Реституция культурных ценностей

Геринг, Розенберг, Риббентроп и другие фашистские главари.

  Итоги Второй мировой войны нам известны. Мировые договора 1947 года установили порядок реституции имущества, однако проблема культурных ценностей разрешена не была.

  Усугубила ее такая проблема: в счет компенсации за огромные потери культурного достояния, Советский Союз вывез из Германии культурные ценности, принадлежащие немецкому народу. К концу XX века эта проблема превратилась в клубок трудноразрешимых противоречий и разногласий.

  К сожалению вокруг этой  проблемы идут политические “игры”, а ведь ее разрешением должны заниматься юристы-международники, отбросив все конъюнктурные соображения. Решения должны основываться на существующих международных актах, принципах международного права и закрепляться международными договорами.

  Основой этой проблемы является вопрос: законно, либо незаконно были вывезены немецкие культурные ценности. Российская сторона утверждает, что законно.

  Да, определенными договорами (мирный договор с Италией, 1947 г.) предусматривалось,что в случае если “невозможно осуществить реституцию объектов, предъставляющих художественный, исторический, или архиологический интерес, которые составляют часть культурного наследия Объединеных Наций, с территории которой объекты были вывезены гражданами, властями или итальянскими армиями, насильственно или по принуждению, Италия обязуется предоставить заинтересованной объединенной нации объекты той же природы и взаимно эквивалентной ценности вывезенным объекта в той степени, в которой это было возможно получить в Италии”.[39]

  Таким образом, известны случаи замены культурных ценностей, т.е. компенсации. Более того, российский закон № 64-Ф3 от 15 фпреля 1998 г. “О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в резкльтате второй мировой войны и находящихся на территории РФ[40] (В дальнейшем - закон о перемещенных культурных ценностях 1998 г.) прямо вводит понятие “компенсаторная реституция”, определяя его как “вид материальной, международно-правовой активности государства-агрессора, применяемой в случаях, если осуществление ответственности данного государства в форме обычной реституции невозможно, и заключающейся в обязанности данного государства компенсировать причиненный другому государству материальный ущерб, путем передачи потерпевшему государству (или путем изъятия потерпевшим государством в свою пользу) предметов того же рода, что и разграбленные и незаконно вывезенные государством-агрессором с территории потерпевшего государства” (ст.4 закона).

  Совершенно ясно, что такие определения (впрочем как и весь закон) не выдерживают никакой критики с точки зрения норм международного права. Трудно говорить о каких-то положительных результатах, когда свои требования стороны выдвигают в ультимативной форме.

  Другой проблемой является то, что многие культурные ценности, вывезенные немецкими оккупантами, были затем переправлены в другие страны и Германское правительство, даже желая их вернуть, не имеет фактической возможности это сделать. Такова судьба русской святыни - Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы, которая находится ныне в частоном собрании в г. Чикаго, США.[41] О судьбе другой святыни - Смоленской иконе Божьей матери Одичитрии известно лишь, что она была вывезена оккупантами. И это только два примера, а сколько еще культурных ценностей ждут разрешения этого спорного вопроса: кому они принадлежат.

  Данный вопрос достоин более глубокого и тщательного исследования, а объем курсовой работы не позволяет раскрыть ее полностью. Но одно можно сказать точно: две стороны (Россия и Германия) должны сесть за стол переговоров о судьбе культурных ценностей, перемещенных в годы Второй Мировой войны, отбросив предъвзятость и политические клише.[42] Только тогда можно ждать позитивных результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

  В данной курсовой работе мною был раскрыт вопрос по проблемам реституции культурных ценностей. Возможно, кто-то может посчитать этот вопрос не актуальным для республики Молдова. Однако, мне бы хотелось предостеречь от столь поспешных выводов. Во-первых, вопросы охраны культурного наследия любой страны не могут не волновать его граждан. Во вторых, республика Молдова интегрируется в Европу и одним из шагов к этому знаменательному событию является принятие РМ в Совет Европы. В Еропейской Культурной конвенции, подписанной под эгидой Совета Европы в Париже 19 декабря 1954 года говорится : Каждая Договаривающаяся сторона будет рассматривать европейские культурныеценности, находящиеся под ее контролем как неотделимую часть общего культурного наследия Европы, а так же будет предпринимать необходимые меры для их охраны и обеспечения к ним необходимого доступа (ст.5).

  Таким образом, становясь полноправным членом Совета Европы, Молдова принимает на себя обязательства выполнять международные конвенции, подписанные в рамках Совета Европы, в том числе и по охране культурных ценностей, соблюдение правового режима в отношении культурных ценностей.

  Автор этой работы надеется, что наше государство повернется лицом к культуре, улучшит плачевное состояние наших музеев, других культурных учреждений. Еще Гипократ сказал “Vita brevis - Ars longa” (Жизнь - быстротечна - искусство вечно) и на нас  лежит ответственность, какое культурное наследие наших предков мы передадим подростающему поколению. Именно этой цели служит данная курсовая работа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алесандров Е. “Международно-правовая защита культурных ценностей и объектов”, София, 1978 г.

2. Александров Е. “Пакт Рериха и международная охрана памятников истории и культуры”, София, 1978 г.

3. Бушков А. “Россия, которой не было. Загадки, версии, гипотезы”, Москва, 1997 г.

4. Богуславский М.М. “Международная охрана культурных ценностей, Москва, 1979 г.

5. Гоголицын Ю.М. “Величайшие подделки, грабежи и хищения произведений искусства”, Санкт-Петербург, 1997 г.

6. Зейдевиц Р. и М. “Дама с горностаем (как гитлеровцы грабили художественные сокровища Европы), Москва, 1966 г.

7. Либман М., Островский Г. “Поддельные шедевры”, Москва, 1966 г.

8. Минасян Н.М. “Международные преступления третьего рейха”, Саратов, 1977 г.

9. Новицкий И.Б. “Римское право”, Москва, 1995 г.

10. Опенгейм Л. “Международное право”, Москва, 1950 г.

11. Румянцев Ф. Я. “Бизнес на искусстве”, Москва, 1976 г.

12. Советский энциклопедический словарь, Москва, 1982 г.

13. Энциклопедический юридический словарь, Москва, 1996 г.

14. Внешняя политика советского союза в период Отечественной

   войны, Москва 1996 г.

15. Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными 

   преступниками, Москва 1958 г.

16. Ни давности, Ни забвения (По материалам Нюрнбергского

   процесса), Москва, 1984 г.

17. Ведение боевых действий. Сборник Гаагских конвенций и иных

  соглашений, Москва, 1995 г.


[1] Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Заключительный акт. Хельсинки 1975 год; в книге “Права человека и судопроизводство”, Варшава, стр.18

[2] Вилла “Тибуртина” принадлежащая римскому императору Адриану, была настоящим музеем, где были собраны лучшие произведения греческого искусства. Часть из них была завоевана предшественниками Адриана, часть – им самим. В V веке н.э. хлынувшие в Италию орды варваров, в свою очередь, разграбили виллу. Именно здесь при раскопках был найден шедевр античного искусства – статуя Венеры Милосской.

[3] Ричард Дж. Тьюлз, Эдвард С. Бредли, Тэд М. Тьюлз “Фондовый рынок” Москва,1997 г., стр.11

[4] Советский Энциклопедичекий словарь, Москва, 1982 г., стр. 677.

[5] Ведение боевых действий. Сборник Гаагских конвенций и иных соглашений.Москва, 1996 г., стр.30

[6] Там же, стр. 33-34

[7] Ведение боевых действий. Сборник Гаагских конвенций и иных соглашений.Москва, 1996 г., 

    стр.30

[8] Московский Кремль, Москва, 1977.

[9] По своей правовой природе эти два документа существенно отличаются. Рекомендации 

   ЮНЕСКО принимаются простым большинством голосов и не требуют ратификации  

    государствами-членами ЮНЕСКО, носят рекомендательный характер. Конвенции

    принимаются на Генеральной Конференции ЮНЕСКО 2/3 голосов, требуют ратификации

    государствами-членами и носят обязательный характер для стран, их ратифицировавших.

[10] Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, ст.1, в книге Богуславского М.М. “Международная охрана культурных ценностей”, Москва, 1979, стр.167

[11] Во время Наполеоновских войн из Венеции в Париж были вывезены фигуры коней, снятые на площади Св.Марка

[12] Богуславский М.М. “Международная охрана культурных ценностей”,

   Москва, 1979 г., стр.167-168

[13] Московский журнал международного права, 1996 г., № 2, стр.223-237

[14] Закон МССР № 2242-IX от 29 декабря 1977 года ”Об охране и использовании памятников

   истории и культуры”, статья 1

[15] Российская газета, 21 апреля 1998 года

[16] Е.Александров “Международно-правовая защита культурных ценностей и объектов”, София,

   1978 год, стр. 9-10

[17] Новицкий И.Б. “Римское право”, Москва,1995 г., стр.45

[18] Гражданский кодекс республики Молдова, принят 26 декабря 1964 года

[19] Древне-греческие скульпторы

[20] Бушков А. “Россия, которой не было. Загадки, версии, гипотезы”, Москва

[21] Gentiles A. “De jure belli” III, IV

[22] Де Ваттель Эмер “Право народов”, Москва,1960 г.,стр.523

[23] Тем же декретом был утвержден ныне широко известный музей Лувр

[24] Мы еще поговорим об эйнзатуштабе Розенберга, занимающимся тем же в фашистской 

    в Германии, в III главе работы.

[25] В результате Германской бомбардировки в сентябре 1914 года при пожаре сгорело 300.000 книг,  500 рукописей. На основании этого Германия заключила с Бельгией два соглашения от 29

     января и 4 ноября 1920 года о поставки книг на сумму 2186084 марки золотом.

[26] Внешняя политика советского союза в период Отечественной войны, Москва 1996 г.,

     ч.I,стр.337-338

[27] Все эти документы мы подробнее рассмотрим в следующей главе

[28] Ведение боевых действий. Сборник Гаагских конвенций и иных соглашений. Москва 1995 г., 

     стр.22

[29] Там же, стр. 28

[30] Энциклопедический юридический словарь, Москва, 1996 г., стр.271

[31] Внешняя политика советского союза в период Отечественной войны, Москва 1996 г.,

     ч.I,стр.337-338

[32] Там же, стр.337

[33] Аналогичные нормы содержались в ст.24 договора с Венгрией, ст.23 договора с Румынией,

     ст.22 договора с Болгарией.

[34] Например, делегация США заявила, что если правила о реституции войдут в конвенцию, она

    не сможет ее подписать. Такую же позицию заняла Англия и ряд других стран.

[35] Ведение боевых действий. Сборник Гаагских конвенций и иных соглашений, Москва, 1995 г.,

     стр.35

[36] Московский журнал международного права № 2, 1996 г., стр. 229

[37] Любое государство может в момент подписания или ратификации заявить, что будет применять

    75 летний срок давности или более длительный, предусмотренный его правом.

[38] Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками, Москва 1958 г.,

     т.III, стр.528

[39] Мирный договор с Италией, ст.75, п.9

[40] Российская газета, 21 апреля 1998 г.

[41] Журнал Московской Патриархии, 1984 г. № 3, стр.13

[42] Обе эти страны не подписали конвенцию ЮНИДРУА 1995 г.