История экономических учений
ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗНАЧЕНИЕ КУРСА ИЭУПредметом истории экономических учений является процесс возникновения, развития и смены экономических воззрений различных идеологов социальных групп, школ, течений идеологов. Фигурально выражаясь, история экономических учений – это «научающее отражение отражения». При этом взгляды и течение экономической мысли, как правило, бывают трех типов: исторический; критический и логический.
Метод истории экономических учений, как и метод исследования вообще, состоит в своем ядре из ряда приемов способов, инструментов, применяемых в системе определений «философии истории» с целю вычленения их объект исследования своего «рамочного поля», т.е. своего собственного предмета исторического видения развития экономических теорий. Метод включает ряд принципов и конкретных исследовательских приемов.
Принцип истории состоит в последовательном и возможно более широком охвате взглядов, доктрин, концепций в течение исторического времени, с фиксацией хронологически появляющихся источников и их авторов.
Логический принцип состоит в фиксации развития внутренней логики научных теорий, системы категорий, проблемного построения анализа.
Принцип сравнения или компаративный метод состоит в сравнении теорий как друг с другим, так и действительностью с другом, так и с действительностью с помощью чего можно увидеть достижения той ил иной теории или ее специфичность.
Распространен эластический принцип, суть которого состоит в попытках синтеза различных теорий, их непротиворечивого толкования.
2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ СТРАН ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Экономическая жизнь древневосточных обществ имеет практически полностью натурально-хозяйственную основу и регулируется «снизу» унаследованной еще от первобытных времен «традиций, «сверху» - государственной регламентацией, еще во многом основанной на той же традиции.
Памятники экономической мысли Д.В. – это как правило своды, законов и сочинения по искусству. Государственного управления, экономическое знание носит догматический, априорный характер. Периодичное повторение одних и тех же экономических ситуаций создавало возможность для успешного ведения хозяйства путем простого копирования удачного опыта прежних лет.
Одним из первых дошедших до нас политиков экономической мысли является «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». Автор «Поучения» обращает внимание на необходимость эффективного функционирования аппарата управления, которое состоит между фараоном и населением. В сплоченности этого слоя, автор видит залог успешного царствования.
Грамотность в Египте была монополией господствующих сословий.
Основные течения общественной мысли. Др. Китая оформились в 4 – 3 веке до н.э. Огромную роль в истории сыграли докапиталистического Китая сыграло Конфуцианство. Свой социальный идеал Конфуций видел не в будущем, а в прошлом страны. Он защищал интересы родовой знати, позиции которой сильно пошатнулись в целях стабилизации социально-экономического строя тогдашнего Китая. Конфуций предложил программу тотального совершенствования человека. В 4 – 3 веке до н.э. у конфуцианских идеологов появилась оппоненты – пегисты. Пегизм по-своему отражал новые тенденции хозяйственной развития Древнего Китая, связанные с усилением экономической роли государства и формированием императорско-бюрократической системы управления.
Особое место в истории древнекитайской идеологии занимает даосизм. Основоположник – Дао-цзы считал, что возврат к естественному состоянию приводит к управлению имущества. Социальная утопия даосов содержала элементы реакционности. Она по-своему отражал проходит народных масс, когда достижение цивилизации служили средствами их эксплуатации. Эти и многие другие идеи были присущи экономической жизни Древнего Востока.
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Центральной фигурой древнекитайской экономической мысли является Конфуций, он является автором сборника «Беседы и суждения». В его хозяйственных воззрениях обосновывается необходимость государственной защиты экономического благополучия родовой знати, всех выше-стоящих.
По его мнению, труд преумножает богатство народа и государства и что вполне оправдано сосуществование частного владения потомственной аристократии и непотомственных рабовладельцев. Образованный правитель – это отец народа. Гарант и правильного действия и более равно-мерного распределения богатства и в том числе благодаря собственной умеренности в расходах. Он убеждал, что общество разделилось на сословия богом и природой.
Он призывал чтобы каждый человек стремился к моральном у совершенству, постигая естественные правила уважения к старшим.
Согласно учению Конфуция, у народа будет достаток, если умело хозяйствовать при регламентированных натуральных отношениях.
Гуань-дзы
В 4-3 в д.н.э. в Китае получили распространение идеи коллективного экономического трактата «Гуань-дзы». Его авторы задумали ряд положений, заслуживающих внимания и в наше время, например золото и жемчуг не рассматривались как восхитительные богатства. Богатством признается материальные блага. Увеличивается роль денег, золото называется товаром, служащим мерой исчисления ресурсов государства.
Отчетливо проводится мысль о необходимости стильного развития экономики и утверждается, что только там царит спокойствие, где цены на хлеб регулируются. Для регулирования экономики в целом авторы трактата рекомендуют создавать государственные запасы хлеба, вести льготные кредиты земледельцам, заменить прямые налоги на железо и соль с их использованием.
В учении 3- косвенными, то есть распределить налоги на товары, которые производятся их мыслителей избыточная надежда сделать богатым государство путем более равномерного распределения национального богатства без поощрения торговцев и ростовщиков.
Место в обществе богом избранных знатных четко определено, а именно не будь знатных, страна осталась бы без дохода. Но не могут все быть знатными и поэтому должны трудиться.
4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА
Сравнительная характеристика утопических идей Т. Мора и Т. Кампанелы.
Начало литературы утопического социализма было положено книгой «Утопия», опубликованной в 1516 г. английским писателем-гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором. Резко критикуя огораживания, которыми сопровождался аграрный переворот в Англии, он с возмущением писал, что овцы «пожирают даже людей, опустошают и разоряю поля, дома, города». Корнем всех общественных неустройств, по мысли Т.Мора, являются частная собственность и деньги. Основоположник утопического социализма подчеркивал, что «повсюду, где есть частная собственность, где все измеряют деньгами, там едва ли когда-нибудь будет возможно, чтобы государство управлялось справедливо или счастливо».
Мор проповедовал грубоуровнительный коммунизм, не ставил проблему развития производительных сил, читал основой будущего общества ремесленное и сельскохозяйственное производство и не исключал существования рабства.
Основные идеи утопического социализма Т.Мора были восприняты видным итальянским философом, монахом-доминиканцем Томасом Кампанеллой. Как и Т.Мор, он осуждал частную собственность и праздную жизнь эксплуататоров. В книге «Город Солнца» Т.Кампанелла описал коммунистическое устройство будущего коммунистического общества на примере государства саляриев, будто бы существовавшего на острове Тапробана. Гордо Солнца управляется первосвященника, тремя соправителями и сменяемыми по воле на рода должностными лицами. Солярии живут общиной, у них нет никакой частной собственности и классов, распределение материальных благ является уравнительным и безденежным, монета чеканится лишь для послов и разведчиков.
Кампанелла не предусматривал существование в будущем обществе рабов. Солярии работают с использованием усовершенствованных средств производства, из чего следует, что Кампанелла придавал большое значение прогрессу техники. Однако, как и Мор, он видел условий и путем перехода к коммунизму и тех социальных сил, которые смогли бы осуществить преобразование общества. Коммунизм Кампанеллы был грубоуравнительным и содержал элемент примитивизма. В Городе Солнца не находилось места для инициативы личности, поскольку последняя полностью растворялась в общине.
5. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ АНТИЧНОГО МИРА
Особенности развития экономической мысли АМ можно проследить на примерах развития таких государств, как Греция и Рим.
Экономическая политика этот периода ориентировалась на широкую эксплуатацию рабов, развитие торговли и денежного хозяйства. В условиях кризиса рабовладельческого способа производства экономическая мысль Древней Греции становиться более реакционной, что выражается в ее ориентации на натуральное хозяйство и на защиту аристократных форм государственного устройства. Эти тенденции наиболее ярко проявлялись в экономической мысли Ксенофонта, Платона, а также в меньшей степени в учении Аристотеля.
Ксенофонт рабство считал естественной формой эксплуатации, а рабов – говорящими орудиями.
Однако он осознавал низкую производительность труда рабов и рекомендовал рабовладельцам шире использовать материальные стимулы. Заслугой Ксенофонта является то, что он , говоря о «ценности товара; рассматривал ценность как в смысле потребителей стоимости , так и в смысле меновой. Он был первым, кто поставил вопрос обо этих двух сторонах товара.
Интересные идеи были у Платона. Государство у него выступает как форма разрешение противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. Наиболее важной отрасли экономики Платон считал зземледелиме, затем ремесло, а торговые объявлялись , вообще, занятием непочитаемым.
Аристотель смог значительно больше других своих современников углубиться в экономические проблемы. Он разработал проект идеального государства, в котором он рассматривает и признает необходимость деление общества на свободных и рабов. Экономика представляется им как важная и почетна деятельность.
Говоря о древнем Риме можно сказать, что было государство, в котором рабовладельческое производственные отношения были боле развиты, чем в Древнем Греции территориальная экспансия Рима привела к созданию огромной империи, к порабощению многих племен и народов. Положение римских рабов, происходящих в основном из военнопленных, было более тяжелым, чем рабов в античной Греции.
Экономическая мысль Древне Рима решал в основном аграрные проблемы, прежде всего проблемы рациональной организации рабовладельческих вилл и латифундий.
Проблемы рациональной организации рабовладельческого хозяйства таким отражены в трудах римских агрегатов Варрона и Колутелы.
Огромные вклад в развитие экономической мысли внесли такие идеологи, как Гракхи, Цицерон, Сенека и др.
6. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ КЛАССИЧЕСКОГО ФЕОДАЛИЗМА
Основными произведениями Формы Аквинского являются «Сума против язычников» и «Сума теологии
Он дал свое толкование «справедливой цене». Обмен, на его взгляд должен происходить без обмана и ради общей пользы. Между продавцом и покупателем должно быть «установлена договоренность относительно равенства вещей». Цена товара является справедливой тогда, когда учитывается количество труда, затраченного на его производство».Справедливая цена, как считал Аквинат, должна вырабатываться н только с вещью, что продается, а и с убытком, которого мог бы потерпеть продавец от продажи. В током случае «позволено по праву продавать вещ дороже, чем она стоит сама по себе, хоть она не должна продаваться до роже, чем стоить ее качества».
Фома Аквинский осуждал ростовщичество. На его взгляд, взимать проценты, давая деньги в долг, означало б продавать то, чего на самом деле не существует. Тут нет равенства, а поэтому нет и справедливости. Поскольку деньги изобретены для обмена, «первый и главный результат пользования деньгами состоит в их употреблении или трате». Из-за этого несправедливо, кроме возвращения самих денег, получать еще и плату за пользование ими. Одновременно Аквинат соглашался с тем, что процент можно рассматривать, как награду за риск потерять одолженные деньги и как своеродное возмещение потерянных доходов, которые одалживатель мог бы иметь, используя одолженные кому-то деньги в собственных интересах. Тем самым Фома Аквинский занимал компромиссную позицию не только в вопросе торгового дохода, а и процента.
Никола Орем в своем «Трактате о происхождении, природе, юридическом основании и изменении денег» он высказывал мысль о том, что деньги представляют собой инструмент, созданной людьми и для облегчения обмена товаров. Он пиал, что благородные металлы являются обычными товарами и лишь в силу ряда своих естественных свойств стали выступать в роли денег. Т.р. Орему принадлежит одна из первых попыток обоснования металлитической теории денег. Исходя из своих выводов о происхождении и природе денег, он осуждал порчу монеты, справедливо оказывая, что она приводит к дезорганизации кредита, к обесцениванию фиксированных доходов. Он подошел к пониманию существования объективных закономерностей денежного обращения, однако открыть их ему не удалось.
7. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ ФОМЫ АКВИНСКОГО
Основными произведениями Формы Аквинского являются «Сума против язычников» и «Сума теологии». Природную основу этой иерархии видел в деле труда. По его словам, «одни должны обрабатывать землю, другие – строить дома, а часть людей, будучи свободной от людских хлопот, должна посвятить себя духовному труду ради спасения остальных». Частную собственность он рассматривал как необходимый институт человеческой жизни.
Он дал свое толкование «справедливой цене». Обмен, на его взгляд должен происходить без обмана и ради общей пользы. Между продавцом и покупателем должно быть «установлена договоренность относительно равенства вещей». Цена товара является справедливой тогда, когда учитывается количество труда, затраченного на его производство».
В своих взглядах на торговлю и торговый доход Фома Аквинский оправдывал торговлю с целью получения продавцом торгового дохода для обеспечения себе и своей семье средств существования и использования его для благотворительных дел.
Раздумывая про происхождение денег, Фома Аквинский придерживался мысли, что они возникли вследствие договоренности между людьми. Их назначение – улучшить справедливый обмен. При этом понятие денег и монеты он не рассматривал. Признавая необходимость денег как средства оборота. Он рассматривал их и как меру стоимости.
Фома Аквинский осуждал ростовщичество. На его взгляд, взимать проценты, давая деньги в долг, означало б продавать то, чего на самом деле не существует. Тут нет равенства, а поэтому нет и справедливости. Поскольку деньги изобретены для обмена, «первый и главный результат пользования деньгами состоит в их употреблении или трате». Из-за этого несправедливо, кроме возвращения самих денег, получать еще и плату за пользование ими. Одновременно Аквинат соглашался с тем, что процент можно рассматривать, как награду за риск потерять одолженные деньги и как своеродное возмещение потерянных доходов, которые одалживатель мог бы иметь, используя одолженные кому-то деньги в собственных интересах. Тем самым Фома Аквинский занимал компромиссную позицию не только в вопросе торгового дохода, а и процента.
8. ОСНОВНОЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАННЕГО МЕРКАНТИЛИЗМА
Он возник до географических открытий и был актуален до середины 16 века. Торговые связи между странами были развиты слабо.
В наиболее полной форме рациональное содержание монетаризма выразил флорентийский банкир Б. Даванзатти. в совей работе «Чтение о монете» он метафорически сравни монету с кровью экономического организма, обеспечивающей его нормальную жизнедеятельность. Как большая потея крови ведет к ослаблению жизненных сил и даже смерти, так и недостаток звонкой монеты в стране тормозит ее развитие. «Любое богатство предстает как обратимое в деньги» – это вывод Б. Даванзатти показывает, что сущность меркантилизма – не примитивное отождествление богатства с деньгами, а открытие первой существенной связи в пестром мире продуктов и услуг, составляющих богатство, - связи между всеми его возможными предметами и одним поддающимся точному измерению предметов – деньгами.
Для достижения богатства ранние меркантилисты считали целесообразным:
Устанавливается так высокие цены на экспортные товары.
Всемерно ограничивать импорт товара.
Не допускать вывоза из страны золота и серебра.
Превращение денег, в условные знаки фиксируемое соотношение находящихся в обращении золота и серебра денег, оправдывались фактами неполноценных денег и тем, что серебро и золото является деньгами в силу свих природных свойств.
9. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ И РОЛЬ государства по А.Смиту
Государству же остается 3 важных обязанности:
Издержки на общественные работы.
Издержки, обеспечивающие военную б безопасность.
Издержки на отправление правосудия.
Т. о. по его мнению, в каждом цивилизованном обществе действуют всесильные экономические законы. Непременным условием их деятельности является закон свободной конкуренции. Чем больше продавца, тем меньше монополистов. Монополисты поддерживают постоянный недостаток на рынке, никогда не удовлетворяя полностью спрос, продают свои товары намного дороже естественной цены и поднимают свои доходы.
Смит защищал свободную конкуренцию, осуждал привилегии торговых компаний. Законы о бедных он считал, что они ограничивают рынок труда, мобильность рабочей силы. Он был убежден, что «как только представители одного и того же вида торговли и ремесла собираются вместе, из разговор редко не заканчивается заговором против публики или каким либо соглашением о повышении цен».
10. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЗДНЕГО МЕРКАНТИЛИЗМА
Н охватывает период со 2-й половины 16 века по 2-ю половину 17 века. На этом этапе торговые связи между странами становятся развитыми и регулярными. Чтобы достичь активность торгового баланса рекомендовалось:
Завоевывать внешнего рынка.
Допускать импорт товара при сохранении активного торгового баланса
Вывозить золото и серебро для осуществления выгодных торговых сделок.
Признавалась товарная сущность денег их ценность они усматривали естественные свойства серебра и золота. Не смотря на это поздний меркантилисты обеспечивали переход от количественной теории денег. Если ранние меркантилисты определяли функцию денег как функцию накопления, то поздние – рассматривали функцию денег как средство обращения. По убеждению поздних меркантилистов ценность денег находится в обратной зависимости от их количества и уровнях цен на товары они получали, что увеличение предложения денег стимулирует торговлю. Эти положения отражены в трудах таких ученых меркантилистов, как М Тенем. Джон Леон, Ричард Констильон.
Концепции поздних меркантилизма были направлены к практике хозяйственной жизни, к сфере обращения.
Во Франции активным проводником меркантилизма был Жан Батист Когльберн. В этом период в странах создалось мощная сеть мануфактур, запрещался вывоз хлеба, и свобод ввода товара. Все концепции меркантилизма опираются на позиции меркантилизма, на участия государств у управлении экономикой и обеспечении оптимального использования ресурсов для промышленного импорта и при умножении богатства страны.
Деньги меркантилисты насматривали как важнейшие средство развития отечественной промышленности и торговли. Они придавали большое значение зарубежным инвестициям развития экономики страны. Для меркантилистов не существовало проблемы безработицы.
Период меркантилизма считается как период эпохи зарождения политической экономии. Начальным этапом политической экономической мысли считается учение физиократа. Это слово греческого происхождения, что означает власть природы. Представители физиократизма исходили из определяющей роли в экономике земли и сельскохозяйственного производства. Представителями учения физиократов является Пьер Буагильбер, Франсу Кенэ и Тюрго
11, 12. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ Ф.КЭНЕ И ЕГО «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА»
Центральное место экономической системе физиократов заминало учение о «чистом продукте», под которым Кенэ понимал разницу между совокупным общественным продуктом и издержками производства, или, иначе, избыток продута на издержками производства. Кенэ утверждал, что «чистый продукт» создается только в земледелии, где под воздействием сил природы увеличивается количество потребительских стоимостей. В промышленности, полагал он, лишь различным образом комбинируются потребительные стоимости, в процессе труда видоизменяется форма созданного в земледелии вещества. Но не увеличивается его количество, а потому «чистый продукт» не возникает и богатство не создается.
Величина «чистого продукта», с его точки зрения. Зависела от размера издержек производства, в состав которых входили расходы на сырье, материалы и заработная я плата. А так как стоимость материалов дана, а заработная плата сведена им к минимуму средств существования, то «чистый продукт» (прибавочная стоимость), по существу, выступает как порождение прибавочного труда.
В соответствии со своими взглядами на «чистый продукт» Кенэ делил общество на три класса: производительный класс (фермеры), класс земельных собственников и «бесплодный» класс (который он называл также классом промышленников). К производительному классу он относил всех работников земледелия, понимая под ними как сельскохозяйственных рабочих, так и фермеров, то есть всех, кто, по его мнению, создает «чистый продукт».
Большой интерес представляет впервые введенное Кенэ разграничение между отдельными частями капитал по характеру их оборота. Одну часть капитала он называл первоначальными авансами и относил к ним затраты на сельскохозяйственный инвентарь, по стройки, скот и т.п.; другую часть капитала, названую ими ежегодными авансами, составляли затраты на семена, основные сельскохозяйственные работы, рабочую силу.
Анализ воспроизводства в «экономической таблице» Ф. Кенэ. Кенэ сделал первую в истории политической экономии попытку представить процесс воспроизводства и обращения совокупного общественного продукта в целом. Это процесс схематически изображен в «Экономической таблице», в которой показывается, как произведенный в стране готовый продукт распределяется посредством обращения, в результате чего создаются предпосылки для возобновления производства в прежнем масштабе. Здесь рассматривается лишь простое воспроизводство.
В таблице нашил отражение основные стороны экономической теории Кенэ: его учение о «чистом продукте» и капитале, о производительном и непроизводительном труде, о классах; в ней видна классовая позиция автора как защитника капиталистического способа производства
13. ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ Д.РИКАРДО
Рикардо поддерживал трудовую теорию стоимости Смита, дела вывод, что «труд является основой всякой стоимости». Он писал, что оценка труд «различных качеств» скоро устанавливается на рынке с его квалификации и продолжительности. Он подчеркивал, что «на стоимости товаров влияет не только труд, применяемый непосредственно к ним. Н и труд, а затраченный на орудия, инструменты и здания, способствующие этому труду». Потому экономия в приложении труда, писал он, всегда понизит относительную стоимость товара, независимо от того, касается ли он труда. Необходимо для изготовления самого товара или же для образования капитала, с помощью которого товар производятся. Рикардо утверждал, что «никакое изменение в заработной плате рабочих не вызывал бы какие-либо изменения в относительной стоимости» товаров, но предлагал учитывать, какая доля капитала тратиться на «содержание труда» и средства производства. Однако нужно иметь в виду, считал Рикардо, что стоимость «видоизменяется вследствие неодинаковой долговечности капитала и неодинаково скорости, с которой он возвращается к предпринимателю».
14. ПОЗДНИЙ УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ АНГЛИИ, ОУЭН
Более высокий уровень английского социализма, объясняя большей развиться капитализма и классовой борьбы пролетариата в Англии. Оуэн очень резко критиковал капитализм, показывая его антинародную сущность, противоречивости хаотичность, и предсказывал его гибель. В отличие от фантастических проектов французских утопистов, социальная программа Оуэна отличалась практицизмом и скрупулезностью. Он выдвинул целый ряд предположений по улучшению условий труда и быта рабочих и стоял у истоков английского фабричного законодательства об ограничении рабочего дня, запрещении ночного труда женщин и детей, считал, что государство должно охранять интересы трудящихся, найти средства для привлечения безработных к труду.
15. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ПЕТИ И БУАГИЛЬБЕРА
Экономические взгляды У. Петти.
У. Петти принадлежит целый ряд работ: «Трактат о налогах и сборах», «Слово мудрым», «Политическая анатомия Ирландии».
Как меркантилист Петти был сторонником государственного вмешательств в экономику, но добавлял, что это вмешательство должно способствовать развитию производства. Петти выступал идеологом промышленной буржуазии. Особенно отчетливо классовая сущность и историческая обусловленность взглядов Петти проявилась в трактовке противоположности богатства и бедности.
Петти исследовал экономические процессы, проникая в глубь явлений, пытаясь объяснить их, он переносил в политическую экономию метод естественных наук, широко применял для экономического анализа математику.
Петти ставил проблемы экономического закона, необходимости точного количественного анализа исследуемых явлений. Он понимал, что нельзя ограничивать исследованием сферы обращения, и основой хозяйства считал производств. Богатство создается в сфере материального производства, а сфера обращения обеспечивает его распределение.
Отдавая дань меркантилизму, Петти тем не менее самым важным читал вопрос о цене товара. Однако он исследовал не случайные, рыночные цены, а среднюю, или естесвтеную, цену.
Известную формулу Петти «Труд – отец и активнейший принцип богатства, земля – его мать» можно считать одним из иго вариантов учения об источнике стоимость. Петти правильно подметил, что потребительную стоимость труд создает при содействии природы.
Заработную плату он определял как цену труда. Не зная категории рабочей силы, Петти не смог понят сущности заработной платы.
Решая вопрос о то, чему же должна равнять стоимость труда, или заработная плата, Петти делает важное открытие: уровень заработной платы оподляется объективными факторами, а не субъективным решением законодателя.
В понимании Петти прибыль – это та часть продукта, которая остается после вычета заработной платы и семян. Фактически он сводил прибыль к ренте.
Экономические воззрения П. Буагильбера.
П. Баугильбер – основатель классической буржуазной политической экономии во Франции.
В 1696 г. вышла его первая книга «Подробное описание положения Франции, причины падения ее благосостояния и простые способы восстановления, или как за один месяц достать короб все деньги, в которых он нуждается, и обогатить все население». В 1707 г. было опубликовано другое его произведение «Обвинение Франции». В этих работах показано бедственное положение Франции. Критикуется меркантилистская политика абсолютизма. Буагильбер создал несколько теоретических экономических исследований: «Трактат о природе, возделывании и полозе зерна», «Рассуждение по природе богатства, денег и налогов» и «Исследование о редкости денег». Особенностью этих работ является полная враждебность к меркантилизму.
Много внимания в его работах уделено анализу набеговой политике, отчетливо проводится мысль о необходимости реформы налоговой системы с тем, что бы устранит препятствия, которые она ставит естественному ходу хозяйственной жизни.
Особая заслуга Буагильбер состоит в том, что он является наряду с У. Петти родоначальником трудовой теории стоимости. Буагильбер говорил о том, что «истинная стоимость» товара определяется трудом, а мерой стоимости является рабочее время.
Целью товарного производства Буагильбер неправильно объявил потребление. Поэтому очевидно, что Буагильбер совершенно и не понял природы товарного производства, а это, в свою очередь не позволило ему дать правильную характеристику сущности денег и их функций.
В деньгах он видел основное зло. Он читал, что деньги должны находиться в непрерывном движении, как только они становятся неподвижными, все погибло. Говорил, что деньги сами по себе не являются благом и их количество не увеличивает изобилия страны, однако их количество должно быт достаточно для подержания цен, сложившихся на средства существования.
16. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ТЮРГО
Ж.Тюрго занимает среди физиократов особое место. Его экономическая теории отражает улучшить при помощи реформ. Его экономическая теория отражает процесс зарождения капиталистического общества в рамках феодализма.
Он изложил экономическую доктрину физиократизма в работе «Размышления о создании и распределении богатств» с существенными поправками и дополнения. Работа носит тезисообразную форму, она кратка и лаконична, состоит из 100 тезисов.
Большим достижением Тюрго было раскрытие им сущности генезиса наемного труда, появление которого он правильно объясняя отделение работника от средств производства. В первоначальные времена не было различий между собственником и земледельцем. Но постепенно все земли приобретают собственников и результаты, полученные в земледелии, начинаю делиться между собственником и земледельцем, появляется чистый доход, который присваивает собственник.
В отличие от Кенэ, Тюрго выделял прибыль как самостоятельный вид дохода, получаемый предпринимателем-капиталистом, хотя и трактовал ее как часть чистого продукта, т.е. ренты. Прибыль Тюрго выводил из процента, а последний связывал с рентой. Необходимость дохода ссудного капиталиста в виде процента он объяснял тем, что на свои деньги всегда может приобрести землю и ста получателем ренты. Деньги, по мнению Тюрго, отданные взаем, должны давать большую сумму, чем доход от земли, приобретенной за эти деньги. Объяснял это наивным утверждением, что «несостоятельность должника может привести его кредиторов к потере своего капитала». Тюрго выдвигал идею сравнительной доходности денег, затраченных на покупку земли, на введение промышленного производства или отданных в ссуду, он высказал мысль о том, что различные виды доходов имеют тяготение к равновесию.
Проблема капитала в работе «Размышления о создании и распределение богатств» занимает один из центральных мест. Если Кенэ рассматривал капитал как авансы в натуральной форе, которые приносят чистый доход, и не связывал каптал с проблемой распределения доходов, то Тюрго определял капитал как «накопленную ценность». Он различал получение ссудного процента, деньги и капитал, указывал, что деньги поступающие на рынок, не идут взаймы.
17. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ К.МАРКСА
К.Маркс был выдающийся деятелем в истории. Интенсивная работа над подготовкой большого политэкономического исследования начинается в 1851 году, когда К.Марксом совместно с Ф.Энгельсом был выработан план будущего произведения, включавшего критику буржуазной политической экономии. и ее историю, а также критику утопического социализма. На протяжение 1850-1856 г. была проделана огромная работа по собрания и первичной обработки материала. Вся эта огромная работа была использована при подготовке рукописи. Рукопись Маркса, наивная им в период с октября 1857 г. по май 1858 занимает особое методов в истории марксизма политэкономии. Эта рукопись с полным основанием может быть названа первоначальным черновиком наброском будущего «капитала». Следует обратить внимание на то, что эта рукопись был названа «политэкономия», т.е. также как впоследствии был назван и сам «капитал», поскольку в его подзаголовке стоят эти слова. Главной целью Маркса при ее создании было стремление уяснить некоторые сложные вопросы. Для самого себя и тем самым создать основу для будущего всеобъемлющего исследования. К концу 1865 г. Маркс пришел к выводу о неосуществляемости опубликования в близком будущем всей работы в целом, ибо предвидел длительную работу связи с необходимость изучения новых материалов, Маркс приступал к подготовке первого тома «Капитал» к изданию. Издание первого тома Ц»капитала» явилось важнейшим событием в истории политэкономии.
18. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ АДАМА СМИТА
Адам Смит – английский учены экономист.
Им разработана теория воспроизводства и распределения, проанализированы действия этих категорий на историческом материале и применение их в экономической политике.
По А. Смиту экономика слабой страны преумножает богатства народов не потому, что этим богатством является деньги, а потому, что ее надо видеть в материальных ресурсах, которые оставляют годичный труд каждого.
Смит осуждает меркантилизм, он оговорит, что природой богатства исключительно является труд. Только технический прогресс является основой оста богатства любой страны во все времена. По его мнению, не торговля, и другие отрасли сферы обращения, а сфера производства является основным источником богатства.
Центральное место в