Правовое регулирование валютных операций в РФ

юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями. К ним относятся иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни (пункт 4 статьи 1 Закона).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 7 статьи 1 Закона валютными являются операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием иностранной валюты в качестве средства платежа. Расчеты в валюте Российской Федерации отнесены к валютным операциям, если они совершаются между резидентами и нерезидентами.

Резидент-контрактодержатель распорядительных сделок с валютными ценностями не совершал, иностранную валюту как средство платежа не использовал, в операциях по переходу прав на валютные ценности не участвовал и производил расчеты в валюте Российской Федерации с резидентом.

Возложение исполнения обязательства в иностранной валюте на третье лицо предоставляет третьему лицу соответствующие полномочия, но не создает обязанности последнего произвести исполнение помимо его воли и не тождественно исполнению обязательства в иностранной валюте. Такое возложение не обязывает его адресата действовать с нарушением законодательства и в том случае, когда оно содержится в гражданско-правовом договоре.

Валютная операция, предусмотренная подпунктом "а" пункта 7 статьи 1 Закона о валютном регулировании, представляет собой сделку, непосредственным результатом которой является переход прав на валютные ценности к другому лицу.

В приведенном примере валютной операцией является перевод иностранной валюты нерезиденту со стороны третьего лица, а не договор последнего с контрактодержателем. На совершенную же третьим лицом валютную операцию требовалось получение разрешения Банка России по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 21.11.95 N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" [30], абзацем вторым раздела 1 и абзацем первым пункта 2.1 совместной инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары" [31] расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, осуществляются только через счета резидентов, заключивших или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Банком России.

Таким образом, в рассматриваемом случае нарушением валютного законодательства является осуществление третьим лицом - резидентом без получения последним разрешения Банка России расчетов в иностранной валюте по внешнеэкономическому контракту, предусматривающему импорт товаров в Российскую Федерацию, заключенному другим резидентом с нерезидентом." [32]

С данной позицией Высшего Арбитражного Суда РФ также нельзя согласиться по следующим основаниям:

Импортный контракт, предусматривающий расчёты в иностранной валюте, по действующему законодательству всегда будет являться валютной операцией (сделкой с валютной ценностью). Так как в данном случае происходит трансграничный расчёт, следовательно, говорить о невозможности исполнения обязательства в иностранной валюте в силу законодательного запрета не представляется возможным, и в данном случае нормы п.2 или п.3 ст.317 ГК РФ неприменимы.

Также нельзя говорить о том, что резидент-контрактодержатель распорядительных действий с валютными ценностями не совершал, так как в силу импортного контракта он обязуется уплатить определённую денежную сумму в иностранной валюте иностранному контрагенту.

Возложение исполнения своей обязанности по импортному контракту на третье лицо является действием, направленным на возникновение гражданских прав и обязанностей в отношении иностранной валюты, и, следовательно, является валютной операцией. При этом третье лицо не становится стороной в обязательстве по импортному контракту.

Эта валютная операция не подлежит лицензированию Центральным банком РФ, так как происходит в рамках обязательства по импортному контракту.

Платёж, осуществляемый третьим лицом, которому перепоручено исполнение, является исполнением обязательства по импортному контракту третьим лицом, и, следовательно, лицензированию Центрального банка РФ также не подлежит. Нарушением валютного законодательства исполнение обязательства третьим лицом-резидентом не является.

В данном примере лицензированию Центрального банка РФ подлежал бы импортный контракт, если бы он не подпадал под критерии текущей валютной операции.

С точки зрения борьбы с утечкой капитала для государственного контроля за внешнеэкономической деятельностью не имеет значения, кто производит платежы за импортируемые товары, важным является обязанность импортёра-контрактодержателя обеспечить поступление на таможенную территорию Российской Федерации этих товаров.

С попытками определить валютные операции как некие фактические действия, выходящие за рамки понятия гражданско-правовой сделки, и определением валютных операций данным в законе "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.1992 согласиться нельзя. Правовая природа валютных операций с двадцатых годов XX века не изменилась, и с точки зрения своей юридической природы валютные операции остаются сделками с валютными ценностями, чем они и были в двадцатые годы XX века, когда это понятие было введено наряду с понятием биржевых операций (сделок, совершаемых на бирже) и т.п. Любое иное современное понимание правовой природы валютных операций происходит от лукавого. В новом законе о валютном регулировании с целью избежания дальнейшей путаницы в подзаконных актах и правоприменительной практике следует дать понятие валютных операций как действий физических и юридических лиц, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении валютных ценностей. Так действия граждан, направленные на ввоз в Российскую Федерацию или на вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, являются сделкой, направленной на изменение правового режима данного объекта права.

Валютное регулирование - это самостоятельная область регулирования гражданского оборота. Валютное регулирование не имеет отношения к бюджетной и налоговой политике, так как является сферой частно-правовых отношений. Изменение закона о валютном регулировании от 29.12.98 законом о мерах в области бюджетной и налоговой политики [33] является неправомерным.

Законодательное признание расчётов между резидентами и нерезидентами в российских рублях, которые в соответствии с п.1 ст.140 ГК РФ являются законным платёжным средством на всей территории Российской Федерации, в качестве валютной операции, то есть сделкой с валютными ценностями является ошибкой. Критерием для выделения валютных операций как особого вида сделок является особый объект – валютные ценности. Кроме того, это норма является неконституционной, так как противоречит п.1 ст.74 Конституции РФ "на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств" и п.1 ст.75 Конституции РФ "денежной единицей в Российской Федерации является рубль". Установление особого порядка заключения сделок, выраженных в национальной валюте, является ограничением для свободного перемещения финансовых средств на территории Российской Федерации.

В законе СССР о валютном регулировании было следующее определение: "Валютные опеpации - опеpации, связанные с:

а) пеpеходом пpава собственности на валютные ценности;

б) использованием в качестве сpедства платежа иностpанной валюты, а также валюты СССР пpи осуществлении внешнеэкономической деятельности;

в) ввозом и пеpесылкой в СССР из-за гpаницы и вывозом и пеpесылкой из СССР за гpаницу валютных ценностей, а также осуществлением междунаpодных денежных пеpеводов" [34].

В этом определении валютные операции выделены по критерию операций, подпадающих под определённые критерии. Употребление в определении дважды одного слова "операции" являются неудачным, так как не позволяет установить правовую природу данного явления. Вместо вторичного употребления слова "операции" нужно было поставить слово "сделки".

К валютным операциям отнесены операции, связанные с использованием в качестве средства платежа валюты СССР при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Это продиктовано желанием Госбанка СССР регулировать и контролировать внешнеэкономические расчёты. Но ранее было уже указано, что юридическим критерием для выделения валютных операций является их объект - валютные ценности, а в данном случае он отсутствует. Для контроля за внешнеэкономической деятельностью нужно использовать иные механизмы, так как регулирование внешнеэкономической деятельности и валютное регулирование это разные области регулирования гражданского оборота. Необходимо чётко разграничить контроль за внешнеэкономической деятельностью и валютный контроль, так как эти сферы государственного контроля решают разные задачи.