Влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников

функцию подготовки школьников к жизни в информационном пространстве. В этих условиях сам факт игнорирования медиаобразовательной подготовки детей в стенах школы можно рассматривать и как антигуманный.

Глава 3. Содержание опытно-педагогической работы экспериментального характера по выявлению воздействия телевидения на духовно-нравственное развитие учеников младшей школы.

3.1. Результаты констатирующего эксперимента по итогам анкетирования младших школьников.

Подготовка к эксперименту.

Для диагностики и выявления предпочтения в телесмотрении методом исследования было выбрано анкетирование, которое проводилось в двух средних общеобразовательных школах города Уфы - № 119 и № 31. для проведения исследования была заключена договоренность с учителями этих классов и распечатаны бланки для вписывания ответов. Бланк (см. приложение) лист формата А4, сложенный виде книжечки, вопросы отпечатаны на принтере, для ответов оставлены пустые строчки. Вопросы и указания напечатаны в самом вопроснике, на все вопросы учеников по заполнению давался один ответ: «Пиши, что хочешь и как хочешь»

Вопросы

Что ты любишь смотреть по телевизору?

Про что тебе смотреть не нравится?

Сколько часов в день ты смотришь телевизор?

Зачем вообще люди изобрели телевидение?

С кем из телевизионных героев ты бы хотел подружиться?

Почему?

Какая польза от телевизора в твоем доме?

Какие программы тебе надоели, лучше бы их совсем не было? Про что делается слишком мало программ, о чем бы ты хотел смотреть по телевизору?

О чем бы ты попросил всех телевизионщиков России?

На последней странице был дан вариант психологического теста «Несуществующее животное» с таким указанием:

А здесь я предлагаю придумать и нарисовать существующего или не существующего героя, про которого еще не делали мультфильм. Это может быть любое существо, только поясни

Как его зовут

Чем оно питается

Какой у него характер

Проведение анкетирования.

В 32 школе анкетирование проводилось в группе продленного дня, в 119 школе во время занятий. Исследование проводилось во вторых и третьих классах обычных классов (негимназических и не ЗПР). В анкетировании приняло участие 132 ребенка. Анкета (см. приложение) носила открытый характер – дети сами вписывали ответы исходя из личных эмоций и предпочтений.

Анализ и обобщение результатов.

Обработка проводилась по классам, причем существенной разницы в ответах учеников разных классов не было, из чего можно предположить, что предпочтения всех младших школьников данного возраста примерно одинаковы, по крайней мере, в этих школах. Среднестатистичные ответы указаны в таблицах по каждому вопросу. Под таблицей – комментарии и интересные ответы респондентов.

На вопрос что ты любишь смотреть по телевизору

84% ответили, что любят мультфильмы. (В этих же анкетах фигурировали детские передачи – 10%, боевики 16%, фильмы 8%.)

7% - предпочитают детские программы

5% - боевики

4% - сериал «Клон»

Единичные и интересные ответы – «Жди меня», «Поле чудес», «Вести» и «хорошие детские программы».

Этот вопрос выявил естественное предпочтение детей – мультфильмы и детские программы. Негативной тенденцией можно считать количество детей, которые мультфильмам и программам предпочитают боевики, анкеты этих детей, кстати, не богаты языком и фантазией, в своем вымышленном телевизионном друге они главным считают умение драться и побеждать в схватках. Насилие на экране они не считают противоестественным, а способ выяснения отношения путем примитивной драки – вполне оправданным методом.

Что смотреть не нравится

32% - боевики, ужасы и драки

25% - новости

11% - не любят рекламу

8% - Клон

кроме этого – старые фильмы, взрослые программы, чудеса науки. Из интересных ответов – «Мне нравится все» и «Мне не нравится один мультик».

В противовес предыдущему вопросу данный выявил желание детей наоборот оградиться от насилия на экране. Большинству все же не нравятся драки на экране, они предпочитают более мирные программы и позитивные передачи. Реклама, которая раньше вызывала негативные эмоции у большинства респондентов в прошлом, теперь воспринимается как естественное явление и с ним почти уже смирились. Некоторые дети даже просили вернуть старые привычные рекламные ролики. Это говорит с одной стороны о привыкании к «двигателю прогресса», а с другой – о повышении качества рекламы и ее нацеленность и на подрастающее поколение тоже, такая стратегия оправданна – нынешние школьники – будущие потребители рекламируемой продукции.

Сколько часов в день смотрите телевизор

19% - 2 часа

17% - 3 часа

14% - 1 час

10% - 4 часа

9% - 5 часов

9% - полчаса

по 2 % - 6, 8 и 9 часов.

«Всегда по-разному», «Почти весь день», «не знаю – много смотрю».

Ответы на данный вопрос нельзя считать стопроцентно правдивыми – дети не засекаю время просмотров, но даже примерная прикидка показывает, что более половины детей смотрят телевизор больше двух часов в день, то есть к часам сидения в школе на уроках прибавляется время «медитирования» перед «голубыми экранами». Такое положение устраивает многих родителей. На родительских собраниях они признавались, что видеть своего ребенка перед телевизором или компьютером дома для них спокойнее и проще, чем водить на секции и кружки. О пользе такого отдыха для здоровья детей говорить не приходится.

Зачем люди изобрели телевидение

Чтобы смотреть – 26% (не уточняется, что смотреть)

Чтобы смотреть разные программы – 22%

Чтобы не скучать – 32%

Не знаю – 7%

Узнать мир – 6%

Новости – 4%

«Развиваться умом», «Когда делать нечего – включить и смотреть», «Чтобы прославиться», «Отдыхать».

Данный вопрос задавался с целью выяснить роль телевизора в жизни ребенка. Ответы показали, что главная роль телевизора – «отдыхать» и «развлекаться». И уже не важно ЧТО смотреть – большинство ответили просто СМОТРЕТЬ. Содержание уже не важно, можно просто нажать на кнопку пульта дистанционного управления и бродить по каналам. Тот факт, что дети не видят в телевизоре источник информации, говорит с одной стороны о недостатке грамотных педагогических передач, а с другой – мотивация смотрения детей ограничена получением сиюминутного кажущегося удовольствия – посмеяться, поудивляться, повосхищаться.

С кем из телевизионных героев хотел бы подружиться

Микки Маус и Человек-паук по 17% - абсолютные чемпионы

Джеки Чан и Шварцнеггер – по 7%

Гарри Поттер и Том и Джерри – по 5%

Терминатор, Буратино, Шрек, котенок Гав – по 3 процента.

Кроме них в ответах фигурировали Наталья Орейро, Максим Галкин, Дана Борисова, Жади и Лукас, Тина Канделаки Антонио Бандерас в компании с покемонами, анимашками, Русалкой, Чебурашкой и Рыжим Апом.

Детям нужен идеал для подражания, кумиров они выбирают неосознанно, в зависимости от понравившихся качеств. В друзья себе они выбирают людей со сверхъестественными способностями – умеет драться, ползать по стенам и летать по воздуху. Кроме этого прослеживаются некоторые корыстные цели – научить так же драться, защищать от врагов, получать материальные блага. При выборе звезд кино и эстрады дети руководствуются гламурными, внешними показателями. Они восхищаются и любуются этими людьми. С мультипликационными героями весело и забавно – это тоже имеет существенное значение для дружбы.

Почему в друзья выбрали именно этих героев

20%- нравится

на одном уровне – по 28% две группы приглянувшихся качеств

-ловкие, сильные и хорошо дерутся

-смешные, радостные, прикольные.

14% выбрали такие качества – добрые и хорошие

4% - умные

кроме этого – красивые, обладающие магией, дружные. Терминатор – потому что железный, а Жади и Лукас – потому что любят друг другаJ)

Всех телевизионщиков России ребята просили о разном. Самая популярная просьба – делать и показывать больше мультиков, не показывать рекламу и открыть детский канал. Кроме этого дети хотят больше добра на экране и «Чтобы не показывали про ужасы», были указаны частные просьбы – типа «Золотой граммофон», «Фабрика звезд». Один ребенок пожелал всем здоровья, другой попросил футбол, а третий хочет, чтоб и его тоже сделали телевизионщиком.

3.2. Формирующий эксперимент – формирование у школьников критического отношения к информации, полученной по телевидению.

Данная экспериментальная часть работы посвящена непосредственно формированию у младших школьников умения критически воспринимать информацию, полученную по телевизору. Для эксперимента выбраны ученики 3 «Д» класса школы № 119 города Уфы. Краткая характеристика испытуемых:

Андрей Демидов

Общительный, много друзей, учится удовлетворительно, имеет способности, но не реализует их; на уроках отвлекается, иногда может не выполнить задание учителя; не поднимает руки, хотя и знает ответ на вопрос; домашнее задание выполняет только под наблюдением родителей.

Абсатарова Лейсан

Очень обидчивая, мнительная, боится своих неправильных ответов, поэтому на уроках предпочитает молчать; сильно переживает из-за плохих отметок, учится удовлетворительно; в школу ходит с нежеланием, объясняя это тем, что "хуже всех учится в классе". Очень любит своего младшего братика, может часами играть с ним, хотя не выполнено еще домашнее задание. Может вообще не сделать уроки.

Валеев Тимур

Страдает заиканием, поэтому сильно стесняется этого; учится удовлетворительно; когда волнуется при ответе на вопрос учителя, заикается еще больше. Учится без желания, многое из того, что делается на уроке, может просто не выполнять

Усманова Лилия

Активно участвует на уроке, с легкостью выполняет задания учителя, всегда представляет класс на школьных олимпиадах. Выше всех детей в классе, не заучка, пользуется авторитетом у детей.

Дорошенко Дмитрий

Гиперактивный, учится хорошо, ошибки в основном из-за невнимательности, не может усидеть на одном месте, ему со всеми нужно пообщаться, обсудить текущие вопросы. Немного некорректен в отношении со взрослыми, избалован вниманием родителей и родственников.

Ход формирующего эксперимента и полученные результаты.

Ориентируясь на этих пятерых учеников при разработке конспектов внеклассных мероприятий были включены в содержание занятий те основные приемы формирования духовно-нравственных ценностей, которые были выделены в первой главе.

Беседа. Обсуждали вопрос из анкеты про дружбу с телевизионным героем.

-с кем бы хотел подружиться

-почему? Какие качества привлекают в герое?

(дети хотят дружить с сильными личностями, желательно со сверхъестественными возможностями – Человек паук и Супермен. Считают, что этому можно научиться, что эти герои, будучи друзьями, могут прийти на помощь в трудную минуту)

-а кто вам в жизни помогает в трудную минуту?

-а чем могут помочь телевизионные герои?

(делается вывод, что помогают в трудные минуты близкие люди – мама, папа, родственники. Телегерои могут помочь только показав пример силы или находчивости в выходе из критической ситуации)

Пример. Детям предлагалось вспомнить ситуации, когда они чему-то научились посмотрев телевизор. Вспомнили много фактов, подтверждающих изученное по школьной программе. Лейсан рассказала, как впервые сама испекла блинчики, посмотрев программу про Телепузиков. Сделали вывод, что телевизор не только развлечение, но и способ узнать больше о мире и овладеть некоторыми способами действия.

После просмотра воскресного фильма, на следующий день школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.

Используется также метод незаконченных рассказов. Ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.

В исследовании мы пытались охватить по возможности более широкий спектр проявления нравственного опыта – особенности реального поведения, оценочные суждения, ответы и высказывания.

При определении особенностей нравственного опыта младших школьников использовались следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.

В качестве награды за хорошую учебу детям было предложено совершить экскурсию на телекомпанию. Во время рабочего дня дети посетили всю закадровую кухню телекомпании. Обзор начали с посещения гримерки, где дети увидели какими средствами пользуются дикторы и телеведущие, как из простых людей превращаются в звезд. В студии новостей ребята ознакомились с суфлером, так называемым «теледураком», выяснили, что оказывается ведущий не рассказывает по памяти, а просто читает бегущие строчки. Школьником было предложено успеть читать бегущий телетекст.

С тем, сколько нужно дублей для записи художественных программ дети ознакомились в студии творческих программ. Вывод – то, что проходит на экране в течение пяти минут может записываться в течение получаса. В монтажной комнате узнали, что из нескольких разных кусков можно собрать один, в качестве примера показано как монтируется беседа в студии – ведущий «разговаривает со стулом», но все монтируется как оживленная беседа с гостем.

По итогам экскурсии была проведена беседа на тему «можно ли верить всему, что мы видим по телевизору»

Как видно из указанных направлений формирования мы старались избегать прямого научения школьников, создавали условия только для расширения и углубления нравственного опыта, для развития нравственного сознания и самосознания учащихся.

Полученные результаты нашей опытно – экспериментальной работы позволяют говорить о том, что в процессе обучения в младшем школьном возрасте происходит формирование нравственных качеств личности детей.

3.3. Сравнительный анализ зарубежных и отечественных исследований по влиянию телевидения на воспитание духовно-нравственных ценностей.

За последние 40 лет в мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения и кинематографа на детей. Исследования проводились во многих странах мира, среди мальчиков и девочек, принадлежащих к различным расам, национальностям и социальным группам. Тем не менее, результаты исследований были практически идентичны: агрессия на экране делает детей более агрессивными по отношению к людям, животным и к неодушевленным предметам.

Американская Академия ПедиатрииAmerican Academy of Pediatrics опубликовала четыре фундаментальных вывода из этих исследований.

Во-первых, дети, которые смотрят много передач, содержащих сцены насилия, воспринимают насилие, как легитимный способ разрешения конфликтов.

Во-вторых, просмотр сцен насилия делает человека более беззащитным к насилию в реальной жизни.

В-третьих, чем больше ребенок видит сцен насилия на экране, тем больше шансов, что он станет жертвой насилия.

В-четвертых, если ребенок отдает предпочтение просмотру телепрограмм, содержащих сцены насилия, существует значительно большая вероятность, что он вырастет агрессивным человеком и даже может совершить преступление.

Американский ребенок проводит 28 часов в неделю перед телевизором - это больше, чем школьник тратит на занятия в школе. Как минимум, час в день подросток играет в видеоигры или путешествует по Интернету. Несколько часов в неделю он посвящает просмотру фильмов и прослушиванию музыки.

По данным Медицинского факультета Гарвардского УниверситетаHarvard University, к 18-летнему возрасту американский ребенок видит насилие на экране телевизора более 180 тыс. раз, Из них примерно 80 тыс. убийств. По данным Mediascope, 66% детских телепередач, транслируемых в США, содержат сцены насилия, причем в трех четвертях случаев телевидение демонстрирует программы, в которых насилие никак не наказывается. По данным Национального Института Психического ЗдоровьяNational Institute of Mental Health лишь 4% программ, в которых присутствуют сцены насилия, содержат ярко выраженный призыв к ненасилию.

Несовершеннолетние дети склонны верить всему, что говорится с экрана. К примеру, в 2001 году Kaiser Family Foundation выяснил, что 60% подростков больше доверяют медицинской информации, передаваемой по ТВ, чем мнению их лечащих врачей. Телевизионное насилие особенно опасно для маленьких детей, в возрасте до 8 лет, потому что они не могут точно различить - где начинается реальная жизнь, а где кончается фантазия. Ужасы кино подростки воспринимают как реальность. Известны случаи, когда дети, после просмотра фильмов про Супермена, пытались летать, выпрыгивая из окон второго этажа.

85% наиболее популярных в США видеоигр также содержат акты насилия. Исследование, проведенное в 1996 году среди четырехлетних мальчиков и девочек показало, что большинство из них (59% девочек и 73% мальчиков) назвали своими любимыми видеоиграми те, которые содержат акты насилия. В 1999 году двое школьников, живущих в городе Литлтон, штат Колорадо, убили 12 своих одноклассников и ранили 23-х, после чего застрелились. Расследование показало, что одним из факторов, подвинувших их на совершение убийства, вероятно, стала популярная компьютерная игра Doom. Оба подростка постоянно играли в нее. Одноклассников, с которыми у них не сложились отношения, будущие убийцы называли монстрами