Судебная система РФ
палат Конституционного Суда РФ;8) принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вносит в него изменения и дополнения;
9) устанавливает очередность рассмотрения собственных дел, а также распределяет дела между палатами;
10) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о досрочном освобождении от должности Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда РФ.
Остальные дела разрешаются в заседаниях палат Конституционного Суда РФ, в частности:
1) о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, Правительства РФ;
б) законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
2) споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
3) о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
4. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, СУДЬЯ-СЕКРЕТАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ
Председатель, заместитель, судья-секретарь Конституционного Суда РФ — выборные должности. Занять их могут лишь судьи Конституционного Суда РФ.
4.1. Полномочия Председателя Конституционного суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, судьи-секретаря Конституционного суда РФ
Председатель Конституционного Суда РФ:
1) вносит на обсуждение Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;
2) руководит подготовкой пленарных заседаний Суда, созывает их и председательствует на них;
3) участвует в заседании палаты как председательствующий или как член Суда;
4) представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, выступает с заявлениями от его имени;
5) представляет на утверждение Суда календарный план проведения пленарных заседаний и рабочих совещаний судей;
6) представляет на рассмотрение и утверждение Конституционного Суда проект сметы расходов на очередной финансовый год и отчет о ее исполнении;
7) принимает на работу и увольняет с нее сотрудников аппарата Суда; применяет к ним меры поощрения и меры дисциплинарного взыскания; организует работу по повышению их квалификации;
8) в конце года представляет на пленарном заседании доклад о деятельности Конституционного Суда РФ, а также регулярно информирует судей о своей деятельности;
9) представляет на утверждение Конституционного Суда РФ кандидатуры руководителей Секретариата, иных служб Конституционного Суда РФ, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ и штатное расписание аппарата;
10) издает приказы и распоряжения.
Кроме того, Председателю Конституционного Суда РФ предоставлены права:
11) с согласия Суда распорядиться о проверке лиц, желающих присутствовать на заседании, включая проверку документов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проносимых в зал вещей;
12) взаимодействовать с Правительством РФ, разрабатывающим проект федерального бюджета в части финансирования судов;
13) на предоставление государственной охраны;
14) реализовывать иные предусмотренные законом полномочия.
Заместитель Председателя Конституционного суда РФ:
1) когда наступает его очередность председательствовать на заседаниях палаты Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них;
2) участвует в заседании палаты как член суда;
3) участвует в пленарном заседании;
4) по уполномочию Председателя Конституционного Суда РФ осуществляет его функции;
5) выполняет обязанности, возложенные на него Конституционным Судом РФ;
6) временно исполняет обязанности Председателя Конституционного Суда РФ в его отсутствие.
Непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ осуществляет судья-секретарь Конституционного Суда РФ. Помимо данного вида деятельности он:
1) обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ;
2) доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Суд об их исполнении;
3) организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда РФ;
4) контролирует работу Секретариата по подготовке материалов: к заседаниям Конституционного Суда РФ по обращениям и запросам, к посланиям и выступлениям Конституционного Суда РФ с законодательной инициативой; связанных с исполнением решений Конституционного Суда РФ;
5) организует работу комиссии по присвоению классных чинов, определению стажа работы и выслуги лет сотрудников аппарата Конституционного Суда РФ;
6) визирует проекты приказов и распоряжений Председателя Конституционного Суда РФ, представления начальника Секретариата о приеме на работу и увольнении с работы его сотрудников;
7) временно исполняет обязанности Председателя Конституционного Суда РФ;
8) осуществляет другие полномочия.
5. AППAPAT КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ
Аппарат Конституционного Суда РФ состоит из: Секретариата; Управлений конституционных основ частного права, конституционных основ уголовной юстиции, конституционных основ федеративного устройства и управления территорий, конституционных основ административного права, международного права, хозяйственного и социально-бытового обслуживания, финансового; общего отдела, отдела конституционного права, прав человека и правоприменительной практики, отдела гражданского права, гражданского процесса и хозяйственного законодательства, отдела судебных заседаний, отдела трудового права и социального обеспечения, отдела экологического и земельного права, отдела административного права, отдела Федерации и ее составных частей, отдела правовой информации, информационно-аналитического отдела, отдела контроля и исполнения решений, канцелярии, пресс-службы, приемной, Научно-консультативного совета и иных подразделений.
Функции Секретариата Конституционного Суда РФ:
организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда РФ;
прием посетителей;
рассмотрение обращений в адрес Конституционного Суда РФ в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями;
содействие судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях;
изучение и обобщение деятельности государственных органов по реализации решений Конституционного Суда РФ. Иные подразделения аппарата осуществляют материально-техническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда РФ.
Численность, структура и штатное расписание аппарата в пределах своей сметы расходов Конституционный Суд РФ устанавливает сам.
6. КОНСТИТУЦИОННЫЙ (УСТАВНЫЙ) СУД СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Субъектом Российской Федерации может создаваться конституционный (уставный) суд для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов его государственной власти, местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для ее толкования.
Порядок конституционного (уставного) судопроизводства в субъекте Российской Федерации определяется его законом. На должность судьи этого суда назначаются постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Финансируется конституционный (уставный) суд за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Принятое в пределах полномочий конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации решение не может быть пересмотрено никаким иным судом.
Список литературы:
Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.,1997.
Алексеев С.С. Государство и право. Москва 1993 год.
Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. – М., 1999.
Баглай М., Габричидзе Б. Государственное право Российской Федерации. - М., 1996
Божьев В. Правоохранительные органы РФ. –М., 1996.
Ведерникова О.Н., Ершов В.В., Судебная система России, М., 1998;
Воронцов С.А. ''Правоохранительные органы РФ''.
Государственное управление: основы теории и организации, М.,2000.
Гуценко К., Ковалев К. Правоохранительные органы. – М., 1996.
Ковалев М.А. ''Правоохранительные органы РФ''.
КоваленкоА.И. Теория государства и права. Москва 1994 год.
Козлова Е., Кутафин О. Конституционное право России. - М., 1995.
Конституция Российской Федерации. 1997г.
Кудрявцев Ю.В. Конституционный Суд России: опыт, проблемы // Государство и право, 1995, № 1;
Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в РФ: проблемы деполитизации // Государство и право, 1996, № 1;
Окуньков Л. Комментарий к Конституции РФ. – М., 1997
Федеральный конституционный закон РФ ''О конституционном Суде РФ'' от 21 июля 1994 года (в редакции от 08.02.2001 № 1 ФКЗ);
Фойницкий И. Курс уголовного судопроизводства. – Спб., 1996.
Халитов В.Н. Власть. М.,1996.
Швецов В. Судоустройство и правоохранительные органы в РФ. –М., 1996.
71