Педагогические основы планирования интенсивности и объема тренировочных нагрузок у юных многоборцев

техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки [15].

Учебно-тренировочный этап формируется на конкурсной основе из здоровых и практически здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку не менее 1 года и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.

Этап спортивного совершенствования формируется на конкурсной основе из здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку в учебно-тренировочных группах и выполнивших приемные нормативы по общефизической и специальной подготовке. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии выполнения учащимися контрольно-переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке;

Этап высшего спортивного мастерства формируется из здоровых учащихся, прошедших необходимую подготовку в группах спортивного совершенствования и выполнивших норматив кандидата в мастера спорта и мастера спорта.

В процессе многолетней тренировки чрезвычайно важна рациональная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок. Она строится на основе следующих методических положений:

– ориентация уровней нагрузок юных спортсменов на соответствующие показатели, достигнутые сильнейшими взрослыми спортсменами;

– увеличение темпов роста нагрузок от времени выбора спортивной специализации на последующих этапах подготовки;

– соответствие уровня тренировочных и соревновательных нагрузок возрастным особенностям и уровню физической подготовленности юных спортсменов;

– учет закономерностей развития и взаимосвязи различных систем организма спортсмена.

На этапе начальной подготовки основное внимание тренера должно быть направлено на создание у каждого спортсмена фундамента общей физической подготовки и на развитие физических качеств -быстроты, гибкости, ловкости, выносливости. Параллельно с этим проводится обучение основам техники видов легкой атлетики и игровых видов спорта.

Па этапах начальной спортивной специализации и углубленной подготовки в избранном виде спорта соотношение парциальных объемов тренировочной работы и акцент на преимущественное использование тех или иных нагрузок находятся в прямой зависимости от факторов, определяющих общую и специальную подготовленность юных спортсменов. Общая физическая подготовка на первых двух годах обучения в учебно-тренировочных группах занимает 60-80%> и направлена на развитие основных физических качеств и формирование разнообразных двигательных умений и навыков. В 3-й и 4-й годы обучения в учебно-тренировочных группах содержание ОФП в большей мере приближается по своему воздействию к избранному виду спорта И составляет 30-40%, в то же время происходит увеличение доли специальной физической подготовки до 40-60%), которая направлена на развитие специальных физических качеств и совершенствование спортивной техники видов легкой атлетики [29].

В группах спортивного совершенствования годичный цикл подготовки юных многоборцев состоит из двух полуциклов, каждый из Которых включает подготовительный и соревновательный периоды. Дня достижения наивысшей специальной работоспособности к основным соревнованиям года целесообразна периодизация годичного цикла тренировки.

Первый подготовительный период разбивается на 2 этапа - общеподготовительный (базовый) продолжительностью 6 недель и специально-подготовительный (4 недели). В первый соревновательный период (7 недель) юные многоборцы принимают участие в 4-6 соревнованиях (в т.ч. 1-2 многоборья).

Второй подготовительный период также делится на 2 этапа -общеподготовительный (6 недель) и специально-подготовительный (4 недели). Второй - более продолжительный соревновательный период (22 недели) следует разбить на 3 этапа: ранний соревновательный (9 недель), специализированной подготовки (4 недели), основной соревновательный (9 недель).

Для спортсменов, занимающихся на этапе высшего спортивного мастерства, такая периодизация годичного цикла носит несколько условный характер.

На этапе спортивного совершенствования происходит увеличение доли специальной физической подготовки. В первые два года обучения соотношение средств ОФП и СФП составляет 30% к 70%, в трети год - 20% к 80%. Специальная физическая подготовка направлена на совершенствование специальных физических качеств и спортивной техники.

Наряду с общей и специальной физической подготовкой учебный план для спортивных школ должен предусматривать и такие важные разделы, как теоретическая подготовка, контрольно-переводные испытания, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика, восстановительные мероприятия, медицинское обследование.

Примерный учебный план по разделам подготовки рассчитан на 52 недели, в котором предусмотрено 46 учебных недель и 6 недель -спортивно-оздоровительный лагерь.

Рациональная подготовка юных многоборцев строится с учетом следующих положений:

традиционной периодизации подготовки легкоатлетов;

определения тренировочных задач, исходя из преемственности в многолетнем плане и годичных циклах спортивной подготовки;

выбора основных средств и методов спортивной подготовки;

динамики роста физической подготовленности;

основных принципов распределения тренировочных нагрузок в годичном цикле.

ГЛАВА II. Взаимосвязь между отдельными параметрами тренировочных нагрузок в годичном цикле и спортивным результатом у юных многоборцев


2.1 Оптимизация тренировочных средств в годичном цикле у юных многоборцев


В установлении оптимального взаимодействия смежных по дням занятий можно исходить из их принципиальной последовательности в связи с преимущественной направленностью.

Изучение и совершенствование техники при малых и средних усилиях. Совершенствование техники при больших и максимальных усилиях. Воспитание быстроты в кратковременной работе. Воспитание быстроты в продолжительной работе. Воспитание силы при усилиях 60-80% от максимального уровня. Воспитание силы при усилиях 90-100% от максимального уровня. Воспитание силовой выносливости в работе малой и средней интенсивности. Воспитание силовой выносливости в работе большой и максимальной интенсивности. Воспитание выносливости в работе максимальной мощности и близкой к ней. Воспитание выносливости в работе большой мощности. Воспитание выносливости в работе умеренной мощности.

В ряде случаев для усиления эффекта обучения или воспитания двигательных качеств занятие с одной преимущественной направленностью может повторяться 2-3 дня подряд. Особенно в этом есть необходимость при овладении техникой и воспитании быстроты.

Для правильного сочетания работы и отдыха в тренировочном микроцикле чередуются предельные нагрузки в одних занятиях с работой, поддерживающей уровень тренированности - в других, и активном отдыхе - в третьих. Предельные нагрузки обычно включаются 1 -2 раза в неделю, нагрузка, поддерживающая тренированность -два раза, а для активного отдыха большей частью достаточно одного раза в неделю.

Подготовка юных многоборцев в группах начальной подготовки (1-2 го годов обучения)

На первом и втором году обучения в группах начальной подготовки основное внимание уделяется общей физической подготовке. Тренировка строится традиционно: разминка в виде медленного бега, гимнастических упражнений на растягивание мышечного аппарата, 3-5 ускорений (от 10 до 30 м). Около половины времени занятий отводится спортивным играм.

В процессе тренировок юные спортсмены должны начать знакомство с технической стороной видов легкой атлетики. В соревновательный период планируется участие в соревнованиях на дистанциях 30, 60,100 м, прыжков в длину и высоту. Определяются сроки сдачи контрольных и переводных нормативов по программе общей физической подготовки.

Следующим этапом в подготовке юных спортсменов является учебно-тренировочный этап, на котором определяется спортивная специализация

Годичный цикл подготовки юных многоборцев состоит из двух молуциклов, каждый из которых включает подготовительный и соревновательный периоды. Для достижения наивысшей специальной Работоспособности к основным соревнованиям года целесообразна следующая периодизация годичного цикла тренировки. Первый подготовительный период разбивается на 2 этапа - общеподготовительный (базовый) продолжительностью 6 недель и специально-подготовительный (4 недели). В первый соревновательный период (7 недель) юные спортсмены принимают участие в 4-6 соревнованиях.

Второй подготовительный период также делится на 2 этапа -общеподготовительный (6 недель) и специально-подготовительный (4 недели). Второй более продолжительный соревновательный период (22 недели) следует разбить на 3 этапа: ранний соревновательный (9 недель), специализированной подготовки (4 недели), основной соревновательный (9 недель).

Для юных многоборцев 1-2-го годов обучения в учебно-тренировочных группах такая периодизация годичного цикла носит несколько условный характер. Подготовительный период начинается с сентября в соответствии с началом учебного года в общеобразовательной школе, летний соревновательный период заканчивается в середине июля и затем - 6 недель оздоровительно-спортивный лагерь.

В первые 2 года обучения тренировочные нагрузки у девушек будут такими же, как и у юношей, в последующие годы - на 5-8% меньше

Контрольно-нормативные требования

Важным звеном управления подготовкой юных спортсменов является система педагогического контроля, благодаря которой можно оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса. С помощью педагогического контроля определяются сильные и слабые стороны в подготовке юных спортсменов. Он используется для оценки эффективности средств и методов тренировки в соответствии с установленными контрольными

нормативами для выявления динамики развития спортивной формы и прогнозирования спортивных достижений.

Один из главных вопросов в управлении тренировочным процессом -правильный выбор контрольных упражнений (тестов). Они наиболее полно характеризуют развитие основных физических качеств: все имеют высокую корреляцию со спортивным результатом в многоборье и соответствуют статистическим критериям надежности, объективности и информативности.

Контрольные нормативы в тестах, представленные в поурочных программах, рассчитаны от целевого результата в многоборье, а целевой результат найден по формуле расчета планируемых достижений.

Для установления должных норм на этапах подготовки был использован метод эталонного расчета, разработанный в отделе теории и методики детского и юношеского спорта ВНИИФК и основанный на определении планируемого спортивного результата и модельных характеристик, обеспечивающих его достижение.

В спортивной практике в рекомендациях специалистов прослеживается линия на сокращение обследований по сравнению с количеством этапов подготовки в сдвоенном годичном цикле. Такое положение вполне объяснимо, поскольку тренер не в состоянии 8-10 раз в течение года (а именно столько этапов выделяется в сдвоенном макроцикле) проводить всесторонние обследования. Важно выбрать переломные моменты и затем из года в год проводить испытания приблизительно в одно и то же время.

Этапный контроль позволяет объективно характеризовать состояние спортсмена только в том случае, если показатели в контрольных упражнениях соотносятся со спортивными результатами и являются действенными в управлении подготовкой спортивного резерва. Задача этапного контроля -выявление изменений в состоянии спортсмена на протяжении относительно длительного периода тренировки. Частота обследований может быть различной и зависит от особенностей построения годичного цикла тренировки и специфики избранного вида спорта.

Первый раз педагогический контроль по перечисленным тестам для получения исходной информации наиболее целесообразно проводить в начале подготовительного периода, когда спортсмен начинает приобретать устойчивое спортивное состояние.

Второе контрольное тестирование проходит в конце специально-подготовительного этапа. Цель его - проверка эффективности выполненных нагрузок в течение первого подготовительного периода.

Третье тестирование проводится в конце второго специально-подготовительного этапа - накануне первых весенних соревнований. Цель -проверка эффективности применяемых нагрузок в течение зимнего соревновательного периода.

После второго и третьего тестирования возможна определенная коррекция тренировочных нагрузок в зависимости от степени достижения того или иного контрольного норматива.

Задача последнего тестирования на этапе основных соревнований -достижение контрольных нормативов во всех тестовых упражнениях, что обеспечивает выполнение целевого спортивного результата в многоборье.

Контрольное тестирование должно проводиться в процессе тренировки на протяжении 1-2 недель за 1-1,5 недели до соревнований.

Программа учебно-тренировочной нагрузки многоборцев на начальном этапе обучения.


Таблица 3. Основные средства тренировки в многоборье

Область воздействия

Вид упражнения

ЧСС в конце

упражнения или

интенсивность

Время (1), мин.

Сократительный аппарат быстрых мышечных волокон.

1. Бег в холм 50-100м.

2. Бег 100-200м.

90% 90% 20-30 20-30
Сократительный аппарат рабочих мышц, митохондриальная система на мембране саркоплазматического ретикулума Прыжки на двух ногах до 10 отталкиваний. Прыжки с ноги на ногу до 10 отталкиваний. Спринт в гору 30-50 м. Спринт по песку 30-50 м. Спринт по дорожке 30-50м.

Макс.

Макс.

Макс. Макс. Макс.

30-40

30-40

. 30-40 30-40 30-40

Сократительный аппарат медленных мышечных волокон (упражнения без расслабления работающих мышц)

1. Приседания при изменении угла в коленном суставе 70-100°.

2. Вставание на носки с отягощением, равным собственному весу.

3. Подъем тела сгибанием ног в коленном суставе (ноги на скамейке высотой 50 см, руки на ногу)

До отказа До отказа До отказа

3

6-9 раз

18-27 раз

Митохондриальная система работающих мышц (МСРМ) промежуточные волокна (II А)

1. Бег в холм 300-1000м.

2. Бег по песку 300-1000м.

3. Бег с «тормозом» 300-1000м.

4. Бег кроссовый 500-1000м.

160-170 160-170 160-170

170-175

30-50

30-50

■ 30-50

30-50

МСРФ, медленные мышечные волокна с капиллярная система работающих мышц

1. Бег темповой 2-8 км.

2. Бег темповой 8-20 км.

3. Бег длительный 20-30 км.

160-170

150-160

150

50

50-90

90-160

Интегральная тренировка. Гликолиз, техническая МСРФ (II А)

Гликолиз, техническая МСРМ (II А)

Гликолиз, техническая МСРМ (II А)

МСРМ (II А)

МСРМ (II А)

Бег темповой 200-ЗООм. Бег темповой 200-ЗООм. Бег темповой 300-600м. Бег темповой 300-бООм. Бег темповой 600-800м. Бег темповой 800-1000м. Бег темповой 800-1200 м. Бег 1200-1500 м.

100%

90%

100%

90%

100%

90%

90%

90%

90 50-90

90 50-90

90 50-90 50-90 • 50-90


Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств у многоборцев

1 №

Средства Мето ды

Кол-во повтор.

Интенсивность (ЧСС) уд./мин.

Кол-во

занятий в

неделю

Время выполнения упраж. с

1 1

Бег 100-200м переменный 8-10 180-190 1

1 2.

Бег100-200м интервальный 8-10 180 1-2

I з.

Бег с «тормозом» переменный 6-8 160-180 1 15-17
| 4. Спринт в гору (2-5 ) переменный 10 160-170 1-2 7-9

1 5.

Спринт по песку переменный 10 160-170 1-2 6-7
1 6. Спринт по дорожке переменный 10 160-170 1-2 6-7

1 7-

Бег в холм (3-7 ) переменный 8-15 180 1-2 40-60

1 8

Прыжки с ноги на ногу переменный 6-8 160-180 1 20-25

1 9.

Многоскоки повторный 10-15 160-170 3-4 20-30
110 Приседания со штангой при изменении угла в коленных суставах 70-100° повторный 3 подхода до отказа 180 1

*-а*§1#.: ■

111 Вставание на носки с отягощением, равным собственному весу повторный

3-5

подхода до отказа

180 1
112 Из положения лежа на спине сед согнувшись руки вперед повторный

3-4

подхода до отказа

170-180 3-4 25
113 Метания набивного мяча переменный 3-5 подходов 180 3 30-60

1 14

Толкание ядра повторный 12-15 подходов 160 3 60 мин

1 15

Прыжки с шестом повторный 15 подходов 170-180 2 60 мин
116 Прыжки в высоту повторный 15 подходов 150-160 2 45 мин
117 Метание диска и копья повторный 15+15 150-160 4 60 мин
118 Прыжки в длину повторный 20 150-180 2 60 мин
119 Бег с барьерами повторный 8 + 10 180-190 2 45 мин

Ниже представлены примерные недельные циклы тренировки в подготовительном и предсоревновательном периодах по разработанной нами методике.

Примерный недельный цикл тренировки (подготовительный этап)

1-й день

1. Разминка: Медленный бег, общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие гибкости - 20 мин.

2. Бег с ускорение 3 х 40 м, бег через низкие барьеры 4x30 м.

3. Метание диска с места - 20 раз.

4. Толкание ядра - 20 раз.

5. Упражнения с отягощениями, полуприсед, рывки, выпрыгивания 30-40% макс.

2-й день

Разминка: Медленный бег, общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие гибкости - 20 мин.

Метание копья - 20-30 раз.

Бег с ускорением 8x100 м 80%.

Метание ядра - 50 раз.

3-й день

1. Разминка: Медленный бег, общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие гибкости - 20 мин.

2. Прыжки с шестом-20-30 раз.

3. Бег с ускорением 8х(2х60)м.

4. Толкание ядра 20-30 раз.

4-й день

Разминка: Медленный бег, общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие гибкости - 20 мин.

52

Бег с барьерами 4 х 1 -2-3-8 6.

Бег с ускорениями 8 х 150м. 60%

Упражнения на гибкость.

5-й день

Разминка: Медленный бег, общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие гибкости - 20 мин.

Прыжки с шестом 20-30 попыток.

Прыжки в высоту 10-15 попыток.

Метание ядра 10-15 попыток, лицом, спиной.

Упражнения на гибкость.

6-й день

Разминка: Медленный бег, общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие гибкости - 20 мин.

Многоскоки 1500, 1700 м.

Бег с ускорением 6 х 300 м. 90%.

Упражнения на гибкость.

7-й день

Разминка: Медленный бег, общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие гибкости - 20 мин.

Равномерный бег 45-50 мин. Пульс 150 ударов.

Примерный недельный цикл тренировки (предсоревновательный этап)

1-й день

1. Разминка: Медленный бег, общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие гибкости - 20 мин.

2. Бег с барьерами 6-8x86. 90%

3. Метание диска с поворота - 20 раз.

4. Толкание ядра - 20 раз.

5. Упражнения с отягощениями, полу присед, рывки, выпрыгивания 30-40% макс.

2-й день

1. Разминка: Медленный бег, общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие гибкости - 20 мин.

2. Метание копья с разбега - 20-30 раз. 100%

3. Бег с ускорением 8x100 м 100%).

4. Метание ядра 5 кг- 20 раз.

3-й день

1. Разминка: Медленный бег, общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие гибкости - 20 мин.

2. Прыжки с шестом - 20-30 раз.

3. Бег с ускорением 8x60м. 100%

4. Толкание ядра 20-30 раз.

4-й день

1. Разминка: Медленный бег, общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие гибкости - 20 мин.

2. Бег с барьерами 4x1-2-3-8 6. 100%

3. Бег с ускорениями 8 х 150м. 60%о

54

4. Упражнения на гибкость.

5-й день

1. Разминка: Медленный бег, общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие гибкости - 20 мин.

2. Прыжки с шестом 10 попыток. 100%

3. Прыжки в высоту 10 попыток. 100%

4. Метание ядра 10 попыток, лицом, спиной. •

5. Упражнения на гибкость.

6-й день

Разминка: Медленный бег, общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие гибкости - 20 мин.

Многоскоки 800м.

Бег с ускорением 2 х 300 м. 100%.

Упражнения на гибкость. , ...

7-й день

1. Разминка: Медленный бег, общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие гибкости - 20 мин.

2. Темповой бег 20-25 мин. Пульс 180 ударов.


2.2 Влияние оптимального сочетания объема и интенсивности тренировочных нагрузок у юных многоборцев на спортивный результат


Открытое педагогическое наблюдение проводилось на практических занятиях по легкой атлетике в СДЮШОР № 2 г. Тирасполя с юношами 13-14 лет в группах УТ-НП. Проведенное педагогическое наблюдения и полученные данные позволили не только скорректировать саму методику проведения занятий, но и уточнить и дополнить содержание и структуру отдельных моментов наших разработок, направленных на оптимизацию тренировочных нагрузок в различные периоды подготовки.

Для определения уровня подготовленности спортсменов в экспериментальной и контрольной группах, динамики совершенствования техники под влиянием различных тренировочных программ, применялись контрольные упражнения, используемые в практике спортивной тренировки и соответствующие требованиям спортивной метрологии.

Контрольные испытания помогают:

- выявить уровень развития отдельных двигательных качеств;

- оценить степень технической и тактической подготовленности;

- сравнить подготовленность как отдельных занимающихся, так и целых групп;

- вести объективный контроль над тренировками;

- выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятия.

Контрольные испытания проводятся с помощью контрольных тестов. Определенная система использования контрольных упражнений называется тестированием.

Известно, что те или иные явления могут считаться научными фактами только тогда, когда они способны неоднократно

воспроизводиться в экспериментальной обстановке. Педагогический эксперимент как раз и создает возможность для подобного воспроизведения изучаемых явлений. Возможность эта является следствием намеренной организации условий. Характерной чертой педагогического эксперимента как метода исследования является запланированное вмешательство человека в изучаемое явление.

Цель проведенного эксперимента заключалась в определении наиболее оптимального сочетания средств и методов, объема и интенсивности учебно-тренировочного процесса у юных многоборцев.

Педагогический эффект тренировочного процесса характеризуется двумя сторонами: качественной и количественной. Использование количественного анализа означает, что к оценки процесса необходимо подходить с позиции математических методов исследования.

Основным методом исследования был педагогический эксперимент. Он проводился в естественных условиях на базе СДЮШОР №2 в три этапа.

На протяжении этого времени участвовало 16 человек в возрасте 13-14 лет группы начальной подготовки.

Этапы проведения исследования:

1 этап (поисковый) - август 2005 г.

1. Анализ общей и специальной литературы, методики спортивной тренировки, биомеханики, биохимии, спортивной физиологии по теме исследования позволил определить и теоретически обосновать основные направления исследования:

- общие основы и специфика спортивной тренировки;

- типичная и специальная физическая подготовка многоборцев;

- развитие основных специальных физических качеств;

- содержание программного материала учебно-тренировочных занятий.

На данном этапе были проведены исследования по определению физической подготовленности многоборцев:

В ходе эксперимента были использованы следующие тесты определения уровня развития подготовленности многоборцев (Таблица 5):


Таблица 5.

Контрольные нормативы

Оценка подготовленности


удовлетворительно

хорошо

отлично

Бег 100 м. 11,9 11,5 11,3
Прыжок в длину с разбега (см). 6.20 6.30 6.60
Прыжок в высоту с разбега (см). 160 175 180
Толкание ядра (м). 10.50 11.30 12.50
Бег 110 м с/б (с). 17.3 17.0 16.5
Прыжок с шестом (м). 3.00 3.40 3.90 .
Метание копья (м). 38.50 43.0 47.0
Тройной прыжок с места (м). 8.10 8.50 8.70
Бросок ядра (4 кг), двумя руками через голову назад. 12.80 13.50 14.00

2 этап - заключается в снятии тестов скоростно-силовой подготовленности до начала эксперимента и в конце его. Проводились следующие тесты:

1. Прыжок в длину с места. Тест выполняется с приземлением в яму с песком по одному (по очереди), каждому дается 3 попытки, записывается лучший результат. Измерения проводятся в метрах при помощи измерительной рулетки (с точностью до 1 см).

2. 3-кратный прыжок с ноги на ногу с места. Организация и измерение производится также как и в первом тесте.

3. Бег на 20 м с ходу. Испытуемые по одному пробегают отрезок в 20 метров с предварительного разбега 20 - 25 ш. Измерение производится секундомером (с точностью до десятой секунды).

4. Выпрыгивание вверх по Абалакову. У испытуемого на поясе закрепляется измерительная лента («0» измерения находится на поясе), лента закрепляется штативом. Испытуемому предлагается максимально выпрыгнуть вверх при помощи взмаха рук. При выпрыгивании лента движется вверх за испытуемым и останавливается в определенном месте. Результат измеряется в см. (с точностью до 1см.).

Данные тесты, на основании изученных литературных источников являются наиболее информативными и характеризуют развитие скоростно-силовых способностей для многоборцев.

3 этап (апрель-май 2004 г) - систематизировались и обобщались экспериментальные данные в процессе теоретического анализа и математической обработки результатов исследования, что позволило сделать нам выводы об эффективном сочетание нагрузки в рамках одного или нескольких микроциклов на подготовительном этапе у юных многоборцев, о влиянии на развитие скоростно-силовых качеств, являющихся основополагающими в достижении максимального спортивного результата.

Результаты исследования и их обсуждение.

В таблице 6 приводятся сводные данные различных показателей контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента.

До начала эксперимента спортсмены в обеих группах показали одинаковый уровень развития скоростно-силовых качеств, что было подтверждено проведенными тестами.

Средние результаты в экспериментальной и контрольной группах соответственно составили:

1. Прыжок в длину с места 2.60 +_20 см. и 2.55 +_15 см.

2. Тройной прыжок с места 6.90 + 20 см. и 6.70 + 20 см.

3. Бег с ходу 20 м 2.9 ± 0,2 и 3,0 ± 0,2 с

4. Выпрыгивание вверх по Абалакову 33,4+1,8 и 32,8+2,0

В таблице 7 приводятся сводные данные изменения различных показателей контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента.


Таблица 6. Показатели статистической обработки результатов начальных испытаний

Контрольные испытания

Группа

Х±т Ро
Прыжок в длину с места (см) Э 257,7 ±1,9 1,5 >- 0,05 .

К

254,9 ± 1,5

3-кратный прыжок с места (см)

э

692,4 ± 2,3 0,8 > 0,05

к

689,8 + 2,1

Бег 20 м с ходу (с)

э

2,9 +0.9 0,6 >- 0,05

к

3,0 ±0.7

Выпрыгивание вверх по Абалакову

э

33,4 ±1,8 0,23 ^0,05

к

32,8 ±2,0


Таблица 7. Показатели статической обработки результатов конечных испытаний

Контрольные испытания

Группа

т0

Ро
Прыжок в длину с места (см) Э 284,6+2,4 3,1 < 0,01

К

275,4+1,8

3-кратный прыжок с места (см)

э

711,2+1,5 3,5 < 0,01

к

702,4+2,1

Бег 20 м с ходу (с)

э

2,8+0,2 0,13 ^0,05

к

2,9+0,5

Выпрыгивание вверх по Абалакову

э

39,4+1,6 2,1 ^0,05

к

37,8+1,4


Результаты контрольных испытаний, проведенных в конце эксперимента, в контрольной группе, показывают, что юноши добились более высоких показателей спортивной подготовленности, чем в начале эксперимента.

Однако в экспериментальной группе положительные сдвиги значительно выше.

Таким образом, апробированные нами средства и методы тренировки многоборцев, позволили не только улучшить показатели скоростно-силовых качеств, но и повысить результаты в многоборье.

Межгрупповые различия при начальных испытаниях были статистически не достоверны, что подтверждают такие показатели I -Стьюдента, граничная величина которого, в нашем случае, 2,05 и коэффициент корреляции, который признается статистически значимым с вероятностью ошибки -<0,05, если у>-г 05 и с вероятностью ошибки -< 0,01, если г>-г0, Поэтому группы можно считать однородными.

Статистическая обработка данных в конце эксперимента подтвердила достоверность межгрупповых различий по большинству показателей.

Таким образом, при комплексной оценке роста показателей результатов эксперимента была подтверждена выдвинутая рабочая гипотеза.

В общем прирост показателей в экспериментальной группе выше, чем в контрольной на 3 - 4%. Однако, необходимо иметь в виду, что эксперимент длился всего год. Анализ аналогичных, но только более длительных экспериментов показал, что наметившиеся тенденции роста показателей вышеперечисленных физических качеств, продолжают развиваться на протяжении всего времени тренировочного процесса. И уже после 2-4 лет разница в достигаемых результатах между опытной и контрольной группами существенно различается.

Выводы


В результате изучения и обобщения литературных источников, а также проведенного нами эксперимента можно сделать следующие выводы:

1. При планировании группового учебно-тренировочного занятия важно правильно распределить используемые средства и методы в форме тренировочного задания, рационально размещая и чередуя их, определив величину нагрузки и ее последовательность.

2. Упражнения, направленные на