Правовое регулирование валютных операций в РФ
История валютного права России в двадцатые годы XX века.
Соловьев Сергей
Период двадцатых годов XX века известен в истории России как время Новой экономической политики (НЭПа), которая характеризовалась относительной либерализацией экономических отношений по сравнению с военным коммунизмом. Профессор А.В. Венедиктов в 1924 году назвал эту экономическую политику Советского государства государственным капитализмом [1]. В 1922 году был принят Гражданский кодекс РСФСР, который и послужил основой для экономического развития.
В соответствии с ст.24 ГК РСФСР 1922 года объектами сделок лишь в пределах специальных законов могут быть: золотая и серебряная монета и иностранная валюта. Таким образом, валютные ценности были объектом права, ограниченным в гражданском обороте. Основное регулирование порядка совершения сделок с валютными ценностями осуществлялось постановлениями ЦИКа и Совнаркома СССР, а также инструкциями Народного комиссариата финансов СССР [2]. Для разработки данных нормативных актов привлекались специалисты по частному праву. Начальником Валютного управления НКФ СССР был профессор Л.Н. Юровский. При НКФ СССР был создан Институт экономических исследований. Так, в 1924 году кодификационной комиссией, работавшей с марта по август при Ленинградском отделении Института, под председательством профессора А.В. Венедиктова и при участии профессоров Ф.А. Вальтера, А.Г. Гусакова, М.Я. Пергамента и Е.А. Флейшиц были разработаны проекты Кредитного устава СССР, Денежного устава СССР и Положения о валютных операциях. Проект Положения о валютных операциях определял порядок совершения операций с иностранной валютой и выписанными в иностранной валюте чеками и векселями и не включал положений об иных валютных ценностях (благородных металлах в изделиях и слитках и т.п.). Проект Положения содержал 5 глав:
Общие положения (стт. 1-2);
Покупка и продажа иностранной валюты (стт. 3-9);
Хранение иностранной валюты (стт. 10-18);
Ввоз, вывоз и перевод иностранной валюты заграницу и из заграницы (стт. 19-29);
Учёт иностранной валюты (стт. 30-34) [3].
Действующий сейчас закон "О валютном регулировании и валютном контроле" состоит всего из 15 статей.
Профессор Е.Н. Данилова в 1925 году описала существующий порядок совершения сделок с валютными ценностями следующим образом, "покупка и продажа иностранной валюты, а также выписанных в ней чеков, ныне разрешается с соблюдением специальных правил как непосредственно на бирже (фондовые биржи и фондовые отделы товарных бирж), так и через кредитные учреждения. Объектами биржевых операций могут быть иностранная валюта, тратты и чеки, выписанные в иностранной валюте. Разовые посетители имеют право совершения фондовых биржевых операций, но обязательно через посредство фондовых маклеров." [4]
В соответствии с п.2 декрета СНК "Особое Валютное Совещание выдаёт разрешения на вступление в члены или постоянные посетители фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж" [5].
В соответствии с декретом ВЦИК и СНК "1. Допускается совершение сделок по покупке и продаже золота и серебра в слитках, иностранной валюты, а равно чеков и векселей, выписанных в иностранной валюте.
2. Операции с иностранной валютой, а равно чеками и векселями, выписанными в иностранной валюте, разрешаются на следующих основаниях:
а) покупка и продажа иностранной валюты и выписанных в иностранной валюте чеков и векселей совершаются или непосредственно на бирже или через кредитные учреждения, имеющие право на совершение валютных операций." [6]
В 1927 году профессор В.М. Гордон описал оборот валютных ценностей в СССР следующим образом, "обращение золотой и серебряной монеты и других валютных ценностей подвержено ряду специальных ограничений. Первоначально монопольное право скупки всех этих ценностей принадлежало Государственному банку. Позже, однако, это ограничение было отменено, сперва лишь для иностранной валюты и выписанных в ней чеков. Сделки с иностранной валютой были разрешены на фондовых биржах и фондовых отделах их членам и посетителях . Затем разрешено было также совершение сделок на иностранную валюту через кредитные учреждения, имеющие право на совершение валютных операций.
Ныне, согласно постановления ЦИКа и Совнаркома СССР от 17.07.25 и последующих его дополнений, совершение сделок с валютными ценностями получило ещё более широкие возможности. Особое разрешение на совершение подобных сделок должны получать только государственные и кооперативные организации, уставами которых не предусмотрено право производства валютных операций. Разрешения выдаются Особым Валютным Совещанием при Наркомфине СССР; при этом разрешения выдаются как общие – на совершение ряда операций, так и специальные – на отдельную операцию.
Обращение иностранной валюты не дозволяется также, когда валюта эта принимается в качестве платежа по сделкам, кроме случаев, когда эта же валюта является объектом сделок, а также тех случаев, когда производятся расчёты по сделкам внешней торговли с учреждением, находящимся за границей.
В прочих случаях совершение сделок с валютными ценностями то есть золотом и серебром в слитках, иностранной валютой и выписанными в ней чеками, векселями и другими платёжными документами." [7]
В соответствии с п.2 инструкции по применению постановления ВЦИК и СНК о валютных операциях от 20.05 1923 "право покупки и продажи иностранной валюты и выписанных в иностранной валюте чеков и векселей на бирже имеют члены и постоянные посетители фондовой биржи или фондовых отделов товарных бирж, как таковые: члены или лично, или через допущенных биржевым комитетом фондовых бирж или советом фондового отдела представителей или уполномоченных, или через фондовых маклеров, а постоянные посетители – через фондовых маклеров." [8]
Исходя из грамматического толкования нормативных актов того времени следует отметить, что под валютными операциями подразумевались сделки с валютными ценностями и никакие теории об особой юридической природе валютных операций строить не приходилось.
История валютного права России двадцатых годов характеризуется постепенной либерализацией порядка совершения валютных операций, несмотря на то, что валютные ценности являлись по Гражданскому кодексу 1922 года объектом, ограниченным в обороте. Политика либерализации была нацелена на экономическое развитие государства. Любое лицо могло прийти на фондовую биржу и совершить любую сделку с валютными ценностями через фондового маклера без получения каких-либо разрешений на валютную операцию.
История валютного права России девяностых годов XX века характеризуется прямо противоположной тенденцией, так как происходит усложнение порядка совершения валютных операций, изобретаются новые порядки получения лицензий на совершение валютных операций и заключений о целесообразности на совершение данных операций. А, между прочим, торговый оборот требует совершения этих сделок незамедлительно. Чем вызвана эта политика государства и какие цели она преследует, остаётся загадкой.
Существовавший в двадцатые годы в период "государственного капитализма" порядок совершения сделок с валютными ценностями можно назвать более прогрессивным и более либеральным по сравнению с существующим в настоящее время, что объясняется высоким профессионализмом тех, кто его разрабатывал.
Понятие валютных ценностей.
В соответствии с действующим Гражданским кодексом РФ 1994 года валютные ценности также являются объектом гражданских прав. Хотя в ст. 128 ГК РФ валютные ценности не перечислены среди объектов гражданских прав, они являются таковыми в силу ст.141 ГК РФ "виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законом о валютном регулировании и валютном контроле. Право собственности на валютные ценности защищаются Российской Федерацией на общих основаниях". В соответствии с п.2 ст. 140 ГК РФ "cлучаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке". В соответствии с ч.2 п.2 ст.129 ГК РФ "виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определённым участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом". Валютные ценности как объект гражданских прав не являются ограниченными в обороте в порядке, установленном законом, как объекты, могущие принадлежать лишь определённым участникам оборота, или тем, что их нахождение в обороте возможно лишь по специальному разрешению. Таким образом, валютные ценности не являются объектами, ограниченно оборотоспособными в смысле ст. 129 ГК РФ. Ограничение валютных ценностей как объекта гражданских прав состоит в том, что порядок совершения сделок с ними определяются специальным законом о валютном регулировании. Но до настоящего времени в соответствии с ГК РФ 1994 года новый закон о валютном регулировании не принят, так как попытки по его принятию блокировались в Государственной Думе РФ, и продолжает действовать закон о валютном регулировании от 09.10.1992 [9].
В п.4 ст.1 закона о валютном регулировании даётся понятие валютных ценностей:
а) иностpанная валюта;
б) ценные бумаги в иностpанной валюте - платежные документы (чеки, векселя, аккpедитивы и дpугие), фондовые ценности (акции, облигации) и дpугие долговые обязательства, выpаженные в иностpанной валюте;
в) дpагоценные металлы - золото, сеpебpо, платина и металлы платиновой гpуппы (палладий, иpидий, pодий, pутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелиpных и дpугих бытовых изделий, а также лома таких изделий;
г) пpиpодные дpагоценные камни - алмазы, pубины, изумpуды, сапфиpы и александpиты в сыpом и обpаботанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелиpных и дpугих бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.
Регулирование оборота драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется на основе закона о драгоценных металлах и драгоценных камнях 1998 года [10].
В соответствии с ст.141 ГК РФ порядок совершения сделок с иностранной валютой и ценными бумагами, выраженными в иностранной валюте, должен быть определён в законе о валютном регулировании. Но новый закон о валютном регулировании до сих пор не принят, а старый закон 1992 года этот порядок не устанавливает, и его минимальные изменения не направлены на законодательное урегулирование данного вопроса.
В настоящее время возникают вопросы по поводу оборотоспособности иностранной валюты как объекта гражданских прав. Так, Центральный банк РФ в обобщении практики применения своих нормативных актов дал следующее разъяснение:
"Допускается ли предоставление уполномоченными банками кредитов физическим лицам - резидентам под залог наличной иностранной валюты?
В соответствии с пунктом 1 cтатьи 336 Гражданского кодекса Российской Федерации предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), за исключением имущества, изъятого из оборота. Статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к объектам гражданских прав относятся, в частности, деньги. Согласно пункту 1 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом, если они не изъяты из гражданского оборота или не ограничены в обороте.
Пункт 9 раздела 1 Основных положений о регулировании валютных операций на территории СССР, утвержденных письмом Госбанка СССР от 24.05.91 N 352, устанавливает, что уполномоченные банки вправе предоставлять кредиты клиентам под залог валютных ценностей, к которым в соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" относится иностранная валюта. При отказе должника выполнить требования по возврату полученных кредитов валютные ценности реализуются через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке и за счет рублевой выручки от их реализации покрываются требования кредиторов.
При этом указанное письмо не устанавливает в качестве обязательного условия, что указанные кредиты должны быть предоставлены в иностранной валюте.
Таким образом, залог наличной иностранной валюты возможен при предоставлении уполномоченным банком физическим лицам - резидентам кредитов как в иностранной валюте, так и в рублях." [11]
На основании данного разъяснения Центрального банка РФ можно сделать вывод, что его Департамент валютного регулирования иностранную валюту не считает объектом, изъятым из оборота. Однако, исходя из данного разъяснения Центрального банка, нельзя сделать вывод относит ли он иностранную валюту к объектам, ограниченным в обороте, в соответствии с ч.2 п.2 ст.129 ГК РФ. Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР [12] не могут определять оборотоспособность тех или иных объектов гражданских прав, так как они приняты во исполнение закона СССР о валютном регулировании [13] до принятия закона о валютном регулировании РФ [14] и нового Гражданского кодекса РФ.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ дал ясное разъяснение по поводу оборотоспособности иностранной валюты в Российской Федерации в п.11 письма Президиума Высшего Арбитражного Суда, "cогласно подпунктам "а" и "б" пункта 2 статьи 9 Закона о валютном регулировании порядок и сферу обращения в Российской Федерации иностранной валюты в рамках названного Закона определяет Банк России, который издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации всеми резидентами и нерезидентами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 140 ГК Российской Федерации случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке.
Следовательно, иностранная валюта является объектом, ограниченным в обороте на территории Российской Федерации (статья 129 ГК Российской Федерации). Расчеты в иностранной валюте на территории Российской Федерации носят характер исключения из общего запрета и допускаются только по основаниям и в режиме, разрешенным Банком России." [15]
Данный вывод Президиума Высшего Арбитражного Суда является ошибочным, так как валютные ценности в Российской Федерации не являются "объектом гражданских прав, могущим принадлежать лишь определённым участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению" (ст.129 ГК РФ) и, следовательно, в смысле ст.129 ГК РФ они не являются объектом, ограниченным в обороте. Центральный банк РФ определяет порядок оборота иностранной валюты лишь в рамках, предоставленных ему полномочий законом о валютном регулировании, когда он подпадает под признаки валютных операций, связанных с движением капитала. С чем Центральный банк и не спорит, так как он признаёт, что для заключения гражданско-правовых сделок, подпадающих под признаки текущей валютной операции, и исполнения обязательства по ним никаких разрешений Центрального банка РФ не требуется (например, договора займа в иностранной валюте на срок не более 180 дней) [16].
В правовой теории при описании валютных ценностей как объекта гражданских прав высказываются различные мнения по поводу их оборотоспособности. Так аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ А.Ж. Харатян утверждает, что "оборот всех валютных ценностей в РФ в той или иной мере ограничен. Кстати, именно существование в законодательстве России валютных ограничений – одно из основных препятствий вступления РФ в такие международные организации, как МВФ и ВТО. Данные ограничения в одних случаях направлены на конкретные виды гражданско-правовых отношений (сделок), а в других они ограничивают конкретно сам круг участников оборота. Вместе с тем, ни в одном случае речь не идёт о полном запрете нахождения валютных ценностей в обороте, то есть последние не являются объектами изъятыми из оборота.
Все сделки с валютными ценностями должны осуществляться через уполномоченные банки. При этом для совершения одних сделок уполномоченному банку достаточно иметь внутреннюю лицензию Банка России на совершение операций в иностранных валютах (например, выдача кредита в иностранной валюте или привлечение иностранной валюты во вклады (депозиты), при совершении других сделок уже требуется наличие генеральной лицензии Банка России (например, эмиссия и купля-продажа ценных бумаг с номиналом в иностранной валюте), а для совершения сделок с драгоценными камнями и драгоценными металлами требуется получение специальной лицензии, которая выдаётся Банком России по согласованию с Минфином России." [17]
Во-первых, Россия является государством-членом МВФ с 01.06.1992 [18].
Во-вторых, валютные ценности не являются объектом не только, изъятым из оборота, но и ограниченным в обороте в соответствии со стт.129 и 141 ГК РФ.
В-третьих, действующее законодательство допускает возможность заключения сделок с валютными ценностями и без уполномоченных банков. В соответствии с п.1 ст.6 закона о валютном регулировании "текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений". В соответствии с п "а", п 9 ст.1 этого же закона