Влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников
(по сюжету Doom герой воюет с человекоподобными монстрами).Телевидение оказало большое влияние на уровень преступности: существует четкая зависимость - уровень преступности в той или иной стране возрастал через 10-15 лет после появления в ней телевидения. В 2001 году в США был опубликован доклад главного хирурга страны, посвященный проблеме молодежного насилия. В этом докладе подчеркивалось, что просмотр фильмов и телепрограмм, содержащих акты насилия, является фактором риска для подростка. По уровню воздействия на сознание ребенка он находится на том же уровне, что и иные факторы риска - бедность, плохое социальное окружение, низкий уровень интеллекта и т.д.
Опросы общественного мнения показывают, что примерно три четверти жителей США убеждены в том, что телевизионные передачи перегружены насилием. Опрос, проведенный телекомпанией Fox News после очередных случаев убийств, совершенных школьниками, показал, что 29% американцев считают создателей кинофильмов, телепередач и музыки виновными в этих преступлениях (58% возложили вину на родителей). Аналогичный опрос службы Gallup показал, что жители США считают телевидение второй главной причиной роста детского насилия: 40% возложили главную вину на родителей, 8% - на телевидение, 7% - на недостатки работы учителей, 6% - на психологические проблемы детей, 5% - на утрату обществом строгих моральных императивов.
Широко известен случай, когда два грабителя попытались повторить ограбление поезда, перевозящего деньги. Причем образцом для подражания послужило не реальное ограбление, совершенное в Англии в 1950-е годы, а фильм, снятый об этом - "Поезд с деньгами"Money Train. В начале 2003 года два молодых американца убили свою мать и расчленили ее тело, чтобы избавиться от улик. В одном из эпизодов популярного телесериала "Семья Сопрано"Sopranos, который любили смотреть убийцы, мафиози действовали аналогичным образом.
В 1998 году маркетинговой фирмой Mediascope было проанализировано более 8 тыс. часов телепередач, транслировавшихся по различным каналам американского телевидения. Как было установлено, 60% программ содержали сцены насилия. Ученые из Университета штата Айова Брэд БушманBrad Bushman и Крэйг АндерсонCraig Anderson сравнили статистику реально совершенных преступлений (для этого были использованы данные ФБРFBI) и преступления, показанные в наиболее популярных телевизионных шоу, описывающих работу полиции и спецслужб. Как показало исследование, убийства составляют 0.2% всех преступлений, совершаемых в США - однако убийства составляют половину всех преступлений, показанных по ТВ.
Как средства массовой информации влияют на формирование полоролевых стереотипов.
Как уже говорилось, особенно чувствительны к влиянию телевидения дети и подростки. Во время полового созревания подростки обращают все больше внимания на свой внешний вид. Они наблюдают за изменением своего тела и колебаниями в своих переживаниях со смешанным чувством любопытства, интереса, а порою и страха.
Пытаясь интегрировать эти новые образы и чувства в нарождающуюся половую роль, они ищут для себя ролевые модели среди членов семьи, друзей, одноклассников и людей, известных благодаря средствам массовой информации. Роль средств массовой информации в формировании половых ролей широко исследуется. Ученые считают, что наиболее проблемной областью является изображение женщин в американских телепрограммах и коммерческой рекламе и его влияние на полоролевые представления юных девушек.
Например, результаты исследования телевизионной рекламы за последние 20 лет показывают, что в рекламе работающие женщины изображаются реже, чем работающие мужчины, зато мужчины все чаще выступают в роли супругов и родителей. Женщин наиболее вероятно увидеть в домашней обстановке, и они чаще рекламируют продукты, используемые в домашнем хозяйстве.
Довольно резкие различия касаются дикторов, читающих текст рекламы: несмотря на то что зрители обоих полов одинаково доверяют мужчинам и женщинам, 90% таких дикторов являются мужчинами. Подростки, которые подолгу смотрят телевизор, имеют более стереотипные установки по поводу половых ролей, чем подростки, проводящие меньше времени у телевизора.
В течение многих лет количество мужских персонажей постоянно превосходит количество женских персонажей в отношении 3:1 во взрослых телепрограммах и в отношении 5:1 в программах для детей. По сравнению с мужскими женские телеперсонажи стареют быстрее и выступают, главным образом, в романтических ролях. Лишь немногие телегероини успешно сочетают замужество и профессиональную деятельность; работающие женские персонажи часто имеют профессии, связанные с низким статусом.
Музыкальное телевидение, один из наиболее новых видов телепрограмм, заслуживает особенно серьезных упреков по поводу стереотипизации половых ролей. В музыкальных клипах действия как мужских, так и женских персонажей типизированы по стереотипному принципу. Продолжают играть свою роль двойные стандарты: представители обоих полов склонны рассматривать мужчину как сексуального агрессора, а женщину считать ответственной за установление границ сексуальных отношений.
В то же время юноши и девушки считают, что женщине скорее подобает быть охваченной страстью до безумия, а не принимать предосторожности с помощью контрацептивов. Интересно отметить, что, по результатам исследований, сексуально активные старшие подростки, которые посещают занятия по половому воспитанию, чаще применяют противозачаточные средства. Все вышесказанное относится и к отечественным средствам массовой информации.
Никто не станет отрицать, что телевидение и в нашей стране довольно агрессивно формирует определенные полоролевые стереотипы.
Среди самых некоммерческих областей отечественного телевещания детское телевидение занимает, пожалуй, почётное первое место. Размещение рекламы в детских передачах запрещено законом, но это не единственная причина их вытеснения из телепоказа. Невыносимая для рекламодателей нулевая покупательная способность маленьких зрителей делает их аудиторией неприбыльной, а значит, и ненужной крупным телеканалам с их многомиллионными рекламными оборотами (см. в приложении «Пипл-метры»).
Между тем, детская аудитория многочисленна и более других категорий зрителей подвержена влиянию телевидения - особенно в свете того, что ТВ сейчас часто замещает детям общение с родителями или сверстниками, а уж тем более чтение книг. Кружкам и секциям родители предпочитают именно этот вид досуга – не требует дополнительных затрат на обучение и нет опасности позднего возвращения домой с занятий. В условиях, когда критерием успешности вещательной деятельности является рейтинг передач (и, соответственно, их прибыльность), развитие детского телевещания становится для коммерчески ориентированных каналов "неразрешимой" задачей. (см. приложение «Детское вещание»)
Реклама как двигатель прогресса.
На Западе реклама дает 75% дохода газет и 100% доходов телевидения (в США реклама занимает около 1/4 эфирного времени). Даже немногие оставшиеся государственными каналы в большой степени финансируются за счет рекламы (во Франции два государственных канала зависят от рекламы на 66%; наиболее независимо телевидение ФРГ). В конце 80-х годов на американском телевидении плата за передачу 30-секундного рекламного ролика во время вечернего сериала составляла в среднем 67 тыс. долларов, а во время популярных спортивных состязаний - 345 тыс. долларов. В 2000 г. показ 30-секундного ролика во время финального матча чемпионата США по американскому футболу будет стоить 1,5 млн. долларов.
Соединение телевидения с рекламой придает ему совершенно новое качество. В рекламе "молекулярная" потребность предпринимателя в продвижении своего товара на рынке в условиях конкуренции соединяется с общественной потребностью буржуазии в консолидации общества (обеспечении своей культурной гегемонии). Именно этот кооперативный эффект сочетания потребностей вызвал взрывное развитие рекламы как особой культуры и индустрии. Не будем углубляться в сложную и далеко еще не выясненную природу рекламы и отметим лишь интересующую нас сторону. В современном буржуазном обществе в целом идеологическая роль рекламы намного важнее, чем информационная. Реклама создает виртуальный мир, построенный по "проекту заказчика", с гарантированной культурной гегемонией буржуазных ценностей. Это - наркотизирующий воображаемый мир, и мышление погруженного в него человека становится аутистическим. В общем такие люди образуют общество спектакля в чистом виде - они знают, что живут среди вымышленных образов, но подчиняются его законам.
В США в течение 10 лет (начиная с 1986 г.) велось организованное Фондом Карнеги большое исследование подростков в возрасте с 10 до 14 лет. Доклад, опубликованный в октябре 1995 г. впечатляет во многих отношениях, на здесь нас интересует один вывод: "Телевидение не использует своих возможностей в воспитании и дает пищу самым отрицательным моделям социального поведения... Пассивное созерцание рекламы может ограничить критическое мышление подростков и стимулировать агрессивное поведение".
Это действие рекламы, как уже говорилось, резко усиливается, когда она увязывается с, казалось бы, достоверными объективными сообщениями информационных выпусков. Возникает синергизм двух типов сообщений, и сознание людей расщепляется. Воображаемые образы рекламы по контрасту убеждают зрителя в правдоподобности известий, а теперь уже "заведомо истинные" известия усиливают очаровывающий эффект рекламы: бесстрастный репортаж создает инерцию "доверия", которое распространяется на идущую вслед за ним рекламу, а реклама, возбуждающая эмоции, готовит почву для восприятия идей, заложенных в "бесстрастном" репортаже.. Поэтому увязка рекламы и последних известий на телевидении - вопрос большой политики. С другой стороны, реклама, разрывающая ткань целостного художественного произведения (например, кинофильма), резко снижает его благотворное воздействие на сознание человека.
Реклама влияет на всю культурную политику телевидения. Часто указывают на тот очевидный факт, что телевидение в своей "охоте за зрителем" злоупотребляет показом необычных, сенсационных событий. Конечно, уже этим телевидение искажает образ реальности. Однако важнее другое: самый легкий способ привлечь зрителя, а значит, и рекламодателя, - обратиться к скрытым, подавленным, нездоровым инстинктам и желаниям, которые гнездятся в подсознании. Если эти желания гнездятся слишком глубоко, зрителя надо развратить, искусственно обострить нездоровый интерес.
Особо выгодным товаром оказываются для ТВ именно образы, запрещенные для созерцания культурными запретами. Перечень таких образов все время расширяется, и они становятся все более разрушительными. Простая порнография и насилие уже приелись, поиском оставшихся в культуре табу и художественных образов, которые бы их нарушали, занята огромная масса талантливых людей.
Таким образом, уже рынок, независимо от личных качеств телепpедпринимателей, заставляет их развращать человека. Если это совпадает и с политическими интересами данной социальной группы, то ТВ становится мощной разрушительной силой. Что же мы знаем о разрушении культурных устоев с помощью ТВ? Прежде всего, ТВ интенсивно применяет показ того, что люди видеть не должны, что им запрещено видеть глубинными, неосознанными запретами. Когда человеку это показывают (а запретный плод сладок), он приходит в возбуждение, с мобилизацией всего низменного, что есть в душе. Набор таких объектов велик, обычно упирают на порнографию.
Выводы по 3 главе.
Полученные результаты нашей опытно – экспериментальной работы позволяют говорить о том, что в процессе обучения в младшем школьном возрасте происходит формирование нравственных качеств личности детей.
Телевидение не только дает определенную информацию, но и показывает варианты действий, ребенок может их либо отвергать, основываясь на своих моральных убеждения, а может и принимать как легитимные с точки зрения морали. Представляется широкий выбор действий, нужно только научиться выбирать правильный.
Телевидение позволяет увидеть жизнь с разнообразных позиций, даже таких, в которых ребенок никогда не попадет. Как чужой опыт, способы действий проходит определенный алгоритм - идентификация (анализ ситуации, расчленение ее на составные части); индивидуализация (ребенок оценивает, как это может коснуться его в жизни, позиция «и Я»); персонификация (создание сообраза, «позиция Я», ребенок либо присваивает данный вариант действий, либо отвергает его как неприемлемый для себя с точки зрения моральных норм)
Телевидение такое, какое оно есть и не в педагогической компетенции его изменить, но зная все особенности восприятия, возрастные особенности формирования духовно-нравственных ценностей и дидактические приемы воздейстивя на детей, учитель должен использовать возможности масс медиа в своих педагогических целях.
Заключение.
С изменением социально-политической ситуации в стране меняется и мораль.
Говоря о понятии «духовность», важно отметить, что необходимость понимания и описания этого понятия наиболее остро возникла только в последние 10-15 лет. Причины этого кроются в идеологическом табу советского периода, когда понятие «духовность» было почти тождественным религиозности. И вместе с тем, за время становления демократического общества и получения различных свобод обострились противоречия
-в отношениях между людьми, воспитанными в разные исторические эпохи на основе разных идеалов и ценностей;
-в отношениях человека с природой, когда потребительский, антиэкологический стиль общения с природой противопоставляется пониманию того, что человек – это тоже часть природы;
-в отношениях человека к культуре, когда новая формирующаяся культура на 90% несет в себе лишь развлекательную функцию.
Взрослые сами способствуют развитию информационного конфликта, который оказывает непосредственное влияние на духовно-нравственный мир ребенка, тем самым, формируя духовно-нравственную неполноценность будущего общества.
Духовный слой сознания представляет собой две различные составляющие – субъективную и объективную. При этом в качестве объективной образующей выступает Другой или, точнее, Ты, а в качестве субъективной – Я. На стыке этих двух составляющих лежит основополагающий фактор человеческих отношений – отношения “человек с человеком”, в чем и заключается подлинная духовность, подлинная со-бытийность жизни.
О значении духовности в жизни людей много писал Л.Н.Толстой. Он отождествляет духовную силу с силой мысли, и эта мысль, по его мнению, должна быть направлена на созидание, гармонию, добро.
Взгляды Л.Н. Толстого в понимании духовности во многом совпадают с учением В.И. Вернадского о ноосфере – сфере человеческого разума. В.В. Ярцевым было доказано, что именно духовная составляющая является источником всех эволюционных преобразований на Земле. Поэтому человеку дается возможность и шанс в течение своей жизни раскрыть в себе весь духовный потенциал. И люди, которые смогут достичь высшей степени раскрытия в себе духовного потенциала, будут отличаться от современного человека так же, как он отличается от неандертальца.
К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
Не нужно проводить специальных исследований, чтоб выявить роль телевидения в современном обществе и в жизни детей. В каждой семье есть телевизор, и не один. Почти все имеют доступ к широкому спектру телевизионных каналов (в Уфе сейчас 10 бесплатных каналов, и более 20 кабельных). Ребенок может выбрать себе приемлемый канал сознательно укрываясь от познавательных программ.
Родителей не пугает высокая роль телевизора в жизни их ребенка. В секцию или кружок отдавать ребенка дорого или опасно – нет желания или возможности встречать после занятий детей. Поэтому родители сознательно делают выбор детского досуга в пользу телевизора, причем, не регламентируя его телевизионное время. Возникает проблема – формирование культуры увиденного. Шквал информации – естественное явление современности, но не утонуть в нем, остаться собой, стать нравственным – вот одна из важнейших задач педагога.
Список литературы
Артюхова И. С. Ценности и воспитание// Педагогика, 1999, №4.;
Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. (534)
Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.
Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М., 1983.
Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.
Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе. – 2-е изд. – М., 1979;
Болдырев Н. И. “Нравственное воспитание школьников”, Москва, 1979 г. (216)
Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986;
Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. М., 1977.
Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.
Виноградова Н. Д. Привычка – основа нравственного воспитания// Педагогика, 1997, №5;
Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991
Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод.пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 210 с.
Гавриловец К. В., Казимирская И. И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: Кн. для учителя. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск: Нар. асвета, 1988;
Гаязов А. С. Гражданское воспитание
Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты