Судебная система РФ

гражданские дела по вновь открывшимся обстоя­тельствам рассматривает судья единолично либо коллегия, со­стоящая из трех судей.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная кол­легия по уголовным делам утверждается президиумом суда из числа судей этого суда.

Судебной коллегии по уголовным делам подсудно рассмот­рение в первой инстанции дел:

перечисленных в ст. 36 УПК (от убийства при отягчающих обстоятельствах до нападения на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой (ст. 360 УК));

об общественно опасном деянии, совершенном невменяе­мым и подпадающем под признаки вышеуказанных преступ­лений;

содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает дела:

связанные с государственной тайной;

об оспаривании нормативных правовых актов органов госу­дарственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации;

о прекращении или приостановлении деятельности межре­гиональных и региональных общественных организаций;

об оспаривании решений и действий (бездействия) избира­тельной комиссии субъекта Российской Федерации, окружной избирательной комиссии по выборам в органы государствен­ной власти Российской Федерации и ее субъектов, соответ­ствующих комиссий референдума, должностных лиц этих ко­миссий (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избира­тельных комиссий);

некоторые иные, отнесенные к их подсудности дела.

В кассационном порядке обе судебные коллегии проверяют законность и обоснованность не вступивших в силу решений, приговоров и определений, принятых в первой инстанции районными (городскими) судами.

Помимо этого, судебная коллегия по гражданским делам пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам соб­ственные решения, вынесенные в первой инстанции, а также определения, которыми изменено решение суда первой ин­станции или постановлено новое решение, - в кассационной инстанции.

Судебная коллегия по уголовным делам, рассматривающая дело судом присяжных, разрешает также административные дела о неявке для исполнения обязанностей присяжного засе­дателя (ст. 165 КоАГГ).

Помимо осуществления правосудия судебные коллегии из­учают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.


3.4. Председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов. Органи­зация работы и аппарат указанных судов


Председатели рассматриваемых судов:

1) являются судьями и соответственно осуществляют про­цессуальные полномочия, установленные УПК и ГПК.

2) могут председательствовать в судебных заседаниях колле­гий;

3) приносят в пределах и порядке, установленных законом, протесты на судебные акты по уголовным и гражданским делам;

4) в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений и определений по уголов­ным и гражданским делам;

5) руководят организацией работы судебных коллегий, ап­парата суда;

6) созывают президиум суда и председательствуют на его заседаниях;

7) распределяют обязанности между своими заместителями;

8) принимают участие в согласовании с Генеральным ди­ректором Судебного департамента при Верховном Суде РФ назначения на должность и освобождения от должности на­чальника управления (отдела) Судебного департамента, пред­ложений о перераспределении образовавшихся в районном суде вакансий на должности судей;

9) готовят для начальника главного управления организаци­онно-правового обеспечения деятельности судов Судебного де­партамента при Верховном суде РФ представление о назначении на должность администратора возглавляемого им суда;

10) организуют работу по повышению квалификации чле­нов суда и работников аппарата суда;

11) организуют работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

12) вносят представления в государственные органы, обще­ственные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших пра­вонарушениям;

13) ведут личный прием и организуют работу суда по при­ему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

14) организуют работу канцелярии суда;

15) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Председатель Верховного Суда республики, кроме того, вносит в законодательный (представительный) орган респу­блики представления по вопросам, требующим толкования законов республики.

Назначаются на должность председатели верховных судов (судов) Президентом РФ по представлению Председателя Вер­ховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квали­фикационной коллегии судей Российской Федерации и согла­сованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Россий­ской Федерации.

Аппарат суда обеспечивает работу суда и подчиняется его председателю. Работники аппарата являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специ­альные звания.

Структура и штатная численность аппарата утверждаются Министром юстиции РФ по представлению председателя соот­ветствующего суда.


4. РАЙОННЫЙ СУД


4.1. Общая характеристика


Районные (городские) суды — это первое звено федераль­ных судов общей юрисдикции. Каждый из них является выше­стоящим судебным органом для мировых судей и осуществляет надзор за судебной деятельностью названных судов.

В районных (городских) судах нет президиума, судебных коллегий и Научно-консультативного совета. В их состав вхо­дят председатель суда, члены суда, народные заседатели и ап­парат суда. В составе крупного районного (городского) суда мо­гут быть должности заместителей председателя. Если суд состоит из одного судьи, то последний одновременно обладает и пол­номочиями председателя суда.

Председатель районного (городского) суда, его заместители и судьи этого суда назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основан­ному на заключении квалификационных коллегий судей и со­гласованному с законодательными (представительными) орга­нами государственной власти соответствующих субъектов Рос­сийской Федерации.

Народные заседатели отбираются на основе списка район­ного суда.

Районный (городской) суд может быть создан и упразднен только федеральным законом.

Районный (городской) суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В первой инстанции районный (городской) суд рассматри­вает все дела, неподсудные другим судам. В апелляционном по­рядке он проверяет законность и обоснованность приговоров, решений и постановлений мировых судей. В гражданском про­цессе по вновь открывшимся обстоятельствам им пересматри­ваются собственные решения, вынесенные в первой и апелля­ционной инстанциях (ст. 333 ГПК), а в уголовном судопроиз­водстве — приговоры (постановления) мировых судей.

Помимо разрешения уголовных и гражданских дел он рас­сматривает:

дела об административных правонарушениях; вопросы, связанные с исполнением приговора (к примеру, применение к лицу института условно-досрочного освобожде­ния от исполнения наказания);

вопросы о применении к лицу принудительных мер меди­цинского характера;

материалы, подтверждающие законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей, а также любого другого решения или действия органа дознания, следо­вателя, прокурора.

Районный (городской) суд изучает и обобщает судебную практику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.


4.2. Председатель районного (городского) суда. Организация работы в районном (городском) суде. Аппарат районного (городского) суда


Председатель районного (городского) суда:

1) председательствует в судебных заседаниях и соответ­ственно осуществляет процессуальные полномочия, устано­вленные УПК и ГПК;

2) назначает судей в качестве председательствующих в су­дебных заседаниях; распределяет другие обязанности между судьями;

3) организует работу с народными заседателями;

4) ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

5) руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;

6) вносит представления в государственные органы, обще­ственные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших их совершению;

7) руководит работой аппарата суда;

8) организует работу по повышению квалификации работ­ников суда, а также по повышению правовых знаний народных заседателей;

9) организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства;

10) систематически проверяет состояние делопроизводства в суде и своевременно принимает меры к исправлению вскрытых ошибок и недостатков;

11) организует работу канцелярии суда, а также выполнение канцелярией требований государственных стандартов на орга­низационно-распорядительную документацию;

12) организует хранение, отбор и сдачу в архив документов суда, ежегодный отбор и уничтожение дел и материалов, сроки хранения которых истекли;

13) разрешает выдачу или высылку по запросам компетент­ных органов судебных дел, материалов, документов;

14) внедряет в практику суда передовой опыт работы по де­лопроизводству, средства оргтехники, решает вопросы органи­зации рабочих мест;

15) разрешает снимать копии с документов, необходимых для вручения или высылки гражданам и должностным лицам;

16) устанавливает дни и часы, когда осуществляется прием граждан председателем суда, его заместителем, судьями, работ­никами канцелярии;

17) осуществляет контроль над обращением к исполнению приговоров, решений, определений, судебных приказов и по­становлений суда;

18) осуществляет иные полномочия.

Аппарат районного (городского) суда обеспечивает работу суда и подчиняется его председателю. Работники аппарата суда являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания.


5. МИРОВОЙ СУДЬЯ


Мировые судьи входят в единую судебную систему страны и являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Мировые судьи могут, как назначаться, так и избираться.

Назначаются (избираются) они законодательным (предста­вительным) органом государственной власти субъекта Россий­ской Федерации либо избираются населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом соответствующего субъекта. При этом у всех мировых судей одинаковые полномочия. Они рассматривают в первой инстан­ции отнесенные к их компетенции уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях.

Мировым судьям подсудны уголовные дела о преступлени­ях, за совершение которых может быть назначено наказание, не превышающее двух лет лишения свободы. Иначе говоря, мировой судья вправе рассматривать уголовные дела по сле­дующим составам преступлений:

1. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоро­вью в состоянии аффекта (ст. 113 УК).

2. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоро­вью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, со­вершившего преступление (ст. 114 УК).

3. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоро­вью по неосторожности (ст. 118 УК).

4. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здо­ровью (ст. 119 УК).

5. Заражение венерической болезнью (ст. 121 УК).

6. Заведомое поставление другого лица в опасность зараже­ния ВИЧ-инфекцией (ч. 1 ст. 122 УК).

7. Незаконное лишение человека свободы, не связанное с его похищением (ч. 1 ст. 127 УК).

8. Причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения (ч. 1 ст. 165 УК).

9. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значитель­ного ущерба (ч. 1 ст. 167 УК).

10. Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные по неосторожности (ст. 168 УК)

11. Хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопро­вождающееся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества (ч. 1 ст. 213 УК), и по некоторым другим составам.

В рамках гражданского процесса мировые судьи разрешают:

1) дела о выдаче судебного приказа;

2) дела о расторжении брака, если между супругами отсут­ствует спор о детях;

3) дела о разделе между супругами совместно нажитого иму­щества;

4) иные дела, возникающие из семейно-правовых отноше­ний, за исключением дел об оспаривании отцовства (материн­ства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

5) дела по имущественным спорам при цене иска, не пре­вышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, устано­вленных законом на момент подачи заявления;

6) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключе­нием дел о восстановлении на работе;

7) дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом.

Мировой судья рассматривает гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приня­тых им в первой инстанции и вступивших в силу.


6. ВОЕННЫЕ СУДЫ


6.1. Система военных судов. Порядок их формирования


Судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других вой­сках, воинских формированиях и федеральных органах испол­нительной власти, в которых федеральным законом предусмот­рена военная служба, осуществляют военные суды.

Военные суды относятся к третьему звену судебной си­стемы, хотя и сами подразделяются на три уровня, которые в совокупности и взаимосвязи образуют систему военных судов. Первый составляют гарнизонные военные суды. Ко второму относятся окружные (флотские) военные суды и к третьему - Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Гарнизонные военные суды действует на территории, где дис­лоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они обра­зуются в составе председателя, его заместителей и других судей.

Окружные (флотские) военные суды действуют на террито­рии одного или нескольких субъектов Российской Федерации, где дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Они состоят из председателя, его заместителей, а также других судей. Возможна должность первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум окружного (флотского) военного суда; могут быть образованы судебные коллегии и(или) судеб­ные составы.

Военная коллегия Верховного Суда РФ является частью Верховного Суда РФ со всеми вытекающими из этого обстоя­тельства последствиями, связанными с ее полномочиями и порядком назначения судей.

Количество военных судов и численность судей устанавли­ваются Верховным Судом РФ. Все военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Воору­женных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (территориальный принцип). Когда воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дисло­цируются за пределами Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это пред­усмотрено международным договором Российской Федерации.

Создаются и упраздняются военные суды федеральным за­коном. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.


6.2. Принципы организации и деятельности военных судов


На организацию и деятельность военных судов полностью распространимы все и каждый из принципов правосудия: осу­ществление правосудия только судом, назначаемость судей на должность, гласность, состязательность и равноправие сторон, презумпция невиновности, осуществление правосудия на нача­лах равенства всех перед законом и судом, обеспечение подсу­димому права на защиту, сочетание единоличного и коллеги­ального составов суда при рассмотрении судом гражданских и уголовных дел, независимость судей и подчинение их только закону, национальный язык судопроизводства и др.

Своеобразие компетенции военных судов отражается на реализации в их деятельности принципа национального языка судопроизводства. В военных судах как судопроизводство, так и делопроизводство ведутся на государственном языке Россий­ской Федерации — русском языке. Где бы ни располагался суд, какой бы национальности население ни проживало на данной территории, судопроизводство (делопроизводство) в военных судах не может вестись на каком-либо ином языке.


6.3. Общие и специальные задачи военных судов


Общими задачами военных судов при рассмотрении дел яв­ляются обеспечение и защита:

нарушенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняе­мых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

нарушенных и(или) оспариваемых прав и охраняемых зако­ном интересов местного самоуправления;

нарушенных и(или) оспариваемых прав и охраняемых зако­ном интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Феде­рации.

Специальные задачи военных судов закреплены в феде­ральном процессуальном законе. Согласно ст. 2 УПК, ст. 2 ГПК и ст. 1 КоАП военные суды, как и любые иные суды общей юрисдикции должны решать задачи:

а) быстрого и полного раскрытия преступлений;

б) изобличения виновных;

в) правильного применения закона;

г) правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских дел.


6.4. Компетенция военных судов


Как уже отмечалось, военные суды осуществляют правосу­дие в первой, кассационной инстанциях, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Им подсудны:

а) гражданские и административные дела о защите нару­шенных и(или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых за­коном интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений;

б) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняют­ся военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также уволенные с военной службы и прошедшие военные сборы, если преступления совершены ими в период прохожде­ния военной службы, военных сборов;

в) дела об административных правонарушениях, совершен­ных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы.

Помимо того, в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, военные суды рассматривают и разрешают жалобы на применение к ним органом предвари­тельного расследования или прокурором заключения под стра­жу, а равно на последующее продление сроков содержания под стражей, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения.

В соответствии со ст. 23, 25 Конституции РФ военные суды в пределах своих полномочий рассматривают дела и материа­лы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновен­ность жилища.

По общему правилу, когда военные суды дислоцируются за пределами Российской Федерации, им подсудны все граждан­ские, административные и уголовные дела, подлежащие рас­смотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.


6.5. Подсудность военных судов различных уровней


По первой инстанции гарнизонные военные суды рассмат­ривают все подсудные военным судам гражданские, админи­стративные и уголовные дела, не отнесенные Законом о военных судах к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военного суда.

Кроме того, гарнизонный военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении соб­ственных судебных актов, вступивших в силу. Исходя из поло­жений, содержащихся в гл. 2 Конституции РФ, он также при­нимает решения о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефон­ных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных со­общений, на неприкосновенность жилища.

В соответствии с требованиями ст. 46 Конституции РФ гар­низонный военный суд рассматривает жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения.

Окружным (флотским) военным судам, в свою очередь, подсудно рассмотрение в первой инстанции гражданских дел, связанных с государственной тайной, и уголовных дел о пре­ступлениях, влекущих наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смерт­ной казни.

В кассационном порядке они рассматривают дела по жало­бам и протестам на решения (приговоры, определения и по­становления) гарнизонных военных судов, не вступившие в законную силу. Помимо того, ими в порядке надзора разре­шаются дела по протестам на решения гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и поста­новления, принятые окружным (флотским) военным судом в кассационной инстанции. По вновь открывшимся обстоя­тельствам окружной (флотский) военный суд рассматривает дела в отношении собственных решений (приговоров, опреде­лений и постановлений), вступивших в силу.

Военная коллегия Верховного Суда РФ осуществляет пра­восудие по первой инстанции, в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.


6.6. Председатель военного суда


Полномочия председателя военного суда распространяются на организацию деятельности возглавляемого им учреждения и различаются в зависимости от того, о каком военном суде идет речь.

Так, председатель гарнизонного военного суда вправе:

1) участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;

2) представлять суд в государственных органах, обществен­ных объединениях и органах местного самоуправления;

3) осуществлять иные полномочия. На него возложен ряд обязанностей:

1) организовывать деятельность суда;

2) распределять обязанности между судьями;

3) контролировать работу администратора и аппарата суда, назначать на должность и освобождать от должности работни­ков аппарата суда, не состоящих на военной службе, утвер­ждать положение об аппарате суда;

Соответственно председателю окружного (флотского) воен­ного суда законом предоставлена возможность:

1) приносить протесты на решения, приговоры, определе­ния и постановления соответствующих гарнизонных и окруж­ных (флотских) военных судов, вступившие в силу;

2) участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;

3) решать вопросы о передаче дел из одной судебной колле­гии (судебного состава) в другую, а также о привлечении судей одной судебной коллегии (судебного состава) для рассмотрения дел в составе другой;

4) представлять суд в государственных органах, обществен­ных объединениях и органах местного самоуправления;

5) готовить представление о присвоении воинских званий (за исключением высших воинских званий) судьям военных судов;

6) осуществлять иные полномочия. На него возложены обязанности:

1) организовывать деятельность суда;

2) созывать заседания президиума суда и вносить на его рассмотрение вопросы, требующие решения, председательство­вать на заседаниях президиума;

3) распределять обязанности между своими заместителями;

4) контролировать работу администратора и аппарата суда, назначать на должность и освобождать от должности работни­ков аппарата суда, не состоящих на военной службе.

Аналогичны права и обязанности председателя Военной коллегии Верховного Суда РФ, который уполномочен на:

1) принесение протестов в Президиум Верховного Суда РФ на решения, приговоры, определения и постановления Воен­ной коллегии Верховного Суда РФ, вступившие в законную силу;

2) принесение протестов в Военную коллегию Верховного Суда РФ и президиумы окружных (флотских) военных судов на решения, приговоры, определения и постановления воен­ных судов, вступившие в законную силу;

3) участие в рассмотрении дел Военной коллегией Верхов­ного Суда РФ и председательствование в ее судебных заседа­ниях;

4) решение вопроса о передаче дела из одного судебного состава в другой;

5) осуществление иных полномочий.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ должен:

1) организовать деятельность Военной коллегии;

2) осуществлять контроль работы аппарата Военной колле­гии, являющегося структурным подразделением аппарата Вер­ховного Суда РФ, назначать на должность и освобождать от должности работников этого аппарата;

3) исполнять обязанности, возложенные на него Председа­телем Верховного Суда РФ.


6.7. Организационное обеспечение деятельности военных судов. Организация работы в военном суде


Организационное обеспечение деятельности военных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, аппаратом данных судов и администратором военного суда, а Военной коллегии Верховного Суда РФ -- аппаратом Верховного Суда РФ.

Финансируются Военная коллегия Верховного Суда РФ и военные суды за счет средств федерального бюджета соответ­ственно Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и Верховным Судом РФ.

Транспортом, средствами связи, вооружением, служебными помещениями военные суды обеспечивают соответствующие органы Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских форми­рований и органов. Они обслуживают и охраняют данные объек­ты (транспорт, помещения и т.п.), хранят архивы. Понесенные в связи с этим расходы оплачивают соответственно Судебный де­партамент при Верховном Суде РФ и Верховный Суд РФ.

Аппараты военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РФ помимо обеспечения правосудия обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику, систематизируют законодательство и выполняют другие функции суда.

Штатное расписание и структура аппарата военного суда, численность его работников определяются в пределах выде­ленных средств президиумом соответствующего суда (при его отсутствии — председателем). Штатное расписание и структура аппарата Военной коллегии Верховного Суда РФ определяются Председателем Верховного Суда РФ. Положение об аппарате Военной коллегии Верховного Суда РФ утверждается ее пред­седателем.

В каждом военном суде имеется администратор, который назначается на должность и освобождается от нее начальником подразделения Судебного департамента при Верховном Суде РФ, курирующего организационное обеспечение деятельности военных судов, по представлению председателя соответствую­щего военного суда. Руководит деятельностью администратора названное подразделение Судебного департамента. Контролем над его деятельностью занимается председатель соответствую­щего суда.

Администратор военного суда:

1) занимается организационным обеспечением деятель­ности суда;

2) взаимодействует с государственными органами, обще­ственными объединениями, органами местного самоуправле­ния по вопросам обеспечения деятельности суда;

3) принимает меры по обеспечению надлежащих матери­альных и бытовых условий судей военного суда и работников его аппарата, а также их медицинского обслуживания и сана­торно-курортного лечения;

4) обеспечивает судей и работников аппарата юридической литературой, пособиями и справочно-информационными ма­териалами;

5) осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности военного суда, организует ведение судебной ста­тистики, делопроизводства и работу архива;

6) организует охрану зданий, помещений и другого иму­щества военного суда в нерабочее время, обеспечивает беспе­ребойную работу транспорта военного суда, средств связи, ра­боту хозяйственной службы;

7) организует строительство зданий военного суда, а также их ремонт и техническое оснащение;

8) разрабатывает проект сметы расходов военного суда, утверждаемый председателем военного суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента при Верховном Суде РФ;

9) выполняет приказы и распоряжения председателя воен­ного суда, связанные с обеспечением деятельности военного суда.


II. АРБИТРАЖНЫЕ СУДЫ И ИНЫЕ АРБИТРАЖНЫЕ ОРГАНЫ


1. СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ


Арбитражные суды — это федеральные органы. Система ар­битражных судов состоит из:

Высшего Арбитражного Суда РФ;

федеральных арбитражных судов округов;

арбитражных судов республик, краев, областей, городов фе­дерального значения, автономной области, автономных округов.

Это трехзвенная система, которая сама является составной частью судебной системы Российской Федерации.

Арбитражные суды осуществляют правосудие по граждан­ским делам. Им подведомственны дела по экономическим спо­рам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений:

1) между юридическими лицами, гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке;

2) между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным су­дом, в частности, относятся споры:

о разногласиях по договору, заключение которого пред­усмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;

об изменении условий или о расторжении договоров;

о неисполнении или ненадлежащем исполнении обяза­тельств;

о признании права собственности;

об истребовании собственником или иным законным вла­дельцем имущества из чужого незаконного владения;

о нарушении прав собственника или иного законного вла­дельца, не связанном с лишением владения;

о возмещении убытков;

о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, если эти акты не соответствуют законам (иным нормативным правовым актам) и нарушают права и законные интересы юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя;

о защите чести, достоинства и деловой репутации;

о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации юридического лица или гражданина, имеющего статус индивидуального предпри­нимателя, и в других случаях, когда такая регистрация пред­усмотрена законом;

о взыскании с юридических лиц и граждан, имеющих ста­тус индивидуального предпринимателя, штрафов государствен­ными органами, органами местного самоуправления и иными органами, которые осуществляют контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безак­цептный) порядок их взыскания;

о возврате из бюджета денежных средств, списанных орга­нами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением нормативного правово­го акта.

Арбитражный суд рассматривает иные дела, в том числе:

об установлении фактов, значимых для возникновения, из­менения или прекращения прав юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, в сфере экономической деятельности;

о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя.

В некоторых случаях арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием обра­зований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Арбит­ражный суд рассматривает также подведомственные ему дела с участием иностранных организаций, организаций с иностран­ными инвестициями, международных организаций, иностран­ных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпри­нимательскую деятельность, если иное не предусмотрено меж­дународным договором Российской Федерации. К подведомст­венности арбитражного суда федеральным законом могут быть отнесены и другие дела (ст. 22 АПК).


2. ЗАДАЧИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ


Непосредственная цель арбитражных судов - защита на­рушенных или спариваемых прав и законных интересов пред­приятий, учреждений, организаций и граждан в сфере эконо­мической деятельности.

Цели более высокого уровня:

а) содействие укреплению законности,

б) предупреждение правонарушений в сфере экономи­ческой деятельности.

Собственно задачами арбитражных судов являются пра­вильное своевременное рассмотрение и разрешение граждан­ских дел.

3. ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РФ


3.1. Полномочия, порядок образования и деятельность Высшего Арбитражного Суда РФ


Возглавляет систему арбитражных судов Российской Феде­рации Высший Арбитражный Суд РФ. Это вышестоящая су­дебная инстанция по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.

Он является высшим судебным органом по разрешению эко­номических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ наделен следующими пол­номочиями. Он:

1) рассматривает в первой инстанции:

дела о признании недействительными (полностью или час­тично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федера­ции и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и охраняемые законом интересы предприятий, учрежде­ний, организаций и граждан;

экономические споры между Российской Федерацией и ее субъектами, между субъектами Российской Федерации;

2) рассматривает в порядке надзора дела по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных су­дов в Российской Федерации;

3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

4) обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ законов, иных нормативных актов и договоров;

5) обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или под­лежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

6) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регули­рующих отношения в сфере экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

7) разрабатывает предложения по совершенствованию зако­нов и иных нормативных правовых актов, регулирующих от­ношения в сфере экономической деятельности;

8) ведет судебную статистику и организует работу по ее ве­дению в арбитражных судах;

9) создает условия для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, мате­риально-техническому и иным видам обеспечения;

10) решает в пределах своей компетенции вопросы, выте­кающие из международных договоров Российской Федерации;

11) по вопросам, которые находятся в ведении арбитражных судов, обладает правом законодательной инициативы;

12) по вопросам внутренней деятельности арбитражных су­дов и взаимоотношений между ними принимает обязательный для арбитражных судов регламент;

13) по окончании календарного года получает от Уполно­моченного по правам человека в Российской Федерации до­клад о деятельности последнего за год;

14) при необходимости передачи дела из арбитражного суда республики, края, области, города в другой арбитражный суд принимает решение о том, в какой суд передать дело;

15) осуществляет другие полномочия.

Высший Арбитражный Суд РФ образовывается в составе Председателя, заместителей Председателя и членов Суда. Пред­седатель назначается на должность Советом