Булыгинская дума и ее крах

Правящие круги России в последней четверти XIX в. все более осознавали, что в политической истории рос­сийского государства неумолимо приближается время его превращения в конституционную монархию. Надеялись совместить медленное реформирование экономики на ры­ночных основах и социальной сферы со старой полити­ческой системой в лице неограниченной монархии.

В начале XX в. под мощным давлением либерально-оппозиционных и радикальных сил монархическое прави­тельство было вынуждено согласиться на некоторое “обно­вление” государственного строя. Но дело его модерниза­ции оказалось в руках тех кругов, для которых введение конституции и парламентаризма означало утрату ими политического всевластия. Естественно, что император и особы, “приближенные к императору”, разрабатывали проекты учреждения представительного органа в России с учетом, прежде всего собственных интересов. Вот по­чему рождение Государственной думы происходило в тяжелых муках, в условиях использования любых возмож­ностей власть имущими для торможения этого процесса.

18 февраля 1905 г., когда в стране уже разрастался острейший социальный конфликт, Николай II издал рес­крипт, а котором объявил о намерении привлечь достой­нейших, доверием народа облаченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработ­ке и обсуждению законодательных предложений “при условии непременного сохранения монархией всей пол­ноты власти”.

Созданное для реализации этого установления монар­ха Особое совещание под председательством министра внутренних дел А. Булыгина разработало проект учреж­дения Государственной думы с законосовещательным статусом. После почти шестимесячных сложных дебатов, в ходе которых многие ближайшие приближенные царя стремились как можно более урезать думские права, а сам Николай II даже предложил назвать Думу “Госуда­ревой”, 6 августа 1905 г., наконец, царем был издан Манифест об учреждении Государственной думы. По этому манифесту Государственная дума учреждалась как “законосовещательное установление”, избиравшееся на основе цензового представительства от трех курий.

Проекту создания законосовещательной Государствен­ной думы не суждено было осуществиться. Эта царская “милость” не удовлетворила антиправительственное дви­жение. Обострение политического кризиса осенью 1905 г. вплоть до общероссийской октябрьской политической стачки и интенсивное назревание революционного взрыва вынудили правительство пойти на дальнейшие уступки по вопросу о статусе “народного представительства”.

Царским Манифестом 17 октября 1905 г. “Об усовер­шенствовании основ государственного управления” Госу­дарственной думе предоставлялись уже законодательные

Вопрос 48. Реорганизация прокуратуры России 1864 года


В ходе подготовки и проведения судебной реформы 1864 года изменились функции прокуратуры, а именно: поддержание обвинения в суде (ранее это была обязанность фискала), надзор за деятельностью судов, следствия и местами лишения свободы.

Прокурорская система возглавлялась генерал- прокурором. При Сенате учреждались должности двух обер-прокуроров, а в судебных палатах и окружных судах - должности прокуроров и товарищей прокуроров. Все прокуроры назначались императором по представлению министра юстиции.