Философские взгляды Соловьева
томится противоречием между исканием абсолютной свободы (“положительной свободы”) и пребыванием в мире “суеты беспощадной”, которая, выражаясь в неограниченном самоутверждении единичного “Я”, только приумножает сумму господствующей в мире механической причинности. “Положительная свобода” у Соловьева, выражающаяся в самоотречении личности, однако, не означает отказ от ее индивидуальности и свободы. Человеческая личность не только объективно реализует, но и субъективно ощущает свою свободу, во-первых, в акте любви (к другому человеческому существу, к природе, к богу) и, во-вторых, в нравственном поступке. Соловьев полагает, что, преодолевая детерминацию силою нравственного подвига, человек тем самым приближает себя к абсолюту, знаменующему полноту “истины, добра и красоты”. Так платоническое учение об эросе сочленяется у Соловьева с кантовским категорическим императивом на основе христианской антропологии. Соловьев учил, что не может быть цельного мировоззрения и эффективной жизненной практики без (…господствующей и объединяющей любви…”, пронизывающей все существо человека. Проблему реализации добра на земле Соловьев решает как церковный мыслитель, для которого личность Христа - свидетельство и гарантия конечного торжества добра в мире.Выступая против того, что представлялось ему сгустками мирового зла, - смертной казни, религиозного национального гнета, племенной вражды, - Соловьев стремился собственной жизненной практикой обнаружить присутствие в мире самозаконной нравственности, соотносящей человека с миром безусловного. Через драму личных переживаний и чувство личной ответственности за судьбы мира Соловьев хотел найти выход из проблемы, которой он не сумел дать корректное теоретическое разрешение, - из проблемы свободы и необходимости в истории. В этом смысле Соловьев оказался философской предтечей этики религиозного экзистенциализма.
Эстетика
Соловьева (а также тесно связанная с нею философия эроса) смыкается с его космо-антропологией и этикой. Красота есть введение веществ, бытия и нравственный порядок через его просветление и одухотворение. “Воплощенная идея”, “святая телесность” - таковы самые общие определения красоты. Без победы над “физическим эгоизмом” (пространством, временем, причинностью, смертью), т.е. без торжества в красоте, добро, даже победившее в человеческой душе эгоизм нравственный, остается субъективным и призрачным.
Эстетика Соловьева претендует на философское обоснование афоризма Достоевского “Красота спасет мир”. Как модус Абсолютного, красота является, по Соловьеву, объективной силой, действующей в природе и в истории. Со своей точки зрения Соловьев осуждает “эстетический сепаратизм”, лишающий красоту безусловной онтологической основы, и усматривает в “эстетическом реализме” Н. Г. Чернышевского “первый шаг к положительной эстетике”. Соловьев соглашается с формальной дефиницией красоты как “чистой бесполезности” в том смысле, что она есть не модифицированное биологическое и социальное приспособление, не средство, а цель становящегося миропорядка.
В основном сочинении по эстетике - статье “Красота в природе” - Соловьев прилагает к космогоническому процессу эстетический критерий. Реальная основа и потому необходимый фон всякой земной красоты - хаос, косное стихийное начало, а этапы космической эволюции - это ряд “усложняющихся художественных оформлений хаотической материи идеей. Причем на более высоких ступенях хаотическое начало все сильнее выказывает безмерность своего сопротивления, чем объясняются срывы и конфликты художественной эволюции в природе, резкие рецидивы безобразия. Доказывая, что красота в природе есть реально-объективное произведение эволюции, Соловьев пытается держаться естественнонаучной почвы, но традиционная поэтическая символика света - духовного начала, отраженного неорганическим миром и проникающего внутрь мира органического, - преобладает над арсеналом научных аргументов.
Начатое природой (“мировой душой”) художественное дело не отражается, не повторяется, а продолжается человеческим искусством, которое способное дать более глубокое и полное решение той же задачи. В широком смысле искусство есть “теургия”, т.е. жизненно-практичное дело претворения и преображения действительности в идеально-телесный космос абсолютной красоты. Этот взгляд рельефно выражен в стихотворении Соловьева “Три подвига”: истинный художник совершает подвиг Пигмалиона - оформляет красотою косный материал, подвиг Персея - побеждает дракона, т.е. нравственное зло, и подвиг Орфея - выводит красоту - Эвридику из ада смерти. В узком, специфическом смысле миссия искусства заключается во фрагментарных пророческих предварениях “положительного всеединства”
Философией эроса представлен глубинный и личностный аспект соловьевской теургии, призванной победить непроницаемость и тленность вещественного бытия. Любовь осознается Соловьевым как спасение человеческой индивидуальности через жертву эгоизма, как радикальное изживание эгоистичной отъединенности благодаря перестановке центра личной жизни из себя в другого.