Ритуал прощания
и как бы ни окончил он земную жизнь, — не лишился молитв Церкви.Троицкая родительская суббота
Троицкая родительская суббота бывает перед праздником Святой Троицы, на сорок девятый день после Пасхи. Начало Троицкой родительской субботы также восходит к апостольским временам. В день Святой Троицы — Пятидесятницы — искупительная жертва Спасителя мира была запечатлена сошествием на апостолов Животворящего Святого Духа, Который поныне благодатно простирается на всех живущих на земле и перешедших в вечность. Поэтому Православная Церковь, как в мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира перед Страшным Судом, так и в Троицкую, представляющую последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе Церкви Христовой, молится о всех усопших отцах и братиях.
Мясопустная и Троицкая родительские субботы называются вселенскими родительскими субботами — в эти субботы живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и в усиленной молитве об усопших членах Церкви, родных и чужих, знаемых и незнаемых, всех возрастов и состояний, всех времен и народов, вообще всех почивших, в истинной вере скончавшихся, явить к ним в полной мере свою братскую любовь. Вся служба совершается заупокойная, специально для этих двух вселенских суббот составленная — даже чествование святых переносится на иной день. Церковный Устав в эти вселенские субботы, кроме поминовения усопших на вечерни и утрени, назначает еще великую панихиду после вечерни в качестве непременной, наряду положенной, обязательной службы. Святая Церковь напоминает нам, что, кроме любимых наших сродников и друзей, у нас есть еще множество братии во Христе, которых мы, и не видавши их, должны любить, о которых, даже и не зная их имен, мы должны молиться. Тогда молитва о каждом православном христианине будет непрестанно возноситься до скончания века, даже когда не останется в живых никого из лично знавших его. Поддерживая установление Церкви молиться о всех усопших православных христианах, мы способствуем тому, чтобы обеспечить вечное поминовение и наших любимых усопших, и как бы вносим некоторый залог в счет поминовения нас самих в века последующие, по слову Христову:
"Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам".
Великопостные поминовения усопших
При наступлении Великого поста Святая Церковь вводит верующих в теснейший союз христианской любви со всеми своими членами. Этот союз со святыми, с живущими и с почившими она особенно укрепляет в продолжение самого великопостного говения. Церковь непрестанно ободряет и утешает верующих призыванием святых, их предстательством и примером, побуждая к делам благотворения, а в субботние дни второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста руководствует также к прилежнейшему молитвенному ходатайству об оставлении вольных и невольных прегрешений почивших христиан и вечном их упокоении со святыми. Великим постом Божественная литургия не совершается ежедневно, поэтому Святая Церковь, чтобы не лишить усопших своего спасительного покрова, вместо ежедневных поминовений установила совершать поминовения усопших трижды. В отличие от вселенских родительских суббот эти субботы называются просто поминовеним усопших — заупокойных молений здесь значительно меньше и характер их не такой исключительный и всеобъемлющий: там на первом месте поминовение всех прежде почивших и вместе с ним, как бы в дополнение к нему, поминовение наших сродников, а здесь поминовение сродников выдвигается на первое место, сопровождаясь поминовением и всех усопших.
Радоница
Первое воскресенье после праздника Пасхи в церковном календаре называется Неделей апостола Фомы. В этот день Святая Церковь вспоминает сошествие во ад Господа Иисуса Христа, и с понедельника второй седмицы по Пасхе (Фоминой седмицы) Церковный Устав позволяет начинать совершение сорокоустов об усопших. Вторник Фоминой седмицы называется Радоницей, потому что в этот день живые приветствуют усопших радостной вестью о Воскресении Спасителя: живые христосуются с усопшими, принося на могилы окрашенные яйца и оставляя их там. Древность поминовения усопших на второй седмице по Пасхе подтверждается свидетельствами таких святителей, как Амвросий Медиоланский. Святой Амвросий говорил: "Достойно и праведно есть, братие, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить нашу радость со святыми и мучениками и им, как участникам Страданий Господа, возвестить славу воскресения Господня". Усопших христиан в эпоху гонений погребали среди мучеников в память которых и совершали их поминовение. (Устраиваемые на могилах родственников в пасхальные дни поминки с крепкими напитками и закусками напоминают языческие тризны и противоречат самому смыслу православного поминовения усопших). Если во вторник Фоминой седмицы случится праздник, то Церковный Устав разрешает переносить на иной день или праздничную службу, или поминовение усопших.
Димитриевская родительская суббота
Димитриевская родительская суббота, бывшая сначала днем поминовения православных воинов, установлена святым благоверным князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав на праздник Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября 1380 года (21 сентября по новому стилю) историческую победу над Мамаем на Куликовом поле, Великий князь Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, направился в Троице-Сергиеву обитель. Перед битвой с монголо-татарами игумен этой обители преподобный Сергий Радонежский благословил Великого князя на победу и дал ему из числа своей братии двух иноков-богатырей Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые оба пали в сражении. После Богодарованной победы святой Димитрий велел петь в Троицкой обители панихиды и служить заупокойные литургии по всем убиенным на Куликовом поле. Ввиду заявленного боярами пожелания и на будущее время "память творити, кто сложил голову свою", он установил совершать это поминовение ежегодно в субботу перед днем своих именин 26 октября (8 ноября по новому стилю) — днем памяти великомученика Димитрия Солянского, которого славяне вообще считают своим покровителем, "отечестволюбцем славянских народов" и который по народным былинам ратоборствовал против Мамая. Впоследствии в Димитриевскую субботу стали поминать не только православных воинов, но вместе с ними и вообще всех усопших православных христиан. Димитриевская родительская суббота может быть между 19 и 25 октября (то есть между 1 и 7 ноября по новому стилю), но если она попадает на 22 октября (4 ноября) — праздник Казанской иконы Божией Матери, как в 1995 году, — тогда Димитриевская суббота переноситься на 15 (28) октября.
Поминовение воинов в День Победы
Новый день поминовения усопших установил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который проходил в Москве 29 ноября — 2 декабря 1994 года. В Определении Собора “Об установлении особого ежегодного поминовения усопших в День Победы 9 мая (26 апреля)” говориться:
«Установить особое ежегодное поминовение усопших — воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной воины — в День Победы 9 Мая нового стиля (26 апреля старого стиля)»
Об увековечении памяти в надгробиях
Появление надгробий, созданных для увековечения памяти людей, исторически связано с возникновением могильников, обособленных от поселении. Комплекс таких погребении относится к среднему каменному веку — мезолиту, который существовал около 10—5 тысяч лет до нашей эры.
Примечательно, что человек, создавая еще совсем примитивные каменные орудия труда, уже задумывался не только о хлебе насущном, о проблемах земного существования, но и о вопросах куда более возвышенных, продиктованных чувствами долга и любви к своим предкам, к тем, кто ушел из жизни. И это был очень важный момент в развитии цивилизации, в становлении человеческого самосознания.
Античные могильники обычно называют некрополем (в переводе с греческого — город мертвых), христианские и мусульманские — кладбищем, с захоронением пепла в урнах — колумбарием.
Внешний вид античных надгробий прямо зависел от сословной принадлежности умершего. Богатые, художественно оформленные архитектурные сооружения или произведения скульптуры устанавливались на могилах правителей, других высокопоставленных особ и их родственников. Как известно, первыми мемориальными памятниками были древнегреческие и древнеегипетские саркофаги, пирамиды, затем — гробницы, склепы, мавзолеи и пр., появившиеся у других народов.
Художественный облик надгробий изменялся вместе с развитием искусства, но сами мемориальные произведения всегда оставались частью культуры как древней, так и современной жизни. Например, по рельефам, высеченным на стенах гробницы Тутанхамона, ученые, культурологи сегодня судят о характерных приметах и особенностях развития этой удивительной древней цивилизации,
Большой интерес представляют гробницы древнеегипетской столицы — города Фив, где была резиденция фараона, стоял главный храм и возвышались заупокойные царские святилища, в удаленных ущельях вырубались усыпальницы царей и цариц, а на склонах, обращенных к Нилу — гробницы знати, Многие из них являются настоящими сокровищницами произведений искусства. Стенные росписи и доныне поражают великолепием красок, мастерством композиций, тонкой наблюдательностью древних художников, Отсюда происходят замечательные скульптуры, которыми гордятся музеи различных стран. А усыпальницы Ахетатона — более поздней древнеегипетской столицы — сохранили ценнейшие сведения о людях живших тридцать четыре века тому назад в ныне исчезнувшем городе. Мы можем по изображениям на стенах античных некрополей про следить весь жизненный путь их владельцев узнать об успехах и неудачах, вплоть до характеров и особенностей поведения.
Основным материалом для надгробий был и остается камень — самый крепкий и долговечный элемент природы, а одним из самых распространенных видов надгробного памятника — вертикально установленная плита - стела, хотя, как уже сказано, размеры и формы могильных сооружений были и по сей день остаются различными, Среди наиболее крупных по своим размерам особенно известны обелиски, часовни, мавзолеи, Хотя обелиски могут быть и невысокими.
Трудно сказать, где впервые стали устанавливаться на могилах плиты-стелы, В Древней Греции и Северном Причерноморье известны обширные античные некрополи с художественными надгробиями в виде вертикальных плит, В средневековой Армении памятники подобной формы получили название хачкары, они отличаются богатым и замысловатым резным узором. Между тем плиточные могилы считаются древним видом оформления погребений в Монголии и Забайкалье конца бронзового и начала железного веков (7—3 вв. до н. э.). Они известны своеобразными каменными оградами (вероятно, это прообразы современных гранитных цоколей) и стелами с изображением галопирующих оленей (их называют оленными камнями).
На Руси надгробные плиты первоначально появились на могилах знати, царей, дворянства — в усыпальницах, в храмах и соборах. При захоронении внутри храма обычно устанавливали как надгробные плиты, так и отдельные каменные гробницы.
Для хранения останков святых в христианской церкви ставились раки. Их делали в форме саркофага, сундука, иногда в виде архитектурного сооружения, украшали различными резными изображениями, драгоценными камнями. Располагалась рака, как правило, на возвышении под балдахином, Многие из них представляют собой произведения искусства, например, серебряная рака Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре (XVI век), рака Александра Невского в Петропавловском соборе (XVIII век).
Крест как символ христианской религии в качестве надгробия появился на Руси с момента ее крещения и по сей день нередко устанавливается на многих русских могилах. Раньше на деревенских погостах обязательно стояли деревянные кресты с перекладиной, позже появилась над ними пологая узкая крыша, тоже деревянная, Встречались и каменные кресты, но гораздо реже, в основном на городских кладбищах, отличавшихся более пышными надгробиями. До сих пор на Донском кладбище Москвы сохранились могилы с каменными крестами.
Распространенным видом надгробия в XVII и XVIII веках были лежащие на земле плиты из обтесанного камня. Они не имели полировки, отличались большой толщиной и резными украшениями. Кроме имени покойного, дат его рождения и смерти, обычно на плите сбоку высекали небольшую эпитафию или строки из Евангелия. Некоторые плиты имели форму гроба, по бокам и на крышке которого выполнялась красивая тонкая резьба. Такой каменный гроб зачастую стоял на резных ножках причудливой формы.
Облик надгробий, имеющих художественную ценность, к XIX веку стал более изысканным, сложным. Над созданием шедевров мемориала трудились такие русские скульпторы прошлого века, как Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, И.П. Мартос, К этому времени на многих московских кладбищах сформировались некрополи, содержавшие большое количество художественных надгробий.
Всех, кто бывал на Ваганьковском кладбище, останавливает удивительная работа скульптора С.Т. Коненкова из белого мрамора, выполненная на могиле рано умершего собрата по цеху — юного воителя. Она содержит аллегорическое изображение двух лебедей, один из которых пытается поддержать крылом умирающего товарища, Мастера некрополя стали чаще прибегать к метафоричности изображения, Если первоначально рельефные и скульптурные группы представляли собой в основном плакальщиц, то с годами авторы памятников вводят более сложную символику.
Характерно, что портретная надгробная скульптура наибольшую популярность получила уже в наше время. Такого рода памятники часто можно встретить на Новодевичьем кладбище, где похоронены известные политики, ученые, артисты, Скульптура, выполненная в полный рост человека, воскрешающая его облик в момент деятельности, — отличительная особенность этих памятников.
С течением времени претерпевает изменения и типовое надгробие, В послеоктябрьский период на могилах чаще стали устанавливать обелиски, имеющие форму сужающегося кверху граненого столба с пирамидально заостренной верхушкой, Обелиск — слово греческое, и соответственно, к нам он пришел из Древней Греции, Там была традиция высекать их из целого камня. Позже сооружения такой формы получили признание в Западной Европе, где часто служили памятниками военной славы. Изредка их возводили и в России, но в качестве надгробий стали широко применять только в советский период. Как известно, типовые крашеные обелиски из металла со звездочкой наверху в середине века были непременным атрибутом наших кладбищ, Нельзя сказать, чтобы эта традиция сегодня исчезла совсем.
Задумываясь над тем, каким будет надгробие родного человека, каждый из нас по-настоящему осознает величие гениальных пушкинских строк:
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.