Право интеллектуальной собственности

Бузанов, В.И. Еременко. Понимание фирменного наименования как средства индивидуализации предприятия юридического лица, но не имени самой организации, свойственно многим развитым правопорядкам. Анализируя законодательство ряда зарубежных стран о фирменных наименованиях, В.И. Еременко отмечает: «Фирменным наименованием (nom commercial) является название, под которым физическое или юридическое лицо обозначает предприятие, которое оно использует для идентификации своих отношений с клиентурой в каком-либо конкретном секторе экономики. Поэтому фирменное наименование, являясь объектом промышленной собственности, может передаваться, т.е. быть предметом оборота, но только совместно с предприятием, которое оно обозначает». В этом же смысле, по мнению, автора приведенной цитаты, термин «фирменное наименование» употребляется в тексте ст. 8 Парижской конвенции об охране промышленной собственности, а так же в законодательствах большинства стран мира.

В юридической литературе принято выделять т.н. принципы фирмы:

- принцип истинности (фирма не должна вводить в заблуждение участников гражданского оборота и потребителей относительно ее обладателя и его деятельности);

- принцип исключительности (фирма не должна быть тождественной или сходной до степени смешения с другой фирмой; данный принцип реализован в п. 3 ст. 1474 ГК РФ);

- принцип постоянства (неизменность фирмы в течение всего времени пользования ею в рамках одной организационно-правовой формы предпринимательства).

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (п. 2 ст. 1473 ГК РФ).

Общие требования к фирменным наименованиям (ст. 1473 ГК РФ):

- Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках;

- Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица;

- В фирменное наименование юридического лица не могут включаться: 1) полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований; 2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; 3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций; 4) полные или сокращенные наименования общественных объединений; 5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Требования к фирменным наименованиям для отдельных видов коммерческих организаций.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона «О производственных кооперативах» фирменное наименованиепроизводственногокооператива должно содержать его наименование и слова "производственный кооператив" или "артель".

Фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью. Общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью". Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью" или аббревиатуру ООО. Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества (ст. 4 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 2 ст. 87 ГК РФ).

Фирменное наименование акционерного общества. Общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и указание на тип общества (закрытое или открытое). Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "закрытое акционерное общество" или "открытое акционерное общество" либо аббревиатуру "ЗАО" или "ОАО". Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества (ст. 4 Федерального закона «Об акционерных обществах», п. 2 ст. 96 ГК РФ). Включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению Правительства Российской Федерации, если более семидесяти пяти процентов акций акционерного общества принадлежит Российской Федерации. Такое разрешение выдается без указания срока его действия и может быть отозвано в случае отпадения обстоятельств, в силу которых оно было выдано. Порядок выдачи и отзыва разрешений устанавливается законом. В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, акционерное общество обязано в течение трех месяцев внести соответствующие изменения в свой устав (п. 4 ст. 1473 ГК РФ).

Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слова "полное товарищество" (п. 3 ст. 69 ГК РФ). Фирменное наименование товарищества на вере должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество", либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарища с добавлением слов "и компания" и слова "товарищество на вере" или "коммандитное товарищество" (п. 4 ст. 82 ГК РФ).

Фирменные наименование государственных и муниципальных унитарных предприятий. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества 9п. 3 ст. 113 ГК РФ). Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Унитарное предприятие вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Полное фирменное наименование государственного или муниципального предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное государственное предприятие", "государственное предприятие" или "муниципальное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Полное фирменное наименование казенного предприятия на русском языке должно содержать слова "федеральное казенное предприятие", "казенное предприятие" или "муниципальное казенное предприятие" и указание на собственника его имущества - Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Фирменное наименование унитарного предприятия на русском языке не может содержать иные отражающие его организационно-правовую форму термины, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации (п. 4 ст. 1473 ГК РФ).

Фирменные наименования сельскохозяйственных и рыболовецких артелей должны содержать их наименования и слова «сельскохозяйственная артель» или «колхоз» либо слова «рыболовецкая артель» или «рыболовецкий колхоз» (ст. 3 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации»).

Фирменное наименование кредитных организаций. Кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Кредитная организация вправе иметь также полное фирменное наименование и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Фирменное наименование кредитной организации на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму кредитной организации. Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация" (ст. 7 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

Фирменное наименование страховых организаций должно содержать: 1) указание на организационно-правовую форму субъекта страхового дела; 2) указание на вид деятельности субъекта страхового дела с использованием слов либо "страхование" и (или) "перестрахование", либо "взаимное страхование", либо "страховой брокер", а также производных от таких слов и словосочетаний; 3) обозначение, индивидуализирующее субъект страхового дела (п. 3 ст. 4.1. Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

6. Товарные знаки (знаки обслуживания)

Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Знак обслуживания - обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания идентичен.

Товарные знаки и знаки обслуживания позволяют привлечь внимание потребителей к предлагаемой предпринимателем продукции, являются инструментом конкурентной борьбы и формирования собственной деловой репутации. В этой связи интересным представляется определение товарного знака, сформулированное И.Э. Мамиофа: «товарным знаком является отражение в общественном сознании объективно существующей установленной связи между специфическими потребительскими свойствами товара определенного рода и характерной чертой этого товара или его упаковки».

Торговые знаки имеют ценность, естественно, не столько в силу высокохудожественности их символа, сколько в силу ассоциации с тем производителем и тем уровнем качества его товаров, которые посредством потребления товара предоставляют потребителю определенные блага технического, эстетического характера. Товарный знак носит в себе черты репутации товара и его производителя. В нем заключена часть стоимости, затраченной производителем для продвижения товара на рынке. Товарный знак может заключать в себе и стоимость инерции рекламно-производственной кампании. И неудивительно, что товары, маркированные престижными и заслуживающими доверие товарными знаками, пользуются повышенным спросом и обладают более высокой ценой.

Функции товарного знака (выделяются Ю.Т. Гульбиным):

- отличительная функция (позволяет выделить товаропроизводителя и его продукцию среди других, показать характерные для данного вида товаров качество, надежность работы, технические характеристики, использование товаропроизводителем высоких технологий, наличие у него постпродажной сервисной сети, заверить потребителя в цивилизованных правилах поведения на рынке и иным образом убедить потребителя в своем особом производственном статусе и особых характеристиках своей продукции);

- рекламная функция (дополнительно, помимо обычной рекламы, позволяет распространять информацию о товаропроизводителе и его товарах, формировать и поддерживать к ним интерес);

- охранительная или защитная функция (состоит в информировании третьих лиц о том, что выпуск продукции под указанным знаком им запрещен и может быть осуществлен только с разрешения правообладателя).

О.А. Городов выделяет следующие функции товарных знаков: идентификационная, информационная, рекламная.

Товарные знаки и знаки обслуживания по форме выражения бывают:

- словесные (фонетические – охраняется только звучание самого слова, фонографические – охраняется шрифт, расположения букв, их размер);

- графические (рисунки и т.п.);

- объемно-пространстивенные (формы);

- звуковые;

- световые;

Коллективные товарные знаки (ст. 1510 ГК РФ). Коллективный знак принадлежит коллективу субъектов (объединению лиц). В литературе отмечается, что таким объединением могут быть ассоциации или союзы, где согласно ст. 121 ГК РФ члены сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Коллективный знак является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками. Коллективным знаком может пользоваться каждое из входящих в объединение лиц.

Общеизвестные товарные знаки пользуются высокой степенью известности у потребителей товаров, что предопределяет наличие специальных условий их охраны… Фактор известности товарного знака в сочетании с его репутацией автоматически делает популярными товары, на которые применены данные знаки, в том числе и в странах, где они не были зарегистрированы. Особенность правового режима общеизвестных знаков состоит в том, что правовая охрана общеизвестного товарного знака распространяется также на товары, неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным. Товарный знак может быть признан общеизвестным, если в результате интенсивного использования стал на указанную в заявлении дату широко известен в РФ среди соответствующих потребителей в отношении товаров заявителя (п. 1 ст. 1508 ГК РФ). Общеизвестный знак подлежит регистрации специальном реестре общеизвестных знаков.

Основания для отказа в регистрации товарных знаков

Абсолютные основания

I. Отсутствие различительной способности обозначений, или когда обозначение, состоит только из элементов:

1) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида. Приказ Роспатента от 05.03.2003 N 32 под таким обозначением понимает используемое для определенного товара обозначение, которое в результате его длительного применения для одного и того же товара или товара того же вида различными производителями стало указанием конкретного вида товара (канонические примеры - "Ксерокс", "Джип").

Арбитражная практика выработала критерии признания обозначения вошедшим во всеобщее употребление:

- знак должен потерять различительную способность для потребителей товара, его производителей или специалистов в данной области (общеупотребимость обозначения только в кругу производителей или специалистов является недостаточной).

- знак должен стать видовым понятием товара, неотделимым от него;

- при этом не имеет значение, действия самого правообладателя или третьих лиц привели к превращению знака в вошедший во всеобщее употребление.

(см., напр.: Постановление Президиума ВАС РФ от 14.12.04 № 11580/04).

2) являющихся общепринятыми символами и терминами. Приказ Роспатента от 05.03.2003 N 32 к общепринятым символам относит обозначения, символизирующие отрасль хозяйства или область деятельности, к которым относятся товары, содержащиеся в перечне товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака; условные обозначения, применяемые в науке и технике. К общепринятым терминам относятся лексические единицы, характерные для конкретных областей науки и техники;

3) характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта. Приказ Роспатента от 05.03.2003 N 32 к таким обозначениям относит простые наименования товаров; обозначения категории качества товаров; указания свойств товаров (в том числе носящие хвалебный характер); указания материала или состава сырья; указания веса, объема, цены товаров; даты производства товаров; данные по истории создания производства; видовые наименования предприятий; адреса изготовителей товаров и посреднических фирм; обозначения, состоящие частично или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара;

4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

II. Обозначения, состоящие только из элементов, представляющих собой:

1) государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки;

2) сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки;

3) официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия;

4) обозначения, сходные до степени смешения с элементами, указанными выше.

Такие элементы могут быть включены в товарный знак как неохраняемые элементы, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа.

III. Обозначения, представляющие собой или содержащие элементы:

1) являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя. Приказ Роспатента от 05.03.2003 N 32 к таким обозначениям относит обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности. Так, Палата по патентным спорам признала регистрацию знака недействительной на том основании, что использование в знаке наименования одного из видов боевого искусства для индивидуализации товаров и услуг не будет связано непосредственно с видом боевых искусств и поэтому является ложным;

2) противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. Приказ Роспатента от 05.03.2003 N 32 к таким обозначениям относит слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства, слова, написание которых нарушает правила орфографии русского языка, и т.п.

IV. Обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками, без согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

V. В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств - участников этого международного договора в качестве обозначений, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.

Относительные основания

Тождество или сходство до степени смешения обозначения с:

1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной;

2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

3) товарными знаками других лиц, признанными в установленном порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров.

Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с каким-либо из товарных знаков, указанных в настоящем пункте, допускается только с согласия правообладателя.

Согласно Приказу Роспатента от 05.03.2003 N 32 (п. 14.4.2.1) при проверке «тождества» и «сходства до степени смешения» проводится поиск тождественных и сходных обозначений, определяется степень сходства заявленного и выявленных при проведении поиска обозначений, однородность заявленных товаров товарам выявленных знаков или обозначений. Обозначение считается тождественным с другим обозначением, если оно совпадает с ним во всех элементах. Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.

При установлении «однородности товаров» согласно Приказу Роспатента от 05.03.2003 N 32 (п. 14.4.3) принимается во внимание род (вид) товаров, их назначение, вид материала, из которого они изготовлены, условия сбыта товаров, круг потребителей и определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному производителю.

II. Тождество или сходство до степени смешения с охраняемым наименованием места происхождения товаров (за исключением случая, когда такое обозначение включено как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего исключительное право на такое наименование, если регистрация товарного знака осуществляется в отношении тех же товаров, для индивидуализации которых зарегистрировано наименование места происхождения товара).

III. Тождество или сходство до степени смешения с охраняемым фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименования или обозначения) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированного в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

IV. Тождество обозначения:

1) названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

2) имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника;

3) промышленному образцу, знаку соответствия, доменному имени, права на которые возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

6. Наименования мест происхождения товаров

Понятие наименования указаний и места происхождения товара использует Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. и относит их к объектам промышленной собственности (ст. 1).

НМПТ – это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами (п. 1 ст. 1516 ГК РФ).

НМПТ охраняются в силу их государственной регистрации или на основании международных договоров. Особенность правого режима НМПТ заключается в том, что исключительное право на него может устанавливаться за разными лицами, производящими аналогичный товар с аналогичными свойствами.

Ю.Т. Гульбин выделяет следующие признаки НМПТ:

- НМПТ представляет собой обозначение;

- посредством этого обозначения НМПТ индивидуализирует товар;

- НМПТ выражает или обозначает только географический объект;

- НМПТ олицетворяет в товаре особые "природные или людские факторы" географического объекта производства. Такие факторы могут выражаться в традиционном трудолюбии населения места производства товара, его климатическими условиями, геофизической структурой и т.п.;

- в литературе отмечается такая существенная черта НМПТ, как стабильность их природных и людских факторов.

В правовой литературе различают следующие виды НМПТ.

В зависимости от обстоятельств, послуживших основанием для специфических свойств товара:

- сложившиеся под воздействием природных условий;

- сложившиеся под воздействием людских факторов;

- комбинированный вид: сложившиеся под воздействием природных и людских факторов.

В зависимости от территории распространения:

- национальные;

- международные.

В зависимости от степени контроля:

- обыкновенные;

- регламентированные;

- контролируемые (гарантированные).

Коммерческие обозначения

Коммерческое обозначение – обозначение, индивидуализирующее торговое, промышленное или иное предприятие, не являющееся фирменным наименованием и не подлежащее обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц (п. 1 ст. 1538 ГК РФ).

Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.

6. Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности

Топологии интегральных микросхем

Топологией интегральной микросхемы является зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. При этом интегральной микросхемой является микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, которое предназначено для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме и (или) на поверхности материала, на основе которого изготовлено такое изделие (п.1 ст. 1448 ГК РФ).

ТИМС подлежит правовой охране с момента ее первого использования или государственной регистрации (которая не носит обязательного характера).

Условия охраноспособности ТИМС:

Творческий характер (оригинальность), т.е. самостоятельная деятельность по созданию нового результата.

Новизна (как объективная, так и субъективная). Поскольку ТИМС может быть создана независимо разными лицами, а обязательной государственной и системы приоритетов в институте правовой охраны ТИМС не существует, для возникновения исключительного права на ТИМС достаточно критерия субъективной новизны. Поэтому любые лица, независимым творческим трудом создавшие ТИМС, приобретают на нее исключительное право.

Законодатель оперирует критерием оригинальности ТИМС (п. 2 ст. 1448 ГК РФ): правовая охрана, предоставляемая настоящим Кодексом, распространяется только на оригинальную топологию интегральной микросхемы, созданную в результате творческой деятельности автора и неизвестную автору и (или) специалистам в области разработки топологий интегральных микросхем на дату ее создания. Топология интегральной микросхемы признается оригинальной, пока не доказано обратное.

Топологии интегральной микросхемы, состоящей из элементов, которые известны специалистам в области разработки топологий интегральных микросхем на дату ее создания, предоставляется правовая охрана, если совокупность таких элементов в целом отвечает требованию оригинальности (п. 2 ст. 1448 ГК РФ).

7. Селекционные достижения

Селекционные достижения как объекты ИС – это биологические решения (сорта растений и породы животных), зарегистрированные в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, если эти результаты интеллектуальной деятельности отвечают установленным требованиям к таким селекционным достижениям (п. 1 ст. 1412 ГК РФ).

Сортом растений является группа растений, которая независимо от охраноспособности определяется по признакам, характеризующим данный генотип или комбинацию генотипов, и отличается от других групп растений того же ботанического таксона одним или несколькими признаками. Охраняемыми категориями сорта растений являются клон, линия, гибрид первого поколения, популяция.

Породой животных является группа животных, которая независимо от охраноспособности обладает генетически обусловленными биологическими и морфологическими свойствами и признаками, причем некоторые из них специфичны для данной группы и отличают ее от других групп животных. Порода может быть представлена женской или мужской особью либо племенным материалом, то есть предназначенными для воспроизводства породы животными (племенными животными), их гаметами или зиготами (эмбрионами). Охраняемыми категориями породы животных являются тип, кросс линий.

Клон – ряд следующих друг за другом поколений наследственно однородных потомков одной исходной особи, образующегося в результате бесполого размножения.

Линия – размножающиеся половым путем родственные организмы, которые происходят, как правило, от одного предка или одной пары общих предков и воспроизводят в ряду поколений одни и те же наследственно устойчивые признаки.

Гибрид – организм, полученный в результате скрещивания генетически различающихся родительских форм (видов, пород, линий и др.)

Популяция – совокупность особей одного вида, длительно занимающая одно пространство и воспроизводящая себя в течение большего числа поколений.

Эмбрион (зародыш животного) – организм на ранних стадиях развития.

Селекционные достижения охраняются по патентной регистрационной системе. Однако в отличие от объектов патентных прав селекционные достижения не являются абстрактными решениями, а выражены в конкретной особи животного или растения. Их сущность невозможно описать формулой, подобно формуле изобретения.

Правовую основу деятельности по использованию семян растений составляет Федеральный закон от 17.12.1997 № 149-ФЗ «О семеноводстве», деятельности по разведению племенных животных – Федеральный закон от 03.08.1995 № 123-ФЗ «О племенном животноводстве».

8. Условия патентоспособности селекционного достижения:

1) Новизна. Сорт растений и порода животных считаются новыми, если на дату подачи заявки на выдачу патента семена или племенной материал данного селекционного достижения не продавались и не передавались иным образом селекционером, его правопреемником или с их согласия другим лицам для использования селекционного достижения:

- на территории Российской Федерации ранее чем за один год до указанной даты;

- на территории другого государства ранее чем за четыре года или, если это касается сортов винограда, древесных декоративных, древесных плодовых культур и древесных лесных пород, ранее чем за шесть лет до указанной даты (п. 3 ст. 1413 ГК РФ).

2) Отличимость. Селекционное достижение должно явно отличаться от любого другого общеизвестного селекционного достижения, существующего к моменту подачи заявки на выдачу патента (п. 4 ст. 1413 ГК РФ). Общеизвестным селекционным достижением является селекционное достижение, данные о котором находятся в официальных каталогах или справочном фонде либо которое имеет точное описание в одной из публикаций. Подача заявки на выдачу патента также делает селекционное достижение общеизвестным со дня подачи заявки при условии, что на селекционное достижение был выдан патент.

3) Однородность. Растения одного сорта, животные одной породы должны быть достаточно однородны по своим признакам с учетом отдельных отклонений, которые могут иметь место в связи с особенностями размножения (п. 5 ст. 1413 ГК РФ).

4) Стабильность. Селекционное достижение считается стабильным, если его основные признаки остаются неизменными после неоднократного размножения или в случае особого цикла размножения - в конце каждого цикла размножения (п. 6 ст. 1413 ГК РФ).

9. Секреты производства (ноу-хау)

Впервые на нормативном уровне термин «ноу-хау» был употреблен в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г. В науке нет единого мнения в определении понятия ноу-хау. Существуют две точки зрения по этому вопросу:

- ноу-хау – это только технические достижения.

- ноу-хау – это не только техническое достижение, но и организационное решение, которое суммирует знание и опыт в производстве или организации какого-либо процесса, информация о некоторых работах, дающих уже проверенные результаты.

Согласно ст. 1465 ГК РФ секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Таким образом, закон закрепляет определенные признаки ноу-хау как объекта ИС:

по содержанию - это информация любого характера (сведения производственные, технические, организационные и др.)

информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам (т.е. неизвестность информации напрямую обуславливает ее ценность);

к этой информации нет свободного доступа на законном основании (следует иметь в виду, что законодательство о коммерческой тайне устанавливает перечень сведений, которые не могут охраняться в режиме коммерческой тайны);

обладатель информации установил относительно такой информации режим коммерческой тайны в порядке, предусмотренным законом (Федеральным законом от 29 июля 2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).

Не могут становиться ноу-хау следующие сведения (ст. 5 ФЗ «О коммерческой тайне»):

1) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2) содержащиеся в документах, дающие право на осуществление предпринимательской деятельности;

3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

10. Сложные объекты интеллектуальной собственности

Новеллой четвертой части ГК РФ стали положения о сложных объектах ИС и основах их