Девиантное поведение. Самоубийства
что оказывается “помощь в беде, безнадежности и депрессии”.Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.
По данным республиканского комитета государственной статистики и Министерства здравоохранения Ставропольского края в 1995-96 годах совершили попытки самоубийства около 400 человек, в 1997-98 году - 350 человек, в то время как факты смертельных исходов зарегистрированы в 19 и 17 случаях соответственно. При этом 44% подобных случаев приходилось на учащихся школ. Характерно, что три четверти количества детей, покушавшихся на самоубийство, проживали во внешне благополучных семьях, а 58% - в полных семьях.
Проведенные факты свидетельствуют о заметном снижении воспитательных функций учреждений образования, когда подростки, оставаясь наедине со своими проблемами и попадая в острые конфликты, в условия социально-правовой незащищенности, не в состоянии самостоятельно найти выход из кризисной ситуации, адекватно и критически ее оценить, оставаясь предоставленными сами себе, ищут выход в самоубийстве.
Серьезное беспокойство вызывает и то, что органы системы профилактики не всегда ориентируется на интересы конкретного ребенка или подростка, допускают формализм, волокиту, не выясняют причины и условия, побудившие подростка расстаться с жизнью, а значит, детально не анализируют каждый такой конкретный факт и, в силу этого, не могут разработать надлежащую систему мер предотвращения и профилактики подобных трагических событий. Нельзя признать нормальным, что практически во всех материалах по фактам попыток несовершеннолетних покончить жизнь самоубийством отсутствуют какие-либо сведения о психологической реабилитации и помощь подросткам, пытавшимся расстаться с жизнью. Услуги психолога, к сожалению, недоступны еще во многих районах, особенно сельских.
В ряде территорий не обеспечивается должный уровень государственного контроля за условиями содержания и воспитания детей подростков в образовательных учреждениях. Между тем, нередки случаи рукоприкладства педагогов и других антипедагогических воздействий на несовершеннолетних, преступлений в отношении детей в стенах учебных заведений.
Учитывая изложенное, остроту и важность проблемы, а также в целях предупреждения и профилактики нарушений прав обучающихся и воспитанников, в том числе проявления неуважения к их человеческому достоинству, применения методов физического и психического насилия по отношению к ним, Министерство образования Российской Федерации рекомендует:
1. Включать в планы работы инспекционные проверки государственных и муниципальных образовательных учреждений по исполнению норм законодательства Российской Федерации, предусмотрев контроль за исполнением пункта 6 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 ном.12-ФЗ о недопущении применения методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам.
2. При проведении аттестации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников учитывать результаты инспекционных проверок по обеспечению и реализации прав и законных интересов обучающихся и воспитанников, норм действующего законодательства, а также материалов изучения:
- стиля педагогического общения (системы отношений ученик-учитель-руководитель),
- наличия и характера конфликтных ситуаций, жалоб.
3. В целях исключения случаев назначения на должность руководителя образовательного учреждения случайных лиц, не отвечающих квалификационным требованиям, а также в целях развития и укрепления демократического характера управления в системе образования: утверждать на должность руководителя только лиц, прошедших соответствующую профессиональную аттестацию; предусмотреть при назначении руководителя возможность конкурсного отбора с учетом мнения педагогической общественности.
4. В соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.99 номер 120-ФЗ (статья 9) незамедлительно информировать комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о выявленных случаях дискриминации, физического или психического насилия, оскорблений, грубого обращения с несовершеннолетними и обсуждать такие случаи нарушений их прав и законных интересов на координационных совещаниях органов системы профилактики.
5. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации номер 736-Ф3 от 10.05.99 по итогам 1998,1999 годов провести до 1 апреля 2000 года совместно с органами здравоохранения и прокуратуры анализ причин и разработать мероприятия по профилактике суицида среди детей и подростков.
6. Предусмотреть создание и развитие по месту жительства системы помощи молодежи, системы социально-педагогической помощи семье, используя систему внешкольного образования молодежи, спортивную работу, медико-психологическую службу, систему консультаций и помощи по воспитанию детей и подростков.
7. Инициировать вопросы сотрудничества и осуществления социального партнерства с общественными объединениями, религиозными и другими организациями, заинтересованными структурами и ведомствами, отвечающими за воспитание, образование и здоровье детей и подростков, с целью обеспечения права на образование, развития детей и подростков, формирования ответственной и способной к жизни в обществе личности.
8. Усилить контроль за результативностью деятельности психологических служб, психологов в образовательных укреплениях и ориентировать их деятельность на необходимость изучения проблем семьи, подростковой и молодежной среды. Ориентировать образовательную деятельность на формирование у молодых людей способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности.1
В «Концепции демографической политики Российской Федерации» - системе определений важнейших целей, задач и приоритетов воздействия на демографическое развитие сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации в области народонаселения до 2015 года. В частности в ней проблеме профилактике самоубийств также уделено внимание: «В рамках мероприятий по улучшению психического здоровья населения необходимо принятие мер по предотвращению и профилактике самоубийств, которые могут включать создание новых и поддержку существующих телефонов доверия, совершенствование методов работы врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов, социальных работников». Работа по реализации «Концепции демографической политики Российской Федерации» будет выполняться в несколько этапов.
В результате проводимой работы, направленной на улучшение демографической ситуации, должна стабилизироваться численность населения за счет увеличения средней продолжительности жизни, повышения в перспективе показателей рождаемости, снижения показателей смертности населения.
Тем не менее проблемы не решаются сам собой. Многолетний опыт свидетельствует о том, что оснований для самоуспокоения чрезвычайно мало. Поэтому необходимо продолжать работу в направлении по профилактике предупреждения самоубийств.
Заключение
Как же можно охарактеризовать в целом для России положение со смертностью в результате самоубийств? Российская Федерация - страна со средневысоким показателем самоубийств. Наша страна, безусловно, не нуждается в каких либо специальных мерах для стабилизации этого показателя. Самоубийства не являются катастрофой для России, как об этом любят истерично кричать некоторые газетенки, сейчас гораздо важнее проблема смертности в результате болезней, которая была упомянута в настоящем реферате. Полностью избавиться от самоубийств среди граждан не удавалось ни одному государству (и я уверен - не удастся в будущем), ведь во многих странах даже в крайне стабильные и благополучные периоды наблюдались резкие всплески самоубийств.
Итак, рассмотрев проблему суицидов, можно прийти к выводу, что это явление является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации. Совершаются самоубийства по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем. Из приведенных в работе данных можно сделать вывод, что на уровень самоубийств влияют как объективные, так и чисто субъективные факторы. И хотя мною были рассмотрены далеко не все пласты данного явления, все же очевидно, что самоубийства - явление негативное и необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень. Лучше всего было бы суметь обеспечить лицу помощь в разрешении конфликта на пресуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства.
Приложение.
Карта
1. Стандартизованные
показатели
смертности
От
самоубийств
и самоповреждений
мужского населения
в возрасте 0-64
лет по территориям
России в 1996 г. (на
100000 соответствующего
населения)
Карта
2. Стандартизованные
показатели
смертности
От
самоубийств
и самоповреждений
женского населения
в возрасте 0-64
лет по территориям
России в 1996 г. (на
100000
соответствующего
населения)
Литература
Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1994.
Богоявленский Д. Д. Российские самоубийства и российские реформы / Социологические исследования №5, 2002.
Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и социологическое осмысление / Научное издание. – СПб.: Алетейя, 2000.
Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. – М.: Центр, 2000.
Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 2000.
Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения и социального контроля // Социология в России / Ред. В.А.Ядов. 2-е изд. М., 1998.
“О продолжительности жизни в России”. Национальная электронная библиотека (nns/)
Гилинский Я.И. Девиантное поведение в Санкт-Петербурге: На фоне российской действительности эпохи постперестройки // Мир России. 1995. № 2. Т. 4.
"Окружающая среда и здоровье населения России". (sci.aha/ATL/)
Российский статистический ежегодник. 1996: Статистический сборник. М. 1997.
Смидович С.Г. Самоубийства в зеркале статистики // Социолог. исследования. 1990. №4.
“О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков” / Письмо Минобразования России от 26.01.2000 №22-06-86.
“Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года” / Экономика и жизнь, №24, 2000.
1 Девиантность и социальный контроль в России (XIX – XX вв.) : тенденции и социологическое осмысление. – Спб, 2000. Стр. 3.
1 Богоявленский Д. Д. Российские самоубийства и российские реформы / Социологические исследования №5, 2002. Стр. 77.
1 Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. Стр. 202.
2 Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1994. Стр. 245.
3 Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1994. Стр. 239.
1 Гилинский Я.И. Девиантное поведение в Санкт-Петербурге: На фоне российской действительности эпохи постперестройки // Мир России. 1995. № 2. Т. 4. С. 118–131.
1 “О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков” / Письмо Минобразования России от 26.01.2000 №22-06-86.