Реформы Столыпина

называемому виттевскому избирательному закону 11 декабря
1905 года определившему их главную - "крестьянскую" суть.
Уже на петергофских совещаниях в июле 1905 года под предсе-
дательством царя, подготовивших так называемую булыгинскую /за-
коносовещательную/ Думу, пред правящими кругами встал вопрос, на
кого опираться в ней. От решения этого вопроса зависел характер
будущего избирательного закона.
Был не прямой, а косвенный плебисцит - крестьянство должно
было продемонстрировать свою старую феодальную преданность мо-
нарху новым, буржуазным, конституционным способом. И вот здесь
произошел первый серьезный прокол в испытанном лозунге "царь и
народ". Вчера еще темный патриархальный мужик избрал думу без
единого правого. Самыми правыми оказались октябристы, которых
оказалось всего 13 человек; примерно 60 депутатов принадлежали к
фракциям "прогрессивного" типа, занимавшими позицию между октяб-
ристами и кадетами; последние получили треть всех мандатов -
161; фракция трудовиков насчитывала 107 человек /потом она
уменьшилась до 97/; беспартийных было чуть больше 100.
Иначе говоря, Дума оказалась наполовину левой, а ее центром
стали кадеты с программой принудительного отчуждения земель -
аграрного курса, отвергнутого царем. Это было первое противоре-
чие. Второе оказалось еще более серьезным: трудовики, крестьяне
в свою очередь отвергли кадетский законопроект и выдвинули свой
собственный /проект 104-х/, содержание которого сводилось к кон-

 9-----------------
 5* 0  1Витте С.Ю.  2Воспоминания 1  0Москва 1980 год

- 7 -

фискации помещечьих земель и национализации вообще всей земли.
Именно в этой ситуации на политическую сцену вышел П.А.Столыпин,
который был назначен министром внутренних дел /26 апреля 1906
года/. Не случайно накануне открытия I Думы назначается новый
министр внутренних дел: старые методы руководства себя полностью
исчерпали, нужен был человек, способный на радикальные изменения
в стране. Таким человеком и оказался П.А.Столыпин. I дума была
открыта царем, обратившимся к ней с речью в Таврическом дворце,
на другой день - 27 апреля. Нет сомнения, что Столыпин получил
свой пост именно под Думу в том смысле, что ему было доверено
проложить новый политический курс в новых, совершенно не привыч-
ных для царизма политических условиях - обеспечить сожительство
ничем не стесненного самодержавия с "народным представительст-
вом". То что Столыпин начал свой "конституционный" путь преобра-
зований в ранге не главы правительства, а всего лишь министра
внутренних дел, никого не обманывало. Во-первых, министерство,
которое он возглавлял, было ключевым, ибо именно оно определяло
в первую очередь внутреннюю политику правительства; этот самый
пост остался за ним и тогда, когда он сменил И.Л.Горемыкина на
посту председателя совета министров, а это произошло уже через
72 дня. И здесь судьбы I Думы и Столыпина оказались взаимосвя-
заны. Ее роспуск и его назначение на пост премьера произошли
день в день - 8 июля 1906 года.
Дума оказалась в центре главных забот Столыпина. Сложившаяся
ситуация была достаточно сложной: с одной стороны, стало очевид-
ным, что правительству и помещикам в ней не ужиться, так как аг-
рарная программа трудовиков ставила под вопрос само существова-
ние режима; с другой стороны, разгон Думы в условиях спада рево-
люционной деятельности мог привести к непредсказуемым последс-
твиям. Между тем судьба Думы была уже фактически решена. Имелся
уже Указ о роспуске, Столыпин по телефону известил председателя
Думы, кадета С.А.Муромцева о своем намерении выступить в Думе 9
июля, а через 7 дней Таврический дворец уже был оцеплен войска-
ми. Именно с этого момента начинается стремительный взлет Столы-
пина к вершинам власти. Особенно резко подскочил его рейтинг
после покушения, совершенного эсерами-максималистами 12 августа
1906 года на даче на Александровском острове, где он жил вместе
с семьей, были тяжело ранены во время покушения его четырнадца-

- 8 -

тилетняя дочь и трехлетний сын.
Реальным результатом этого жестокого и бессмысленного акта
явилась быстрая и еще более жестокая ответная реакция власти.
II Дума была избрана Столыпиным в качестве испытательного
полигона для будущего курса. Хотя после долгих колебаний и борь-
бы в верхних эшелонах власти II Думу решили созвать по старому
избирательному закону, уже с первых дней ее существования для
всех стало ясно, что она обречена, и самый ход избирательной
кампании показал, что цезаризм в форме заигрывания с крестьянами
отброшен.
II Дума начала свою работу 20 февраля 1907 года и уже 6 мар-
та Столыпин выступил перед ней с правительственной программой
реформ. Список открывал знаменитый указ от 9 ноября и за ним
следовали другие аграрные мероприятия.
Хитрость и политическая ловкость П.А.Столыпина проявились
уже в том, что главный в своей политической карьере экономичес-
кий шаг, основную реформу России - новый аграрный закон со
скромным названием "О дополнении некоторых постановлений дейс-
твующего закона, касающихся крестьянского землевладения и земле-
пользования" он предложил в междумский период - 9 ноября: I Дума
уже разогнана, а вторая еще не созвана. К этому закону успели
хотя бы привыкнуть до созыва II Думы. Вынесение этого указа пе-
ред Думой могло вызвать непредсказуемую реакцию со стороны
крестьянских депутатов.
Суть указа от 9 ноября сводилась, в принципе к ликвидации
крестьянской общины. Столыпин разрешал всем желающим крестьянам
со своими наделами выделиться в отдельное хозяйство - "отруб",
т.е. самостоятельное хозяйство на территории общины или вообще
уйти на отдельные от общины земли - на хутора. И в первом, и во
втором случае земли выделялись в один участок.
Однако крестьяне получали не только разрешение на выход из
общины, но и поощрялись к этому. Указ разрешал домохозяевам,
имевшим земли больше норм душевого владения, взять из общины
земли больше, т.е. земли тех, кто умер /"мертвые души", которые
в манипуляциях живых впервые увидел и показал великий Гоголь/
после последнего передела земель /а они по закону должны были
проходить не реже 25 лет/. За каждым домохозяином, переходившим
от общинного владения землей к личному сохраняли все участки

- 9 -

земли, находившиеся в его пользовании как арендные, в случае от-
сутствия передела в последние 24 года. За 24 года получился
большой довесок земли богатым крестьянам, которые, как правило,
арендовали земли, /у бедняцкого хозяйства на аренду средств не
было/.
П.А.Столыпин реформировал крестьянское хозяйство, оставляя в
незыблемости помещичье землевладение. Поэтому остается согла-
ситься с ученым РАН Зыряновым, что по своему существу аграрная
реформа Столыпина сохраняла крупные помещичьи латифундии, возла-
гая на них главные надежды. Но дворянское землевладение в силу
целого ряда причин уходило в прошлое. Отсюда и половинчатость
реформы: защитить полностью дворянские интересы и создать новый
класс в деревне - кулаки. Это затрудняло и замедляло развитие
капитализма в деревне, хотя прогрессивный характер столыпинской
реформы очевиден.
Несколько последующих законопроектов касались свободы совес-
ти. Были, кроме того, обещаны законопроекты о неприкосновенности
личности и введении волостного земства, рабочим - профсоюзы и
государственное страхование, в стране в целом - реформа образо-
вания. Вторая часть программы была изложена в том же духе.
Столыпин твердо дал понять, что режим не намерен делиться