Судебная система РФ

палат Конституцион­ного Суда РФ;

8) принимает Регламент Конституционного Суда РФ и вно­сит в него изменения и дополнения;

9) устанавливает очередность рассмотрения собственных дел, а также распределяет дела между палатами;

10) принимает решения о приостановлении или прекра­щении полномочий судьи Конституционного Суда РФ, а также о досрочном освобождении от должности Председате­ля, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конститу­ционного Суда РФ.

Остальные дела разрешаются в заседаниях палат Конститу­ционного Суда РФ, в частности:

1) о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ, Пра­вительства РФ;

б) законов и иных нормативных актов субъектов Россий­ской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к веде­нию органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Россий­ской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Рос­сийской Федерации и органами государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, договоров между органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Россий­ской Федерации;

2) споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Фе­дерации и органами государственной власти субъектов Россий­ской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) о конституционности закона, примененного или подле­жащего применению в конкретном деле.


4. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, СУДЬЯ-СЕКРЕТАРЬ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ


Председатель, заместитель, судья-секретарь Конституцион­ного Суда РФ — выборные должности. Занять их могут лишь судьи Конституционного Суда РФ.


4.1. Полномочия Председателя Конституционного суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, судьи-секретаря Конституционного суда РФ


Председатель Конституционного Суда РФ:

1) вносит на обсуждение Суда вопросы, подлежащие рас­смотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

2) руководит подготовкой пленарных заседаний Суда, созы­вает их и председательствует на них;

3) участвует в заседании палаты как председательствующий или как член Суда;

4) представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, выступает с заявлениями от его имени;

5) представляет на утверждение Суда календарный план проведения пленарных заседаний и рабочих совещаний судей;

6) представляет на рассмотрение и утверждение Конститу­ционного Суда проект сметы расходов на очередной финансо­вый год и отчет о ее исполнении;

7) принимает на работу и увольняет с нее сотрудников ап­парата Суда; применяет к ним меры поощрения и меры дисциплинарного взыскания; организует работу по повышению их квалификации;

8) в конце года представляет на пленарном заседании до­клад о деятельности Конституционного Суда РФ, а также регу­лярно информирует судей о своей деятельности;

9) представляет на утверждение Конституционного Суда РФ кандидатуры руководителей Секретариата, иных служб Кон­ституционного Суда РФ, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ и штатное расписание аппарата;

10) издает приказы и распоряжения.

Кроме того, Председателю Конституционного Суда РФ предоставлены права:

11) с согласия Суда распорядиться о проверке лиц, желаю­щих присутствовать на заседании, включая проверку докумен­тов, удостоверяющих личность, а также о досмотре проноси­мых в зал вещей;

12) взаимодействовать с Правительством РФ, разрабаты­вающим проект федерального бюджета в части финансирова­ния судов;

13) на предоставление государственной охраны;

14) реализовывать иные предусмотренные законом полно­мочия.

Заместитель Председателя Конституционного суда РФ:

1) когда наступает его очередность председательствовать на заседаниях палаты Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них;

2) участвует в заседании палаты как член суда;

3) участвует в пленарном заседании;

4) по уполномочию Председателя Конституционного Суда РФ осуществляет его функции;

5) выполняет обязанности, возложенные на него Конститу­ционным Судом РФ;

6) временно исполняет обязанности Председателя Консти­туционного Суда РФ в его отсутствие.

Непосредственное руководство работой аппарата Конститу­ционного Суда РФ осуществляет судья-секретарь Конституци­онного Суда РФ. Помимо данного вида деятельности он:

1) обеспечивает подготовку и проведение заседаний Кон­ституционного Суда РФ;

2) доводит до сведения соответствующих органов, органи­заций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Суд об их исполнении;

3) организует информационное обеспечение судей Консти­туционного Суда РФ;

4) контролирует работу Секретариата по подготовке мате­риалов: к заседаниям Конституционного Суда РФ по обраще­ниям и запросам, к посланиям и выступлениям Конституци­онного Суда РФ с законодательной инициативой; связанных с исполнением решений Конституционного Суда РФ;

5) организует работу комиссии по присвоению классных чинов, определению стажа работы и выслуги лет сотрудников аппарата Конституционного Суда РФ;

6) визирует проекты приказов и распоряжений Председате­ля Конституционного Суда РФ, представления начальника Секретариата о приеме на работу и увольнении с работы его сотрудников;

7) временно исполняет обязанности Председателя Консти­туционного Суда РФ;

8) осуществляет другие полномочия.


5. AППAPAT КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ


Аппарат Конституционного Суда РФ состоит из: Секрета­риата; Управлений конституционных основ частного права, конституционных основ уголовной юстиции, конституционных основ федеративного устройства и управления территорий, конституционных основ административного права, междуна­родного права, хозяйственного и социально-бытового обслужи­вания, финансового; общего отдела, отдела конституционного права, прав человека и правоприменительной практики, отдела гражданского права, гражданского процесса и хозяйственного законодательства, отдела судебных заседаний, отдела трудового права и социального обеспечения, отдела экологического и зе­мельного права, отдела административного права, отдела Феде­рации и ее составных частей, отдела правовой информации, информационно-аналитического отдела, отдела контроля и исполнения решений, канцелярии, пресс-службы, приемной, Научно-консультативного совета и иных подразделений.

Функции Секретариата Конституционного Суда РФ:

организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение Конституционного Суда РФ;

прием посетителей;

рассмотрение обращений в адрес Конституционного Суда РФ в предварительном порядке и в случаях, когда они не за­трагивают вопросов, требующих изучения судьями;

содействие судьям в подготовке дел и иных вопросов к рас­смотрению в заседаниях и на совещаниях;

изучение и обобщение деятельности государственных орга­нов по реализации решений Конституционного Суда РФ. Иные подразделения аппарата осуществляют материально-тех­ническое и социально-бытовое обеспечение Конституционного Суда РФ.

Численность, структура и штатное расписание аппарата в пределах своей сметы расходов Конституционный Суд РФ ус­танавливает сам.


6. КОНСТИТУЦИОННЫЙ (УСТАВНЫЙ) СУД СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Субъектом Российской Федерации может создаваться кон­ституционный (уставный) суд для рассмотрения вопросов со­ответствия законов субъекта Российской Федерации, норма­тивных правовых актов органов его государственной власти, местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Рос­сийской Федерации, а также для ее толкования.

Порядок конституционного (уставного) судопроизводства в субъекте Российской Федерации определяется его законом. На должность судьи этого суда назначаются постановлением зако­нодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Финансируется конституционный (уставный) суд за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Феде­рации.

Принятое в пределах полномочий конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации решение не может быть пересмотрено никаким иным судом.

Список литературы:


Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. М.,1997.

Алексеев С.С. Государство и право. Москва 1993 год.

Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. – М., 1999.

Баглай М., Габричидзе Б. Государственное право Российской Федерации. - М., 1996

Божьев В. Правоохранительные органы РФ. –М., 1996.

Ведерникова О.Н., Ершов В.В., Судебная система России, М., 1998;

Воронцов С.А. ''Правоохранительные органы РФ''.

Государственное управление: основы теории и организации, М.,2000.

Гуценко К., Ковалев К. Правоохранительные органы. – М., 1996.

Ковалев М.А. ''Правоохранительные органы РФ''.

КоваленкоА.И. Теория государства и права. Москва 1994 год.

Козлова Е., Кутафин О. Конституционное право России. - М., 1995.

Конституция Российской Федерации. 1997г.

Кудрявцев Ю.В. Конституционный Суд России: опыт, проблемы // Государство и право, 1995, № 1;

Овсепян Ж.И. Судебный конституционный контроль в РФ: проблемы деполитизации // Государство и право, 1996, № 1;

Окуньков Л. Комментарий к Конституции РФ. – М., 1997

Федеральный конституционный закон РФ ''О конституционном Суде РФ'' от 21 июля 1994 года (в редакции от 08.02.2001 № 1 ФКЗ);

Фойницкий И. Курс уголовного судопроизводства. – Спб., 1996.

Халитов В.Н. Власть. М.,1996.

Швецов В. Судоустройство и правоохранительные органы в РФ. –М., 1996.


71