Анализ нормативной базы РФ, регулирующей правовую процедуру приема товаров и экспертизы его качества
здесь существуют свои особенности. На основании п.29 Инструкции №П-7 в акте отображается порядок отбора товаров для выборочной проверки с указанием основания проверки, точное количество забракованного товара, степень понижения качества. В конце акта делается заключение о характере выявленных дефектов, устанавливается причина их возникновения. Указание в акте сведений о причинах возникновения дефектов является необходимым условием, и в случае его отсутствия порча признается случайной и риск убытков ложится на собственника, как правило, покупателя.2.2 Сроки приемки товаров
Особое внимание при проведении приемки товаров требуют условия о сроках приемки. Срок приемки представляет собой время, в течение которого получатель товара обязан произвести все необходимые мероприятия по получению, оценке количества и качества товара, составлению необходимых документов. Как отмечалось ранее, гражданское законодательство детально не регулирует процедуру приемки товаров. Это же касается и условий о сроках приемки. Общее указание о сроках обнаружения недостатков дается в ст.477 ГК РФ, согласно которой приемка товара должна быть произведена в разумные сроки. На основании п.1 ст.477 ГК РФ законом или договором могут устанавливаться иные сроки, нежели те, которые указанны в статье. Если договором предусматривается проведение приемки на основании норм Инструкций о приемке по количеству и по качеству, обязательными для сторон будут сроки, указанные в данных правовых документах. Следует отметить, что условия о сроках приемки имеют важное значение для сторон договора. Так на основании п.10 Инструкции о приемке по количеству и п.10 Инструкции о приемке по качеству, если проверка количества продукции, а также проверка качества продукции окончены в установленные сроки, приемка считается произведенной своевременно. Нарушение сроков приемки для виновника чаще всего влечет возникновение в отношении него неблагоприятных правовых последствий.
В соответствии с инструкциями приемка на первом этапе осуществляется в сроки, установленные для выгрузки товара. При приемке по количеству действуют следующие сроки:
1) в момент получения товара от поставщика или со склада органа транспорта либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств и контейнеров, но не позднее сроков, установленных для разгрузки их – для товаров, поступивших без тары, в открытой таре, в поврежденной таре, а также для товаров в исправной таре по весу брутто и количеству мест;
2) одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней с момента получения товара – для товаров, поступивших в исправной таре по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте;
3) не позднее 24 часов с момента получения продукции – для скоропортящихся товаров;
4) не позднее 30 дней с момента поступления товара на склад получателя в районах Крайнего Севера, отдаленных районах и других районах досрочного завоза – для продукции производственно-технического назначения;
5) не позднее 60 дней в указанных районах – для промышленных товаров народного потребления;
6) не позднее 40 дней в указанных районах – для продовольственных товаров, а для скоропортящихся товаров – не позднее 48 часов с момента поступления товаров на склад получателя.
При приемке по качеству действуют следующие сроки:
1) не позднее 20 дней - при иногородней поставке, а скоропортящейся продукции - не позднее 24 часов после выдачи продукции органом транспорта или поступления ее на склад получателя при доставке продукции поставщиком или при вывозке продукции получателем;
2) не позднее 10 дней - при одногородней поставке, а скоропортящейся продукции - 24 часов после поступления продукции на склад получателя;
3) не позднее 30 дней - в районах Крайнего Севера, в отдаленных районах и других районах досрочного завоза для продукции производственно - технического назначения, а для скоропортящейся продукции - не позднее 48 часов после поступления продукции на склад получателя.
4) не позднее 60 дней - в указанных районах для промышленных товаров народного потребления, продовольственных товаров (за исключением скоропортящихся) - не позднее 40 дней, а для скоропортящихся товаров - не позднее 48 часов после поступления их на склад получателя.
5) проверка качества и комплектности продукции, поступившей в таре, производится при вскрытии тары, но не позднее указанных выше сроков, если иные сроки не предусмотрены в договоре в связи с особенностями поставляемого товара;
6) при вскрытии тары, но не позднее установленных гарантийных сроков – для машин, оборудования, приборов и другой продукции, поступившей в таре и имеющей гарантийные сроки службы или хранения. В Российской Федерации на большинство товаров устанавливаются гарантийные сроки продолжительностью один год.
Второй этап связан с дальнейшими действиями при обнаружении недостачи либо дефектов продукта.
При обнаружении недостачи получатель одновременно с приостановлением приемки обязан вызвать для продолжения приемки одногороднего отправителя, а тот в свою очередь, обязан явиться не позднее чем на следующий день после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящейся продукции - в течение 4 часов после получения вызова. Уведомление о вызове представителя отправителя (изготовителя) должно быть направлено (передано) ему по телеграфу (телефону) не позднее 24 часов, а в отношении скоропортящейся продукции немедленно после обнаружения недостачи, если иные сроки не установлены Основными и Особыми условиями поставки, другими обязательными для сторон правилами или договором.
Завершается приемка актом о недостаче товара, который составляется в день выявления недостачи и утверждается руководителем предприятия-получателя не позднее, чем на следующий день после составления акта.
На втором этапе при приемке товара по качеству установлены следующие сроки. Интерес представляет положение о праве покупателя независимо от проверки качества товаров, произведенной им в установленные сроки, актировать производственные недостатки, если такие недостатки будут обнаружены при подготовке товаров к розничной продаже или при розничной продаже в течение четырех месяцев после получения товаров.
В части количества после обнаружения несоответствия качества, комплектности, маркировки продукции, тары или упаковки установленным требованиям получатель должен немедленно приостановить приемку и в срок не позднее чем через 24 часа уведомить об этом поставщика, уведомление о несоответствии качества скоропортящегося товара направляется немедленно после его обнаружения. Одногородний поставщик обязан явиться в срок по вызову получателя не позднее, чем на следующий день, а по скоропортящейся продукции - не позднее 4 часов после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки. Если уведомление направляется иногороднему отправителю, то он должен не позднее, чем на следующий день после получения вызова получателя сообщить телеграммой или телефонограммой, будет ли направлен представитель для участия в проверке качества продукции. Если представитель направлен, то он должен явиться в трехдневный срок.
На практике не редки случаи, когда недостатки товаров не были установлены во время процедуры приемки. Устанавливается, что в таких случаях акт о скрытых недостатках составляется в течение 5 дней с момента обнаружения недостатков, но не позднее четырех месяцев со дня поступления продукции на склад получателя, обнаружившего скрытые недостатки, если иные сроки не установлены обязательными для сторон правилами. Четырехмесячный срок применяется и тогда, когда скрытые недостатки могут быть обнаружены лишь в процессе ее обработки, производимой последовательно двумя или несколькими предприятиями. Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые исчисляется с момента их розничной продажи, может быть составлен также в период хранения до продажи, независимо от времени получения товаров.
Товары, на которые установлены гарантийные сроки, могут проверяться в течение этих сроков. В соответствии с ст. 477 ГК РФ, когда отсутствует гарантийный срок на товар, а также когда установленные гарантийные сроки составляют менее двух лет продавец несет ответственность за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. Таким образом, складывается такая ситуация, когда производитель устанавливает гарантийный срок на товар менее двух лет (на это он имеет право и устанавливает, как правило, продолжительностью в один год), а покупатель на основании ст.477 ГК РФ имеет право вернуть товар до истечения двух лет со дня получения товара, когда такие недостатки возникли по вине производителя. Бремя доказывания возникновения недостатков лежит на покупателе. В результате, как указывает Пугинский Б.И., «…гарантийные сроки, которые призваны служить обеспечению интересов покупателей, фактически ущемляют интересы как организаций-покупателей, так и граждан»15. Для предупреждения таких нарушений необходимо в заключаемых договорах предусматривать гарантийный срок не менее двух лет.
Для отдельных видов товаров предусмотрены сроки использования, которые составляют 10 лет, если иное не установлено стандартом или договором. Акты о выявленной недоброкачественности составляются в этом случае в пределах срока использования таких товаров.
Глава 3. Экспертиза качества товаров
3.1 Понятие и виды экспертизы товаров
При необходимости проверки качества товара обычно проводят соответствующую экспертизу. Экспертиза представляет собой исследование каких либо вопросов, решение которых требует специальных знаний, с представлением мотивированного заключения. Экспертиза в современных рыночных условиях стала одним из ведущих направлений в деятельности субъектов рынка по продвижению товара. Основное предназначение данного правового института – укрепление законности и правопорядка в демократическом государстве. Это наиболее квалифицированная форма использования специальных знаний в сфере рыночных отношений целого арсенала современных научно-технических средств.
Разумеется, как и все общественные отношения, экспертный процесс должен развиваться на твердой законодательной основе, то есть необходимо наличие правовых норм, регулирующих порядок назначения и проведения экспертизы. В зависимости от назначения и вида экспертизы процедура регулируется тем или иным нормативным актом. Так Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" устанавливается обязанность изготовителя пищевых продуктов, материалов и изделий немедленно приостановить изготовление некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий на срок, необходимый для устранения причин, повлекших за собой изготовление таких пищевых продуктов, материалов и изделий. Если устранить такие причины невозможно, изготовитель обязан прекратить изготовление некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, изъять их из оборота, обеспечив возврат от покупателей, потребителей таких пищевых продуктов, материалов и изделий, организовать в установленном порядке проведение их экспертизы, утилизацию или уничтожение. Порядок проведения экспертизы таких товаров регулируется Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении".
В зависимости от целей, преследуемых при проведении экспертизы, выделяются:
1. Экологическая – экспертиза, используемая для определения воздействия товара в процессе потребления на человека и окружающую среду. При применении данного вида исследования необходимо учитывать не только непосредственное потребление, но и все сопутствующие ему операции (хранение, транспортировку, разгрузку, погрузку и другие). Регулирование отношений, связанных с проведением экологической экспертизы, осуществляется на основании Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Экологические показатели качества товара включают две основные группы показателей, отражающих особенности воздействия товара на природную и предметно-пространственную среду. К первой группе относятся, например, показатели содержания вредных примесей, выбрасываемых в воздушную среду двигателями автомобилей. Ко второй группе можно отнести показатели загрязнения оборудования кухни продуктами сгорания (сажи), образующимися при приготовлении пищи.
2. Экономическая состоит в исследовании, проведенном экспертом на основе специальных знаний в области экономики в целях установления фактического состояния и обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного решения дела, возникшего в процессе правоотношений. Как правило, экспертиза, проводится в целях проверки правильности установления цены на товар в зависимости от величины транспортных, производственных, иных затрат. Часто такая экспертиза проводится при расследовании дел о фальсификации товаров.
3. Технологическая – исследование соответствия технологии обработки сырья, полуфабрикатов и изделий, изготовления продукции технологическим режимам и нормативам по количественному и качественному состоянию. Кроме того, эта экспертиза изучает использование сырья, последовательность технологических процессов, методы их выполнения, определяет правильность выбора необходимого оборудования, приспособлений, моделей, инструмента, расположения производственных мощностей и др. К этому виду принадлежит и экспертиза материалов, вещей, изделий, которые используются в процессе производства. Выводы технологической экспертизы часто используются в судебной практике при расследовании выпуска недоброкачественной продукции.
4. Товарная экспертиза – исследование, направленное на определение соответствия товара стандартам и условиям договора, данным маркировки и сопроводительных документов, фактической сортности, причин брака или снижения качества.
В зависимости от объектов, которые подвергаются экспертному исследованию, товарная экспертиза делится на экспертизу продовольственных и непродовольственных товаров. Объектами экспертизы служат продовольственные и непродовольственные товары, сырье, полуфабрикаты. Как указывалось ранее, порядок проведения экспертизы продовольственных товаров регулируется Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении". В соответствии с п.8 и п.3 Постановления экспертиза некачественной и опасной пищевой продукции проводится органами государственного надзора и контроля в соответствии с их компетенцией в целях определения возможности ее дальнейшего использования или уничтожения. Такая экспертиза должна включать в себя оценку соответствия сопроводительной документации на пищевую продукцию требованиям нормативной и технической документации, результатов ее внешнего осмотра, исследований, состояния упаковки и маркировки продукции. Несоответствие сопроводительной документации требованиям нормативной и технической документации влечет соответствующие последствия, подчас неблагоприятного характера для виновника. В связи с этим интерес представляет Постановление ФАС Московского округа от 26.06.2008 N КА-А40/5033-08 по делу N А40-36493/07-2-234 о признании незаконным решения Россельхознадзора о временном приостановлении действия разрешения Россельхознадзора от 03 мая 2006 года N 13-8-02/522316. В ходе изучения дела выяснено, именно из-за несоответствия сопроводительной документации (ветеринарных сертификатов) требованиям нормативной документации Россельхознадзором принято решение о временном приостановлении разрешения на ввоз свиных туш из Бразилии. Экспертизой установлено, что бланки ветеринарных сертификатов, предъявленные в порту отгрузки, являются поддельными. В связи с этим Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил кассационную жалобу ЗАО "Балтийский хладокомбинат о признании незаконным решения Россельхознадзора оставить без удовлетворения.
В ходе экспертизы также должны быть выяснены условия производства, закупки, поставки, транспортировки, хранения и реализации продукции, при необходимости проведены лабораторные исследования (испытания) качества и безопасности, а также ее идентификация.
В зависимости от организационных признаков экспертизы бывают первичными, назначаемые впервые, и повторные, когда существуют основания.
3.2 Порядок проведения экспертизы качества товаров
Экспертиза качества товаров представляет собой оценку качества товаров экспертами для подтверждения достоверности результатов проверки при приемке. Основанием для проведения такой экспертизы могут служить: разногласия между поставщиком и получателем по результатам приемочного контроля, проведенного получателем в отсутствии поставщика и невозможности его явки на повторную приемку; обнаруженное или предполагаемое несоответствие фактического качества товара указанному в документах; нарушение упаковки (поломка, деформация и др.); наличие значительных качественных потерь в процессе транспортирования или хранения. При проведении качественной экспертизы пользуются стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и инструкциями, правилами или кодексами транспортных организаций.
При проведении данного вида экспертизы эксперты руководствуются следующими правилами:
Перед началом экспертизы необходимо ознакомиться со всеми нормативными документами (стандартами на конкретные виды продукции, упаковку и маркировку, методы испытаний).
Качество товаров необходимо определять в соответствии с требованиями действующих стандартов, договоров.
Должна быть отобрана выборка или объединенная проба, размер которой должен быть не менее установленных норм.
При неоднородности товарной партии, включающей товары разного качества, эксперт должен выявить процентное содержание каждой фракции. При обнаружении дефектных товаров эксперт должен отобрать образцы товаров с наиболее характерными дефектами и установить причины их возникновения. В необходимых случаях образцы дефектной продукции направляются в испытательную лабораторию для выявления их вида и причин возникновения. Процентное содержание продукции с различными дефектами указывается в акте экспертизы.
При выявлении причин несоответствия качества эксперт указывает в акте экспертизы состояние тары и упаковочных материалов (их целостность, надежность, достаточность).
Эксперт не должен проводить приемочную экспертизу, если нарушена целостность товарной партии или предъявлены обезличенные товары, а также распакованные или без товарно-сопроводительных документов.
Это общие требования, предъявляемые к проведению экспертизы качества товаров. Однако в зависимости от классификации товаров, а также от показателей, по которым происходит оценка качества, применяются определенные нормативные акты: федеральное законодательство, постановления Правительства РФ, разнообразные ГОСТы. Следует отметить, что одними из главных показателей при проведении экспертизы качества товаров должны быть безопасность и экологичность товаров. Основные положения, регулирующие условия проведения экспертизы содержит Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". В соответствии со ст. 22 индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий. Если есть какие-либо основания полагать , что продукция некачественная и опасная, такие продукты изымаются из оборота, назначается немедленная экспертиза. Пищевые продукты, материалы и изделия, владелец которых не может подтвердить их происхождение, которые имеют явные признаки недоброкачественности и представляют в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека, подлежат утилизации или уничтожению без проведения экспертизы.
Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, в котором указывается о всех несоответствиях товара требованиям нормативных документов. Экспертное заключение играет существенную роль при доказывании ненадлежащего качества товара. Так как бремя доказывания несоответствия качества товара условиям контракта возлагается на сторону, заявляющую о ненадлежащем качестве товара, заключение эксперта способствует быстрому и справедливому разрешению спора.
Так в решении МКАС по одному из дел, в частности, отмечено, что ответчик (покупатель) "не сопроводил претензии от 18 и 20 мая 2005 г. актом проведения экспертизы относительно качества товара. В целях подтверждения ненадлежащего качества товара в претензиях были сделаны ссылки лишь на письменные уведомления партнеров ответчика о невозможности использовать поставленный товар в связи с его плохим качеством. Иных подтверждений и доказательств ненадлежащего качества товара ответчик на момент предъявления претензии истцу не представил"17. В итоге дело разрешилось не в пользу ответчика: МКАС обязал его погасить задолженность по оплате товара.
При оценке качества товаров экспертиза служит довольно эффективным способом установления существенных обстоятельств. Экспертиза постоянно развивается путем создания новых и совершенствования имеющихся методик исследования и находит все большее применение в практике.
Заключение
В ходе подготовки работы детально изученный действующий нормативный материал позволяет прийти к выводу о том, что отношения по поводу приемки толком не урегулированы. Существующее множество нормативных актов, отсутствие единого документа создают путаницу, неразбериху как при составлении договоров купли-продажи, договоров поставки в части приемки товаров, так и при непосредственной процедуре приемки. Большинство положений Инструкций Госарбитража №6-П и №7-П давно устарели и не соответствуют реалиям жизни. Однако за неимением другого приходится руководствоваться ими. Таким образом, видится необходимость в скорейшем принятии специального нормативного акта.
Кроме всего в теории права существуют дискуссии на тему определения основных категорий по данной тематике. Так о сих пор существуют множество трактовок понятия «товар». Однако наиболее правильной следует считать определение, данное в ГОСТе Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения»: товар – это любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.
В работе детально изучены правовые акты, регулирующие порядок и сроки приемки товаров. Выявлены устаревшие нормы, требующие замены.
Кроме этого рассмотрены основные особенности экспертизы качества товаров, изучена теоретическая основа этого процесса, рассмотрены основные ее виды. Установлено, что в настоящее время экспертиза является самым демократичным и, пожалуй, единственным способом определения качества товара.
Библиография
Нормативные правовые акты Российской Федерации
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ). "Российская газета" от 21 января 2009 г. N 7.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009). "Собрание законодательства РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410
Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (принят ГД ФС РФ 01.12.1999). "Российская газета", N 5, 10.01.2000
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 23.11.2009) "О защите прав потребителей" (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2010). "Российская газета", N 8, 16.01.1996.
Постановление Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении". "Собрание законодательства РФ", 06.10.1997, N 40, ст. 4610
Приказ Госкомстата РФ от 25.12.1998 №132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций». "Финансовая газета", 1999, N 5,
ГОСТ 15467-79 (СТ СЭВ 3519-81) Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. ( утвержден Постановлением Госстандарта СССР от 26.01.1979 N 244). М.: Издательство стандартов, 1981.
ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения. (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.08.1999 N 242-ст) М., ИПК Издательство стандартов, 1999
Международные правовые акты
Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене 11.04.1980) (по состоянию на 26 мая 2010 года). "Вестник ВАС РФ", N 1, 1994
Судебная и арбитражная практика
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки". "Вестник ВАС РФ", N 3, 1998
Инструкция о порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по количеству (Утв. Постановлением Госарбитража СССР от 15.06.1965 N П-6). "Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР", 1975, N 2
Инструкция о порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по качеству (утв. Постановлением Госарбитража СССР от 25.04.1966 N П-7. "Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР", 1975, N2.
Инструкция Госарбитража СССР от 15.10.1990 "О порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов". "Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР", N 4, 1991.
Практика Международного коммерческого Арбитражного суда при ТПП РФ за 2005 г. / сост. М.Г. Розенберг. М., 2006.
Научные и учебные издания
Андреева Л.В. Коммерческое право России. Учебник. М.: Волтерс Клувер. 2009
Голышев В.Г. Коммерческое право. Конспект лекций. М.: МИЭМП, 2005.
Горфинкель В.Я., Швандер В.А. Товароведение. Экспертиза. Стандартизация: учебник для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
Попондопуло В.Ф. Коммерческое право. Учебник, Ч.2. С.-Петербург, 1998.
Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Учебник. М: ЮРАЙТ, 2010
Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994
Размещено на /
1 Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Учебник. М: ЮРАЙТ, 2010.С.93
2 Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994. С.167
3 Андреева Л.В.Коммерческое право России. Учебник. М.: Волтерс Клувер. 2009. с.75
4 Там же. с.74
5 Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Учебник. М: ЮРАЙТ, 2010. С. 76
6 Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Учебник. М: ЮРАЙТ, 2010. С.340
7 Официальный сайт Высшего арбитражного суда РФ arbitr/bras/f.aspx?id_casedoc=1_1_a18c0875-8201-4811-b45c-915a7dee4ba2
8 Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Учебник. М: ЮРАЙТ, 2010. С.341
9 Попондопуло В.Ф.Коммерческое право. Ч.2 С.-Петербург, 1998, С.68
10 Андреева Л.В.Коммерческое право России. Учебник. М.: Волтерс Клувер. 2009. с. 225
11 Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Учебник. М: ЮРАЙТ, 2010. С.339-354
12 Андреева Л.В.Коммерческое право России. Учебник. М.: Волтерс Клувер. 2009. с. 226
13 Официальный сайт Высшего арбитражного суда РФ arbitr/bras/f.aspx?id_casedoc=1_1_0fd1b5f3-3b35-4e0e-a0b7-4872e66e143c
14 Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Учебник. М: ЮРАЙТ, 2010. С. 346
15 Пугинский Б.И. Коммерческое право России. Учебник. М: ЮРАЙТ, 2010. с.348
16base.consultant/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=AMS;n=97593;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=9119A84F296D20AC97E16DF6CA62764D
17 Практика Международного коммерческого Арбитражного суда при ТПП РФ за 2005 г. / сост. М.Г. Розенберг. М., 2006. С. 298