Ритуал прощания
Ангелами, ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. На третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих".Девятый день
После поклонения Богу на третий день, повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя всемогущего Творца. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых она начинает скорбеть и укорять себя: "Увы мне! Сколько я о суетилась в том мире! Увлекшись удовлетворением похотей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!" По рассмотрении в течение шести дней всей радости праведных она опять возносится Ангелами на поклонение Богу.
Сороковой день
Дни плача по умершим в самой глубокой древности продолжались сорок дней. Число сорок — знаменательное, оно не раз встречается в Священном Писании (Ветхом и Новом Завете). Народ еврейский сорок лет странствовал в пустыне; пророк Моисей постился сорок дней, принимая закон от Бога; пророк Илия провел сорок дней в путешествии к горе Хорив; наконец, Господь Иисус Христос после Своего Крещения провел в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения также в продолжение сорока дней учил апостолов тайнам Царства Божия. Святые апостолы узаконили в Церкви Христовой обычай Ветхозаветной Церкви оплакивать умерших сорок дней. Поэтому Святая Церковь с древнейших времен установила правило творить поминовение усопших в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно на сороковой день (сорочины). Как Господь Иисус Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и бескровные жертвы на Божественной литургии по усопшему, испрашивает ему у Господа благодать, дабы победить врага, воздушного князя тьмы — диавола и получить в наследие Царство Небесное. Ради Вознесения Спасителя в сороковой день по Его Воскресении Церковь молится, чтобы и усопший, воскресший со Христом, вознесся и всегда был с Господом. Святой Макарий Александрийский, рассуждая о состоянии души человеческой по смерти тела, продолжает:
"После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения, от которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим разным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в оных. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу, и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения". Иногда отмечают и двадцатый день как половину сорокадневного моления об усопших.
Дни памяти
Кроме этого, особенно совершается родственниками память по усопшему в дни его рождения, именин и смерти в знак того, что его душа жива и бессмертна — она совершенно обновится, когда Создатель воскресит истлевшее тело. Поминовение в эти дни служит выражением нашей любви к усопшему, которая не прекращается с его кончиной. Как при жизни усопшего в дни его рождения и именин мы особенно молились о его здравии, так и по кончине должны молиться о прощении его грехов и вечном спасении. День смерти христианина есть день его рождения для новой, лучшей жизни, — поэтому и отмечается память усопших по истечении года со дня кончины. Празднуя второе рождение их для вечности, мы умоляем милосердие Божие, чтобы Он был милостив к душам усопших и сотворил их жителями рая.
В дни памяти усопших принято поминать их за трапезой. Этот обычай известен очень давно, он описан еще у пророка Иеремии, который говорит о преломлении хлеба в печали, "в утешение об умершем". Словами "преломлять для них хлеб" пророк свидетельствует, что для умерших полезно, когда их поминают ядением хлеба, — а тем более с молитвами. Узаконенное Церковным Уставом благословение в память усопших кутьи как бы обязывает имеющих возможность к устроению и более полной трапезы. Трапеза рассматривается Церковным Уставом как непосредственное продолжение богослужения. Усопших поминают той едой, какая положена по Уставу: в скоромные дни — скоромной, а в постные — постной. Поэтому блины в постные дни следует готовить на растительном масле без молока и яиц. В конце трапезы подается кисель — в некоторых местах с молоком (в скоромные дни с коровьим, а в постные — с миндальным): молоко напоминает о своего рода младенчестве новопреставленной души и располагает к молитве о благополучном духовном росте и развитии ее в загробной жизни.
Перед поминальной трапезой обычно совершается заупокойная лития или читается молитва об усопшем, а сама трапеза начинается с вкушения кутьи (колива). В древности у греков, по свидетельству святого Симеона Солунского, вместе с кутьей в храм приносилось и вино, как обычный на Востоке напиток. В древней Руси за неимением своего виноградного вина в таких случаях приносился местный национальный напиток — мед. Таким образом, благословение колива было хотя и малой, но полной трапезой на которой поставлялось не только ястие, но и питие. Чин благословения колива напоминает имущим чтобы они ради праздника и в память усопших поделились с неимущими и от других ястий своей праздничной трапезы, чтобы они вообще усугубили свои добрые дела умножили милостыню всякого рода, совершая ее в память усопших, как бы отдавая их долг неимущим. Отдать неимущим то, чем рады были бы угостить в праздник наших дорогих усопших — вот лучший способ праздничного поминовения их угодный Господу.
Самоубийц, за которых не может быть церковного поминовения, можно поминать в домашней молитве. Оптинский старец Леонид, в схиме Лев, своему ученику Павлу Тамбовцеву, у которого отец окончил жизнь самоубийством, велел читать такую молитву: "Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего, аще возможно есть, помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя". Другой Оптинский старец, преподобный Амвросий, писал одной монахине:
"Нам известны многие примеры, что молитва, переданная старцем Леонидом, многих успокаивала и утешала и оказывалась действительною перед Господом". О самоубийцах можно также читать "Канон о самовольно живот свой скончавших", составленный митрополитом Вениамином (Федченковым).
Древняя Русь при всей строгости своего отношения к поминовению усопших находила возможным молиться об избавлении от вечных мук умерших в иноверии. При этом на Руси прибегали к предстательству святого мученика Уара, который жил в Египте в конце III—начале IV века, в эпоху особенно жестоких гонений на христиан. Канон мученику Уару читали, главным образом, те, чьи ближайшие родственники или предки скончались вне общения с Православной Церковью. Причина, по которой в подобных случаях обращались именно к мученику Уару, состоит в том, что он вымолил у Господа прощение языческим предкам блаженной Клеопатры. Замечательный пример действенности личной молитвы можно найти в житии святителя Григория Двоеслова: когда он узнал, что давно умерший римский император Траян сотворил дело столь великого милосердия, что оно казалось делом больше христианина, а не язычника (поспешно выступая против врага во главе армии, император остановился во всем своем вооружении и заступился за обиженную плову), то проливал потоки слез и молитве за душу этого человека и получил через Божественное откровение уверение, что его молитвы услышаны. Душа языческого императора была избавлена от ада и даже вымолена слезами святого Григория. Хотя это и очень редкий случай, но он подает надежду тем, чьи близкие умерли вне Церкви.
ПОМИНАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ТРАПЕЗА
Поминальную трапезу устраивают родные и близкие покойного в дни поминовения: на 3-й, 9-й, 40-й дни, годовщину смерти, а также в дни его именин и рождения. Основная цель поминальной трапезы — общая молитва за усопшего. Поминают покойного за столом прежде всего христианскими молитвами и добрыми словами, а затем "преломлением хлеба".
В третий, девятый, сороковой дни следует читать по усопшему перед святыми иконами при зажженной лампаде или свечах особую поминальную молитву (118-й псалом).
В любые дни поминок читают молитву:
"Молитвами рождшия Тя Христе, и Предтечи твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых, усопшаго раба твоего упокой".
Непосредственно перед едой читают молитву «Отче наш».
В конце стола попросите у Бога за всех усопших:
"Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отнем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память".
Далее следует краткое прошение, которым в земной жизни Сам Спаситель кончил свою последнюю трапезу:
"Благословен еси. Господи, научи мя оправданием Твоим".
Во время поминок существует обычай оставлять во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд.
Первым блюдом, имевшим издавна на Руси повсеместное поминальное значение, была кутья. Первоначально она готовилась из зерен пшеницы, ячменя с сытой (отвар меда), а в XVI веке — с маком. В XIX веке для кутьи брали уже рис с изюмом, как это делают и в настоящее время. Предварительно кутью освящают в храме во время панихиды.
Первыми отведывают кутью ближайшие родные и друзья, затем — все присутствующие.
КУТЬЯ
Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают на несколько часов (или на ночь), затем варят до готовности. Отваренные зерна смешивают с медом, изюмом, маком по вкусу. Мед предварительно можно развести в воде в пропорции 1/2 и в растворе прокипятить зерна пшеницы, затем раствор слить.
Кутью из риса готовят так же. Варят рассыпчатый рис, затем добавляют в него разведенный мед либо сахар и изюм (промытый, ошпаренный и просушенный).
БЛИНЫ
Известно, что блины были ритуальным блюдом еще у языческих славянских народов. Блин — символ солнца и возрождения
жизни — в старину сопровождал человека всю его жизнь от рождения до самой смерти: роженицу кормили блином; блины были обязательны на свадьбе (только в конце стола); блины были обязательным угощением на весенний праздник Масленицу; блинами провожали и поминали усопшего. Пекли блины в старину, как правило, из кислого (дрожжевого) теста, из муки самой разной: гречневой, пшеничной, просяной, ячменной и даже гороховой.
Истинно русские блины пеклись из гречишной муки — это несравнимо более пышные блины, нежели из пшеничной муки, они имеют приятный кисловатый вкус.
БЛИНЫ ПОСТНЫЕ
Постные блины готовят без добавления сдобы (масла коровьего, яиц, сметаны, сахара и т.д.).
Для постных блинов потребуется: 4 стакана муки (гречневой или пшеничной, можно смешать оба вида муки), 4, 5 стакана молока, 20—25 г дрожжей, соль по вкусу.
В эмалированную кастрюлю влить полстакана теплого молока и развести в нем дрожжи, добавить еще полтора стакана молока. При помешивании всыпать 2 стакана муки. Тесто хорошо перемешать, накрыть кастрюлю полотенцем и поставить в теплое место.
Когда тесто подойдет (увеличится в объеме в 2—3 раза), добавить в него остальную муку, молоко, соль, хорошо размешать и вновь поставить в теплое место. После того как тесто снова подойдет, следует выпекать блины, осторожно зачерпывая тесто, чтобы оно не опало. Сковороду обычно прежде смазывают одной чайной ложкой растительного масла.
БЛИНЫ СДОБНЫЕ
4 стакана муки, 4 стакана молока, 3 яйца, 100 г сливок, 1 ст. ложка сахара, 25—30 г дрожжей, 2 ст. ложки сливочного масла, соль по вкусу.
В эмалированную кастрюлю всыпать два стакана муки, влить два стакана теплого молока, предварительно разведя в нем дрожжи, все хорошо размешать и поставить в теплое место. Когда тесто поднимется, добавить в него оставшееся теплое молоко, муку и снова поставить в теплое место. Когда оно снова подойдет, добавить взбитые яичные желтки, сахар, соль, растопленное сливочное масло. Хорошо перемешав, добавить взбитые сливки и яичные белки и снова перемешать. Тесто поставить в теплое место на 15—20 мин. После этого выпекать блины.
КИСЕЛЬ
Ныне варят жидкие сладкие фруктовые кисели, а в старину кисели (кисель — кислый) готовили из муки — ржаной, овсяной, пшеничной — на опаре и закваске. Овсяный кисель был густой, его резали ножом, ели ложкой (вспомните молочные реки с кисельными берегами в русских народных сказках). Вот почему в поминальном обычае сохранился кисель в таком виде: с молоком.
Овсяную муку можно приготовить самим, перемолов в кофемолке овсяные хлопья.
ОВСЯНЫЙ КИСЕЛЬ
2 стакана овсяной муки, 2 столовые ложки меда, 8 стаканов воды, соль по вкусу.
Овсяную муку залить теплой водой и хорошо перемешать, чтобы не было комков. Дать ей набухнуть в течение 6-8 часов (можно оставить на ночь). Затем сито, добавить мед, посолить и варить, помешивая, до загустения. Горячий кисель разлить в формы, дать ему застыть и разрезать ножом на порции.
Поминальная трапеза, по преданию, завершалась пирогом, который выносили из дома на блюде в окружении свечей и раздавали нищим как милостыню на помин души усопшего.
КРЕМАЦИЯ
Погребальный огонь использовался людьми, как обнаружили археологи, примерно, еще девять тысяч лет назад. церемониальное похоронное сожжение имело широкое распространение у античных народов, германцев, скандинавов, франков, славян, индусов, японцев и многих других. В Древней Греции похороны в землю и предание огню существовали одновременно. Это доказывают находки в некрополях в скалах Сиракуз — древнегреческой колонии на Сицилии, где встречаются обе формы погребения. Письменные свидетельства о сожжении мертвых относятся еще к гомеровскому периоду, от которого нас отделяет более 2, 5 тысяч лет. В древнегреческих трагедиях Эсхила и Софокла, у римских поэтов Пропорция и Тибулла есть описания сцен огненного погребения.
Обряд был торжественным и пышным. Мертвых сжигали вместе с жертвенными животными и ценными дарами, пепел поливали вином, урны — полукруглые, закрытые крышкой жестяные капсулы или круглые закрытые свинцовые сундучки — опускали в каменные могилы и над ними сооружали земляные холмы. Этрусские (Апеннинский полуостров, первое тысячелетие до н. э.) хранилища пепла имели форму маленьких домиков и миниатюрных храмов. Глиняные урны тонкостью своих форм, изяществом и раскраской служили образцами гончарного искусства. Археологи обнаруживали примитивные формы погребального скульптурного портрета в урнах этрусков. В гористой местности гробницы устраивали в скалах.
У древних римлян также в одно и то же время сосуществовали в обычаях погребальный костер и земляная могила, но позже похороны в землю становились все менее распространенными. В конце республиканского периода (завершившегося во время правления Августа на рубеже н. э.) сожжение покойных у римлян осуществлялось повсеместно и долго считалось наиболее предпочтительным обрядом. Римские фамильные устринумы — место погребения с площадью для разведения огня — окружали стеной или балюстрадой. В центре на возвышении сооружалось "пожарище" с воздуховодами. Пепел погребали в маленьком, около 60 сантиметров длиной, саркофаге. Известно, что Юлий Цезарь, Брут, Гней Помпеи, Октовиан Август, Тиберий, Нерон были преданы после смерти сожжению. Обстановка церемониала была роскошной: тело умершего натиралось пахучими маслами, курились особые снадобья.
Распространение христианства в провинциях Римской империи и среди самих римлян в начальный период не отразилось на способах погребения, которое велось в соответствии с традициями народов, населяющих ее обширные территории.
У древних славян предание огню считалось почетным способом погребения. Историк А. Котляревский приводит об этом свидетельства арабских путешественников Масуди (конец IX века), Ибн Фадлани, Ибн Доста.
В "Повести временных лет" — памятнике древнерусской культуры XII века, включающем свод летописей XI века, говорится: "И радимичи и вятичи (древнерусские племена, жившие на Средней Волге и Оке), и Север один обычай имяху (имели) ... Аще (если) кто умряху (умирал), творяху (творили) тризн (похоронный обряд, включающий военные игры, состязания, пиршество) на ним, и по сем творяху кладу велику погребальный костер... Сижу творяху обычая и кривичи (северо-западные славянские племена)..."
Многочисленные археологические находки свидетельствуют о том, что в глубокой древности погребальный огонь был в обиходе у многих народов, живших тогда на территории нынешней Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, Грузии, Армении... Во время стихийных бедствий, эпидемий огонь часто применяли для санитарной защиты населения. В истории Древней Греции известно о массовом сожжении жертв жестокой эпидемии чумы. Начиная с XV века, в Европе погребальные костры в санитарно-гигиенических целях использовались и при массовых сожжениях, и в единичных случаях как в мирное время, так и во время войн, например, франко-прусской войны 1870—1871 годов. В 1876 году под Астраханью в Ветлянке они были применены во время чумы.
Начало современного этапа кремации относится к 1874 году — времени изобретения, постройки и испытания немецким инженером доктором Фридрихом Сименсом специальной установки, в которой сожжение происходило не в пламени огня, а в струе раскаленного воздуха и генераторных газов. В настоящее время в мире действуют более 14300 крематориев.
В Москве первый крематорий открыт в 1927 году на кладбище при Донском монастыре. Через 45 лет в городе был построен еще один — на этот раз крупнейший в Европе и доныне — крематорий на Николо-Архангельском кладбище, в 1985 году — на Митинском, а спустя еще три года — на Хованском. В России есть крематории еще в двух городах: в Санкт-Петербурге с 1973 года и в Екатеринбурге с 1983 года; на Украине — в Харькове с 1977 года и в Киеве с 1978 года; в Белоруссии — в Минске с 1986 года.
За последние десять лет традиция кремировать покойных среди москвичей и жителей ближнего Подмосковья распространилась очень широко. Этому способствует относительно невысокая стоимость кремации, возможность впоследствии без спешки найти оптимальное место для погребения урны с прахом. В течение одиннадцати месяцев ее могут оставить на хранение в крематории. В крематории прах помещается сначала в капсулу, которая затем вкладывается в урну. Традиционно урны выполняются в виде кубка, вазы с крышкой, шкатулки, чаши, изготавливаются из мрамора, гранита и другого натурального камня, керамики, синтетических материалов, имеют религиозную символику, украшаются растительным или геометрическим орнаментом.
Прощание с покойным перед кремацией происходит в торжественной обстановке ритуальных залов. В начале 1996 года все ритуальные залы московских крематориев заново оформлены траурным убранством и торжественно обставлены в соответствии с рекомендациями архитекторов, дизайнеров и психологов. В создании их интерьера используются витражи, лепные украшения, металл, особые светильники, придающие притемнением скорбную торжественность помещению. Для установки венков, корзин с цветами, бархатных по душечек с орденами и медалями и других траурных атрибутов предусмотрены красивые подставки.
В ритуальном зале Донского крематория прощание происходит под музыку духового органа. В Большом зале Николо-Архангельского траурные произведения исполняет струнный квартет, во всех остальных залах крематориев имеются электроорганы.
У входа в зал похоронную процессию встретит организатор прощального ритуала.
Бывает, что в ритуальный зал, по просьбе родных и близких покойного, приходит священник. Если при этом музыку при прощании полагают неуместной, следует предупредить об этом заднее организатора. На Никло-Архангельском, Митинском и Хованском кладбищах есть действующие часовни, где можно совершить отпевание усопших, в Донском монастыре это происходит в храме.
Совершить погребение урны с прахом можно уже назавтра после кремации, если определено место. На многих кладбищах Москвы: Преображенском, Троекуровском, Новодевичьем, Донском, Митинском, Николо-Архангельском есть специальные сооружения — стены с нишами, закрываемыми после установки урны мемориальной плитой, называемые колумбариями. Территория, прилегающая к колумбариям, украшается цветниками, декоративным кустарником.
К достоинствам такого вида захоронения относится невысокая стоимость ниши и мемориальной плиты, закрывающей помещенную туда урну.
Кроме открытых колумбариев в Москве есть еще также четыре здания-колумбария: два из них — в Донском крематории, еще один — в Николо-Архангельском. Последнее здание-колумбарий сооружено в 1979 году на Ваганьковском кладбище. Колумбарий, расположенный в помещении, удобен для посещения места захоронения в любое время года при любой погоде.
Однако в последнее время более часто прибегают к захоронению урн с прахом на кладбищах в могилах родственников, что также обходится недорого.
ДУХОВОЙ ОРКЕСТР
В ТРАУРНОЙ ЦЕРЕМОНИИ
Музыка способна выразить самую глубокую скорбь и самые тонкие переживания. С древнейших времен она является неотъемлемой частью погребального обряда. Основой современного реквиема — траурного вокального или вокально-инструментального музыкального произведения является плач, причитание, причет, вопль — они издавна в различных формах присутствуют у всех народов мира. Древнейшие тексты погребальных плачей сохранились в ассирийских, египетских памятниках письменности.
В похоронных причетах отразились верования наших предков, их представления о загробной жизни. Русские похоронные плачи исполнялись как родственниками покойного, так и профессиональными вопленицами. Лучшие плакальщицы, такие, как знаменитая олонецкая причетница Ирина Федосова (1831—1899), от которой было записано свыше тридцати тысяч стихов-плачей, искусно сочетали традиционные музыкально-поэтические формы с индивидуальным творчеством, импровизацией. Традиция похоронного причитания во многих областях России сохранялась и в начале XX века, причем не только как бытовое явление, но и как выражение общенародного горя, таков причет «Каменна Москва вся проплакана», сложенный архангельской сказительницей М.С. Крюковой.
Однако в крупных городах все большее распространение для выражения скорби и траура приобретает инструментальная музыка. В Европе и России — это оркестр группы медных духовых инструментов: валторна, труба, тромбон, туба и их разновидности. Он является принадлежностью официальной церемонии: придворной, военной. Влияние воинских традиций на гражданскую обрядовость обусловлено двумя мировыми войнами, в ходе которых России, в частности, пришлось пережить и отразить мощные интервенции на свою территорию, для борьбы с ними была мобилизована значительная часть населения. Даже сейчас, более чем через полвека после Великой Отечественной войны, среди ныне живущих в России еще немало ветеранов войны, для которых память о ней свята. Естественно, что все торжественные церемонии и ритуалы, праздничные и траурные, были буквально пронизаны армейской символикой и атрибутикой.
В русской армии духовой оркестр стал играть заметную роль уже с петровских времен — царским указом статус военных музыкантов был определен в 1711 году. В Европе в ту пору духовые оркестры были распространены довольно широко.
Само слово «оркестр» греческое. Однако в Древней Греции «орхестрой» называли полукруглую площадку перед сценой в театре, где размещался хор — непременный участник любого представления. Потом, примерно с XVI века, оркестром стали называть коллективы музыкантов. С XVII века духовые оркестры — неотъемлемая часть различных придворных церемоний, военных парадов, они сопровождали армию в походах.
Большое значение придавал военной музыке великий русский полководец Суворов, считая, что "звуки марша оркестра удесятеряют силы русских бойцов".
Музыка, звучащая в исполнении духовного оркестра, придает церемониям большую торжественность и патетичность. Поэтому "наряду с эскортом, ружейным или артиллерийским салютом, торжественным маршем-шествием, духовой оркестр стал неотъемлемым атрибутом военного походного ритуала сначала для высших военных чинов, а впоследствии получил более широкое распространение.
Сопровождение духовым оркестром похоронной процессии усиливает гражданственность обряда, подчеркивает заслуги покойного перед Отечеством обществом и государством. В Москве, как и везде по России, начиная с 30-х годов, духовые оркестры в большем или меньшем составе имелись при всех клубах и Дворах культуры, на фабриках и заводах, в ЖЭКах, пожарных командах, отделениях милиции, воинских частях и т. п. В репертуаре каждого из них наряду с праздничными произведениями была траурная музыка, которая исполнялась на похоронах. Однако в большинстве своем в составе этих оркестров играли музыканты-любители. В начале 50-х годов специально для сопровождения погребальных процессии при городской похоронной службе был создан большой духовой оркестр профессиональных музыкантов, объединяющий несколько групп, число которых в 70-е годы доходило до девяти и более.
В оркестре есть диспетчер, как правило, один из музыкантов, который, получив заказ, уточняет с родственниками покойного или организатором похорон репертуар маршрут процессии, особенности ритуала в зависимости от традиций семьи покойного, коллектива, к которому он принадлежал и представители которого будут провожать его в последний путь, его вероисповедания, национальности.
Начало 90-х годов было отмечено ослаблением интереса к духовым оркестрам, к музыке патриотического, гражданственного пафоса. Празднование 50-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне напомнило славные традиции. Вновь чаще звучит духовой оркестр на праздничных встречах и при последнем прощании, звучит, как прежде, чтобы полнее выразить чувства людей, которые не выскажешь словами, не передашь ничем, кроме музыки.
Как ни странно, но участие духового оркестра в похоронах иногда противопоставляют церковному обряду, хотя нередко оркестр сопровождает погребальную процессию по дороге в храм на панихиду в деревнях и небольших городах, а в Москве играет при выносе гроба из катафалка перед тем, как войти с ним в церковь и затем при выходе из нее. В это время принято исполнять хорал Чайковского или другие произведения духовной музыки русских композиторов. На кладбище, если нет певчих, музыка духового оркестра уместна при сопровождении процессии к месту захоронения покойного и в момент предания его земле.
На протяжении столетий священник, певчие, оркестранты находились рядом на похоронах тем более, если в последний путь провожали военного, имевшего большие заслуги перед Отечеством. Эта традиция осталась и поныне, немало людей ее придерживаются, очевидно, что и впредь она сохранится.
ВСЕЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ
Дни ОСОБОЙ ПАМЯТИ всех усопших православных христиан
В молитвах об у мерших христианах мы называем их усопшими (то есть уснувшими), потому что они только на время как бы уснули — душа их отделилась от тела и переселилась из этой, земной, жизни в другую, небесную, и ждет там того времени, когда, при всеобщем воскресении, она, по слову Божию, опять соединится с телом. Умерших потому и называют покойными, что они находятся в вечном покое.
В русском народе есть обычай называть покойников, родных и чужих, старых и малых — родителями, то есть принадлежащими уже к почившим отцам, которые отошли в жизнь вечную. Наименование покойников родителями пробуждает в нас благоговение к их памяти. Отсюда и дни, или, собственно, субботы, в которые совершается церковное поминовение усопших, получили название родительских суббот. В Церкви вообще именно в субботы полагается сугубое (особое) моление об усопших. День субботы, как день покоя, когда Господь после шести дней творения мира почил от дел Своих, по самому своему значению есть наиболее приемлемый день для моления о упокоении всех почивших от земных трудов.
Святая Церковь установила две вселенские родительские субботы — мясопустную и Троицкую, дни поминовения усопших в субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста, на Радоницу (пасхальное поминовение усопших), на Димитриевскую субботу и поминовение воинов в День Победы 9 мая.
Мясопустная родительская суббота
Мясопустная родительская суббота бывает за девять дней до начала Великого поста. В воскресный день сырной седмицы (Масленицы), последний перед Великим постом день, в который по Церковному Уставу еще разрешается ядение мяса (Неделя мясопустная), Святая Церковь совершает воспоминание (напоминание) Страшного Суда (Второго пришествия Христова). Накануне, в субботу, как бы в день, предшествующий Страшному Суду Христову, и в преддверии Великого поста, когда следует войти в теснейший союз любви со всеми членами Царства Христова, Церковь ходатайствует обо всех от Адама до нынешних дней усопших во благочестии и правой вере отцах и братиях наших и всех внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения — умоляет Господа помиловать их, когда Он придет судить всех людей. Многие весьма нередко умирают неестественной смертью, например, во время странствования по морям, в непроходимых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода и холода, на пожарах и на войне. Вот почему святые отцы, движимые человеколюбием, установили, основываясь на апостольском учении, совершать это общее, вселенское поминовение, чтобы никто, — когда бы, где бы