Судебная система РФ

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

i. Суды общей юрисдикции

1. Виды судов общей юрисдикции, их основные задачи и полномочия

2. Верховный суд рф

2.1. Состав, структура и порядок формирования верховного суда рф

2.2. Полномочия верховного суда рф

2.3. Пленум верховного суда рф

2.4. Президиум верховного суда рф

2.5. Судебные коллегии верховного суда рф

2.5.1. Общая характеристика

2.5.2. Особенности и полномочия военной коллегии

2.5.3. Кассационная палата

2.6. Председатель верховного суда рф

2.7. Организация работы в верховном суде рф. Аппарат суда.

2.8. Научно-консультативный совет при верховном суде рф

3. Верховные суды республик, краевые, областные, городские (в городах москва, санкт-петербург) суды, суды автономной области и автономных округов, их место в судебной системе.

3.1. Общая характеристика 5

3.2. Президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов. 6

3.3. Судебные коллегии верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов 7

3.4. Председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов. Организация работы и аппарат указанных судов

4. Районный суд 0

4.1. Общая характеристика 0

4.2. Председатель районного (городского) суда. Организация работы в районном (городском) суде. Аппарат районного (городского) суда 1

5. Мировой судья 2

6. Военные суды 3

6.1. Система военных судов. Порядок их формирования 3

6.2. Принципы организации и деятельности военных судов 4

6.3. Общие и специальные задачи военных судов 5

6.4. Компетенция военных судов 5

6.5. Подсудность военных судов различных уровней

6.6. Председатель военного суда

6.7. Организационное обеспечение деятельности военных судов. Организация работы в военном суде

ii. Арбитражные суды и иные арбитражные органы

1. Система арбитражных судов

2. Задачи арбитражных судов

3. Высший арбитражный суд рф

3.1. Полномочия, порядок образования и деятельность высшего арбитражного суда рф

з.2. Структура высшего арбитражного суда рф. Порядок работы структурных подразделений

3.2.1. Пленум высшего арбитражного суда рф

3.2.2. Президиум высшего арбитражного суда рф

3.2.3. Судебные коллегии высшего арбитражного суда рф

3.2.4. Судебные составы высшего арбитражного суда рф

3.3. Председатель высшего арбитражного суда рф, его заместители

3.4. Совет председателей арбитражных судов при высшем арбитражном суде рф, его полномочия

3.5. Научно-консультативный совет высшего арбитражного суда рф

4. Порядок образования и деятельность федеральных арбитражных судов округов

5. Президиум, судебные коллегии, судебные составы федерального арбитражного суда округа

5.1. Президиум федерального арбитражного суда округа

5.2. Судебные коллегии федерального арбитражного суда округа

5.3. Судебные составы федерального арбитражного суда округа

5.4. Председатель федерального арбитражного суда округа, его заместители

6. Полномочия, порядок образования и деятельность арбитражных судов субъектов российской федерации, аппарат суда

6.1. Общая характеристика

6.2. Президиум арбитражного суда субъекта российской федерации

6.3. Судебные коллегии и судебные составы арбитражных судов субъектов российской федерации

6.4. Председатели арбитражных судов субъектов российской федерации

6.5. Аппарат арбитражного суда субъекта российской федерации

7. Иные арбитражные органы

7.1. Международный коммерческий арбитражный суд при торгово-промышленной палате рф

7.2. Морская арбитражная комиссия при торгово-промышленной палате российской федерации

7.3. Иные третейские суды для разрешения экономических споров

iii. Конституционный суд рф. Конституционные (уставные) суды субъектов российской федерации

1. Конституционный суд рф

2. Численный состав конституционного суда рф. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи конституционного суда рф, срок полномочий. Порядок прекращения или приостановления полномочий судьи конституционного суда рф

3. Структура конституционного суда рф, компетенция судебных составов, осуществляющих правосудие

4. Председатель конституционного суда рф, заместитель председателя конституционного суда рф, судья-секретарь конституционного суда рф

4.1. Полномочия председателя конституционного суда рф, заместителя председателя конституционного суда рф, судьи-секретаря конституционного суда рф

5. Aппapat конституционного суда рф

6. Конституционный (уставный) суд субъекта российской федерации

ВВЕДЕНИЕ


Система федеральных судов


Федеральных судов три вида:

1. Конституционный Суд РФ.

2. Федеральные суды общей юрисдикции.

3. Арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ в Российской Федерации единственный судебный орган конституционного контроля.

В систему федеральных судов общей юрисдикции входят Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и об­ластные суды, суды городов федерального значения, суды ав­тономной области и автономных округов, районные (городские) суды, военные и специализированные суды.

Система арбитражных судов состоит из Высшего Арбит­ражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации.


Суды субъектов Российской Федерации, их соот­ношение с федеральными судами


К судам субъектов Российской Федерации относятся: кон­ституционные (уставные) суды субъектов Российской Федера­ции и мировые судьи.

Конституционный (уставный) суд создается субъектом Рос­сийской Федерации. Это аналог Конституционного Суда РФ, но на другом уровне.

Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции. В отличие от конституционного (уставного) суда субъекта Рос­сийской Федерации порядок судопроизводства, осуществляе­мого мировыми судьями по уголовным и гражданским делам, устанавливается УПК и ГПК, а в части, касающейся осущест­вления правосудия по делам об административных правонару­шениях, — и законами субъектов Российской Федерации.

I. СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ


1. ВИДЫ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ, ИХ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ


Суды общей юрисдикции подразделяются на:

федеральные суды, к которым относятся: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, суды краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автоном­ных округов, районные (городские) суды, военные и специали­зированные суды;

суды субъектов Российской Федерации, к которым относят­ся мировые судьи.

Только судам общей юрисдикции предоставлено право осуществлять правосудие по уголовным делам и делам об ад­министративных правонарушениях. Помимо того они уполно­мочены на осуществление правосудия по подсудным им граж­данским делам. Суды общей юрисдикции рассматривают во­просы, связанные с исполнением приговора, о применении к лицу принудительных мер медицинского характера, проверяют законность и обоснованность задержания, заключения под стражу и продления срока содержания под стражей, а также осуществляют иные виды деятельности.

В соответствии со ст. 3 Закона о судоустройстве, уголовно-процессуальным (ст. 2 УПК), гражданским процессуальным (ст. 2 ГПК) и административным законами (ст. 1 КоАП) перед судами общей юрисдикции стоят следующие цели и задачи.

Непосредственные цели:

а) чтобы каждый совершивший преступление был подверг­нут справедливому наказанию;

б) чтобы ни один невиновный не был привлечен к уголов­ной ответственности и осужден;

в) защита нарушенных или оспариваемых прав (свобод) и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов, органов государ­ственной власти, органов местного самоуправления, а также других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, административно-правовых или иных правоотношений.

Цели более высокого уровня:

а) укрепление законности и правопорядка;

б) профилактика преступности и правонарушений;

в) правовое и нравственное воспитание граждан;

г) формирование уважительного отношения к праву и суду.

Задачами судов общей юрисдикции в уголовном, граждан­ском и административном процессах являются:

а) правильное применение закона;

б) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных и административных дел.

Верховный Суд РФ обращает внимание на то, что выявление по каждому уголовному и гражданскому делу причин и условий, способствовавших совершению преступлений и иных правона­рушений, и принятие надлежащих мер к их искоренению явля­ются важными задачами суда, вытекающими из закона.


2. ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ


2.1. Состав, структура и порядок формирования Вер­ховного Суда РФ


Верховный Суд РФ — высший судебный орган по граждан­ским, уголовным, административным и иным делам, подсуд­ным судам общей юрисдикции. Он высший орган, как для фе­деральных судов, так и для мировых судей.

Верховный Суд РФ состоит из Пленума Верховного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ, судебных коллегий и аппарата. При нем функционируют Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

В составе Верховного Суда РФ действуют:

Судебная коллегия по уголовным делам;

Судебная коллегия по гражданским делам;

Военная коллегия;

Кассационная коллегия.

Верховный Суд РФ формируется в составе Председателя, заместителей Председателя, членов и народных заседателей. Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представ­лению Президента РФ, основанному на заключении квалифи­кационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Заместители Председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются в том же порядке, но к нему добавляется представление Пред­седателя Верховного Суда РФ.

Число народных заседателей определяется самим Верховным Судом РФ. Сначала формируются общие списки, из которых народных заседателей отбирает председатель Судебной коллегии Верховного Суда РФ. Затем отбор для исполнения обязанностей судей по конкретному делу осуществляет председательствующий в судебном заседании судья Верховного Суда РФ.

Созданный в соответствии с Конституцией РФ Верховный Суд РФ может быть упразднен только путем внесения попра­вок в конституцию РФ.

2.2. Полномочия Верховного Суда РФ


Верховный Суд РФ в пределах своих полномочий:

1) рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открыв­шимся обстоятельствам;

2) изучает и обобщает судебную практику, анализирует су­дебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства Российской Федера­ции, возникающим при рассмотрении судебных дел;

3) осуществляет контроль за выполнением судами общей юрисдикции Российской Федерации руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;

4) разрешает в пределах своих полномочий вопросы, выте­кающие из международных договоров Российской Федерации;

5) реализует право законодательной инициативы в Феде­ральном Собрании РФ.

6) устанавливает количество военных судов и численность судей военных судов;

7) изменяет территориальную подсудность уголовных и гражданских дел на территории, где введено чрезвычайное по­ложение;

8) представляет на рассмотрение Президента РФ или Пра­вительства РФ рекомендации о заключении, прекращении или приостановлении действия международных договоров РФ;

9) обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности нормативных актов органов госу­дарственной власти и договоров между ними;

10) готовит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления.

Кроме того, Верховный Суд РФ должен получать:

доклад о деятельности Уполномоченного по правам челове­ка в Российской Федерации за год;

постановления и заключения Конституционного Суда РФ.

Помимо прав у Верховного Суда РФ есть и обязанности. Как минимум, он обязан:

а) не позднее чем в 3-дневный срок рассмотреть жалобу из­бирательного объединения, избирательного блока об отказе Центральной избирательной комиссии РФ в приеме докумен­тов и выдаче копий списков кандидатов, выдвинутых по одно­мандатным избирательным округам;

б) принимать участие в согласовании с каждым субъектом Российской Федерации общего числа мировых судей и коли­чества судебных участков в этом субъекте;

в) установить порядок определения стажа работы судьи для предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.


2.3. Пленум Верховного Суда РФ


Пленум Верховного Суда РФ — это общее собрание всех судей Верховного Суда РФ. Он формируется вместе с образо­ванием самого Верховного Суда РФ. Заседания Пленума Вер­ховного Суда РФ правомочны при наличии не менее двух тре­тей его состава.

В заседаниях Пленума Верховного Суда РФ обязательно участие Генерального прокурора РФ. По собственной инициа­тиве в нем может принять участие Министр юстиции РФ, а по приглашению Председателя Верховного Суда РФ - судьи других судов, члены Научно-консультативного совета при Вер­ховном Суде РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государ­ственных и общественных организаций.

Пленум Верховного Суда РФ наделен следующими полно­мочиями:

1) рассматривать материалы изучения и обобщения судеб­ной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и давать руководящие разъяснения судам по вопросам применения за­конодательства Российской Федерации; при обсуждении во­просов о даче судам руководящих разъяснений заслушивать сообщения председателей судов второго звена и военных судов о судебной практике по применению законодательства;

2) утверждать по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий, секретаря Пленума и Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ;

3) рассматривать и решать вопросы о внесении представле­ний в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке осуществления законодательной инициативы и о тол­ковании законов Российской Федерации;

4) заслушивать сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной и судебных коллегий Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;

5) рассматривать представления Председателя Верховного Суда РФ о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ законодательству Российской Федерации;

6) осуществлять другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

В соответствии со ст. 56 Закона о судоустройстве руководя­щие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Все правоохранительные органы должны соблюдать требования, изложенные в поста­новлениях Пленума Верховного Суда РФ.

2.4. Президиум Верховного Суда РФ


Президиум Верховного Суда РФ - это специально созда­ваемый орган. Он состоит из 13 судей и при наличии положи­тельного заключения квалификационной коллегии судей Вер­ховного Суда РФ утверждается Советом Федерации Федераль­ного Собрания РФ по представлению Президента РФ, осно­ванному на представлении Председателя Верховного Суда РФ. В состав Президиума входят Председатель Верховного Суда РФ, его заместители по должности и утвержденные судьи Вер­ховного Суда РФ.

Президиум принимает постановления большинством голо­сов членов Президиума, участвующих в заседании.

Президиум Верховного Суда РФ обладает следующими пол­номочиями:

1) в пределах своей компетенции рассматривает дела в по­рядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) рассматривает материалы изучения и обобщения судеб­ной практики, анализа судебной статистики;

3) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;

4) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции РФ;

5) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда РФ:

в надзорном порядке рассматривает дела по протестам на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ и вступившие в законную силу приговоры, решения и определе­ния Судебной коллегии по уголовным делам и Судебной кол­легии по гражданским делам Верховного Суда РФ (ч. 3 ст. 321 ГПК), а по уголовным делам — также на постановления судей Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания (ч. 3 ст. 374 УПК);

рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, вступившие в силу (ч. 1 ст. 9 Закона о военных судах);

возобновляет уголовные дела по вновь открывшимся об­стоятельствам в отношении определений Кассационной колле­гии Верховного Суда РФ (п. 4 ч. 1 ст. 388 УПК);

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам свои постановления, вынесенные в надзорной инстанции по гражданским делам, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение (ст. ЗЗЗ ГПК).

2.5. Судебные коллегии Верховного Суда РФ


2.5.1. Общая характеристика


Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия рассматривают де­ла, подсудные Верховному Суду РФ, в следующих составах:

1) в первой инстанции гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоя­щая из трех судей, а уголовные дела — коллегия, состоящая из трех судей, либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей;

2) дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления непосредственно нижестоящих судов (судов республик, краевых, областных судов, окружных военных судов и т.п.), принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех судей;

3) дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления судов, вступившие в силу, рассматривает кол­легия, состоящая из трех судей;

4) гражданские дела по вновь открывшимся обстоя­тельствам рассматривает судья единолично либо коллегия, со­стоящая из трех судей.

Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная колле­гия по уголовным делам и Военная коллегия утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ.

Помимо осуществления правосудия (по первой инстанции, в кассационном, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам) они изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие пол­номочия, предоставленные им законодательством.

Кассационная коллегия утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении квалификационной кол­легии судей Верховного Суда РФ.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает в кассационном порядке дела по жалобам и протестам на ре­шения, приговоры, определения и постановления Судебной коллегии по уголовным делам, Судебной коллегии по граждан­ским делам, Военной коллегии Верховного Суда РФ, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу.

Ею также пересматриваются по вновь открывшимся обстоя­тельствам собственные определения, вынесенные в кассацион­ной инстанции по гражданским делам, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое ре­шение.


2.5.2. Особенности и полномочия Военной коллегии


Военная коллегия является одной из судебных коллегий Верховного Суда РФ. Это непосредственно вышестоящая су­дебная инстанция по отношению к окружным (флотским) во­енным судам. В ней могут быть образованы судебные составы. Соответственно Военная коллегия Верховного Суда РФ состо­ит из председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Военной коллегии.

В первой инстанции Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает:

1) дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена воен­ная служба, если эти акты касаются прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее хода­тайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии хода­тайства обвиняемого.

В кассационном порядке Военная коллегия Верховного Су­да РФ проверяет законность и обоснованность не вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и поста­новлений, принятых в первой инстанции окружными (флотс­кими) военными судами. Она же в надзорном порядке рас­сматривает дела по протестам на решения, приговоры, опреде­ления и постановления военных судов, вступившие в силу.

Кроме того, Военная коллегия Верховного Суда РФ рас­сматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в от­ношении собственных решений и приговоров, вступивших в силу.

Помимо осуществления правосудия Военная коллегия Вер­ховного Суда РФ издает информационный бюллетень военных судов, в котором публикуются решения военных судов по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов и иные материалы.


2.5.3. Кассационная палата


В Кассационной коллегии Верховного Суда РФ образованы составы суда (палаты). Одним из таких составов является кас­сационная палата Верховного Суда РФ. Она состоит из предсе­дателя и работающих там судей Верховного Суда РФ.

В кассационную палату Верховного Суда РФ обжалуются и опротестовываются приговоры и постановления, вынесенные судом присяжных в краевом, областном суде и суде города фе­дерального значения.

Кассационная палата вправе изменить соответствующее су­дебное решение, если при этом оно не ухудшает положения осужденного или оправданного. Более того, она не может от­менить оправдательный приговор, определение о прекращении дела или иное решение, вынесенное в пользу подсудимого, по мотивам существенного нарушения его прав.

Кассационная палата не вправе пересматривать приговор по мотиву нарушения председательствующим принципа объектив­ности в его напутственном слове, если сторонами не были за­явлены возражения непосредственно после того, как оно было произнесено. Она также не может направить дело на новое расследование.


2.6. Председатель Верховного Суда РФ


Председатель Верховного Суда РФ:

1) является судьей и соответственно осуществляет процес­суальные полномочия, установленные УПК и ГПК;

2) приносит в пределах и порядке, установленном зако­ном, протесты на судебные акты по гражданским и уголов­ным делам;

3) вправе приостановить их исполнение;

4) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

5) вносит представления в государственные органы, обще­ственные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших пра­вонарушениям;

6) организует работу по контролю над выполнением руко­водящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;

7) вносит материалы на рассмотрение Пленума Верховного Суда РФ;

8) созывает Пленум Верховного Суда РФ и председатель­ствует на его заседаниях;

9) приглашает участвовать в заседаниях Пленума Верховно­го Суда РФ судей, членов Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представителей министерств, государ­ственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций;

10) созывает Президиум Верховного Суда РФ и вносит во­просы на его рассмотрение; председательствует на заседаниях Президиума; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела;

11) вносит на рассмотрение Пленума Верховного Суда РФ представление о несоответствии его руководящих разъяснений законодательству Российской Федерации;

12) подписывает постановления Пленума и Президиума Вер­ховного Суда РФ;

13) распределяет обязанности между своими заместителями;

14) руководит организацией работы Кассационной колле­гии и судебных коллегий; руководит работой аппарата Верхов­ного Суда РФ;

15) возлагает обязанности на председателя Военной колле­гии Верховного Суда РФ и его заместителя;

16) привлекает судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой;

17) ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

18) может принять участие в заседаниях Правительства РФ;

19) может участвовать в работе Пленума Высшего Арбит­ражного Суда РФ, а по приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ — ив заседаниях его Президиума;

20) может принять участие в работе коллегии Судебного департамента при Верховном Суде РФ;

21) продляет до 10 лет (но не свыше достижения возраста 65 лет) срок военной службы судьям военных судов, достиг­шим предельного возраста, установленного для пребывания в соответствующем воинском звании;

22) выделяет средства на аппарат Военной коллегии Вер­ховного Суда РФ;

23) знакомится ежегодно с отчетом о деятельности Судеб­ного департамента при Верховном Суде РФ;

24) с согласия Совета судей РФ назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а по представлению Генерального директора Судебного департамента при Верхов­ном Суде РФ — и заместителей последнего;

25) утверждает членов коллегии Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за исключением входящих в ее состав по должности;

26) готовит для Президента РФ представление о составе Президиума Верховного Суда РФ и Кассационной коллегии Верховного Суда РФ;

127) докладывает Президенту РФ свое мнение по поводу не­обходимости назначения того или иного кандидата судьей Верховного Суда РФ; 28) готовит для утверждения Пленумом Верховного Суда РФ представление о составе судебных коллегий и секретаря Пленума из числа судей Верховного Суда РФ, а также Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ; 29) осуществляет иные полномочия.

2.7. Организация работы в Верховном суде РФ. Аппарат суда.


Аппарат Верховного Суда РФ обеспечивает работу судов по осуществлению правосудия, изучению, обобщению судебной практики, анализу судебной статистики, систематизации и пропаганде законодательства и др. Подчиняется он Председа­телю Верховного Суда РФ.

В составе аппарата Верховного Суда РФ образуются отделы и другие структурные подразделения. Начальники этих подразде­лений и их заместители являются старшими помощниками или помощниками Председателя Верховного Суда РФ. В Кассаци­онной коллегии, судебных коллегиях и отделах Верховного Суда РФ состоят главные и старшие консультанты, консультанты, инспекторы, другие служащие. Работники аппарата суда являют­ся государственными служащими, им присваиваются классные чины и специальные звания.

Штатное расписание Верховного Суда РФ, положения об от­делах и других структурных подразделениях утверждаются его Председателем.


2.8. Научно-консультативный совет при Верховном суде РФ


Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ является совещательным органом, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по принципи­альным вопросам судебной практики, в том числе по проектам:

а) разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по примене­нию законодательства, по материалам обобщений судебной практики и судебной статистики;

б) представлений по вопросам, подлежащим разрешению в законодательном порядке или в порядке толкования законов;

в) инструкций, методических писем и иных документов, разрабатываемых Верховным Судом РФ.

Перед Советом стоит также задача оказания методической помощи в организации работы научно-консультативных советов при верховных судах республик, краевых и областных судах.

Состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ утверждается Пленумом Верховного Суда РФ и действует в течение пяти лет. В него входят: председатель и сопредседатели Совета — руководители секций Совета, ученый секретарь, члены Совета из числа ученых, судей, работников правоохранительных органов, адвокатов. Членами Научно-консультативного совета, кроме того, являются заместители Председателя Верховного Су­да РФ и председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ по должности.

Возглавляет работу Совета его председатель. Сопредседате­лями Совета являются председатели секций. Председатели и заместители председателей секций утверждаются Научно-кон­сультативным советом.

Ученый секретарь обеспечивает деятельность Совета и его секций, составляет планы работы, контролирует их выполне­ние и реализацию решений, принятых Советом и его секция­ми, организует их заседания, обеспечивает членов Совета не­обходимой документацией и научно-справочными материалами.

Все остальные члены Научно-консультативного совета уча­ствуют в изучении и обобщении судебной практики, в работе по повышению квалификации судебных работников, выпол­няют поручения по разработке проектов научно обоснованных рекомендаций и заключений, выполняют некоторые другие поручения.


3. ВЕРХОВНЫЕ СУДЫ РЕСПУБЛИК, КРАЕВЫЕ, ОБЛАСТНЫЕ, ГОРОДСКИЕ (В ГОРОДАХ МОСКВА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) СУДЫ, СУДЫ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ И АВТОНОМНЫХ ОКРУГОВ, ИХ МЕСТО В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ.


3.1. Общая характеристика


Верховный Суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, автономной области, авто­номного округа — это второе звено федеральных судов общей юрисдикции судебной системы Российской Федерации. Каж­дый из них признается высшим судебным органом субъекта.

Российской Федерации по гражданским, уголовным, админи­стративным и иным подсудным им делам. Он - высший су­дебный орган как для районных и городских судов, так и для мировых судей. Верховный Суд (суд) субъекта Российской Фе­дерации осуществляет надзор за судебной деятельностью на­званных судов.

Каждый суд второго звена состоит из президиума, судебных коллегий и аппарата суда. При верховных судах республик, краевых и областных судах могут действовать научно-консультативные советы.

В составе верховных судов (судов) всех субъектов Россий­ской Федерации действуют следующие коллегии:

по уголовным делам,

по гражданским делам.

Верховные суды (суды) формируются в составе председате­ля, заместителей председателя, членов суда и народных заседа­телей. Председатель и его заместители назначаются на долж­ность Президентом РФ по представлению Председателя Вер­ховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квали­фикационной коллегии судей РФ и согласованному с законо­дательным (представительным) органом государственной влас­ти соответствующего субъекта Российской Федерации. Судьи также назначаются Президентом РФ по представлению Пред­седателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей того суда, в который они назначаются. Данное заключение тоже подлежит согласованию с законодательными (представительными) органами государ­ственной власти соответствующих субъектов Российской Феде­рации.

Народные заседатели отбираются на основе общих списков народных заседателей районных судов, расположенных на тер­ритории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Верховный Суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматри­вает дела в качестве суда первой и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он рассматривает административные дела (ст. 202 КоАП), изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статис­тику, осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Верховному Суду республики принадлежит право законода­тельной инициативы в законодательных (представительных) органах республики.

Все суды этого звена создаются и упраздняются федераль­ным, законом.


3.2. Президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов.


Президиум Верховного Суда (суда) субъекта Российской Федерации является специально создаваемым органом. При наличии положительного заключения квалификационной кол­легии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга президиум соот­ветствующего суда утверждается Президентом РФ по представ­лению Председателя Верховного Суда РФ.

Состав президиума Верховного Суда республики утверж­дается законодательным (представительным) органом респу­блики по представлению председателя этого суда.

В состав президиума Верховного Суда (суда) входят предсе­датель суда, его заместители по должности и утвержденные соответствующим образом судьи этого суда.

Президиум обладает следующими полномочиями:

1) в пределах своей компетенции рассматривает дела в по­рядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) утверждает по представлению председателя Верховного Суда (суда) из числа судей этого суда составы судебной колле­гии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам;

3) рассматривает материалы изучения и обобщения судеб­ной практики и анализа судебной статистики;

4) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппара­та суда;

5) оказывает помощь районным (городским) судам в пра­вильном применении законодательства, координируя эту дея­тельность с Министерством юстиции республики, управления­ми и отделами юстиции краев, областей, городов федерального значения, автономной области или автономных округов;

6) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда республики, помимо того, вправе рассмотреть и разрешить вопрос о внесении представ­ления в законодательные (представительные) органы респу­блики в порядке законодательной инициативы и о толковании законов республики.

Президиум Верховного Суда (суда) каждого субъекта Рос­сийской Федерации:

в надзорном порядке рассматривает дела по протестам на кассационные определения этого суда, на вступившие в закон­ную силу приговоры, решения и определения районных (го­родских) судов, а по уголовным делам — также на постановле­ния судей районных (городских) судов о назначении судебного заседания;

возобновляет уголовные дела по вновь открывшимся об­стоятельствам в отношении приговоров и определений район­ных (городских) судов;

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам свои (вынесенные в надзорной инстанции по гражданским делам) постановления, которыми изменено решение суда пер­вой инстанции или постановлено новое решение.


3.3. Судебные коллегии верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов


Судебные коллегии Верховного Суда (суда) субъекта Рос­сийской Федерации рассматривают дела, подсудные данному суду, в следующих составах:

1) в первой инстанции гражданские и административные дела рассматривает судья единолично либо коллегия, состоя­щая из трех судей, а уголовные дела — коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия присяжных заседателей, ли­бо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей;

2) дела по жалобам и протестам на приговоры, решения и определения районных (городских) судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, рассматривает кол­легия, состоящая из трех судей;

3)