе Гессен – Дармштадской, внучке английской королевы Виктории, правившей страной в течение 64 лет и проводившей крайне неблагородную внешнюю политику в отношении России.
В течение 10 лет (с 1884 по 1894 гг.) Николай Александрович упорно и терпеливо шел к своей цели, преодолев 3, казалось бы, неустранимых препятствия: разрешение своей семьи, бабушки Алисы – королевы Англии Виктории и перемены религии, принятии августейшей невестой Святого Православия. Он приложил все усилия, чтобы раскрыть перед невестой духовную полноту и красоту Православной веры.
В одном из писем матери цесаревич написал строки, которые можно считать добрым светом, обращенным ко всем нам: "Спаситель сказал нам: "Все, что ты просишь у Бога, даст тебе Бог". Слова эти мне бесконечно дороги, потому что в течение 5 лет я молился ими, повторяя их каждую ночь, умоляя его, облегчить Алисе переход в православную веру и дать мне ее в жены. Молился каждую ночь в течение 5 лет! Будущий Император говорил: "Все в воли Божией. Уповая на его милосердие, я спокойно и покорно смотрю на будущее".
Эти слова подобны девизу всей жизни Николай Александровича. Как не хватает нашим современникам, нашим детям именно такого подхода к браку, глубоко осознанного, а не поспешного, терпеливого, по склонности сердца, полагаясь на волю Божию и не унывая, если Господь не сразу дает просимое.
Такие браки, как брак последнего русского императора – редкий дар Божий среди простых смертных, а среди коронованных особ, где браки совершаются главным образом по политическим соображениям, а не по любви, это явление исключительное.
Вот, что пишет в мае 1804 г. будущая невеста Алекс и будущая императрица своему жениху. "Любовь – это единственное на земле, что мы никогда не теряем. Это как холодная река, которая становится шире и глубже, приближаясь к морю, и которая заставляет зеленеть все поля. Там, где она протекает, распускаются прекрасные цветы. Когда-то давно она протекала через рай и ее назвали Рекой Жизни.
Да, действительно, любовь - это величайшее благо на земле. И достоин жалости тот, кто ее не знает. До свидания мой любимый. Мой истинно дорогой, лучший из живущих на земле. Да благословит тебя Бог ныне и во веки веков. Много нежных поцелуев от вечно любящей тебя Алекс.".
А вот письмо Николая Александровича. Духовная атмосфера будущей семьи уже прозрачно видна в этих строках.
28 июля – 9августа 1894 г.
Родная моя, бесценная, горячо благодарю и целую тебя за твое милое письмо, оно сделало меня таким счастливым. Я должен поблагодарить тебя, любовь моя, за то, что ты так открыто и прямо говоришь со мной и в такой доверительной манере. Я не могу выразить, как это меня трогает! Радость моя, не может быть ничего, о чем бы мы не сказали друг другу, правда? Никогда никаких секретов, нужно говорить о любой печали и непонимании! Если бы ты знала, какое это для меня утешение…
После принятия православия Алиса стала Александрой Федоровной.
После свадьбы Александра Федоровна записала в дневнике мужа: "Я никогда не верила, что в мире может быть такое полное счастье – такое чувство общности между двумя смертными. Больше не будет разлук. Соединившись, наконец, мы связаны на всю жизнь, а когда эта жизнь закончится, мы встретимся снова в другом мире и навечно останемся вместе".
Императрица сама вынянчила всех своих пятерых детей, что для женщины ее положения было весьма необычным. Семейная жизнь этой Четы была необычайно счастливой.
С годами взгляды Николая Александровича и Александры Федоровны на монашество стали более зрелыми. В 1903 г. Царь Николай II всячески способствовал канонизации преподобного Серафима Саровского, и сам помогал нести мощи святого на своих плечах для прославления в собор. К тому времени и Алекс – Александра Федоровна также пришла к глубокому почитанию многих святых монахов – Угодников Божьих и верила, что по молитвам преподобного Серафима Саровского она смогла, наконец, родить сына. В своих письмах после замужества она часто упоминает о поездках по монастырям. Изменению ее взглядов, несомненно, способствовали и ее отношения с отцами Иоанном Кронштадтским и Феофаном (Быстровым), духовником Царской Семьи. В одной, особенно горькой строчке ее письма, написанного в Тобольске, будучи в заключении, Императрица грустно замечает: "О, как сильно я желаю поехать в Саров".
А вот письмо от 20 октября 1914 года. Императрица пишет: "Завтра двадцать лет с того дня, как я обрадовала тебя, став православной! Как пролетели годы, как много мы вместе пережили. Еще раз прости свое Солнышко, если каким-нибудь образом я огорчила или расстроила тебя – поверь, никогда не было этого преднамеренно. Слава Богу, что завтра мы вместе причастимся – это придаст силы и успокоит. Пусть Бог пошлет нам успех и на суше, и на море. Пусть он благословит наш флот".
Александра Федоровна с грустью наблюдала окружающее, размышляла и вела записи. Ее дневниковые записи бесценны для нас, бесценны для воспитания наших детей. Поражаешься их глубине и современности. Да, молодежь нужно готовить к жизни в браке.
Государыня писала: "По вине тех, кто поженился, одного или обоих, жизнь в браке, может стать несчастьем. Возможность в браке быть счастливым очень велика, но нельзя забывать и возможности его краха.
Первый урок, - пишет Императрица – который нужно выучить и исполнить, - это терпение … Иногда кажется, что невозможно притереться друг к другу, что будут вечные и безнадежные конфликты, но терпение и любовь преодолевают все, и две жизни, сливаются в одну, более благородную, сильную, полную, богатую, и эта жизнь будет продолжаться в мире и покое".
"Еще один секрет семейной жизни – это внимание друг к другу", - здесь, Александра Федоровна пишет о собственном опыте. – "Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий: от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб". Но к сожалению, мы забываем об этом.
Александра Федоровна продолжает: "Еще один важный элемент в семейной жизни – это единство интересов. Ничто из забот жены не должно казаться слишком мелким, даже для гигантского интеллекта самого великого из мужей. С другой стороны, каждая мудрая верная жена будет охотно интересоваться делами мужа".
"Бойтесь малейшего начала непонимания или отчуждения… маленькая трещина она шириться… Вы сказали что-то в спешке? Немедленно попросите прощения. У вас возникло какое-то непонимание неважно, чья это вина, не позволяйте ей ни на час оставаться между вами. В семейной жизни не должно быть места гордости".
После прочтения записей этой удивительной, любящей супруги, начинаешь понимать, что слов: "Я тебя люблю" - еще не достаточно для семейного счастья – нужна постоянная работа над собой, основанная прежде всего на христианском мировоззрении. Гармоничные, здоровые отношения между супругами могут послужить залогом нравственного воспитания детей. Мудрые родители знают, что, прежде чем воспитывать детей, необходимо воспитывать себя.
Царственная Чета не скрывала своей любви от детей. Мать не давала малышам думать, что только они являются предметом ее обожания.
Анна Вырубова, близкая подруга Императрицы, вспоминает: "Какой бы монотонной ни казалась жизнь Императора и его Семьи, она была полна безоблачного счастья. Никогда, за все 12 лет моего общения с ним, между Императором и Императрицей не приходилось мне слышать ни одного сказанного с раздражением слова, видеть ни одного сердитого взгляда. Для него она всегда была "Солнышко" или "Родная", и он входил в ее комнату, задрапированную розовато-лиловым, как входят в обитель отдыха и покоя. Все заботы и политические дела, оставлялись за порогом, и нам никогда не разрешалось говорить на эти темы. "Ему надо было думать обо всем народе", - часто говорила мне она.
Благотворительная деятельность Александры Федоровны была безмерной. Она устраивала для бедных мастерские по всей стране, основала школу сестер милосердия и ортопедическую больницу для детей. Школа народного Искусства была попыткой возродить и развить народные промыслы.
Она проявила интерес ко многим туберкулезным санаториям, поддерживала их из собственных средств. Продавала собственноручное шитье, полученные деньги шли на благотворительность. Посещала дома больных туберкулезом, посылала и дочерей. Она сказала как-то, что дети должны знать, что "кроме красоты, в мире много печали".
Когда разразилась 1 Мировая война, Александра Федоровна приложила все усилия, чтобы как можно больше дворцов приспособить под госпитали. В конце года под ее патронажем были 85 госпиталей и 10 санитарных поездов. Во дворцовом госпитале она сама с дочерьми начала учиться на сестер милосердия, и они ежедневно ухаживали за привезенными с поля боя солдатами.
Анна Вырубова в своих мемуарах описывает такую сцену: "…Помню, что тогда мы только учились на сестер милосердия. Прибыв в госпиталь в 10-м часу, после Божественной литургии, мы шли прямо в приемные палаты, куда приносили людей, которым была оказана только первая помощь в траншеях и полевых госпиталях. Они, проделав долгий путь, были обычно отталкивающе грязные, в крови и страдали. Очистив руки в антисептических растворах, мы начинали работу – мыть, чистить, перевязывать искалеченные тела, изуродованные лица, слепые глаза, все неописуемые увечья, нанесенные так называемой цивилизованной войной… Я видела Русскую Императрицу в операционной госпиталя, держащей склянки с эфиром, подающей простерлизованные инструменты, помогающей при самых трудных операциях, принимающей из рук хирургов ампутированные конечности, убирающей пропитанные кровью и даже кишащей паразитами бинты, выносящей все эти запахи, зрелище и агонию в самом ужасном на земле месте – военном госпитале во время войны. Она делала свою работу с тихим смирением и неутомимостью человека, которому Бог предназначил это служение. Татьяна была почти такой же опытной и такой же верной как и ее Мать, и жаловалась только что из-за молодости ее освобождают от самой трудной работы. Но это не так. Бывало, когда хирурги говорили солдату, что ему предстоит ампутация или операция исход которой может быть фатальной, несчастный со страхом и болью призывал Александру Федоровну – "Царица! Стой со мной рядом, держи меня за руку, чтобы я не боялся". Был ли это офицер или простой крестьянский парень, она всегда откликалась на такой призыв. Положив страдающему на голову руку, она говорила ему слова утешения, подбадривала, молилась вместе с ним, пока шла подготовка к операции, самим прикосновением рук своих облегчая боль. Люди ее обожествляли, ждали ее прихода, протягивали забинтованные руки, чтобы коснуться ее, когда она проходила мимо них, улыбались, когда она склонялась над их кроватями, шепча слова молитвы и утешения".
Письма, в которых Александра Федоровна рассказывает мужу о физических и духовных надобностях людей, о которых она заботилась,