Особенности формы правления государств социалистического устройства

ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА

КУРСОВАЯ РАБОТА


2009

СОДЕРЖАНИЕ:


ВВЕДЕНИЕ

1. Форма правления

1.1 Разновидности формы правления

1.1.1 Монархия как форма правления

1.1.2 Республика как форма правления

2 Социалистическое государство

3 Форма правления социалистического государства

3.1 Социалистическая республика

3.1.1 Парижская коммуна

3.1.2 Советская республика

3.1.3 Народно-демократическая (народная) республика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ


Государство социалистического устройства – это государство с достаточно специфической организацией власти, идеологией и формой производства. Основываясь на принципе борьбы классов против классов, оно провозглашало диктатуру пролетариата и власть Советов.

Особенности построения общественной и политической жизни такого государства позволяют связать его с республиканской формой правления, что подтверждается единым мнением марксистов о возможности лишь таковой. «Еще до создания Парижской Коммуны Маркс и Энгельс считали, что государственной формой диктатуры пролетариата будет демократическая республика, в корне отличающаяся от республики буржуазной»1. Поэтому, многие ошибочно говорят о социалистических государствах, как об общепринятом понятии республики, ведь республика диктатуры пролетариата может образоваться лишь сломом старой государственной машины и замене её на новою.

Я считаю, что раскрытие специфики понятия республиканской формы правления применительно социалистических государств является основной целью данной работы.

Объектами исследования станет организация власти в государствах социалистического устройства, форма правления и её разновидности.

Для достижения цели данной работы я считаю нужным:

Разобрать и охарактеризовать понятие формы правления и многообразие её видов;

Определить, что такое Социалистическое государство и его форму правления;

Рассмотреть разновидности государственного правления социалистических государств;

В заключении подвести итог проделанной работы и выявить основные особенности формы правления государств социалистического устройства.

1. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ


Форма правления – эти один из важнейших элементов познания государства. Являясь составной частью более широкого понятия - формы государства, объясняющего организацию государственной власти и ее устройство, форма правления характеризует его внутренние составляющие.

Таким образом «форма правления – структура высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними»2.

Изучение формы правления позволяет дать ответ:

кому принадлежит власть в государстве;

как создаются высшие органы государства, и какого их строение (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);

как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

как эта верховная власть связана с народом, то сеть как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

могут ли граждане оказывать реальное воздействие на принятие государственных решений;

в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Сфера познаний о государстве, которое может дать нам подробное изучение его формы правления, показывает нам ее первостепенное практически-политическое значение, так как от того, как организована и как реализуется государственная власть, определяющим образом зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Из этого следует, что определение формы правления имеет большой значение при характеристике и определении формы того или иного государства.


РАЗНОВИДНОСТИ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

В мире существует большое количество самых разных форм организации и осуществления государственной власти, но, вместе с тем, они имеют и общие признаки, которые позволяют определить каждому государству свойственный ему тип формы правления.

Одним из первых, кто попытался определить многообразие форм правления, был Аристотель. Он не только «выделил несколько форм правления: республику, монархию, деспотию, положив в основу классификации способы образования органов государств, их соотношение, приемы осуществления государственной власти»3, но и обозначил разновидности той или иной формы правления: демократия, аристократия, охлократия, геронтократия олигархия и т.д.

Интересно, что со времен Аристотеля по настоящее время, указанный критерий все еще сохранился.

В современном мире выделяют монархическую и республиканскую формы правления, основываясь еще и на таких критериях, как:

осуществляется ли верховная власть одним лицом по наследству или принадлежит выборному органу;

кто является источником власти в государстве;

число стоящих у власти, то есть правящих людей – количественный фактор;

«юридическое положение» правящих лиц, их ответственность и безответственность.

Однако при анализе формы правления конкретного государства очень важно, какая разновидность республики (президентская или парламентская), монархии (абсолютные или конституционные) здесь установлена, что можно определить по соотношению полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.


1.1.1 МОНАРХИЯ КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

«Монархия – это такая форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству, или династически»4.

Характерные черты монархии:

существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;

власть передается по наследству;

представительство государства монарха по своему усмотрению;

население не участвует в процессе передачи власти от одного монарха другому;

единоличный способ принятия решения;

юридическая безответственность монарха.

В зависимости от того, ограничена ли власть монарха предста­вительным органом или нет, монархии подразделяются на:

абсолютные (неограниченная);

конституционные (ограниченная).

В свою очередь, данная классификация тоже делиться на разновидности, критериями для которых являются «различная степень концентрации власти в руках одного лица – монарха, наличие или отсутствие конституционных актов, оказывающих сдерживающее влияние на проявление монархической власти, функционирование в стране наряду с монархическими институтами традиционных республиканских институтов в виде парламента или других представительных органов»5.

«Абсолютная монархия – это такая форма правления форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу»6.

«Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий»7

Основные признаки такого вида монархии:

верховная государственная власть полностью принадлежит монарху, все полномочия по управлению государством со­средоточены в его руках;

отсутствует принцип разделения властей, монарх единолично является высшим органом законодательной, исполнитель­ной и судебной власти;

наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата.

отсутствие каких – либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха;

непосредственное подчинение и распоряжение постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата;

должностные лица в принципе не обладают политическими правами, так, члены правительства обладают статусом слуг монарха;

население не принимает никакого участия в законодатель­ной деятельности;

отсутствие политических партий;

юридически неограниченная власть монарха.

«Конституционная монархия – такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом»8.

Обычно, таким органом выступает конституция и законы, учрежденные парламентом и провозглашающие права личности, их обязательное признание верховной властью и передачу законодательной функции парламенту, а исполнительной – правительству.

В зависимости от объема полномочий, сохраняемых монархом – главой государства, конституционная монархия подразделяется на несколько видов:

парламентарная монархия;

дуалистическая монархия.

Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества.

Парламентарная монархия - это такая форма монархии, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентов, а исполнительной – правительством.

правительство формируется партией, получившей во время всеобщих выборов большинство голосов в парламенте, или партиями, располагающими в нем большинством голосов;

главой государства становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте;

власть монарха является весьма ограниченной во всех сферах государственной жизни, в законодательной, исполнительной и судебной деятельности;

законодательная власть принадлежит парламенту;

законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

правом роспуска парламента глава государства пользуется только по рекомендации правительства;

правительство несет ответственность перед парламентом;

Дуалистическая монархия - это переходная форма монархии, при которой власть монарха ограничена парламентом в законодательной области.

Признаки дуалистической монархии:

двойственность государственной власти: монарх обладает большими полномочиями при осуществлении верховной власти, однако его власть в какой-то мере ограничивается законодательным органом, то есть власть в государстве поделена между монархом и парламентом;

монарх влияет на деятельность парламента: участвует в нормотворческом процессе, инициирует принятие законов, пользуется правом абсолютного вето в отношении законов, принятых парламентом, созывает и распускает парламент;

исполнительная власть полностью сосредоточена в руках монарха, он сам формирует правительство, которое ему подотчетно;

правительство не несет ответственности перед парламентом;

парламент обладает небольшими, но довольно значимыми полномочиями в политической жизни страны, к его компетенции отнесены вопросы в области финансов, налогов, полномочий должностных лиц.


1.1.2 РЕСПУБЛИКА КАК ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ


«Республика – форма правления, при которой государственная власть делегируется коллегиальному (сенат, парламент, народное собрание и т.п.) или единоличному органу, избираемому на определенный срок»9.

Общими признаками республиканской формы правления являются:

«все лица, «участвующие в распоряжении властью», ответственный перед народом от «последнего избирателя до президента», стоящего во главе республики и призванного действовать от её имени»10;

выборность высшей власти;

срочность пребывания у власти;

ответственность государственных органов;

«в организации и деятельности высших и местных государственных органов преобладает принципы коллегиальности»11, то есть каждый государственный орган выполняет свойственные только ему задачи и фун­кции и обладает в этой связи соответствующими полномочиями;

должностные лица выборных органов государственной власти несут политическую ответственность перед своими избирателями;

законодательно закрепляется подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности.

Как монархическая форма правления, республиканская также имеет разделение на подвиды, основанием которого может являться «различие в уровне развития республик, неодинаковая степень причастности всего населения или его части к процессу осуществления государственной власти, главенствующее положение в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов»12.

Таким образом, республики разделяются на парламентские и президентские.

«Парламентская республика – разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту»13

Особенностями такой республики считаются:

верховенство парламента, который из­бирается населением;

правительство формируется парламентом из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте, и несет ответственность перед ним;

правительство действует до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства;

глава государства избирается парламентом либо коллегией выборщиков и обладает достаточно широкими полномочиями, однако, любые решения президента требуют одобрения со стороны правительства либо парламента;

глава правительства формирует и возглавляет правительство, осущестявлющего верховную исполнительную власть.

«Президентская республика — одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства»14

Характерными чертами данной формы правления является то, что:

фактически признается приоритет главы государства в осуществлении государственной власти;

президент соединяет в своих руках президента полномочий главы государства и правительства;

глава государства избирается населением либо коллегией выборщиков и несет ответственность непосредственно перед своими избирателями, а не перед парламентом;

правительство формируется президентом;

правительство не несет ответственности перед парламентом, а только перед президентом;

парламент избирается населением и обладает достаточной политической самостоятельностью, отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы «сдержек и противовесов»;

президент обладает правом законодательной инициативы, а также правом отлагательного вето в отношении законов, принятых парламентом;

Однако наиболее важные вопросы политической жизни страны решаются совместно президентом и парламентом, например объявление войны, объявление мира и т.д.

Таким образом, в первой главе мы разобрали особенности каждой из разновидности формы правления, определив характерные eё черты и дав им конкретное определение.

2 СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО


Социалистическое государство – новый тип государства, возникший в результате социалистической революции, провозглашающий диктатуру пролетариата - сосредоточение всей власти в руках трудящихся.

Согласно марксистским учениям, социалистическое государство должно создать новую систему экономических отношений, базирующихся на общественной собственности орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. Такое государство выражает интересы трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества, социальное равенство и независимость от каких-либо форм принуждения.

Основные положения социалистического государства, закрепленные в трудах основоположников научного коммунизма К. Маркса и Ф.Энгельса и развитые в произведениях В.И.Ленина, следующие:

Социалистическое государство возникает путем совершения социалистической революции, акта, насильственного овладения власти, цели, формы осуществления, основные направления и методы которого четко прописаны в работах классиков марксизма-ленинизма.

«Социалистическая революция – насильственное свержение диктатуры буржуазии и установление диктатуры пролетариата с целью уничтожения капиталистического способа производства (а значит и частной собственности) и организации нового, социалистического способа производства»15. Так, основной идеей революции является идея «революционной диктатуры пролетариата, которая красной нитью проходит через все учение марксизма о государстве и праве»16. Маркс утверждал, что покуда существуют другие классы, в особенности класс капиталистический, и пролетариат с ним борется, то он обязан применять меры насилия.

Обоснованием необходимости социалистической революции считается время, когда «постоянно развивающиеся производительные силы приходят в противоречие, в конфликт с устаревшей системой производственных отношений. После социальной революции происходит переворот во всей громадной надстройке»17.

Социалистическая революция, по мнению марксистов и ленинистов, могла осуществляться как в мирной, так и в немирной форме. «Насилие может быть грубым, непосредственным, физическим: порабощение, грабежи, внесудебные расправы и т.п. Но может выражаться и в менее острых (нередко официально санкционируемых) формах: ограничение свободы, ущемление в правах, экономический и идеологический прессинг, другие виды дискриминации. Эти формы не менее действенны, чем прямой произвол»18

«Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства, согласно марксистской доктрине, является слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата»19, так как приход власти нового класса посредством революции, должен «разбить» старую государственную машину и командовать только при помощи новой.

Сущность социалистического государства – диктатура пролетариата, власть принадлежит трудящимся классам во главе с рабочим классом. Это значит, что только определенный класс может руководить всей массой трудящихся и капиталом. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали государство диктатуры пролетариата в качестве главного орудия социального переустройства буржуазного общества.

«Диктатура пролетариата – новый тип государства, создающий предпосылки для перехода от социализма к коммунизму и отмиранию государства и классов вообще»20

В своем становлении и развитии государство проходит несколько этапов или ступеней эволюционного развития:

этап существования государства диктатуры пролетариата и одновременно с этим этап перехода от капитализма к социализму. Особенностью этого периода является то, что «государство должно быть орудием диктатуры пролетариата, его социальной власти и решать задачи, обуславливаемые продолжающейся классовой борьбой, сопротивлением свергнутых классов, искоренением частной собственности, соревновательством социалистического общества»21, то есть это этап революционного перехода от капитализма к коммунизма;

этап функционирования собственно социалистического государства и права, который так же отражал особенности этапа развития собственно социалистического общества, его первую (низшую) фазу. К этому времени средства производства уже вышли из частной собственности и принадлежат всему обществу, больше нет эксплуататорских классов, поэтому общество больше не нуждается в насильственных методах подавления одного класса другим. Установление социализма было законодательно закреплено в Конституции СССР 1936 года;

этап развития общенародного государства, соотносившийся с этапом существования и функционирования развитого социалистического общества, высшей его фазы. Советское государство провозглашалось общенародным, выражавшим интересы не только рабочих, крестьян, но и трудящихся всех наций и народностей страны. Однако, по мнению М.Энгельса, этот этап содержит предвидение полного отмирания государства, потерю его политического смысла.

5) Государство и право находятся в неразрывной связи друг с другом, так как согласно марксистской концепции сущность права заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса, а значит, может проводить, трансформировать эти интересы в государственную волю, проводя их в жизнь.

Государство, как и право, носит классовый характер. Так, государство интерпретировалось основоположниками марксизма как машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы поддерживать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы.

Однако как государство, так и право не являются вечными и неизменными явлениями. Так, по мнению марксистов, государство появляется только на определенной ступени развития общества, опять исчезает, как только общество достигнет до сих пор еще не достигнутой ступени. Поэтому само социалистическое государство задумывалось как «полугосударство», имеющего временный характер, поскольку служит переходным этапом от буржуазного государства к бесклассовому коммунистическому обществу. Так, «социалистическое государство по мере развития производительных сил, формирования «нового человека» и уничтожения классовых различий отмирает»22.

3 ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВО


«Формой правления социалистического государства, согласно марксистскому воззрению, является республика»23. Но, для социалистического государства приемлемой республикой является лишь та, которая служит интересам трудящихся масс и которая, следовательно, наполняется социалистичким содержанием.


3.1 СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА


«Социалистическая республика – особая форма государственного правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и, по утверждению основоположников марксизма-ленинизма, должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся во главе с рабочим классом и его партией»24

Особенности социалистической республики:

ведущая роль в государстве принадлежит представительным органам, составляющим основу аппарата государственной власти;

политическое, хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью сочетается в едином государственном механизме, с целью обеспечения суверенного распоряжения государственной властью обобществленными средствами производства, регулирования и контролирования материальных и духовных благ;

высшие и местные органы определяются в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма;

законодательная и исполнительная власть соединяются в лице работающих представительных учреждений;

подотчетность и подконтрольность исполнительно-распорядительных органов органам законодательной власти;

создание необходимых условий и предпосылок для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни.

Различаются три разновидности социалистической формы государственного правления:

Парижская коммуна;

Советская республика;

Народно-демократическая (народная) республика.


3.1.1 ПАРИЖСКАЯ КОММУНА

«Парижская коммуна – это первая конкретно-историческая форма государства диктатуры пролетариата»25

«Впервые социалистическая республика как форма государства возникла в 1871 году в Париже и просуществовала всего 72 дня»26, однако, столь кратковременный исторический опыт Парижской коммуны не помешал ей стать прообразом будущих пролетарских государств.

Захват власти произошел способом насильственного захвата власти -революции 18 марта 1871 года, в результате которого ЦК Национальной гвардии провозгласил себя временным правительством до избрания Парижского коммунального совета, состоявшейся 28 марта. В декларации «К французскому народу» говорилось об основных целях Коммуны: уничтожение милитаризма, эксплуатации, различных привилегий, так же выражались идеи патриотизма и интернационализма, о необходимости создании истинного союза наций.

По мнения сторонников марксизма, её признание как существенно новой формы государственного правления, было обусловлено её организацией: единая, централизованная власть, способствующая осуществлению политических и экономических задач диктатуры пролетариата.

Парижская коммуна реализовала принцип всеобщего и равного избирательного права. Она представляла собой орган власти рабочих, служащих, мелкой буржуазии, который избирался путем всеобщих выборов в округах Парижа. Устранялись всякие привилегии депутатов, вводилось право их отзыва, обязанность отчитываться перед избирателями, реально была осуществлена выборность и сменяемость должностных лиц, также ликвидировались высокие оклады чиновникам и устанавливались им ставки, не превышающие зарплату квалифицированного рабочего. Таким образом, Парижская коммуна явно показывала, что управлять государство могут не только профессиональные чиновники.

«Парижская Коммуна сломала старую буржуазную государственную машину и создала государство нового типа, основанное на принципах пролетарской демократии»27. Вместо профессиональной, постоянной армии и полиции была создана национальная гвардия из граждан, способных носить оружие. Национальная гвардия была и интернациальна: здесь, наряду с французами, находились поляки, венгры, болгары, итальянцы. Был образован новый суд, в котором судьи являлись ответственными перед коммуной и были сменяемы. Провозглашалось отделение церкви от государства, церковные имущества объявлялись народной собственностью, народное образование – светское. Высшим органом власти являлся Совет коммуны. Он распадался на десять комиссий (исполнительную, военную, юстиции и другие), через которые Коммуна осуществляла высшие законодательные, исполнительные и судебные функции. Административным руководством в округах занимались уполномоченные коммуной депутаты.

Структура государственной власти, созданная при Коммуне, полностью отвергала буржуазный парламентизм и связанную с ним теорию разделения властей. Таким образом, по-мнению К. Маркса, Парижская коммуна превратилась в корпорацию, одновременно исполняющую законодательную и исполнительную функцию, создающую и исполняющую законы.

При достаточно хорошей организации государственной власти,28 мая 1871 года Парижская коммуна все-таки потерпела поражение. История находит этому объяснение в пренебрежении военными действиями. Более организованная и численно превосходящая, больше чем в два раза, армия версальцев, под руководством Тьера, воспользовавшись нерешительностью армии коммунаров, отсутствием общего руководства и, отчасти, её интернациональностью, одержала победу в майской контрреволюции.

На поражении коммуны сказалось и недостаточная зрелость, и организованность пролетариата, отрицательное влияние мелкобуржуазных идеологических течений, отсутствие единой руководящей силы - революционной марксистской партии.

Однако, несмотря на все ошибки и на довольно короткий срок ее существования, Парижская коммуна является величайшим достижением пролетарского революционного движения XIX века. Так, основатели марксизма высоко ценили заслуги Парижской коммуны, отмечая в её действиях образец создания государства нового типа – государства пролетарской диктатуры. Главное – Коммуна показала реальность осуществления социалистической революции, и дала надежду на её возможную победу. Она показала необходимость вооруженной защиты завоеваний революции, наступательной тактики в революционной войне, решительности в борьбе с врагами революции.


3.1.2 РЕСПУБЛИКА СОВЕТОВ

«Республика Советов – разновидность социалистической формы государственного правления, возникшая в новых исторических условиях в России»28

Так, «развивая идеи о республиканской форме правления социалистического государства применительно к России, В.И.Ленин признавал в качестве таковой лишь Советы»29: Советы рабочих, батрацких и крестьянских депутатов, Советы народных депутатов и депутатов трудящихся по всей стране.

Республика Советов представляет из себя однотипную с Парижской коммуной однотипную форму организации государственной власти:

Слом старого буржуазного государственного аппарата и образование таких органов власти, которые бы обеспечивали защиту завоеваний революции вооруженной силой рабочих и крестьян.

«В Советском Социалистическом государстве народу принадлежит не только политическая власть, но и право собственности на орудия и средства производства»30

Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством, превращение Советов в политическую основу государственного строя, совмещение в них функций законодательного и исполнительного органа. Советы формировались по принципу открытого классового представительства и стали органом изоляции буржуазии. Они наиболее полно выражали народовластие во всех сферах жизни общества, являлись политической основой нового государства – главного орудия социалистического строительства.

Вводился принцип подконтрольности и подотчетности исполнительно-распорядительных органов Советам.

Для Республики Советов было характерно выборность органов государственной власти, обязательность решений вышестоящих органов государственной власти для нижестоящих.

Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни страны принадлежит партии рабочего класса, которая определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства.

«Республика Советов по сравнению с буржуазным парламентаризмом, отмечал Ленин, представляет собой такой шаг вперед, который имеет всемирно-историческое значение. С учетом особенностей республики Советов Ленин говорит о ней как о всемирной форме государственного правления»31


3.1.3 НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ (НАРОДНАЯ) РЕСПУБЛИКА

Народно-демократическая (народная) республика – форма государственного правления, возникшая после второй мировой войны и повторяющая в своей основе структуру и характер советской формы правления.

Основные признаки народно-демократической республики:

Политическую основу республики составляли народные органы власти:

Народные собрания, Народные советы (местные органы государственной власти, наделенные достаточно широкими полномочиями и подотчетные населению) и Национальные комитеты;

Все нити государственной и общественной жизни находятся в руках партократии;

Высшие органы власти являются носителями суверенитета, полновластия трудящихся масс. Они осуществляют верховное руководство страной и народный контроль над деятельностью государственного аппарата власти;

Местные органы власти носят представительный демократический характер.

«Народно демократическая республика – государство подлинной демократии, государство социалистического типа, возникшее в результате победы СССР над гитлеровской Германией и империалистической Японией и революционной борьбы народов этих стран против буржуазии и помещиков»32

Примером народно-демократической республики могут выступать Албания, Болгария, Венгрия, Чехословакия, Румыния, Китай, Корея, Монголия, Вьетнам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Я считаю, в ходе данной работы были выполнены поставленные в введении задачи по определению своеобразия формы правления государств социалистического устройства.

Таким образом, посредством анализа подробной характеристики всех трех видов социалистической формы государственного правления, мы можем вывести общие и присущие только им особенности:

Советская и народно-демократическая формы правления полностью отрицали прогрессивные стороны парламентаризма и принцип разделения властей;

Соотношение классовых сил, борьба классов внутри государства;

Отсутствие эксплуататоров и эксплуатируемых слове населения;

Формирование государственного правления, на примере государств социалистического устройства, сопровождалось сломом бывшей государственности и установлением «диктатуры пролетариата», которая затем превращалась в безраздельное господство партократии;

Формой политической организации общества признавались Советы, народные (национальные) собрания, сосредоточившие в своих руках и законодательную власть, и контроль за исполнением законов, управлением государством

Признается выборность органов государственной власти, подконтрольность исполнительных органов советам, обязательность решений вышестоящих органов государственной власти для нижестоящих;

Установление доминирующей роли политической партии (коммунистической, рабочей) в деятельности государственного механизма.

ЛИТЕРАТУРА


История политических и правовых учений / под общ. ред. Э. Лейста – М.: Зерцало, 2004. – 565 с.

Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004. – 640 с.

Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1999. –776 с.

Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб. пособ. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2004. – 367 с.

История политических и правовых учений: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянцаа. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – 944 с.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Омега – Л, 2006. – 382 с.

Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – 410 с.

Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для вузов. - 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 с.

Энциклопедический словарь / под ред. Б.А. Введенский. – В 3 т. Т. 2. – М.: БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, 1955.

Мухаев Р.Т.История политических и правовых учений: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 591 с.

Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. - Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. — 345 с.

Бошно С.В. Теория государства и права. - М.: Эксмо, 2007. — 400 с.


1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Омега – Л, 2006. – С. 114.

2 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Омега – Л, 2006. – С. 100.

3 Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для вузов. - 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – С. 51.

4 Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – С. 97.

5 Марченко М.Н.Теория государства и права: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Проспект, 2004.- С. 305.

6 Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб. пособ. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2004. – С. 76.

7 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Омега – Л, 2006. – С. 105.

8 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Омега – Л, 2006. – С. 106.

9 Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1999. – С. 80.

10 Марченко М.Н.Теория государства и права: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Проспект, 2004.- С. 302.

11 Там же, С.304.

12 Марченко М.Н.Теория государства и права: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Проспект, 2004.- С. 306.

13 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Омега – Л, 2006. – С. 110

14 Мелехин А.В. Теория государства и права: учеб. пособ. – М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2004. – С. 81.

15 Энциклопедический словарь / под ред. Б.А. Введенский. – В 3 т. Т. 3. – М.: БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, 1955. – С. 270.

16 История политических и правовых учений: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянцаа. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 697.

17 История политических и правовых учений / под общ. ред. Э. Лейста – М.: Зерцало, 2004. - С.326.

18 История политических и правовых учений: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянцаа. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 697.

19 Марченко М.Н.Теория государства и права: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004. – С.183.

20 Мухаев Р.Т.История политических и правовых учений: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С. 394.

21 История политических и правовых учений: учебник для вузов / под общ. ред. В.С. Нерсесянца. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004. – С. 700.

22 Мухаев Р.Т.История политических и правовых учений: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С. 397.

23 Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004. – С. 185.

24 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Омега – Л, 2006. – С. 113

25 Мухаев Р.Т.История политических и правовых учений: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С. 399.

26 Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И.Матузова и А.В.Малько. – М.: Юристъ, 1999. – С. 84.

27 Энциклопедический словарь / под ред. Б.А. Введенский. – В 3 т. Т. 2. – М.: БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, 1955. – С. 606.

28 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Омега – Л, 2006. – С. 115.

29 Марченко М.Н.Теория государства и права: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004. – С.183.

30 Энциклопедический словарь / под ред. Б.А. Введенский. – В 3 т. Т. 3. – М.: БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, 1955. – С. 248.

31 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М.: Омега – Л, 2006. – С. 115.

32 Энциклопедический словарь / под ред. Б.А. Введенский. – В 3 т. Т. 2. – М.: БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, 1955. – С. 464.