Влияние телевидения на формирование духовно-нравственных ценностей младших школьников

М.: Изд-во РАГС, 1998 - 125 с.

Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977. (376)

Зазнобина Л. С. Медиаобразование в школе, 1, 1999: Как же выжить в мире СМИ.

Каиров И. А. “Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания”, Москва, 1979 г. (277)

Калюжный А. А. “Роль учителя в нравственном воспитании школьников”, А –а, 1994 г. (187)

Коджаспирова, Галина Михайловна, Коджаспиров, Алексей Юрьевич. Педагогический словарь: Для студентов высш.и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Academia, 2000. - 173, [2] c.

Краткий словарь по философии -М: 1982.

Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. – М., 1975;

Леонтьев А. Н. Потребности и мотивы деятельности// Психология/ Под ред. А. А. Смирнова и др. – М.: 1962;

Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976.

Марьенко “Основы процесса нравственного воспитания в школе”, Москва, 1980 г. (321)

Марьенко И. С. “Нравственное становление личности школьника”, Москва, 1985 г. (364)

Матвеева Л. И “Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения”, Ленинград, 1989 г. (89)

Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2000;

Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании // Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. М.: Инноватор, 1996. Вып.6. – С. 56 – 70.

Нравственное воспитание личности школьника/ Под ред. Колдунова Я. И. – Калуга, 1969;

Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. Каирова И. А., Богдановой О. С. – М.: Педагогика, 1979;

Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 1995.

Педагогика школы/ Под ред. Г. И. Щукиной. – М.: Просвещение, 1977;

Педагогика/ Под ред. Бабанского Ю. К – М.: Просвещение, 1983;

Педагогика/ Под ред. Э. Т. Малиночки. – М.: Краснодар, 1992;

Педагогика: Учеб. пособие для педучилищ/ С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, Т. В. Воликова, В. А. Сластенин. – М.: Просвещение, 1981;

Подласый П. И. Педагогика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1996;

Психолого-педагический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Сост В.А. Мижериков. – Ростов н/Д: Феникс, 1986. – 310 с.

Рубинштейн С. Л. “Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников”, Москва, 1981 г. (183)

Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов педвузов. – М.: Школа-пресс, 1998;

Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.

Специальная педагогика: Учебн.пособие для студентов высш.пед.учебн.заведений / Под ред. Н.М. Назоровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 304 с.

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.

Терегулов Ф. Ш. Обобщение педагогического опыта

Ушинский К.Д. Собрание сочинений -= М.: 1985,т.2.

Федеральный закон о средствах массовой информации от 21 марта 2002 г. №1-ФЗ; НГР: Р0200454

Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника/ Под ред. Г. Н. Филонова. – М.: Педагогика, 1983;

Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классных руководителей. – М.: Просвещение, 1983;

Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.

Эльконин А. Б. ,Вагнер Л. В “Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей”, Москва. 1981 г. (270)

Янгирова В. М. Теория вопитания

Яновская М. Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986.

Глоссарий

Агрессия - поведение, ориентированное на нанесение вреда объектам, в качестве которых могут выступать живые существа или неодушевленные предметы. Агрессивное поведение служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, оно может выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения.

Активность – усиленно деятельное состояние отражения и преобразования действительности, принимающее ведущее участие в развитии человека, становлении его личности.

Актуализация - осуществление, переход из состояния возможности в состояние действительности.

Альтернатива - необходимость выбора между двумя возможностями, обусловленная потребностью решиться на одно из двух.

Аморализм - принцип практической или идейной ориентации, отрицающий моральные устои и общепринятые нормы поведения в обществе. Аморализм - нигилистическое отношение ко всем нравственным принципам.

Аморальное поведение - поведение, противоречащее принятым в обществе нравственным нормам.

Анализ - разложение, расчленение - в логике понятийное, т.е. делающее возможным образование понятий, разложение единства на множество, целого - на его части, сложного - на его компоненты, события - на его отдельные ступени, содержания, сознания - на его признаки (противоположность - синтез). Акт анализа называют анализированием, а способ проведения анализа - аналитическим методом.

Аффилиация (от англ. аffiliation - соединение, связь) - потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви. Формирование данной потребности обусловлено характером взаимоотношений с родителями в раннем детстве, со сверстниками и может нарушаться при провоцировании ситуаций, сопряженных с тревогой и неуверенность в себе и приводящих к возникновению чувство одиночества, беспомощности.

Беседа - метод психолого-педагогического исследования. Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер), знаний, убеждений, интересов, предпочтений, установок, отношения к среде, коллективу и др.

Вербальное внушение - внушение, осуществляемое с помощью слова.

Внеурочная работа - внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Внешкольная работа - составная часть системы образования и воспитания детей, подростков и учащейся молодежи.

Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности; процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы.

Воспитание (в узком педагогическом значении) – целенаправленная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Воспитанник – человек, являющийся, с одной стороны, объектом воспитательного взаимодействия с определенным лицом (учитель, воспитатель, родитель) и (или) социальным окружением (семья, творческий, трудовой, спортивный и учебный коллектив), с другой стороны, субъектом самовоспитательной деятельности, так как ему принадлежит активная роль в формировании своих личностных качеств.

Воспитатель – должностное лицо, выполняющее воспитательные функции в образовательном или ином детском учреждении.

Воспитательная система - объединяет комплекс воспитательных целей; людей, их реализацию в процессе целенаправленной деятельности; отношений, возникающих между ее участниками; освоенную среду; управление деятельностью по обеспечению жизнеспособности воспитательной системы.

Гуманизм – совокупность взглядов, признающих ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей независимо от общественного положения.

Гуманистические ценности педагога – ценности, которые носят гуманный характер и определяют личность и деятельность педагога. Среди них: осознание самоценности человеческой личности, ее неповторимой индивидуальной и творческой сущности; признание разностороннего развития личности.

Гуманитаризация образования - система мер, направленных на приоритетные развитие общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых.

Деградация личности – утрата личностью присущих ей свойств с обеднением всех ее способностей (чувств, суждений, дарований, активности и др.).

Действие - процесс взаимодействия с каким-либо предметом, в котором достигается определенная, заранее определенная, цель.

Деятельность педагогическая – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.

Желание - субъективная характеристика мотивационного процесса, в которой ключевым переживанием субъекта выступает его целеориентированность.

Коррекционно-воспитательная работа – система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков воспитания детей и подростков.

Личность – таинственный избыток индивидуальности, ее свобода, которая не поддается исчислению, предсказанию, ее чувство ответственности и вины. Личность есть чудо, миф, предмет удивления, восхищения, зависти, ненависти (В.П. Зинченко, 2001; 75).

Личность – феномен общественного развития, конкретный человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Медиаобразование (англ. media education от лат. media — средства) -направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации. Основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.

Моральные нормы регулируют внутреннее поведение человека, диктуют безусловное требование поступать в конкретной ситуации так, а не иначе. Моральные нормы фиксируются в заповедях и других формах представлений о том, как человеку должно поступать.

Моральные санкции - меры воздействия, направленные на поддержание этических ценностей общества.

Моральные социальные нормы - нравственные императивы; требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях:

Моральный стандарт - установленный нравами, властью, авторитетом, традицией образец или способ жизни. Моральный стандарт - определенный уровень, критерий или идеал поведения, в соответствии с которыми оцениваются установки и социальные действия.

Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. (Радугин А. А)

Мотивация – внешнее или внутреннее побуждение человека, социальной группы к активной деятельности во имя достижения каких-либо целей.

Мотивация достижения - стремление человека к успехам в различных видах деятельности. В его основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием тех успехов, которые достигаются индивидом.

Намерение - мотивационная основа деятельности, связанная с сознательным выбором определенной цели. Формирование намерения происходит на основе использования уже приобретенного опыта непосредственного удовлетворения потребностей и при наличии достаточного личностного контроля. Обычно структура деятельности, в которой реализуется намерение, характеризуется тем, что ее цель достаточно отдалена и непосредственное удовлетворение потребности невозможно, а требуется достижение каких-либо промежуточных целей, которые сами по себе не имеют побудительной силы. Показано, что побуждения, связанные со сформулированным намерением, имеют такие же динамические свойства, что и непосредственные потребности.

Негативизм (от лат. negatio - отрицание) - нежелание подвергаться воздействиям других людей, обусловленное не логикой реализации собственных задач, а отрицательным к ним отношением. Негативизм обусловлен действием психологической защиты в ответ на воздействия, которые противоречат внутренним смыслам субъекта. Чаще всего проявляется у детей по отношению к требованиям взрослых, которые не учитывают их внутренние потребности, прежде всего связанные с формированием самосознания. Негативизм может выражаться как в отказе выполнять предъявляемые требования, так и выполнении действий, противоположных требуемым.

Норма – правило, точное предписание, установленная мера; узаконенное установление, признанный обязательным порядок чего-либо.

Норма социальная (социальные нормы) – официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики нормы и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества.

Обучение - процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучающегося формируется система знаний, умений, навыков, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества

Обычай - правило или форма поведения, в которых закреплено то, что складывалось в результате длительной общественной практики. Соблюдение обычая обеспечивается мерами общественного воздействия. Если обычаи получают признание государства и обеспечиваются его принудительной силой, то становятся правовыми обычаями.

Поведение - совокупность действий и поступков индивида. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Поведение человека побуждается потребностью, в конечном счете, направленной на оптимальное удовлетворение его интересов.

Поступок – какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели.

Потребности - форма проявления интенциональной природы психики, в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода. Первично биологической формой потребности является нужда. На ее восполнение направлены инстинкты, в которых заданы и свойства релевантных потребности предметов, и основные поведенческие акты, необходимые для их достижения. Для человека характерно то, что даже те его потребности, которые связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей осуществляется за счет общественно обусловленного развития их предметов. Потребности подразделяют по характеру деятельности (оборонительная деятельность, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая). Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их реализации - в виде оценочных эмоций.

Преподавание - деятельность по организации учения, в результате которой обучаемые усваивают содержание образования, и деятельность контроля за ходом и итогами организованного учения

При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. По прагматическому основанию человеческие действия могут быть разделены на управляющие, исполнительные, утилитарно-приспособительные, перцептивные, мнемические, умственные, коммуникативные действия. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий.

Привычка - действие, приобретшее ритуализированный характер или характер принуждения. При формировании привычки при неоднократном выполнения какого-либо действия чрезвычайно важное значение имеет вызываемый самим осуществлением действия приятный эмоциональный тон.

Противоречие - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания

Самооценка – чувство собственного достоинства, которое проистекает из уверенности в своих силах и способностях; оценка личностью своих качеств, возможностей и места среди других людей.

Семиотика - (от греч. semeion - знак - признак), наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры, системы мифа, ритуала), природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.).

Система – с греч. – целое, составленное из частей, соединение. Это упорядоченная целостность, имеющая определенную структуру. Система – целое, состоящее из взаимосвязанных элементов и обладающая главной функцией, которой нет у каждого отдельного элемента.

Содержание образования - педагогически адаптированная система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и ценностно-эмоциональных отношений, усвоение которой субъектом обеспечивает формирование всесторонне развитой личности, готовой к воспроизведению и развитию культуры

Социализация – процесс становления личности, в процессе которого происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу. И воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

Социальные нормы - стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций. Социальные нормы упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия.

Стремление - мотив, который не представлен субъекту в его предметном содержании, в силу чего на первый план выступает динамическая сторона деятельности.

Традиция (От лат.Traditio – передача)- элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, и социальных группах в течение длительного времени. Традиции охватывают:

Убеждения - представления о нормативном поведении, ставшие внутренней мотивацией. О степени соответствия реального поведения декларируемым убеждениям можно судить лишь при столкновении человека серьезными препятствиями.

Формирование личности – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности.

Функция социализации обеспечивает усвоение и воспроизводство индивидом социального опыта, вхождение человека в жизнь общества.

Ценностные ориентации личности – разделяемые личностью социальные ценности, которые выступают в качестве целей жизни и основных средств их достижения и в силу этого приобретают функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов.

Ценность - это не только предметы, явления и их свойства, которые нужны людям определенного общества и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей, но также идеи и побуждения в качестве нормы