Анализ состояния и динамики преступности несовершеннолетних в РФ

и тенденции его развития с выделением факторов, влияющих на дисфункцию социальных институтов и дезорганизацию социальных общностей;

Инфраструктуры профилактики и реабилитационного пространства и возможностями (финансовыми, организационными, правовыми) ее реформирования и развития [4, с. 11].

В политике предупреждения преступности выделяют 3 взаимосвязанных элемента:

Первый - система идей, взглядов, лежащих в основе отношения государства и общества к явлению преступности. Этот элемент выражает процесс формирования политики предупреждения преступности;

Второй - деятельность государственных и негосударственных институтов (средство воплощения идей и взглядов). Он выражает формы, способы реализации политики.

Третий - последствия. Это показатель эффективности политики предупреждения преступности.

Государство располагает многими средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. Основные из них:

социальная профилактика (меры, направленные на защиту прав и интересов несовершеннолетних в основных сферах жизнедеятельности - быта, образования, труда, досуга).

правовое сдерживание (профилактические нормы и система правового воспитания).

криминологическая профилактика (меры, направленные на ослабление, блокирование, нейтрализацию причин и условий преступности).

виктимологическая профилактика (меры, направленные на формирование безопасного образа жизни несовершеннолетних, снижению риска стать жертвой преступления и ослабление виктимогенной среды).

- уголовно-правовое предупреждение (предупреждение преступлений средствам уголовного права, процесса и уголовно-исполнительного права), ядро которого - обеспечение применения эффективного наказания и его исполнение.

Право в политике - регулятор формирования и средство реализации политики, а, следовательно, одним из приоритетных направлений правовой политики в рамках предупреждения преступности несовершеннолетних должны стать:

разработка критериев определения профилактического потенциала права;

расширение правового обеспечения предупреждения преступности за счет более широкого включения в него норм гражданского, административного, трудового, семейного права, закона «Об образовании», закона «О занятости населения».

- увеличение числа профилактических норм в УПК Республики Беларусь;

- разработка видов и механизмов назначения наказания несовершеннолетним в рамках уголовно-правовой процедуры;

- разработка правового регулирования осуществления процедуры собеседования в семьях в соответствии с которым подростки и члены их семей встречаются под надзором милиции с целью разрешения конфликта и уменьшения вероятности повторного его возникновения [17, с. 2].

Систему субъектов формирования и реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних должны образовывать государственные и негосударственные институты. Особое место среди институтов реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних занимает система правоохранительных органов.

Проблема участия граждан и различных объединений как в процессе формирования политики, так и в процессе ее реализации заслуживает самостоятельного анализа. Следует отметить, что в основе правового регулирования участия населения в предупреждении преступности должны лежать три принципа: добровольность, государственное стимулирование, содействие, поддержка (система социальных, экономических и других льгот), дополнительная правовая и социальная защита.

Политика предупреждения преступности имеет три уровня: государственный, региональный и местный. Каждому из них присущи свои особенности формирования и реализации политики.

Изложенное выше понимание политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет разработать ядро концепции - принципы политики:

1. Подход к проблеме с учетом несовершеннолетних как особой группы населения, которая нуждается в повышенной защите.

уважение основополагающих принципов прав ребенка;

выделение несовершеннолетних в качестве самостоятельной группы социальной и правовой защиты;

рассмотрение несовершеннолетних как объекта и субъекта профилактики;

организация подготовки специалистов, использующих дискреционные полномочия.

2. Подход к проблеме с учетом ее приоритетности:

решение всех задач, связанных с предупреждением преступности несовершеннолетних, рассматривать не как «расходы» общества, а как инвестирование в особую сферу, от развития которой зависит будущий уровень безопасности общества;

последовательное применение в отношении несовершеннолетних принципа протекционизма;

ориентация законодателя не на содействие, а на обеспечение реализации основных прав несовершеннолетних;

первоочередное целевое финансирование мероприятий, направленных на социальную криминологическую и виктимологическую профилактику.

3. Подход к процессу модернизации законодательства с учетом соблюдения принципа повышенной юридической защиты прав несовершеннолетних:

усиление профилактического потенциала права;

принятие специальных законов и специальных процедур для несовершеннолетних;

специализация следователей, прокуроров, судей;

обеспечение бесплатной юридической помощи несовершеннолетним.

Подход к проблеме с учетом приоритетности социальной профилактики:

диверсификация мер обращения с несовершеннолетними в зависимости от характера и тяжести деяния;

приоритетность социально-психологической, педагогической реабилитации;

использование альтернативных мер в целях обеспечения принципа, согласно которому ограничение и лишение свободы несовершеннолетних должны применяться в качестве крайней меры.

Подход к проблеме с учетом ее комплексности:

формирование многоуровневой системы предупреждения преступности несовершеннолетних;

создание системы координации предупредительной деятельности в соответствии с принципами: конкретности, дополнительности и многоуровневого подхода;

создание единого пространства профилактики;

образование системы мониторинга деятельности по формированию и реализации политики [4, с. 36].

Можно выделить несколько уровней профилактики несовершеннолетних.

Общесоциальный уровень профилактики преступности несовершеннолетних можно определить как комплекс мероприятий, улучшающих возможности семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, их досуга. Такие мероприятия являются в определенном смысле базовыми для специальной профилактики, например, социальная помощь семьям с недостаточным материальным уровнем; мероприятия социальной защиты и помощи детям и подросткам из так называемых групп риска.

Следующим этапом или уровнем непосредственная профилактика и профилактика преступного поведения. На данном этапе также осуществляется нормализация условий жизни и воспитания, оздоровление среды, вместе с тем существенно активизируется воздействие на самого несовершеннолетнего, включая при необходимости и применения мер правового характера. В данном случае специализированные службы органов внутренних дел (ИДН) и специализированные формирования общественности (КДН) выясняют и устраняют обстоятельства, под влиянием которых конкретные несовершеннолетние совершают правонарушения, мелкие кражи, принимают участие в выпивках и т.д., и ровно ведут работу по исправлению самих этих лиц, привлекаются к административной и уголовной ответственности лица, оказывающие на этих несовершеннолетних отрицательное влияние, несовершеннолетние правонарушители ставятся на учет в ИДН (инспекции по делам несовершеннолетних ОВД), где в отношении их длительная воспитательная работа и контроль.

Третьим уровнем профилактики является предупреждение рецидива преступных несовершеннолетних. При проведении профилактики преступного поведения - ежедневно осуществляется контроль за поведением, связями, времяпрепровождением отношения к учебе, работе. Особо уделяется много внимания, помощь в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из воспитательных колоний, и контроль за их поведением.

Деятельность всех органов, учреждений и организаций, осуществляющих предупреждение преступлений несовершеннолетних, координируется для того, чтобы не допустить дублирования и обеспечить осуществление совместных мероприятий, обмен информации (например, проведение координационных совещаний в отделах внутренних дел совместно с прокурором, судом, отделом образования о состоянии преступности несовершеннолетних в регионе, причинах и условий их совершения).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Настоящая работа позволяет сделать следующие выводы. На протяжении последних лет наблюдается тенденция роста преступности среди несовершеннолетних, носящая весьма устойчивый характер, несмотря на все предпринимаемые государственными органами меры профилактического характера. Это обстоятельство приводит к выводу о том, что принимаемые меры, не достигали своей цели в силу недостаточной эффективности и последовательности и нуждаются в пересмотре.

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что наряду с количественным ростом подростковой преступности, возрастает ее удельный вес в общей структуре преступности, опережающими темпами растет рецидив. Криминализация молодежной, в том числе и подростковой среды происходит на фоне таких негативных и потенциально опасных для генофонда явлений, как распространение наркомании и токсикомании, приобретающих эпидемический характер. К числу факторов, непосредственно влияющих на вовлечение несовершеннолетних в преступную среду, следует отнести растущую незанятость этой категории населения, безнадзорность, сиротство, распространение бродяжничества и попрошайничества. К сожалению, до настоящего времени одной из наименее разработанных в криминологии несовершеннолетних является проблема контроля государства и общества над преступным поведением подростков. Явление преступности несовершеннолетних занимает особое место среди проблем криминологической этиологии и правовой феноменологии, что определяет специфику государственной политики в этой области. С одной стороны, цель такой политики - защита прав и интересов несовершеннолетних, с другой - защита общества от преступных посягательств с их стороны. Представляется, что идеальной моделью суда, занимающегося несовершеннолетними, был бы суд межотраслевой судебной юрисдикции, решающий в комплексе вопросы судебной защиты прав несовершеннолетних и их юридической ответственности за совершенные проступки и преступления. Государство располагает разнообразными средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др. Было бы преждевременно говорить о том, что принимаемые меры способны обеспечить перелом в сформировавшейся за долгие годы криминогенной ситуации в подростковой среде, но уже сама последовательность и настойчивость в реализации указанных мер создают предпосылки для определенного оптимизма.

литература


Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями) Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Мн.: «Беларусь». 1997. – 95 с.

Уголовный кодекс Республики Беларусь / Вступ. ст. А.И. Лукашова, Э.А. Саркисовой. - 2-е изд., испр. и доп. - Мн.: Тесей , 2001. – 312 с.

Закон республики Беларусь Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 31.05.2003 г. № 200-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003. - № 64.

Бакаев А.А., Лелеков В.А., Остапенко Н.И. О мерах по совершенствованию правового обеспечения профилактики правонарушений несовершеннолетних // Российский следователь, 2003. - № 5. - С. 7-13.

Бакаев А.А., Остапенко Н.И. Классификация субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних и механизм управления ими // Российский следователь, 2002. - № 11. - С. 31-38.

Кобзарь И.А. Духовность как средство социализации личности несовершеннолетних // Российский следователь, 2002. - № 1. - С. 30-33.

Козырин М. Основы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Российская юстиция, 2002. - № 7. - С. 49-50.

Колчегонова О.П. Психолого-педагогические особенности профилактического воздействия на несовершеннолетних правонарушителей // Вестник образования, 2005. - № 1. С. 7-14.

Криминология. Общая часть: Учеб. пособие / Н.Ф. Ахраменка. - Мн.: Веды, 1998.-124 с.

Криминология: Учеб. для вузов / Под ред. Кудрявцева, Эминова. - 2-е изд.-М.: Юрист, 1995.-511 с.

Криминология: Учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. - 2-е изд. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 640 с.

Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н., проф. А.И. Долговой. - 2-е изд. - М.: НОРМА, 2003. - 848 с.

Криминология: Учебник для юрид. ин-тов и фак. / Под ред. Карпеца И.И., Эминова В.В. - М.: Манускрипт, 1992. - 479 с.

Лебедев С.Я. Традиционное и нетрадиционное в преступности несовершеннолетних // Российский следователь, 2004. - № 2. - С. 33-35.

Миронов Р.Г. Наркомания - реальная угроза национальной безопасности // Социально-гуманитарные знания, 2005. - № 3. - С. 176-185.

Ничипорович А. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних // Судебный вестник, 2001. - № 1. - С. 24-26.

Остапенко Н.И. Индивидуальная профилактическая работа как элемент управления профилактикой правонарушений несовершеннолетних // Российский следователь, 2003. - № 12. - С. 2-3.

Ошуйко С. Алкоголь и подростки // Веды, 2004. - № 4. - С. 8.

Салева Н. Преступления, совершаемые несовершеннолетними требуют особого рассмотрения в суде // Российская юстиция, 2003. - № 2. - С. 39.

Сапрунов А.Г. Профилактика социальных отклонений несовершеннолетних // Российский следователь, 2002. - № 1. - С. 33-37.

Щербаков И.В. Криминологические особенности изучения личности несовершеннолетних преступников // Российский следователь, 2004. - №12. - С. 35-37.

Размещено на