Марио Варгас Льоса
Алекс Громов
Кто не смотрел фильмы «Сексназ капитана Пантохи», «Город и псы» - они были сняты по романам Варгаса, одного из самых лучших латиноамериканских писателей, сценаристов и даже режиссеров.
Его жизнь можно проследить по его же романам - Варгас родился в 1936 году. О его детстве и юности известно не слишком много – учеба в военном училище, а затем в столичном университете. Получив известность как писатель, став одним из мастеров латиноамериканского магического реализма, он и в литературе, и в политике часто выбирал скандальные темы, делал «жесткие» заявления, и, по мнению своих многочисленных оппонентов, никогда не был безобидной овечкой, всегда успешно занимаясь своим пиаром.
Самые известные его романы, издававшиеся в России – это «Город и псы», «Тетушка Хулио и писака» и «Литума в Андах». Последнее произведение представляет собой смесь высокой литературы, этнографического очерка и современного бойкого детектива.
Когда Варгас получил престижную премию Набокова в 20 тысяч долларов, присуждаемую американским пен-клубом, то на церемонии ее вручения после обязательных вежливых слов в адрес литературных достоинств праотца премии, Набокова, Варгас заявил, что «не забывает и не прощает прошлого».
А не забывать ему есть что – в 1990 году он, будучи уже прославленным писателем, выставил свою кандидатуру на пост президента Перу, но проиграл выборы тогда никому еще неизвестному ученому Альберто Фухимори.
После нескольких скандальных заявлений и статей у Варгаса «начались проблемы». Например, после того, как Варгас написал в одной из своих заметок, что пограничная война Перу с Эквадором в 1995 году была спровоцирована Фухимори лишь для того, чтобы отвлечь внимание граждан от многочисленных темных делишек своей администрации, старшего сына писателя, Альваро, работающего корреспондентом в Лондоне, на родине почему-то обвинили в государственной измене.
Один из самых громких скандалов был связан с обвинением Варгиса в плагиате журналистом Бернардом Дьедеричем, выпустившем в 1978 году книгу «Смерть диктатора», посвященную истории правившего в Доминиканской республике с1930 по 1961 диктатора Рафаэля Трухилио. Этому же был посвящен и перекликающийся с ней по описанию этих событий вышедший спустя несколько лет, но более мастерски написанный очередной роман Варгиса (в котором оказались фрагменты, похожие на «Смерть диктатора») – «Смерть козленка», сразу ставший популярным во всей Латинской Америке.
Среди последних романов Варгиса – «Записки Дона Ригоберто». Это некое подобие современного детектива с эротической интригой, происходящей, разумеется, в столице Перу Лиме. Романы и многочисленные литературные, и политико-философские эссе Варгиса с удовольствием читает не только все испаноязычное население земного шара, но и в США, России и Европе.
Варгис никого не оставляет равнодушным – его или любят или ненавидят.