Городское право в средневековой Европе
XII в. были право, а затем — бальи (на юге Франции — сенешали). Бальи рассматривали ряд дел в качестве суда первой инстанции, но бальи являлись и судом второй инстанции, рассматривая жалобы на специальные суды и консульские суды в городах юга. Первоначально бальи являлись лишь председателями судов равных, но к концу XIV в. феодальные элементы были полностью вытеснены легистами. Прево и бальи рассматривали гражданские и уголовные суды.Феодальная или сеньориальная юстиция распадалась на два основных вида: высшую и низшую. Первая принадлежала феодальной знати (герцогом, графам, маркизам и т. д.); ей подлежали тяжкие преступления, наказываемые смертью, изувечением и другими телесными наказаниями: убийства, разбои, поджоги и др. Кроме уголовных в ведение высшей юстиции входили и наиболее важные гражданские дела.
Низшая юстиция рассматривала менее важные гражданские дела и некоторые менее тяжкие уголовные.
Феодальным (сеньориальным) судом были подведомственны как дела вассалом, так и вилланов. Дела о вассалах рассматривались их пэрами, т. е. другими вассалами того же сеньора.
Постепенно в королевских судах выработалась новая форма судопроизводства. Своеобразной стадией процесса являлась подготовка к рассмотрению дела (допрос свидетелей, осмотр места совершения преступления); эти действия производились особо уполномоченным на то судьей лицом; причем все это оформлялось протоколом.
Что касается юрисдикции французских городов, то ею пользовались лишь те города, которые получили право на самоуправление. Судоустройство носило различный характер в отдельных городах. Обычно суд проводился лицами (эшевенами) под председательством мэра. В остальных городах правосудие отправляли прево короля или сеньора (иногда совместно с выборными от населения лицами).
2.2 Общая характеристика права Англии
Единое английское "общее право" (common Law) стало образовываться лишь начиная с XII в., когда королевские суды получили преобладание над судами графств, сотен и феодалов. Королевские суды в своей деятельности руководствовались обычаями, судебной практикой (предыдущими решениями судов) и указаниями, содержавшимися в королевских "указах", которые ничего общего не имели с законодательными актами. Такой "указ" выдавался за плату лицам, обращавшимся за судебной защитой. "Указ" (Wirt) был обращен к шерифу — представителю королевской власти в графстве и содержал распоряжение принудить правонарушителя или ответчика удовлетворить претензию или, в случае его отказа, принудить его явиться в королевский суд и дать объяснения по поводу своих действий. Впоследствии "указы" были направлены на обеспечение явки в суд8. Хотя каждый "указ" выдавался по отдельному конкретному делу, но он составлялся по определенному образцу в зависимости от обстоятельств дела. Так, истец, желавший вернуть собственное имущество, получал "указ о праве" (wirt of right), а для взыскания долга получал "указ о долге" (wirt of debt).
Генрих II установил, что даже феодальные суды не могут рассматривать земельные споры без наличия такого "указа".
К началу XIII в. "указы" были настолько многочисленны, что появился сборник "Реестр указов", явившийся как бы справочником по общему праву и дополнявшийся новыми "указами" канцлера.
Начиная с XV в. канцлеры уже больше не составляли "указа" по каждому делу; он писался самим истцом, который обращался к канцлеру только за приложением королевской печати.
Королевские "указы" сыграли большую роль в образовании английского общего права, на основании его источником были решения королевских судов. "Общее право" — это решения и приговоры королевский судов, закрепленные в судебных протоколах. Протоколы каждого суда назывались "свитки тяжеб". Основным принципом "общего права" было то, что решение вышестоящего суда, записанное в "свитке тяжеб", являлось обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же судом или нижестоящим судом. Этот принцип получил название судебного прецедента. Но при этом для высших судов допускалась и свобода судейского усмотрения, что давало возможность некоторого развития "общего права".
Но в XIV в. развитие "общего права" стало останавливаться, так как королевские судьи крайне неохотно шли на создание новых прецедентов. Но потребности торгового оборота, меняющейся обстановки, новых общественных отношений были причиной появления, начиная с XIV в., новой системы права — "права справедливости" (eguity), существовавшей одновременно с системой "общего права". Суд "справедливости" возник в результате подававшихся королю прошений и жалоб по вопросам, не получившим защиты в общих судах. В связи с ростом этих жалоб король поручил рассмотрение их канцлеру. Так появился суд канцлера (суд "справедливости"), который, не будучи связан практикой общих судов, рассматривал дела единолично по "справедливости", руководствуясь своей совестью, используя отчасти естественное и римское право. Суд канцлера явился в целом защитником интересов нарождающейся буржуазии против феодальной аристократии.
Наряду с "общим правом" все большее значение в качестве источника права начали приобретать законы. Законодательная деятельность английских королей (после нормандского завоевания 1066 г.) выражалась в издании нормативных актов, носивших название "хартий", "статутов", "ассиз", "провизий". В середине XIV в. парламент стал органом законодательной власти, и его участие в принятии статутов стал обычной практикой.
В XV. палата общин стала подавать королю петиции, содержавшие готовый текст статутов, что еще более усилило законодательную власть парламента.
В эпоху феодализма в области права центральное место принадлежало земельной собственности9.
Земельные отношения налагали свой отпечаток на все прочие правовые институты гражданского права: сделки, семейные отношения, наследование.
В главном земельные отношения средневековой Англии были построены на системе "держаний" — всякий обладатель земли держал от другого лица, стоящего выше его в феодальной иерархии. Атк, Вильгельм I, захватив при завоевании Англии большое количество земель, жаловал их частично своим приближенным (баронам). Бароны, лорды, державшие земли непосредственно от короля, считались "головными держателями". Владения этих крупнейших землевладельцев составляли поместья — маноры; лорды, бароны в свою очередь имели своих держателей, которых они наделяли землей из своего фонда. При этом получение земли всегда налагало на держателя те или иные обязанности по отношению к вышестоящему господину, сеньору. Основным различием в обязанностях было различие между свободными и несвободными держателями. На свободных держателях лежали определенные повинности, из которых основными были рыцарская служба и сокаж.
Английское "общее" право знало закон как средство обеспечения обязательства по договору займа. Но залог совершался чаще всего в виде временной передачи собственности на землю с условием ее возврата после уплаты долга. Следует отметить, что королевские суды не склонны были признавать за должником бесспорного права на обратное получение земли по уплате долга. Только суд канцлера, появившийся в середине XIV в., стал защищать интересы должников, отдавшим свои земли кредиторам в качестве залога при договоре займа.
Особо следует сказать о так называемой доверительной собственности ("трэсте"), суть которого заключается в том, что одно лицо передает другому в собственность свое имущество например, (землю) с тем, чтобы получатель, сделавшись при этом формально собственником, управлял имуществом и использовал его в интересах прежнего собственника или членов его семьи. Так, рыцари, отправляясь в дальние походы, передавали свои земли родственникам, друзьям с указанным целевым назначением. С точки зрения "общего права" лицо, отдавшее имущество с целевым назначением, теряло на него какие-либо права, так как получатель становился собственником. Но это было связано с риском, т. к. королевский суд совершенно не защищал интересы доверителя10. В связи с возникшими на этой почве конфликтами суд канцлера стал защищать права собственников, передававших кому-либо свое имущество с определенной целью. Следует отметить значительную роль суда канцлера в развитии простых, неформальных договоров.
Начиная с XIII в. в Англии широкое распространение получил договор аренды земли свободными землевладельцами. При этом "общее право" стало защищать интересы арендатора, если землевладелец самовольно досрочно прекращал действие договора аренды.
Держания непосредственно от короля в пользу так называемых "головных держателей" (баронов) и держателей этих последних переходили к их наследникам. В конце XII в. появилось право первородства (майорам), в результате которого держания (феодалы) стали переходить к старшему сыну. В случае отсутствия прямых наследников феод возвращался сеньору.
В рассматриваемый период "общее право" не знало наследования по завещанию.
Движимое имущество переходило по наследству в ином порядке. При наличии у наследодателя мены и детей движимая собственность делилась на три части: межа и дети получали по одной трети, а оставшаяся треть ("доля мертвого") поступала церкви.
В отношении движимого имущества допускалось наследование по завещанию.
Судебные учреждения стали создаваться после нормандского завоевания; они постепенно выделялись из королевского совета, в котором создается особая курия в составе пяти правоведов, двух клириков и трех светских лиц, которым поручается суд именем короля.
Это — будущий суд королевской скамьи, которую короли при разъездах по стране брали с собой. В Лондоне же оставался верховный судья с другим составом судей; это — будущий суд общих тяжб. Суд королевской скамьи рассматривал главным образом уголовные дела и контролировал деятельность других судебных учреждений; суд общих тяжб рассматривал преимущественно гражданские дела, споры между частными лицами. Появился и суд казначейства, рассматривавший дела, связанные с налоговыми вопросами. Во второй половине XII в. возникает новый институт так называемых разъездных судей, которые, будучи членами суда королевской скамьи (суда "общего права"), направлялись на места, в графства, для осуществления правосудия. Так происходила централизация суда, что способствовало унификации "общего права". члены судов "общего права назначались из числа наиболее сведущих юристов — "серджентов". Все это сопровождалось упадком местных судов (сотен и графств) и феодальной, вотчинной юстиции. Упадку местных и феодальных судов способствовало учреждение должности мировых судей, на которых было возложено наряду с выполнением административных функций исполнение некоторых мер полицейского характера по профилактике преступлений, а также рассмотрение мелких уголовных дел. Для разбора более важных уголовных дел мировые судей графства собирались четыре раза в год на так называемые "четвертые сессии".
В королевских судах, при рассмотрении дел разъездными судьями к отправлению правосудия были привлечены присяжные заседатели, избиравшиеся из зажиточных слоев населения и принимавшие участие в рассмотрении не только уголовных, но и гражданских дел.
Суды "общего права" неохотно шли на создание новых судебных прецедентов; серьезным недостатком в их деятельности был формализм, суть которого заключалась в том, что истец мог получить защиту своего права лишь в том случае, если для защиты его права имелся соответствующий процессуальный иск, судебный приказ (writs). Поэтому на имя короля поступало от истцов множество жалоб на то, что они не могут найти защиты своих интересов в судах "общего права". Тогда появляется суд канцлера, который разбирал дела без участия присяжных заседателей11.
Несмотря на деятельность судов "общего права" и появления суда канцлера (суда справедливости), королевский совет, который в XV в. стал именоваться Тайным советом, продолжал сохранять юрисдикцию (отчасти апелляционную, отчасти суда первой инстанции по уголовным и гражданским делам). Тайный совет рассматривал дела также без участия присяжных заседателей.
Появляются в портовых городах адмиралтейские суды, которые в XV в. были заменены высшим судом адмиралтейства, где рассматривались гражданские и уголовные дела, связанные с мореплаванием.
Высшим судом в Англии являлся парламент в лице палаты лордов, в которой рассматривались жалобы на решения судов "общего права" и суда канцлера. В качестве суда первой инстанции палата лордов рассматривала дела по обвинению своих членов в государственной измене и тяжком уголовном преступлении (фелонии), а также дела по обвинению высших сановников в должностных преступлениях. Обвинения в этих случаях возбуждались нижней палатой — палатой общин и вся эта процедура называлась "импичментом".
В отличие от прокуратуры в Англии сравнительно рано возник институт адвокатуры, которые подразделялись на две группы: барристеров, занимавшихся преимущественно выступлениями на суде, и атторнеев и солиситоров — ходатаев по делам, занимавшихся подготовкой этих дел для судебного рассмотрения.
Серьезной реформой порядка судопроизводства явилось, как уже указывалось появление присяжных. Присяжные в первоначальной форме выступали в качестве сведущих людей, дававших показания под присягой о тех или иных фактах, составлявших предмет спора. Затем присяжные получили в известной мере право расследования; при этом суды выносили решения с учетом данных, добытых путем показаний присяжных. В конце XII в. при Генрихе II всякому свободному человеку было предоставлено право требовать расследование своего дела через посредство присяжных. При этом расследование через присяжных было применено прежде всего в области гражданского судопроизводства (в делах о праве собственности на землю).
Последующая эволюция института присяжных состояла в том, что присяжные из сведущих лиц стали судьями, выносившими решение по гражданским делам на основании данных, полученных при рассмотрении дела.
Мировые судьи (единолично или на малых сессиях) предварительно знакомились с собранными доказательствами.
В случае признания обвиняемым своей вины суд сразу же выносил приговор; если признания вины не последовало, то составлялось малое жюри, после чего обвинитель излагал сущность обвинения. Это было началом судебного рассмотрения, в ходе которого допрашивались свидетели и рассматривались другие доказательства во делу. После выступления обвиняемого или его защитника судья обобщал доказательства, предоставленные сторонами, и обращался с напутственными словами к малому жюри, которое и решало вопрос о виновности по внутреннему убеждению.
Что касается гражданского судопроизводства, то в судах "общего права" защита притязаниям истца предоставлялась лишь в том случае, если имелся соответствующий процессуальный иск. Процесс носил состязательный характер. И здесь вопрос решался с участием присяжных. По окончании судебного следствия судья обращался с напутственным словом к присяжным заседателям, в котором излагал суть спора, обобщал представленные доказательства, а также разъяснял законы и прецеденты, относящиеся к данному делу. После этого присяжные выносили вердикт (по внутреннему убеждению с соблюдением принципа единогласия), на основании которого суд принимал решение12.
Выводы
Наиболее яркими странами средневековой Европы были Англия и Франция. На их примере и рассмотрим государственное устройство и городское право в Европе этого периода.
Во Франции короли раздавали иммунитетные грамоты. Владелец ее приобретал административную и судебную власть над жителями данной местности. На этой территории без разрешения сеньора не мог появиться даже чиновник короля. Иммунитетные грамоты дали их обладателям возможность применять внеэкономическое принуждение к крестьянам. Герцоги, графы зачастую уклонялись от выполнения своих вассальных обязанностей перед королем. В лучшем случае они считались с королем, как с первым среди равных пэров.
Ришелье создал прочную систему местного управления, находящуюся под строгим контролем центра. Не отменяя прежней пестроты территориального деления, он ввел наряду с ним новое деление на 34 округа, получившие название интендантских. В каждый из таких округов направлялись наделенные широкими полномочиями представители центральной власти — "интенданты его величества короля по делам полиции, суда и финансов". Интенданты непосредственно подчинялись первому министру и не ограничивались в своей деятельности вопросами полицейского, судебного и финансового характера, а вмешивались и в другие дела местной администрации.
Нормандское завоевание резко форсировало процесс феодализации. Захватив Англию, Вильгельм произвел конфискацию владений местной знати. Старая английская знать была сметена. Среди его крупных вассалов не было ни одного англосакса.
С усилением централизации и королевской власти возросло значение королевских ордонансов. Основным фактором, вносившем единство в феодальное право Франции, являлась рецепция римского права, которое пользовалось значительным авторитетом не только на юге страны, но и в области обычного права.
Единое английское "общее право" (common Law) стало образовываться лишь начиная с XII в., когда королевские суды получили преобладание над судами графств, сотен и феодалов. Королевские суды в своей деятельности руководствовались обычаями, судебной практикой (предыдущими решениями судов) и указаниями, содержавшимися в королевских "указах", которые ничего общего не имели с законодательными актами.
Таким образом, городская власть и право в Англии были более развиті, чем во Франции.
Развитие феодальных отношений во Франции привело к тому, что действовавшие в период правления Каролингов варварские Правды и королевские капитулярии потеряли свою силу. Основным источником становится обычное (кутюмное) право.
С ростом городов, увеличение численности их населения, с развитием товарно-денежных отношений происходит рецепция римского права. В связи с этим Франция как бы делилась на две части: юг назывался страной писаного (римского) права, север — страной обычного права.
Перечень использованных источников
Всеобщая история государства и права / за ред. К.И. Батиря. – М. 1998,
Батир К.І. Історія держави та права Франції 1789-1794 р.р. – видавництво ЛЮЗІ, 1984 р. С. 158
Галана П.Н. Феодальное государство и право. – М., 1963,
Графський В.Г. Всеобщая история права и государства – М., 2000,
История государства и права зарубежных стран / под ред. Крашенниниковой, Жидкова в 2-х томах – М., 1998,
Колесницкий Н.Ф. Феодальное государство. – М., 1967,
Ливанцев К. Е. История средневекового государства и права, Санкт-Петербург2000
Макарчик В.С. Історія держави і права зарубіжних країн. – К., 2000,
Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права в 2-х томах, М., 1998,
Прокопьев В.П. История германской государственности Х-ХУІІ вв. – Калининград, 1984,
Федоров К.Г. Історія держави і права зарубіжних країн. _ К., 1994,
Чернилевский З.М. Всеобщая история государства и права. – 1996,
Хрестоматія по всеобщей истории государства и права зарубежніх стран / под ред. Чернилевского З.М. – М., 1984.
Шевченко О.О. Історія держави і права зарубіжних країн. – К., 1996,
Шевченко О.О. Хрестоматія з історії держави і права зарубіжних країн. – К., 1995,
1 Федоров К.Г. Історія держави і права зарубіжних країн. _ К., 1994,
2 Чернилевский З.М. Всеобщая история государства и права. – 1996,
3 Ливанцев К. Е. История средневекового государстьва и права, Санкт-Петербург2000
4 Всеобщая история государства и права / за ред. К.И. Батиря. – М. 1998,
5 Всеобщая история государства и права / за ред. К.И. Батиря. – М. 1998,
6 Колесницкий Н.Ф. Феодальное государство. – М., 1967
7 Шевченко О.О. Хрестоматія з історії держави і права зарубіжних країн. – К., 1995,
8 Графський В.Г. Всеобщая история права и государства – М., 2000,
9 Макарчик В.С. Історія держави і права зарубіжних країн. – К., 2000,
10 История государства и права зарубежных стран / под ред. Крашенниниковой, Жидкова в 2-х томах – М., 1998,
11 Чернилевский З.М. Всеобщая история государства и права. – 1996,
12 Шевченко О.О. Історія держави і права зарубіжних країн. – К., 1996,