Реституция культурных ценностей

материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшенных от руки)(исключенные объекты подпадают под охрану международных договоров о защите промышленной собственности – прим. М.Ю.), оригинальные произведения скульптурного искусства из любых материалов, оригинальные гравюры, эстампы и литографии, оригинальные художественные подборки и монтажи из любых материалов;

8) редкие рукописи и инкунабулы, старинные книги, документы и издания, представляющие собой интерес (исторический, художественный, научный, литературный и т.д.), отдельно или в коллекциях;

9) почтовые марки, налоговые и аналогичные марки, отдельно и в коллекциях;

10) архивы, включая фоно-, фото-, и киноархивы;

11) мебель более чем 100-летней давности и старинные музыкальные инструменты.[12]

  Мною полностью приведена эта классификация, т.к. именно эта

классификация культурных ценностей, как и само определение культурных ценностей наиболее близко к теме нашей работы - реституции культурных ценностей. Международный институт по унификации права (ЮНИДРУА) предложил проект Конвенции по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям, которая была подписана на дипломатической конференции в Риме с 7 по 24 июня 1995 г.[13] В этой конвенции приводится классификация культурных ценностей полностью идентичная  приводимой в статье 1 Конвенции 1970 года.

  Более того, в примечании к статье 75 “Контрабанда” Уголовного кодекса республики Молдова (принят 24 мая 1961 года), говорится, что под культурными ценностями, о которых идет речь в статье, понимаются ценности, указанные в статье 1 Конвенции 1970 года. Таким образом, это понятие было имплементированно во внутреннее законодательство республики Молдова.

  В других внутренних нормативных актах понятие “культурные ценности” в республики Молдова не применяется. В ранее существовавшем союзном и продублированном республиканском законах ”Об охране и использовании памятников истории и культуры” (Закон СССР принят 29 октября 1976 года, закон МССР принят 29 декабря 1977 года) регулирует понятие памятника истории и культуры:

“ ...сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность”.[14]

  Российская Федерация, напротив, в своем нынешнем законодательстве широко использует термин “культурные ценности”:

ст.7 закона РФ “о вывозе и ввозе культурных ценностей” дает определение, что это “... имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное и иное культурное значение...”. Это же определение используется в законе РФ № 64 - Ф3 “О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате второй мировой войны и находящихся на территории РФ”, принятом 15 апреля 1998 года.[15]

  Вопросами определения “культурных ценностей” как понятия занимались и ученые-правоведы: поляк С.Нахлик, болгарин Е. Александров, россиянин М. Богуславский и другие. Наиболее оригинальную точку зрения высказал Е. Александров: ”Любые произведения, являющиеся результатом творческого самовыражения человека в прошлом или настоящем (в художественной, научной, культурной, образовательной областях), которые имеют значение для объяснения существовавшей в прошлом или настоящем (в художественной, научной, культурной, образовательной областях), которые имеют значение для объяснения существовавшей в прошлом и для развития современной и текущей культуры, представляют собой культурные ценности”.[16] Таким образом, к культурным ценностям Александров причислил и объекты, охраняемые нормами авторского права. С этим можно согласиться в плане охраны культурных ценностей, т.к. международное право в области охраны культурных ценностей развивается в сторону расширения кодификации объектов

защиты. Однако, для целей нашей курсовой работы, ровно как и реституции как международно-правового института определение, данное Е. Александровым, малоприменимо. Во всей дальнейшей работе, употребляя термин “культурные ценности” мы будем подразумевать определение, данное ст.1 Конвенцией ООН 1970 года, данное нами выше (За исключением случаев, специально мною оговариваемых).

II. РЕСТИТУЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

Институт реституции пришел в правовую науку и практику из римского права. Так, Новицкий И.Б. в учебнике римского права, в параграфе об особых средствах преторской защиты, пишет : ”Restitutio in integrum (восстановление в первоначальное положение). В особо уважительных случаях претор позволял уничтожить наступившие юридические последствия (например, расторгнуть заключенный договор) ввиду того, что он признавал несправедливым применение в подобного рода случаях общих норм права. Постановление о таком восстановлении прежнего положения или реституции претор выносил после предварительного выяснения обстоятельств дела(causa cognita)”.[17] Причем в продолжении определения указывает, что реституцию может получить и лицо,терпящее значительный ущерб от сделки, заключенной под влиянием угроз и обмана.

  В гражданском праве под реституцией понимается возврат сторонами, заключившими сделку, всего полученного или по сделке в случае признания ее недействительной. Причем выделяют двусторонюю реституцию - когда возврат всего полученного по сделке производится обеими сторонами, например ст. 50 ГК РМ[18], и односторонюю реституцию - когда возврат всего переданного по сделке производится

стороне, действующей надлежащим образом, а стороне, действующей ненадлежащим образом(с умыслом) возврат не производится,например ст. 51 ГК РМ. При невозможности возвратить полученное по сделке в натуре, сторона возмещает его стоимость в деньгах (ст. 58 ГК РМ).

  Из всего вышеперечисленного видно, что институт реституции является сложным правовым механизмом, он не существует отдельно, а является составной частью правовой отрасли и взаимосвязан с другими правовыми институтами. Более того наступление реституции предшествует возникновение правовой ситуации, требующей разрешение именно с помощью этого института. Этот механизм не может применяться автономно, он является логическим следствием возникшей правовой ситуации и требует подробного рассмотрения обстоятельств, явившихся причиной возникшего.

  В следующих двух пунктах этой главы мы рассмотрим как был адаптирован институт реституции к нормам международного права, а также рассмотрим его механизм с точки зрения международного публичного права. В то же время, не стоит забывать все вышеперечисленные особенности реституции, как института римского и гражданского права, т.к. они пересекаются с механизмом реституции международного права.

а.) Развитие и становление института реституции

культурных ценностей.

  Процессу реституции культурных ценностей в международном праве неизменно предшествует незаконное перемещение этих ценностей из одного государства в другое. Под незаконным перемещением понимаются самые различные действия, носящий противоправный характер: хищение, кражи, контрабандная перевозка, незаконный вывоз и т.д.

  В основном эти действия сопутствуют вооруженным конфликтам. Война стала неотъемлемой частью истории человечества. На протяжении веков не было и дня, чтобы в каком-либо уголке земного шара не велось боевых действий, которые влекут разрушение, смерть, пожары и разграбление.

  Одной из основных целей ведения войны, особенно в древности, являлось обогащение. За счет разграбление завоеванных стран крепли и возвышались победители. Оставляя порабощенный народ в нищете, они убивали “двух зайцев”: обогащались сами и обкрадывая побежденных, не давали им восстановить свои силы, тем самым сохраняли свою власть на долгие года и века. Среди имущества, которое завоеватели вывозили в качестве “Трофея” особым уважением у высшего сословия пользовались культурные ценности. Если простому люду было все равно, что привезти из военного похода: коня, повозку, пару мешков пшеницы или золотой сосуд тонкой работы, то знать стремилась пополнить свои трофеи за счет именно культурных ценностей порабощенного народа, делала это осознанно. А затем украшала свои имения, дома и виллы вывезенными военными трофеями.

  В древности в этом особенно преуспел Рим, ведя активную колонизаторскую политику в эпоху своего рассвета. Так, завоевав Древнюю Грецию, римляне полностью разграбили эту страну, славившуюся своим культурным развитием. Добычей римских завоевателей стали великие творения Поликлета, Праксителя, Фидия.[19]

Лишь один полководец Фульвий Нобилиор привез в Рим 280 медных и 230 мраморных статуй. Во времена императора Нерона, из Дельф были вывезены 500 скульптур, которые затем пошли на украшение дворцов и парков. Всего же за эту компанию из Греции вывезли около 100000 ценных предметов искусства. Такое варварское поведение вынудило более 2000 лет назад греческого летописца Полибия написать такие слова: ” Я надеюсь, что будущие завоеватели научаться не разорять покоряемые ими города, что они будут воздерживаться от украшений своих стран за счет бед и несчастий других народов”.

  Но подвергалось разграблению не только одна Греция. Вся завоевательная политика Древнего Рима сопровождалась военными походами, разграблением порабощенных народов, вывозом культурных ценностей. Таким образом, еще в древности был выработан один из основных законов войны, дававший право победителю на разграбление побежденного народа и вывоз военных “трофеев” из порабощенной страны. Закона или правила, противодействующего этим действиям тогда не было и быть не могло. Вывоз культурных ценностей из завоеванных стран был верхом доблести, знаком унижения и порабощения народа, а потому не мог быть признан неправомерным, т.к. в то время действовал “закон сильного”.

  Однако завоеватель не долго ликовал, т.к. он в свою очередь подвергался набегам со стороны других народов и культурные ценности, завоеванные им, в любой момент могли перекочевать к другим захватчикам, ничем от первых не отличающихся. В этой связи я хочу привести один пример, свидетельствующий с одной стороны именно о такого рода перемещениях культурной ценности, а с другой - о сложности дальнейшего рассмотрения вопроса о реституции этой культурной ценности. В XII веке новгородцы, направляясь в древнюю столицу Швеции Сигтуну, повстречались ладьями эстов (древних предков эстонцев) и узнали, что те ограбили и сожгли Сигтуну. Новгордцы атаковали ладьи эстов и отобрали большую часть их добычи, в том числе и церковные литые врата. Последние были торжественно установлены в Новгороде, в храме Святой Софии. Однако, самим шведам эти ворота достались также в качестве трофея после ограбления города Аахена (Бремена).[20]

  Средние века лишь продолжили и развили обычай разграбления завоеванных стран. Крестовые походы христианских государств Европы против “неверных” продолжающихся 174 года (1096-1270) принесли его участникам богатую добычу, среди которой было много произведений искусства восточных народов. В средние века ограбление дворцов и храмов в захваченных странах рассматривалось как законное право победителя. Так было, например в 1527 году, когда войска императора Карла V варварски разграбили Рим. Это разграбление вошло в историю под названием “Сакко ди Рома”.

  Другой пример: накануне взятия Праги шведскими войсками, королева Швеции Кристина напомнила своим полководцам, чтобы они непременно захватили сокровища искусства, хранившиеся в Гродганах, близ Праги. Высочайшее пожелание было выполнено. Вниз по Эльбе поплыло в Швецию несколько судов, в трюмах которых лежало более 1000 картин, скульптур, древних рукописей.

  Таким образом, единственным правилом, сформировавшимся за историю войн, ведущихся в древнем мире и средние века, было: ”Победивший всегда прав, а следовательно имеет право на все”. Однако с этим были согласны не все. Один из основателей международно-правовой науки Альберико Джентили первым ставит вопрос о правовой защите предметов искусства в своей работе “ О праве войны” (1598 г.). Он в частности, восстает против их разграбления в ходе войны.[21]

  Другой известный юрист Эмер де Ваттель в книге “Право народов” писал: ” По какой бы причине не разорялась страна, на ее территории должны быть сохранены строения, которые делают честь

человечеству и не прибавляют ничего к мощи врага, а именно: храмы, могилы, общественные строения и сооружения выдающейся красоты”.[22]

Великая Французская Революция выдвинула идею охрану памятников культуры и произведений искусства. Декретом Конвента от 1791 года впервые в истории исторические культурные памятники объявляются всенародным достоянием, а частные коллекции - национализируются.[23] Однако в период наполеоновских войн начинается массовое и систематическое разграбление крупнейших мировых образцов искусства и их вывоз во Францию. Приказ, изданный в Париже 18 июля 1794 года гласил, что все значительные произведения искусства должны находиться “ради чести и прогресса искусства в руках свободных людей и там, где они живут”. Нечто подобное выскажут и главные нацистские преступники на Нюрнбергском процессе, обвиненные в хищении культурных ценностей. Более того, существует еще одна параллель между разграблениями культурных ценностей наполеоновской армией и гитлеровской Германией. И те, и другие делали это планомерно и методично. Обворовывая Италию, германские государства, Испанию, Египет, французская армия создала специальный штаб по сбору и учету добычи во главе с Домиником Виван Денон.[24]

  Войны, которые вел Наполеон Бонапарт сопровождались беспрецедентным дотоле ограблением побежденных в виде огромных контрибуций и реквизиций или просто открытого грабежа, которым занимались от простого солдата до маршала. Так, наполеоновский генерал Сульт, руководя войсками в Испании, охотился за редкими картинами Эль Греко и Веласкеса. Однако он не был ни ценителем, ни знатоком искусства, эти картины его привлекали их ценой, послужив источником его обогащения.

  После разгрома наполеоновской армии при Ватерлоо и проведении Венского конгресса (сентябрь 1814 года - июнь 1815 года) часть награбленных произведений искусств вернулась к прежним хозяевам. Мы уже говорили о фигурах коней, снятых с собора на площади Святого Марка в Венеции. Трудные переговоры вел итальянский скульптор Канова о возврате из Франции в Италию таких шедевров как “Умирающий гладиатор”, “Аполон Бельведерский”, “Венера Медичи”.

  На протяжении всего XIX века начинает постепенно формироваться норма обычного международного права о реституции имущества, незаконно изъятого и вывезенного одним государством с оккупированной территории другого. принцип реституции культурных ценностей  (некоторых архивов и ценностей), захваченных во время войны находит отражение  в текстах ряда мирных договоров. Этот принцип соблюдается в той или иной мере (либо официально ставится вопрос о его соблюдении) в большинстве войн, ведущихся в XIX веке:

Крымская война 1855 - 1856 годов, русско-турецкая война 1877-1878 годов, франко-прусская война 1870-1871 годов.

  В 1899 году на мирной конференции в Гааге были кодифицированы обычные нормы, регулирующие законы и обычаи войны. На 2-ой мирной конференции в Гааге в 1907 году конвенции были доработаны и вошли в историю как Гаагские конвенции о законах и обычаях войны. На институт реституции культурных ценностей эти конвенции повлияли непосредственным образом, о чем мы поговорим в следующей главе.

  Правовое закрепление правила о реституции получили и в системе мирных договоров, заключенных после окончания первой мировой войны. Эти правила говорили о реституции имущества, но в некоторых случаях обговаривались и конкретно-культурные ценности.

Так, ст.238 Версальского договора (1919 года) предусматривала возвращение Германией “живого инвентаря, всякого рода предметов и забранных, захваченных или секвестированных ценностей в тех случаях, когда будет возможно опознать их на территории Германии или на территории ее союзников”, а ст.126 Нейского договора обязывала Болгарию провести розыск и возвратить все “документы и архивы, и все предметы, представляющие археологический, исторический или художественный интерес, которые во время войны были вывезены с территорий оккупированных стран” (Греция, Румыния, Сербия).

  Польский юрист