Монополизм в экономике: последствия, методы борьбы
Размещено на /
Министерство общего и профессионального образования РФ
Пермский государственный технический университет
Кафедра экономической теории
Курсовая работа по экономической теории
На тему: "Монополизм в экономике: последствия, методы борьбы"
Выполнил:
Студент экономического отделения
гуманитарного факультета
Группы ЭУ-09С (1)
Бузмакова Светлана Александровна
Принял:
Преподаватель экономической теории
Толстоброва Надежда Александровна
Пермь, 2010
План
Введение
. Анализ монополизма как экономического явления
§1.1 Определение монополии
§1.2 Отличия монополии от совершенной конкуренции
§1.3 Характеристика "естественной монополии"
§1.4 Юридические ограничения
§1.5 Сущность монополизма
§1.6 Антимонопольная политика
§1.7 Последствия монополии
. Анализ монополизма на примере заводов "Пермские моторы"
§2.1 История "Пермских моторов"
§2.2 Выявление монополиста
Заключение
Список используемой литературы
Библиография
Введение
монополизм конкуренция рынок труд
Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.
К монополиям можно относится по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основой экономического благосостояния.
Отношение общественности и государства к различным формам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.
С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.
Вместе с тем, не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских разработок). Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в технике осуществляются сравнительно небольшими, так называемыми венчурными компаниями. На этой основе подчас возникают крупные фирмы.
Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказалось на издержках во многих отраслях американской промышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов НИОКР позволило перейти к топливосберегающим технологиям и снизить издержки. Не следует также забывать и того, что крупные монополистические объединения играют роль своеобразного "буфера", сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы во время кризиса. Образно говоря, крупные монополии - это опорные узлы всей конструкции национального хозяйства. Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.
В курсовой работе рассматривается как раз тот случай, когда на рынке какого-либо товара господствует один производитель или поставщик, т.е. монополию (от греч. mono - один, poleo - продаю), отметить ее последствия и методы борьбы.
Цель курсовой работы заключается в разработке теоретико-экономических основ анализа сущности монополии на рынке труда, формирования и развития монопольных отношений на российском рынке труда.
Реализация указанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
- систематизировать теоретические подходы к анализу монополии;
- раскрыть сущность монополии на рынке труда;
- рассмотреть последствия монополии;
- дать характеристику состояния монопольных отношений на современном российском рынке труда;
- сравнить монополию и конкуренцию;
- рассмотреть антимонопольную политику.
Объектом исследования является наблюдение нахождения монополии на рынке.
Предметом исследования служит сама монополия.
Чтобы выполнить данную курсовую работу использовалась литература с 2005 по 2009 год. Научная и учебная литература является основной базой в работе.
Применялось два метода эмпирического исследования: наблюдение и сравнение.
В работе используются учебники таких авторов, как М.Н Чепурин, Е.Ф Борисов, А.С.Булатов, В.И.Видяпина, В.Д.Камаев, Г.С.Вечканов и др.
Первая глава курсовой работы посвящена анализу монополизма как экономического явления. В ней рассмотрены сущность и виды монополий, соотношение и проблемы взаимодействий монополии и конкуренции, последствия и методы борьбы. В ней рассматриваются такие актуальные вопросы, как: антимонопольная политика (изложены проблемы правового регулирования монополизма и ограничения конкуренции на основе действующего законодательства РФ).
Также в первой части данной работы раскрыты особенности российского монополизма и его историко – генетические корни.
Во втором параграфе первой главы работы изложены вопросы экономического поведения фирмы – монополиста в условиях рыночной экономики.
Вторая глава работы содержит анализ монополии на примере заводов "Пермские моторы".
Значимость исследования состоит в углублении методологических основ исследования конкуренции и монополии на рынке труда, институциональных аспектов его функционирования. Полученные теоретические результаты способствуют научному обоснованию направлений регулирования конкурентно-монопольных отношений на рынке труда.
Глава 1. Анализ монополизма как экономического явления
§1.1 Определение монополии
Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене.
§1.2 Отличия монополии от совершенной конкуренции
Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. "Рыночная власть" означает способность продавца (покупателя) влиять на цену товара.
Итак, какие же черты отличают монополию от совершенной конкуренции?
Единственный продавец (монополист).
Реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара).
Полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж.
Для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.
§1.3 Характеристика "естественной монополии"
Особое место занимает феномен "естественной монополии". К естественным монополистам относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы). Как правило, подобные "естественные монополии" находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, - эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Известно, что крупное производство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек при однородном производстве. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому естественные монополии становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.
§1.4 Юридические ограничения
Искусственные барьеры для предотвращения проникновения на монополистический рынок конкурентов представлены юридическими ограничениями в форме "лицензий", "авторского права", "товарных знаков", или "патентной защиты".
Лицензия – это право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности на данном рынке.
Авторское право контролирует продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора (книги, музыкального произведения, программы для ЭВМ); оно действительно на протяжении всей жизни автора (и еще в течение 25 лет после его смерти в интересах его наследников).
Товарные знаки – это специальные символы, позволяющие узнавать ("идентифицировать") товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применять похожие, путающие потребителя.
Патент – свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжение созданным им благом (технологией); если фирма имеет патент на технологию производства какого – либо продукта, то это делает невозможным производство данного товара другими фирмами в течение срока действия патента. Конечно, патентовладелец может продать свою технологию или вообще ее не использовать, но это его право. И только получение патента на альтернативную технологию позволит конкурировать с фирмой – монополистом.
Монополия в чистом виде – явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию. Довольно часто в качестве примера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что иные виды связи (например, экспресс – почта или спутниковая связь) создают скрытую конкуренцию, предлагая качественные заменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия не может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны других отечественных или иностранных производителей товаров.
Монополия, возникающая со стороны спроса, когда на рынке имеется только один покупатель при множестве продавцов, называется монопсонией. Такая рыночная структура во всем схожа с монополией, черты которой переносятся на покупателя. Чистая монопсония не менее уникальное явление, чем монополия.
Чтобы подробнее узнать про монополию, надо рассмотреть ее сущность.
§1.5 Сущность монополизма
Дана авторская трактовка понятия монополизм, как экономической категории, выражающей экономические отношения между хозяйствующими субъектами различных уровней в форме полного господства и владения финансами, средствами производства, возникающие на всех фазах воспроизводственного процесса по поводу реализации их экономических интересов, заключающихся в завоевании и упрочнении монопольных позиций в отрасли и на рынке.
В условиях кризиса сравнительный выигрыш участников рынка от рентоориентированного поведения растет, поэтому объективно повышается вероятность принятия новых норм, ограничивающих конкуренцию (обычно мотивируемых целью защитить отечественных производителей). Особенно это касается компаний, которых по разным причинам относят к числу системообразующих.
В целях реализации своей целевой функции получения монопольной прибыли (сверхприбыли), выявлена двоякая сущность монополизма: с одной стороны - монополизм выступает фактором усиления организующей и регулирующей роли по внедрению инноваций с целью доминирования в отрасли и на рынке, а с другой ведет к экономическому застою, перераспределению ресурсов и благ в пользу субъектов, обладающих властными полномочиями. Доказано, что успешное преодоление монополизма в российской экономике связано не столько с разукрупнением производства и развитием малого и среднего бизнеса, а в большей степени с финансовой диверсификацией и созданием государственных корпораций, что в значительной степени отвечает современным условиям экономического роста и выступает фактором демонополизации экономики. Раскрыта сущность государственных монополий как экономического явления, где в основе лежит монополия государства на экономическое пространство, в рамках которого осуществляется институциональная, экономическая, военно-стратегическая и другая деятельность, базовым признаком государственного монополизма является исключительное положение государства в качестве хозяйствующего субъекта в воспроизводственном процессе и на конкретном рынке. Предложены меры по реализации механизма государственно-частного партнерства в целях усиления конкурентоспособности каждого из них и упорядочения взаимодействия государства с бизнесом и научными организациями в отношении продвижения инноваций и внедрения наукоемких и высоких технологий для достижения устойчивого экономического роста страны.
Проведенное исследование позволяет использовать основные научные положения и выводы в качестве теоретико-методологической базы для дальнейших исследований монополизма. Они могут стать основой для теоретического обоснования и совершенствования государственного регулирования монополистических отношений.
Далее надо определить, как бороться с монополией.
§1.6 Антимонопольная политика
Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство, основы которого заложены в законодательных актах Верховного Совета Российской Федерации.
Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных "правил игры" на рынке.
Начало антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике. В 1880 г. был принят первый закон - закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли. Позднее, в 1914 г., был принят еще один важный законодательный акт - закон Клейтона. Этот закон был направлен в первую очередь против различных видов монополистической практики. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал исключительные или "принудительные" соглашения, формирование взаимопереплетающихся директоратов, приобретение акций конкурирующих корпораций. В 1914 г. была образована Федеральная торговая комиссия, предназначенная для борьбы с антиконкурентными слияниями компаний. В 1938 г. на эту комиссию была возложена дополнительная ответственность по защите общественности от вводящей в заблуждение или ложной рекламы. Акт Целлера-Кефовера 1950 г. дополнил закон Клейтона о слияниях запретом на слияние путем приобретения активов, результатом чего могло явиться ослабление конкуренции.
Первые антимонопольные законы США представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого бизнеса. В дальнейшем практика антимонопольного законодательства неоднократно менялась на протяжении XX столетия, периоды его ужесточения и либерализации чередовались.
В последние десятилетия наблюдается смягчение действий статей законодательства. В этом проявилось влияние представителей чикагской школы. По их мнению, основной задачей антимонопольного законодательства является не защита интересов отдельных компаний, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.
В Западной Европе антимонопольное законодательство было принято в послевоенный период и имеет ряд особенностей. С одной стороны, оно формально направлено на защиту интересов потребителей, а с другой - призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это связано с научно-техническим прогрессом.
Хотя конкретный характер и содержание антимонопольного законодательства в различных странах имеют свои особенности, можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.
Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления - контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. Например, в деле против "IBM" министерство юстиции США обвинило компанию в демпинге при установлении цен на аренду компьютеров ее собственного производства.
Слияние компаний происходит, когда одна фирма приобретает акции другой. В результате вторая компания становится составной частью первой. Со второй половины 80-х гг. усиление этого процесса наблюдается практически во всех странах. Так, в США в 1987 г. более 2000 фирм были поглощены в процессе слияний.
А как ведет себя монополия в XX веке рассмотрим далее…
§1.7 Последствия монополии
В XX в., особенно со второй его половины, в корне изменилось взаимодействие между участниками рынка. Чтобы разобраться, как оно происходит, нужно выявить тенденции, которые свойственны развитию монополии и конкуренции в современных условиях.
Первая тенденция – противоречивое развитие монополизации рынка. С одной стороны, в законодательном порядке была ликвидирована абсолютная монополия. С другой стороны – научно – техническая революция вызвала переход к гораздо более высокому уровню укрупнения хозяйства. Централизация производства привела к образованию мощных естественных монополий, охватывающих национальное экономическое пространство (магистральные трубопроводы для транспортировки нефти и газа, трассы по передаче электрической и тепловой энергии и т.п.). Кроме того, в национальной экономике возник монополистический по своей природе государственный сектор.
Вторая тенденция — к обострению конкуренции. Научно- техническая революция необыкновенно ускорила совершенствование технической базы производства. В связи с этим в странах с новой экономикой резко усилилось соперничество, особенно в области внедрения новейших достижений техники и технологии. Такая конкуренция стала поистине глобальной (мировой), охватывая все страны с открытой экономикой.
Сейчас основная проблема, мешающая становлению условий инновационного хозяйствования, заключается, прежде всего, в слабости политики государства по поддержке воспроизводства промышленного капитала. Сектор малых и средних предприятий не в состоянии выйти на позиции, сравнимые с ТНК высокоразвитых стран, и не служит базой для создания эффективных хозяйственных структур.
Таким образом, на исходе ХХ столетия сложилась парадоксальная ситуация: на рынке одновременно усиливают свои позиции прямо противоположные виды взаимодействия субъектов хозяйствования. Возникает вопрос: какие последствия влечет столкновение двух указанных тенденций?
Во-первых, в корне меняется экономическая роль многих монополий. Для конца XIX — первой половины ХХ в. традиционным было стремление монополий тормозить применение научно - технических новинок, чтобы не допускать снижения рыночных цен. Но сейчас крупные хозяйственные объединения становятся легальными монополиями и в течение определенного срока используют патентное право для обновления технологии.
Во-вторых, внедрение достижений научно-технической революции требует крупных материальных затрат. Как правило, такие затраты не способны осуществлять мелкие предприятия, типичные для свободной конкуренции. В отличие от них монополии с их высокими доходами могут в своей отрасли добиться первенства в научно-техническом прогрессе. Этим они упрочивают свое преобладающее положение на рынке.
В-третьих, в последние годы важное значение приобрело участие крупных хозяйственных объединений в глобальной конкуренции, направленной на завоевание мирового рыночного пространства. Во многих странах государство оказывает национальным монополиям помощь в освоении новейших научно-технических достижений, в подготовке научных и инженерных кадров, а так же обеспечивает их другими экономическими преимуществами.
Ориентиром в этом отношении служит определение рейтинга в глобальной конкуренции. Так, согласно опросам, проводимым Международным экономическим форумом (оцениваются показатели 46 стран мира), в 1990-х гг. наиболее конкурентной страной признавались США. Ближе всего к ней стояли Сингапур, Гонконг и малые европейские страны. Между тем с 1992 по 1997 г. в этом рейтинге Япония спустилась со 2 на 10 место, Германия — с5 на 14, Франция — с 15 на 19. Россия устойчиво занимала 46 место. Итак, очевидно, что в современный период характерен необычный синтез (от греч. synthesis — соединение, сочетание) конкуренции и монополии.
За последние 17 лет российская экономика прошла беспрецедентный путь не просто усилении конкуренции, но создания рынков, в советское время не функционировавших. Большая часть продуктов и ресурсов сегодня продается на нерегулируемых рынках, где государство не устанавливает директивно уровень цен. Внешнеторговый оборот достиг 45% ВВП; следовательно, многие отечественные компании объективно участвуют в глобальной конкуренции или на зарубежных рынках (как экспортеры), или на внутренних (сталкиваясь с импортом). Несмотря на сохраняющиеся искажения условий конкуренции она взаимодействует на поведение поставщиков и реструктуризацию промышленных предприятий. По данным выборочных исследований, в середине 2000-х годов лишь около 1/5 промышленных предприятий не считали конкуренцию важным фактором принятия бизнес – решений; при этом около 1/3 испытывали острую конкуренцию со стороны как отечественных, так и зарубежных компаний.
По данным опросов предпринимателей, со времен административные ограничения входа на рынок если и не снижаются, то, по крайней мере, их становится легче преодолеть. К сожалению, главную роль здесь играют не столько действия государства, сколько навыки участников рынка по преодолению административных барьеров (своего рода "организационные нововведения").
В то же время сохраняются и ограничения (препятствия) для развития конкуренции и одновременно – применения конкурентной политики на российских рынках.
Вывод: Последствия в применении государством разных тенденций получаются различные, противоречивые друг другу.
Применение антимонопольного законодательства подрывает рыночную власть абсолютных монополий.
Тенденции свойственны развитию монополии и конкуренции в современных условиях.
Глава 2. Анализ монополизма на примере заводов "Пермские моторы"
§2.1 История "Пермских моторов"
История покорения воздушного пространства неразрывно связана с именами талантливых российских конструкторов и инженеров, с уникальными разработками и смелыми техническими решениями, получившими признание во всем мире.
Пермские моторостроители внесли неоценимый вклад в развитие отечественного двигателестроения. В настоящее время ПС-90А - единственный в России авиационный двигатель четвертого поколения, в котором реализованы современные мировые требования к безопасности, экономичности и эксплуатационной технологичности. Пермские двигатели стоят на крыле знаменитого истребителя-перехватчика МиГ-31. В Перми сегодня создается двигатель 5-го поколения на базе нового высокоэффективного малоступенчатого газогенератора.
ОАО "Пермские моторы"- головное предприятие пермского моторного холдинга.
Пермский моторостроительный комплекс
Пермский моторостроительный комплекс - группа пермских авиационных предприятий, объединенных общим брендом "Пермские моторы", общей историей и территорией, связанных в единую технологическую цепочку, охватывающую проектирование, доводку, серийный выпуск авиационных двигателей, газотурбинных установок и газотурбинных электростанций, вертолетных редукторов и трансмиссий, а также их послепродажное сопровождение в эксплуатации.
Предприятия комплекса:
ОАО "Авиадвигатель"
ОАО "Пермский Моторный Завод"
ОАО "Редуктор-ПМ"
ОАО "Пермские моторы"
ЗАО "Моторсервис-ПМ"
ЗАО "Металлист-ПМ"
ЗАО "Инструментальный завод-ПМ"
ЗАО "РЭМОС-ПМ"
ОАО "Энергетик-ПМ"
ЗАО "Железнодорожник-ПМ"
и др.
Предприятия комплекса находятся под управлением ООО "Управляющая компания "Объединенная двигателестроительная корпорация" и ОАО "Вертолеты России" ( ОАО "Редуктор-ПМ") корпорации ОАО "ОПК "Оборонпром".
Именно здесь разработаны двигатели большинства российских пассажирских и транспортных самолетов, начиная с ветеранов – Ту-134, Ил-62М, Ту-154М, Ил-76 и заканчивая самыми современными – Ту-204, Ту-214, Ил-96-300, Ил-76МФ.
Начиная с 1996 года, введено в эксплуатацию более 500 газотурбинных установок.
Пермские газовые турбины получили высокую оценку заказчиков, среди которых ОАО "Башкирэнерго", ООО "Тюментрансгаз", ОАО "Севергазпром", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "НК "ЮКОС", ОАО "Сибур" и др.
Высокий спрос на продукцию Пермского моторостроительного комплекса, научный и промышленный потенциал его основных предприятий ставят комплекс в число лидеров отечественного двигателестроения.
§2.2 Выявление монополиста
Монополия - это когда существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей. Пока на ранке нет конкурентов "Пермским моторам", ведь на протяжении некоторого времени завод доказал свое лидерство в двигателестроении. "Пермские моторы" - это целый комплекс предприятий объединенных одним делом: выпуском двигателей. Наличие у предприятия постоянных клиентов свидетельствует о подтверждении его монополистом.
Ознакомившись с историей "Пермских моторов" можно с уверенностью назвать данное предприятие крупным монополистом.
Заключение
Подводя итоги работе, необходимо заметить, что цели и задачи, поставленные раннее и сформулированные во введении, были достигнуты. Это позволяет сделать некоторые выводы.
Во-первых, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации является избыточная власть фирм-монополистов. Круг тех, кто может вести бизнес, неуклонно сужается и делает монополистичной всю экономику. Новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает саму структуру предпринимательства. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции, в результате чего у компаний нет стимула к повышению эффективности труда. При монополизме расцветает паразитизм в экономике, мнение о том, что деньги можно заработать только при "особом" отношении с властью. Правительство России заинтересовано получать налоги от промышленности, но не готово их снизить, хотя бы в инновационном производстве. Монополизм в экономике способствует коррупции. Все это не способствует развитию экономики в целом, тормозит возникновение и развитию новых конкурентоспособных предприятий. Отсутствие эффективной налоговой и юридической систем тоже не способствует развитию бизнеса. В итоге многие компании работают в расчете на краткосрочные перспективы, уводят деньги за границу, неохотно инвестируют их в производство. Все это негативно оказывается на экономике страны.
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Цели и задачи поставленные в начале курсовой работы были выполены.
Список используемой литературы
Архипов В.Е. Маркетинг: техника создания спроса. – М: Вершина, 2005.
Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2006. - 391с. - (Основы наук)
Вечканов Г.С. "Экономическая теория": учебник для вузов –С-П, 2009.
Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И., Микроэкономика. – СПб.: экономическая школа, 2005.
Журнал "Вопросы экономики"2009г., выпуск №3
Журнал "Экономист", 2008г., №4.
Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 2005.
Курс экономической теории: учебник – 5-е дополненное и перераб.издание – Киров: "АСА", 2005;
Любимов Л.Л., Ранеева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: Вита – пресс, 2006.
Лебедева О.А., Лыгина Н.И., Маркетинговые исследования рынка. – М.: Инфа-М, 2005.
Мэнкью М. Грегори. Принципы экономикс – СПб.: Питер. 2005.
Пласкова Н.С. "Экономический анализ" - Эксмо, Высшее экономическое образование, 2009;
Экономическая теория: учебник. – 4-е издание, переработка и дополнение. – М.: Высшее образование, 2008. – 391с. – (Основы наук).
Экономическая теория: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. —
М.: Юрайт.Издат, 2005. — 399 с.
"Экономика: учебник"/под ред. д-ра экон.наук, проф. А.С. Булатова – 4-е изд., перераб.и доп. – М: Экономистъ, 2008;
"Экономическая теория (политэкономия)" 4-е издание/ под редакцией Видяпина В.И. – Инфа-М, 2008.
"Экономическая теория. Учебник"/Под ред. В.Д.Камаева, Е.Н.Лобачевой.-М.,Юрайт-Издат, 2005.
Библиография
Для раскрытия темы выбрано несколько учебников, один из которых – "Экономическая теория: учебник. – 4-е издание, переработка и дополнение. – М.: Высшее образование, 2008. – 391с. – (Основы наук)."
Авторы учебника по-прежнему считают необходимым во всех без исключения темах делать акцент на том, что мы изучаем экономическое поведение людей, а построение графиков и формул – не самоцель, а лишь необходимое подспорье в решении этой задачи.
Одной из характерных особенностей учебника является широкий спектр проблем, составляющих его содержание. Читатель найдет в нем ответы на основные вопросы всех разделов стандартного курса экономической теории, преподаваемой в большинстве высших учебных заведений нашей страны и за рубежом.
Также использован учебник Е.Ф.Борисова.
Настоящий учебник последовательно продолжает и значительно дополняет важнейшие положения современного экономического мышления, которые были отражены в предыдущем варианте книги 1. Здесь речь идет о концепциях, дающих углубленное понимание современной хозяйственной действительности и перспектив развития экономики в XXI столетии. Так, концепция трех стадий развития производства отражает современный взгляд на историю развития мировой экономики, новизной отличаются представления о нынешней структуре отношений собственности в промышленно развитых странах, изменении экономической роли конкуренции и монополий в условиях научно-технической революции, распределении доходов в свободной рыночной и социально ориентированной экономике и др. В книгу внесены значительные изменения, которые устраняют существенные пробелы в экономической теории, полнее отражают ускорившееся развитие мирового хозяйства на рубеже XX— XXI вв. В обновленном учебнике также усовершенствована логическая структура излагаемой учебной дисциплины, восполнены отсутствовавшие ранее звенья научной системы. Прежде всего показано, что термин "экономика" обозначает два понятия: а) хозяйственную деятельность людей, б) экономическую теорию, которая научно освещает такую деятельность. Тем самым предотвращается отождествление этих понятий, что позволяет лучше проследить те изменения и в реальной хозяйственной действительности, и в теории, которые произошли во второй половине ХХ в.
В учебнике более полно рассмотрена вся система экономических отношений, включены новые главы, посвященные анализу кооперации и разделения труда, а также общей характеристике управления экономикой.
Настоящее издание знакомит читателя с новыми разработками многих теоретических и практических проблем. В частности впервые показано действие таких законов рынка, как закон цены по массовому предложению и закон цены по массовому спросу. Знание этих законов позволяет понять воздействие национальной конкуренции на рыночную цену, ценовую политику монополий и монопсоний, процесс изменения цены на землю.
В книге значительное внимание уделено новейшим тенденциям и противоречиям глобализации мирового хозяйства. Во многих главах показана усиливающаяся взаимосвязь национальных экономик с мировыми хозяйственными процессами.
Также я использовала статьи из двух экономических журналов:
-Журнал "Вопросы экономики" является авторитетнейшим изданием в области теории и практики экономики.
-Журнал "Экономист" - старейший экономический журнал России, начал издаваться с 1924 года как журнал Госплана СССР и выходил под названием "Плановое хозяйство". Один из самых авторитетных журналов страны, на его страницах обсуждаются важнейшие теоретические и практические экономические проблемы, дается глубокий анализ экономических процессов, происходящих в стране и за рубежом. Периодически публикуются обзоры состояния российской экономики, последние статистические показатели ее развития.
Размещено на